Выходец из Бухары, Файзулла Ходжаев (также именовался Файзулла Ходжаоглы; в некоторых русских документах: Файзулла Убайдуллаевич (Губайдуллаевич) Ходжаев) являлся в. Fayzulla Khodzhayev. Файзулла Губайдуллович Ходжаев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937).
Блогер Фозилходжа Арифходжаев вышел на свободу
Восставшие празднуют победу, а Файзулла Ходжаев избирается главой правительства бухарской республики. Fayzulla Khodzhayev. Файзулла Ходжаев (1896-1938) Подробная информация на ⋆ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НА ЭТОМ АДРЕСЕ. Файзулла́ Губайдуллович Ходжа́ев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937). Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК, выступившей против монархического режима в эмирате.
Блогер Фозилходжа Арифходжаев вышел на свободу
Родился в Бухаре в семье купца. Этнический узбек [2]. В 1913 году примкнул к джадидскому движению. В 1916—1920 годах являлся одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары , работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары.
Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческий отрядов в Узбекистане. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года Ходжаев оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года.
В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика и Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооружённого Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. Мировоззрение [ править править код ] Ходжаев делал ставку на « прогрессивные элементы» и «прогрессивные силы», которые способствуют развитию общества. Одной из таких сил он считал джадидов.
Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика , Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н.
Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова, заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент, где организовал бюро младобухарцев-революционеров.
В жернова смертельных репрессий попали литовец Иосиф Варейкис, знаменитый матрос Павел Дыбенко, юрист, бывший дворянин юрист Иван Межлаук, таджик Шириншо Шотемор, выпусник ташкентской учительской семинарии туркмен Кайгысыз Сердарович Константин Сергеевич Атабаев и почти все остальные члены Среднеазиатского бюро. Среди немногих уцелевших оказался Юлдаш Ахунбабаев. Правда, все при Хрущеве были оправданы и восстановлены в партии. Выходит, все они правильно сделали… Кроить новые границы Средней Азии усердно помогали ведущие востоковеды того времени-Бартольд, Андреев, Малицкий, Поливанов, Магидович, Зарубин и другие светила. Именно они разнимали яростных спорщиков. Как пишет ташкентский историк Светлана Горшенина, ныне доктор наук Сорбонны, при дележке возникали самые фантастические предложения. Ферганцы желали автономную Ферганскую область с со столицей в Коканде; кипчаки хотели автономию с казахами и киргизами; Акмаль Икрамов, Файзулла Ходжаев поднимали вопрос о республике Туран. Казахские товарищи настойчиво требовали отдать им Ташкент на том основании, что вокруг города веками обитали их соплеменники. Верх брали, однако, другие соображения.
Так, часть узбеков передали в «степные» Киргизию, Туркмению, Казахстан, чтобы кто-то умел торговать, заниматься хлопководством, шелком, фруктами и овощами — отсюда Чимкент, ОШ, Джалал-Абад, Ташауз и Чарджоу. Также раздавали для развития промышленности и транспорта «русские» Ташкент, Алма-Ату, Красноводск, Павлодар, вплоть до Оренбурга.
Любому, даже непосвящённому гостю священной Бухары, было понятно, что власти города и области основательно подготовились к этому широко разрекламированному мероприятию и заранее избавились от «идеологически спорных» исторических персонажей нашей истории. На этот раз жертвой кампании борьбы с советской историей стал памятник в центре старого города выдающемуся сыну Бухары, известному советскому государственному и партийному деятелю — Файзулле Убайдуллаевичу Ходжаеву 1896-1938. Его постигла та же участь, что и все памятники и мемориальные плиты, которые были поставлены в годы советской власти отцам-основателям этой страны.
Бухарские чиновники позаботились, чтобы ни один приехавший на фестиваль представитель нового «гармонично развитого поколения» ни в коем случае не задумался: «Кто этот дядька и что же он такого сделал, что ему поставили здесь памятник? Хотя наивно полагать, что узбекский чиновник с периферии думает о школьнике.
Энвер-паша начинает работу по сплочению всех антисоветских военных сил, устанавливает контакты с бывшим амиром Алим-ханом и перебазируется в Восточную Бухару для подъема басмаческого движения. Когда Энвер-паша прибыл в расположение восточнобухарских курбаши, то неожиданно был арестован Ибрагим-беком как агент БНСР и только вмешательство Алим-хана позволило ему добиться признания [21]. Сторонникам амира в Восточной Бухаре было отправлено послание Алим-хана, где, представляя Энвера, амир писал: «Брат мой волею Аллаха совершит дела, которые возвратят мусульманам их земли, их богатства, славу и великую честь» [30], C. Получив от бывшего бухарского амира полномочиями «главнокомандующего войск ислама», Энвер начал готовить стратегическую операцию по свержению советской власти в Бухаре [34].
Экономические планы Энвер-паши предполагали привлечение иностранных капиталов для разработки природных богатств региона. Его эмиссарам в Германии было поручено проработать вопрос вербовки для работы в Бухаре горных инженеров и шахтеров, а также возможность фрахтовки дирижабля для установления воздушной связи «Берлин-Бухара» [36]. В этот момент происходит принципиальный раскол пантюркистского движения. Сторонники «Национального союза» во главе с А. Пулатходжаевым выбирают союз с Энвер-пашей и встают на путь открытой вооруженной борьбы с Советами. Другая группа во главе с Ф.
Ходжаевым и Р. Фитратом продолжает следовать линии национально-государственного самоопределения в рамках советской системы. Причем, как свидетельствуют архивы СНБ Узбекистана, наряду с легальной политической деятельностью, группа Ф. Ходжаева также использовала тайные формы. Сохранились документы, подтверждающие о существовании в Бухарской Республике тайной организации "Милли Иттихад Национальное единение », нацеленной на создание «независимого национального государства". Политическая линия Ходжаева-Фитрата означала сохранение сложившейся ориентации на союз с Россией, линия Валиди-Пулатходжаева вела к переориентации среднеазиатской государственности на антироссийские мировые державы, в конкретной ситуации 1920-х гг.
Москва серьезно просчитались в оценке Энвер-паши. К концу 1921 г. Осенью 1921 г. ВсехбухЦИК для осуществления первоочередных мер государственного строительства направил в Восточной Бухару своего руководителя У. Его поездка была организована как крупная военно-политическая экспедиция ок. Прибыв Душанбе в декабре 1921 г.
Бухарцам удалось разоружить часть душанбинского гарнизона. Другая его часть оказала сопротивление, освободила арестованных и, захватить часть оружия, сообщила о ситуации по радио в штаб Туркфронта. На помощь душанбинскому гарнизону выступили российские части из Байсуна. Отряд Пулатходжаева, понеся потери, отступил на юг в горы Бабатага [28], C. Часть бухарцев сдалась в плен, другая вернулась в Душанбе. Пулатходжаев с Али-Ризой ушли в Афганистан.
В итоге красноармейские командиры, не вникая в тонкости раскола среди бухарских лидеров, заняли жесткую линию к органам БНСР в Восточной Бухаре и временно арестовало их руководителей. Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши. К началу 1922 г. Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г. Энвер-паша осадил Душанбе.
Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г. К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C. Важное значение имел статус Энвера как зятя турецкого султана — номинального главы мусульман, что делало его в глазах исламского населения Бухары культовой фигурой [34]. В марте 1922 г. Далее планировался поход на Ташкент. В числе главных организаторов антисоветского восстания на территории Западной Бухары был председатель «Национального союза Туркестана» А.
Возникала опасность окуппации Восточной Бухары Афганистаном [36]. Ходжаевым дистанцировалось от действий У. Пулатходжаева и Али-Ризы и обратилось в Реввоенсовет Туркфронта с просьбой о немедленной военной помощи [1]. Сокрушительные действия «турецкого льва» грозили уничтожить все завоевания большевиков в Средней Азии и Ленин поручил заняться «делом Энвера» Сталину и Орджоникидзе. Ходжаев срочно выехал в Москву для разъяснения положения и организации контрмер. Если Турккомиссия РСФСР обвинила в обострении ситуации бухарское правительство, не сумевшее «создать авторитетной местной власти, легкомысленно использовавшего старых амирских чиновников», то С.
Орджоникидзе, прибыв в Среднюю Азию, тут же стал требовать «для успокоения края: прекратить чрезмерно революционные мероприятия, создать национально-демократическое правительство без выпячивания его коммунистической сущности». Для снятия напряжения С. Орджоникидзе предложил немедленно «провести выборы казиев и предоставить им право судить... Москва поддержала Файзуллу Ходжаева как непримиримого врага бухарского амира. Бухарская Компартия вошла в состав РКП б. В апреле 1922 г.
В начале июня 1922 г. Ходжаева о мерах борьбы с басмачеством, приняла политическую резолюцию, дающую оценку действиям Энвер-паши как авантюре, нацеленной на то, чтобы «с помощью восточнобухарских басмачей … Бухару сделать игрушкой Английской политики». Это «с точки зрения мусульманина вообще, так и с точки зрения Бухарца, является преступлением». Сессия призвала бухарский народ «собраться под красное знамя и объединенными силами бороться с басмачеством Энвер-паши [11]. Учитывая напряженность противостояния с энверовцами, сессия ЦИК пересмотрел порядок управления Восточной Бухарой через институт Чрезвычайной диктаторской комиссии [10] и наделили её правами издавать декреты…, отменяющие, приостанавливающие или изменяющие действие Конституции БНСР, а также законов, издаваемых БухЦИКом», а также «неограниченного права ареста и административной высылки из пределов Восточной Бухары любого лица» [2]. Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C.
Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г. Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение. Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г.
Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39]. В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г. Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов - председателем Кабульского отдела, а У,Пулатходжаев - представителем в Турции, М.
Чокаев — представителем в Европе [39]. Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер - Салим-паша. Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г. Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику.
Ходжаев Аминов Муинджан [35], C. Но когда в конце 1922 г. Шанс независимого развития был потерян. Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана.
Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г. В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг.
Был Файзулла, и нет Файзуллы
В двадцатилетнем возрасте Файзулла Ходжаев, несмотря на противодействие правящих кругов, стал одним из руководителей джадидского движения в Бухаре. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Файзулла Ходжаев Файзулла Ходжаев родился в 1932 году в Ташкенте. Окончил сценарно-редакторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1955).
Файзулла Ходжаев, патриот или предатель
Ушел из жизни он также молодым — в 1938 году сталинский режим приговорил Файзулла Ходжаева к смертной казни. В том году ему исполнилось 42 года. Многие историки указывают на важную роль Файзуллы Ходжаев в присоединении древнеисторических культурных центров таджиков — Самарканда и Бухары в состав Узбекистана. События 1924-1929 гг. Именно этот факт представители интеллигенции в Таджикистане до сих пор не могут простить Ходжаеву, таджику, который согласился с тем, чтобы эти древние города оказались в составе Узбекистана. Богач-революционер Файзулла Ходжаев родился в 1896 году в Бухаре. Его отец Убайдулла-ходжа занимался торговлей каракуля и входил в число самых богатых людей города. Даже поговаривали, что богаче его мог быть только эмир Алимхан. Когда Файзулле исполнилось 11 лет, он вместе с отцом поехал в Россию и там приступил к учебе. В 1913 году он присоединился к движению джадидов "новаторов" и уже к 20 годам стал одним из лидеров партии молодых бухарских джадидов.
В 1920 году он вступил в компартию и в рядах Красной армии под руководством Михаила Фрунзе участвовал в свержении с престола Алим-хана. Затем он был назначен председателем Совета народных назиров комиссаров , а с 1924 года — после образования Узбекской Республики в составе СССР - председателем Совнаркома Узбекистана, то есть главой республики. Согласно историческим источникам, вплоть до лета 1937 года Москва относилась к нему с доверием, но в июне он был исключен из партии, а еще через месяц арестован. В 1938 году вместе с Николаем Бухариным, Алексеем Рыковым и другими высокопоставленными лицами был обвинен в троцкистском заговоре с целью свержения советского строя в Узбекистане и шпионаже в пользу Германии, Польши, Японии и Британии. Забвение, слава и снова забвение? Реабилитировали известного революционера в 1965 году. Позже на его родине - в городе Бухаре установили ему памятник, а отцовский дом на улице Токая в этом городе, напоминающий дворец шаха, отдали под дом-музей Файзуллы Ходжаева. В те же годы местный пединститут назвали его именем, в в 1970 году был издан трехтомник его сочинений. Однако несколько лет назад, по приказу президента Ислама Каримова, институт был переименован в честь Ахмада Дониша, а недавно и памятник Ходжаеву был снесен с центра Бухары.
Узбекский историк Гога Хидаятов считает, что вряд ли все это можно назвать "возрождением исторической правды", наоборот, снос памятника - пренебрежение к тем, кто сыграл важную роль в становлении Узбекистана: "Файзулла Ходжаев был человеком, служившим на благо своего отечества. Он стоял у истоков решений, касающегося территориального деления региона. Он был политически очень грамотными был одним из редких людей, который мог сказать Сталину все то, что думает. Еще в 1922 году в Москве на одном из заседаний он прямо в лицо Сталину заявил, что СССР превратили в большую тюрьму, а Москву в опасное место, куда приезжающих либо убивают, либо сажают в тюрьму".
После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика и Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооружённого Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане.
На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года Ходжаев оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года. В 1965 году полностью реабилитирован и восстановлен в партии как жертва сталинских репрессий.
Файзулла Ходжаев был признан западными историками как один из наиболее эффективных менеджеров 1920—1930-х годов. Подсчитано, что при нем в Узбекистане было построено около 400 крупных промышленных объектов. Он был арестован 9 июля 1937 год, осужден — 13 марта 1938 года, расстрелян — 15 марта 1938 года. Реабилитирован посмертно 6 марта 1965 года. Добавим, что кроме Ходжаева на Стене памяти значится и имя другого руководителя Узбекистана — Акмаля Икрамова.
УзССР-95: в чем не ошибся расстрелянный Ходжаев
- Семь мифов о Файзулле Ходжаеве - Новости Узбекистана сегодня:
- Файзулла Ходжаев - сценарист - биография - советские сценаристы - Кино-Театр.Ру
- Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
- Файзулла Ходжаев
- Алексей Арапов: «Мы не войдём в историю…!?» — Письма о Ташкенте
- 15 комментариев
Противоречия в политических взглядах Файзуллы Ходжаева
Годы правления После вступления в Коммунистическую партию России примерно в июле-августе 1920 года Файзулло Ходжаев был назначен главой Бухарской Народной Советской Республики в сентябре 1920 года. Во время своего срока он едва избежал убийства лидером басмачского восстания Энвер-пашой. После реорганизации Советской Средней Азии в новую Узбекскую Советскую Социалистическую Республику и после чистки подозреваемых в 1923—1924 годах, 5 декабря 1924 года, Ходжаев стал председателем Революционного комитета Узбекской ССР - тогда он был признан главой правительства - а затем 17 февраля 1925 г. Однако Ходжаев выступил против Иосифа Сталина деспотический контроль, особенно в отношении хлопка монокультуры.
Являлся редактором газеты "Учкун", устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 -- декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР, участвовал в разгроме повстанческий отрядов в Узбекистане. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года Ходжаев оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным, А.
Рыковым и другими видными советскими коммунистами.
Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг. Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М. Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. Узбекистан, имея огромный культурный потенциал, технические возможности, наиболее богатые города Востока и людские ресурсы, должен играть в Центральной Азии огромную роль, можно сказать, роль гегемона». С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г.
Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности. Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф. Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы. В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф.
Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р. Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг.
Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил - Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф.
Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости... Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия.
В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г.
После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г.
На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана. Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием.
Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция. С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо... У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории.
Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Архивные материалы и официальные документы [1]. Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд.
Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г. Тезисы по советскому строительству в Б. Р-25, оп. Ходжаев Файзулла. Агзамходжаев и др. Научные и биографические материалы Абашин С.
Азиз Ниалло. Бабаходжаев А. Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. Ганковский Ю. Персонажи с «той стороны». Германов В.
Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983. Джумаев А. Заки Валиди Тоган. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру.
Ходжаев в телеграмме афганскому амиру Аманнуле-хану 1919-1929 выразил намерение поддерживать «вековое добрососедское отношение между афганским и бухарским народами».
В ответ афганская сторона установила дипломатические отношения с БНСР и направила посольство в Бухару. Особо доверительные отношения сложились с «братским» правительством Турции во главе с Кемалем Ататюрком. Учитывая захват странами Антанты Стамбула и оккупацию части турецкой территории, правительство БНСР даже передало Ататюрку в качестве помощи часть казны бывшего амира. Образование независимой БНСР сделало Бухару центром притяжения и консолидации пантюркистских сил, что привело к учреждению в августе 1921 г. Его целью ставилось создание самостоятельной демократической Тюркской Республики от Башкирии до границ Афганистана. В основе этого нового государства была идея общности тюркской нации, которая «….
Председателем «Национального союза» был избран А. Валиди, переехавший в Среднюю Азию после провала плана создания «Башкирской автономии». В период 1921-1922 гг. Были утверждены флаг и другие государственные атрибуты будущей республики [39]. Согласно мемуарам Валиди Программа «союза» предусматривала: самостоятельное экономическое управление, строительство железных дорог, прокладку каналов в интересах Туркестана; подъем просвещения и знакомство с европейской культурой без посредства России; решение национальных вопросов, использование природных ресурсов с учетом количества проживающих в государстве наций; полную свободу вероисповедания, недопущение вмешательства религии в светские дела и наоборот [25], C. Последующие события и свидетельства самого Валиди позволяют считать, что основной опорой планов «Национального союза» была политическая база БНСР и в его деятельности прямо участвовали ряд лидеров БНСР.
С учетом международной обстановки на первом этапе был неизбежен военный союз с РСФСР, однако для будущего решающее значение имело формирование бухарской национальной армии и поэтапный вывод российских войск с территории БНСР. В силу дефицита собственных кадров к государственному и военному строительству БНСР были привлечены турецкие офицеры, татарские и башкирские специалисты. Масштаб событий, назревавших вокруг БНСР, привлек в Бухару крупнейшую фигуру пантюркистского движения — одного из лидеров младотюрков, бывшего вице-генералиссимуса, министра обороны и начальника Генерального штаба Турции генерала Энвер-пашу 1881-1922. Это был человек с огромными международными связями и опытом руководства вооруженными силами Турции. После поражения военной диктатуры 1913-1918 гг. Для большевистского центра Энвер-паша представлялся перспективной фигурой в организации просоветского исламского движения и антибританского сопротивления на Востоке, а давлении на нового турецкого лидера Кемаля Ататюрка.
Но союза с большевиками не получилось. Москва сделала ставку на Ататюрка, и в октябре 1921 г. Ходжаева [35], C. Энвер-паша начинает работу по сплочению всех антисоветских военных сил, устанавливает контакты с бывшим амиром Алим-ханом и перебазируется в Восточную Бухару для подъема басмаческого движения. Когда Энвер-паша прибыл в расположение восточнобухарских курбаши, то неожиданно был арестован Ибрагим-беком как агент БНСР и только вмешательство Алим-хана позволило ему добиться признания [21]. Сторонникам амира в Восточной Бухаре было отправлено послание Алим-хана, где, представляя Энвера, амир писал: «Брат мой волею Аллаха совершит дела, которые возвратят мусульманам их земли, их богатства, славу и великую честь» [30], C.
Получив от бывшего бухарского амира полномочиями «главнокомандующего войск ислама», Энвер начал готовить стратегическую операцию по свержению советской власти в Бухаре [34]. Экономические планы Энвер-паши предполагали привлечение иностранных капиталов для разработки природных богатств региона. Его эмиссарам в Германии было поручено проработать вопрос вербовки для работы в Бухаре горных инженеров и шахтеров, а также возможность фрахтовки дирижабля для установления воздушной связи «Берлин-Бухара» [36]. В этот момент происходит принципиальный раскол пантюркистского движения. Сторонники «Национального союза» во главе с А. Пулатходжаевым выбирают союз с Энвер-пашей и встают на путь открытой вооруженной борьбы с Советами.
Другая группа во главе с Ф. Ходжаевым и Р. Фитратом продолжает следовать линии национально-государственного самоопределения в рамках советской системы. Причем, как свидетельствуют архивы СНБ Узбекистана, наряду с легальной политической деятельностью, группа Ф. Ходжаева также использовала тайные формы. Сохранились документы, подтверждающие о существовании в Бухарской Республике тайной организации «Милли Иттихад Национальное единение », нацеленной на создание «независимого национального государства».
Политическая линия Ходжаева-Фитрата означала сохранение сложившейся ориентации на союз с Россией, линия Валиди-Пулатходжаева вела к переориентации среднеазиатской государственности на антироссийские мировые державы, в конкретной ситуации 1920-х гг. Москва серьезно просчитались в оценке Энвер-паши. К концу 1921 г. Осенью 1921 г. ВсехбухЦИК для осуществления первоочередных мер государственного строительства направил в Восточной Бухару своего руководителя У. Его поездка была организована как крупная военно-политическая экспедиция ок.
Прибыв Душанбе в декабре 1921 г. Бухарцам удалось разоружить часть душанбинского гарнизона. Другая его часть оказала сопротивление, освободила арестованных и, захватить часть оружия, сообщила о ситуации по радио в штаб Туркфронта. На помощь душанбинскому гарнизону выступили российские части из Байсуна. Отряд Пулатходжаева, понеся потери, отступил на юг в горы Бабатага [28], C. Часть бухарцев сдалась в плен, другая вернулась в Душанбе.
Пулатходжаев с Али-Ризой ушли в Афганистан. В итоге красноармейские командиры, не вникая в тонкости раскола среди бухарских лидеров, заняли жесткую линию к органам БНСР в Восточной Бухаре и временно арестовало их руководителей. Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши. К началу 1922 г. Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г.
Энвер-паша осадил Душанбе. Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г. К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C. Важное значение имел статус Энвера как зятя турецкого султана — номинального главы мусульман, что делало его в глазах исламского населения Бухары культовой фигурой [34]. В марте 1922 г. Далее планировался поход на Ташкент.
В числе главных организаторов антисоветского восстания на территории Западной Бухары был председатель «Национального союза Туркестана» А. Возникала опасность окуппации Восточной Бухары Афганистаном [36]. Ходжаевым дистанцировалось от действий У. Пулатходжаева и Али-Ризы и обратилось в Реввоенсовет Туркфронта с просьбой о немедленной военной помощи [1]. Сокрушительные действия «турецкого льва» грозили уничтожить все завоевания большевиков в Средней Азии и Ленин поручил заняться «делом Энвера» Сталину и Орджоникидзе. Ходжаев срочно выехал в Москву для разъяснения положения и организации контрмер.
Если Турккомиссия РСФСР обвинила в обострении ситуации бухарское правительство, не сумевшее «создать авторитетной местной власти, легкомысленно использовавшего старых амирских чиновников», то С. Орджоникидзе, прибыв в Среднюю Азию, тут же стал требовать «для успокоения края: прекратить чрезмерно революционные мероприятия, создать национально-демократическое правительство без выпячивания его коммунистической сущности». Для снятия напряжения С. Орджоникидзе предложил немедленно «провести выборы казиев и предоставить им право судить…, возвратить вакуфные земли духовенству…, строжайше соблюдать суверенитет БНСР.. Москва поддержала Файзуллу Ходжаева как непримиримого врага бухарского амира. Бухарская Компартия вошла в состав РКП б.
В апреле 1922 г. В начале июня 1922 г. Ходжаева о мерах борьбы с басмачеством, приняла политическую резолюцию, дающую оценку действиям Энвер-паши как авантюре, нацеленной на то, чтобы «с помощью восточнобухарских басмачей … Бухару сделать игрушкой Английской политики». Это «с точки зрения мусульманина вообще, так и с точки зрения Бухарца, является преступлением». Сессия призвала бухарский народ «собраться под красное знамя и объединенными силами бороться с басмачеством Энвер-паши [11]. Учитывая напряженность противостояния с энверовцами, сессия ЦИК пересмотрел порядок управления Восточной Бухарой через институт Чрезвычайной диктаторской комиссии [10] и наделили её правами издавать декреты…, отменяющие, приостанавливающие или изменяющие действие Конституции БНСР, а также законов, издаваемых БухЦИКом», а также «неограниченного права ареста и административной высылки из пределов Восточной Бухары любого лица» [2].
Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C. Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г. Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение.
Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г. Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39].
Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич
Блогер Фозилходжа Арифходжаев, в начале прошлого года осуждённый на 7,5 лет колонии, вышел на свободу. Файзулла Ходжаев родился в Бухоро в семье богатого торговца Убайдуллы Ходжаева. Блогер Фозилходжа Арифходжаев, в начале прошлого года осуждённый на 7,5 лет колонии, вышел на свободу. В двадцатилетнем возрасте Файзулла Ходжаев, несмотря на противодействие правящих кругов, стал одним из руководителей джадидского движения в Бухаре.
Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич
Выступление Файзуллы Ходжаева во главе «группы 18-ти» было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма. В двадцатилетнем возрасте Файзулла Ходжаев, несмотря на противодействие правящих кругов, стал одним из руководителей джадидского движения в Бухаре. Файзулла Ходжаев 1896-1938 предпринимательскую жилку от отца не унаследовал, он был государственным деятелем, занимался продвижением идей джадидизма. Файзулла Ходжаев К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК, выступившей против монархического режима в эмирате. ХОДЖАЕВ Файзулла Губайдуллаевич (1896, Бухара – 15.3.1938, полигон НКВД «Коммунарка» в Ленинском р-не Моск. обл.), бухарский политич. и гос. деятель, сов. парт. и гос. деятель.
Автобиография Ф.Ходжаева.
Нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили". В период со 2 сентября 1937 года по 24 ноября 1941 года на территории "Коммунарки" были захоронены более 6,6 тысячи человек, их имена, выявленные по расстрельным актам в Центральном архиве ФСБ, и выбиты на новом памятнике. Файзулла Ходжаев был признан западными историками как один из наиболее эффективных менеджеров 1920—1930-х годов. Подсчитано, что при нем в Узбекистане было построено около 400 крупных промышленных объектов.
Он был арестован 9 июля 1937 год, осужден — 13 марта 1938 года, расстрелян — 15 марта 1938 года.
Вождь еще в 1922 году высказался об Узбекии. Молодую страну создала «группа товарищей» с характерными для того времени биографиями. Курировал весь процесс глава Туркестанской компартии латыш Ян Рудзутак, закончивший два класса приходской школы. Уже в 18 лет он был приговорен к 10 годам каторги, отсидел почти весь срок в Бутырке, где и «продолжил образование». Был даже среди тех, кого Ленин метил на место Сталина. Впоследствии был заместителем Молотова, министром путей сообщения. Расстрелян как латышский националист 15 марта 1938 года в подмосковной Коммунарке. Одновременно поставили к стенке как троцкиста другого «автора» УзССР, еврея Исаака Зеленского-начальное ремесленное училище. Он руководил компартией вплоть до 1937-го.
Именно он в Самарканде и провозгласил Узбекскую республику. Был расстрелян как троцкист в 1938-ом.
Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р.
Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г.
За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф. В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил — Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р.
Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была?
И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости…» [22]. Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией».
Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г.
После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г.
Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана.
Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция.
С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо…, но не в моих устах, в устах человека, который пригвожден к позору, который сидит на этой скамье. У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться! Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости.
Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Литература Архивные материалы и официальные документы [1]. Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г.
Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд. Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г.
Тезисы по советскому строительству в Б. Р-25, оп. Ходжаев Файзулла. Агзамходжаев и др. Научные и биографические материалы Абашин С.
