Со дня вступления в силу настоящего мирного договора состояние войны между договаривающимися сторонами прекращается. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР (также от имени БССР, бело-русское руководство не было проинформировано о ведении переговоров) с одной стороны, и Польшей, — с другой, подписанный 18. 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 94Рижский договор 1921 года и русско-польские отношения#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты #Мир. Исполняется 100 лет с момента подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, завершившего советско-польскую войну 1920-1921 годов. «Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей».
В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору
Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. В четверг, 18 марта, исполняется 100 лет со дня подписания Мирного договора, положившего конец польско-советской войне 1919-1921 годов. Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. Итогом советско-польских переговоров стал Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года. Записка Г.В. Чичерина В.И. Ленину о целесообразности оставить без ответа польские требования к РСФСР, 22 марта 1920 г Интернет-проект «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов.
Main navigation
- stopka gov.pl
- Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши
- Подписан Рижский мирный договор | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
- Почему проигрыш в польско-советской войне стал бы благом для Польши
Рижский мирный договор между Советской Республикой и Польшей, 18 марта 1921 г.
Горынь — р. Збруч является оптимальной, поскольку на ней находятся готовые инженерные укрепления. Принять данную линию за основу польской восточной границы предлагали сторонники Народно-демократической партии Польши «эндеки» их ярким представителем был Р. Дмовский; соответствующие установки разделяли глава польской делегации на рижских мирных переговорах Я. Домбский и представлявший польский сейм на переговорах Ст.
Выступая за создание «сильной Польши», они считали, что в состав польского государства не следует включать территории с народами, ментально и культурно чуждыми польскому обществу. Что касается ССРБ, то ее позиция в отношении границы с Польшей была сформулирована в Декларации о независимости, принятой 31 июля 1920 г. В документе говорилось, что западная граница должна соответствовать этнографическому принципу [5, с. Итак, несмотря на принципиальные политические расхождения, в части определения западной границы белорусского государства подходы сторонников демократической и Советской Беларуси совпадали.
В документе говорилось, что в основу мира следует положить «немедленное торжественное подтверждение как Польшей, так и Россией, независимости Украины, Литвы и Белоруссии и признание независимости Восточной Галиции», а также официальное признание государственного устройства в Литве, Беларуси и Украине [8, с. В заявлении подчеркивалось, что советская сторона готова признать в качестве польской границы линию, которая будет проходить значительно восточнее «линии Керзона». Иоффе в десятидневный срок заключить перемирие с поляками даже ценой уступки полякам части территории Беларуси и Украины. После консультации с Москвой А.
Иоффе заявил о предпочтительности второго варианта. Тогда же обе стороны договорились не рассматривать в качестве основы польско-советской границы «линию Керзона» и «борисовскую линию» т. Польша обязалась признать независимость Беларуси и Украины и подтвердила, что уважает их государственный суверенитет. В феврале 1921 г.
На бескрайних просторах бывшей Российской империи бушевало пламя гражданской войны, победа в которой склонялась к большевикам — крайне левому крылу российских социал-демократов. Версальский мир 1919 г. И его самую главную часть: как и где пройдёт новая польско-российская граница?
Польша, конечно, при формировании Версальского мироустройства имела куда как более сильные позиции, чем Советская Россия. Хорошей иллюстрацией реального положения двух держав в новом глобальном раскладе политических сил служит простой факт. Польшу на Парижской мирной конференции представлял один из виднейших польских политиков Роман Дмовский, в то время как представителей России, красной или белой, на переговорах не было вовсе.
Одной из констант Версаля было исключение России из числа великих держав и ликвидация правительства большевиков. Отторжение державами-победителями правительства Ленина было легко объяснимо, весь сами большевики в тот момент надеялись на начало мировой или во всяком случае общеевропейской революции, которая покончит с «империалистами». Совершенно иным было положение Польши, которая не только пользовалась достаточно большими симпатиями, как крупная европейская нация наконец-то обретавшая независимость после столетия небытия, но и рассматривалась западными политиками в качестве важного элемента нового баланса сил.
Возрождённая Польша, с серьезным индустриальным потенциалом, внушительным населением и мощной армией, должна была стать гарантом нового мироустройства на Востоке Европы. Варшава была призвана сыграть особую роль в обеспечении контроля над униженной и растоптанной, но сохранявшей огромный потенциал, Германией на западе от своих границ. На Востоке Польша должна была, по мысли творцов Версаля, стать надёжным заслоном от «большевистской заразы», а, возможно, и поучаствовать в свержении советской власти.
Непосредственно и вживую. То есть, чтобы потом не было "Да я не то имел в виду, да меня неправильно поняли! Польша, по мнению ЦК, могла бы, во-первых, обратиться с таким предложением САМА, а во-вторых - предоставить письменный документ, заверенный по всем правилам международных отношений и подтверждающий факт согласия на подобное разграничение. Вот как угодно можно относиться к большевикам, но "горбачевыми", поверившими НАТО на слово, о его дальнейшем "нерасширении" - они не были. И как думаете - какова была реакция Польши?
Правильно - гордый шляхетский отказ. Что в частности, придало аргументов фракции Троцкого - и на сцену выходит товарищ Тухачевский.
На бескрайних просторах бывшей Российской империи бушевало пламя гражданской войны, победа в которой склонялась к большевикам — крайне левому крылу российских социал-демократов. Версальский мир 1919 г. И его самую главную часть: как и где пройдёт новая польско-российская граница? Польша, конечно, при формировании Версальского мироустройства имела куда как более сильные позиции, чем Советская Россия.
Хорошей иллюстрацией реального положения двух держав в новом глобальном раскладе политических сил служит простой факт. Польшу на Парижской мирной конференции представлял один из виднейших польских политиков Роман Дмовский, в то время как представителей России, красной или белой, на переговорах не было вовсе. Одной из констант Версаля было исключение России из числа великих держав и ликвидация правительства большевиков. Отторжение державами-победителями правительства Ленина было легко объяснимо, весь сами большевики в тот момент надеялись на начало мировой или во всяком случае общеевропейской революции, которая покончит с «империалистами». Совершенно иным было положение Польши, которая не только пользовалась достаточно большими симпатиями, как крупная европейская нация наконец-то обретавшая независимость после столетия небытия, но и рассматривалась западными политиками в качестве важного элемента нового баланса сил. Возрождённая Польша, с серьезным индустриальным потенциалом, внушительным населением и мощной армией, должна была стать гарантом нового мироустройства на Востоке Европы.
Варшава была призвана сыграть особую роль в обеспечении контроля над униженной и растоптанной, но сохранявшей огромный потенциал, Германией на западе от своих границ. На Востоке Польша должна была, по мысли творцов Версаля, стать надёжным заслоном от «большевистской заразы», а, возможно, и поучаствовать в свержении советской власти.
Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор.
Исполняется 100 лет с момента подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, завершившего советско-польскую войну 1920-1921 годов. «Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей». «Рижский договор и обмен пленными польско большевистской войны 1920 г.» (д р ист. наук, профессор, декан факультета политологии и международных отношений Уни верситета Торунь), «О мандате ВРК БССР для делегации РСФСР на ведение мирных пере говоров с Польшей». пардон за высокий слог.
Столетие Рижского мирного договора: все разделилось на "до" и "после"
До момента законно совершенной оптации оптирующие подчиняются всем законам, существующим в том государстве, где они проживают; после этого — признаются иностранцами. Если лицо, законно совершившее оптацию, находится под следствием или судом, либо отбывает наказание — оно, по требованию государства, в пользу которого совершена оптация, высылается в это государство со всем делопроизводством и под стражей. Лица, законно совершившие оптацию, во всех отношениях признаются гражданами того государства, в пользу которого они оптировали, и все без исключения права и привилегии, предоставленные настоящим договором, либо последующими договорами, гражданам этого государства, на равных правах признаются и за оптировавшими так, как если бы они были гражданами этого государства уже в момент ратификации настоящего договора. Статья VII.
Польша предоставляет лицам русской, украинской и белорусской национальности, находящимся в Польше, на основе равноправия национальностей, все права, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнения религиозных обрядов. Взаимно Россия и Украина обеспечивают лицам польской национальности, находящимся в России, Украине и Белоруссии, все те же права. Лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше имеют право, в пределах внутреннего законодательства, культивировать свой родной язык, организовывать и поддерживать свои школы, развивать свою культуру и образовывать с этой целью общества и союзы.
