Удивительно, но в древней египетской письменности насчитывается более семисот иероглифов. системы письма в Древнем Египте В Древнем Египте использовали сразу три системы письма: помимо известных всем иероглифов применялись также иератическое и демотическое письма. Определить причины появления письменности в Древнем Египте. Иератическое письмо появилось в Египте в раннединастическом периоде уже после того, как иероглифика была хорошо развита.
ЕГИПЕТ И МЕЖДУРЕЧЬЕ
Доклад на тему Письменность древних египтян 4, 5 класс сообщение | Материал, на котором писали древние египтяне, очень разнообразен. |
Древние египтяне и письменность | Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус. |
Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? | Особенность египетского письма состояла в том, что гласные при письме не обозначались. |
Комплексные решения по вентиляции и кондиционированию в Казани и по РФ | По представлениям древних египтян письмо находилось под особым покровительством бога Тота, также в египетской религии существовала богиня письма — Сешат. |
Письменность в Древнем Египте
Виды письма Иероглифическая письменность возникла около 3400 г. Иероглифический текст обычно писали справа налево, иногда наоборот — в виде горизонтальной строки, но существует и начертание в виде столбцов. Текст наносили без пробелов и знаков препинания. Строчку следовало начинать читать с той стороны, в какую смотрит изображение человека, животного либо птицы.
Все иероглифы делились на фонограммы и идеограммы. Фрагмент стелы с надписью египетскими иероглифами, посвященной Рамзесу II. Около 1279-1213 гг.
Один иероглиф мог определять от одного до трех согласных звуков. Идеограммы обозначали понятия. Среди идеограмм были логограммы и детерминативы.
Логограммы в виде рисунка указывали конкретные понятия, а детерминативы сами по себе ничего не обозначали, но уточняли значение слова, начертанного звуками. Все слова при написании состояли из согласных, гласные опускались. Общее число иероглифов в эпоху царств составляло около 800, а в период греко-римского правления превышало 6000.
Иероглифы использовались в основном для надписей в гробницах и храмах, к IV в. Долгие годы египетский язык оставался немым, но в 1799 г. Обнаружили базальтовую плиту, покрытую тремя письменами различного вида.
Верхняя часть была заполнена иероглифами, потом демотическим текстом, а в конце — греческим. Плита получила название Розеттский камень. Именно эта находка сделала возможным расшифровать и понять то, что было написано на многочисленных памятниках периода Древнего Египта.
Иератическое письмо возникло одновременно с иероглифическим как вариант скорописания. При нанесении знаков кисточкой на папирус или кожу начертания иероглифов скруглялись, упрощались, что позволяло быстро записывать необходимые сведения. Начертание шло строго справа налево.
В конце Древнего царства образовалось два вида иератического письма. Книжная иератика использовалась для написания религиозных и литературных текстов, а курсивная помогала осуществлять переписку и ведение документов. В VII в.
Именно поэтому греки называли его «священное письмо». Стела с иератической надписью, в которой описывается дарение надела земли храму. Метрополитен-музей, Нью-Йорк США Демотическое письмо стало применяться для записи текстов на поздних стадиях египетского языка.
По сравнению с иератическим оно имело меньшее количество символов, было ориентировано на запись слов алфавитными знаками, в нем прослеживались попытки передачи гласных на письме. Брачный контракт, написанный демотическим письмом. Метрополитен-музей, Нью-Йорк США Для лучшего понимания Жан-Франсуа Шампольон-младший стал записывать демотическим алфавитом собственные дневники, которые после его смерти один французский академик выдал за древние рукописи II в.
Бог письменности Изобретателем и покровителем письменности в Древнем Египте считался бог Тот. Существовала даже молитва писцов, в которой они обращались за помощью к этому божеству: «Приди ко мне, Тот, ибис прекрасный, бог, любящий Гермополь, писец писем эннеады богов, великий в [городе] Уну. Приди ко мне и дай мне советы, сделай [так], чтобы искусен был я в должности твоей.
Прекраснее должность твоя, чем любая [другая] должность, [ибо] возвеличивает [человека] она: найденный искусным в ней становится вельможей». Материалы для письма Для письма в Древнем Египте использовали различные материалы: камень, дерево и, конечно, папирус. Лучше всего сохранились тексты на камне, поскольку он менее подвержен разрушению.
Записи делались с помощью долота. Чуть позже появился обычай предварительно покрывать каменные стены грунтовкой, на которую впоследствии наносили тексты и красочные рисунки. Надписи и рисунки храма Хатхор.
Дендер, Египет Наиболее известным материалом для письма был папирус, который изготавливался путем прессования стеблей одноименного растения. Папирус не просто добывали, его специально выращивали на плантациях, причем условия сдачи таких плантаций были довольно суровыми. Кроме высокой арендной платы, арендатор не мог свободно распоряжаться выращенным папирусом, а также пасти скот в его зарослях.
Он должен был чистить каналы и поддерживать слой земли на берегах. Записи на папирусе делали тростниковой ручкой, которую обмакивали в угольный пигмент для черного цвета и в охру — для красного.
Египетское письмо иероглифы. Древняя письменность.
Письмо древних. Идеография Египта. Древнеегипетская пиктография. Иероглифы египетские древнее царство.
Особенности письменности древнего Египта. Древний Египет 2 письменность. Древние письменность Египта. Буквенная система письма в древнем Египте.
Древняя Планета. Древняя Египетская письменность. Иератическое письмо в древнем Египте. Египетские иероглифы.
Кто расшифровал египетские иероглифы. Достижения письменности в древнем Египте. Достижения египтян в письменности. Письменность у народов в Египте.
Иероглифическое письмо. Иероглифическая письменность. Первая письменность в Египте. Стела начальника Гончаров Пепи.
Пиопи II Неферкара. Клинопись- вид письма в Египте?. Клинопись и иероглифы Египет и Междуречье. Иероглифы в древнем Египте клинопись.
Иератика и демотика. Египетское демотическое письмо. Каирский Манускрипт. Древние манускрипты Египта.
Манускрипт Египет Египетский. Древнеегипетская письменность иероглифика. Египет древний мир Пис. Иероглифы древние рисуночные знаки египетского письма.
Египетское иероглифическое письмо. Иерографическое письмо в древнем Египте. Франсуа Шампольон расшифровал письменность древнего Египта. В египетском письме более 700 иероглифов.
Письмо иероглифами. В египетском письме более иероглифов. Египетская письменность иероглифы. Особенности древнеегипетского письма.
Священное письмо в Египте.
Чернила для письма делали из охры и сажи. Древнейшим образцом египетской письменности является палетка Нармера, датированная 3100 годом до н.
По крайней мере, это был идеал, к которому коллективно стремилось общество древних египтян. Благодаря египетским рукописям сохранились свидетельства знаний древних египтян в астрономии, медицине, литературе, экономике, общественном устройстве и в религиозных воззрениях. Письменность древнего Египте оставила неизгладимый след во всех мыслимых сферах. Образование Финикийского алфавита из египетского письма Важнейший шаг на пути к нашему алфавиту сделали древние финикийцы, они воспользовались для письма египетскими иероглифами, но взяли только те из них, которые обозначали отдельные слоги, а потом для недостающих в египетском языке звуков для своего языка финикийцы создали новые знаки по образцу египетских, обозначающие целые слова. Финикийцам, ведущим постоянные торговые записи, нужно было другое письмо, простое и удобное.
Финикийцы создали алфавит, в котором каждый знак буква обозначал лишь один определенный звук. Финикийский алфавит состоит из 22 простых по написанию букв. Все они — согласные, потому что в финикийском языке основную роль играли согласные звуки. Чтобы прочитать слово, финикийцу достаточно было видеть его костяк, состоящий из согласных букв. Самые древние надписи, составленные из букв финикийского алфавита, найдены во время раскопок в древнем городе Библе ныне город Джебель , у подножия Ливанского хребта. Они относятся к XIII веку до н. Писали финикийцы справа налево. Свои торговые записи «ни делали чернилами на глиняных черепках». Таких черепков найдено немного.
Лучше сохранились финикийские надписи, высеченные на камне а саркофагах царей и жрецов: надгробные надписи и строительные, рассказывающие о сооружении дворцов по повелению финикийских царей. Начиная с IX века до н. Греческий историк Геродот писал, что древние греки научились письму от финикийцев. И действительно, даже сами названия греческих букв — это финикийские слова. Например, название буквы А — «альфа» происходит от финикийского слова «алеф» — бык. Первоначальная форма этой буквы напоминала голову быка. Название греческой буквы «бета» произошло от финикийского слова «бет»— дом. Первоначально эта буква была упрощенным рисунком плана дома. Финикийский алфавит был несравненно проще и удобнее любой шумерской клинописи или египетских иероглифов, именно он стал родоначальником не только греческого, но также и арабского, древнееврейского и других алфавитов.
Изобретение финикийцев, сделавшее письменность доступной для широких масс, было величайшим шагом в культурном развитии человеческого общества.
Письменность древних египтян
Сохранилось много рисунков, изображающих письменные принадлежности, с описаниями, как ими пользоваться. Этот обычай удержался в практике переписчиков до конца средневековья. Черные чернила в Египте приготовляли из сажи и липкой кровяной сыворотки а не гуммиарабика, как иногда утверждают. Для получения красных чернил кровяную сыворотку смешивали с красным мелом. Египетские писцы были настоящими художниками. Иногда текст был украшен тщательно вырисованными иллюстрациями. Образцом могут служить великолепные иллюстрации из «Книги мертвых», особенно в редакциях, относящихся к временам расцвета древнеегипетской культуры в эпоху XVIII династии.
Рисунки умело компоновали с текстом или же размещали между отдельными колонками. Чтение свитка требовало определенных навыков. Держать его надо было обеими руками, и читатель оказывался как бы привязанным к книге. Закончив чтение, он вновь сворачивал свиток, а если надо было прочесть книгу еще раз, ее приходилось предварительно перематывать. Нам бы это показалось весьма неудобным. Совершенно иначе, чем в Египте, выглядела книга в государствах Месопотамии.
Папирус там не растет, нет там и пригодного для резьбы камня. Зато много глины - вот шумеры и воспользовались этим природным материалом. Жирная и вязкая аллювиальная глина стала для них не только основным строительным и гончарным материалом, но и пригодилась в качестве материала для письма. Для этого использовались прямоугольные плитки размером от 2,4x2 до 37x22 см и толщиной 2,5 см. Документы составлялись на плитках цилиндрической или призматической формы. На такие же цилиндры и призмы, но уже размером до полуметра и больше, и не из глины, а из камня или металла, наносились сообщения о деяниях шумерских, аккадских, вавилонских и ассирийских властителей.
Написанное выставляли в царских дворцах на видных местах. Для частной переписки использовались глиняные таблички. В таких же «конвертах» хранили договоры. Уже в начале третьего тысячелетия до н. Такие штампы употребляли для маркировки товаров, ставили вместо подписи на документах и даже на библиотечных книгах. Однако у шумерийцев так и не возникла идея использовать штампы для размножения текстов.
Как же писали на глине? Палочку он держал приблизительно так, как сейчас мы держим карандаш - под углом. На месте нажима отпечаток оставался глубокий и широкий, а там, где палочку легким движением вытаскивали из глины, оставалась тонкая черточка. Таким образом получались клиновидные углубления, поэтому такое письмо мы и называем клинописью. Иногда отпечатки настолько малы, что для их чтения приходится пользоваться лупой. Чтобы письмо было ровным, табличку расчерчивали, прикладывая к мягкой глине туго натянутую нить.
Зачастую табличку исписывали с обеих сторон, а то и по торцам. Готовый документ сушили на солнце или обжигали. Обожженная табличка становилась черной, серой или розовой. Если писец не успевал нанести весь текст в один прием, он заворачивал табличку в мокрую тряпку, чтобы она не затвердела. Ну, а как выглядела в Междуречье книга? Ведь достаточно длинный текст невозможно уместить на одной табличке.
Шумерская или вавилонская книга состояла из десятков пронумерованных глиняных таблиц. Еще ниже записывали название произведения и номер таблицы. Обычно названием служили начальные слова самой книги. В различных музеях и библиотеках мира хранится множество памятников письменности Древнего Востока. Это литературное наследие позволяет судить о том, какова была тематика книг Древнего Востока, кто их писал и кто читал, как они распространялись. И в древнеегипетской, и в шумерской литературе, особенно в начальный период, ощутимо сильнейшее влияние устного народного творчества.
Однако заметную роль играет и религиозная идеология жрецов и магов. Большинство тогдашних литературных произведении представляют собой художественное переложение мифов, легенд, религиозных догм. Кроме прославленного «Сказания о Гильгамеше», шумеры создали и другие эпические произведения. Истоки лирической поэзии следует искать в различных религиозных гимнах и молитвах. Богатая литературная традиция Шумера и Вавилона была унаследована другими народами Древнего Востока, в том числе евреями, а от них некоторые элементы шумерской литературы вместе с христианством вошли и в культуру европейских народов. Египтяне не создали такого величественного эпоса, как «Сказание о Гильгамеше», однако и их литературное творчество богато и разнообразно.
Нам известны народные песни, сказки, басни, созданные во времена Раннего и Среднего Царств, многочисленные дидактические произведения, «поучения». Временами в художественную литературу проникали мотивы социального протеста. Характерен в этом отношении «Разговор разочарованного со своей душой» - древнейший из дошедших до нас памятников свободомыслия. В нем отчетливо выражена идея: «Не верь в жизнь загробную, ищи радости в земной жизни». Вавилонские писцы.
Именно египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке.
Папирус в древнем Египте различался по качеству. Грубый папирус использовали в качестве упаковки, а папирус самого высокого качества использовали, чтобы пистать на нем религиозные или литературные тексты. С давних времен до нас дошло множество древних папирусов. Например папирус Райнда, который унаследовал свое название от своего покупателя, Александра Генри Райнда, шотландского антиквара. Этот древний свиток был куплен в 1858 году. В нем содержатся математические таблицы и задачи.
Остальные ответы.
Эти осколки известны как остраконы. Юные писцы переписывали упражнения на остраконе, а затем отдавали их на проверку учителю. В Египте было обнаружено множество образцов исправленных упражнений.
Сидящие на коленях писцы ведут учет размера урожая зерновых. Земледелец после этого должен был отдать часть зерна фараону в качестве подати, или налога. Многие писцы состояли при правительстве и переписывали отчеты, налоги, приказы и законы. Они были чем-то вроде государственных служащих. Этот письменный прибор писца датируется примерно 3000 г.
Он состоит из тростниковых перьев и чернильницы. Чернила делали из древесного угля или сажи, смешанных с водой. Писцы носили с собой дробилку для того, чтобы сначала измельчать красители. Нередко на письменном приборе гравировалось имя писца и имя его работодателя или фараона. В Древнем Египте кисточки и перья делались из тростника.
Куски чернил смешивались с водой на специальной палитре. Черные чернила изготавливались из древесного угля, а красные чернила делались из охры составной части железа. То и другое смешивали с камедью. Работа писца нередко означала, что ему приходилось отправляться в деловые путешествия, чтобы фиксировать официальные документы. У большинства имелась переносная палитра вроде этой на случай разъездов.
Писцы нередко также имели при себе портфель или сумку для документов, чтобы уберечь сведения, которые они записывали.
Использованный для изготовления чернил углерод в большинстве случаев представлял собою сажу, вероятно чаще всего соскобленную с кухонной посуды, но, возможно, иногда и специально приготовленную. Обнаруженный Лори древесный уголь является исключением.
Один священник коптской церкви познакомил меня со способом добывания углерода для изготовления чернил, применяющихся для написания священных текстов. Нужно положить на землю некоторое количество ладана, поставить вокруг него три камня или кирпича, накрыть их перевернутой глиняной миской, покрыть миску мокрой тряпкой и поджечь ладан. Образующийся при горении углерод откладывается на миске, после чего его соскабливают и, смешивая с гуммиарабиком и водой, превращают в чернила.
Hayes, Bull. II—III, 239, 240. Schubart, Einfuhrang in die Papyruskunde, 1918, p.
Сrum, Coptic Ostraca, p. В одной древнеарабской книге из Королевской библиотеки в Каире к сожалению, без указания автора и даты приводится рецепт изготовления так называемых «персидских чернил». Нужно взять финиковые косточки, положить их в глиняный сосуд, замазать сосуд глиной и поставить его на огонь до [548] следующего дня; на другой день сосуд снимают и остужают; содержимое его перемалывается, просеивается и превращается в чернила путем смешивания с гуммиарабиком и водой.
Однако такие чернила должны быть низкого качества и содержать очень мало свободного углерода. Углерод является древнейшим из известных материалов для чернил, и употребление его в Египте для письма относится ко времени до начала I династии, иными словами, до 3400 года до н. Петри нашел «десятки глиняных кувшинов с надписями чернилами», относящихся, «по-видимому, к середине династии, предшествовавшей царствованию Мины»144.
Имеются образцы надписей черными чернилами эпохи I династии, в том числе г 145 " 145 на кусках разбитых каменных чаш145, на куске глины, замазывающей горло кувшина145, и две —на деревянных табличках146. Правда, ни на одном из этих предметов чернила не были подвергнуты анализу, но маловероятно, чтобы они оказались не углеродом, а чем-нибудь иным. Материалы служившие основой для письма Материал, на котором писали древние египтяне, очень разнообразен.
Основным материалом для письма был папирус, о котором мы уже говорили в разделе о волокне148; но в маловажных случаях, когда документ не предназначался для длительного сохранения, в дело шли более дешевые заменители, из которых чаще всего применялись черепки разбитой глиняной посуды и кусочки известняка; и те и другие называются остраконами. Petrie, Abydos, I, p.
Когда появился папирус и что это такое, из чего его делали в Древнем Египте
Древние египтяне использовали несколько различных материалов для написания своих текстов и записей. системы письма в Древнем Египте В Древнем Египте использовали сразу три системы письма: помимо известных всем иероглифов применялись также иератическое и демотическое письма. В Древнем Египте надписи, повествующие о богах и их земных наместниках-фараонах, высекали на камне торжественным и художественным по форме иероглифическим письмом.
Письменность древних египтян
В особенности это касалось передачи знаний и нравственных понятий. С глубокой древности в каждом племени, в каждой общине обязательно существовали люди, основная обязанность которых была, говоря современным языком, воспитывать молодое поколение, передавать ему знания, умения, традиции накопленные предками. Надписи эти весьма разнообразны: гимны и молитвы, обращенные к различным божествам с просьбой о благополучном существовании в загробной жизни, магические заговоры, тексы погребальных ритуалов и т. Литература Древнего Египта.
Самые древние литературные памятники — мифы. Нет ни одного народа на земле, ни одного отсталого племени, у которого не было бы мифов, и Древний Египет не является исключением. Мифы, как стихотворения, символически, в образно — художественной форме передают представления египтян о законах природы, красоте, о смысле жизни, о том, каким должен быть, по их понятиям, справедливый государственный уклад.
В древнеегипетской мифологии нет героев, совершающих подвиги, она не прославляет воинскую доблесть. Миф славит творца, созидателя, хранителя и защитника спокойствия в мире. Кроме мифов, в египетской литературе существовали и другие жанры: сказки, стихи, поучения, пророчества и т.
Большинство всех произведений во всяком случае, известных сейчас — религиозного содержания. Даже медицинские книги и частная переписка пронизаны идеями божественного. Что касается литературы светской, то памятников ее сохранилось гораздо меньше, однако известно, что существовали басни, анекдоты, пословицы и поговорки.
У истоков исторической жизни Египта в III тысячелетии до н. Первые знаки-слова изображали краской на горшках и черепках. Из этого можно сделать вывод, что человек вначале научился считать и лишь потом писать.
Античные философы и их способы разгадать древнеегипетскую письменность. Попытки проникнуть в тайны иероглифов делались еще в глубокой древности. Над загадочными письменами ломали себе голову античные историки, писатели, философы.
Особое внимание неизменно привлекают иероглифические, рисуночные письмена. Фигурки животных, растения, птицы, изображения людей, орудий труда и предметов быта, расположенные в самом причудливом порядке — то справа налево, то слева направо, то сверху вниз, - будят воображение, дают простор для фантазии, заставляют предполагать, что в них скрыто нечто необыкновенное, мудрое и таинственное. Каждый иероглиф обозначает целое слово и даже фразу», - предполагает историк Плутарх, живший на рубеже I и II вв.
Но были суждения и более здравые, содержащие в себе крупицы ценных наблюдений. Так, например, древнегреческий историк Геродот обратил внимание на то, что египтяне пользовались не одной, а двумя системами письменности. Он писал: «Египтяне употребляют двоякое письмо, одно называется священным, другое — народным».
О двух видах египетского письма писал и другой древнегреческий историк Диодор Сицилийский. А известный богослов и писатель II века Климент Александрийский насчитывал у египтян три вида письма: иероглифику — священное письмо, высеченное на камне, иератику — священное письмо жреческих книг и эпистолографику — письмо для повседневного употребления. Иероглифика — рисуночное письмо, самый древний вид египетской письменности.
Иератика — то же, что скоропись, - развивалась из иероглифического письма.
Все эти виды поэзии отличаются от обычной повествовательной прозы выбором языка. В большинстве из них также господствует особая стихотворная форма, сопровождаемая определенным ритмом, и тот самый параллелизм членов, который является характерной чертой еврейской поэзии. Мысль, высказываемая в одной строфе, повторяется во второй, часто в несколько расширенной и приукрашенной форме, и, возможно, также в третьей. Эту характерную особенность египетской поэзии хорошо показывает древнее восхваление царя: Хвалы тебе, кто защищает землю и расширяет ее границы, Кто побеждает чужие страны своей короной и обнимает Обе Земли руками своими; Кто убивает врагов своих без единого удара топора и выпускает стрелу, не натягивая [тетивы] лука. Мощь его поразила кочевников в стране, и страх перед ним уничтожил Девять Луков. Египтяне славятся и своей наукой.
То, что открыли дошедшие до нас их научные труды, во многом опровергает древних авторов панегириков. Египтяне обладали высокоразвитой способностью к наблюдению. Их понимание явлений внешнего мира часто было верным, в результате опыта они приобрели значительные эмпирические знания. Однако, в отличие от греков, они редко преуспевали в приведении отдельных наблюдений в однородную систему в соответствии с постоянной точкой зрения. Возможно, наибольших успехов египтяне добились в области астрономии, ибо уже в ранний период начали наблюдать за звездами и объединять определенные звезды в созвездия, каждое из которых имело свое название. Чтобы разобраться в огромном множестве небесных тел, египтяне разделили небесный экватор на тридцать шесть частей, именуемых деканами. В те времена положение звезд в каждом часу ночи в течение года записывалось в особых таблицах с интервалом в десять дней.
Собрания таких таблиц представлены на потолках некоторых царских гробниц Нового царства, чтобы умерший правитель с их помощью мог определить как часы в небе, так и точку солнцестояния в году. Другие звездные таблицы указывали ему путь по небу и служили календарем. Одну из самых ранних и лучших таблиц деканов, датируемую серединой Восемнадцатой династии, недавно обнаружили на потолке гробницы Сененмута в Дейр-эль-Бахри. В северной части неба показаны созвездие Большой Медведицы, изображенное в виде головы быка, и околополярные звезды, а в южной половине видны Орион и женская фигура Сотис звезда Сириус. Кроме того, здесь есть список деканов, двенадцать древних ежемесячных праздников, каждый из которых представлен в виде круга, разделенного на двадцать четыре часа, процессия небесных тел северного неба и, наконец, изображение «Поля тростника» — небесного района, где умерший был вынужден трудиться. Среди множества астрономических наблюдений, которые вели египтяне, одно имело особое практическое значение. Уже в далекой древности было совершено открытие, что день, когда для египетского земледельца начинался новый год и ежегодный разлив Нила, примерно соответствовал дню, когда на рассвете на восточном горизонте впервые после двух с половиной месяцев отсутствия появлялась ярчайшая из неподвижных звезд — Сириус, известная египтянам как Сотис Сопдет.
Промежуток между двумя такими гелиакическими восходами звезды Сотис составлял триста шестьдесят пять дней с четвертью. Приняв это событие за обозначение начала года, египтяне получили астрономический год, который практически совпадал с солнечным. Разумеется, в древние времена в повседневной жизни этот год не применялся; население, занимавшееся земледелием, пользовалось календарным годом, состоящим из двенадцати месяцев по тридцать дней в каждом и дополнительного периода из пяти дней, чтобы избежать слишком большого расхождения с истинным солнечным годом. Однако, поскольку этот год был на четверть суток короче, чем астрономический год Сотис, то по прошествии каждых четырех лет день начала года по гражданскому или народному календарю наступал на день раньше, чем день нового года, связанный с Сотис, в древности выпадавший на 19 июля. Только через 1460 «гражданских» лет оба дня начала года снова можно было отмечать в один день. И все же, несмотря на это неудобство, только во времена господства Римской империи, после введения христианства, год Сотис заменил в Египте гражданский год. В Риме он был введен Юлием Цезарем в 45 году до н.
Ежегодный разлив Нила, с повторяющейся регулярностью изменявший или стиравший границы между земельными участками, заставил египтян уже в ранней древности заняться межеванием и обрести точное знание, как считать. Несомненно, их способы подсчета были несколько громоздкими. Если мы заглянем в два математических «трактата», дошедшие до нас от конца Среднего царства и гиксосского периода, то удивимся, каким неудобным способом решались простейшие арифметические и геометрические задачи. И тем не менее египтяне уже в глубокой древности научились проводить некоторые очень сложные геометрические вычисления, открытие которых приписывают грекам. Геродот не ошибался, когда считал Египет родиной геометрии. В этой связи следует признать, что египетские «справочники» по данному предмету были посвящены решению исключительно практических задач и что египтяне никогда не предпринимали попыток рассматривать математику как науку. Несколько более благоприятной была ситуация с медицинской наукой, о которой Геродот писал: «В Египте множество врачей, каждый из которых является знатоком».
Там появилась довольно обширная медицинская литература, значительная часть которой сохранилась в виде записей на папирусах. В итоге у нас есть восемь более или менее полных медицинских сочинений. Они были записаны в первой половине Нового царства, примерно в середине 2-го тысячелетия до н. Однако сами тексты относятся к гораздо более древнему периоду, и часть их датируется началом Древнего царства. Предметом одного из этих древних трактатов являются не болезни человека, а ветеринария. Из оставшихся семи четыре имеют разное содержание и включают чисто медицинские материалы в сочетании со множеством предписаний, или рецептов, для домашнего использования, то есть косметических советов, например о способах окрашивания седых волос, и изречений магического характера. Однако содержание трех остальных папирусов полностью однородно.
Один представляет собой трактат о гинекологических заболеваниях, другой, от которого сохранились лишь фрагменты, посвящен зачатию, бесплодию и полу нерожденного ребенка, третий связан с хирургией. Все эти труды преследуют строго практическую цель. Они предназначены для передачи полученного эмпирическим путем медицинского опыта врачам будущего. Предполагалось, что каждая такая книга будет использоваться в качестве практического пособия, научной систематизации внимание практически не уделяется. Каждый трактат представляет собой только сборник предписаний, лишь изредка озаряемый искрой размышлений, как, например, в инструкциях, относящихся к человеческому сердцу и кровеносным сосудам. Врач обычно довольствовался установлением по возможности правильного диагноза, природы и места заболевания и приготовлением подходящего лекарства в соответствии со своими изысканиями. Эти снадобья часто, если не всегда, были довольно неестественными с точки зрения разумности, но не совсем бесполезными.
Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем доверяли папирус. В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Но в Древнем Египте не все египтяне ходили в школу.
Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов.
В школах занимались также астрономией, определяли движение небесных светил. Именно в Египте была определена продолжительность года 365 суток, год поделён на 12 месяцев и составлен точный календарь, указывающий время разливов Нила. Для измерения времени они использовали водяные часы.