Азиз Ниалло. Бабаходжаев А. Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. Ганковский Ю.
Персонажи с «той стороны». Германов В. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983. Джумаев А.
Заки Валиди Тоган. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Зевелев А. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане сборник документов.
Том 2 сентябрь 1919 г. Иноятов Х. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане.
История гражданской войны в Узбекистане. Ишанов А. Создание Бухарской Народной Советской Республики 1920-1924 гг. Курков И. Матвеева Н.
Большевики признали независимость ханства и отменили соглашение о протекторате России. Тогда младобухарцы решили заставить амира пойти на перемены силой, используя военные ресурсы туркестанских большевиков. В этот момент в качестве наиболее радикального лидера младобухарцев и выдвигается Файзулла Ходжаев. Он взял на себя инициативу переговоров с председателем Совнаркома Советского Туркестана Ф.
Колесовым и возглавил революционный комитет по подготовке восстания. В марте 1918 г. Колесов с крупным военным отрядом прибыл в Каган. Амиру был направлен ультиматум Колесова и Ходжаева с требованиями: «Распустить существующее при Вас правительство и назначить на его место Исполнительный Комитет младобухарцев».
Алим-хан сделал вид, что уступил и прислал текст нового манифеста: «Предоставляя всему нашему народу свободу слова, свободу промысла, свободу обществ…. Однако большевики и младобухарцы просчитались. Затянув переговоры, амир собрал значительные силы и вынудил Колесова отступить. В Бухаре была устроена резня, в которой погибли до полутора тысяч сторонников младобухарцев.
Около 8000 человек, в т. Часть из них, включая Садриддина Айни, сильно пострадавшего в ходе тех событий, приняли российское подданство. Шок поражения и угроза уничтожения вынудили Ф. Ходжаева покинуть Среднюю Азию: «После мартовских событий 1918 год… я был объявлен вне закона, присужден к смертной казни, бежал в … Россию» [13].
По дороге в Москву Ф. Ходжаев и его соратник У. Пулатходжаев в Оренбурге были арестованы офицерами атамана Дутова и обвинены в шпионаже в пользу красных. От расстрела их спасло заступничество одного их ведущих пантюркистких лидеров России, идеолога Башкирской автономии Ахмед Зеки Валиди 1890-1970 , в 1919 г.
Эмиграция еще более сблизила младобухарцев с большевиками, часть из них вошла в состав только что созданной бухарской компартии. В 1918-1919 гг. Он организовал в Москве отделение младобухарской партии, а, вернувшись в Ташкент в 1920 г. Успехи советского строя в России и конктакты с большевиками кардинально изменили политические замыслы младобухарцев.
Они отказались от идеи конституционной монархии и взяли курс на свержение амира. Это соответствовало и планам большевиков, рассматривающих амира Бухары как главную угрозу советской власти в Средней Азии. Для легитимного устранения амира нужны были основания, лучше всего, народное восстание, обратившееся к правительству РСФСР за помощью. Этот сценарий был взят за основу.
Свержение бухарского амира начало готовиться как красноармейская войсковая операция. Потому, сообщал Фрунзе, для «скорейшей ликвидации эмирата» необходима «организация революции путем непосредственного участия наших сил» [27], С. Бухарская Республика и перспектива независимого Туркестана Младобухарские радикалы во главе с Ф. Ходжаевым сознательно пошли на участие в такой «революции», для них это был единственный путь во власть.
Ради этого они согласились одеть коммунистическую «одежду» — пошли на объединение с созданной большевиками бухарской компартией БКП К 1920 г. БКП имела уже ок. Среди среди коренного населения без младобухарцев её политические возможности были незначительны. Обе стороны четко понимали, насколько различны их намерения.
На съезде бухарской компартии в Чарджуе, где принималось решение о восстании и союзе с младобухарцами, часть делегатов даже предлагали расстрелять Файзуллу [15], C. Тем не менее, под давлением таких фигур, как Фрунзе и Куйбышев, союз состоялся, и младобухарцы включились в осуществление бухарской «революции», начавшейся 27 августа 1920 г. После решающих боев Красной Армии с войсками амира 31 августа-1сентября и демонстрационной авиабомбардировки Бухара была захвачена. Эмир с остатками приверженцев бежал…» [20], C.
Несмотря на факт внешнего российского военного вторжения, после «революции» 1920 г. Изгнание всей амирской государственной верхушки из Бухары позволило объединившимся младобухарцам и коммунистам взять власть в стране в свои руки. При этом политический авторитет, образование, общественное положение младобухарцев обеспечивали им лидерство в государственном управлении, разработке концепции развития и модернизации бухарской государственности. Ходжаев получил пост главы правительства Бухарской Республики — Председателя Совета народных назиров, а Р.
Фитрат — назира просвещения. Несмотря на молодость, Ф. Ходжаев оказался великим мастером компромиссов. Войдя в ЦК Компартии Бухары, стал идеологом центристской линии, балансирующей между левыми большевиками и сторонниками национально-патриотического курса.
Это отразила программа БКП, подготовленная во второй половине 1921 г. Конечно, это была политическая «псевдоморфоза», советизация Бухары оставалась мифом на протяжении всего периода существования БНСР. Тем не менее Бухарская Республика не входила в Российскую Федерацию и была суверенным государством. В сентябре 1921 г.
В ней отсутствовало положение о диктатуре пролетариата, сохранялась частная собственность и право её наследования. Отменялись ограничения в отношении частного владения и распоряжения капиталом, свободного занятия промышленностью. Правом избирать и быть избранным наделялись все граждане, в т. Отражением мусульманской специфики Бухары стало то обстоятельство, что судебные функции в БНСР исполнялись на основе шариата народные суды казиев [29], C.
Однако сам характер бухарской «революции» определил силу и слабость новой Республики, запрограммировав ее будущее. Она произошла при помощи красных российских штыков и не могла без них существовать. Уже с первых дней БНСР столкнулась с вооруженным сопротивлением, организованным свергнутым амиром. К декабрю 1920 г.
Антисоветские мятежи были подняты сторонниками амира в Шахрисябзе, Китабе, Яккабаге, Чиракчи. На основании его в конце 1920-начале 1921 г. Сначала Алим-хан остановился в Ханабаде, а в мае 1921 г. В результате этой военной операции власть БНСР распространилась на всю территорию бывшего амирата.
В августе 1921 г. Однако это не остановило антисоветского басмаческого движения, имевшего такого лидера как Ибрагим-бек, назначенного амиром «главнокомандующим войсками ислама» [20], C. Поэтому на территории Восточной Бухары для противовеса басмаческим отрядам были оставлены небольшие гарнизоны российской Красной Армии [19], C. Бухарскому правительству удалось добиться от России шагов, о которых амир не смел и мечтать.
Уже 15 сентября 1920 г. Ходжаев в телеграмме афганскому амиру Аманнуле-хану 1919-1929 выразил намерение поддерживать «вековое добрососедское отношение между афганским и бухарским народами». В ответ афганская сторона установила дипломатические отношения с БНСР и направила посольство в Бухару. Особо доверительные отношения сложились с «братским» правительством Турции во главе с Кемалем Ататюрком.
Учитывая захват странами Антанты Стамбула и оккупацию части турецкой территории, правительство БНСР даже передало Ататюрку в качестве помощи часть казны бывшего амира. Образование независимой БНСР сделало Бухару центром притяжения и консолидации пантюркистских сил, что привело к учреждению в августе 1921 г. Его целью ставилось создание самостоятельной демократической Тюркской Республики от Башкирии до границ Афганистана. В основе этого нового государства была идея общности тюркской нации, которая «….
Председателем «Национального союза» был избран А. Валиди, переехавший в Среднюю Азию после провала плана создания «Башкирской автономии». В период 1921-1922 гг. Были утверждены флаг и другие государственные атрибуты будущей республики [39].
Согласно мемуарам Валиди Программа «союза» предусматривала: самостоятельное экономическое управление, строительство железных дорог, прокладку каналов в интересах Туркестана; подъем просвещения и знакомство с европейской культурой без посредства России; решение национальных вопросов, использование природных ресурсов с учетом количества проживающих в государстве наций; полную свободу вероисповедания, недопущение вмешательства религии в светские дела и наоборот [25], C. Последующие события и свидетельства самого Валиди позволяют считать, что основной опорой планов «Национального союза» была политическая база БНСР и в его деятельности прямо участвовали ряд лидеров БНСР. С учетом международной обстановки на первом этапе был неизбежен военный союз с РСФСР, однако для будущего решающее значение имело формирование бухарской национальной армии и поэтапный вывод российских войск с территории БНСР. В силу дефицита собственных кадров к государственному и военному строительству БНСР были привлечены турецкие офицеры, татарские и башкирские специалисты.
Масштаб событий, назревавших вокруг БНСР, привлек в Бухару крупнейшую фигуру пантюркистского движения — одного из лидеров младотюрков, бывшего вице-генералиссимуса, министра обороны и начальника Генерального штаба Турции генерала Энвер-пашу 1881-1922. Это был человек с огромными международными связями и опытом руководства вооруженными силами Турции. После поражения военной диктатуры 1913-1918 гг. Для большевистского центра Энвер-паша представлялся перспективной фигурой в организации просоветского исламского движения и антибританского сопротивления на Востоке, а давлении на нового турецкого лидера Кемаля Ататюрка.