Ро́берт Искандерович Нигмату́лин — советский и российский учёный-механик, педагог. Научный руководитель ИО РАН имени П. П. Ширшова с 2017 года, академик РАН. Сегодня, 17 июня легендарный российский ученый, Академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Искандерович Нигматуллин отмечает свой юбилей. Главная» Новости» Нигматуллин академик выступление. без этого ничего не получится. Советский и Российский учёный-механик, педагог.
Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость»
Статистическая динамика. Среди учеников Р. Нигматулина 23 доктора и 50 кандидатов наук, 3 директора академических институтов, 1 член-корреспондент РАН. Политическая деятельность[ править править код ] Избирался депутатом Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан в 1995 и 1999 годах. В 1999 году избран депутатом Государственной Думы РФ по Кировскому одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан, выдвигался непосредственно избирателями. Был членом депутатской группы « Регионы России », членом Комитета по экологии, председателем Высшего экологического совета.
На съезде Всемирного конгресса татар август 2017 года, Казань избран членом национального совета «Милли шура» [1].
Но ведь это вступает в противоречие с тезисом о том, что обучать родному языку ребенка нужно дома, в семье. Как решить эту проблему? Когда я говорю "заставлять", не имею в виду заставлять с плеткой. Нужно как-то воспитывать, вынуждать. Когда я учился в школе, учителя звонили маме, папе, проводили воспитательные беседы. Существовали пионерская, комсомольская организации.
Если плохо учился, у тебя возникали проблемы. И это, кстати, лучше. Даже если говорить про русский язык, сейчас все в университетах жалуются, что грамотность упала. Потому что нет механизмов, которые вынуждают учиться. Мы ленивые. Вот я всегда привожу в пример Паганини. Великий Паганини, а папа его колотил. Я, конечно, не колочу.
Но эти примеры говорят о том, что общество, страна, педагогические коллективы должны как-то понуждать людей учиться. Спрашивают - зачем знать все эти синусы, косинусы, ведь редко кто этим пользуется. Но это нужно, чтобы тренировать мозги. Понимаете, чтобы играть в футбол, нужно заниматься и общефизической подготовкой. Так и здесь. Программа должна быть тяжелой, чтобы человек преодолевал трудности, сдавал экзамены. Также и с обучением родному языку. Кажется, что в нашей жизни в России он не нужен и что одного языка достаточно.
На самом деле двуязычие развивает мозг, личность, культивирует разносторонность. В Америке исследования показали, что у многоязычных людей болезнь Альцгеймера развивается менее критично. Люди не отдают детей в татарские школы, потому что боятся, что ребенок плохо сдаст ЕГЭ по русскому языку. Я на последнем заседании президиума РАН предложил ввести двуязычный ЕГЭ для национальных школ - русско-башкирский, русско-татарский, русско-чувашский. У нас всё больше людей, которые не знают свой родной язык. А это потеря потенциала. Потенциала людей, которые в ней живут. Страна нуждается в том, чтобы люди были развиты, обладали гибким умом.
Правда, я там покритиковал одного начальника-чиновника. Понятно, что у них свои проблемы. Но если не прилагать усилия, родные языки уйдут. При советской власти прибалтийские республики сохраняли свои родные языки. Это стремление быть европейцами - им, конечно, не хотелось оставаться в России. Это чувствовалось в значительной части интеллигенции. У татар этого стремления нет. В 90-е годы в Татарстане началось какое-то движение, возрождение своих языков, даже национальную школу в Казани открыли.
Дети, которые там учились, знали русский язык лучше, и знали иностранный язык. Может быть, нужно, чтобы руководство республики позаботилось о создании таких школ, где бы сосредоточились основные педагогические силы, лучшие преподаватели. Чтобы они доказывали, что национальные школы даже более крепких людей воспитывают, в т. У меня был друг — профессор Загидуллин из Башкирии, он вырос в татарской деревне. Вот он по седьмой класс учился в татарской школе, а в 8-10 классах - в чувашской. Он и татарский знал, и по-чувашски даже небольшие шутливые стихи писал. И русский язык у него был замечательный, ничуть не хуже, чем у русских. Он был одним из самых талантливых людей, которых я встречал.
Знание родных языков никак не мешает русскому языку, русскому образованию и нашему общерусскому общению. Дома с папой мы обсуждали и Пушкина, и других русских деятелей. В этом смысле мы все русские. Но я еще и татарин. Надо стараться сохранить язык. Я с детьми разговариваю по-татарски. Конечно, у них тоже русское образование, их татарский язык несовершенен. Но у дочери муж не татарин, поэтому две внучки не говорят.
Но дочь обещала научить их татарскому или хотя бы начать изучать. Знание родного языка никоим образом не мешает русской культуре. Надо же еще и иностранным владеть. В Европе многие знают несколько языков. Я завидую Познеру - у него три родных языка: французский - язык мамы, английский - он детство провел в Англии, вот сейчас русский.
Какая разница, где выше, а где ниже? Сравнение с другими странами тем более, находящимися с нами даже не в одном районе бесполезно и используется только для манипуляций. По Вики одно из определений среднего класса - человек, который тратит от 10 до 50 долларов в день на свои расходы. Это условно 30К рублей в месяц. Методики можно использовать любые. Опять же про доход - цифры из головы какие-то. Раскулачить богатых! Давайте раздадим деньги этих миллиардеров в указанные страны, чтобы у нас миллиардеров было меньше, чем у других стран. Ок, это тоже не утверждение, а предположение, но как минимум нельзя судить о проблеме просто по количеству дел. Может в 2011 году до суда дошло 72К чиновников, а в действительности коррупционерами было 300К, а в 2022 году до суда дошло 120К чиновников, а в действительности их было 150К? Такое в принципе возможно? Ответ очевиден: да. Поэтому цифры бессмысленны без логических выкладок. Это что за страна такая? Опять же, зачем сравнивать с соседями, особенно живущими в совершенно других условиях? Плюс вредительские реформы от чиновничества.
Научная карьера Р. Нигматулина началась в 1963 г. Через 17 лет он стал заведующим лабораторией механики многофазных сред, работая при этом по совместительству профессором на кафедре волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. В 1986 г. С 1995 по 2004 г.
Академик Нигматулин поставил президенту Путину жёсткий "неуд"
С 2017 г. С 2010 г. В разные годы в качестве приглашенного профессора читал курсы лекций в университетах США, Китая, Франции, Великобритании. В 2017 г. Роберт Нигматулин баллотировался на пост президента Российской академии наук, был выдвинут 129 членами РАН. Прошел во второй тур выборов. В 2022 г.
Однако кандидатура Нигматулина на прошла согласование в правительстве РФ, в результате он не был допущен к выборам. Роберт Нигматулин является специалистом по разным научным направлениям: прикладной математике, механике, теплофизике, термодинамике, нефтяным, химическим и ядерным технологиям, океанологии, экологии и др. Создал научную школу в области механики и гидродинамики. Автор идеи управляемого термоядерного синтеза в кавитационных микропузырьках пара - так называемого пузырькового термоядерного синтеза термояда. В перспективе реакторы на основе "пузырькового термояда" могут стать альтернативой конструкциям, построенным по наиболее распространенному в настоящее время принципу "токамак". Одновременно с научной и преподавательской занимался политической деятельностью.
В 1988 г.
Стипендия аспиранта 8000 рублей. Как он оценил именно двухкратность недофинансирования?
Я в аспирантуре обучался, мнение моего руководителя было следующим: деньги на науку выделяются огромные, но на местах их тратят куда угодно, но не на развитие науки. Поэтому государство стало больше контролировать расходы. Но люди, привыкшие воровать деньги, вместо смены курса на развитие науки предпочли сменить курс на поиск новых способов имитации бурной деятельности, чтобы успешно осваивать гранты.
Смертность в России - самая высокая в Европе, на 200 тысяч в год целый город больше, чем в РСФСР, несмотря на революционные изменения в медицинской технологии. Как минимум стоит учитывать то, что у нас смертность высокая из-за сильных холодов, то есть географически мы вообще не Европа и условия совсем иные. Сравнение некорректное однозначно, а сами цифры сомнительные.
Уже указывали в комментариях, что это фейк. Опять же, зависит от методики подсчёта сильно. Смертность в трудоспособном возрасте у мужчин в 3, у женщин в 2 раза выше, чем в ЕС, Россия на 119 месте из 187 стран по 33 показаниям здоровья населения.
Ссылку бы на это исследование. За последние 2 года Россия суммарно потеряла более 2-х миллионов человек. В каком смысле?
Уехали, умерли? Как это считалось?
Мы рады отметить, что Вы принимаете участие в проектах «Штаба татар», выступая перед молодёжью о наших знаменитых соотечественниках. Вы большое внимание уделяете образованию, обучению молодежи, много трудитесь в сохранении исторической памяти, усердно защищаете российскую науку на мировом масштабе. Для татар России, особенно для соотечественников, проживающих в столице России, Вы — пример чести, мудрости.
В нынешней кампании, по мнению Нигматулина, президент страны, видимо, из-за особо напряженного режима, был очень занят и положился на кураторов науки в правительстве. В конце концов, члены Академии наук и я в том числе имеем не меньшие заслуги перед нашей страной и государством, чем те, кто принимает такие решения по академикам, - сказал Нигматулин. Это еще одно свидетельство того, что они работают формально и в отрыве от науки.
И если они не поменяют этот стиль, они не справятся с постоянно растущими проблемами в стране. Я, конечно, проглочу бюрократический укол.
Академик Нигматулин поставил президенту Путину жёсткий "неуд"
Спустя год Роберт Искандерович стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1989 г. — директором-организатором Института механики многофазных систем СО АН СССР. Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией. Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость». Поделиться Роберт Нигматуллин Фото: Академик Роберт Нигматуллин заявил на Общем собрании Российской академии наук недовольство позицией. – Роберт Искандерович, вы решили выдвинуть свою кандидатуру в президенты РАН. Биржевые новости. Таким образом, в списке оказались пять академиков-кандидатов, среди которых — Роберт Искандерович Нигматулин, с которым знаком чуть меньше полувека. Объяснить свое видение экономики в БГУ приехал известный академик Роберт Нигматуллин.
«Счастья на должности президента Академии никто не получил»: интервью Роберта Нигматулина
Я получил образование на русском языке, и в этом смысле я русский человек. Я шутил с коллегами, говоря: «Вы только русские, а я еще и татарин, поэтому у меня есть долги и перед своим народом, и перед башкирским народом». Английский мой рабочий язык, я на нем читаю лекции, а на татарском я лекцию не смогу прочитать. С другой стороны, если я смотрю фильм или спектакль на английском, мне надо сосредоточиться, а если на татарском — смотрю легко. Такое вот триязычие. А вообще я всем рекомендую: если есть возможность какой-то язык изучить — изучайте в молодости. Мозг двуязычного и трехъязычного человека более развит, говорят, и болезнь Альцгеймера у таких людей не так жестко проявляется.
Проблема татарской, башкирской, русской нации — все стали одноязычными, мы забываем родной язык, русские учат только свой, как и американцы. Имперской нации не нужно учить другие языки, поэтому окружающие малые народы лучше развиваются, потому что вынуждены учить и свой, и имперский язык, и переходят на следующий, более высокий уровень. Там власть, возможно, автоматически считает, что лучше всем перейти на русский язык. А это не значит, что люди становятся интернациональными, наоборот, вот из таких людей часто и выходят люди, обвиняющие русский народ в том, что они не знают татарский. Сам татарский народ и его руководители виноваты в потере языка, не понимают, стесняются об этом говорить. В природе царит разнообразие, и среди людей должно быть разнообразие.
И путь приобщения к культуре не связан с переходом на один язык, тогда вообще надо перейти на английский или китайский, этот путь связан с многоязычием. Та же Европа вся многоязычная, все говорят на нескольких языках. В Америке в 70-80е было много иностранцев на стажировках, и они учились в будни на английском. Но в воскресной школе была возможность изучать и свой родной язык. Такое должно быть везде! Чтобы учить родной язык нужны усилия, и этим должны заниматься родители, это вопросы воспитания.
Наш сын говорит на татарском, у него жена татарка, и внуки наши приобщены к языку, знают хотя бы самые необходимые слова. Знать родной язык должно стать признаком хорошего тона! К сожалению, с уходом языка национальные проблемы никуда не денутся, человек все равно будет помнить и знать, что его дедушка был татарин, и не захочет считать, что его дед был хуже, чем кто-то другой. Есть ли выход? Евреи показали всему миру показательный пример — взяли и возродили свой язык. А здесь какой выход?
Получается, вся надежда на самих людей, на семью, на татарские деревни, которые еще сохранили традиции и язык? Это жемчужины, которые тоже, увы, исчезают. И наши деревни тоже пропадут, телевидение проникает всюду. Даже если исчезнет татарский язык, татары не исчезнут, я не знаю, как будет, но знаю одно: потеря языка ведет к обеднению нации и всего российского народа. Это значит мозги будут недостаточно развиты, а у нас сейчас вообще в стране главная проблема — кадры, нужны таланты. Можно сколько угодно выделять денег на различные сферы экономики, но при нынешнем уровне руководителей, это все пойдет не в то русло, это только способствует повышению цен и инфляции.
Нужны люди! Нужны инвестиционные проекты! И не вкладывать нельзя, у нас ВВП на душу населения меньше, чем во всех бывших соцстранах, Португалии, Турции. Мой сын проводил опрос в Санкт-Петербурге, люди не знают, где Балтийское море! Я спросил своих знакомых, 30-летних, и половина не знает, где Балтийское море. У нас в России почему-то не принято показывать проблемы начальству, у нас начальству все время отчитываются, что все хорошо.
Встречаясь с начальством надо прежде всего сказать о проблемах. У нас есть ресурсы, золото-валютные запасы, но их нельзя вкладывать под этих людей, которые руководят нашей экономикой, образованием и наукой, они будут неэффективно их использовать. Поэтому я полушутя говорю: Россию без евреев и татар не поднять! У нас сейчас опора на что? А эксперты, способные двигать страну к успеху, прозябают или уезжают. Это к чему приведет?
Это уже четкая тенденция. Даже без сноски на ковид, у нас ежегодно умирает на 200000 чел. Больше, чем при советской власти, а по отношению к западной Европе — на 400000 чел. И бедность — одна из причин. А руководят всем чиновники! Вот в министерстве науки и образования практически нет ученых, профессоров.
Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым. Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать!
Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки.
Нигматулин избран действительным членом РАН. С 2006 по 2016 г. Ширшова РАН.
С 2017 г. В 2010 г.
Ломоносова, который также с отличием окончил в 1965 г. Научная карьера Р. Нигматулина началась в 1963 г. Через 17 лет он стал заведующим лабораторией механики многофазных сред, работая при этом по совместительству профессором на кафедре волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ. В 1986 г.
Вообще, гордиться своей нацией нельзя. Нужно для своей нации что-то сделать. Если бы я был руководителем какой-либо республики, я бы сосредоточился на этом. На укреплении национальных школ, даже в городах. Чтобы там собирались лучшие люди, лучшие учителя. Чтобы они обеспечивали поступление в университет. Может быть, доплачивать людям, которые работают в государственных органах, если они еще владеют татарским языком. Потребует отменить это положение как дискриминирующее. За ученую степень же доплачивают. Русских, которые хотят изучить национальный язык, нужно как-то поощрять. Помощь укрепляет единство народов. Ваши предки из Башкирии. Валерий Тишков, например, года 4 назад в интервью предлагал ввести такую идентичность, как татаро-башкиры, для жителей северо-западных районов РБ и приграничных районов Татарстана. Как вы относитесь к этой идее Валерия Александровича? Конечно, язык северо-западных башкир близок к татарскому. Вообще, татарский язык - он ведь многодиалектный. Когда формировался официальный башкирский язык, его старались максимально отдалить от татарского. Может быть, это делалось, чтобы сохранить вот такой. Я сейчас это не осуждаю. Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость. Когда я работал руководителем УНЦ РАН, говорил о том, что с башкирами нужно сближаться, у нас же даже алфавиты разные. Когда башкирский театр приезжает в Москву, татары приходят на спектакли, и никакого перевода им не требуется. Разговаривать - нет проблем. А пишут все по-разному. Если у нас 39 букв, то в башкирском алфавите - 42. Это создает проблемы для взаимного понимания. В свое время орфография всех тюркских языков — татарского, турецкого, азербайджанского — была очень близкой. Поэтому все их документы читаемы. Когда турки, еще до революции, приезжали в Уфу, в Казань, они спокойно читали все наши газеты. Орфография была общая. Языки близки, а с орфографией уже проблемы. Об этом надо думать. Интеллигенция должна думать, деятели культуры. Это движение началось с Ататюрка, когда он ввел латиницу. Получилось сразу 30 тюркских орфографий. Это был удар по тюркской культуре. Мне тяжело читать по-башкирски. Могу читать, но это требует привычки. Если сближать наши письменности, алфавиты, стараться не отдаляться в языковом отношении, это будет способствовать общему сохранению. Тогда мы сообща сохраняем наши языки. Но это скорее дискуссия. Если человек называет себя татарином, замечательно. Если называет себя башкиром, пусть называет себя башкиром. Есть же люди, которые называют себя нагайбаками или кряшенами. Я сейчас говорю не об этом. А о стремлении наших языков к сближению. Нет этой дружбы, стремления. Его дети по-татарски и по-башкирски не разговаривают. Отец нации — а дети не владеют родным языком. Мы теряем свой родной язык. Это надо исправлять. Хотелось бы узнать ваше отношение к скандальному сносу его бюста в Питере. Я читал о самом Валиди— как он жил. Он же сначала поддерживал советскую власть, но у него отобрали его воинские части и отправили в Петербург. Потом он ушел в Среднюю Азию к басмачам. Там нашел древнейшую рукопис, понял ее ценность, изучил. Будучи взрослым человеком, профессором, поступил в университет и получил европейское образование. И он один из тех, кто открывал Всемирный тюркский конгресс. Я не знаю, в чем заключалось его пособничество, но человек он был талантливый.
Академику Роберту Нигматулину — 82!
Роберт Искандерович Нигматуллин стал доктором физико-математических наук в 31 год. В 2017 г. Роберт Нигматулин баллотировался на пост президента Российской академии наук, был выдвинут 129 членами РАН. Также Роберт Искандерович обратил внимание на образование, которое имеют министры и губернаторы: в основном это социологи, юристы, экономисты. Интервью академика Роберта Искандеровича Нигматуллина Юрию Пронько на канале «Царьград ТВ». С искренним уважением, Справка: Нигматуллин Роберт Искандерович родился в 1940 г.
Интервью с академиком Робертом Нигматуллиным
Нигматулин, Роберт Искандрович — Википедия | Расстроился, увидев июльский ролик с академиком Нигматулиным Робертом Искандеровичем в студии Свободной Прессы. |
Научный руководитель ИО РАН Нигматулин Роберт Искандрович | Расстроился, увидев июльский ролик с академиком Нигматулиным Робертом Искандеровичем в студии Свободной Прессы. |
Научный руководитель ИО РАН Нигматулин Роберт Искандрович | В 2017 г. Роберт Нигматулин баллотировался на пост президента Российской академии наук, был выдвинут 129 членами РАН. |
Феномен Роберта Нигматулина
Нигматулин Роберт Искандрович Научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН академик РАН, член Президиума РАН,доктор физико-математи. Новости - Уфа - UTV. Впервые я познакомился с Робертом Искандеровичем в мастерской выдающегося художника-портретиста Ахмеда Китаева в конце 1970-х годов недалеко от Нахимовского проспекта, где мы сейчас работаем. – Роберт Искандерович, вы решили выдвинуть свою кандидатуру в президенты РАН. Роберт Нигматулин: «Нужно больше пропагандировать татаро-башкирскую близость».
Академику Роберту Нигматулину — 82!
Ученый ответил: «Вся моя трудовая жизнь, мои достижения, моменты творческого вдохновения связаны с двумя жемчужинами российской цивилизации — Московским университетом и Российской академией наук. Сейчас государственность РАН под угрозой, идет ее сползание в статус клуба академиков и членкоров. Для меня, как и для моих близких друзей и коллег, это трагедия. История не простит ни правительству, ни современному обществу, ни нам — членам РАН, если мы не выведем академию из траектории падения на траекторию взлета. У меня есть опыт и идеи, чтобы преодолеть кризис в РАН. О главных идеях я рассказал на встрече группы академиков с президентом России В. За последние 10 лет я написал о Роберте Искандеровиче полдюжины статей в казанской и московской печати и ряд очерков в своих трех книгах.
Поэтому мне хотелось бы акцентировать внимание читателей на следующих вопросах. Во-первых, у Нигматулина огромный научный кругозор и глубокое исследование по крупным проблемам современной теоретической механики. И достиг он прежде всего больших успехов в области механики и физики многофазовых и многокомпонентных систем. Для этих многопараметрических систем он разработал методы их математического моделирования, привлекая к этим работам десятки московских, уфимских, тюменских и казанских ученых — своих прямых учеников. Основой такого моделирования является баланс массы, импульса, энергии и энтропии для каждого компонента из среды в целом. Он всегда подчеркивает, что анализ баланса является ключевым в разных системах — физических, биологических и социально-экономических.
Он призывает всех и вся научиться эти балансы находить и воплощать в жизнь. Собственные теоретические разработки вывели Нигматулина в широкое поле приложений в технике и природных процессах. Любопытно, что последние 20 лет он активно занимается и социально-экономической тематикой, полагая, что экономическая система многокомпонентна и по существу почти аналогична химическому реактору. В экономической системе существуют макробалансы и межотраслевые балансы, аналогичные балансам массы и энергии в химическом реакторе. Системы линейных алгебраических уравнений для межотраслевых балансов МОБ были выведены русским американцем Василием Леонтьевым 1905—1999 , за что он получил Нобелевскую премию в 1973 году. А использовал он ее в экономическом развитии США.
МОБ широко используются во всех странах, за исключением России. Нигматулин активно развивает идеи балансов в экономической теории применительно к современным реалиям России.
Его проницательный ум и рациональное мышление проявляются в феноменальной аналитике самых разных нюансов социокультурной повседневности человеческого бытия. Характерный пример: Нигматулин не остался в стороне от недавней дискуссии в печати и социальных сетях о защите и спасении русского языка в национальных окраинах России, вылившейся в обращение к президенту России. Понимая, что этот неоднозначный и сложный вопрос многомерен, но, вопреки логике здравого смысла, не входит в дискурс приоритетных направлений стратегии национальной политики, академик и здесь сказал свое веское слово. Для подавляющего большинства «нерусских» соотечественников русский язык — один из родных. Он делает нас умнее и мощнее. И это хорошо.
Плохо то, что для значительной части населения — это единственный язык. Утрата родного языка — боль многих этносов; ее нужно понять и прочувствовать всем, особенно русским, обсуждая межнациональные проблемы России», - пишет он. Эти слова большого ученого, на мой взгляд, созвучны с мыслями народного поэта Якутии Семена Данилова: «Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком — Это потому, что я владею Русским всеохватным языком». Роберт Нигматулин, по глубокому убеждению многих его друзей и соратников, является одним из самых дальновидных патриотов-гуманистов современной России. Он всецело поддерживает идею формирования устойчивой национально-культурной идентичности гражданского общества российского государства.
Ширшова РАН. С 2017 г. В 2010 г. Роберт Искандерович занимает пост заведующего кафедрой газовой и волновой динамики механико-математическо го факультета МГУ, а в 2012 г.
Раньше был Госкомитет по науке, и его возглавляли академики. Однажды, конечно, это всем станет понятно, но пока об этом никто не говорит, к сожалению. Когда ученые не востребованы, это как мышцы: без нагрузки и работы мышцы становятся дряблыми. Так и научное сообщество от не востребованности становится слабым. Чиновники решают и назначают, а ученые молчат или тоже идут в чиновники, так как это сейчас престижно. А чиновники должны помогать! Я 10 лет руководил Институтом океанологии, представьте, если сделать директором научного института главбуха это может быть прекрасный человек, но не ученый , а меня заместителем на науке. Ученые должны руководить и подбирать директоров, а не чиновники. Даже Сталин, насколько он был жестокий тиран, но и он делал уроки. Баумана, ректорами институтов были студенты и аспиранты, так как профессора остались от царской власти и им, как считалось, нельзя было доверять. Лет 5-6 такой ситуации привели к развалу, и ректорами снова стали крупные ученые. Ректор ВУЗа — это человек государственного уровня. Я общался в Башкортостане с главой республики, он мне сказал, что ему неинтересно встречаться с ректорами, значит, таких ректоров назначают. В Академии Наук вопрос назначения ректора института океанологии решался узким кругом глубоко знающих специфику работы людей, меня рекомендовал вице-президент академии, например. Задача была поднять институт, я был человек со стороны, но человек науки, меня рекомендовали, институт обсуждал и выбирал. Инициатива должна исходить от лидеров отрасли! Чиновник, бухгалтер, менеджер должны помогать лидеру, который, например, на заводе, прошел все ступени и стал лучшим. Ничего не меняется, с к лучшему, во всяком случае. Надеюсь, и в наше время эти выводы будут сделаны. В 2012 году Владимир Путин издал указ, что к 2020 году у нас должно быть 25 миллионов высоко-технологических мест, что мы должны выйти в пятерку крупнейших экономик мира и другие серьезные цели, но ни одна из них не была выполнена! Сейчас он издал указ о целях на 2030 год: добиться устойчивого роста населения страны: у нас за 2 года естественная убыль населения 1750000 человек, здесь и ковид, конечно, добавил. Но даже если мы преодолеем пандемию, через два года мы выйдем на полмиллиона в год, никакого роста населения все равно не будет, потому люди, которые управляют, не способны выполнять серьезные задачи. Руководитель вырастает, когда он на каждом этапе своей деятельности решает сложные проблемы, нынешние опыта такого не имею, они необразованные люди, не имеющие созидательного опыта. В этом смысле не дорабатывает и научное сообщество, чей голос должен быть более громким. И Тагир, и Карима сделали выдающиеся карьеры в США, дочь закончила там с отличием школу, поступила в Принстонский университет, получила бакалавра, затем пошла в аспирантуру MIT и защитила там диссертацию. После чего ее пригласил на работу Билл Гейтс, с ним она проработала 3 года и он ей поручил руководить институтом. И все-таки, когда ее пригласили сюда, в московское правительство, она вернулась. У наших детей тяга быть на родине. Люди просто выживают как могут. Мы спокойно покупаем за миллиарды долларов футболистов, чтобы они мячик пинали, но почему-то мы не можем потратить такие деньги, чтобы пригласить сюда сильнейших специалистов, которые будут поднимать науку и страну. Для меня ценность того и другого не равноценна: государственные задачи и точность попадания по мячу… Р. Что касается ИТ, конечно, наши уехавшие ребята сделали феноменальные карьеры в Силиконовой Долине, на них можно опираться, а не на тех, кто не знает, где находится Балтийское море. Скоро это и будет уровень чиновников, которые ничего не знают. Сейчас же все учатся по облегченной программе и курсам, это беда. Мы это увидели, когда приехали в США: дети приятно, не напрягаясь проводят в школе время, их ничему не учат. Учиться должно быть тяжело, и учить надо всех, за плохую учебу на ученика должен быть некий пресс. Американцы не понимают, зачем учить синусы, если ребенок будет таксистом. Все должны изучать синусы, литературу своей и других стран, языки, всем должно быть тяжело, на экзаменах ученики должны нервничать, готовиться. Вот к чему легкая учеба и привела Америку — белые люди на коленях. Народ надо заставлять учиться! Германия, Франция, Англия, мы были всеядными до всего лучшего, и вдруг мы стали так же всеядно впитывать худшее, что нам может дать мир: тестовое образование, извращение духовных ценностей, где сломался фильтр? Было государственное мышление? Несмотря на спорность многих тезисов тех же большевиков, например, равные права, улучшение благосостояния входили в идеологию. Порой это реализовывалось ужасно, но идеология была, а сейчас у нас один из чиновников говорит: «Зачем нам всех учить? Потом этим народом трудно управлять». Он считает, что он должен управлять народом, а на самом деле, он может управлять чем-то, но только не народом! Народ должен быть образован, пройти через учебу, труд и достичь высокого развития. Если мозги не развивать, они ослабевают. Это национальная проблема — образование! Вспомните историю: люди всегда изучали языки, а сейчас татарин не хочет учить татарский, ему русского достаточно. В детстве легко освоить несколько языков. И тогда люди будут меньше всего этого бояться. Если человек окончил национальную школу, например, как мой папа или мой учитель Халил Ахмедович Рахматулин, выдающийся ученый, который переехал из Узбекистана. Да, сначала ошибки в русском после национальной школы, потом человек кончает институт на русском, пару лет работает в русской среде, и человек знает язык лучше русских. Так он еще и умнее благодаря этому. Я обобщаю, конечно. Так, может, определенная изоляция - это хорошо? Ничего хорошего в изоляции нет, как научному работнику мне хотелось и мир повидать, и себя показать.