Получили развитие в Египте и медицинские знания. В Египте были хирурги, которые делали сложные операции, зубные врачи. В качестве лекарств использовали отвары трав, настойки.
Современная технология предполагает вымачивание полос в течение нескольких дней. Готовые пластинки филюры укладывали внахлест на ровной поверхности, застеленной тканью и кожей: первый слой — параллельно краю стола, второй — перпендикулярно. Поначалу ширина готового листа составляла не более 15 см, но позже египтяне научились делать довольно широкие полотна. В процессе укладки материал смачивали водой из Нила. Затем листы помещали под пресс. Это нужно было для того, чтобы полоски склеились между собой, и папирус стал тонким и однородным. Нюансы и малоизвестные факты Какова технология изготовления папируса, объяснить несложно. Вся сложность заключалась в нюансах.
Так, чем дольше папирус выдерживали под прессом или предварительно вымачивали, тем он получался темнее. Важно было не затягивать процесс: египтяне предпочитали светлый материал. Поверхность листов обрабатывали специальным составом, который предотвращал растекание чернил. Его изготавливали из уксуса, муки и кипящей воды. Вынув листы из-под пресса, мастера отбивали их специальными молотками и выглаживали полировальными камнями, кусками дерева или кости. Подготовленные папирусы высушивали на солнце. Потом их склеивали, чтобы получился свиток.
Похожие статьи
- Письменность Древнего Египта (иероглифика)
- История древнего Египта, Язык и письмо - Борис Александрович Тураев - читать, скачать
- Причины возникновения письменности
- Значение папируса для древних египтян
Материалы - предшественники бумаги
Использовали этот материал вплоть до 11-го н.э. — даже когда бумага родом из Китая стала самой популярной основой для письма в арабском мире. Египетское письмо во всех его разновидностях (иероглифика, иератика и демотика) отражало жизнь египтян и фиксировало все основные этапы развития древнеегипетского языка на протяжении трёх тысячелетий. Таким образом, египетское письмо было родоначальником древнейшего алфавита в Африке. Ещё в IX-X вв. египтянин Аль-Нун и иракец Ибн Вахшия частично преуспели в расшифровке древнего письма.
Секреты Древнего Египта: какова технология изготовления папируса?
Главная» История» Древний Египет» Письменность в Древнем Египте. Несмотря на то, что пальма первенства в открытии писчего материала принадлежит древним египтянам, и несмотря на то, что они зорко следили за сохранностью технологии производства, вечно тайна сохраняться не могла. Первоначально, без сомнения, египетское письмо, как и письмо других народов, не имело никакого отношения к звуковому письму. В Древнем Египте надписи, повествующие о богах и их земных наместниках-фараонах, высекали на камне торжественным и художественным по форме иероглифическим письмом. Древний Египет известен до сих пор не только знаменитыми пирамидами, но и рукописью. Кроме монументального письма на архитектурных памятниках у древних египтян довольно рано возникла также своего рода скоропись.
Всеобщая история
Письменность Древнего Египта | Статья в журнале «Молодой ученый» | Запись в тетрадь: папирус – материал для письма в Древнем Египте. |
Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? | В истории письменности древнего Египта одновременно с иероглифическим письмом существовало иератическое. |
Рассказ письменность древнего египта | Папирус, как материал для письма, начали применять в Древнем Египте (III век до н. э.). Свое название материал получил благодаря болотному растению Cyperus papyrus, из которого его изготавливали. |
Глава 11 Египетские иероглифы | Система египетского письма очень древняя, она изменялась и совершенствовалась на протяжении веков. |
Письменность и знания древних египтян
Древнейший семитский текст обнаружен в египетской пирамиде. Производные древнеегипетской иероглифики Письменностью Древнего Египта, по-видимому, пользовались и соседние народы, прежде всего, нубийцы. Вероятно, именно из нубийской письменности и произошла мероитская. В отличие от клинописи , египетское письмо не было заимствовано для записи текстов на других языках, однако многие ученые полагают, что оно, по-видимому, послужило основой для развития нового типа письма, разработанного применительно ко многим западносемитским языкам финикийскому, древнееврейскому, арамейскому и др. Западносемитские племена жили недалеко от Египта и часто находились под властью египтян, в силу чего многие из них могли быть знакомы с египетским письмом. В западносемитских письменностях используется тот же принцип, что и в египетском фонетическом письме, а именно, на письме фиксируются только согласные звуки. Если предположить, что при создании своего письма западные семиты исходили из египетского, то тогда они полностью пренебрегли внешней атрибутикой последнего — логограммами, детерминативами, двух- и трехсогласными знаками, — оставив только самое принципиальное, то есть простейшие фонетические знаки, обозначавшие один согласный. Предпринимались попытки сравнить начертания знаков западносемитских письменностей с египетскими знаками, и хотя в ряде случаев можно при желании проследить смутные черты сходства, западносемитские знаки и те несколько египетских знаков, что на них отчасти похожи, выражают разные звуки [ну это понятно - акрофонический принцип; в мероитском алфавите см.
Здесь на иллюстрации слева какая-то ерунда - будто коптское письмо произошло от демотического. По крайней мере я не знаю у коптов другой письменности, кроме их алфавита, произошедшего от греческого. Язык и алфавит мероитов Мероитский язык Мероитский язык - язык надписей Мероитского царства на Среднем Ниле в районе слияния Белого и Голубого Нила 2-й половины 1-го тыс. VIII в. До сих пор изучен лишь частично. Место мероитского языка Предположительно относится к нило-сахарским языкам например, нубийским или нилотскому. Есть и более уточняющие гипотезы.
Например, прусский археолог К. По мнению Ф. Гриффита 1862-1934 , установившему чтения мероитских знаков, «аналогии нубийского языка с мероитским, как в структуре, так и в вокабуляре, настолько поразительны, что заслуживают упоминания». Археолог П. Шинни предположил, что мероитский язык родственен малоизвестным команским языкам. В 2000-е годы дешифровщик мероитского языка К. Рийи представил достаточно убедительные доказательства принадлежности мероитского языка к восточносуданским [к которым относятся и нубийские, и нилотские языки].
Характер гласных установлен довольно приблизительно. Слоги чаще всего открытые. Слова мероитского языка могут иметь консонантный и консонантно-вокалический корень.
Бумага из таких волокон легко намокала и была непрочной.
Более легким материалом для письма служило дерево. Специальные деревянные дощечки покрывали слоем краски или воска, на котором специальной заостренной палочкой стилем делали необходимые записи. Китайцы использовали для записей бамбуковые планки, на которых раскаленным шилом выжигали иероглифы. На заре возникновения письменности для письма использовались самые разнообразные материалы.
Древнейший такой материал - камень. Хотя эти надписи могли сохраняться веками, их было трудно читать, нельзя было взять с собой, перенести в другое место. Бумагоподобный материал из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных. Древними индусами обнаружен естественный процесс образования листа бумагоподобного материала в луже воды после дождя из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных.
В разные эпохи люди использовали и другие материалы. Древние этруски, жившие на территории современной Италии, оставили надписи на керамических вазах, черепице, металлических зеркалах, каменных и бронзовых статуях и даже на золотых пластинках. В Индии государственные законы записывали на медных пластинках. Для менее важных записей использовали пальмовые листья.
Затем их аккуратно сшивали и помещали в деревянный переплет.
Из бамбука пробовали делать бумагоподобный материал, но он был тяжелым. До появления бумаги в Китае бумагу изготавливали из бракованных коконов шелкопряда. Однако шёлк был дорог.
Бумага из таких волокон легко намокала и была непрочной. Более легким материалом для письма служило дерево. Специальные деревянные дощечки покрывали слоем краски или воска, на котором специальной заостренной палочкой стилем делали необходимые записи. Китайцы использовали для записей бамбуковые планки, на которых раскаленным шилом выжигали иероглифы.
На заре возникновения письменности для письма использовались самые разнообразные материалы. Древнейший такой материал - камень. Хотя эти надписи могли сохраняться веками, их было трудно читать, нельзя было взять с собой, перенести в другое место. Бумагоподобный материал из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных.
Древними индусами обнаружен естественный процесс образования листа бумагоподобного материала в луже воды после дождя из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных. В разные эпохи люди использовали и другие материалы. Древние этруски, жившие на территории современной Италии, оставили надписи на керамических вазах, черепице, металлических зеркалах, каменных и бронзовых статуях и даже на золотых пластинках.
Тот же принцип был бы эффективен в английском языке, если бы мы использовали в качестве ребуса изображение веера fan для записи таких слов, как «веер» fan , «веселье» fun , «плавник» fin , «храм» fane или «хороший» fine. И все-таки эта система была довольно громоздкой и не предполагала возможностей для выражения определенных необходимых грамматических элементов. К тому же существовало множество слов, которые нельзя было выразить при помощи картинки ни напрямую, ни символически.
В конце концов эту трудность разрешили благодаря использованию определенных изображений для записи не только для целых слов с идентичными согласными, но и для частей слов, содержащих такую же последовательность согласных. Так, изображение маленького глиняного сосуда , которое некогда обозначало «горшок» nw , превратилось в общий знак для двух согласных n и w, расположенных в этом порядке, независимо от того, принадлежали ли они одному слогу или идущим друг за другом слогам в слове. Знак , с помощью которого изначально записывали слово wn «заяц» , стал обычным двусогласным знаком wn. Иероглиф , возможно когда-то обозначавший слово mn «доска для игры» , превратился в знак для записи группы согласных m и n в словах mun, «оставаться», sminet, «устанавливать», hosmen, «натр», emnudj, «грудь». Подобным же образом от слов-знаков, на самом деле или по внешнему виду содержавших лишь один согласный, образовались иероглифы, обозначавшие один согласный звук, то есть буквенные знаки. Так, иероглиф , который изначально составлял основной элемент в слове z, «засов», стал изображать букву z; ro, «рот», букву r; i, «тростник», согласный i или y; shei, «пруд», согласный звук sh в египетском языке это один согласный?
Так древнеегипетская письменность обрела двадцать четыре буквы. Их появление имело весьма далеко идущие последствия, поскольку позднее они оказали большое влияние на формирование семитской алфавитной письменности — матери всех алфавитов современности. Теперь можно было бы относительно легко отказаться от иероглифов, обозначавших слова целиком или две или три согласных, и записывать все слова лишь с помощью букв алфавита. Однако египтяне так и не сделали этот шаг. Они, как и раньше, продолжали широко использовать прежние идеограммы и фонограммы. Например, слово dwn, «вставать», писалось не просто с помощью трех букв — d , w , а посредством d и двусогласного знака wn , к тому же с добавлением n , что кажется нам совершенно излишним.
Поскольку в надписях слова друг от друга не отделялись и многие иероглифы имели несколько значений, чтобы избежать неясности и облегчить понимание написанного, египтяне использовали еще один тип иероглифов — так называемые смысловые знаки, или детерминативы, которые ставились в конце слова и предлагали ключ к его смыслу. Так, к только что упомянутому слову «вставать» добавляли последний знак , изображающий шагающие ноги, чтобы показать, что это действие является проявлением работы ног. В соответствии с этими принципами глагол swr, «пить», писался как , то есть при помощи wr, к которому добавили последний согласный этого слова r, в конце основы ставился детерминатив — египетский иероглиф-картинка, изображающий воду, — чтобы обозначить, что вода связана с процессом питья, и, наконец, еще один детерминатив — человека, держащего палец у рта, — чтобы показать, что действие, обозначенное корнем swr, совершается ртом. Более пристальное изучение развития иероглифического письма, описанного здесь, дает возможность выделить две группы знаков. В первую входят фонограммы, или знаки, передающие звуки. Это в первую очередь двадцать четыре буквы алфавита: К этой же группе относятся многочисленные иероглифы, обозначающие два или три согласных, такие как и так далее.
Вторая группа включает детерминативы, или смысловые знаки, использование которых было описано выше. Они произошли от иероглифов, обозначавших слова, и позднее добавлялись к другим словам, чтобы пояснять их значения. Все эти иероглифы использовались одновременно в соответствии с точно установленными законами, которые были созданы в орфографии во времена глубокой древности и которые каждый хороший писец обязан был изучить. Например, глагол «жить» писался как , , то есть при помощи знака , обозначавшего слово, к которому, чтобы облегчить чтение, добавлялись второй и третий согласные, соответственно. Слово , Km. На то, что все слово означает географическое название, указывал стоящий в конце детерминатив , который изображал деревню, разделенную пересекающимися дорогами на кварталы.
Как показывают предыдущие примеры, египетская система представляла собой консонантное письмо. Так же как и в древних семитских языках еврейском, финикийском, арабском , в египетском гласные в словах не писались. Каждый знакомый с этим языком мог без труда их вставить. Иероглифическое письмо обладало еще одной особенностью, характерной для семитских языков: обычно на нем писали справа налево. Лишь в исключительных случаях, возможно по художественным соображениям, выбирали направление слева направо. Если надпись нужно было сделать не резцом на камне, а на дереве или на папирусе — древнеегипетской «бумаге», которую изготавливали из сердцевины стебля папируса, — тростниковой палочкой, иероглифы, естественно, принимали более простую и округлую форму.
Так в дополнение к монументальной иероглифической письменности развилось упрощенное книжное письмо, которое использовалось в надписях на саркофагах, бинтах мумий и папирусах для заупокойных целей. Однако когда в повседневной жизни потребовалось быстро писать письма и делать хозяйственные записи, его еще больше упростили таким образом, что отдельные иероглифы часто соединялись друг с другом наподобие наших письменных букв. В результате появилось курсивное письмо, которое сегодня известно как «иератика». Оно имеет такое же отношение к тщательно нарисованным иероглифам, как наши письменные буквы к печатным. Еще позже из иератики путем дальнейшего упрощения и соединения знаков развился новый тип курсивного письма. Его широко использовали в греко-римский период, и оно известно как «эпистолографическое» или «демотическое» письмо.
Прилагаемая таблица рис. Эти знаки изображают: 1 три лисьи шкуры, связанные вместе, ms; 2 кнут mh; 3 гарпун ; 4 тесло для работ по дереву stp; 5 каменный сосуд с ручкой ; 6 набор писца z? Египетские иероглифы и их курсивные эквиваленты Эта сложная система письма требовала суровой подготовки будущих писцов и чиновников, чьи профессии, как мы видели см. Недавно найденный папирус предлагает восхитительное доказательство того, как древние египтяне ценили «образование»: «Что касается тех сведущих писцов, что жили после [правления] богов… имена их останутся навечно, хотя они ушли… и все их родственники забыты. Они не построили для себя пирамид из меди с заупокойными стелами из железа. Они не смогли оставить детей наследниками, чтобы произносить их имена, но они сделали наследников себе в письменах и поучениях, которые создали.
Они дали себе свиток папируса в качестве жреца-чтеца, дощечку для письма в качестве любящего сына; [книги] поучений были их пирамидами, тростниковые палочки были их детьми, а поверхности камня их женами. От величайших до малых, [они] служили их детьми, а писец — он владыка их. Хотя двери и дома были сделаны для них, они лежат в руинах.
Письмо в египте - 87 фото
Секреты Древнего Египта: какова технология изготовления папируса? | Иератическое письмо появилось в Египте в раннединастическом периоде уже после того, как иероглифика была хорошо развита. |
Доклад на тему Письменность древних египтян 4, 5 класс сообщение | ИсторияИстория древнего мираДревний египет. |
Глава 11 Египетские иероглифы
Несмотря на то, что пальма первенства в открытии писчего материала принадлежит древним египтянам, и несмотря на то, что они зорко следили за сохранностью технологии производства, вечно тайна сохраняться не могла. В Древнем Египте был достигнут значительный уровень хирургии, о чем свидетельствуют найденные археологами хирургические инструменты в гробницах. Папирус — материал для письма, в древности использовавшийся в Египте и других странах Средиземноморья.
Свежие записи
- Доклад на тему Письменность древних египтян 4, 5 класс сообщение
- Способ письма древних египтян
- Письмо в египте - 87 фото
- Египетское письмо
- Предварительный просмотр:
- Глава 11 Египетские иероглифы
Письмо в египте - 87 фото
В Древнем Египте письменность называлась меду нетер, что приблизительно означает «божественные слова». Наряду с долотом, необходимым для вырезания надписей на камне, главным инструментом для письма в древнем Египте была тростниковая ручка. Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди. Запись в тетрадь: папирус – материал для письма в Древнем Египте. Новости Новости. В Древнем Египте ежегодно изготавливалось до одного миллиона свитков в год.
Развитие письменности
- Глава 11 Египетские иероглифы
- Египетское письмо — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Последние вопросы
- Что такое папирус: когда появился и из чего делали в Древнем Египте, как выглядит
- Письменность Древнего Египта (иероглифика)