Новости что необходимо по эпиктету чтобы стать добродетельным

Что будем делать с полученным материалом.

Философия стоицизма в Древнем Риме

Эпиктет и его философия „Не стану описывать, в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает?“.
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика».

Какие качества и умения нам нужны, чтобы стать добродетельными в соответствии с учением Эпиктета

Он объяснял другу, что, когда спускалась темнота и жена уходила спать, он «изучал весь свой день, возвращаясь к тому, что делал и говорил, ничего не скрывая от себя, ничего не пропуская». Затем он шел спать, обнаружив, что «сон после такого самоанализа» был особенно сладок. Потратьте время, чтобы ощутить, как тревоги, надежды и мудрость стекают с пальцев на страницу. Ведение дневника — это способ очищать разум от волнения и глупостей и преодолевать трудности.

Заглушить шум в голове. Отразить прожитый день и подготовиться к следующему. Записать идеи, которые пришли в голову.

Задать сложные вопросы: в каком месте своего пути я нахожусь? Представлять утрату Кратчайший путь к счастью — научиться желать то, что уже имеешь. Совет незамысловатый и, безусловно, верный — непонятно только, как применить его на практике.

Как, в конце концов, убедить себя хотеть чего-то, что и так уже ваше? Радость жизни Стоические философы считали, что обладают ответом на этот вопрос. Они советовали периодически воображать потерю того, что вам дорого: например, что жена ушла от вас, машину угнали, а с работы уволили.

Поступая так, полагали стоики, мы будем дорожить супругой, автомобилем или работой сильнее, чем обычно. Эта техника — назовем ее негативной визуализацией — применялась стоиками уже при Хрисиппе. Нужно помнить, что мы всё «получили взаймы» у фортуны, которая может что угодно забрать обратно без разрешения и уж тем более без предупреждения.

Сознательно размышляя о потере того, что нам дорого, можно научиться вновь дорожить этим, воскресив в себе способность к радости. Стоики призывали иногда представлять смерть родных и потерю друзей вследствие размолвки. При прощании Эпиктет советует говорить себе: это расставание может стать последним.

На человеческом уровне добро — результат свободного решения человека. Грех, зло — это отсутствие добра, отступление от предписаний Творца, неправильное употребление свободной воли, данной человеку для исполнения заповедей Бога. Если у стоиков мораль была главной характеристикой человека и замыкалась на него, у Августина ее основа переносится в надзвездные сферы. Не человеку различать добро и зло в высшем смысле этих слов — так можно интерпретировать притчу о запрете Адаму и Еве есть плоды с дерева познания добра и зла. Воля Бога, который выше добра и справедливости, — высшее благо. Так как мораль исходит от Бога, Бог не может быть связан ее нормами. Августин явился родоначальником направления в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до XIII в.

Мусульманская философия. Средневековая арабо-мусульманская философия сходна со средневековой европейской тем, что строится также на основе религии, только не христианства, а ислама, главная книга которого — Коран — сюжетно во многом схожа с Библией. Ислам — это попытка соединения веры и разума, что подтверждают частые ссылки мусульманских авторов на греческую философию.

В широком смысле как мудрое, целостное постижение бытия философия существовала во многих культурах, но как дисциплина с определенной системой понятий она зародилась в Древней Греции. Философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлеченных понятиях, формирующихся в мозгу человека и выступающих в качестве предмета мышления. Отправная точка философии — миф, его осмысление, рассуждения на его тему. Эти рассуждения не забываются, а суммируются одно с другим. Преемственность мысли сближает философию с наукой. Недаром и основы науки также были заложены в Древней Греции.

Но есть и глубокие отличия философии от любой науки. Наука идет от видимых вещей, и ее выводы проверяются ими. Скажем, в физике появилась гипотеза кварков — частиц, из которых состоит все на свете. Когда их нашли — гипотеза стала теорией. Но философские, так сказать, «кварки» никогда не будут открыты. Они находятся как бы за природой, почему Аристотель и назвал философские утверждения метафизикой «мета» — греческий предлог «за», «фюзис» — природа, отсюда наука физика. Именно отсутствием окончательных ответов на вечные вопросы о смысле жизни и человеческого существования, которыми занимается философия, она отличается как от науки, с одной стороны, так и от религии, с другой. В Древней Греции философия стала подразделяться на три основные части: логику, метафизику и этику. Как часть философии этика также стремится сформировать понятия, но не обо всем мире, а о наиболее общих формах поведения человека.

