Неутоленное желание и бесконечное томление пронизывают «Тристана и Изольду», напряжение страсти,воплощенное в бесконечной, ускользающей мелодии, которая не находит ни опоры, ни разрешения, а длится, длится, длится.
«Тристана и Изольду» заменили на оперу в литургической форме
Изольда вспоминает, как когда-то Тристан пришел к ней, скрыв свое имя, раненый, и она не добила его, хотя кинжал был уже занесен, а излечила его, прекрасными глазами заглянувшего прямо в ее душу, и тогда любовь поселилась в ее сердце. По мнению инициатора московской постановки "Тристана и Изольды" Яна Латам-Кенига, постановка вагнеровских опер дело сложное, куда проще концертное исполнение, а еще проще оркестровое, ведь от этого музыка не становиться хуже. Предлагая Тристану выпить за перемирие, Изольда протягивает ему не кубок и не чашу, а простой стеклянный стакан. Для Яна Латама-Кёнига «Тристан и Изольда» – второй крупный вагнеровский проект в Новой Опере после «Лоэнгрина», заслужившего признание критики и восторженные отзывы публики.
Кшиштоф Варликовский ставит Вагнера в Баварской опере
Двухсотлетие со дня рождения Вагнера в «Новой опере» отметили премьерой его «Тристана и Изольды». Прямая трансляция из Метрополитен Опера «Тристана и Изольды» с русскими субтитрами, и не только в Москве. В первый раз Тристан предстает перед Изольдой смертельно раненым незнакомцем, и она врачует его раны, проникаясь к нему любовью, для высвобождения которой любовный напиток – лишь предлог. МОСКВА, 20 мая — РИА Новости, Елена Чишковская. Премьеру оперы "Тристан и Изольда" Рихарда Вагнера представили в воскресенье в московском театре "Новая опера" — впервые в столице и в четвертый раз в России. 27 и 28 ноября прошла премьера балета "Тристан и Изольда" на музыку Рихарда Вагнера. Страдает Изольда в первом действии от неразрешимого противоречия между любовью к Тристану и ненавистью к нему за смерть брата и порабощение родной Ирландии.
Тристан-аккорд
Первая русская постановка: Петербург, Мариинский театр, 1899 г. Блуменфельда Ф. Литвин — Изольда, И. Ершов — Тристан. Замысел оперы возник у Вагнера в разгар работы над "Кольцом нибелунга", и, отложив завершение тетралогии, композитор приступил к сочинению «Тристана» 1857-1859. Это было в Швейцарии в годы изгнания после подавления дрезденского восстания, в котором Вагнер активно участвовал.
В его мировоззрении происходили тогда серьезные перемены. В эту пору он испытывал сильное воздействие философии Шопенгауэра, что сказалось на замысле «Тристана», придав всей концепции гениальной музыкальной драмы пессимистический колорит. Предание гласит: бретонский принц Тристан остался сиротой и воспитывался при дворе своего дяди, короля Корнуэльского Марка, который назначил его наследником. Тристан, мужественный и храбрый рыцарь, убил жестокого Марольта, ирландского великана, которому жители Корнуэльса платили дань юношами и девушками. Тяжело раненный отравленным оружием, герой садится в челн и плывет, предавшись воле волн.
Море прибивает челнок к берегу Ирландии, где Тристана находит Изольда Белокурая, знающая секрет исцеления тяжких недугов, и спасает ему жизнь. Когда король Марк решает жениться, Тристан дает ему совет взять в жены Изольду и отправляется за ней. В пути по ошибке они выпивают любовное питье; в сердцах их вспыхивает неукротимая страсть, не ослабевающая и тогда, когда Изольда становится женой короля. О свидания любовников узнаёт Марк, который после некоторых колебаний прощает обоих, но изгоняет Тристана. Тяжко раненный на поединке, герой призывает Изольду, однако из-за ревности другой женщины, носящей имя Изольды Белорукой, он получает ложную весть — будто его возлюбленная не приедет, и умирает.
Умирает и Изольда Белокурая. Поэтический рассказ был переосмыслен и углублен Вагнером, внесшим в него ряд новых мотивов. Все, что предшествовало поездке Тристана за невестой короля Марка, вынесено в предысторию драмы и уясняется из бесед действующих лиц Изольды, Брангены и др. Это хотя и создает неудобства для зрителя-слушателя, замедляя действие, но предоставляет композитору возможность сосредоточить все внимание на судьбе обоих главных героев в решающий час их жизни. В самом начале I д.
Изольда, по Вагнеру,— невеста убитого Тристаном Марольта. Она ненавидит спасенного ею героя, но ненависть является искажением испытываемого к нему чувства любви. Изольда оскорблена в своем женском достоинстве. Тристан оскорбил ее не только тем, что внешне не обращает на нее внимания, но прежде всего тем, что сватает за безразличного ей человека. Она велит служанке приготовить отраву.
Брангена подменяет ядовитые травы, и оба выпивают любовный напиток. Вагнер формально сохраняет верность старому рассказу — любовное зелье выпито по ошибке. По существу же, он совершенно переосмыслил этот мотив: любовное зелье в опере не является первопричиной страсти, охватившей героев; оно лишь помогло прорваться чувству, которое владело обоими. Когда, выпив зелье, Тристан и Изольда понимают, что для них в мире существует лишь их любовь, корабль прибывает в Корнуэльс, где мужем Изольды должен стать король Марк. В поэме и других литературных обработках темы, в соответствии с традициями жанра, любовь героя носит куртуазный характер.
В опере Вагнера для Тристана и Изольды любовь — это жизнь и смерть. Понятия ночь — смерть — любовь образуют единую цепь. День для обоих героев, принужденных скрывать свои чувства,— это юдоль страданий. Они стремятся к ночи, вечной тьме, то есть к смерти, которая их соединит. И Тристану и Изольде невыносима мысль об обмане, поэтому смерть является единственным выходом.
Сцена ночного свидания, устроенного Мелотом, мнимым другом Тристана, прославляет любовь, но звучит как гимн ночи-смерти здесь кроме Шопенгауэра слышны отголоски «Гимнов ночи» Новалиса.
В новом спектакле Мет, созданном польским кино- и театральным режиссером Мариушем Трелинским и его командой, ночь царит безраздельно: черная, глухая, страшная, прорезаемая лишь светом прожекторов и карманных фонариков и лишь на короткий миг свидания Тристана и Изольды обретающая свет — нечто вроде северного сияния. Но Трелинский верен Вагнеру не только в этом. Опьяненные пряными, эротическими звучаниями удивительной партитуры, мы забыли, что завязка вагнеровской драмы — война между Ирландией и Корнуэллом, в которой Тристан убивает жениха Изольды и сам оказывается ранен. Мы не помним, что Тристан — сирота и в его душе не заживает тоска по родителям, которых он потерял, не успев узнать, и по дому, в который он вернется умирать. Трелинский эту предысторию напоминает, тем самым делая характеры героев и их взаимоотношения более многомерными, а драму более интенсивной. Он переносит действие из Средних веков в середину века двадцатого, помещает героев на военный корабль и вводит в сцены предсмертного бреда Тристана бессловесную фигурку мальчика и полуразрушенный дом, исчезающий в языках огня. Стихия огня, воды, космоса — все это было необычайно важно для романтиков.
Природа была неуправляемой, загадочной силой, таившей угрозу, но и дарующей утешение. Умирающая Изольда поет о вздымающихся водах и дыхании земли, в которых она готова раствориться.
Казалось бы, Вагнер уже сделал все возможное, чтобы поставить любовные переживания своих героев в центр музыкальной драмы, но режиссер ухитряется еще больше укрупнить эти фигуры и их любовное противостояние. Отношения героев предрешены с самого начала — еще до всякого любовного напитка влюбленный Тристан безвольно валяется у ног рыжей Изольды, которая в иступленном бессилии бьет его по щекам, то и дело толкает в воду и таскает за капюшон драповой курточки.
В какой-то момент они просто устают сопротивляться своей любви. Очевидно, понимая, что еще больше повысить планку любовной страсти невозможно, с начала второго акта режиссер физически разводит влюбленных в пространстве. Любовный дуэт Тристан и Изольда исполняют в отдельных комнатах, которые парят в воздухе над сценой. Не имея возможности приблизиться друг к другу, в пароксизме страсти они с громким треском крушат мебель, размахивают реквизитом, разрывают обои и срывают с себя одежду.
Подзуживаемые мощным, интенсивным оркестром, почти не выходящим из бесконечной зоны кульминации дирижер Филипп Жордан тоже «идет в отрыв», по-голливудски отдаваясь вагнеровской страсти, — минуя негу и томление, он сразу переходит в активную фазу , Андреас Шагер и Мартина Серафин долгие полчаса физически демонстрируют накал эмоций в финале сцены комнаты накреняются, и мебель с шумом съезжает по наклоненной поверхности , что, надо сказать, заметно истощает их вокально. Еще более далекими от эпицентра драмы кажутся в этом контексте второстепенные персонажи оперы: грустный и потерянный король Марк знаменитый немецкий бас Рене Папе удивил неожиданной ломкостью и слабостью голоса , верная и бесстрастная служанка Брангена нежный лирический тембр Екатерины Губановой служит отличным контрастом плотному и сильному вокалу Изольды—Серафин , преданный оруженосец Тристана Курвенал убедительный драматичный шотландский бас-баритон Иэн Патерсон — из незримого спутника в начале оперы к финалу он становится участником, пожалуй, самой трогательной сцены спектакля, бессильно наблюдая за смертельным безумием дорогого человека.
Изольда тоже терзаема противоречиями, и Ольга Терентьева великолепно это показала. Векуа и Терентьева - прекрасный дуэт, они подходят друг другу по силе вокала, темпераменту, по мизансцене. Юлия Маточкина была великолепной Брангеной, даже странно, что ей не дали партию Изольды... Эдем Эмеров в партии Курвеналя был полон благородных порывов, а Павел Шмулевич сыграл мудрого и честного Короля Марка.
В главных и второстепенных партиях - одни звёзды Мариинского. Арии они исполнили - как вокалисты - и сыграли спектакль - как актёры - великолепно. Оркестр звучал волшебно - рокоты, раскаты грома, глубины моря, пропасть противоречий, томление, ожидание, невероятная нежность, патетичность, драма. По структуре.
О чем рассказал пылесос из оперы «Тристан и Изольда»
Он заменяет в Мадриде постоянного дирижера этой оперы Теодора Курентзиса который, кстати, работает в Перми, руководит театром оперы и балета. История, рассказанная языком музыки — это тоже путь от тьмы примитивности и предрассудков к палитре светлых и настоящих чувств. Опера «Тристан и Изольда» будет идти в Королевском театре Мадрида до 8 февраля. Одну из ролей, партию Брангены, в ней исполняет российская артистка Екатерина Губанова. Телефон касс: 91 516 06 60 Ссылки по теме:.
Но всё было бесполезно! На первых же минутах действа стало понятно всё.
Точнее, не понятно совсем. Меня терзал и мучил вопрос: «Зачем? Зачем это было сделано? Три действия разворачивались в разных пространствах: на современном корабле, в комнате условно «трехзвездочной» гостиницы и в апартаментах, скорее всего, XIX века. Никакой попытки переосмысления произведения, переноса смыслов на ситуацию XXI века не было. Действие оперы топорно переместили в современность.
На этом фоне крайне нелепо было слышать слова из оперы о мече и видеть, как Изольда отдает Тристану пистолет, или как Брангена, скучая на корабле, слушает плеер, или как уборщица в начале второго действия выносит на середину сцены пылесос и раскладывает полотенца в туалетной комнате. Мне повезло повстречать в антракте театрального критика из Перми Антона Исакова. Он рассказал, что на Западе есть такой модный тренд «не вкладывать никакого смысла, а предоставить возможность зрителю самому интерпретировать». Да, 15 лет назад она выглядела весьма интересно, есть здесь парочка любопытных находок, но в целом — это жуткий нафталин, пора придумывать что-то новенькое. Вот и получается, что постановка Чернякова скончалась через 15 лет, а классика и 150 лет остается живой», — поделился своими мыслями Антон Исаков и добавил: «Показалось, что идет какое-то снижение космической истории до мелкой бытовухи». После этого мне захотелось поинтересоваться, что увидели простые зрители в этой постановке.
Тем более, что с каждым действием их становилось всё меньше и меньше. А во время последнего действия в партере сидело уже менее трети зала. Ольга, побывавшая на спектакле, отметила, что «драматургия оперы великолепно передана безупречным исполнением музыки оркестром и пением солистов, но и только». Чувство, с которым сидела в Мариинке, похоже на то, которое испытываешь, когда случайно на улице, лет 10 спустя, встречаешь свою бывшую любовь. И поражаешься, насколько человек подурнел — и не только внешне. Вроде бы отдельные черты лица, улыбка — те же, когда-то столь дорогие.
Конечно, было бы великим чудом, если бы Эва-Мария Вестбрук исполнила титульную партию в этой опере, но это если и случится, то в будущем. Пока что она блистательно показала российским слушателям, на что способна в этой сложнейшей партии. Эва-Мария не просто спела - она пластически и мимически сыграла финал «Саломеи» как монооперу. Вместе с маэстро и его любимым оркестром сопрано раскрыла в мельчайших подробностях схватку Эроса и Танатоса, звериной страсти, оборачивающейся смертью. Оркестр поначалу как будто норовил испытать дебютантку на прочность, не стесняясь зашкаливающей громкости, но быстро понял, что не на ту напал: Вестбрук гордо перекрыла его своим голосом.
Свобода, с какой певица позволяла себе «лепить» образ, была похожа на гигантскую волну цунами, накрывающую испуганных слушателей. Она этой волной владела настолько, что казалась древней богиней, заклинающей разрушительную стихию.
В «Тристане» Вагнер использует на удивление современный музыкальный язык.
С самого начала он вершит революцию, открывающую дорогу в музыку ХХ века. В опере нет традиционной увертюры, конечно, есть прелюдия, но она сразу переносит вас в другое измерение. Отчасти из-за своей необычайной хроматической природы, отчасти потому, что по своей глубине она кардинально отличается от всего, что Вагнер писал до этого. Композитор сочетает революционный подход к опере с особой степенью экстаза в ключевых музыкальных моментах.
Я говорю в основном о любовном дуэте. Герои проходят несколько фаз этого экстаза. Сначала нарастает накал страстей к моменту их встречи, после того как Изольда ждет Тристана вместе с Брангеной в начале второго акта, и Брангена должна подать сигнал, что он может прийти. Вагнер очень умно начинает второй акт.
Он написал его в Венеции летом, и, не осознавая этого, он опьяняет зрителя ощущением знойной летней венецианской ночи. Музыка настолько насыщена звуком моря, что ты почти чувствуешь брызги морской воды. Последняя фаза любовного дуэта, когда герои, наконец, договариваются о встрече и бросаются в объятия друг друга… В музыке начинается истерия, чего у Вагнера еще не было… Оркестр неистовствует… нарочно, утрированно… И в первые 5 минут звучит музыка, настолько быстрая, страстная, задыхающаяся, как будто двое влюбленных не могут поверить в то, что они наконец в объятиях друг друга… Когда влюбленные встречаются после долгой разлуки, то первые мгновения именно такие, как их описал Вагнер.
Баварская опера покажет онлайн «Тристана и Изольду» Варликовского
Прямая трансляция «Тристана и Изольды» из Баварской оперы пройдёт 31 июля. Мариуш Трелинский В понедельник посетители нью-йорского Таймс-сквер могли наблюдать на гигантских экранах трансляцию Метрополитен-опера великой оперы Рихарда Вагнера Тристан и. Впервые в Москве поставили оперу Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Её премьера состоится 19 и 25 мая в театре «Новая опера». Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на гендиректора театра Дмитрия Сибирцева.
«Тристан и Изольда» в театре «Новая опера»
Изольда просит его пригласить Тристана для того, чтобы выпить с ним чашу вина в знак примирения. В этой смелой постановке режиссер Дмитрий Черняков переосмысляет старинную легенду о Тристане и Изольде и создает на сцене пространство, призванное максимально высветить психологическую составляющую сюжета. Главным достоинством спектакля режиссёра Роланда Шваба [1] по опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» является сценография Пьеро Винчигерры и видео-дизайн Луиса Августа Кравена. В год Вагнера на сцене театра «Новая опера» появилась первая в Москве постановка «Тристана и Изольды» – по качеству вполне достойная упоминания в будущих энциклопедиях. Новая постановка – опера Вагнера «Тристан и Изольда» – дает немалую пищу для размышлений, и мы решили вернуться к разговору о премьере. Двухсотлетие со дня рождения Вагнера в «Новой опере» отметили премьерой его «Тристана и Изольды».