Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине
это чудо.[56] Он открыто поддержал кандидатуру Путина на пост президента в 2012 году и заявил, что Путин исправил исторически неправильный путь России после прихода к власти. 6 февраля 2009 года Патриарх Кирилл снял печати с рабочих кабинетов в двух патриарших резиденциях в Москве: в Даниловом монастыре и в Чистом переулке. На момент вступления в должность Патриарху Кириллу было 63 года. Интронизация Святейшего Патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года в Храме Христа Спасителя.
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 года
Более десяти лет ведет на центральном телевидении программу "Слово пастыря". Субботу и воскресенье обычно проводит в своей епархии, совершая богослужения, общаясь с православной паствой. Шестого декабря 2008 г. Кирилл стал местоблюстителем Московского патриаршего престола избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Такое решение было принято на экстренном заседании Священным Синодом Русской православной церкви в подмосковной патриаршей резиденции в Переделкино.
История Поместных соборов Поместный Собор как канонический термин обозначает Собор поместной Церкви, этим подразумевается его противопоставление Вселенскому Собору. Однако более распространено восприятие Поместного Собора как Собора, в который, помимо епископов как в случае с Архиерейским Собором , входят клир и миряне. Таким образом, согласно этому определению, в истории Русской церкви было всего пять Поместных Соборов, и все они проходили в XX веке: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах. При этом единая модель участия клириков и мирян в Поместных Соборах XX века отсутствовала.
В целом же Соборы на Руси созывались, начиная с Крещения в 988 году. Однако о Соборах Киевского периода исторической науке почти ничего не известно. Более подробные сведения начинают поступать, начиная с периода татаро-монгольского ига и Московской Руси.
История Поместных соборов Поместный Собор как канонический термин обозначает Собор поместной Церкви, этим подразумевается его противопоставление Вселенскому Собору. Однако более распространено восприятие Поместного Собора как Собора, в который, помимо епископов как в случае с Архиерейским Собором , входят клир и миряне. Таким образом, согласно этому определению, в истории Русской церкви было всего пять Поместных Соборов, и все они проходили в XX веке: в 1917-1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годах.
При этом единая модель участия клириков и мирян в Поместных Соборах XX века отсутствовала. В целом же Соборы на Руси созывались, начиная с Крещения в 988 году. Однако о Соборах Киевского периода исторической науке почти ничего не известно. Более подробные сведения начинают поступать, начиная с периода татаро-монгольского ига и Московской Руси. Выборов на т. Поместные Соборы, которые проводятся в XX веке, до этого не проводилось.
Существовала традиция приглашать на Собор видных московских священников, настоятелей крупных монастырей Владимира, Суздаля, Новгорода и других городов. Кроме того, присутствовал царь со своей свитой. Подписи под деяниями Соборов ставили обычно только епископы, что придавало им качество скорее Архиерейских Соборов.
Что такое интронизация Интронизация — это торжественное богослужение, во время которого происходит избрание нового патриарха. В православной церкви она также проводится при возведении предстоятелей поместных и автономных церквей в сане митрополита или архиепископа. Во время церемонии новоизбранного патриарха облачают в одежды, подобающие его сану, и возводят на горнее место — возвышение у восточной стены алтаря, предназначенное для правящего епископа. При этом читается молитвословие, в ходе которого митрополиты трижды восклицают «аксиос», что в переводе с греческого означает «достоин». Согласно сложившейся традиции, интронизация патриарха Московского и всея Руси отмечается как общецерковный праздник. Как выбирают патриарха В 2013 году Архиерейский собор Русской православной церкви утвердил документ, регламентирующий процесс избрания патриарха Московского и всея Руси. Подобное решение было принято впервые в истории РПЦ.
До этого единого алгоритма этой процедуры не существовало. Согласно новым правилам, выборы проходят в два этапа. На первом составляется избирательный бюллетень, в который входят все епископы, соответствующие критериям кандидата на патриарший престол. Список формирует Священный синод. Затем проводится тайное голосование, в котором участвуют члены Архиерейского собора.
Красноярска; протоиерей Евгений Нещерет, секретарь Минусинской епархии, благочинный Минусинского церковного округа, настоятель Спасского кафедрального собора, настоятель Вознесенского собора г. Минусинска; протоиерей Алексий Евсеев, настоятель Смоленского собора г. Йошкар-Олы; клирики Йошкар-Олинской епархии и московское духовенство. Слуцкий; первый заместитель министра культуры РФ С.
Обрывалин; ректор Московского государственного университета имени М. Ломоносова академик РАН В.
Кирилл (патриарх)
Как любит рассказывать Патриарх, в школьные годы он сознательно отказывался вступать в пионеры и комсомольцы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения карательной мерой украинского руководства против публичных спикеров Украинской православной церкви (УПЦ). Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Патриарх Кирилл (Гундяев)
Патриарх Кирилл назвал арест митрополита Арсения очередной карательной мерой Киева. Патриарх Кирилл — епископ Русской православной церкви, 27 января 2009 года Поместным Собором РПЦ был избран Патриархом Московским и всея Руси. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 г. в Ленинграде.
Русская православная церковь отмечает годовщину интронизации Патриарха Кирилла
Но образ его, несомненно меняется. На фоне нынешних событий, десятилетней давности страсти вокруг часов патриарха кажутся мелочью и глупостью. А из каких-либо в самом деле интересных страниц его служения, я запомнил рассказ одного из приближенных к нему клириков о памятном путешествии в Антарктиду. Были очень плохие летные условия и оказалось поврежденным лобовое стекло. Летчики предлагали вернуться, но Святейший настоял на полете...
И эта его уверенность, что если есть задача долететь до Антарктиды, то надо лететь, и то, что он "не убоялся", были вознаграждены важными для него впечатлениями. А мы получили в утешение замечательную, очень теплую, человечную фотографию с пингвинами. На меня это произвело очень доброе впечатление. Его уверенность держалась на вере.
И мы еще раз увидели, что человеку с лидерскими качествами, занимающему высокое положение, очень важно не бояться и уверенно вести самолет. Вспомнив бурю на Тивериадском озере и услышанное то и гда "Не бойтесь". Патриарх и литература Какой сюжет в культурную жизнь ввел патриарх, учредив Патриаршию литературную премию? Важны ли в литературе нравственные и духовные критерии?
Почему отмечая писателей с настоящими достижениями, премией награждают и много не первостатейных провинциальных писателей? Алексей Варламов: Патриаршия ли тературная преми я - это очень хорошая идея. Поддержанная литературным сообществом, и на мой взгляд, грамотно организованная. У премии два крыла, в ее жюри входят клирики и миряне, причем последние - профессиональные эксперты, главные редактора толстых журналов, видные писатели.
Но есть и замечательно пишущие батюшки, как почивший протоиерей Николай Агафонов. За три года, что я проработал с этой премией, я не ощущал никакого давления, там, действительно, все было прозрачно, шел серьезный экспертный отбор. Все складывалось очень грамотно и разумно, с учетом лучших практик современных литературных премий. И премия, действительно, с одной стороны дает возможность наградить известных литераторов, а с другой заметить писателей из провинции, которым труднее пробиться.
У премии замечательная церемония в храме Христа Спасителя, приуроченная к о дню святых Кир илла и Мефодия... Красиво и продуманно проходит представление авторов, попавших в короткий список, о них снимают ролики, интересно рассказывают. В зале много народу, чувствуется духовная поддержка. Мне кажется, что сегодня православные люди - самая читающая часть России.
В книжных палатках и ларьках при храмах всегда много людей, они покупают и святоотеческую литературу, и художественную. Поэтому писатель, попадающий в короткий список Патриарший литературной премии, имеет возможность найти там своего читателя. Святейший как верховное лицо премии ведет себя очень тактично. Но очень радуется, когда жюри выбирает достойных писателей.
Ну и сами писатели обычно счастливы. Премия небольшая, всего 300 тысяч, и мне лично кажется, что лучше объединить премиальный фонд и давать одному лауреату от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Хотя тогда людям менее известным в литературном мире будет труднее пробиться к этому лауреатству. Но в любом случае это замечательная премия, и пусть ее история продолжается.
Протоиерей Владимир Вигилянский: Как человек, наб людавший за этой пре мией много лет, уверяю вас, что более демократической у нас нет. Я бывал в разных комиссиях, видел много всяких баталий, несколько этапов отсеивания, и никогда патриарх лично не выбирал лауреатов, но всегда жюри - тайным голосованием и прямо на глазах у публики. Знаю только одну негласную вещь, предупреждение патриарха, что хорошо бы давать премии все-таки не священникам, а писателям. Так что когда меня выдвинул на нее миссионерский отдел, я был уверен, что ничего не получу.
Но когда я стал лауреатом, оказалось, что патриарх очень доволен этим. Конечно, лауреаты премии очень разные по качеству и значению писатели, но очень важен сам факт что церковь озабочена судьбой словесной культуры. Сказать свое слово и заявить свое воззрение на столь важный участок гуманитарного творчества, это много значит. Достижения патриарха глазами политика Миссия милосердия и забота о семье Анна Кузнецова, вице-спикер Госдумы: - Меня в печатляет вся работа патриар ха, свя занная с темой семьи и защитой семейных ценностей.
Зисиса «Благотворное и очистительное цунами. Виноват ли Бог в стихийный бедствиях? В 2009 году Патриарх выступил с близким по смыслу заявлением, в котором назвал Великую Отечественную войну наказанием "за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью" [99] Внешнеполитическая деятельность Принимал и принимает активное участие в работе многочисленных межхристианских организаций на конференциях, в комиссиях и диалогах с представителями инославных конфессий. Является автором нескольких книг и более 500 публикаций в отечественной и зарубежной периодике. С конца 1990-х начал высказывать весьма сдержанную позицию по перспективе экуменического диалога. Но, по нашему глубокому убеждению, это историческое событие должно свидетельствовать о положительных изменениях в отношениях между двумя Церквами. Достигнуть этого возможно при условии разрешения ряда конкретных проблем, существующих в наших отношениях, — миссионерской деятельности католиков в России и других странах СНГ и конфликта между православными и греко-католиками на Украине. Убеждён, что основанием для улучшения взаимосвязей может быть близость позиций наших Церквей по таким актуальным вопросам современности как проблемы нравственности, вопросы биоэтики, необходимость проповеди и защиты традиционных христианских ценностей. Заявление 6 июня 2007 года на Конференции религиозных лидеров в связи с саммитом глав государств «Группы восьми», организованной по инициативе Евангелической Церкви в Германии, в Кёльне содержало первое после краха СССР прямое политическое заявление в поддержку внешнеполитической позиции руководства страны: « Совершенно очевидно, что размещение в Чехии и в Польше элементов американской ПРО повлечёт за собой ответ России, которая усматривает в этом размещении угрозу своей безопасности.
Мы стоим на пороге возобновления гонки вооружений, способной разрушить хрупкий баланс сил, обеспечивающий безопасность Европы».
А у нас всё наоборот — как я уже сказал, храмы открываются, возрастает роль религии, и особенно меня радует то, что происходит в среде нашей молодежи. Говоря обо всем этом, я, конечно, не могу не поблагодарить Вас, Сергей Семенович. Вы никогда не вмешивались в церковные дела, Вы никогда не проявляли некий патернализм в отношении Церкви. Вы всегда уважали тот статус, который имеет наша Церковь — отделенная от государства, но не отделенная от своего народа; и наше с Вами взаимодействие никогда не омрачалось глухим непониманием, подозрительностью или еще чем-то, что иногда, к сожалению, присутствует среди людей во власти сущих.
Благодарю Вас за это замечательное партнерство, за Ваше понимание реальных духовных нужд москвичей и очень надеюсь, что мы все вместе будем продолжать наше историческое движение вперед — к тем целям, которые сегодня сама жизнь перед нами ставит. Эти цели очень важны; они связаны и с повышением уровня нашей безопасности. Я только что вернулся из путешествия по Дальнему Востоку. Там, на берегах Тихого океана, особенно чувствуется, насколько важна сегодня обороноспособность нашей страны. Москва, конечно, вкладывает в это направление огромные ресурсы, и все это поддерживается народом.
Но никогда победы не одерживались только силой оружия — они всегда одерживались силой духа, которая основывалась и на религиозных традициях, и на гуманистических традициях, и, конечно, на уровне национального самосознания. Еще и еще раз поздравляю Вас, сердечно благодарю за сотрудничество и призываю на Вас Божие благословение, чтобы Господь хранил Вас в добром здравии на долгие годы во благо Москвы и москвичей». Речь Его Святейшества неоднократно прерывалась аплодисментами. В завершение Святейший Патриарх Кирилл благословил С. Собянина на дальнейше служение на посту мэра Казанским образом Божией Матери.
Вручая икону, Предстоятель сказал: «В нашей культурной традиции, восходящей к нашим благочестивым предкам, есть обычай благословлять детей на брак, путешественников — на путешествие.
После того как было объявлено об избрании нового Патриарха, в храме Христа Спасителя замироточила икона «Умягчение злых сердец» — а это, как правило, знак того, что на все свершившееся есть Божья воля. В переводе с греческого это означает «достоин». Изначально всем было ясно, что владыка Кирилл, ставший местоблюстителем Патриаршего престола после кончины Святейшего, наиболее очевидный кандидат на Патриарший престол. Возглавлявший с 1989 года Отдел внешних сношений Московского патриархата владыка Кирилл внес большой вклад в объединение Русской Церкви с зарубежной сестрой, в изменении отношения к православию во многих западных странах и конфессиях. Его большая личная заслуга в том, что на Соборе была представлена Русская Православная Церковь во всей своей полноте… Владыка Кирилл — представитель другого поколения, нежели ушедший Патриарх.
Алексий II, воспитываясь в условиях русской эмиграции, не испытал на себе условностей советской системы, и потому весь облик его нес на себе как бы печать дореволюционной России. С этой стороны вновь избранный Патриарх Кирилл, родившийся в Ленинграде сразу после войны, прошедший «советскую школу», и должен был быть другим. Среди поколения 40-х в России найдется не так много людей, в чьем роду не прерывались бы православные традиции. В семье Гундяевых, где родился будущий Патриарх, это было именно так. Дед владыки, Василий Гундяев, был в 20-е годы известным православным активистом, за свои христианские убеждения прошел через Соловки, потом принял священнический сан. Был священником в годы гонений на Церковь и отец владыки Кирилла, Михаил Гундяев, также отсидевший срок за веру.
Неудивительно, что ребенок, воспитанный в такой семье, по своим собственным убеждениям никогда не вступал ни в пионеры, ни в комсомол, о чем в то время написали даже в городской газете. Михаил служил в Ленинграде в храме на Смоленском кладбище. Владыка Кирилл впоследствии вспоминал об иконе Смоленской Божией Матери, к которой часто обращался с молитвами в детстве. Смоленская икона, Одигитрия Путеводительница , возможно, стала путеводной в жизни Владимира Гундяева. Он рано ушел из родительского дома «на собственные хлеба», работал в геологической экспедиции. Важным моментом в его жизни стала встреча с митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом Ротовым , который, несмотря на суровые 60-е годы, старался всегда быть открытым для молодежи.
По совету о. Никодима Владимир поступил после средней школы в семинарию, затем в Ленинградскую духовную академию. Впоследствии именно митрополитом Никодимом он был пострижен в монахи с именем Кирилл. Энергия духовного наставника передалась и ученику: о. Кирилл всегда был активным «делателем» Церкви. Одним из первых он стал проповедовать слово Божие на телевидении.
Избрание Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси
КИРИЛЛ (ГУНДЯЕВ) | Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха. |
Когда Кирилл стал патриархом Московским и всея Руси - Парламентская газета | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде. |
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси | Как любит рассказывать Патриарх, в школьные годы он сознательно отказывался вступать в пионеры и комсомольцы. |
Please wait while your request is being verified...
Алексей Варл амов, писатель: Патриарх Кир илл возглавил Р усскую церк овь в те годы, когда казалось, что все крупные катаклизмы остались в прошлом веке, а то и тысячелетии. Пройдя в 20 веке невероятно трагическую и сложную историю взаимоотношений церкви с гос ударст вом, мы с надеждой ждали, что новый век принесет какую-то совсем новую жизнь. А все дурное останется позади. Сейчас события опрокидывают эти наши немного розовые ожидания. В 2009 году, когда проходила интронизация святейшего пат риарха Кирилла, мы жили в од ном мире, сейчас живем в другом. Испытания начались с ковида. Но самое сложное, по-моему, происходит сейчас. Сегодня перед нами - перед страной, ее руководством, народом и перед церковью, конечно, тоже - стоят самые сложные вызовы. Ответы на которые даст только история, а отнюдь не рядовой человек, находящийся сейчас в гуще событий. Но мы понимаем, что сегодня всю землю сотрясает невероятная турбулентность, и можно предположить, что чем выше занимаемая человеком должность, тем большая на него ложится ответственность.
И тем труднее ему удерживать руль, который то и дело волна событий выбивает из рук. Патриарху, чья "должность" несомненно высока, остается желать только твердости, силы и Божией помощи. Анна Кузнецова, вице-спикер Го сдумы: С тем, что мы живем в беспрецедентно сложное, переломное время, думаю, согласятся многие. На долю Святейшего патри арха Кирилла выпали историче ские испытания - события в Донбассе в 2014 году, украинский раскол, сложные внешнецерковные отношения, начало специальной военной операции. Однако духовный ресурс Русской правосла вной церкви во главе со Свя тейшим патриа рхом Кириллом позволяет нам п реодолеть те сложности, с которыми сталкивается сейчас общество. Когда оно в переломный момент ищет ориентиры, на первый план выходят те самые духовно-нравственные ценности, которые мы все это время с первого места отодвигали. И становятся нашим духовным оружием и крепостью. Церковь не зря напоминала о них, чтобы вот в такой сложный момент мы смогли прибегнуть к ним. Протоиерей Владимир Вигилянс кий: Чтобы понять, ч то церковь находится во времени испытаний, достаточно вспомнить, что патриарх попал в санкционные списки.
Это умопомрачительная вещь, думаю, единственная в истории. Религия всегда была "за скобками", политикам хватало осторожности и мудрости не вмешиваться в религиозные вопросы, чтобы не оказаться в дураках. Но, по-моему, современные политики уже не боятся этого. Иначе кто бы внес Предстоятеля одной из самых крупных мировых церквей в политические санкционные списки. Когда проходила интронизация святейшего патриар ха Кирилла, мы жили в одном мире, сейчас живем в другом. Перед всеми нами, и перед церковью тоже - стоят самые сложные вызовы Я, правда, не думаю, что он из-за этого очень переживает, но факт остается фактом: религия становится для политики орудием давления, а главы государств не робеют перед устройством ментальных расколов внутри своих наций и идут на это сознательно. Для меня это совершенно поразительно, потому что религия и язык - две вещи, которые сидят глубоко внутри каждого человека и не регулируются законами, чьими-то указаниями или политическими рычагами. Абсолютно точно, что политики, принявшиеся за это, в будущем окажутся за бортом. Патриарх попал в ситуацию мирового безумия, о котором Антоний Великий гов орил еще в 4 ве ке, что все перевернется, и безумцы будут говорить, что они правы, а нормальных назовут безумцами.
И спустя 17 веков это так. Расцвет религиозной жизни, который мы пережили после советского прошлого - увеличение количества храмов, епархий, священнослужителей - потребовало от церковного руководства больших действий. Не всегда все проходило как по маслу, потому что надо было держать в голове 300 епархий. А их еще недавно было 40-50. И когда стало 100, казалось: ого-го, как много! А патриарх человек, который ни от чего не отлынивает. Ни от каких вопросов не уклоняется. Недаром многих восхищает его трудоспособность. Патриарх и перемены Изменился ли патриарх за 15 лет?
Протоиерей Владимир Вигилянский: Я был его помощником, видел его каждый день, знаю его характерные свойства, но для меня он, наоборот, никак не изменился. Все то же, от характерных реакций до мудрых особенностей суждений и наставлений. Все то же полное доверие к священнослужителям, не часто встречающееся у иных архиереев. Терпимость к неблизким ему воззрениям.
Бог и человек.
История спасения. Les valeurs de la Tradition dans la societe laique. Патриарх на Украине. Книга бесед со Святейшим Патриархом Кириллом. Великопостные проповеди 2001-2011.
Собрание трудов. Серия I. Серия II. Изданы циклы телепередач с выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла: «Слово пастыря» — Введение в православное вероучение; «Слово-Таинство-Церковь» — История ранней христианской Церкви и учение о Церкви; «Юбилейный Архиерейский Собор» — Основы социальной концепции — Устав Русской Православной Церкви — Деяния о канонизации, «Отношение к инославию»; «Слово Пастыря» — Церковь, государство, политика часть 1 , Церковь, личность, общество часть 2 , О вере и спасении часть 3 , Есть ли будущее у России часть 4. Созданы и выпущены на дисках десятки видеофильмов, посвященных жизни и деятельности Святейшего Патриарха Кирилла, избранию и интронизации Его Святейшества, с записями богослужений, проповедей, встреч и выступлений в прямом эфире, состоявшихся в ходе визитов в российские епархии, на Украину,в Беларусь, Эстонию и Армению, а также выступлениями Святейшего Патриарха Кирилла на российском телевидении.
Москвы; иерей Алексий Орехов, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии; иерей Артемий Попов, клирик храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца, Патриаршего подворья в пос. Москвы; иерей Геннадий Савельев, клирик храма Святой Троицы в п. Мосрентген г. Москвы; иерей Димитрий Саверин, клирик Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; иерей Борис Седов, клирик храма Царственных мучеников и страстотерпцев, Патриаршего подворья в Южном Измайлове г. Москвы; иерей Константин Соколов, клирик храма великомученика Георгия Победоносца, Патриаршего подворья в Зеленограде г.
После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей ваий.
Москвы, настоятель храма мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы; игумен Иннокентий Нилов , секретарь Красноярской епархии, благочинный церквей Левобережного городского округа Красноярска, наместник красноярского Успенского мужского монастыря; протоиерей Владимир Дорош, руководитель административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Красноярска; протоиерей Евгений Нещерет, секретарь Минусинской епархии, благочинный Минусинского церковного округа, настоятель Спасского кафедрального собора, настоятель Вознесенского собора г.
Минусинска; протоиерей Алексий Евсеев, настоятель Смоленского собора г.
Вести Твери
Статья автора «Парламентская газета» в Дзене: Ежегодно 1 февраля в России отмечается День интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, или годовщина его восшествия на патриарший престол. В завершение Святейший Патриарх Кирилл благословил С.С. Собянина на дальнейше служение на посту мэра Казанским образом Божией Матери. В 90-х годах Патриарх Кирилл все больше углубляется в общественную деятельность. Имя: Патриарх Кирилл (Patriarh Kirill). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября 1946 года в Ленинграде.
Кирилл, шестнадцатый патриарх Московский и Всея Руси
Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий. Патриарх Кирилл направил обращение к поместным православным церквям и различным организациям относительно ареста наместника Святогорской лавры митрополита Арсения, назвав это «очередной карательной мерой» киевских властей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Приднестровской Молдавской Республике. 1 февраля 2024 года Русская Православная Церковь отмечает 15-ю годовщину со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Патриарх Кирилл направил обращение к поместным православным церквям и различным организациям относительно ареста наместника Святогорской лавры митрополита Арсения, назвав это «очередной карательной мерой» киевских властей. В должность патриарха Гундяев вступил 1 февраля 2009 года.
Кирилл, шестнадцатый патриарх Московский и Всея Руси
В 2005 г. Межхристианские отношения и сотрудничество Святейший Патриарх Кирилл принимал участие в работе межхристианских организаций. Как делегат участвовал в IV Упсала, Швеция, 1968 г. Был главным докладчиком на Всемирной миссионерской конференции в Сан-Сальвадоре, Бразилия, в ноябре 1996 г. Был участником четырех туров двусторонних собеседований между богословами Русской Православной и Римско-Католической Церквами Ленинград, 1967 г. С 1977 г. С 1980 г. В этом качестве принимал участие в четырех пленарных заседаниях данной комиссии: Патмос-Родос, Греция, 1980 г. Являлся сопредседателем второго тура православно-реформатского диалога Дебрецен II в 1976 г. Участник диалога с делегацией Старокатолической Церкви в связи со 100-летием Роттердамско-Петербургской комиссии, Москва, 1996 г. Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви, провел ряд встреч с главами и представителями инославных Церквей и христианских организаций.
В 2012 г. В феврале 2016 г. Являлся участником Архиерейского Собора, посвященного 400-летию восстановления Патриаршества октябрь 1989 г. Председательствовал на Архиерейских 2009 г. На Юбилейном Соборе 2000 г. На Архиерейском Соборе 3-6 октября 2004 г. Управление Смоленско-Калининградской епархией 1984-2009 гг. За время пребывания Святейшего Патриарха Кирилла на Смоленско-Калининградской кафедре было открыто 166 приходов 94 в Смоленске и области, 72 в Калининграде и области. Восстановлено 52 и вновь построен 71 православный храм. В 1989 г.
С 1998 г. При большинстве приходов епархии действуют воскресные школы. Имеются православные гимназии и детские сады. С 1992 г. Работа в должности председателя ОВЦС 1989-2009 гг. В качестве председателя ОВЦС принимал участие во многих международных общественных и миротворческих инициативах. Принимал участие в выработке церковной позиции и миротворческих акциях во время событий августа 1991 г. Был одним из инициаторов создания Всемирного русского народного собора в 1993 г. Принимал участие и произносил основные доклады на Соборах 1993-2008 гг. В качестве председателя Комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности инициировал создание синодальных отделов по религиозному образованию, по социальному служению и благотворительности, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами.
Являлся автором Концепции по возрождению благотворительности и религиозного образования, принятой Священным Синодом 30 января 1991 г. Разработал и представил на утверждение Священного Синода «Концепцию взаимодействия Русской Православной Церкви с вооруженными силами» в 1994 г. С 1996 по 2000 гг. Принимал активное участие в нормализации церковного положения в Эстонии. Цюрихе Швейцария в марте и дважды в апреле 1996 г. Принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии. Неоднократно во время войны посещал Белград, вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии Вена, май 1999 г. Осло Норвегия в ноябре 1999 года.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Наместнику митрополиту Святогорскому Арсению предъявлено подозрение из-за его выступления в храме. По версии следствия, он раскрыл информацию о расположении Вооруженных сил Украины. Как объяснил патриарх Кирилл, тот сообщал верующим, что в сентябре 2023 года сотрудники СБУ расставили блокпосты на дороге в монастырь и устроили проверку документов верующих. Митрополит Арсений назвал произошедшее дискриминацией.
По словам митрополита, собор должен был стимулировать обсуждение острых социальных проблем — с тем, чтобы люди могли глубже осознать их природу и угрозы, которые они несут [12]. В то же время внимание СМИ было привлечено к этому событию в основном в связи с открытым письмом епископа Анадырского и Чукотского Диомида , опубликованном на сайтах ряда православных ресурсов в начале февраля 2007 года. В этом письме, ставшем известным под названием «Ко всем верным чадам святой православной церкви», Диомид обвинил руководство Русской православной церкви в «отступлениях от чистоты православного вероучения» и «духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой» [13]. В пресс-службе Московской патриархии заявления Диомида назвали свидетельством его «неосведомленности и невежественности» и заявили, что не считают письмо свидетельством раскола в церкви.
В то же время руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский признал, что письмо епископа Диомида вызвало широкий общественный резонанс, и высказал предположение о том, что Священный Синод вскоре выскажет свое мнение относительно послания архиерея [14]. Митрополит Кирилл, узнав об «открытом письме», заявил, что оно было провокацией и что за посланием стоит вовсе не епископ Диомид, а некая «небольшая группа в РПЦЗ», которая стремится «сорвать соглашение», достигнутое в диалоге Русской православной церкви и Русской православной церкви зарубежья по поводу их воссоединения [15]. Однако никаких заявлений по поводу письма на соборе сделано не было. В декабре 2008 года, после смерти Алексия II, митрополит Кирилл был избран местоблюстителем патриаршего престола [16]. Он также возглавил комиссию по подготовке и проведению похорон Патриарха, в которую, кроме него, вошли около десяти архиереев и священнослужителей Русской православной церкви [17] [18]. В связи с тем, что Поместный собор обладает правом выдвижения дополнительных кандидатов, список мог быть расширен [19] [20]. Однако Поместный собор не предложил никаких кандидатур, а Филарет взял самоотвод и призвал своих сторонников отдать голоса за митрополита Кирилла [21]. Церемония интронизации патриарха Кирилла состоялась 1 февраля 2009 года. На ней присутствовали как высшие церковные иерархи, так и миряне, в том числе первые лица государства — президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин , — и другие высокопоставленные российские чиновники.
СМИ подчеркивали, что обряд интронизации нового предстоятеля РПЦ в присутствии руководителей страны проводился впервые за сто лет [24] [25]. В июне 2009 года стало известно, что партиарх Кирилл направил письмо министру образования и науки Андрею Фурсенко. В нем иерарх отметил, что в опубликованных на сайте министерства проектах нового стандарта школьного образования нет образовательной области «Духовно-нравственная культура», включающая учебный предмет по православной культуре. В то же время «это было предусмотрено рядом прежних договоренностей» — по сведениям ряда СМИ, в марте того же года состоялась рабочая встреча патриарха с Фурсенко, в которой также принимали участие глава администрации президента России Сергей Нарышкин и его первый заместитель Владислав Сурков , тогда они и пришли к соглашению по вопросам, упоминаемым в письме патриарха. Кирилл также попросил Фурсенко ввести «учебные предметы по изучению основ православной культуры, других традиционных религиозных культур, светской морали и этики в обязательную часть базисного учебного плана стандарта общего образования второго поколения либо предусмотреть иной механизм для их изучения в часы, отведенные в пределах допустимой аудиторной учебной нагрузки» и включить в рабочую группу по их разработке, принятию и утверждению официальных представителей РПЦ [26] [27]. В июле-августе 2009 года патриарх совершил свой первый пастырский визит на Украину, ставший одновременно и первой зарубежной поездкой Кирилла в качестве главы РПЦ. За десять дней пребывания в стране Кирилл проехал всю Украину и «встретился практически со всеми ключевыми фигурами» украинской политики. СМИ отмечали, что во время визита Кирилла на Украину в стране неоднократно проходили акции протеста националистов, которые требовали от патриарха предоставить Украинской церкви самостоятельность. Патриарх же в своих выступлениях проявил себя как противник идеи создания церкви по «территориально-государственному признаку», подтверждая таким образом идею о единстве Святой Руси.
Подчеркивая пастырский, а не политический характер своего визита, Кирилл заявлял, что он патриарх всея Руси, «а не Российской Федерации». После встречи патриарха с представителями Украинской православной церкви Московского патриархата УПЦ , которые предложили ему принять гражданство Украины, Кирилл заявил о готовности принять украинское гражданство, несмотря на невозможность подобного шага ни конституция Украины, ни закон «О гражданстве Украины» не позволяют гражданам Украины иметь гражданство другой страны [28] [29]. Значительным достижением Кирилла на посту главы РПЦ аналитики называли принятие в ноябре 2010 года федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В документе не было сказано, что он, прежде всего, касается объектов недвижимости РПЦ, однако «из самого факта, что в России подавляющее большинство культовых сооружений — православные», следовало, что закон в первую очередь касался Русской православной церкви [31] [32]. Законопроект готовится Министерством экономического развития РФ с 2007 года, однако открыто высказанная премьер-министром Путиным поддержка идеи его скорейшего принятия придала ускорение церковной реституции [33]. Первый вариант законопроекта вызывал серьезные нарекания со стороны представителей музейного сообщества и ряда членов Общественной палаты РФ, опасавшихся утраты музейных коллекций и ограничения доступа к культурным объектам неправославных граждан. Лишь после доработки документ, ставший, по словам патриарха Кирилла, «результатом определенных компромиссов», был принят депутатами Госудумы, одобрен членами Совета Федерации и подписан президентом Медведевым [34] [31] [35] [36] [32] [37]. В декабре 2010 года был обнародован проект документа РПЦ, определяющего практику «заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний» впоследствии он был переработан редакционной комиссией под председательством патриарха Кирилла. Этот документ предусматривал возможность «по соображениям крайней церковной необходимости» выдвигать кандидатуры иерархов и священнослужителей на выборах в любые органы представительной власти.
Оговаривалось также, что круг лиц для участия в выборах должен быть определен Священным синодом или Синодом самоуправляемой Церкви, который «в индивидуальном порядке преподает на это благословение». В феврале 2011 года Архиерейский собор своим решением разрешил иерархам РПЦ и священнослужителям принимать участие в выборах и выдвигать свои кандидатуры в органы представительной власти в случае необходимости «противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной церковью» [38] [39]. В феврале-марте 2012 года в СМИ широко обсуждался ряд скандалов, связанных с патриархом Кириллом. В ней, в частности, содержались оскорбления патриарха, девушки намекали на его связь с КГБ, и заявляли, что он «верит в Путина», а «лучше бы» верил в бога [40] [41]. Через некоторое время против участниц группы было заведено уголовное дело, некоторые из них были арестованы [42] [43]. Патриарх Кирилл впервые прокомментировал акцию Pussy Riot 24 марта 2012 года. Выступая после литургии в одном из московских храмов, он назвал произошедшее «глумлением над великими святынями» и выразил сожаление по поводу попыток некоторых верующих оправдать совершенное «кощунство» [44] [45]. В марте 2012 года в прессе писали о скандале с квартирой патриарха в «Доме на набережной». По данным агентства «Росбалт», Лидия Леонова по разным данным, сестра, троюродная сестра или просто «соратница» патриарха , проживавшая в его квартире, подала в суд на своего соседа снизу — бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко.
Тот делал в квартире ремонт, и строительная пыль нанесла вред библиотеке патриарха включавшей редкие экземпляры книг и другому имуществу. Суд встал на сторону Леоновой, оценил ущерб в 20 миллионов рублей, и, поскольку Шевченко отказывался платить, наложил арест на его собственную квартиру. Адвокаты экс-министра, в свою очередь, подали иск против Кирилла о «необоснованном обогащении», утверждая, что в случае уплаты штрафа за поврежденное имущество это имущество должно было быть изъято у владельца, однако этот иск удовлетворен не был. В результате Шевченко выплатил требуемый штраф и через пять месяцев, в сентябре 2012 года, арест с его квартиры был снят [46] [47] [48].