Предметом этики является изучение поступков людей с целью выявления закономерностей поведения, которые становятся основой целенаправленной деятельности.

Первое, что требовалось ученику, — осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения — отбрасывание ложного знания. Начав учиться философии, человек испытывает состояние шока, когда под воздействием истинного знания он как бы сходит с ума, отказываясь от привычных представлений. После этого новое знание становится чувством и волей человека. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика».

Какие качества и принципы необходимы для достижения добродетели по наставлениям Эпиктета?

Какими качествами обладать, чтобы стать добродетельным по учению Эпиктета Надо понимать, что Эпиктет написал первую книгу по самопомощи – как приобрести друзей, стать счастливым, богатым.
Искусство жить по Эпиктету: о свободе, информации и традиционном мышлении Эпиктет о добродетельном человеке: «Добродетельный человек ни сам не спорит ни с кем, ни, но возможности, другому не даёт спорить.

12 духовных уроков Эпиктета

Но что же нужно, чтобы стать добродетельным по учению Эпиктета? Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование и практические упражнения ("нравственная гимнастика"). Немного позже Эпиктету дали вольную, и он смог создать собственную философскую школу, расположенную в. 3. По учению Эпиктета, чтобы стать добродетельным, человек должен признать, что внешние обстоятельства не находятся под его контролем, и стремиться к добродетели через разумное и моральное поведение.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Анатолий Алексеевич Горелов. Этика: учебное пособие Не думаешь ли ты, собираясь стать философомъ, что тебѣ можно будетъ ѣсть и пить по прежнему, сохранять прежнія стремленія и прежнія отвращенія?
Философия стоицизма в Древнем Риме - презентация онлайн Его внутренний мир пронизывает частица божественной мудрости, и для того, чтобы стать добродетельным, необходимо смотреть внутрь, пытаться постичь эту заложенную в нас частицу.
II Три философских топоса (topoi) по Эпиктету Например, сенатор Флавий Арриан, который стал учеником Эпиктета и записывал его идеи, благодаря чему мы сейчас можем тщательно изучить наследие одного из самых известных стоиков.

Чашка чая для души Эпиктет: Как достичь душевного покоя по Эпиктету?(Стоицизм)

Что будем делать с полученным материалом. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика». Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Немного позже Эпиктету дали вольную, и он смог создать собственную философскую школу, расположенную в. И древнегреческий философ Эпиктет, и апостол Павел — несмотря на разность своих мировоззрений — использовали метафору атлетических состязаний для объяснения того, как человек должен бороться со слабостью, ошибочными убеждениями и всеми низменными. Эпиктет был живым представителем стоического космополитизма, который сопровождал упадок политической системы древних городов-государств.

Эпиктет и его философия

Важно, что все виды добродетели должны практиковаться вместе: с точки зрения стоиков, невозможно быть невоздержанным, и в то же время справедливым или мужественным. Выбирай правильные образцы для подражания Стоицизм — практическая философия, поэтому для стоиков поступки всегда важнее слов. Научиться добродетельной жизни и правильному поведению проще всего ориентируясь на других людей, но не абы каких: «Стоики считали, что найти достойные образцы для подражания и стараться следовать им — один из самых действенных способов воспитания собственной личности и добродетелей. Одним словом, надо быть как Марк Аврелий, а не те, кто гонится за лайками. Научись спокойно относиться к смерти На такую рекомендацию напрашивается ответ «легко сказать», однако стоики считали эту цель вполне достижимой — все дело в практике и правильном мышлении. Если уже, я умираю, а если через некоторое время, сейчас я завтракаю, поскольку настал час завтрака, и вот тогда я умру» Эпиктет. С точки зрения стоиков, мы боимся смерти потому, что плохо понимаем свою сущность, и в результате не можем избавиться от этого страха и стать по-настоящему свободными. Человек — живое существо в ряду других живых существ, и ему стоит относиться к себе соответствующим образом: «Право же, для чего родятся колосья? Не для того ли, чтобы и поспеть?

Но вот они поспевают. А не для того ли, чтобы и быть сжатыми? Во всем разобраться и со всем примириться нам поможет философия: «В этом-то и состоит ее главное предназначение — помочь нам глубже понять человеческую природу и показать, как лучше прожить жизнь, в том числе избавив нас от страха перед смертью. Даже противники стоиков, эпикурейцы, в этом соглашались с ними. Справься с гневом и беспокойством Конечно, стоическая философия не научит тому, как избавиться от всего, что нас злит и тревожит. Эпиктет и ко снова предлагают менять взгляд на привычные предметы, анализировать происходящее и здраво оценивать то, на что невозможно повлиять.

Он ведь очень твёрдо памятовал о том, что никто над чужой верховной частью души не господствует. Следовательно, он не хотел ничего иного, кроме своего. А что это значит? Он хотел не того, чтобы вот этот был движим в соответствии с природой, — это ведь чужое, — но чтобы, тогда как те делают, как им кажется, своё, сам он тем не менее пребывал в состоянии соответствия с природой, лишь посильно содействуя тому, чтобы и те были в состоянии соответствия с природой. Вот это и есть та цель, которая всегда стоит перед добродетельным человеком. Стать претором ли? Но, если будет дано это, в этом предмете сохранить свою верховную часть души. Жениться ли? Но, если будет дан брак, в этом предмете сохранить себя в состоянии соответствия с природой. А если он хочет, чтобы сын или жена не совершали ошибок, значит, он хочет, чтобы чужое не было чужим. И получать образование это и значит учиться знать своё и чужое. Так где же тут ещё место спору для того, кто находится в таком состоянии? Да разве он удивляется чему бы то ни было происходящему? Да разве это представляется ему новым? Да разве он не ожидает от дурных людей более худшего и более тяжкого, чем то, что случается с ним? Да разве не выгодой считает он всякую крайность, до которой они не доходят?

Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса Слова - принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса Ума , организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр 610 - ок. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен ум. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей. Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего Космоса , управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии. Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка Софисты Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями. Академия Академия Платона - религиозно-философский союз, основанный Платоном ок. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: "Негеометр да не войдет! Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага. Перипатетики Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю. Эпикурейцы Эпикур основал в Афинах в 306 г. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения. Стоицики Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы" Киники Кинизм - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским ок. Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями. Древняя Греция. Философская школа. Контрольные вопросы: Назовите основные философские школы периода эллинизма Кто такие софисты и в чем значение их учения? На что были направлены философские рассуждения Сократа? В чем видел Аристотель сущность вещей? Предварительный просмотр: Тема: «Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика». После подчинения Греции Риму во 2 в. Древнеримские философы подробно разъяснили и развили на протяжении 5 веков концепции, сохранившиеся от древнегреческого периода, придали им художественную завершенность и практичность римской души. Римляне в отличие от греков были более деятельны. Цицерон: «Ведь вся заслуга доблести состоит в деятельности». В Древнем Риме интересовались преимущественно этикой. Лукреций Кар. Уроженц Рима около 99 — 55 до н. Продолжатель и приверженец учений Эпикура Д. Греция , в большей степени был поэтом и с помощью поэтических форм представил учение и взгляды на жизнь Эпикура. Он писал об атомах как о частицах из которых образуется все сущее. Ничего не может возникнуть из ничего по воле богов. Все происходит из чего-то и превращается во что-то в силу естественных причин. Эволюция мира по Лукрецию протекает без участия сверхъестественных сил. Общественная жизнь человека - результат первоначального договора между собой, а не влияния богов. Главный труд Лукреция «О природе вещей». Цицерон 106-43 до н. Если Цицерон обращался к публике, то Сенека говорил, « Философия — это добрый совет, а давать советы во всеуслышание никто не станет». Сенека воспитатель императора Нерона, от которого принял смерть. Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самому себе. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке». Главное — борьба с собственными пороками. Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, а жить как требует разум и долг, то есть по природе жить согласно с природой. Мораль Сенеки отличается милосердием, человеколюбием, жалостью, незлобливостью.

Понятия зла и смерти выходят на первый план. Римские стоики демонстрируют стойкость отчаяния и терпения, сквозь которую прорывается мотив духовной свободы. Известным римским пропагандистом стоицизма был Цицерон 106 - 43 до н. Жить в согласии с природой означает «быть всегда в согласии с добродетелью, а все остальное, что соответствует природе, избирать только в том случае, если оно не противоречит добродетели» то есть богатство, здоровье и т. Больше, впрочем, Цицерон известен как оратор. Будучи сенатором, он говорил с подданными, избравшими его, как государственный муж. Следующий известный стоик - Сенека ок. Испанец по происхождению, Сенека родился в Риме. Пересказывание как будто не открывает ничего нового, но, если начать читать, попадаешь под обаяние стиля. Это автор для всех времен и народов, и если есть несколько книг, которые в своей жизни должен прочитать каждый, в этот список входят и «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки. С эстетической и нравственной точки зрения произведения Сенеки безупречны. У Сенеки все тщательно отделано и соединено в одно целое, хотя мы имеем дело с циклом писем, по- видимому, действительно написанных адресату в разное время. Единство произведению придает цельность мировоззрения автора. Нравственная проповедь Сенеки не грешит назидательностью, дешевыми лозунгами, а тонко ведет и убеждает. В творчестве Сенеки преобладает мотив страданий, а уверенность в возможности избавления от них гаснет, оставляя надежду только на себя. Вне себя человек бессилен, но он может быть господином самого себя. Ищи опору в собственной душе, которая и есть бог в человеке, советует Сенека. И не с чего тебе приходить ко мне в надежде на пользу. Кто рассчитывает найти здесь помощь, ошибается. Не врач, а больной живет здесь». Для обретения независимости от деспотических сил, во власти которых находится человек, Сенека предлагает стать равнодушным к судьбе, не следовать, подобно скоту, за вожаками стада и воззрениями, которые находят много последователей; а жить, как требует разум и долг, то есть по природе. Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мной». Во всесильной империи жизнь философа небезопасна, и это в полной мере испытал Сенека, обвиненный своим бывшим учеником Нероном в заговоре против него. Хотя никаких улик не нашлось, Сенека, не дожидаясь ареста, вскрыл себе вены, сохранив верность своим взглядам. Он виноват только в одном. Сенека - вершина нравственно-философской мысли человечества. Он мог согласиться, что абсолютная истина невозможна, но для него не этот вопрос важен, а вопрос «как жить? Сенека соединил в себе судьбу трех великих древнегреческих философов. Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось ученику, - осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения - отбрасывание ложного знания. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся». Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои - только разум и душа, но не тело. Не желаешь быть рабом - не терпи рабства около себя». Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. У Марка Аврелия были вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его. Чем сильнее государство, тем слабее человек.

Какие качества и принципы необходимы для достижения добродетели по наставлениям Эпиктета?

Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения («нравственная гимнастика»). Эпиктет был живым представителем стоического космополитизма, который сопровождал упадок политической системы древних городов-государств. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения (нравственная гимнастика). Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самосовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Надо понимать, что Эпиктет написал первую книгу по самопомощи – как приобрести друзей, стать счастливым, богатым.

Секст Эмпирик

Но для стоиков, признающих всех людей равными, это неудивительно. В своей школе нравственного совершенствования Эпиктет учил только этике, которую называл душой философии. Первое, что требовалось ученику, - осознать собственную слабость и бессилие, которые Эпиктет называл началом философии. Стоики вслед за киниками считали, что философия есть лекарство для души, но, чтобы человек захотел принять лекарство, он должен понять, что болен. Первая ступень философского обучения - отбрасывание ложного знания. Три вещи необходимы, по Эпиктету, чтобы стать добродетельным: теоретические знания, внутреннее самоусовершенствование, практические упражнения «нравственная гимнастика». Требуются ежедневное самоиспытание, постоянное обращение внимания на себя, свои мысли, чувства и поступки; зоркое слежение за собой, как за злейшим врагом. Два основных принципа Эпиктета: «Выдерживай и воздерживайся».