Этими же правами, в пределах внутреннего законодательства, будут пользоваться лица польской национальности, находящиеся в России, Украине и Белоруссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются пи прямо, ни косвенно не вмешиваться в дела, касающиеся устройства и жизни церкви и религиозных обществ, находящихся на территории другой стороны. Церкви и религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности в России, Украине и Белоруссии, имеют право, в пределах внутреннего законодательства, самостоятельно устраивать свою внутреннюю церковную жизнь.
Вышеозначенные церкви и религиозные общества имеют право, в пределах внутреннего законодательства, пользоваться и приобретать движимое, и недвижимое имущество, необходимое для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений. На тех же основаниях они имеют право пользования храмами и учреждениями, необходимыми для выполнения религиозных обрядов. Этими же правами пользуются лица русской, украинской и белорусской национальности в Польше.
Статья VIII. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от возмещения своих военных расходов, т. Статья IX.
Соглашение о репатриации, заключенное между Россией и Украиной с одной стороны, и Польшей — с другой во исполнение статьи VII, договора о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 года, подписанное в г. Риге 24 февраля 1921 года, — остаются в силе. Расчет и выплата действительных расходов на содержание военнопленных должны производиться каждые 3 месяца.
Способ расчета и сумма издержек устанавливаются Смешанными Комиссиями, предусмотренными вышеупомянутым Соглашением о репатриации. Обе договаривающиеся стороны обязуются чтить и соответственно содержать могилы военнопленных, умерших в плену, а также могилы солдат, офицеров и иных военнослужащих, погибших в боях и похороненных на их территориях. Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения.
Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X.
Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны. Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны.
Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством. Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению.
Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора. Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора.
Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем.
Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т. Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше. Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств.
Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п.
Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии.
Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство.
Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство.
Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н.
Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями.
Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного. К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству.
В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья XIII. В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г.
Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора.
Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н.
Иоффе в десятидневный срок заключить перемирие с поляками даже ценой уступки полякам части территории Беларуси и Украины. После консультации с Москвой А. Иоффе заявил о предпочтительности второго варианта. Тогда же обе стороны договорились не рассматривать в качестве основы польско-советской границы «линию Керзона» и «борисовскую линию» т. Польша обязалась признать независимость Беларуси и Украины и подтвердила, что уважает их государственный суверенитет.
В феврале 1921 г. Пилсудский, который заметил, что земли, отходящие к Советской России, не представляют для Польши существенного значения, а в дальнейшем границу можно будет изменить с большей выгодой для польского государства. На заключительном этапе мирных переговоров делегация Советской России согласилась передать в состав Польши территорию в районе Полесья площадью в 12 тыс. Эта территориальная уступка была увязана с сокращением польских финансовых требований. Комментируя достигнутые договоренности, В. Ленин сделал важное заявление: «…В последнее время мы решили еще пойти на некоторые уступки не потому, что считали это справедливым, а потому что считали важным делом сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира». Кроме того, в тексте договора сохранялось указание на признание договаривающимся сторонами независимости Беларуси.
Фактор Беларуси в процессе советско-польского мирного урегулирования 1920—1921 гг. Ни Советы, ни Польша не сумели победить в этой войне, заложив, как справедливо пишет петербургский историк С. Полторак, "в почву своих отношений зерна будущей схватки: схватки несоизмеримо более жестокой". По утверждению Полторака, в "самих итогах этой войны для Польши была заложена основа трагедии 1939-1945 годов". Указывая на то, что в этой войне не было победителей, Полторак утверждает, что и на то, что "и для Польши, и для Советов эта война была ни что иное, как победоносное поражение!
Аналогичная комиссия под руководством А. Преснякова возникла несколько позже и в Петрограде. На основании документов московской комиссии, которая провела десять заседаний с 23 апреля по 11 мая 1921 г.
К Польской Республике отошли обширные территории, находившиеся к востоку от линии Керзона , с преобладанием непольского населения — Западная Украина западная часть Волынской губернии , Западная Белоруссия Гродненская губерния и часть территорий других губерний Российской империи части Псковского , Островского уездов Псковской губернии , западные части Волынской , Минской губерний. Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга.
Именно Варшава начала агрессию, оккупировав часть Литвы и огромные территории южнее. Этому предшествовали распад Российской империи и окончание Первой мировой. Андрей Артизов, руководитель Федерального архивного агентства: «Руководство Польши ставило своей целью восстановление прежних границ Речи Посполитой.
К концу 19-го года польские войска заняли Белоруссию, западную Украину, вместе с Петлюрой вступили в Киев».
Navigation menu
- В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору - Российская газета
- Путин направил приветствие участникам проекта, посвященного польско-советской войне
- "Горький мир." Почему польско-советский мирный договор 1921 не удовлетворил ни Москву, ни Варшаву?
- Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор.
Столетие Рижского мирного договора: все разделилось на "до" и "после"
Он подчеркнул необходимость взвешенного и объективного анализа многовековых отношений российского, белорусского, украинского, литовского и польского народов на основе исторических фактов, подтвержденных документально. О выставке Историко-документальная выставка "Польско-советская война 1919-1921 годов. Рижский мирный договор", посвященная военному противостоянию Советского Союза и Польши и дипломатическому урегулированию этого конфликта, открылась во вторник в выставочном зале федеральных архивов в Москве. Посетители могут увидеть архивные документы, дополненные музейными предметами - подлинными пропагандистскими листовками и плакатами на русском и польском языках, включая оригиналы легендарных "Окон РОСТА", образцы живописи и графики, личные вещи В. Ленина, Ф.
Впоследствии подобное принуждение стало причиной для того, чтобы признать соглашение несправедливым. Поэтому в некоторых современных источниках соглашение 1921 г. Соответственно прекращение действия договора в 1939 г.
Идея пересмотра условий Рижского мирного договора возникала и среди влиятельных западных политиков, которые были не удовлетворены захватом Польшей территорий на восток от «линии Керзона». Только 15 марта 1923 г. И всё же Рижский мирный договор нельзя признать недействительным -при его заключении не нарушено ни одно из правил: компетентность представителей договаривающихся сторон, свобода соглашений этих уполномоченных без насилия , объект договора не противоречит международному праву. Крупнейший российский специалист в области международных отношений и внешней политики проф. Наринский подтверждает, что Рижский договор заложил основу международным отношениям до 1939 г. Договор прекратил действовать в результате аннулирования -одностороннего отказа СССР выполнять его условия по причине несоблюдения условий договора Польшей Pasta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. В советской исторической школе закрепилось положение, что Рижский мирный договор действовал до 17 сентября 1939 г.
Западная Украина и Западная Белоруссия в соответствии с волей населения этих областей вошли в состав Советского Союза» [Дипломатический 1950: 511]. Спорно, что после оккупации Германией польских территорий, один из субъектов международного договора полностью исчез - правительство Сикорского в эмиграции продолжило сопротивление. В польской историографии существует такое понятие как «рижская подсистема международных отношений», которое подразумевает формирование государств и границ в межвоенный период. Большая часть закреплённых в документе договорённостей подводила своеобразный итог претензиям Польши к России за 150 лет прошедшие с момента первого раздела Речи Посполитой. То есть для поляков Рижский договор - это своего рода реванш, «акт исторической справедливости». Официальные круги и представители польской исторической школы продолжают трактовать отделение «восточных кресов» осенью 1939 г. Заключение Рижского мира сыграло ключевую роль в истории становления белорусской и украинской национальной государственности, став временным препятствием для консолидации в рамках этнического расселения.
Поэтому основной причиной аннуляции договора в сентябре 1939 г. Несмотря на выявленное разнообразие в оценках мирного соглашения, можно утверждать, что Рижский мирный договор 1921 г. Список литературы и источников 1. The Soviet-Polish peace of 1921 and the creation of interwar Europe. New Haven; London: Yale univ. Materski, W.
Однако новому лидеру страны Юзефу Пилсудскому этого оказалось мало. Наблюдая, что большевики ослаблены гражданской войной, он решает расширить свои владения и ведет войска на белорусские и украинские земли. Это государство между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. Цепочка такая от Югославии до Румынии, Венгрии. При этом, по мысли Пилсудского, западная Украина и Белоруссия должны были отойти именно полякам», - отметил куратор выставки Евгений Григорьев. На выставке представлены протоколы 1919 года - воспоминания жителей Вильно Вильнюс, - прим. Белосток, Глинки, Ближин - лагеря, построенные в Польше для пленных солдат Красной армии.
Его миссия закончилась неудачей. Экономику всех трех разделов разорили военные действия , многократно прокатывавшиеся через польские земли в ходе Первой мировой войны; царил голод, бушевали эпидемии гриппа, дизентерии и тифа. Польское государство в огромной степени зависело от поддержки Антанты — начиная с продовольственной помощи и военных поставок и заканчивая политическими решениями. Спорные земли Среди наиболее сложных вопросов , которые нужно было решать, находилась проблема границ. Польша именно «возрождалась», или — как тогда выражались, обращаясь к сильной традиции польского романтизма XIX века, — «воскресала из мертвых». Поэтому для большей части польского общества исходной точкой были восточные границы Польши на момент, когда ее уложили в гроб в XVIII веке. У политических элит был на этот счет гораздо более рациональный взгляд, ведь они быстрее поняли неотвратимость процессов, произошедших на восточных землях бывшей Речи Посполитой в течение предшествующих ста лет, и потому иначе подходили к вопросу формирования польской позиции по вопросу восточных границ. Воспоминания Александра Ладося — одного из польских участников мирных переговоров в Риге В польском обществе сталкивались тогда две концепции , принципиально различные и противоречившие друг другу. Одной из них была федералистская концепция, представленная левыми партиями и поддерживаемая Начальником государства. Начальник государства — официальная должность, существовавший в 1918-1922 годах. Все это время ее занимал Юзеф Пилсудский. В ней решение вопроса польских границ на востоке виделось через создание нескольких связанных с Польшей демократических республик В обращении к народу , выпущенном в ноябре 1918 года, правительство Енджея Морачевского декларировало, что отношение польского государства к соседям будет основано «не на насилии или захватнических стремлениях , но на терпимом уважении общих интересов, полюбовном решении спорных вопросов». Далее правительство заверяло: «Мы не хотим доводить преходящие пограничные споры до неотвратимой борьбы соседних народов , веря, что демократии Польши, Литвы, Беларуси, Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Германии найдут выход для установления сосуществования свободных и равноправных народов». В то же самое время Юзеф Пилсудский в инструкции для своих эмиссаров , направлявшихся в Париж, высказывался в другом ключе: Юзеф Пилсудский Мы хотим добрососедских отношений с Россией. Дружественное устройство этих отношений тем легче Однако Россия , с которой Пилсудский надеялся установить добрососедские отношения, должна была прежде освободиться от большевизма. Именно в нем он усматривал наибольшую угрозу для слабой, возрождавшейся польской государственности. Призрак большевизма был для нее, с одной стороны, наибольшей угрозой, как внешней, так и внутренней, но с другой — единственным сильным козырем в европейской политике. Анджей Новак , историк Угроза большевизма могла поставить под вопрос само существование польского государства , но вместе с тем — пока она существовала и насколько воздействовала на воображение политических лидеров победивших стран Антанты — она усиливала позицию Польши в игре за ее стратегическое значение и территориальное расширение на востоке. Парадоксально, но именно эта угроза делала такую игру вообще возможной для Пилсудского. По той же причине власти в Варшаве с самого начала избегали установления каких-либо отношений с большевиками. Они не направили им ноту о провозглашении польского государства , что, вероятнее всего, послужило советским властям предлогом для занятия польских дипломатических представительств в Москве и Петрограде, а также заключения под стражу их персонала. Правительство Морачевского решительно протестовало, а до момента освобождения дипломатов считало отношения с большевистской Россией разорванными. Тем не менее, однако, следует помнить, что их установление никоим образом не могло быть в польских интересах, и вопрос о польско-российской границе отнюдь не был главной причиной этого. В свою очередь , «новая возрожденная Россия», представляемая генералом Деникиным и адмиралом Колчаком, искала союзников для борьбы с большевиками. По тактическим причинам она готова была заключить антибольшевистский союз с возрождавшейся Польшей. В августе 1919 года Деникин заверял специального эмиссара Пилсудского , что «новая Россия» будет проводить в отношении Польши политику дружбы и сохранять жесткую позицию относительно Германии. Антон Деникин , руководитель Белого движения... Тем не менее, он заявлял, что «при проведении этой границы должны быть учтены этнографические , исторические факторы, наконец, обоюдное удобство для соседних государств и все то, что будет им гарантировать прочные дружественные отношения». Однако Деникин весьма решительно очертил пределы дружественности новой России — ими были украинские земли. Какая-либо польская помощь для атамана Петлюры , поддержка стремлений украинцев к отделению от России и самоопределению должны были бы считаться враждебным актом по отношению к новой России. Деникин категорически предостерегал эмиссара Пилсудского: «Кто с Петлюрой — тот против возрождающейся России , тот ее подрывает! То есть, с точки зрения Деникина, перспектива отделения «малороссийских губерний» от остальной территории страны была не менее опасна, чем окончательная победа большевиков. Белая Россия в вопросе украинской государственности занимала определенно более жесткую позицию, чем Россия красная. Парадоксы политики большевиков Большевики не только по тактическим причинам склонны были признать национальные чаяния украинского народа , если бы он согласился пойти вместе с ними под красным знаменем. На рубеже 1918-1919 годов Ленин употреблял термин «временно независимая Украинская Советская Республика» и внушал своим соратникам необходимость сохранять «величайшую осторожность» в отношении национально сознательных украинских рабочих масс, а своим функционерам рекомендовал учить украинский язык. Убежденность во временном характере суверенитета украинской и белорусской советских республик позже нашла свое выражение и в Рижском договоре. Однако Ленин ошибался , полагая, что революционный советский интернационализм можно будет примирить с растущим национальным сознанием белорусов и украинцев и стремлениями этих народов к государственной обособленности. Даже тактическое признание ее большевиками укрепляло отличное от российского национальное сознание населения обеих этих советских республик, а также их стремления иметь собственные суверенные государства. Поэтому , как это ни парадоксально, тот факт, что формально подписантами Рижского договора стали советская Белоруссия и советская Украина хотя текст договора на украинском языке составил Леон Василевский, польский политик и дипломат, бывший министр иностранных дел , символизировал юридическое признание отдельности обоих народов и имел значение для процесса дальнейшего укрепления их национального сознания. Исторический процесс государственного строительства оказался сильнее идеологических установок. Ведь одной из главных причин распада советской империи в конце ХХ века как раз были всё усиливавшиеся стремления входивших в его состав народов к созданию собственных независимых государств. Слабость польской государственности , а также признаки возможности вспышки революции в Германии побуждали Ленина и его соратников задуматься о переносе пламени революции на Запад. Большевики считали Польшу хрупкой «перегородкой» , отделявшей русскую революцию от немецкой.
Столетие Рижского мирного договора: все разделилось на "до" и "после"
Однако, когда в середине августа Красная Армия была разбита у врат Варшавы, они пошли на мирные переговоры, которые сначала велись в Минске, а потом были перенесены в Ригу и длились в целом больше полугода. Тему продолжит Назар Олийнык. Рижский договор 1921 года завершил польско-большевистскую войну, гарантировал и определил восточные границы II Речи Посполитой, которые образовались путем раздела украинских и белорусских земель между Польшей и советской Россией. Следует сказать, что соглашение также де-факто стало признанием независимости балтийских республик и одновременно поставило крест на Варшавском договоре, известном как союз Пилсудский-Петлюра. Польша же получила мир только до 1939 года, до времени печально известного Пакта Молотова-Риббентропа, в результате которого ее поделили между собой сталинский СССР и гитлеровская Германия. Стоит подчеркнуть, что по замыслу маршала Пилсудского, УНР должна была стать ключевым среди других союзных государств, которые вместе должны были играть роль буфера по сдерживанию Москвы и служить гарантией безопасности для Польши.
Рижский договор стал неким нотариальным актом провала данного проекта. Об этом я спросил профессора Яна Писулиньского из Жешувского университета, которого и пригласил к разговору о Рижском договоре 1921 года. Несомненно, если говорить о каком-то плане для Восточной Европы, прежде всего об ограничении возможностей России путем сокращения ее территории и создания цепи государств, начиная от Финляндии и стран Балтии, а заканчивая Беларусью и Украиной, государств, которые бы отделяли Польшу от России, то, безусловно, можно утверждать, что Пилсудский потерпел неудачу. Он осознавал, что столь близкое соседство с Россией в долгосрочной перспективе небезопасно. Впрочем, до 1937 года Польша, прежде всего, готовилась к агрессии с восточного направления.
Очевидно, вопрос в том, какие были возможности у Пилсудского, чтобы что-то изменить, но он понимал опасность. Стоит также сказать, что в момент подписания Рижского мира ситуация в Стране Советов была крайне непростая. Скажем, на Украине полыхали крестьянские восстания, а на территории Польши находились петлюровские войска, готовые перейти границу, чтобы поддержать их. В этом контексте стоит вспомнить Второй зимний поход подразделений УНР в октябре-ноябре 1921 года, которые выступили с территории Польши, но потерпели поражение, поскольку повстанческое движение было уже по большом счету разгромлено. Историк объяснил, почему Пилсудский не решился на подобный шаг, скажем, в марте 1921 года.
История началась с поражения Германии в Первой мировой войне. Варшава получила независимость, а Владимир Ленин подписал декрет, где официально отказался от притязаний на территории Польши, которые до войны входили в состав Российской Империи. Однако новому лидеру страны Юзефу Пилсудскому этого оказалось мало. Наблюдая, что большевики ослаблены гражданской войной, он решает расширить свои владения и ведет войска на белорусские и украинские земли. Это государство между Балтийским, Черным и Адриатическим морями.
Цепочка такая от Югославии до Румынии, Венгрии. При этом, по мысли Пилсудского, западная Украина и Белоруссия должны были отойти именно полякам», - отметил куратор выставки Евгений Григорьев.
Рижский мирный договор» представляет комплекс архивных документов и материалов, освещающих события вооруженного противостояния и дипломатического урегулирования конфликта Советской России и Польши. Структура интернет-проекта выстроена в соответствии с тематико-хронологическим принципом и состоит из семи разделов: Перед схваткой 1918 — январь 1919 гг. Вторжение: польское наступление 1919 г. Мирная передышка осень 1919 г.
Польский поход на Киев весна 1920 г. Активная оборона и контрнаступление Красной армии конец мая — август 1920 г. Сражение на Висле август — сентябрь 1920 г. Рижский мир осень 1920 г. Для интернет-проекта были отобраны 1000 архивных документов, разнообразных по своему видовому составу. Это декреты и постановления высших государственных и партийных органов Советской России; решения органов государственной власти Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Великобритании; переписка советского руководства, дипломатические документы, директивы и приказы военного командования.
В рамках проекта представлены 93 фотографии, 21 карта и схема. Корпус архивных документов дополнен пропагандистскими материалами — листовками и плакатами на русском и польском языках, включая легендарные «Окна РОСТА», образцами живописи и графики Советской России 1918—1921 гг. Вниманию пользователей также представлены аудиозаписи 9 мин 22 сек и кинохроника 13 мин 15 сек , изображения музейных предметов, в том числе личных вещей В.
Исторические личности. Польша Польская Республика — глава государства Юзеф Пилсудский 1918-1922. Иоффе дипломат, партийный советский деятель , Я.
Ганецкий советский гос. Квиринг советский гос. Коцюбинский украинский партийный деятель , Л. От Польской Республики: Я.
Рижский мир с Польшей
Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года, разделил спорные территории в Беларуси и Украине между Польшей и Россией и положил конец конфликту. Рижский мирный договор, подписанный 18 марта 1921 года, разделил спорные территории в Беларуси и Украине между Польшей и Россией и положил конец конфликту. По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора. В Москве в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. и Рижский мирный договор», где представлены уникальные документы и предметы, например, подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском.
III.1921. Рижский мирный договор
В начале октября польская делегация выдвинула свое требование по установлению границы: линия Дисна — Вилейка — западнее Минска — Лунинец — Сарны — Ровно — по реке Збруч, восточнее этой линии должна быть нейтральная полоса шириной 30-40 километров. Карикатура на подписание договора Это соглашение до сих пор вызывает споры историков и исследователей этого периода. Самые популярные.
Рассчитываю, что свой вклад в деполитизированное изучение прошлого внесет и данная выставка. Уверен: она вызовет большой интерес у широкой общественности, придаст дополнительный импульс научно-исследовательской деятельности», — сказал он. На фото: Сергей Лавров В 2008—2013 годах сложные вопросы советско-польских отношений того периода были предметом пристального внимания российско-польской группы, созданной по решению руководителей двух стран, напомнил сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Если изучать исторические проблемы, опираясь на архивные документы, преследуя цель формирования более позитивного диалога, то такая исследовательская работа может сближать учёных, население, политические элиты. При условии, что последние не глухи к мнению исследователей.
Это происходит также только тогда, когда историки и политики находят в себе желание и умение транслировать примирение и взаимопонимание в обществах своих странах. На фото: Анатолий Торкунов, Сергей Нарышкин В свою очередь открывшаяся выставка, по его мнению, как раз «работает» на сближение и диалог, а также способствует спокойному и полифоничному анализу прошлого нескольких современных государств Восточной Европы, которые исторически были частями Речи Посполитой и Российского государства в разных итерациях этих исторических доминант европейского континента. Сегодня такой анализ необходим, ведь, как сказал сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян , польско-советская война продолжает оставаться в центре дискуссии историков России и Польши. Рижский договор, ознаменовавший завершение войны, имеет разные оттенки, отметил Александр Чубарьян, подчеркнув, что о негативных аспектах документа говорилось не раз.
На фото: Сергей Лавров В 2008—2013 годах сложные вопросы советско-польских отношений того периода были предметом пристального внимания российско-польской группы, созданной по решению руководителей двух стран, напомнил сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
Если изучать исторические проблемы, опираясь на архивные документы, преследуя цель формирования более позитивного диалога, то такая исследовательская работа может сближать учёных, население, политические элиты. При условии, что последние не глухи к мнению исследователей. Это происходит также только тогда, когда историки и политики находят в себе желание и умение транслировать примирение и взаимопонимание в обществах своих странах. На фото: Анатолий Торкунов, Сергей Нарышкин В свою очередь открывшаяся выставка, по его мнению, как раз «работает» на сближение и диалог, а также способствует спокойному и полифоничному анализу прошлого нескольких современных государств Восточной Европы, которые исторически были частями Речи Посполитой и Российского государства в разных итерациях этих исторических доминант европейского континента. Сегодня такой анализ необходим, ведь, как сказал сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян , польско-советская война продолжает оставаться в центре дискуссии историков России и Польши.
Рижский договор, ознаменовавший завершение войны, имеет разные оттенки, отметил Александр Чубарьян, подчеркнув, что о негативных аспектах документа говорилось не раз. Он добавил, что договор представляет собой и исторический компромисс, который «лучше было бы осуществить без войны». Рижский мир также показал: без России урегулирование и нормальное функционирование этой части Восточной Европы невозможно, уверен Александр Чубарьян.
Трагическое поражение Красной Армии командующий — Михаил Николаевич Тухачевский под Варшавой, названное поляками «чудом под Вислой», позволило режиму Юзефа Пилсудского не только удержать захваченные во время войны земли, но и навязать советской России свои условия мирного договора. Почему поляки выиграли эту войну? Одни историки винят в поражении самонадеянность Тухачевского, который не рассчитал собственные силы и пропустил момент, когда польские войска перешли в контрнаступление. Тем самым были разгромлены основные войска Красной Армии, брошенные против Польши. Другие отмечают, что Россия серьёзно пострадала во время Гражданской войны и не имела сил для борьбы на несколько фронтов. Мирный договор был нужен ей, чтобы убрать угрозу с запада и покончить с Русской Армией генерала Петра Николаевича Врангеля, которая в разгар борьбы с поляками перешла в наступление.
Условия мира, предложенные поляками, изначально были тяжёлыми.