Новости устав великого поста

Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский или студийский) и афонский. Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. Великий пост начнется уже 27 февраля.

Правила Великого поста с 27 февраля по 15 апреля 2023г.

Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя Начавшееся время Великого поста будет полноценным лишь тогда, когда предписания ограничений в пище будут сопряжены с сугубой молитвой и участием в Церковных Таинствах.
Что можно есть в Великий пост: Студийский и Иерусалимский уставы Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Какие правила существуют для монахов и мирян, какая еда в пост запрещена, а что допустимо употреблять в РИА Новости, 27.04.2024.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье Великий пост со Страстной седмицей длится 48 дней.

Что такое Великий пост и когда он закончится в 2024 году. Простыми словами

Важно также не осуждать тех, кто поститься менее строго. А гордость за свои «постные подвиги» так и вовсе сводит все старания к нулю. Нужно стараться не обижать окружающих, внимательно следить за своей жизнью и стараться избавиться от грехов и вредных привычек. Господь слышит тех, кто кается, искренне хочет измениться и обращается к Нему за помощью в этом. Поэтому по возможности следует чаще исповедоваться и причащаться хотя бы в дни Великого поста. На нужный лад настраивают и особенные богослужения этого периода. Поэтому важно не только внимательно отнестись к гастрономическому посту, но и распределить свои силы и время так, чтобы чаще бывать в храме на неповторимых великопостных службах и молиться дома. Великий пост: что запрещается делать? Так как пост совершается, в первую очередь, не ради воздержания от пищи, а ради возрастания в духовном делании, мы стараемся поститься постом благоприятным, угодным Богу.

А это значит, что мы должны воздерживаться от злых дел, от телесных и душевных скверн, которым мы постоянно подвержены. В пост нужно максимально отстраниться от гнева, обид, осуждения и попытаться делать еще больше добра, чем в другое время — таким образом мы подготовим себя к встрече Светлого Христова Воскресения. Легко было бы сказать: в Великий пост запрещается грешить! Но ведь бежать от греха, который разрушает наши души и наши жизни, нужно всегда, а не только в определенные для этого календарные периоды. Было бы здорово, если бы можно было выкинуть грех из нашей жизни, как ненужный мусор, одним волевым усилием. Но он коварен, и борьбу с ним человек вынужден вести каждый день. В дни поста Церковь призывает верующих уделять этому труду больше внимания, больше сил. Слово «запрещается», пожалуй, не совсем верно характеризует правила Великого поста.

И, наверное, применимо оно может быть вот в каком контексте: запрещается не обращать внимания на пост, не замечать его. В остальном, ответственность за то, в какой мере и в каком качестве будет проявляться его соблюдение, лежит в первую очередь на самом верующем. Христианство — это религия любви, а не запретов. Оступившийся, ошибающийся, не справившийся, но кающийся человек получает не наказание, а прощение. Но только в том случае, когда он сам имеет стремление быть ближе к Богу. Великий пост: кто может не соблюдать? Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее — Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как поститься, более или менее строго, человек определяет вместе со своим духовником.

Однако важно помнить, что помимо гастрономического воздержания пост — это время усиленной молитвы, покаяния, доброделания. В этом отношении пост должен соблюдать каждый. Бывает довольно много ситуаций и обстоятельств, в которых человек вынужден съесть что-то непостное. Но часто ли бывают ситуации, когда мы обидели кого-то и у нас были веские причины не извиняться? Посещение богослужения в храме может быть доступно не каждому, но возможность келейной домашней, индивидуальной молитвы есть у всех. Таким образом, в той или иной мере соблюдать пост может любой. Надо лишь внимательнее относиться к своей жизни и глубже вникать в смысл поста, не ограничивая его понимание лишь соблюдением гастрономических правил. Отказ от определенной еды, развлечений и увеселений нужен не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, а для того, чтобы он мог сосредоточиться на главном.

Нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы сил хватало на выполнение повседневных дел и своих обязательств, чтобы вопросы питания не становились основными в эти дни, а энергии и времени хватало на молитву, посещение богослужения, душеполезное чтение. Но в то же время, решая вопрос о послаблениях в посте, нужно смотреть на вещи реально и позволять лишь то, что действительно необходимо, а не выискивать себе оправдания, когда просто чего-то очень хочется. Почему Великий пост начинается в разное время? Великий пост приурочен к Светлой Христовой Пасхе, переходящему Празднику, дата которого выпадает на период с 4 апреля по 9 мая, каждый год по-разному. Поэтому и Великий пост христиане считают неким передвижным Праздником. Праздником — потому что это не время для уныния, а время для пробуждения души. Недаром же Великий пост, всегда приходящийся на весну, называют еще «весной духовной». И потому часто в начале поста верующие поздравляют друг друга: «С постом!

Если Пасха ранняя, то и пост начинается в феврале, если поздняя — то в марте. То есть дата начала поста ограничена временным промежутком с 15 февраля по 21 марта. Кстати, дата начала Великого поста не влияет на его продолжительность, но влияет на продолжительность другого многодневного поста. Чем позже начало Четыредесятницы, тем короче летний Петров пост. Все дело в том, что его начало привязано к дню Пасхи, а вот оканчивается он всегда в один и тот же день, 12 июля. Дата Пасхи с древности высчитывается по определенному правилу с учетом даты первого после дня весеннего равноденствия полнолуния. И всегда Пасха — воскресный день. Так что, хоть даты начала Великого поста каждый год разные, неизменно одно: начинается он в Православной Церкви всегда с понедельника в Католической — со среды , а заканчивается — в воскресенье.

Между его началом и концом семь недель, в которые верующие воздержанием, молитвой и покаянием должны подготовиться к встрече самого главного христианского праздника. Почему Великий пост длится 49 дней? Великий пост состоит из двух периодов — Святой Четыредесятницы, символизирующей сорокадневный пост Спасителя в пустыне оканчивается накануне Лазаревой Субботы и Вербного Воскресения и Страстной седмицы. Последняя неделя Великого поста — это отдельное событие раньше ее даже называли крестной, страстной Пасхой , когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти семь недель и приуготовляют нас к встрече Светлого Христова Воскресения. Первые сорок дней поста принято посвящать покаянию. Богослужебный строй жизни этого периода особенный. Полная Литургия совершается только в выходные, а в будние дни по средам и пятницам совершается вечерня с причащением верующих освященными в воскресный день Дарами Литургия Преждеосвященных Даров.

В начале и середине поста на богослужении читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Во многих храмах в великопостный период совершаются соборования. Все это помогает христианину настроиться на нужный лад, заглянуть вглубь своей души, максимально серьезно подойти к таинству исповеди.

Число ветхозаветных чтений на вечернях всех будних дней В. С понедельника 5-й седмицы на 3-м часе вводятся специальные ветхозаветные чтения для оглашаемых по 2 чтения - одно из ВЗ и одно из Апостола; в целом это те же чтения, что выписаны в арм. Лекционарии Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. N 283-570. Основу В.

Наиболее ярким отличием будних дней В. Василия Великого как первоначально и во весь год ; по субботам, вероятно,- литургия свт. Иоанна Златоуста. Тритекти и литургия Преждеосвященных Даров были тесно связаны с к-польской огласительной системой: за этими службами прочитывались важнейшие книги ВЗ Быт, Притч, Пс, Ис , по одному чтению на тритекти с 2 прокимнами и по 2 на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров также с 2 прокимнами. Ради оглашаемых на литургии Преждеосвященных Даров произносился возглас «Свет Христов просвещает всех», а со 2-й половины поста - также и ектения «о просвещаемых» она произносилась и на полных литургиях. Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. Весь В. В течение В. Структура памятей В.

IX-X вв. Она существенно отличается от древней иерусалимской; вполне вероятно, что новая к-польская система сформировалась в эпоху иконоборчества, т. Романа Сладкопевца VI в. В нек-рых памятниках, напр. Согласно Типикону Великой ц. В Типиконе неделя блудного сына названа просто «неделей перед мясопустом», что указывает на ее недавнее появление в предпасхальном цикле. Следующая отмеченная в Типиконе память - неделя мясопустная, когда читается евангельский рассказ о Страшном Суде Мф 25. На сырной седмице расписаны среда и пятница, суббота и воскресенье; в субботу совершается память преподобных постников, иерархов и священномучеников, в неделю - память святителей Флавиана К-польского и Льва Римского, императоров Маркиана и Пульхерии т. Для всех будних дней В.

На 1-й седмице В. В 1-ю субботу В. В 1-е воскресенье - память ветхозаветных пророков Моисея, Аарона, Самуила и др. Поликарпа Смирнского Евангелие - Мк 2. В 4-е воскресенье - память св. Дометия Евангелие - Мк 9. В 5-ю субботу - собор Богородицы во Влахернах.

Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома.

Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день.

В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе.

Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем.

Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных.

Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние?

Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста.

Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры?

В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу.

Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет.

Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим».

Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося.

Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла».

Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св.

Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор.

Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную.

Великий пост, который в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая, по монастырскому уставу соблюдается с особой строгостью.

В эти дни нельзя употреблять продукты животного происхождения: мясо, рыбу, яйца, молоко и все продукты на его основе. По монастырскому уставу также исключаются из рациона конфеты, выпечка и белый хлеб, майонез и другие продукты, включающие запрещенные ингредиенты. Как питаются в Великий пост в монастырях? Разрешается употребление фруктов и овощей, грибов, маринованных и соленых заготовок из этих продуктов, орехов, каш на воде, киселя, чая, компотов. Во время Великого поста по монастырскому уставу можно добавлять в блюда растительное масло в ограниченном количестве: это разрешается по субботам и воскресеньям. Рыбу можно есть в Вербное воскресенье 28 апреля 2024 года и в Благовещенье 7 апреля.

Навигатор Великого поста: не пропустите главное

Будничные дни Великого поста пропитаны скорбью и покаянием, поэтому обычная литургия Василия Великого и литургия Иоанна Златоуста служится лишь в субботние и воскресные дни Великого поста, которые являются праздничными. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей). Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. 3.2 Сроки Великого поста в православном календаре.

«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя

Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы Русские иноки Древней Руси с доскональной точностью исполняли предписания Студийского устава относительно Великого поста.
Время жертвовать. Чем пост мирянина отличается от поста священнослужителя | АиФ Тула Студийский устав отчасти можно назвать «снисходительным» — его основатель, Преподобный Феодор Студит, считал главной составляющей поста не воздержание от каких-либо продуктов, а совершенствование Духа.
Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.
Великий пост 2024: календарь питания по дням, какого числа начинается и когда заканчивается По Студийскому Уставу предпасхальный пост предписывалось соблюдать с особой строгостью.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле О великом посте Устав Большой.

Великий пост и воспитание воли у староверов

Великий пост делится на две основные части – Четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица. Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте ПЕРВАЯ СЕДМИЦА Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. Совершается служба великому празднику Вход Господень в Иерусалим.

Понедельник первой седмицы Великого поста

Великий пост, который начнется завтра, продлится семь недель и завершится в этом году 16 апреля. ПЕРВАЯ СЕДМИЦА Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский. ВЕЛИКИЙ ПОСТ. период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи. Первая седмица Великого Поста по Уставу самая строгая в отношении трапезы. Устав предлагает два варианта поста на этой седмице – основной (палестинский) и афонский.

О Великом посте

И все, что он делал для спасения души, он делал в последние минуты. Мы можем думать, что и я успею все это сделать в старости. Но на практике человек делает в последний момент то, что для него важно. Немаловажные для него вещи отходят на последний план. Я часто посещаю тяжелобольных людей, и если человек понимает, что такое исповедь, причастие, даже если он никого уже не узнает и не отдает отчет своим действиям — он с радостью принимает их. Если же человеку это было при жизни не нужно, человек не понимает, что происходит. А последнего момента исправления, можно и не дождаться, он может просто не наступить.

Великий пост — это особое время. Существовала такая традиция до революции, когда кто-то из членов семьи в дни Великого поста уходил в монастырь, пожить и прикоснуться спокойно к духовному опыту, отрешиться от земных хлопот. Ведь проблема в том, что мы вроде все православные, крещеные, носим крестик, но не знаем, что такое православие. Это если сравнить с человеком, который вырос в деревне, но не понимает ее красоты, а отдыхать стремится ехать за границу. Хотя и в деревне есть все для отдыха — и речка, и лес, и увлечения. Также и духовное делание, если человек прикасается к этому, то понимает значение всего и в меру своих сил начинает трудиться.

И исходя из этого, священник понимает те возможности, который человек может понести. Послабления может определить только священник. Если же приезжает человек чужой — мы советуем ему обратиться к своему священнику, а если новоначальный — то начинаем с беседы, рассказываем о значении этих вещей, чтобы он понял для чего это нужно. Человек должен не бояться попробовать себя в этом деле и попробовать учиться всем заповедям. Эти духовные вещи — архиважны. Мы не только должны приходить в храм, чтобы свечку поставить, записочку написать и помолиться за родителей, детей, родных.

Мы должны начинать с себя. Мы должны молиться за себя, а потом, за своих близких. Дело в том, что человек может поделиться чем-то только тогда, когда у него что-то есть и он может отдать часть этого. А что он может отдать, если у него ничего нет? Лежа на диване, рассуждая о Царстве Небесном, невозможно в него попасть. Как невозможно лежа на диване построить дом, вырастить детей, получить урожай с огорода.

Вот почему если мы собираемся держать пост, то это время проводим ни одни, а все вместе, со священником — идем на исповедь, причастие. Бывает, когда человек начинает держать пост, у него возникают проблемы, которых он раньше незамечал. Возвращаясь к выше сказанному — это начинает вылезать та самая грязь, как после бани. Что с ней делать?

Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста Значение Великого поста Великий пост является самым строгим и продолжительным для христиан. Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к встрече главного христианского праздника — Пасхи — Светлого Христова Воскресения. В основе поста — сознательное, добровольное самоограничение ради освобождения своих духовных сил. Пост предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором мытарь олицетворяет собой искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" Лк. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать милосердие Божие, только тогда христианин сможет увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она учит, что верующие должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поется покаянная молитва "Покаяния отверзи ми двери". Сплошная седмица — это неделя, во время которой православным разрешено употреблять любые продукты. Этот праздник дает христианину легкую передышку перед дальнейшим духовным подвигом. Младший потребовал у отца свою часть наследства и с ней ушел в дальнюю сторону развлекаться.

Обнищал, нанялся пасти свиней, мечтал наесться из их корыта. Раскаялся сын и пошел к отцу. Пусть примет хотя бы работником. А тот, увидев его, сжалился и обрадовался, приказал зарезать теленка для пира.

Дни памяти: Преподобномученика Вадима, архимандрита, и семерых его учеников. Святой был убит бывшим христианином Нирсаном, отрекшимся от Бога. Обличаемый совестью, он не сразу смог отрубить голову мученику, а когда наконец выполнил приказ царя-язычника, не смог жить со своей тяжелой ношей и покончил с собой. Пост: Монастырский устав предписывает полный отказ от еды в Страстную Пятницу. Но на практике мирянами принято воздерживаться до выноса Плащаницы. После вечерни, которая в большинстве храмов совершается в середине дня, разрешается немного подкрепить силы максимально простой пищей. Воспоминание телесного погребения Иисуса Христа и сошествия Его во ад. Это день благоговейной тишины. В течение дня в храмах священники благословляют пасхальную трапезу — куличи, пасхи, крашеные яйца. Но важнее этого праздничного обряда зайти в храм, поклониться Плащанице, увидеть и почувствовать, что Тело Господа в гробу, но Сам Он разрушает оковы ада, выводит оттуда узников, разлученных с Богом, и уже наступило торжество Победы над смертью. Особенности богослужения: Утром — вечерня с чтением пятнадцати паремий отрывков из Ветхого Завета, в которых содержатся пророчества о страданиях, смерти, Воскресении Христовом и Царствии Небесном. После нее — литургия Василия Великого. Так как утреннее богослужение в Великую Субботу бывает очень долгим, обычно оно начинается рано утром. В течение дня происходит освящение куличей, пасок, крашеных яиц. Вечером перед началом пасхального богослужения — чтение Деяний святых апостолов. В половине двенадцатого ночи начинается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы «Волною морскою» , Плащаница уносится в алтарь. Около 00 часов совершается крестный ход, с которого начинается праздничное пасхальное богослужение.

Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей. В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя. То есть Страстная неделя - это неделя страданий, через которые прошел Иисус Христос ради всех людей. В Великий понедельник Страстной недели церковь вспоминает ветхозаветного Иосифа, события жизни которого в некотором смысле повторяют страдания, пережитые Христом: его продали за 20 сребреников родные братья, но в итоге он становится визирем египетского фараона, одержав верх над грехом и простив своих братьев. Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками.

Устав-схема служб Великого поста

Жизнь по Христу — главное для староверов. Только с Богом советуемся мы в сложные и тяжёлые минуты жизни, следуем только его заветам. Подобная концепция мира формирует и концепцию человека — умение преодолевать любые испытания, выживать в любых обстоятельствах, сохраняя при этом высокое чувство собственного достоинства. Великий русский писатель Валентин Распутин так отзывался о староверах: «Старовер не курил, не пил вина, а в Сибири и чай пили лишь из трав и кореньев, строго соблюдали посты и моральные уставы, и лишь в одном не знал воздержания — в работе. Это был тот же человек, что и рядом с ним в обычной православной деревне, и все же далеко не тот: по-другому живущий и верующий, по-другому смотрящий на мир — все основательно, весомо, тяжеловато. Отлученный от ортодоксальной церкви и судорожного общественного развития, он и их отлучал от себя, обвиняя в греховности и несамостоятельности, в пляске под чужую дудку. Со временем он выделился в особый тип русского человека, который, вопреки всем бедам и обстоятельствам, упрямо хранил в себе каждую косточку и каждый звук старой национальной фигуры, в тип, несущий живое воспоминание о той поре, когда человек мог быть крепостью, а не лавкой, торгующей вразнос». Губернатор Трескин, правивший Восточно-Сибирским краем в начале XIX века, после первой же инспекционной поездки по своим владениям, которые, разумеется, оставили в нем тягостные впечатления, о староверах отзывается: «Они и камень сделали плодородным». На тех христиан, кто решительно отвергли разрушительные реформы, навешан был ярлык «раскольники», хотя они оставались хранителями православия, свято соблюдая все службы, догматы и каноны, дошедшие на Русь от Святой Земли через Византию.

За что и подверглись жесточайшим гонениям, пыткам и издевательствам... По словам выдающегося публициста Ивана Солоневича, во времена Романовых русскую историю писали с нерусской точки зрения. Вот почему многие из наших соотечественников до сих пор не знают, кто такой протопоп Аввакум и его стойкие соратники, мученически погибшие за веру, а о боярыне Морозовой в лучшем случае помнят лишь по картине Василия Сурикова. Нынешние староверы сохранили духовную и физическую закалку своих предков. Приведу конкретный пример. В 2014 году в Перми вышла книга известного пермского общественного деятеля и публициста Романа Юшкова «Делеция — 12». По жанру это роман-предостережение, повествующий о полнейшей деградации, стремительном вырождении русского народа. Делеция в переводе с латыни — уничтожение.

Анализ генетического материала, проделанный молодым университетским ученым Родионом Светловым, привёл его к выводу, что данной делеции подвержена не только русская и ряд других наций, но и вся белая раса.

И всё-таки в разных монастырях придерживаются и разных правил. Это время особого внимания к своей душе, когда можно все свои силы направить к одной цели. Великий пост — это время молитвы», — рассказывает монах.

В пример монах приводит жития святых. Он принимал молоко матери по средам и пятницам лишь один раз в день, после вечерних молитв родителей. Преподобный Сергий Радонежский также сразу после рождения начал проявлять благочестие.

Шестая седмица — Цветоносная Это неделя ваий — листьев пальмы, которыми, согласно Евангелию, устилали путь Христа на подходе к Иерусалиму, встречая его как царя. В северных странах альтернативой служат ветки вербы.

Седьмая седмица — Страстная Это период воспоминаний последних дней земной жизни Иисуса Христа, его страданий, смерти и погребения. В православном мире Страстная неделя — самая важная во всем церковном году, к Великому посту она уже не относится, хотя пост в это время особенно строгий. Правила Великого поста Верующие считают, что во время Великого поста важно соблюдать ряд правил, которые призваны помочь очиститься не только физически, но и духовно. В период поста необходимо уделять больше внимания этой практике, чем в другое время. Нужно быть внимательнее на службах, читать Библию и Псалтырь, не пропускать утренних и вечерних молитв.

В церкви легче абстрагироваться от окружающей суеты и провести время наедине с собой, сосредоточиться на молитвах и благих мыслях. Многие службы во время Великого поста проводятся по вечерам, что позволяет приходить на них даже после работы. Великий пост делится на время покаяния — Четыредесятницу — и очищения, Страстную неделю. Первые 40 дней главная задача для верующих — признать, осмыслить свои грехи. Не сравнивать себя с другими, не завидовать, не хвастать соблюдением поста, не поучать и не осуждать.

Понимать, что каждый делает свой выбор. Уделить время близким, искренне помочь малоимущим, одиноким и нуждающимся. Важно говорить больше приятных слов — не из нужды, а от чистого сердца. Гораздо важнее следить за своими глазами, языком, ушами. В течение поста прочитайте Новый Завет или хотя бы все четыре Евангелия.

Однако у верующего человека это не должно вызывать уныния, объясняет игумен. И с радостью войти в праздник светлой Пасхи», — рассказал отец Пимен. Тем, кто решился держать пост впервые, в первую очередь стоит помнить, что пост надо соблюдать вместе со всей Церковью, а не самому по себе. Отец Пимен объясняет, что надо понять смысл поста. Объяснений довольно много, и каждый вкладывает в это свой смысл. Но мы, церковные люди, прежде всего говорим, что это время примирения со своей совестью, со своими ближними, если у нас есть какие-то раздоры. Прежде всего надо обратить внимание на это», — отмечает он. В то же время те, кто ходит на службу, но ни в чем себе не отказывает во время застолья, тоже не особо наполняют смыслом время Великого поста. Но при этом каждый должен принимать решения по мере своих возможностей, сил и здоровья. Даже священнослужители и монахи в наше время по сравнению с древними допускают послабления.

Но все-таки устав — это ориентир. Как на дороге есть правила: не выезжать на встречную полосу, так и здесь. И даже если есть какие-то запреты в эти дни, они призваны обеспечить духовную безопасность человека», — объясняет отец Пимен. Он объясняет, что такой подход в корне неправильный. Каждый должен поступать по своим жизненным обстоятельствам: вы сами либо понижаете, либо повышаете планку поста. Это как в спорте, но там, чтобы чего-то достичь, планку все-таки повышают. Поэтому я с радостью общаюсь с людьми, которые каждый год стараются для себя повысить планку», — рассказывает отец Пимен. Одна их первостепенных задач поста, как говорит игумен, — работа над собой и отказ от привычных земных развлечений — не смотреть телевизор, а вместо этого прочитать молитву, отказаться от курения, если имеется такая привязанность. И в каждой ситуации у нас есть выбор: сделать или не сделать, помочь или отказать. Время Великого поста — это, как модно сейчас говорить, выход из зоны комфорта, подчеркнул отец Пимен.

Кто-то его слишком романтизирует, думает, что сейчас наступят тишина и покой.

Устав-схема служб Великого поста

Как на дороге есть правила: не выезжать на встречную полосу, так и здесь. И даже если есть какие-то запреты в эти дни, они призваны обеспечить духовную безопасность человека», — объясняет отец Пимен. Он объясняет, что такой подход в корне неправильный. Каждый должен поступать по своим жизненным обстоятельствам: вы сами либо понижаете, либо повышаете планку поста. Это как в спорте, но там, чтобы чего-то достичь, планку все-таки повышают.

Поэтому я с радостью общаюсь с людьми, которые каждый год стараются для себя повысить планку», — рассказывает отец Пимен. Одна их первостепенных задач поста, как говорит игумен, — работа над собой и отказ от привычных земных развлечений — не смотреть телевизор, а вместо этого прочитать молитву, отказаться от курения, если имеется такая привязанность. И в каждой ситуации у нас есть выбор: сделать или не сделать, помочь или отказать. Время Великого поста — это, как модно сейчас говорить, выход из зоны комфорта, подчеркнул отец Пимен.

Кто-то его слишком романтизирует, думает, что сейчас наступят тишина и покой. Но нельзя забывать и о таком понятии, как искушение. На самом деле, искушений в жизни христианина всегда много, и его земной путь — это борьба. Поэтому время поста нужно быть готовыми провести в духовной борьбе, это период, когда не нужно расслабляться.

Это время духовной бодрости, сосредоточения и отражения всех вражеских нападок. В существовании этих злых сил мы не сомневаемся, они, конечно, тоже не дремлют и подталкивают к нехорошим мыслям, словам и поступкам», — рассказал отец Пимен. В то же время, если вдруг человек поддался на какой-либо соблазн, впадать в уныние ни в коем случае не нужно, так же как и прерывать пост, советует он. Конечно, не надо воспринимать Великий пост как время унылого созерцания.

Один из проповедников, митрополит Антоний Сурожский, говорил, что где-то отдаленно должна звучать песня Воскресения Христова, чтобы в ночь святую войти в храм и наполнить своим светом все вокруг», — объясняет игумен. Конечно, благие дела всегда хороши, не только в это время, но так как в пост человек просит прощения за свои прегрешения, ошибки и плохие поступки, то загладить вину может не только покаянием, но и творением добрых дел в отношении ближних, говорит отец Пимен. Главное, особо об этом не распространяться: добрые дела, они любят тишину. Потому что ты делаешь это не столько для того, кто просит помощи, сколько для своей души приобретаешь большую пользу», — поделился игумен.

Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие? У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост.

Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи.

Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой?

Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать.

Именно в IV в. О некой «четыредесятнице» говорится уже в 5-м правило I Вселенского Собора , но что именно имеет Собор в виду — Великий пост или праздник Вознесения Господня празднуемый на 40-й день после Пасхи — остается непонятным. В пользу второго говорит 37-е прав. К кон. IV — нач. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье а в некоторых местностях — и в субботу с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений. Церковные историки V в. Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом окончательная редакция корпуса Апостольских правил произошла в кон. Духовное содержание Великого поста Великий Пост — это время приготовления к самому большому христианскому празднику — Воскресению Христову или Пасхе : «Кто пренебрегает Четыредесятницей... Афанасия Великого от 346 г. Феодора Студита вечером в Неделю сырную. Поскольку Христос , как гласит Евангелие , постился в пустыне именно сорок дней Мф 4:1 , то этот Христов пост стал символически прообразовывать пост христиан. Кроме того, в Ветхом Завете рассказывается о 40-дневном Посте ниневитян Ио 3:4 , вероятно, в ознаменование которого и Иисус постился 40 дней. Иоанн Кассиан , прп. Дорофей Газский , аналогичной обязательной десятине в ВЗ Лев 27. Если продолжительность года — 365 дней, то «телесный» пост должен составлять 36, 5 дней 7 седмиц без суббот и воскресений составляют 35 дней, к ним прибавляются пост Великой субботы и 1-й половины пасхальной ночи. Духовная практика поста состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога. Телесная подготовка состоит из воздержания от скоромной не постной пищи. Таин в частности, о том, что Великий пост — время, особенно благоприятное для Причащения, учил уже свт. Иоанн Златоуст ; о посте как средстве подготовки к Причащению говорится и в «Молитвах в начале поста святые Четыредесятницы», которые в современной практике РПЦ обычно прочитываются в воскресенье перед Великим постом или в 1-й день поста.

А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается". Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд". Пятую неделю поста звали "похвальной". Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу. Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим. За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений. По понедельникам, средам и пятницам у них сухоядение, по вторникам и четвергам — горячая пища без масла. А по выходным — горячая пища с растительным маслом. Под запрет подпадают любое мясо, яйца, молоко и молочные продукты, рыба. Рыбу можно отведать только один раз за всё время поста — в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу полагается есть икру. Но то монахи. Они всё же не работают, как миряне, на опасных производствах, не водят поезда и самолёты, не оперируют людей и не ищут пропавших в тайге. Мирянам на всё это нужны силы.

«Великий пост – это выход из зоны комфорта»: монахи рассказали, что можно, а чего нельзя

Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни.

Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки.

Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели. Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста. Первая неделя поста особо строгая.

И там постом показал, насколько слаба человеческая плоть, насколько она может быть подвержена различным искушениям", - говорит отец Алексий. По его словам, принимая решение поститься, верующий человек должен осознавать, что это делается не ради диеты или похудения. Постящийся "вступает в духовную борьбу" со своими пороками, ради собственного преображения. Иначе "пост бесполезен, а может оказаться и вреден", отмечает священник. Максим Блинов Начало и конец Великого поста в 2024 году Начало Великого поста напрямую зависит от даты празднования Пасхи - он начинается за 48 дней до этого праздника. В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая. Читайте также: Накануне самой строгой постной недели — Страстной седьмицы - церковный устав дает постящимся возможность немножко передохнуть. Празднуется вход Господень в Иерусалим, или в народе Вербное воскресенье. В этот день разрешается есть рыбу.

Александр Кондратюк А уже с понедельника, который как и все последующие дни последней предпасхальной недели называется Великим, устав предписывает максимально строгое воздержание - пищу готовят без масла, а те, кому по силам, переходят на сырую еду. Читайте также Хлеб: польза и вред для организма. Рецепты домашнего хлеба в духовке "В этом году у нас на страстные дни, то есть Дни страданий Спасителя, выпадают майские праздники с массовыми мероприятиями и гуляньями. Но для нас, православных, это время переживаний, время осознания, мыслей о своей жизни, о своей душе и так далее. И радость у нас в эти дни должна быть от ожидания Воскресения Господа. Если ты, православный человек, от поста не радуешься, то это явный признак нездоровой души", - говорит отец Алексий. Как правильно соблюдать Великий пост Пост - это время воздержания не только от еды. Церковная традиция предписывает постящимся максимально ограничить себя и в других потребностях. Когда наступает время поста, он более мобилизованный, более сосредоточенный.

Появляется время больше уделить внимание жизни внутренней, духовной, а не только внешней", - поясняет отец Алексий. Сергей Пятаков Направляет верующих в эти дни церковный устав. Также есть традиция читать больше Библию, Евангелие, Псалтырь, находить больше времени для домашней молитвы, чаще бывать на богослужениях. Строгие и обязательные предписания в основном распространяются только на монашествующих, но в мирской жизни каждый может сам определить посильную ему меру воздержания, говорят священники.

Но и это еще не все. Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто.

Русская православная церковь Соблюдение поста подразумевает лишение телесных удовольствий, и еда не единственное из таковых. Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех. А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит. Реже курить, не сквернословить и по возможности вообще меньше разговаривать, ограничить употребление кофе, не так часто смотреть развлекательные передачи… К чему же такие строгие запреты и насколько важно их соблюдать? Духовное удовольствие На самом деле пост — прежде всего «духовное упражнение», «малая жертва Богу», пояснили на сайте Русской православной церкви. Иными словами, верующие сознательно — и, что важно, с удовольствием! Например, вместо того чтобы съесть любимое блюдо или выкурить сигарету, идут в церковь. Вместо того чтобы посмотреть кино, поговорят по душам с родным человеком или в чем-то ему помогут. Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен.

Одним из главных советов духовного наставника является то, что это должно быть в радость человеку, а не в тягость. Как правильно держать пост Перед тем как держать строгий пост, нужно настроиться психологически, ведь это тяжелое испытание длиною в 40 дней. Необходимо пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Возможно, прихожанин получит благословение на нестрогий пост.

Можно попросить поддержки у родственников или друзей. Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями. Нарушение правил питания в пост не считается большим грехом, намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки. Духовное воздержание для мирян Соблюдение поста - это способ очистить душу и совесть, прийти к смирению и покаянию.

Поэтому следует по возможности избегать развлечений, телевизора, интернета и гаджетов. Стараться больше времени проводить наедине с собой и больше молиться. Также в этот период нельзя ругаться, злиться, материться. Нужно быть готовым к тому, что окружающие могут не принять такое поведение и отстранятся, либо начнут отговаривать от соблюдений отягощающих правил.

Лучше не рассказывать посторонним о соблюдении поста и вести себя как обычно.

Секс и алкоголь во время Великого Поста 2023: священник назвал главный грех для верующих

Типикон – это богослужебный устав, правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. На вечерних богослужениях 1-й Седмицы Великого поста служится Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Великим постом на Благовещение как правило должна совершаться литургия Иоанна Златоуста, но ради воскресного Великопостного дня, когда по уставу положено совершать литургию Василия Великого, правила чина литургии для Благовещения изменятся. Устав о Великом посте из Соловецкой кормчей 1493 г. опубликован в трудах известного исследователя русской церковной старины, профессора Сергея Ивановича Смирнова (1870-1916 гг.), автора ряда исследований, включая известный труд «Древнерусский духовник».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий