Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка. В честь 71-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в небо над Петербургом поднимут четыре макета аэростатов противовоздушной обороны. Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787].
Б. П. Кудояров. Ленинград в блокаде. Аэростаты на Невском проспекте. 1941
Не позволяя вражеским бомбардировщикам опускаться слишком низко. Наталья Романова, пресс-секретарь городского центра размещения рекламы: «Их располагали в шахматном порядке, между ними натягивали трос, на который вешались мины. При столкновении с ними вражеские самолеты взрывались». Ровно в 9 часов утра на стрелке Васильевского острова зажгли факелы на Ростральных колоннах.
При их участии была восстановлена Волховская ГЭС. Те, кто защищал город в составе железнодорожных артиллерийских батарей, используя свои профессиональные знания, разработали эффективную систему контрабатарейной стрельбы по противнику. Уже в 1944 году первые вернувшиеся из эвакуации специалисты «Ленгидэпа» трудились над проектами восстановления разрушенных в ходе боевых действий советских ГЭС — Нижне-Свирской и Днепровской. Из бережно сохраняемых в архиве и музее АО «Ленгидропроект» экспонатов на выставке, помимо фотографий, представлены книга дежурств МПВО Ленгидэпа за сентябрь 1941 — январь 1942 года, медаль «За оборону Ленинграда», альбом проектов восстановления и строительства новых ГЭС Ленинградской области и Карелии. Веденеева Андрей Мирзаев предоставил из своей коллекции для выставки несколько значков, выпущенных к юбилеям организаций, обеспечивавших Ленинград электроэнергией в годы блокады.
Сегодня ведущие автоконцерны создают автомобили на водороде, который является альтернативой бензину. В годы блокады при отсутствии топлива ленинградцы делали то же самое. Применяли использованный в аэростатах водород для питания лебедок, с помощью которых эти гигантские до 20 метров в длину конструкции опускали на землю. В аэростатной команде насчитывалось 12 человек. Подъем и особенно спуск этих махин был делом нелегким. Иногда порывами ветра аэростаты уносило. Бывало, даже вместе с людьми ведь они были не только заградительные, но и наблюдательные, к которым крепилась корзина с человеком — корректировщиком артиллерийского огня. Однако, это немцам не удалось. Сброшенные бомбы лишь оставляли полыньи, а сам ледовый покров сохранялся. Тогда немцы стали пытаться расстреливать колонны машин. Против них немцы часто использовали не тяжелые бомбардировщики, а истребители «Мессершмитт», которые вели огонь по грузовикам с бреющего полета на малой высоте из пушек и пулеметов. Но когда и на «Дороге жизни», была развернута система ПВО, немцы были вынуждены атаковать трассу не вдоль, а поперек. Для борьбы с низколетящими целями применялись и зенитные пулеметы на базе счетверенных пулеметов «Максим», обеспечивавшие скорострельность 40 выстрелов в секунду. Они могли монтироваться в кузовах грузовиков-«полуторок». Кроме того, Дорогу жизни прикрывали скорострельные малокалиберные зенитные установки, которые запросто могли сбить не только истребитель, но и защищенный броней бомбардировщик. На всем протяжении 30-километровой ледовой трассы поднимались 20 аэростатов заграждения то есть в среднем по одному через каждые полтора километра. Зенитная установка на базе счетверенных пулеметов «Максим» в кузове «полуторки» Бомбовая «солидарность трудящихся» Немецкая бомба-контейнер из коллекции «Ленрезерва». Она начинялась десятками зажигательных бомб. Еще одним звеном в системе прикрытия Ленинграда с воздуха были пожарные команды и бригады МПВО, состоявшие в основном из женщин. Деревянные конструкции чердаков были обработаны специальным огнезащитным составом. На чердаках были размещены ящики с песком. На крышах домов дежурили жители города, включая детей и подростков. Их задачей было во время авианалетов оперативно схватить упавшую «зажигалку» специальными клещами и поместить в ящик с песком, а с крыши достаточно было просто сбросить на тротуар. Бомбы-зажигалки, щипцы, с помощью которых их подбирали на крышах, и шлем бойца МПВО В Ленинграде заблаговременно была создана сеть бомбоубежищ.
Весь этот огненный град вызывал десятки пожаров, которые сливались в один колоссальный. Создавался эффект, известный как «огненный смерч», когда город превращается в один большой костер. Свежий воздух засасывался в него, с ураганной силой унося в пылающую топку людей, от которых оставался лишь пепел. Тушить подобное пламя было невозможно. Так в 1942 году сгорит Сталинград, а в 1945-м — Дрезден его сожжет авиация «союзников», которая ко всему прочему сбрасывала на город контейнеры с горючей жидкостью. Поражающий эффект подобных авиаударов сравним с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Однако с Ленинградом такой номер у немцев не прошел. Они не ожидали, что первая блокадная зима выдастся аномально холодной и продукты с топливом в осажденный город будут доставлять по замерзшей Ладоге вплоть до апреля 1942 года. И, конечно, не ожидали, что их авиация в небе над Ленинградом споткнется о мощнейшую систему ПВО, которая выстраивалась еще в 1930-е годы. Советские зенитчики готовят орудие к бою на Марсовом поле в Ленинграде, 1 марта 1942 года. Фото: ru. Ганс-Ульрих Рудель По количеству и качеству зенитных орудий она превосходила аналогичные, развернутые вокруг Лондона и Берлина. И насчитывала 600 зениток калибров 76 и 85 мм. Еще 250 находились в резерве. Они били выше, чем на 10 километров, перекрывая потолок немецких бомбардировщиков. Зенитные снаряды разрывались на заданной высоте и поражали самолеты осколками. Ганс-Ульрих Рудель, самый результативный немецкий пилот пикирующего бомбардировщика Ю-87 в годы Второй мировой войны так оценивал систему ПВО вокруг Ленинграда: «… Убийственный заградительный огонь. Ни на каком другом театре военных действий я не видел ничего похожего…Разрывы снарядов образуют целые облака. Мы слышим не отдельные разрывы, а беспрестанно бушующий звук как гром аплодисментов в судный день. Зоны плотного огня начинаются как только мы пересекаем прибрежную полосу… На открытой воде полно понтонов, барж, лодок и мелких судов, все они напичканы зенитными средствами. Для размещения своих зениток русские используют все пригодные для этого места. Например, для защиты от наших подводных лодок устье ленинградской гавани закрыто гигантскими стальными сетями, концы которых закреплены на бетонных блоках, возвышающихся над поверхностью воды. Зенитные пушки стреляют в нас даже с этих блоков. Фото: waralbum.
Дирижабли противовоздушной обороны Ленинграда поднимутся в небо над Петербургом
Маршрут третьей колонны проложен от набережной канала Грибоедова у Собора Воскресения Христова на Крови, по 2-му Садовому мосту, Суворовской площади, затем по Дворцовой набережной, набережной Зимней канавки, по Миллионной улицедо Дворцовой площади. Четвертая колонна пройдет от Инженерного сквера, по Кленовой улице, Замковой улице, затем по Садовой улице выйдет на Марсово поле, проследует по Суворовской площади, Дворцовой набережной, после по набережной Зимней канавки и Миллионной улице. В пресс-службе подчеркнули, принять участие в акции сможет каждый горожанин. Поделиться в соцсетях.
Пушкина, 2015. Летопись пограничной службы - является составной частью героической истории России. Она непосредственно связана с...
Пачулия В. Абхазия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сухум: АбИГИ, 2015. В книге кандидата исторических наук, полковника В. Пачулия предпринята попытка создания обобщающего труда о военном вкладе Абхазии в общую победу советского государства над фашистской Германией, в частности, об оборонительных и мобилизационных мероприятиях на её территории, о ходе боевых действий в... Шагланов А.
Крым и его освобождение 1941-1944 Шагланов А. Монография посвящена проблемам, связанным с героической обороной Крыма и Севастополя в начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Коган М. Алтайские дивизии в боевых операциях Великой Отечественной войны... Алтайские дивизии в боевых операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Справочное издание.
Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно. В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л.
Говорову, который одобрил идею ее создания. Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г. А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. А Бориса Исааковича командировали в Москву, чтобы использовать его опыт в частях ПВО столицы — 300 двигателей перевели на «грязный водород». И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего.
Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943—1944 годах». И далее: «Вместе с тем практика работы на водороде подтвердила, что водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск, а также в промышленности…» После Победы части аэростатов заграждения быстро расформировали. Из-за отсутствия «бросового» водорода его использование в качестве топлива для двигателей прекратилось.
Дочь одного из героев — автора проекта «кабеля жизни» Никодима Туманова — отмечает невероятную сложность операции, которую пришлось выполнить, чтобы дать городу больше так нужного электричества. Они ночью выходили на работы, освещение нельзя было, никаких фонарей на кораблях нельзя было зажигать.
Ориентировались только на Осиновецкий маяк, который зажигали в час ночи», — рассказывает дочь автора проекта прокладки кабеля, инженера «Ленэнерго» Никодима Туманова Татьяна Косоурова. Проложить «кабель жизни» удалось за рекордные 48 дней.
Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.
К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE. Три макета аэростатов и 900 белых шаров подняли над Петербургом в День освобождения города от блокады. Блокада Ленинграда аэростаты Блокада Ленинграда аэростаты заграждения Дирижабль Граф Цеппелин в Ленинграде ПВО над Москвой 1941 Гинденбург дирижабль водородный Невский проспект Ленинград 1941 Газгольдеры в Великую отечественную войну Блокада.
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
В этой главе блокадники расскажут о них своими словами. Мама лежала в больнице. Я оставалась одна. Сидела на подоконнике и читала книжку «про пампушки» Гоголя. Мне казалось, что этого достаточно, кроме 125 граммов хлеба, которые я имела каждый день. Вот я прочту книгу и 125 граммов съем, и больше у меня нечего было есть. И увидела меня на подоконнике женщина, которая жила в моем доме. Один раз в день я ела этот хлеб и все. Она говорит: «Давай я тебя устрою на работу, и ты будешь получать не 125, а 250 граммов хлеба». Она меня привела на Ленинградское радио, мне там дали карточку, я там начала работать.
Сначала я была легким курьером, а потом меня пригласили туда, где сидят, работают люди на Ленинградском радио, корреспонденты. И в коридоре поставлен был стол и телефон, один только телефон. И мне надо было, когда звонил телефон, спросить, кого вы ищете, и тому человеку прийти и сказать: «Вас к телефону». Вот такая была моя работа. Хотя до войны я всего лишь три класса закончила. Тамара Новикова Помню такой момент. Голода еще не было. И я вот решил поймать голубя на чердаке. А уже позже, когда с едой стало плохо, один мой знакомый говорит: «Вот у вас кот в квартире живет, давай его поймаем».
А у нас в коммунальной квартире действительно общий кот жил. Ну мы и стали его поджидать на кухне. Ну, наверное, судьба этого кота все равно потом была печальна. Станислав Иосифович Ночью крысы приходили. Страшно было, потому что крысам тоже есть нечего было. Не было голубей, собак, кошек, воробьев. Он обгорит, как орешек, маленький такой становится. Вот его и пожуем. Владимир Дементьев Моя бабушка была очень запасливая.
Я помню, как соседки прибегали и говорили: «Ну дай маленькую рюмочку, рюмочку манной крупы, у тебя наверняка еще сохранилась». И она давала. Потому что думали, что голод — это ненадолго, что это вот-вот кончится. И потом остались только специи, когда уже все было абсолютно уничтожено. И я помню, как мы ставили самовар, был кипяток. Была у нас в соседях по квартире женщина со своей семьей. Она работала, по рассказам взрослых, на хлебозаводе, и хлеб у нее был. Мама и бабушка у нее хлеб выменивали на различные вещи. А я играла с ее детьми.
Они обедали, а меня сажали в угол на стульчик. И я, чтобы не видеть еду, все время смотрела в потолок. Я боялась опустить голову, чтобы не увидеть, что они там едят. Иногда так даже засыпала. Ситуация была такая, что даже странно было ожидать, что меня будут сажать за стол. Это была норма: она кормит своих детей, у нее двое было. А я смотрю в потолок, чтобы не видеть этого. Алиса Фрейндлих, актриса У меня был школьный друг Славик. Сын художника, сам на скрипке играл.
Он рядом жил. Папа в его семье первым умер, он с мамой остался. Маме было под 30, очень красивая. А что? Она свой рабочий паек — 250, я свой». Посидели мы, он ушел. Прошел еще, наверное, месяц, и я просыпаюсь ночью от жуткого крика. И еду привез, ведь на фронте кормили гораздо лучше. И Славик наелся до отвала.
Наелся и от еды сошел с ума. Юрий Александров Когда я ещё не работала, мама меня посылала в магазин занимать очередь за хлебом. Очереди были большими, я стою часа два, прыгаю, чтобы не замерзнуть. Тамара Новикова Однажды хлеба в магазинах не было три дня. Это было жуткое дело. Очереди стояли вот при этом морозе жутком и днем, и ночью. И я стоял в очереди. Это было очень тяжело. Юрий Александров Самая близкая к нам булочная была на углу 2-ой Советской и Суворовского.
Приходишь за хлебом, ждешь. А его нет, и нет, и нет, и нет, и нет. Холодрыга такая, ой, прямо невозможно. Пойти греться? Боишься очередь потерять. На руке писали номер очереди. И так бегали: то погреемся, то опять в очередь. А потом объявляют: «Сегодня хлеба не будет! Умерли во дворе все ребята моего возраста.
Осталась только одна девочка и я. И вдруг споткнулся, упал и свалился, я подбегаю к нему, говорю: «Дяденька, давайте я вас подниму, давайте я вас подниму, дяденька». Дяденька лежит, глаза открытые. Подходит ко мне женщина и говорит: «Отойди от него, девочка! Он умер». Как он умер? Вот же у него глаза открытые. Был такой момент, когда я видела — на канале Грибоедова лежит завернутый в одеяльце ребенок. И я опять кричу: «Ребенок упал, ребенок упал!
Папа мне утром говорит: «Доченька, а ты меня угостишь? И мама ушла за этим пайком. Ну вот, мама пришла, говорит: «Сейчас будем чай пить». А он спал на диване так, у него ноги мерзли, у буржуйки. Вдруг он сбрасывает одеяло, говорит: «Господи, когда это кончится, эта блокада? Я больше не могу». И снова накрылся им. Мама сделала чай — он уже был мертвый. У нас была такая общая комната, там гости приходили, собирались.
И вот в этой комнате мы его поставили. И я каждый день ходила к нему как бы говорить ему: «Доброе утро». Потом мы с мамой приволокли фанеру, и мама сама сделала гроб. И мы похоронили его на Серафимовском кладбище. Евгения Голубева Мой дедушка умер в день, когда в Ленинграде снова пошли трамваи, — 15 апреля 1942 года. Вот такое совпадение было. И радостный день, и тяжелый день. И хотя к этому времени я видел уже очень много покойников и на улице, и на своей темной лестнице. Но вот в нашей семье это был первый, и поэтому он воспринимался, конечно, особенно тяжело, к тому же я очень любил дедушку.
Он был веселый, добрый, выдумщик. Это была первая потеря, тяжелая потеря. Даже в эту страшную зиму работал трест «Похоронное дело». Он, конечно, не мог обеспечить гробами, но там можно было заказать автобус или машину, чтобы отвезти на кладбище. И вот мама заказала там автобус. И мы отвезли дедушку на большое Охтинское кладбище, похоронили. Вернулись, и мама сразу же легла на кровать. Сняла пальто, и больше не раздеваясь, легла на кровать, а я сел на диван напротив, взял книгу «Пятнадцатилетний капитан», чтобы читать. Но мне не читалось, перед глазами стояла могила дедушкина.
Они тихо отдавали свою жизнь. Но работали и держались до конца. Самое трудное было — дойти до работы. Были такие, которые уставали по дороге. Они садились отдыхать. И все. Если он сядет, он уже не вставал. Юрий Александров Идешь — лежит покойник, хорошо, если завязан.
Роман Жюля Верна подсказал выход. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей. Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала — двигатель заработал сразу. Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку. На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было.
Город находился в окружении с 8 сентября 1941 года и снабжался только благодаря Дороге жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Несмотря на то, что полностью снять блокаду Ленинграда не удалось, Северная столица вновь была соединена с Большой землей. Прорыв блокады города улучшил положение жителей и позволил наладить непрерывный поток продовольствия, топлива и сырья, а главное подарил людям надежду.
Блокада города Ленинграда ныне Санкт-Петербург во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. За почти 900 дней блокады от голода и обстрелов погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллиона человек. Исторические фотографии в память о тех событиях — в галерее «Рамблера».
Забытые герои | Водородный лейтенант
Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания. Водородные автомобили в блокадном Ленинграде — пост пикабушника KO3JIODOEB. Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде. Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая.
Аэростаты в блокадном ленинграде
Подсказка из книги. Как идеи Жюля Верна помогли блокадному Ленинграду? | Во время блокады эксплуатация аэростатов осложнилась из-за дефицита горючего, и здесь большую помощь оказали ленинградские ученые. |
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ | Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. |
Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива | Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли. |
Аэростаты воздушного заграждения (39 фото) | Петербургское издание "Невские новости" в канун 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне подготовило проект "Воздушный купол блокадного Ленинграда". |
В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары
Блокада Ленинграда. Петербургское издание "Невские новости" в канун 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне подготовило проект "Воздушный купол блокадного Ленинграда". Блокадный Ленинград был одной из самых сложных точек на карте боевых действий Восточного фронта. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух. В честь 71-летнего юбилея снятия блокады в городе пройдет акция «Небо над Ленинградом».
Почему Ленинград не стал Сталинградом
Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения. Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941/42 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода, охрану постов». Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка.