Перед отъездом Крупская обещала матери Ленина Марии Александровне, которую очень любила и уважала, как можно подробнее писать об их жизни в ссылке. Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч - цвета хаки.
В шествии липецких коммунистов приняли участие Ленин и Крупская
Еще одним способом мобилизации после смерти вождя стал так называемый ленинский призыв в ряды большевиков. За два месяца было подано свыше 350 тыс. Правда, приняли далеко не всех. И все-таки партия стала ощутимо массовей. Там и установили гроб с набальзамированным телом Ленина. Кто и почему сегодня приходит в Мавзолей Отсутствие Льва Троцкого на прощании с Лениным стало роковым для карьеры бывшего наркомвоенмора. Зато Сталину удалось отличиться. Там, в Большом театре, Сталин произнес свою знаменитую клятву, обращенную к умершему вождю. Тогдашний посол Латвии в Москве Карлис Озолс, не слывший горячим поклонником Сталина, вспоминал: «Когда после смерти Ленина в 1924 году Сталин на съезде Советов в Большом театре произнес траурную речь-клятву, я его услышал впервые. Эта клятва произвела на меня чрезвычайно сильное впечатление. Затем он поднимает правую руку и продолжает: «Клянемся тебе, товарищ Ленин, мы с честью выполним твою заповедь… Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить единство партии как зеницу ока».
Рука поднимается: «Клянемся тебе, товарищ Ленин, мы с честью выполним и эту твою заповедь». Много лет спустя слова этой клятвы положил на музыку Сергей Прокофьев. Тут сама ситуация помогала режиссуре. Но и стиль Сталина — как-никак, выученика Горийской семинарии — как нельзя лучше соответствовал патетике прощания с вождем революции. Впрочем, не меньшее впечатление на собравшихся произвела и речь признанного оратора Зиновьева. А потом были похороны. Ленина в Мавзолее именно хоронили. Разве что его не пришлось закапывать, и могильщики не потребовались. По воспоминаниям современников, это был самый холодный день той зимы. То, что и в столь суровую погоду десятки тысяч людей вышли на улицу, чтобы попрощаться с председателем Совнаркома, производило сильное впечатление.
Звучали траурные речи, били орудия… Первый временный деревянный Мавзолей был возведен ко дню похорон Владимира Ильича Ленина 27 января 1924 по проекту академика А. Первый Мавзолей простоял до весны 1924 года. Два часа оставалось до похоронной минуты. Приближались, становились новые. Росла толпа… Близился час… Вот три… три с половиной… без четверти четыре… без десяти… пяти… двух… одной минуты… И вдруг заплакали в воздухе жалобные сирены, густо завыли заводские гудки. Стало жутко. Кто-то возле зарыдал, забился в истерике. Его подхватили и понесли в санитарный автомобиль», — вспоминал Дмитрий Фурманов. Так формировался советский ритуал государственных похорон: с душераздирающими заводскими гудками, с траурным орудийным залпом, с митингом на Красной площади. Весной его сменили на более капитальную постройку.
А нынешний — гранитный — появился в октябре 1930 года. В стране сформировался культ Ленина, а Мавзолей стал святыней советского государства. Этот феномен нередко связывают с различными оккультными ассоциациями. Но куда важнее были совсем иные эмоции. Большевики — по крайней мере, самые искренние из них — верили, что формируют нового, невиданного человека. Человека будущего. А поможет прорваться в светлое будущее наука, которая изменит мир до неузнаваемости, сделает его справедливее и комфортнее.
Ученый процитировал обращение Надежжы Крупской, датируемое 30 января 1924 года. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим, — говорилось в письме Крупской. Однако просьбы сортаницы Ленина в партии учитывать не стали.
Здесь Ленин проводил совещания, окончательно оформил местную «искровскую» группу и «потребовал от социал-демократов решительной борьбы с народниками». Связь с Лениным группа социал-демократов держала через Крупскую, которая оставалась в Уфе до марта 1901 года. В пересылке писем помогал рабочий-печатник Крылов. Он делал в книге двойные переплеты, заделывал в них письмо, и книга посылалась Ленину. Толстого «Воскресение». В Уфе Ленин вербовал и готовил агентов и корреспондентов для «Искры». Первым рабкором вольной русской социал-демократической прессы стал его ученик по Питеру, рабочий Бабушкин. В социал-демократических кружках, которыми руководила Надежда Крупская, воспитались первые большевики из уфимских рабочих. Российский революционер, создатель партии большевиков, является одним из главных организаторов Октябрьской революции 1917 года в России. Марксиста и основателя СССР многие исследователи считают наиболее значительным революционным государственным деятелем в мировой истории.
Снова Ленин оказывается в Уфе в июне 1900 года, вместе с матерью и старшей сестрой они приплывают на пароходе «Ост» — обычном торговом судне. На этот раз он задержится в городе на три недели. В музее есть модель корабля «Ост» «Если придут жандармы, революционеры могли вылезти через окно» Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. По воспоминаниям Крупской, Чоглокова не была замешана в политической деятельности, но так или иначе поддерживала молодых людей. Она была образованной и очень мудрой, и в лицах Крупской и Ленина она нашла интересных собеседников. Особенно в лице Крупской — она же позже придумала пионерию, и у нас скоро будет экспозиция об этом, — рассказывают в музее. Ленин и Крупская жили в мезонине на втором этаже. Это три соединенные друг с другом небольшие комнаты — спальня, столовая и комната матери Крупской — Елизаветы Васильевны. В столовой на втором этаже социал-демократы проводили собрания, в небольшую комнату могло поместиться около десяти человек. Слышимость была хорошей, поэтому собравшихся было легко предупредить об опасности. Так выглядит мезонин — печку топили только для приготовления пищи В небольшую столовую могло набиться около десяти человек — Внизу был колокольчик, да и просто можно было громко разговаривать. Отсюда было хорошо слышно, если пришли жандармы, и в случае чего собравшиеся могли, к примеру, вылезти через окно. Документальных подтверждений, что такое происходило именно в этом доме, у нас нет, но в других местах проживания Ленина и Крупской такое не было редкостью, — говорит сотрудница музея. К Елизавете Васильевне Ленин относился с уважением и любовью. Именно она стала надежным тылом в бытовом смысле — готовка, стирка, уборка и прочие домашние дела.
Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
Крупская перенесла тяжелое женское заболевания: сказались месяцы тюремного заключения с 28 октября 1896 г. Надежда Константиновна находилась в петербургском Доме предварительного заключения , и этот этап жизни унес много здоровья и сил. Ее мать, Елизавета Васильевна, шесть раз писала прошение об освобождении дочери ввиду ее крайне тяжелого состояния. После новогодних праздников 1899 г.
Мария Александровна Ульянова в письме Надежде Константиновне спросила ее, здорова ли она, и долго ли еще ждать «прилета пташечки». В апреле 1899 г. Крупская ответила свекрови: «Что касается моего здоровья, то я совершенно здорова, но относительно прилета пташечки дела обстоят, к сожалению, плохо: никакой пташечки что-то прилететь не собирается».
В мае 1900 г. Ленин в письме матери из Пскова в Подольск в июне 1900 г.
Наперекор недугу За всё время болезни выдвигалось огромное количество диагнозов. Владимиру Ленину приписывали хроническое отравление свинцом, желудочные недуги и другое. Но официальным диагнозом по-прежнему оставался атеросклероз. На протяжении всего развития болезни Ленин пытался справиться со страшными её проявлениями. Одно время он едва ли мог говорить, заново учился выражать свои мысли. Один из его многочисленных лечащих врачей описывал то, как усердно в последние годы жизни Владимир Ильич пытался восстановить речь. Успехи были, значительные.
Но все снова и снова возвращалось на круги своя — к постельной койке. Виктор Петрович Осипов, лечащий врач Ленина: Правые конечности были напряжены до того, что нельзя было согнуть ногу в колене, судороги были также и в левой стороне тела. Судорожное состояние начало ослабевать. Было применено искусственное дыхание, которое продолжалось 25 минут, но оно ни к каким положительным результатам не привело. Смерть наступила от паралича дыхания и сердца, центры которых находятся в продолговатом мозгу цитата по leninism. Наследственность На следующий день после смерти Ленина, его тело было забальзамировано.
Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей. Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали. К утру следующего дня Крупская скончалась. Ее педагогическое наследие не будет изжито до тех пор, пока сохраняется анахронический принцип советской системы антирелигиозного воспитания, ныне именуемого «светским».
Полный сборник ее трудов, посвященных библиотечному делу, — это шесть полноценных томов. Полный сборник ее педагогических произведений — 11 томов. И это не считая четырехтомника воспоминаний о Ленине. Кто сегодня готов переработать такой объем информации? К сожалению, в массовом сознании Надежда Константиновна осталась исключительно супругой Ленина. Но ведь она после смерти Владимира Ильича прожила целых 15 лет! И за эти годы она, учитывая ее работоспособность, совершила очень много для страны. Кстати, это тоже пример, который было бы неплохо перенять молодежи. Крупская выстроила систему современного образования. Она стояла у истоков пионерского движения, вела большую работу в комсомольском движении. Мы же сейчас задумываемся о том, что весь этот опыт необходимо перенимать — сегодня возникают такие движения, как Российское движение школьников РДШ и Юнармия. Очень важно, на каких принципах будут построены эти организации. Юнармия, если верить публикациям в СМИ, будет учить, как людей на улицах разгонять. Или же она все-таки будет учить, как Родину защищать? Что должно лечь в основу этих организаций? Скаутское движение, где важен значок и выслуга перед начальством? Или же идея великой нации, которая должна развивать свою страну? Скаутское движение выстраивает индивидуалистический подход — люди как волки. Оно воспитывает человека, который будет всех распихивать локтями и лезть наверх. Пионерия же создавала людей, которые умеют сообща решать большие проблемы, людей, в которых развит коллективизм, общность идей и подходов. На наших просторах индивидуалисты не выживут — испокон веков в нашей крови были коллективистские подходы. И Крупская это понимала. Или я не прав? Люди в 90-е годы выжили именно благодаря тому, что внутри нас продолжал жить коллективизм. Вы себе можете представить сегодня обстоятельства, при которых люди продолжали бы ходить на работу, когда им месяцами и годами не платили заработную плату? В 80-е годы у нас начались первые проблемы, когда воспитательная функция стала формой без содержания. Это и была одна из причин краха Советского Союза. Форма стала превалировать над содержанием, с чем и боролась в свои годы Крупская. Второй важный момент — мы все, вместе с президентом, осуждаем 90-е годы за их бесчеловечность. Сотни тысяч людей выкидывали на улицу потому, что их было невыгодно содержать. Массово закрывались профтехучилища, так как всех убеждали, что нужно быть юристами, а производительный труд стране не нужен. Труд отрицался сам по себе. Спустя 30 лет после отказа от них мы понимаем, что остальной мир пользуется ее идеями. На них работает воспитательная система Китая, который сегодня является уже чуть ли не первой экономикой в мире. Многие социальные проблемы, которые есть у нас, связаны именно с тем, что мы отказались от Крупской. У нас опять появилась беспризорность, безнадзорность. Они даже не знают, как платить за квартиру! Они не знают, как выстроить свое будущее.
Жена и соратник. Кого любил и боялся потерять Владимир Ленин
Она стала секретарем, переводчиком и домоправительницей у Ленина и Крупской, и осенью 1910 года переехала в Париж, чтобы быть ближе к своим друзьям. Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича. на тот момент ей было 25 лет.
Почему у Ленина и Крупской не было детей, в чем заключалась причина?
Анна Ульянова говорит, что это Надя предложила Володе сочетаться браком, когда тот поехал в ссылку, и поначалу он ответил отказом. Потом, где-то в конце 1897 года, Ленин передумал и призвал к себе Надежду Крупскую как свою невесту. Похоже, он все же предпочел бы видеть рядом Якубову - красавицу и убежденную революционерку, женщину, о которой он, по воспоминаниям Анны, всегда говорил с большой нежностью. Но, видимо, она уже охладела к нему. Так ли уж хотел он, чтобы Крупская была с ним? Ленин и Крупская сознательно отказывались от нормальных буржуазных отношений в семье, они воспринимали свой союз в первую очередь и главным образом как сотрудничество ради дела революции.
И все же пусть эти двое никогда не высказывали при других чувств, что связывали их, очевидно, что Ленин и Крупская в 1897 году были вполне приятны друг другу и считали, что в обозримом будущем им будет удобно и хорошо жить и работать вместе. Итак, Надежда, сосланная в Уфу, испросила разрешения посетить Ульянова на правах невесты, и, когда она приехала к Володе в Шушенское, они быстро поженились, чтобы больше не разлучаться. В 1910 году в Париже тридцатилетний Ульянов познакомился с Инессой Арманд и влюбился. Инессе - под таким именем ее все знали - было тогда 36, она занималась марксистской работой и уже была матерью пятерых детей и вдовой. Подрывной работой Инесса начала заниматься еще в России.
В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России , принимала активное участие в работе большевистской прессы. В 1914 году выступила одним из инициаторов издания легального большевистского журнала для женщин « Работница », была членом его заграничной редакции. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России , участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. Надежда Крупская 1915—1916 годы в бархатном пальто и шляпке «таблетка» В книге Хелен Раппапорт «Заговорщик» [11] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась.
На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. А Ленин к тому же писал огромное количество статей для политических изданий». После Октябрьской революции[ править править код ] Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию , была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции.
Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации [12]. С 1917 года Крупская являлась членом управы Выборгского района Петрограда [ нет в источнике ] и Государственной комиссии по просвещению [13] , и, благодаря пропаганде и внедрению ею системы дошкольного образования , стали массово и повсеместно создаваться и обустраиваться оборудованные детские площадки , что было связано с началом развития всей государственной системы детских садов [14]. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения [15] ; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию.
Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Квартира в Кремле Н. Крупская с мужем В. Лениным, деверем Ульяновым и золовками Ульновой, Ульяновой-Елизаровой и её воспитанником.
Сидят — В. Ленин , Н.
История социалистки Француженка Инесса Арманд оказалась в Москве в пятнадцать лет, после смерти отца — там её воспитали бабушка и тётка.
К 35 годам она успела дважды выйти замуж, второй муж Владимир Арманд и «заразил» её революционными идеями. В 1904 году Инесса вступила в Российскую социал-демократическую партию. За участие в революции 1905 г.
Инесса Арманд, 1895 год. TASS Её второй муж умирает от туберкулёза. Арманд, на тот момент — мать пяти детей, остается одна, но продолжает работать на благо революции.
Она общается с французскими социалистами, переводит революционную литературу, защищает степень лиценциата экономических наук. Многие пишут о ее жизнелюбии, радости, которую она несла с собой, отдельно отмечая красоту и обаяние. Знакомство с кумиром В 1909 г.
Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов».
Чувства оказались взаимными. Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин.
В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской.
В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н.
Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».
Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая.
И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества.
Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива.
Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно. Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ.
Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно».
Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога. Теперь о практике.
СПУТНИКИ #18. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ
Вскоре к плакату Петра Вертоградова с изображением Ленина присоединился и портрет Надежды Крупской. Выучившая немецкий язык, чтобы читать работы в подлиннике, необычайно организованная, Крупская отличалась огромной трудоспособностью и целеустремленностью. Она стала секретарем, переводчиком и домоправительницей у Ленина и Крупской, и осенью 1910 года переехала в Париж, чтобы быть ближе к своим друзьям. В 1896 году Крупская попала в тюрьму, а Ленин в то время уже отбывал наказание. Историк, краевед, публицист Жорес Трофимов исследовал историю взаимоотношений Владимира Ленина и Инессы Арманд.
Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской
Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской | Совместная жизнь Крупская стала для Ленина не только женой – она действительно была его секретарём и ближайшей помощницей в политической борьбе. |
Как Ленин и Крупская: Петербург передал Цюриху исторический фонарь | История умалчивает о том, как Ленину удалось уговорить Крупскую на зримое присутствие в их браке Арманд. |
Как отмечал свой день рождения Владимир Ленин | Их называли друзьями и соратниками. Но в их сердцах, охваченных пламенем революции, оставалось место и для любвиПодпишись на канал «Комсомольской Правды»: ht. |
Неподвижные звезды. Владимир Ленин, Надежда Крупская и Инесса Арманд | Напрашивается вывод, что брак Ленина и Крупской – был скорее союз товарищей по борьбе. |
Почему Ленин и Крупская не стали родителями
В чём была историческая роль Надежды Крупской: почему боевую соратницу и жену Владимира Ленина опасался даже Иосиф Сталин и что Крупская оставила Стране Советов. С Лениным Крупская познакомилась в 1894 году на заседании марксистского кружка, замаскированного под масленичное застолье. В письмах к Надежде Крупской Владимир Ленин проявлял заботу о ее здоровье, делился последними новостями и рассказывал о знакомых. После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Революционерка и соратница вождя революции Надежда Крупская просила не ставить памятники основателю СССР Владимиру Ленину, рассказал «Мосленте» журналист и историк Валерий Бурт. Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин.
6.7.2. Почему Крупская не Ульянова и не Ленина?
Тюрьмы, ссылки, допросы… Надежда Константиновна сгубила свое здоровье ради революции и лишила себя счастья стать матерью. Позднее и без того не очень симпатичная, она перенесла так называемую базедову болезнь. Именно такой, с выпученными глазами и зобом, она и изображена на большинстве фотографий тех лет. Но что еще хуже, пошли слухи о том, что Владимир Ильич крутит шашни с красивой коммунисткой Инессой Арманд. Они были знакомы, в общем-то, давно. Но роман возник лишь спустя много лет. Хотя ряд историков не склонен утверждать категорично по поводу того, что у Ленина и Арманд были любовные отношения. Мол, общение было сугубо деловым.
Но немало есть и сторонников того, что этот любовный треугольник с революционным оттенком все-таки имел место быть. Другое дело, как повела себя в этой ситуации Крупская. Нет ни единого факта и даже слуха о том, что Надежда Константиновна вела себя как большинство обманутых женщин. Никто не слышал о сценах ревности, скандалах, хлопании дверями и т. Крупская сделала другой ход.
В юбилейный для Татарстана год я голосую за поправки к Конституции РФ, которая нацелит всех нас на работу на одной волне с Президентом страны. И это является залогом стабильности власти. А стабильная власть - это успешно развивающая страна.
В 1934 году после убийства С. Кирова арестован в рамках дел «Кировского потока» и осуждён на 2 года ссылки. В 1936 году за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» приговорён к 5 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Воркуте. Расстрелян в 1942 году в Саратове. В 1927 году за выступление против курса партии на коллективизацию исключается из членов ВКП б. В 1930-м восстановлен в партии. В 1936 году вновь исключён из ВКП б и арестован. В качестве одного из главных обвиняемых проходил по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». Приговорён к 10 годам тюрьмы и отправлен в Верхнеуральский политизолятор, где был убит 19 мая 1939 года по указанию Лаврентия Берии. В 1938 году арестован за «участие в контрреволюционной террористической организации». Приговорён к высшей мере накзания и в тот же день расстрелян. В 1936 году арестован по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра» и исключён из партии. На открытом судебном процессе был вынужден оговорить себя, и был приговорён к 10 годам тюрьмы. Однако, 21 мая 1939 года был убит в Верхнеуральском политизоляторе по прямому указанию Лаврентия Берии. В 1934 году был арестован по делу «Ленинградской контрреволюционной зиновьевской группы».
Прикосновение к личности Ленина не может не волновать, не заставлять нас самих стремиться стать лучше. Позволяет оно и лучше понять многое в нашей истории… И сейчас, в эпоху на время восторжествовавшего антикоммунизма и ленинофобии, все, кому дороги идеалы социализма, празднуют день рождения вождя. А как праздновал свой день рождения сам Владимир Ильич? И праздновал ли вообще?.. Мало кто сейчас знает, что в Российской империи, где родился В. Ленин в 1870 году, дни рождения практически и не отмечали, если только речь не шла о днях рождения титулованных особ, членов царской семьи. День рождения, который остается любимейшим детским праздником в России уже на протяжении 100 лет, — подарок Советской власти, создавшей светский вариант нашей культуры. Россия дореволюционная была религиозным государством, и в обществе и там праздновали не день рождения, а именины или день ангела. Это совсем другой праздник, посвященный не приходу в наш мир данного конкретного человека, а памяти его ангела-хранителя — уже умершего и канонизированного церковью святого, носившего такое же имя. Поэтому именины в царской России обязательно начинались с церковной службы в честь «своего святого», на которой присутствовал именинник, его друзья и родственники. Лишь потом они отправлялись к имениннику домой, где их ждал праздничный стол. Над Владимиром Ильичом обряд крещения совершили 16 апреля по-старому стилю, или 28 апреля — по новому, 1870 года, то есть когда ему было 6 дней от роду. В метрической книге Никольской церкви города Симбирска есть запись: священником Василием Умовым крещен сын коллежского советника Ильи Николаевича Ульянова и его жены Марии Александровны, оба — православного вероисповедания. Имя Владимир было выбрано не случайно — день рождения В. Ленина — 10 апреля по старому стилю, или 22 апреля — по новому в XIX веке григорианский и юлианский календари отличались не на 13, а на 12 дней. В Святцах — это день поминовения святого Вадима, преподобномученика Персидского. Имя Вадим в церкви считается сокращением от имени Владимир. Надо сказать, что Илья Николаевич, отец Владимира Ильича, хоть и был человеком образованным он преподавал естественные науки в гимназии и симпатизировавшим идеям революционных демократов он любил Некрасова, Добролюбова, Чернышевского и привил эту любовь детям , при этом всю жизнь отличался искренней набожностью. Семья посещала по воскресеньям и по праздникам церковные службы в Богоявленской церкви, которая находилась поблизости от их дома. На Ильин день день ангела Ильи Николаевича приглашали священника на дом. Можно не сомневаться, что в детстве Владимира Ильича в их доме его именины праздновали так же, как и везде в России того времени: утром — церковная служба, вечером — праздничный стол, подарки, детские игры. Но праздновали, вероятно, скромно, потому что родные Ленина, и прежде всего его старшая сестра Анна Ильинична, вспоминали, что любимым праздником в доме Ульяновых было Рождество это от мамы, получившей немецкое воспитание, ведь традиция ставить елку пришла из Германии. Известно, что, даже будучи председателем Совнаркома, Ленин устраивал рождественские елки для детей рабочих и крестьян и сам участвовал в этих праздниках. Вместе с тем Ульянова-Елизарова все же вспоминает, что в дни ангела в семье принято было дарить подарки, и особенно ценились подарки, сделанные своими руками. Некоторые из них сохранились до наших дней и экспонируются в ульяновском Доме-музее Ленина. В 16 лет Владимир Ильич разорвал с религией подобно старшим брату и сестре. Принято считать, что это было связано с лицемерием со стороны одного знакомого семьи — симбирского священника. Илья Николаевич был еще жив он умер рано, в тот самый год 16-летия Владимира Ильича, и с его уходом религиозные традиции семьи окончательно истаяли. Очевидно, что, став атеистом, Ленин от церковного празднования своих именин отказался.