Гайдуков, гайдучихин, им принадлежащий, гайдучий, им свойственный, к ним относящ.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Кто такие Гайдуки ?
- ЭСБЕ/Гайдуки — Викитека
- Report Page
- Появление гайдуков в России
- «Предыдущие субкультуры были бестолковые»
- Вопросы из кроссвордов (сканвордов)
Гайдамаки: кем на самом деле были украинские «абреки»
Расскажем о гайдук кто это такой подробно: гайдуки — (хайдуки) (от венг. hajdúk. погонщик) - так назывались первоначально свободные пастухи в горах северной части Балканского полуострова. Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов болгарские гайдуки вместе с российскими войсками сражались за освобождение Болгарии. Гайдуки Гайдýки, хайдýты — вооружённые крестьяне, угнетённые османским игом и боровшиеся против османского владычества на Балканах и в Западной Ар.
Хитрый план адмирала Гайдука. Кто и зачем решил заминировать Азовское море?
Но у Сочивицы было то, чего не было у гайдуков. Проницательность его ума, находчивость, быстрота значили больше, чем у его товарищей — сила. Он нападал на турок в домах самих турок, которые умеют быть храбрыми только у себя дома, наподобие собак у наших морлаков; с этими собаками он их и сравнивал. Шумное поражение, нанесенное им упомянутому каравану, вывело турок из бездействия, — они решили поймать его. Сочивицу искали повсюду, в горах, равнинах, долинах, в лесах, а Сочивица ходил посреди их городов и рынков. Он и его товарищи добыли себе турецкие чалмы, носили их с собой и надевали на голову, когда хотели, чтоб их принимали за турок. В этом превращении, и при помощи нескольких турецких слов, какие они знали, они, бывало, закусывали среди рынка в Сараеве, что и было нужно людям, которые иногда по суткам и больше оставались без пищи. Если турки угадывали потом это превращение, их погибель была почти верная. Но кто бы подумал, что они будут так дерзки, чтобы толпой приходить на турецкие рынки? Отправившись из Сараева, Сочивица с товарищами пришел в несколько дней в Дрогович, в семи милях ниже истоков реки Цетиньи, укрылся в одном монастыре калугеров и собрал всех разбойников Автор, далматинский католик, помещает здесь иронические отзывы о «калугерах», т.
Но он забывает, что его герой, как и сам он в других местах это объясняет, вовсе не был простой разбойник, но главной и единственной целью имел истребление и грабеж турок. Южнорусский монах таким же образом укрыл бы запорожца. Сами «калугеры» также ненавидели турок, и тут было не до отвлеченных рассуждений. Здесь он оставил одному калугеру, по имени Геннадию, часть своей добычи, которая всегда была больше, чем у других, потому что он был арамбаша, или предводитель гайдуков. Часто Сочивица отделялся от своих товарищей, и иногда на целые месяцы о нем ничего не было известно. Это заставляло турок думать, что он уже умер. Но Сочивица ожидал только удобного случая истреблять их, и сколько раз он выходил один против двух, трех, или даже четырех турок. Чудеса, какие рассказывались о нем у турок, казались невероятными, и он одолевал их до такой степени, что сами турки просили пашу простить этого человека и выпустить на свободу его семейство. Но упрямый паша не хотел слушать убеждений, и от его упрямства подданные его должны были подвергаться убийствам.
Торговля терпела затруднения, и никто не мог спокойно заботиться о своих выгодах. Но беспокойства, причиняемые Сочивицей, становились невыносимы не для [736] одних оттоманов, но имели очень важные и убыточные последствия и для венецианского государства. Он сделался как бы источником кровавых раздоров между пограничными жителями. И кто знает, не из таких ли мелких начал происходили часто целые войны? Как важно было поэтому иметь в руках Сочивицу! При каждом обращении оттоманов, в Далмации возрастала цена за его голову. Сочивица очень хорошо знал об этих хлопотах, но, тем не менее, не переставал убивать турок. Около 1760 года, один ходжа асiа , по имени Змаич Очевидно, опять потурченный серб , который считался у турок свирепейшим героем, стал хвалиться, что Сочивица не осмелится принять его вызова один на один. Сочивица не потерпел в турке такого высокомерия.
Однажды он был с шестерыми из своих товарищей в Тичеве, недалеко от Гламоча, в турецких владениях, когда им встретился караван в десять человек, в числе которого, по случаю, был и Змаич с своим братом. Сочивица не променял бы на царство такую счастливую встречу. Ходжа Змаич, как только увидел Сочивицу, сделал по нем выстрел, который попал ему в середину лба. Но потому ли, что случай был за Сочивицу, или судьба так определила, или череп его был очень крепок, только свинцовая пуля, вместо того, чтобы пробить его и проникнуть внутрь, лишь сорвала кожу и оставила небольшой знак. Тогда, озлобленный, он так хорошо прицелился в своего неприятеля Змаича, что впустил свою пулю в дуло его ружья чудеса, которые рассказываются почти всегда о стычках христиан с турками , и другую в голову, и он упал мертвый. Когда столь храбрый турок был убит, другие стали просить пощады; пять из них не могли избежать смерти в той охоте, какую сделали на них Сочивица и его товарищи. Одержавши победу и разграбивши в караване лучшее, что в нем было, Сочивица и его товарищи переоделись и потом пошли все врозь. Он делал так для того, чтобы ускользнуть от множества турок, которые шли по его следам, и в то время как они искали шайку гайдуков, им не приходило в голову обращать внимание на одиноких людей. Наши морлаки, получив известие об опасности, какой подвергался Сочивица, и об его храброй защите, не преминули и на этот раз пустить в ход свой поэтический талант и сложить героическую песню.
После этого события Сочивица оставался в покое около двух месяцев: собравши потом четырнадцать товарищей, он пошел к Мостару и ставши там в тени дерева, смотрел, как по дороге шли вдали двое турок. Товарищи думали, что надо четверым пойти и напасть на них. Это мнение показалось Сочивице трусостью, и он воспротивился ему, говоря: «Довольно меня одного». Он пошел навстречу двум туркам, пристально смотря вниз на землю. Они спросили его, что он так прилежно рассматривает на земле? Он с горем отвечал им: «На этом месте разбойник Сочивица с товарищем отнял у меня [737] двух лошадей, и я смотрю, не могу ли отыскать следов». Турки, из участия к мнимому бедняку и из ненависти к Сочивице, и сами принялись искать конские следы, и пока они смотрели на землю, Сочивица пистолетным выстрелом убил одного, и саблей другого, с такой быстротой, что они не успели взяться за оружие для защиты. Через несколько дней после этого, он собрал до двадцати пяти товарищей для нападения на огромный караван, который отправлялся из Рагузы в Турцию с большой суммой звонкой монеты, и ему счастливо удалось ограбить его без особого труда, убить семнадцать турок и троих увести с собой. Когда они пришли в первый встретившийся лес, Сочивица двоих из этих людей посадил на кол, а третьему поручил вертеть их как на вертеле и жарить.
Когда они были изжарены, он отрубил им головы и отдал турку, который их жарил, велевши ему отнести головы паше в Травник, и извещал пашу, что если тот не отпустит его детей и жены, он будет делать то же со всеми турками, которые ему попадутся и, прибавлял он: «Как велика была бы моя радость, если бы мне удалось сделать тоже с самим пашой! Товарищи его думали, что следовало бы убить и третьего турка, но Сочивица возразил: «Нет, гораздо лучше оставить кого-нибудь, кто мог бы рассказать туркам, сколько мы способны сделать». Таким же образом, когда карфагеняне хотели умертвить всех римлян в знаменитом сражении при Каннах, хитрый Аннибал думал, что лучше оставить несколько человек, чтобы они могли принесть на родину известие о поражении их войска и о храбрости карфагенян. Спустя часа два после того, как между турками распространилось известие о варварском и бесчеловечном поступке Сочивицы, собрались люди из всех окрестностей, пешком и верхом, через горы и долины и принялись его преследовать. Сочивица, ничего не подозревавший, найден был в лесу со всеми товарищами, которые вместе с ним обратились в поспешнейшее бегство. Турки гнались за ними неутомимо, и еще пять из них было убито, и был убит один из гайдуков, которому еще живому собственный брат отрубил голову, чтобы не имели турки удовольствия воткнуть ее на шест в знак позора. Гайдуки спаслись в Меткович в Приморье, куда дошли за ними турки. Если на этот раз они спаслись, они очень обязаны были своим ногам. Сочивица отделился от товарищей.
Единственная мысль турок была найти его и убить. В Далмации было еще менее безопасно, чем в Турции. Он проводил целые месяцы в самых ужасных закоулках пещер в постоянном одиночестве. Часто он терпел голод из страха, что его увидят входящим или выходящим из пещеры, чтобы добыть себе пропитание. Можно сказать, что это был скорее пустынник, чем разбойник. От времени до времени он не мог однако удержаться, чтоб не убить какую-нибудь пару турок. Между тем травницкий паша, за слишком большие тиранства над своими подданными и за то, что забрал себе в голову ограбить Мостар, был вызван в Константинополь, где, полагают, ему отрубили голову. У этого паши, которого звали Кукавица Опять, очевидно, славянский магометанин , была красивая жена; [738] в этих обстоятельствах она была беременна. Он уступил ее другому турку, с условием, что существо, которым она была беременна, должно быть названо по имени паши, отца.
Сочивица думал, что с переменой паши, он должен бы получить свое семейство; но так не случилось. После многих бесплодных опытов, в 1762 году он прибегнул к следующей выдумке. В оттоманских городах предоставлено свободно ходить с товарами одним каланджиям, которые похожи на тех, кого у нас обыкновенно зовут мессинцами , которым позволяется продавать шелк и другие безделушки подобного рода. Это было хорошо известно Сочивице. Поэтому он нарядил одного из своих товарищей продавцом шелка и, давши ему достаточно товара этого рода, послал его в Травник. Тем временем сам он с другими четырьмя товарищами отправился, не торопясь, по другой дороге, чтобы ждать исхода, в расстояния трех или четырех миль от Травника. Не знаю, каким случаем товарищи ушли от него и он встретился с тремя турками, которые стали подозревать и ворчать на него, что он гайдук. Сочивица, увидевши себя в этом затруднительном положении и находя, что убежать трудно, стал оправдываться и говорил, в доказательство, что он не гайдук, что он шел в город Прусац В южной части турецкой Хорватии, близ боснийской границы , находившийся невдалеке. Подозрительные турки сказали ему: «Ну, так пойдем вместе».
Сочивица пошел с ними. Подъехавши к одному источнику, турки сошли с лошадей, чтобы напоить их. Тогда Сочивица против всякого их ожидания, вынув саблю, отрубил голову одному из них и, повторивши удар, сделал то же и с другим, который обернулся взглянуть, что тут происходит. Третий стал недвижим, как те птицы, которые, увидев коршуна, не могут двинуться с места. Сочивица, взявши его за руку, повел в лес и, убедившись в его турецких особенностях, убил его. Не довольствуясь тем, что убил его, Сочивица разрубил его в куски и как бешеная собака кусал мертвое тело, не зная, как утолить достаточно свое мщение и ненависть к туркам. Между тем возвратились его четыре товарища, а тот, который отправился в Травник, долго бродя по городу с своими товарищами, встретился с женой Сочивицы и открыл ей желание ее мужа, и как он должен был увезти ее ночью вместе с детьми. Жена Сочивицы чрезвычайно обрадовалась этому неожиданному известию, пошла сказать об этом своей дочери, убеждая ее пойти с собой; но дочь, испытавши удовольствия магометанского брака, отказалась с ней идти. Тогда мать взяла с собой только сына, и с товарищем Сочивицы вышла ночью из Травника.
Сочивица, который ждал ее невдалеке от города с четырьмя товарищами, был чрезвычайно утешен, увидевши свою жену и сына, он отвел их в Драгович, свое обыкновенное убежище, где оставил сына на попечении одного калугера, который потом научил его читать и писать. На следующий день, турки, не находя жены Сочивицы в Травнике, подумали, что никто другой, как он, устроил это ловкое похищение, которое было вероятно несколько опаснее, чем похищение Орфея, [739] отправившегося в ад, чтобы взять оттуда свою жену Эвридику. Турки, конечно, не дьяволы, которые знают волшебное искусство; но наверное сумели бы убить виновника, если бы схватили его в ту минуту, когда он уводил жену Сочивицы. Раздосадованные этим фактом больше, чем всеми его прежними наглостями против них, турки обратились к превосходительному генералу Далмации, требуя самым настоятельным образом, чтобы он велел взять и убить его. Но как можно взять и убить человека там, где его нет? Турки думали, что он в Далмации, и всегда слышали об его грабежах в Турции. Имя Сочивицы стало у турок так страшно, что как дети боятся всего в темноте или как суеверные люди видят привидения, создаваемые их собственным воображением, так туркам постоянно виделся повсюду Сочивица. Но сила оттоманов не в состоянии была получить в руки человека, который одолевал их в их собственных пределах. Ловкость, с которой действовал Сочивица, делала тщетными все их усилия.
В один день он мог убить турка в одном месте, а на другой день очутиться за пятьдесят миль. Он странствовал ночью и отдыхал днем, и в десять дней проходил иногда больше сотни миль. Там он совершал грабеж, в другом месте убийство, и в то время, как повсюду шли слухи об его подвигах, часто подозревали, что это чистая небылица. Таким образом, никогда не знали, где искать этого Протея, который менял место каждую минуту. Турецкая стража обходила горы днем и ночью, чтобы захватить, если можно, этого вредного зверя, но всегда напрасно. Был один турок, но имени Чурбек, который из пренебрежения называл Сочивицу — Станиславой Т. Черт возьми! Сочивица не мог стерпеть такой обиды, и дрожал от негодования, что не может отмстить. Но раз Сочивица только с шестью товарищами встретил Чурбека с двадцатью; произошла жестокая схватка, четверо из спутников Чурбека остались на месте, он был ранен, остальные убежали.
Со стороны Сочивицы только двое из его товарищей были ранены. Какой позор для магометанского имени, что гайдук с немногими товарищами нанес им такое поражение! Какая была бы честь, и какая награда тому, кто убил бы Сочивицу! Нашелся один турок, по имени Вилембег, который послал Сочивице письмо в следующих выражениях: «Ты хвалишься, что ты — истребитель турок; выходи на мой вызов, если ты не женщина.
Отсюда и название «дворовые», они и составляли официальную собственность черноморских дворян. Станичные дворяне разживались крепостными разными способами. Кто-то переводил своих слуг из малорусских имений или покупал у других помещиков. У некоторых в дворовых были местные крестьяне, потерявшие свою землю. Дворовые находились на полном барском обеспечении, жили в хозяйственных помещениях при дворе. Отношения между кубанскими помещиками и их дворовыми никак не регламентировались.
Как их содержать или наказывать помещик определял сам. Дворовых можно было передать по наследству жене, родственникам или подарить другим лицам вместе с имуществом. Кто такие гайдуки По словам Дарьи Томилиной, среди дворовых крестьян на Кубани были распространены «гайдуки» — крепкие мужчины. В России они выполняли функции телохранителей и сопровождали хозяев в поездках. Были случаи, когда ее крестьяне давали отпор государевой службе, — говорит исследователь. Помещики сдавали их внаем, зарабатывая на них. Среди дворовых были «девки» — молодые, как правило, незамужние крестьянки, которые прислуживали в доме у женской половины хозяйской семьи. Они выполняли мелкие поручения, чинили одежду и обувь.
Этнографический словарь: гайдуки от венг. Советская историческая энциклопедия: венгер.
Обычно Г. Иногда образовывали крупные отряды четы в 300 и более человек. Стихийность и слабая организованность гайдуцкого движения, тяжелые условия жизни Г. По своей клас. Действия Г. Много гайдуцких отрядов участвовало в Первом сербском восстании 1804-13. Во время рус. XV — нач. XIX в. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: от венгерск.
В Венгрии первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи, которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую войну, и, наконец, пешие легко вооруженные воины. В 1605 г. Бочкай см.
В 1926 уже 1096 человек. На 1-е Октября 1929 года усадебная земля селения Гайдук с улицами и проездами равнялись 26,34 га. Форма землепользования была хуторская-отрубная, во Владимировке — участковая, а в Мефодиевке — пайковая. Такой порядок был установлен при проведении аграрной реформы Столыпина 1910—1914 гг.
В Гайдуке имелось пять торговых точек, две столовые, фельдшерский пункт и всего 10 улиц, ни одна из которых не была вымощена или заасфальтирована. Водопровода не было. Электроэнергию давала заводская электростанция. Селение Гайдук не было административным центром и с 1927 года стояло на бюджете Новороссийского окружного сельского совета. Все вопросы из жизни граждан решались на общих собраниях. Вот несколько примеров: На общем собрании граждан 15 Декабря 1926 года обсуждались следующие вопросы: 1. О раскорчёвках.
О квартире пастуху и леснику. Об уплате за землепользование. Утверждение расходов по кассовой книге. В принятом решении собрания говорится, что раскорчёвку леса можно производить только с разрешения комиссии, которую необходимо вызвать в кратчайшее время.
Гайдук( hayduk) значение слова
Гайдук – это боец наёмник, который служил военным орденам и княжеским воеводам на Древней Руси. В этой статье мы рассмотрим, кто такие гайдуки и гайдомаки, и какую роль они играли в. Узнайте, что такое гайдук и какие функции выполняли эти военные служители на территории Украины и Беларуси в XVI-XVIII веках. Очень часто такие гайдуки кончают тем, что сами идут в пандуры.
Появление гайдуков в России
- Может быть Вам интересно...
- Хитрый план адмирала Гайдука. Кто и зачем решил заминировать Азовское море?
- Report Page
- Хитрый план адмирала Гайдука. Кто и зачем решил заминировать Азовское море?
- Что такое гайдук
- “Публика стесняется ходить на растаманские сказки”: миры Дмитрия Гайдука (ВИДЕО)
Гайдук и гайдамак: синонимы или разные понятия? Кто они такие
Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Узнайте, что такое гайдук и какие функции выполняли эти военные служители на территории Украины и Беларуси в XVI-XVIII веках. Во время русско-турецкой войны 1877-78 многие гайдуки вместес русскими войсками боролись за освобождение ие слова Гайдуки по словарю Брокгауза.
Гайдуки (РИЭ, 2017)
Впоследствии отряды гайдуков назывались четами, а их бойцов - четниками. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали наиболее ненавистных турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами знатью , кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Роль гайдуков в освободительной борьбе на Балканах Гайдуки играли важную роль в борьбе балканских народов против османского ига на протяжении нескольких веков - с 15 по 19 века. Их деятельность включала: Вооруженные нападения на турецкие гарнизоны и обозы. Освобождение заключенных и пленных. Наказание предателей и пособников оккупантов. Помощь обездоленным и защита от произвола турок. Сбор информации о передвижениях и планах турецких войск. Когда в 1804 году в Сербии началось народное восстание против турок, многие гайдуки стали его предводителями.
Например, легендарный герой освободительной войны Карагеоргий изначально был гайдуком. Также гайдуки активно участвовали в русско-турецкой войне 1877-1878 годов и освобождении Болгарии от османского владычества.
Народ считал подвиги Г. Когда народное негодование на притеснителей перешло в Сербии в восстание, Г. Знаменитейший из болгарских Г.
Пойманного Г. Кроме сборников песен сербских и болгарских, см. Панайота Хитова: «Мое-то путувание по Стара планина и животописание-то на некой Булгарски стари и нови воеводи», изд. Каравелова Бухар. II, СПб.
Пыпин, «Герцеговинские Г.
Работала Гайдук главным консультантом в Управлении внутренней политики.
В 2010—2016 годах, когда Башкирию возглавлял Рустэм Хамитов, Гайдук снова пошла вверх и стала советником по общественно-политическому развитию у главы РБ. В 2012 году, утверждается на сайте учреждения, чиновница закончила Академию госслужбы при президенте Башкирии и получила юридическую специальность. В Академии госслужбы при президенте России она написала диссертацию на тему «Политическая культура государственных гражданских служащих в современной России».
За это, видимо, она получила статус кандидата наук. В автореферате на свою научную работу Яна Гайдук изложила интересную мысль. Это позволяет отметить, что в массах прослеживается некая идея «несогласия» с властью, что не может не сказаться позитивно на становлении общегражданской политической культуры, — написала она.
После работы во власти она пару лет возглавляла отдел продаж в компании Geo-Home LTD — судя по всему, это агентство недвижимости из Грузии. После этого Гайдук вернулась на свою последнюю должность — советник по общественно-политическому развитию. В 2019 году она стала замминистра молодежной политики и спорта, а через пару лет возглавила Госкомитет по молодежной политике.
В октябре 2021 года она была утверждена в качестве его председателя. По долгу службы Яна Гайдук посещает различные окологосударственные мероприятия, которые связаны с молодежью.
Нередко их считали участниками национально-освободительного движения. Гайдук на службе у турок это уже пандур. Среди гайдуков существовал обычай побратимства.
Отряды гайдуков назывались четами отсюда четники Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 гг. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами. Гайдуками также звались воины личной охраны местных правителей, аристократов; «придворные гайдуки» — охрана русских царей. Гайдуки были вольнонаёмными.
Чиновница с самого низа: что известно о Яне Гайдук, к которой с обыском приходили из ФСБ Башкирии
Гайдуки, название венгерских наемных солдат, несших в XVI веке службу в пограничных с Турцией крепостях. Для нас эту поездку в Дагестан организовала Анна Денисова: 0:00 Вступление 0:09 Завтрак в "ИСТОКАХ" 1:03 Уезжаем из гостевого дома "ИСТОКИ" 5:21 Датунский храм 11:37 Едем в Старый Кахиб 18:03 Едем в Г Смотрите видео онлайн «Горный Дагестан. Кто такие кунаки? погонщик) - так назывались первоначально свободные пастухи в горах северной части Балканского полуострова. ГАЙДУКИ, хайдуки (от венг. hajdúk – пехотинцы), 1) участники (гл. обр. крестьяне) вооруж. борьбы венгров и юж.-слав. народов против тур. завоевателей и сотрудничавших с ними местных феодалов в 15–19 вв.
Хитрый план адмирала Гайдука. Кто и зачем решил заминировать Азовское море?
Он хотел стрелять в крымчан: кто такой Сергей Гайдук? 54-летний адмирал Гайдук — крайне интересный персонаж. Движение Гайдуки, участие в них городских низов, несмотря на их незрелость, были ярким выражением стихийного протеста трудящихся против эксплуатации и насилия местных властей. В Краснодарском крае заметили станцию Gayduck, что в дословном переводе означает «Гей утка», пишет издание «Подъем». По версии РЖД, такое название на английском языке носит железнодорожная станция в селе Гайдук. гайдуки — (хайдуки) (от венг. hajdúk пехотинцы), в XV XIX вв. участники вооруженной борьбы южнославянских народов, молдаван и др. против турецких завоевателей.