Стойко выдерживай все внешние трудности, которые обрушиваются на тебя, и ко всему, что бы ни случилось, относись спокойно. Воздерживайся от любых проявлений собственных страстей, памятуя, что твои - только разум и душа, но не тело. Не желаешь быть рабом - не терпи рабства около себя». Тем не менее его пессимизм и мужество отчаяния столь же выразительны. Шатко стало не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката. У Марка Аврелия были вся власть, все «хлеба и зрелища», но они не радовали его.

Чем сильнее государство, тем слабее человек. И не только раб или придворный, а и сам неограниченный правитель. Сходные мысли встречаем и у Сенеки. Но никто, кроме мудреца, этого не делает; все прочие многолики». Осуществилось одно из желаний Платона о философе, управляющем государством, но Марк Аврелий понимал, насколько трудное, если не безнадежное, дело - пытаться исправить людей и общественные отношения. В самоумалении Сократа была ирония, в самоумалении Сенеки и Марка Аврелия - неподдельная скорбь. Различие же в том, что, по Сенеке, во внешнем мире все подчинено судьбе; по Эпиктету - воле богов; по Марку Аврелию - мировому разуму.

Скептицизм является неизбежным спутником рациональной мудрости, как атеизм - спутником религиозной веры, и он только ждет момента ее ослабления, как атеизм - момента ослабления веры. От древнегреческих скептиков остались обрывки работ. Он проделал такую же обобщающую работу, как Лукреций по отношению к Эпикуру. В представлении об относительности добра и зла Секст находит свои преимущества. Сам скептик как философ должен считать мудрость благом. Секст дает исчерпывающую сводку скептических выводов и учений. Если это так, то его утверждение не может быть истинным, то есть он не лжец.

Если же он не лжет, то его слова справедливы, и, стало быть, он лжец. Здесь можно сказать о непонимании того, что для современной науки очевидно, - появления новых свойств у более сложных вещей. Однако если все отрицать, то ни о чем невозможно говорить. Это заставляет все же делать положительные утверждения. Если я не знаю, знаю ли я что-либо, то, может быть, я все же что- то знаю? Последовательный скептицизм открывает путь вере. Заслуга скептиков - в попытке определить пределы рационального мышления с тем, чтобы узнать, что можно ждать от философии, а чего нельзя.

Распространение христианства вызвано всей логикой развития античной культуры. Людям хочется счастья не только здесь, но и после смерти. Ни Эпикур, ни стоики, ни скептики не обещали этого. Встав перед дилеммой: разум или вера, - люди отвергли разум и предпочли веру, в данном случае христианскую. Отвернувшись от рациональной мудрости, более молодое и уверенное в своих силах христианство победило античную философию. Последняя почила, как мудрый старик, уступающий место новому поколению. С конца II в.

Нумерология 2024.

Читай Эпиктета и Марка Аврелия Стоицизм сложно назвать книжной философией, но некоторое количество важных текстов его представители после себя оставили: в первую очередь это «Беседы» и «Руководство» Эпиктета сам он ничего не сочинял, за ним записывал его ученик Арриан и «Размышления» Марка Аврелия. Однако при всех достоинствах первоисточников разобраться в них сходу бывает сложновато, поэтому начать лучше с научно-популярной книжки неостоика Массимо Пильюччи — он рассказывает о стоицизме максимально доступно и с множеством примеров из собственной жизни: «Избрав стоицизм своей жизненной философией, я решил исследовать его и поделиться этими знаниями с людьми, которые извлекут из них пользу для своей жизни. Стоицизм — непростой путь, но он был создан для формирования целостного взгляда на мир, для понимания того, кто мы есть и как вписываемся в общий миропорядок. Пожалуй, такое понимание нужно всем, и в своей книге я постараюсь провести читателя по этому древнему, но поразительно современному пути». В дополнение к нашему небольшому материалу можно посмотреть ролик, в котором автор книги коротко рассказывает о том же самом: 2.

Хочешь быть стоиком — живи как стоик «С самого начала стоицизм развивался как в высшей степени практическая философия та, которая изучает человеческую деятельность на практике , — пишет Пильюччи. К пониманию этих вещей и стремился каждый стоик». Истинная философия — это немного теории и много практики, полагает автор книги, и учиться стоицизму надо так же, как учатся играть в футбол или на саксофоне то есть следует усвоить основные принципы, а потом много практиковаться, одним чтением книжек тут не отделаешься. Стоическое учение трехчастное, Эпиктет так описывает его структуру: «Есть три вопроса, в которых следует упражняться на деле тому, кто намерен стать добродетельным человеком: вопрос, касающийся стремлений и избеганий, — для того, чтобы ни в своем стремлении не терпеть неуспеха, ни в своем избегании не терпеть неудачи; вопрос, касающийся влечений и невлечений, словом, касающийся надлежащего, — для того, чтобы вести себя порядком, благоразумно, небеззаботно; третий — это вопрос, касающийся незаблуждаемости и неопрометчивости, в общем, согласий». Если совсем по-простому, то стоицизм включает в себя три дисциплины: дисциплину желания чего хотеть и чего не хотеть , дисциплину действия как выстраивать отношения с окружающим миром и дисциплину согласия как правильно мыслить. Добейся максимального контроля над своей жизнью Окружающие нас вещи делятся на два типа — одни мы можем контролировать наши мысли, желания и так далее , другие нет наше тело, имущество, работа и так далее.

Проблема в том, что мы слишком много внимания уделяем вторым и недооцениваем первые, хотя тело уязвимо, а материальный достаток и вообще любые взаимодействия с внешним миром зависят от множества факторов. Вывод отсюда простой: следует сосредоточиться на том, что мы можем контролировать, и поменьше беспокоиться о том, что не в наших силах. Речь, разумеется, не о пассивном отношении к миру, среди стоиков было немало выдающихся государственных и военных деятелей самый известный пример — император Марк Аврелий , а о том, чтобы делать все возможное, но спокойно относиться к неизбежному. Живи согласно с природой Один из основных принципов стоической теории и практики, отнюдь не означающий, что нужно срочно бросить все дела и бегать босиком по полям, обнимая березки.

В качестве основных добродетелей Сократ считает воздержание как укротить страсти , мужество как преодолеть опасности и справедливость как соблюдать божественные и человеческие законы. Сократ считал и добродетели, и основанные на них нравственные нормы и законы вечными и неизменными. Философия Древнего Рима Расцвет древнеримской философии приходится на поздний эллинистический или римский период истории древней философии конец I в.

В этот период наблюдается упадок греческих городов-государств и утрата политической независимости Греции. Новые формы государственной власти пришли на смену прежним — эллинистическим монархиям и Римской империи. Эллинистический» человек перестает быть гражданином родного полиса и становится «космополитом» — представителем «космополитизма». Весь этот период характеризуется рассмотрением философских проблем знания и бытия с целью определения норм и стандартов «правильной жизни». Ценность и обоснованность самой мысли ставится под сомнение. Философия развивается от универсальной науки к научной дисциплине или комплексу «дисциплин» — логике, физике и этике. Биография Эпиктета Эпиктет был стоическим философом из Древней Греции; он был рабом в Риме, затем вольноотпущенником и основал философскую школу в Никополе.

Эпиктет пропагандировал идеи стоицизма: главная задача философии, по его мнению, состояла в том, чтобы научить людей различать то, что они могут и чего не могут делать. Человек не мог контролировать ничего, что было бы вне его контроля, то есть физический мир вокруг него. Только личные представления о вещах делают человека счастливым или несчастным, то есть от нас самих зависит наше счастье, наши мысли и стремления. Эпиктет не написал ни одного трактата. Его учение о «Беседах» и «Учебнике» сохранилось в трудах его ученика Арриана. Эпиктет родился в 50 году до н. Его мать была рабыней, а в Рим его привез в качестве раба императорский вольноотпущенник и секретарь Нерона Епафродит.

Эпиктету не было стыдно за свое рабское положение, поэтому он всегда выполнял свой долг усердно и хорошо, не боясь наказания. Когда и кто освободил Эпиктет , неизвестно, но уже в 94 году он был освобожден и изгнан из Рима вместе с другими философами императором Домицианом. Когда Эпиктет покинул Италию, он обосновался в Никополисе и основал свою собственную школу философии, которая оказалась очень успешной. По его мудрым выступлениям, его искренность, его красноречие, и его теплое общение с народом, он завоевал симпатии всех своих соотечественников. Эпиктет вернулся в Рим при императоре Траяне, он прославился. Его слушали видные римляне, в том числе сенатор Флавий Арриан, который впоследствии стал его учеником и записал все его философские высказывания. Эпиктет следовал принципам жизни, которым он учил.

Несмотря на свою славу и покровительство императора, он остался в жизни таким же смиренным, как и прежде. Эпиктет обладал только соломенными клумбами, деревянной скамейкой и глиняной лампой.

Наилучшее общественное устройство он видит в комбинации трех основных государственных форм: монархии, аристократии и демократии. Целью государства он считает обеспечение гражданам безопасности и свободного использования имущества. Его теоретические воззрения в значительной степени находились под влиянием его реальной политической деятельности. В этике он во многом перенимает воззрения стоиков, значительное внимание уделяет излагаемой стоиками проблематике добродетели. Человека он считает разумным существом, которое имеет в себе нечто божественное.

Добродетелью называет преодоление всех жизненных невзгод силой воли. Философия в этом деле оказывает человеку неоценимые услуги. Каждое из философских направлений приходит к достижению добродетели каким-либо своим путем. Поэтому Цицерон рекомендует «соединить» все, что является вкладом отдельных философских школ, все их достижения в одно целое. Основные положения античных философских школ Цицерон изложил живым и доступным языком, создал латинскую научно-философскую терминологию, наконец, привил римлянам интерес к философии. Заключение Основная ценность трудов философов Древнего Рима и всей римской философии в целом заключается в её обобщающей, посреднической функции. Впитав в себя основные положения и идеи греческой школы, римская философия подвергла их переосмыслению и обобщению согласно римской системе ценностей.

Именно в такой, обобщенной, эклектичной римской транскрипции философские учения Древней Греции стали основой для формирования христианского мировоззрения, ставшего безраздельно господствующим в продолжительную эпоху Средневековья. Размещено на Allbest. Ознакомление с учениями основных школ: эклектизмом, римским эпикуреизмом, поздней стоей. Развитие христианской философии; патристика и схоластика, А. Блаженный и Ф. Представитель позднего стоицизма, развитие которого происходило в период становления и процветания Римской империи. Связь между римским стоическим и христианским учениями.

Объективный идеализм Платона. Этика поздней античности. Эпикуреизм, скептицизм и стоицизм. Философия Древнего Рима. Проблема несовпадения сущности и существования. Объективный идеализм пифагорейцев. Неоплатонизм как последняя крупная философская система античности.

Философские воззрения Плотина. Спасении души - цель философии Порфирия. Философская концепция Прокла. Эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Вклад эллинистической культуры в развитие философии. Понятие бога в стоической философии. Утверждения Пирона - древнегреческого философа, основателя скептицизма.

Этапы развития и концепция стоицизма. Удовольствие как основной этический принцип эпикуреизма. Сущность и характерные черты неоплатонизма. Четкие рациональные мотивировки античных философов. Античная натурфилософия, милетская школа: Фалес, Гераклит, Демокрит. Эпикуреизм, стоицизм и проблема поиска мудрой жизни. Эллинистически-римская философия: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Древневосточная философия как направление философского процесса, связанное с религией и культурой. После подчинения Греции Риму во II в. Римляне в отличие от греков были очень деятельны, и им претил созерцательный характер греческой философии. Ближайший по времени к Римской империи греческий философ Эпикур приобрел известность в Древнем Риме, и у него нашлись последователи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий