Новости зураб церетели биография

Зураб Константинович Церетели появился на свет в Тифлисе 4 января 1934 года в семье инженера-строителя. По словам Зураба Церетели, свой талант организатора, целеустремлённость и стойкость в преодолении препятствий он унаследовал у отца.

Учился у Шагала и Пикассо: Зурабу Церетели исполнилось 90 лет

Зураб Церетели - биография скульптора и художника Зураб Церетели — все новости о персоне на сайте издания Всего-то полмиллиарда!
Зураб Константинович Церетели Содержание Работы Церетели почитают во всех уголках мира Биография Зураба Церетели Признание великого скульптора и художника Российский и советский художник Зураб Церетели является автором известных во всем мире работ.
Зураб Церетели – биография, фото, личная жизнь, новости, скульптуры 2023 Похоже, Зураб Церетели приходилось всю жизнь отстаивать свою позицию, и он в полной мере освоил искусство компромисса.
Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2024 | Узнай Всё биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве.
«Зураб Церетели. Солнечный сад» в Московском музее современного искусства Зураб Церетели: Я здесь живу уже 40 лет, все, что создавал, выставил (показывает памятники).

Зураб Церетели: Я никогда не устаю от работы (ЭКСКЛЮЗИВ)

Он вправе сказать о себе словами Исаака Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Будучи генератором идей и максималистом, в искусстве которого самым неожиданным образом соединяются классические традиции и новейшие художественные открытия, Церетели решает сложные образные задачи как в монументальной пластике, так и в станковых формах. Его произведения - это конгломерат чувств и мыслей, они не вписываются в каноны отдельных стилистических направлений и тенденций, удивляют широтой творческого диапазона, содержательной неоднозначностью и ассоциативной выразительностью изобразительного языка. Работы Церетели узнаются сразу и безошибочно, они словно камертон времени. Мы распознаем и ощущаем масштабную глубину образных замыслов и фантастических идей мастера, глядя на созданные им монументальные ансамбли, картины и рисунки, архитектурные и дизайнерские проекты, скульптурные композиции, эмали и витражи. Он фактически не повторяется, постоянно обновляя и совершенствуя арсенал технических средств, материалов и приемов. В этом воочию убеждаешься, глядя на такие его произведения, как архитектурно-скульптурный комплекс «История Грузии» неподалеку от Тбилиси, поражающий своей сакральной одухотворенностью, или мемориал, сооруженный на Поклонной горе в Москве в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, или вестибюль и два нефа московской станции метро «Парк Победы» с двумя панно, выполненными в технике цветной эмали, которые символически олицетворяют ратные подвиги наших предков в Отечественной войне 1812 года и наших отцов, дедов и прадедов, отстоявших мир, спасших человечество от фашизма во Второй мировой войне. Известный искусствовед В. Ванслов так писал о мастере: «В его творчестве нас привлекают неординарность обращения к живому наследию культуры, уровень и характер образной интерпретации, оригинальность, самобытность художественной трактовки. Среди произведений мастера есть и отдельные ремейки, которые заставляют нас иначе воспринимать давно известные произведения, события, нашедшие в них отражение»[1[. Говоря о ремейках, автор подразумевал прежде всего трансформацию, переосмысление сюжетно-смысловых, содержательных истоков, восходящих к Ветхому и Новому Заветам.

Наиболее ярким проявлением этой стороны многогранного искусства Церетели стали рельефы на библейские циклы и живописные полотна, написанные во время посещения Земли обетованной: Иерусалима, Назарета, Вифлеема. Ванслов писал: «... Это не просто воспоминания об увиденном, это в его восприятии прошлое, обращенное в настоящее и будущее. Сцены и персонажи, запечатленные кистью живописца у Стены Плача в Иерусалиме, - монументально-обобщенные, пластически активно и выразительно написанные вневременные образы, олицетворяющие тысячелетние коллизии борьбы за веру. В них присутствуют внутренняя патетика, многоассоциативность и глубокий философский смысл, не поддающийся подстрочному словесному описанию»[2]. Сюжеты Священного Писания неисчерпаемы, они неотъемлемая важная часть всего творчества Зураба Церетели, поскольку для маэстро художественное воплощение текстов, смысловых мотивов, визуальных ощущений становится действом почти сакральным, литургическим. Возможно, именно такое проникновение в эмоционально-содержательный контекст запечатленных темпераментной кистью живописца конкретных и обобщенных моделей и ситуаций привносит в его живопись удивительную монументальность, синкретическую масштабность реального и воображаемого. Здесь его полотна перекликаются с образами из римской серии Александра Дейнеки. Прошлое органично переходит в настоящее, превращаясь в своего рода реку времени, книгу бытия. Религиозная мотивация многих произведений Зураба Церетели незримо присутствует во всех его картинах, скульптурных композициях, эмалях, мозаиках, витражах, акварелях и рисунках.

Независимо от видовой и жанровой принадлежности, материала и техники исполнения его работы словно изнутри наполняются божественным светом. Религия, как одна из вечных констант, определяет наше отношение к общечеловеческим, гуманистическим ценностям. Отношение к национальной истории, истории России проявилось в величественном комплексе «История Грузии» и работе над воссозданием храма Христа Спасителя, инициатором, непосредственным участником и руководителем художественного проекта которого он был. Как писал один из самых авторитетных историков искусства Д. Швидковский, «памятник, созданный Зурабом Церетели, появившийся вблизи собора Парижской Богоматери, подтверждает...

На выбор профессионального и творческого пути будущего мэтра ключевое влияние оказал Ге opгий Нижарадзе — брат Тамары Семеновны и известный грузинский живописец. В доме Ге opгия Нижарадзе, где проводил много времени Зураб, собиралась грузинская творческая элита Д. Какабадзе, С. Кобуладзе, У. Джапаридзе и др.

Именно они вовлекли юношу в мир живописи и искусства, обучили его основам рисования и создания скульптур, вдохновили на творческое развитие. Гениальный скульптор окончил Академию художеств в Тбилиси, однако его карьерный путь начался с работы в Институте истории, археологии и этнографии Грузии. В 1964 г. Зураб Церетели проходил повышение квалификации во Франции, где познакомился с творчеством выдающихся живописцев эпохи П. Пикассо и М. В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюcтов, установленных по всему миру. С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г. Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков.

А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками. Фото: источник Самые известные работы Зуpaба Церетели Творческое наследие автора состоит более чем из 5000 работ, каждая из которых оригинальна, самобытна и неповторима. Рукам великого деятеля искусств принадлежат десятки пейзажей, портретов, мозаик, панно, барельефов, бюcтов и сотни скульптурных изваяний. Все работы грузинского скульптора посвящены известнейшим во всемирной истории персонам Ш. Руставели, Ге opгий Победоносец, М. Цветаева, Б. Пастернак и др. Скульптуры и монументы маэстро установлены не только в родных ему России и Грузии, но и во Франции, Бразилии, Испании, Литве, Великобритании и других странах. Знаковыми в творчестве Церетели и наиболее известными работами стали именно скульптурные изваяния. Так, наиболее удачными работами Зуpaба Церетели признаны: Парный монумент «Дружба народов» — одна из наиболее ранних работ скульптора.

Памятник установлен в Москве в 1983 г. Высота монумента составляет 141,8 м. Данная скульптура считается одной из наиболее известных во всем мире работ Зуpaба Церетели. Миниатюрная копия монумента также установлена во Франции; Монумент «Памятник Петру I» — установлен в 1997 г. Памятник был выполнен по заказу Правительства России и посвящен памяти великого царя Петра I. Высота монумента составляет около 100 метров; Монумент «Слеза скорби» — создан скульптором как знак сочувствия и памяти о жертвах теpaкта 11 сентября 2001 г. Памятник установлен в США, а на его открытии присутствовал президент Б. Монумент «История Грузии» — возведен вблизи Тбилисского моря. Работа над скульптурой еще не закончена. На сегодня монумент представляет собой три ряда колонн, на которых расположены барельефы и объемные изображения самых известных и знаковых персон Грузии; Скульптура «Добро побеждает зло» — установлена в США перед главным зданием ООН в 1990 г.

Скульптурное изваяние стало символом окончания Холодной войны; Монумент «Святой Ге opгий Победоносец» — установлен в Тбилиси Грузия в 2006 г. В сфере архитектуры Зураб Церетели также создал гениальные произведения. Под его руководством возведен Храм Христа Спасителя. По задумке скульптора здание было украшено массивными медальонами из полимерных сплавов, облицовка выполнена из мрамора, а кровля — из покрытия, включающего нитрид титан. Одним из последних творений скульптора стала Алея Правителей, которая расположена в Москве, в Петроверигском переулке. На Аллее расположены бюcты всех правителей Руси, созданные руками Зуpaба Церетели. Фото: источник Скандальные работы Церетели Присутствуют в творчестве скульптора и неоднозначные, даже скандальные работы. Ряд известнейших монументов вызвал негодование и критику и заказчиков, и горожан, а монтаж памятников был окутан слухами и протестами. Так, громкими скандалами сопровождалась установка таких монументов: Памятник Петру I — еще до установки некоторые москвичи были против монтажа монумента в их городе. Жители устраивали пикеты и митинги, писали просьбы Президенту.

Акции протеста продолжались и после установки монумента. Также ходили слухи, что изначально на месте Петра была статуя Колумба, однако продать монумент так и не удалось ни в Латинскую Америку, ни в Испанию. После этого Колумб был заменен на статую первого российского императора и благополучно установлен в Москве. Скандальности изваянию Церетели добавило и присутствие в Рейтинге самых уpoдливых строений в 2008 г.

Зураб Церетели хорошо известен за границей, и его признание постоянно растет и становится все шире. Крупные политики и выдающиеся деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них. Однако признания за рубежом художник достиг не благодаря этому, но вследствие все более активной работы, создания монументальных произведений в США и Японии, Англии и Франции, Бразилии и Испании. Первые его произведения за границей делались для представительств нашей страны, затем постепенно Зураб Церетели входит непосредственно в художественную жизнь Запада и сегодня занимает в ней все более укрепляющиеся позиции, возводя там крупные монументальные комплексы. Первый большой заказ, который должен был быть осуществлен за рубежом, поручен ему в то время, когда он завершил свою работу в Адлере. Это было художественное оформление интерьеров здания советского посольства в Бразилии архитекторы М.

Посохин, Д. Бурдин, В. Успех в Бразилии привел к тому, что работа Церетели по оформлению советских посольств продолжалась. Центром этих композиций стали витраж из хрусталя "Салют" и скульптурное панно из металла "Мир". Композиция витража, созданного Церетели для советского представительства в Японии, построена на противопоставлении значительной поверхности красного тона, покрывающего свободно расположенные группы знамен, и многоцветья - желтый, зеленоватый, синий, голубой - массы фона. Этот прием чем-то напоминает мозаичную композицию в парке Победы в Тбилиси, а в определенных чертах - и витраж в Нью-Йорке. Здесь также ощущение праздника передается тем, что небо дано в сложном рисунке и неординарной цветовой гамме. Для посольского зала приемов в Токио художник сделал гравированное на нержавеющей стали огромное панно 30х5 метров "Москва - столица, моя Москва". Близкие московские и русские темы были использованы художником и в Осаке, где им были созданы чеканная панорама Московского Кремля и для интерьера советского консульства - резьба по дереву: "Русская зима", "Русская весна". В то же время, когда художник находился в Японии, он сделал горельеф из металла "Мужчина и женщина", который был подарен труппе Токио-балета и стал ее эмблемой.

Одной из самых примечательных работ Церетели за рубежом стал монумент в Брокпорте. Скульптура, названная автором "Счастье детям всего мира", вызвала широкий отклик в общественном мнении в Соединенных Штатах. Безусловно, прежде всего потому, что это был дар специальным детским Олимпийским играм. Своего рода политической акцией явилась и работа по монтажу монументов Церетели в Брокпорте. Художник отказался от крупного гонорара за все произведения и непрерывно на всех стадиях участвовал в их монтаже на строительной площадке. На торжествах, посвященных открытию монумента, присутствовало более 150 тысяч человек, в том числе видные политические и общественные деятели США: сенатор Эдвард Кеннеди, губернатор штата Нью-Йорк Хью Керри, один из руководителей Игр Сэрджент Шрайвер, спортсмен Мухаммед Али, директор фонда Кеннеди Роберт Монтегю, президент Брокпортского университета Альберт Браун и многие другие. Вторая работа художника в Брокпорте - "Свет и знание - миру", выполненная также из меди, решена как стилизованное "древо познания". Успех работ Церетели в США определил то, что студенты факультета искусств обратились к своей администрации с просьбой пригласить художника на преподавательскую работу, что и было сделано. Несколько месяцев он с большим успехом преподавал живопись и вел со студентами практические занятия, показывая им технику мозаики, витража, работу с металлом. За преподавательскую деятельность ему было присвоено звание почетного профессора Брокпортского университета.

Тогда же в США прошла большая персональная выставка художника. В последующие годы Церетели также немало работал за границей - оформлял экспозиции ряда советских выставок. Кроме того, он стал инициатором одного весьма интересного начинания. Художник предложил создать отдел этнографии Грузии в знаменитом Музее человека в Париже, где представлены экспонаты, относящиеся практически ко всем культурам мира, но где грузинский раздел отсутствовал. Эту задумку начинание ему удалось осуществить. Зная хорошо грузинскую этнографию, особенности жизни, обычаев, характера жилищ, одежд, всевозможной утвари разных регионов Грузии, Церетели потратил много сил, чтобы собрать большую и представительную этнографическую коллекцию. Подаренная Музею человека, эта коллекция и составила основу экспозиции, которая теперь пользуется большим вниманием у посетителей. Несмотря на быстрое расширение зарубежной "сферы влияния", стремительное внедрение в западную художественную жизнь, его общественная и профессиональная деятельность в России оставалась и продолжает быть очень активной. В годы перестройки он был избран народным депутатом СССР. Академия художеств России включила его в число своих действительных членов.

Зураб Церетели избирается вице-президентом академии, академиком-секретарем созданного им в академии отделения дизайна, одновременно оставаясь руководителем Союза дизайнеров Республики Грузия. Он был избран действительным членом, академиком-секретарем отделения искусства и затем вице-президентом Международной академии информатизации при ООН. В последнее время Зураб Церетели все больше работает в Москве. Его московская мастерская стала одной из достопримечательностей сегодняшнего города, которую посещают самые высокие гости страны. Конечно, годы ни для кого не проходят бесследно. Вторая половина жизни часто оказывается более спокойной, зрелой. Поиски и мечтания как будто завершены, шкала ценностей в искусстве и в человеческих отношениях установлена, решено то, что является самым главным в жизни. И теперь можно с уверенностью сказать, что для Зураба Церетели приоритетной областью творчества стала живопись. Это не означает, что он отказался от своей деятельности в сфере монументального искусства или что он не уделяет созданию скульптур и эмалей значительного внимания. Как и прежде, Церетели часто загорается замыслами возведения грандиозных ансамблей и гигантских монументов, увлекается идеями новых по своему содержанию памятников, крупных сооружений, а также более камерных, почти станковых произведений.

К числу последних относится композиция "Человек проходит сквозь стену", установленная на фасаде одного из банковских зданий в самом центре Лондона, в Сити, недалеко от собора святого Павла. Ту же тему продолжает еще одна работа Церетели конца 80-х годов - памятник, поставленный им перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. В середине 90-х годов, когда стал проходить шок от разрушения Советского Союза и Москва начала быстро меняться, деятельность художника в столице России приобрела еще больший темп и размах. Он участвует в крупнейших проектах, которые создают новый облик города. Решение о создании главного монумента, призванного стать Пантеоном Великой Отечественной войны, было принято давно - вскоре после Победы. Тогда же был проведен конкурс, в котором участвовали лучшие архитекторы и художники страны той эпохи. Место для Главного монумента и музея было выбрано давно, еще в 50-х годах, когда создавался Кутузовский проспект, задуманный как торжественная магистраль, ведущая к центру города с запада. Вдалеке встает белый, поднятый вверх на мраморных пилонах музей, с огромным куполом, вздымающимся в центре. Перед ним на линии, проходящей через середину купола, поставлен высокий трехгранный монумент. К нему направлены все аллеи и подходы, полосы газонов, ряды фонтанов.

Слева возносится ввысь золотой купол на стройной мемориальной церкви. Общая схема ансамбля была задумана архитекторами во главе с А. Полянским, но очень многое в разработке художественного замысла было сделано Зурабом Церетели. Главный монумент Победы, созданный художником, имеет высоту 141,8 метра - это символическое значение: цифра обозначает 1418 дней войны, отмеченных на гигантском трехгранном обелиске - бронзовом штыке. Его острие поднимается вверх, устремляясь к Победе. Грани монумента покрыты барельефами, посвященными долгой борьбе. Битва за битвой - от Бреста и Севастополя до Москвы и Сталинграда и обратно до Берлина - поднимаются одна над другой в переплетении тел, оружия, огня, который встает из дыма пожаров и превращается в фейерверк салюта. На острие монумента - крылатая богиня победы Ника, символ, созданный в античную эпоху, увековечивает торжество российского оружия. Фигура богини парит над ансамблем и держит в руках золотой венок. Главный монумент стоит на круглом постаменте, расчерченном лестницами, ведущими к его основанию, - двумя полукруглыми, пологими и центральной, торжественной, прямой.

Над нею у подножия обелиска поднимается скульптура "Святой Георгий, убивающий дракона". Эта тема уже встречалась в творчестве художника, в частности, в созданной им скульптуре перед зданием Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Торжество провозглашают другие скульптуры, входящие в ансамбль, созданный Зурабом Церетели. На концах огромного полукруга музея поднимаются конные фигуры трубящих Слав. Они также выдержаны в классицистической манере, и им также придана легкость, парение, ликующее звучание, передающее торжество Победы. Войдя внутрь музея, посетитель поднимается по монументальной центральной лестнице к залу Славы. Ступени рассекает надвое широкая изогнутая бронзовая полоса, исполненная Церетели. Ее называют "Лентой Славы". Поднимаясь вверх, она символизирует скорбный путь войны, воспоминание о павших воинах. В их память горят высокие бронзовые свечи, освещая оружие и солдатские каски, как бы оставленные ушедшими.

Впереди по обе стороны тяжелых, мощных, торжественных, ведущих в зал Славы бронзовых дверей с квадратными экспрессивными барельефами, также исполненными художником, во всю стену - многоцветные яркие витражи - "Салют" и "Цветы Победы". Здесь мы вновь встречаемся с одной из излюбленных Зурабом Церетели техник в монументальных работах: он вновь использует возможности светящегося стекла, разделенного свободными линиями на цветовые вихри, для создания острого ощущения бьющей через край, поднимающейся ввысь радости Победы. В отличие от многоцветья вестибюля грандиозный круглый зал Славы строг по своим формам и колориту. Его стены покрыты мраморными панелями, на которых золотом написаны имена героев. Выше - поле белых барельефов в пышных картушах, в них помещены изображения, исполненные Церетели, городов, прославившихся в борьбе с фашизмом: Москва, Смоленск, Тула, Одесса, Севастополь, Ленинград, Сталинград, Новороссийск, Мурманск, Брест, Керчь. Каждый из городов-героев легко узнаваем, барельефы передают его самые характерные черты, море и холмы, знаменитые архитектурные памятники, военные монументы. Все композиции строги, классичны и насыщенны, целиком выдержаны в белом цвете, их сдержанность придает особую пышность обнимающему их барочно-живописному обрамлению. Еще выше, в глубине купола, художник поместил гигантский, тяжелый, монументально-торжественный венок из золоченой бронзы, а в центре его - изображение ордена Победы, завершающее образ музея Великой Отечественной войны. В композицию ансамбля кроме Главного монумента и музея входит еще одно сооружение, которое не встречалось в практике создания мемориалов советской эпохи, - храм, возведенный во имя святого Георгия Победоносца.

Почётный профессор Ульяновского государственного аграрного университета 2012 [20] [75] Действительный член Европейской академии наук и искусств Австрия , 2009 [64] Действительный член Китайской Академии изобразительных искусств и Советник по международному сотрудничеству директора Национального музея изобразительных искусств Китая 2015. Почётный знак «За заслуги в развитии культуры и искусства» Межпарламентская ассамблея СНГ , 2016 — за значительный вклад в формирование и развитие общего культурного пространства государств — участников Содружества Независимых Государств, в реализацию идей сотрудничества в сфере культуры и искусства [78]. Бураковского — за реализацию проекта активного вовлечения детей с врожденными пороками сердца в процесс творчества на этапе послеоперационного выздоровления в НЦССХ им.

Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня. Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента». Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта — одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле — сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям.

Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический. В данном случае пластической метафорой обозначенной темы является памятник «Русская Правда» , установленный в 2001 году в городе Когалым Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптурную композицию образует столп из увражей. На корешке каждого четко выгравировано название: «Великие Четьи-Минеи», «Житие Преподобного Сергия Радонежского» и «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Хронограф», «Сказание о битве новгородцев с суздальцами», Никоновская и Троицкая летописи, «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Слово о полку Игореве»… В свое время каждая из этих книг олицетворяла веху в русской истории, но сегодня лишь узкий круг специалистов знаком с большинством из них. И хотя эти труды посвящены историческим событиям, по мнению З. Церетели, они служат не только источником информации о происходившем столетия назад. С течением времени они трансформировались в рукописный свод нравственных постулатов, которые помогали русскому народу сохранять государственную независимость, строить великую державу.

Создав метафорический образ вечных категорий, мастер призывает современников учиться на примере великих предков, включая в их число мудрых правителей, собиравших Россию по крупицам — удельным княжествам и потом стоявших не на жизнь, а на смерть за ее единство; героев, положивших свои жизни на Куликовом поле против полчищ Мамая; храбрых и мужественных новгородцев, не раз отбивавших атаки суздальцев, стремившихся подчинить себе независимый Великий Новгород. В число образцов высокой нравственности и духовности страны художник включает всех святых, жития которых из века в век передают «Четьи-Минеи», и в первую очередь — наиболее почитаемых в народе Сергия Радонежского и Александра Невского. Повторим: отсутствие идеала высоконравственного современника, способного объединить своих сограждан, — серьезная проблема для России сегодня. Художник это чувствует наиболее остро. В поисках метафорических образов вечных ценностей и высоконравственных принципов Зураб Церетели продолжает обращаться к прошлому и создает еще одну монументальную композицию, посвященную верности, долгу, любви. Иначе говоря, важнейшим ценностным ориентирам человека во все времена, но представляющим серьезный дефицит сегодня. Речь идет о скульптурном произведении «Жены декабристов.

Врата судьбы » 2008, Музей современного искусства РАХ. Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях — смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства — писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников...

Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть — полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели. Бурганова пишет в своей монографии о монументальной скульптуре России XX века: «В 1970-1980 годы и в станковой, и в монументальной скульптуре одним из ведущих жанров становится портрет творческой личности. Жизнь писателя, поэта, художника, музыканта осмысляется как явление сомасштабное истории и даже как факт самой истории». В 1990-2000 годы эта тенденция не только продолжается, но и усиливается, что обусловлено снятием запретов на имена многих деятелей искусства, не лояльных к советской власти, и привлечением к ним повышенного внимания общества.

Зураб Церетели не остался в стороне, начав создавать пластический цикл «Мои современники». Несколько слов о том, кто входит в круг портретируемых. Открывают цикл горельефные портреты поэтов и писателей Серебряного века — А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама, И.

Уже этот факт говорит о том, что концепция скульптора с самого начала предполагала создание портретной галереи знаменитых деятелей искусства не только из образов личных знакомых и живущих непосредственно в одно время с автором, но гораздо шире — галереи фигур, символизирующих русскую культуру XX столетия. Ту сферу, которой Россия, быть может, внесла наибольший вклад в общемировую кладовую цивилизации. С ее представителями, жившими и творившими на протяжении одного столетия русской истории, скульптор связывает свои глубокие размышления о судьбах современной России, о живой перекличке столь разных времен в пределах одного XX века, о нравственных проблемах , в частности о проблеме долга личности перед своей страной. Аникушин не сомневался, повторяя вслед за В. Мухиной: «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом». Церетели, сам — представитель эпохи, не мог допустить, чтобы безжалостное время стерло в памяти стремительно меняющегося мира имена выдающихся личностей , его современников по XX веку. Образ великого человека, его внутреннее состояние для художника очень важен…» Свойственное творчеству мастера синтезирующее начало ярко проявилось в построении горельефных образов.

Здесь скульптор соединяет портретное изображение модели с символом, использует атрибуты, связанные с ее профессиональной деятельностью , активно задействует пластические возможности фона горельефа, вплоть до изменения фактуры его поверхности, что тоже превращает этот фон в символ. Часто этот прием автор сочетает с элементами летризма что характерно и для его памятников в городской среде и включает фрагменты конкретных литературных произведений , иногда — высказываний героев в фон горельефа. Эти тексты играют большую роль в восприятии образа, мгновенно напоминая зрителю о творчестве и даже судьбе модели. Категория судьбы в контексте рассмотрения персонажей, выбранных скульптором, чрезвычайно важна. Это относится и к представителям Серебряного века, и к непосредственным современникам автора — А. Вознесенскому, Р. Нуриеву , М.

Плисецкой, Е. Светланову… Этим людям с мировой известностью и славой довелось немало претерпеть за право найти, отстоять и сохранить свою индивидуальность как художника и как личности. На наш взгляд, прежде всего об этом — о верности своему таланту вопреки обстоятельствам — и ведет речь Зураб Церетели, о духовной стойкости и нравственном мужестве гениальных людей. Одновременно каждый портрет цикла воспринимается и как обобщение отличительных особенностей , нравственного и общественного содержания времени, которому принадлежит герой. Скульптор пробуждает историческую память зрителя, заставляя задуматься о причине выбора того или иного персонажа для своего произведения, хотя со многими из них он просто дружил или дружит. Ведь истории жизни и творчества героев Церетели, а значит, и их портреты, содержат реальный урок для современности. Скульптор обращается к таким представителям XX века, чей жизненный опыт может многое сказать человеку сегодня, отвечая на его сокровенные вопросы и духовные поиски.

В то же время цикл «Мои современники» вполне можно рассматривать и как исповедь автора — откровенный рассказ о том, как мастер представляет себе судьбу художника, что думает о его способности к самопожертвованию во имя таланта, об умении сохранить преданность своему призванию, не утратив своего творческого «я». Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом — вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С. Есенина, мудрого Е. Светланова, снисходительного Ю. Любимова, артистично-спокойного А. Вознесенского, ироничного О.

Табакова, взволнованного А. Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях. Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства — изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества.

Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» — портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М. Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя — одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами. На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать.

Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы». В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа.

Еще в начале 1990-х годов Церетели переехал в Москву, где, получив поддержку мэра Юрия Лужкова, фактически стал главным монументалистом столицы. Зураб Константинович участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе и в ряде других проектов: торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд», скульптурное убранство Манежной площади, памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», оформление нескольких новых станций метро. Помимо этого, Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, которые установлены в городах России и мира. Стоит отметить его живописное и графическое искусство.

Всего известно более 5000 полотен, которые находятся в экспозициях многих музеев, галерей и частных собраний и переполняют мастерские самого художника. Помимо творчества, Церетели активно занимается и общественной деятельностью. С 1997 года является президентом Российской академии художеств, где, прежде всего, ведет работу по развитию академического художественного образования. С 1999 года Церетели также является директором созданного им Московского музея современного искусства, а в 2001 году открылась Галерея искусств Зураба Церетели. Также, являлся президентом Московского международного фонда содействия и послом Доброй воли ЮНЕСКО, академиком Международной академии творчества, Российской академии художеств, Грузинской академии наук, членом-корреспондентом Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо и Академии изящных искусств Франции, почетным профессором многих академий и университетов, членом Общественной палаты РФ.

Петр своею рукой писал устав и положения. Он понимал, что надо шагать через искусство.

Оно должно быть на первом месте! Мария Кравцова: Кого из русских скульпторов прошлого и какие их работы вы любите? Таких рисовальщиков, как Шухаев, тогда не было и сегодня нет. Он сангиной рисовал, и кто-то донес на него, что он неправильно рисует. И для нас это было счастье, что нас такой человек учит! У нас был интернациональный класс. Это богатство!

Песни, стихи, творческий язык у всех разные! На выставках, в которых участвовали художники со всего Союза, мы ходили и восхищались: «Посмотрите, какую прибалты лессировку делают! А художники с Кавказа какую чеканку! Ансамбль «История Грузии». Courtesy автор Мария Кравцова: Хотелось все-таки узнать ваши предпочтения в скульптуре. Какие русские дореволюционные или советские мастера вам нравятся? Зураб Церетели: Петр Клодт — уникальная личность.

Он создал литейную школу в России, которую сегодня студенты Репинского и Суриковского институтов продолжают изучать… Много гениальных работ. Я вам рассказываю о том, чем питаюсь. Искусству нужно время. Есть много талантливых художников и скульпторов, но время расставляет правильные оценки. Поэтому для меня Микеланджело лучший скульптор, и Донателло. Мария Кравцова: Год назад я была в вашей мастерской в Тбилиси и присутствовала при том, как вы буквально за полчаса нарисовали натюрморт. Но создание скульптуры — более трудоемкий и времязатратный процесс и более технологически сложный.

Вы принимаете участие во всех этапах создания своей скульптуры? Сами делаете модели для отливки? Зураб Церетели: У каждого скульптора свои приемы, свои секреты. В производство скульптуры, от момента создания модели до установки монумента, вложен гигантский труд многих специалистов, увеличителей, формовщиков… Например, у меня есть печка, в ней я вместе с моими помощниками, их целая высококлассная команда, делаю эмали. В Галерее искусств на Пречистенкеможно посмотреть разные эмали. Памятник Василию Кандинскому. Courtesy автор Мария Кравцова: Известно, что есть художники, которые предпочитают работать над своими произведениями от начала до конца, а есть те, кто придумывает концепт, рисует эскиз, а потом передает его реализацию в другие руки.

Многих художников, например, Такаси Мураками, обслуживают целые мастерские с большим штатом сотрудников, можно сказать, целые фабрики. Зураб Церетели: Смеется. Создание монументальной скульптуры, например, долгий процесс от эскиза до ее воплощения: гипсовая форма, восковая форма, увеличение изогипсами, точечное увеличение… Небольшие вещи скульптор может отлить и обработать самостоятельно, но для многого другого ему нужны помощники, исполнители, специалисты. Это целая наука, особая профессия — художник-исполнитель! А сейчас в России все техникумы, школы фабрично-заводского обучения, которые выпускали таких специалистов, закрыли, комбинат Вучетича Всесоюзный художественно-производственный комбинат им. Нет в Москве исполнителей! Я так эмоционально говорю, чтобы вы поняли, насколько это трагедия для меня!

Я уже говорил, 12 лет проводил эксперименты по исполнительской части эмали. Работали и химики, и специалисты-технологи, и добились результатов! Потом литье скульптуры: я отливаю их в небольшой печке, такой тонкий слой бронзы получается, баааам, звучат! Это целая наука, объяснить не так просто в двух словах. У каждого скульптора свои секреты, вот это видно уже в работах выпускников — Суриковский институт очень сильно отличается от Репинского. Монумент Победы. Зураб Церетели: Во всем различия!

В трактовке формы, пластике, цветовой гамме, в тональных моментах, в рисунке! Профессора и академики объясняют своим ученикам, что все они разные и надо развивать индивидуальность, развивать мышление. Колоритное искусство — это когда из многих оркестров создается общая симфония, в живописи из многих цветов создается колорит. Наша счастливая эпоха дарит художнику свободу. Наша академическая задача как педагогов заключается в том, чтобы разглядеть индивидуальность и ее развивать. Мария Кравцова: У ваших произведений традиционно много критиков, причем тех, кто именно критикует, и тех, кто пытается силовыми методами воздействовать на ваши произведения. Помните, в 2010 году временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин предлагал перенести ваш памятник Петру I в другое место?

Как вы относитесь к критике? Зураб Церетели: Критика на меня абсолютно не действует. Это реклама. Но мне жалко критиков, которые не знают искусство и, ничего не понимая, излагают свои мысли. Посмотрите на историю, хорошим художникам не аплодировали — их ругали! Эйфелева башня... Нельзя жить в Париже без Эйфелевой башни!

Кто был против нее? Известные люди! Новаторство, новая форма всегда тяжело воспринимается.

В том же году в Пуэрто-Рико установили 82-метровый памятник Христофору Колумбу, который Церетели подарил городу. По высоте она превышает статую Свободы в Нью-Йорке без основания почти в два раза. Несмотря на масштабы труда и качество результата, реакция общественности на щедрость Церетели довольно неоднозначна.

По самым скромным расчетам, без логистики, монтажа и постаментов себестоимость композиции из 17 скульптур составляет 320 000 000 рублей. Скандалы вокруг фигуры Зураба Церетели не стихают. Некий Захарий Калашов в начале 2000-х отобрал бизнес у предпринимателя и его партнеров, предположительно, убив юристов бывших владельцев. В июле 2019 года в суде Москвы был зарегистрирован иск к Зурабу Церетели о взыскании более 55 000 000 рублей за аренду. Основной долг к ноябрю того же года был выплачен. Чем живет Зураб Церетели сейчас?

Несмотря на то, что имя Церетели ассоциируется преимущественно с монументальным искусством, его живопись, кажется, не менее индивидуальна, чем скульптура. Скульптуры Церетели создают облик городов, но насколько его работы можно отнести к искусству? Давид Саркисян, бывший директор Государственного музея архитектуры им. Щусева в Москве, являлся одним из наиболее видных критиков творчества Церетели.

Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»

В постсоветской России Зураб Церетели продолжал работать над амбициозными общественными проектами в Москве. Зураб Церетели: Я здесь живу уже 40 лет, все, что создавал, выставил (показывает памятники). Недавно Зураб Церетели закончил работу над серией скульптур, запечатлевших представителей династии Романовых. Новый памятник, созданный Зурабом Церетели, появившийся вблизи собора парижской богоматери, подтверждает эту традицию, много раз превращавшую Столицу франции в художественную Столицу Мира. Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Жириновского отлили из бронзы - прижизненный монумент политику подарили друзья, а изготовил его Зураб Церетели.

Зураб Церетели — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Зураб церетели биография кратко 4 января отмечает 90-летний юбилей художник-монументалист, скульптор и педагог Зураб Церетели.
Зураб Церетели отметил 85-летний юбилей Выставка к 90-летию Зураба Церетели "Солнечный сад", которая расположилась на двух этажах Московского музея современного искусства (ММОМА), получилась жизнерадостной и витальной.
Церетели, Зураб Константинович биография художника и его самые известные работы. Подробную информацию о художнике и его произведениях читайте в Артхиве.
Человеку-эпохе Зурабу Церетели — 85! Биография Зураба Церетели монументальна так же, как и его деятельность.

ГЕНИЙ КИТЧА: КАК ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ СТАЛ ГЛАВНЫМ СКУЛЬПТОРОМ МОСКВЫ

Знаменитый скульптор Зураб Церетели ответил на вопрос, каким должен быть памятник ему самому. Зураб Церетели – известный грузинский, советский и российский скульптор, художник-монументалист, живописец, скульптор, педагог. Биография. Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье.

Зураб Церетели - биография, новости, личная жизнь

Дюжина женских фигур, некоторые с детьми, стоят перед наглухо запертой массивной дверью с крошечным зарешеченным оконцем. Героиня в центре композиции, находящаяся ближе остальных к заветной двери, держит в руках икону Богоматери с младенцем. На лицах изящных молодых женщин в красивых платьях — смирение, обрученное с решимостью не оставлять возлюбленных мужей чего бы им это ни стоило, несмотря на условия жизни каторжников, суровый климат и т. Это памятник женской жертвенности, решимости круто изменить свою судьбу ради тех, кого любишь. Пока «врата судьбы» не распахнулись, у героинь есть возможность передумать, вернуться из далекой и холодной Сибири в привычный Петербург, но, похоже, малодушных среди них нет. Галерея «Мои современники» - пластическая симфония о высоте и силе человеческого духа Для Зураба Церетели существуют ориентиры и в сегодняшней жизни, представленные им в виде образов, знаковых для своего времени, представителей искусства — писателей и поэтов, музыкантов, танцовщиков и певцов, актеров и режиссеров, художников... Скульптурный цикл с традиционным названием «Мои современники» был начат в 2000 году и продолжает пополняться сегодня, насчитывая в настоящее время почти полусотни скульптур в бронзе. Часть из них представляет собой крупные горельефы, часть — полномасштабную портретную скульптуру, в том числе композиции с включением монументальных деталей, выполненных в технике эмали. Паоло Трубецкой, создатель одного из сильнейших по эмоциональному воздействию в русском искусстве памятника императору Александру III в Петербурге, говорил: «Без портретности не может быть памятника, а без символа — произведения искусства». Этому утверждению вторит портретная галерея «Мои современники» в трактовке Зураба Церетели.

Бурганова пишет в своей монографии о монументальной скульптуре России XX века: «В 1970-1980 годы и в станковой, и в монументальной скульптуре одним из ведущих жанров становится портрет творческой личности. Жизнь писателя, поэта, художника, музыканта осмысляется как явление сомасштабное истории и даже как факт самой истории». В 1990-2000 годы эта тенденция не только продолжается, но и усиливается, что обусловлено снятием запретов на имена многих деятелей искусства, не лояльных к советской власти, и привлечением к ним повышенного внимания общества. Зураб Церетели не остался в стороне, начав создавать пластический цикл «Мои современники». Несколько слов о том, кто входит в круг портретируемых. Открывают цикл горельефные портреты поэтов и писателей Серебряного века — А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О.

Мандельштама, И. Уже этот факт говорит о том, что концепция скульптора с самого начала предполагала создание портретной галереи знаменитых деятелей искусства не только из образов личных знакомых и живущих непосредственно в одно время с автором, но гораздо шире — галереи фигур, символизирующих русскую культуру XX столетия. Ту сферу, которой Россия, быть может, внесла наибольший вклад в общемировую кладовую цивилизации. С ее представителями, жившими и творившими на протяжении одного столетия русской истории, скульптор связывает свои глубокие размышления о судьбах современной России, о живой перекличке столь разных времен в пределах одного XX века, о нравственных проблемах , в частности о проблеме долга личности перед своей страной. Аникушин не сомневался, повторяя вслед за В. Мухиной: «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом». Церетели, сам — представитель эпохи, не мог допустить, чтобы безжалостное время стерло в памяти стремительно меняющегося мира имена выдающихся личностей , его современников по XX веку. Образ великого человека, его внутреннее состояние для художника очень важен…» Свойственное творчеству мастера синтезирующее начало ярко проявилось в построении горельефных образов. Здесь скульптор соединяет портретное изображение модели с символом, использует атрибуты, связанные с ее профессиональной деятельностью , активно задействует пластические возможности фона горельефа, вплоть до изменения фактуры его поверхности, что тоже превращает этот фон в символ.

Часто этот прием автор сочетает с элементами летризма что характерно и для его памятников в городской среде и включает фрагменты конкретных литературных произведений , иногда — высказываний героев в фон горельефа. Эти тексты играют большую роль в восприятии образа, мгновенно напоминая зрителю о творчестве и даже судьбе модели. Категория судьбы в контексте рассмотрения персонажей, выбранных скульптором, чрезвычайно важна. Это относится и к представителям Серебряного века, и к непосредственным современникам автора — А. Вознесенскому, Р. Нуриеву , М. Плисецкой, Е. Светланову… Этим людям с мировой известностью и славой довелось немало претерпеть за право найти, отстоять и сохранить свою индивидуальность как художника и как личности. На наш взгляд, прежде всего об этом — о верности своему таланту вопреки обстоятельствам — и ведет речь Зураб Церетели, о духовной стойкости и нравственном мужестве гениальных людей.

Одновременно каждый портрет цикла воспринимается и как обобщение отличительных особенностей , нравственного и общественного содержания времени, которому принадлежит герой. Скульптор пробуждает историческую память зрителя, заставляя задуматься о причине выбора того или иного персонажа для своего произведения, хотя со многими из них он просто дружил или дружит. Ведь истории жизни и творчества героев Церетели, а значит, и их портреты, содержат реальный урок для современности. Скульптор обращается к таким представителям XX века, чей жизненный опыт может многое сказать человеку сегодня, отвечая на его сокровенные вопросы и духовные поиски. В то же время цикл «Мои современники» вполне можно рассматривать и как исповедь автора — откровенный рассказ о том, как мастер представляет себе судьбу художника, что думает о его способности к самопожертвованию во имя таланта, об умении сохранить преданность своему призванию, не утратив своего творческого «я». Общее ощущение от всех работ цикла можно описать одним словом — вдохновение. Именно вдохновение исходит от задумчиво-грустного С. Есенина, мудрого Е. Светланова, снисходительного Ю.

Любимова, артистично-спокойного А. Вознесенского, ироничного О. Табакова, взволнованного А. Блока… Так что цикл «Мои современники» прочитывается зрителем пластической поэмой Церетели о вдохновении, одновременно вызывая гордость за принадлежность к нации, подарившей миру созвездие знаменитостей, обогативших мировую культуру в самых разных областях. Церетели сам принадлежит к звездному поколению творческих людей, вышедших на отечественную сцену искусства в 1960 годах, поэтому и включает в серию «Мои современники» свой барельефный автопортрет. Благодаря этому работы, вошедшие в серию, слагаются не только из исторического знания скульптора, но и из причастности к эпохе, прежде всего к ее культуре и искусству. Расширяя круг изображенных до представителей русской культуры начала XX столетия, Зураб Церетели провозглашает преемственность русского искусства на протяжении всего прошедшего века вплоть до нынешнего, объявляя, в том числе, и себя преемником этого величайшего культурного наследия. Перед зрителем встает образ эпохи, характеризующийся достоверностью, исторической точностью. Хочется особо отметить, что скульптор обратился к образам представителей всех видов искусства — изобразительного, музыкального, литературы, архитектуры, театра и кино…, что многое говорит об интересах автора, о питательных истоках его творчества.

Стоит подчеркнуть, что скульптурная поэма «Мои современники» — портретная, многие из моделей, по словам автора, ему позировали, например, Вознесенский, Башмет, Дементьев , Спиваков, Айтматов, Волчек… С кого-то, прежде чем приступить к лепке, скульптор делал наброски во время выступлений, как, например, с Ростроповича, Солженицына… и тогда эти сеансы не являлись в привычном смысле слова сеансами. Так, помимо концертных выступлений М. Ростроповича Зураб Церетели делал с музыканта наброски и во время заседаний ЮНЕСКО, на которых присутствовали и модель и художник в ранге послов Доброй воли этой организации. На выручку приходила и прекрасная зрительная память: скульптор до сих пор с благодарностью вспоминает Иосифа Шарлеманя — одного из своих учителей в Академии художеств в Тбилиси, учившего студентов рисовать по памяти. Конечно, приходилось пользоваться и иконографическими материалами. На вопрос, чьи портреты было создавать труднее всего, художник отвечает: «Трудно было почти все портреты создавать. Я хотел передать внутреннее состояние этих людей — не люблю перерисовывать. Я создаю портреты тех, чье творчество мне созвучно и кого я люблю. Например, мои близкие друзья — Вознесенский, Евтушенко, Айтматов, Дементьев… Свое отношение к ним я могу выразить только через искусство, поэтому создал их образы».

В каждом скульптурном портрете зритель видит, прежде всего, портретное сходство с портретируемым. Помимо этого автор обязательно включает в образ отдельные детали, характерные только для конкретной модели, которые делают портрет ярче и глубже. Одновременно скульптор оставляет пространство для участия зрителя в восприятии образа. Диалог этот всегда различен — в зависимости от степени «подкованности» зрителя, но он обязательно присутствует. Чегодаева обращает внимание на особенности реализма скульптур Зураба Церетели: «Совсем как живые, они лишены каких-либо следов натурализма — их нет ни в скульптурном образе апостола Павла, ни в памятниках Папе и Патриарху, как нет в скульптурных портретах артистов, писателей, политических деятелей. Герои Зураба Церетели, и ныне живущие, и ушедшие — кто совсем недавно, кто столетия назад, пребывают в некоем непреходящем временном пространстве; они бессмертны, воскрешены силой искусства». Говоря о пластических средствах создания образа в портретном цикле, любопытно отметить следующую деталь. Одним из элементов горельефа порой выступает образ родного города скульптора — Тбилиси. Так, этот прием используется в горельефах, посвященных поэтам конца XX столетия — Б.

Ахмадулиной и Б. В первом случае для поэта, не раз воспевшего красоту Тбилиси, пьедестал образует колонна, почти погруженная в рельеф, составленный из громоздящихся друг на друга типичных грузинских домиков. Во втором — череда домишек словно лавиной спускается по крутому горному хребту, окружая поэта, который родился в Тбилиси. Этот прием, используемый скульптором, отражает давнюю тесную связь литературных кругов Грузии и России. Вспоминая Тбилиси 1920 годов тогда — Тифлис , Л. Гудиашвили писал: «Тбилиси — город с большими поэтическими традициями. Правда, поэтические кафе утратили во многом свой прежний колорит, но все же жизнь здесь шла интересная, напряженная. Продолжались диспуты, вечера, встречи, в которых принимали участие и грузинские, и русские писатели. Ведь многие русские поэты получили в Тбилиси свое первое крещение и теперь их, словно магнитом, тянуло сюда».

Имена С. Есенина, В. Маяковского, О. Мандельштама , К. Бальмонта, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Н. Тихонова и других русских поэтов оказались навечно связанными с Тбилиси, с Грузией, в которой они обретали новые источники вдохновения, а последующее поколение литераторов сохранило эту традицию.

И в 90 лет его рабочий день начинается в мастерской. За кисточки и краски берется после ледяного душа, а пару лет назад по утрам Зураб Церетели еще и штангу поднимал. Не могу успокоиться", — отметил мастер. На стенах дачи в Переделкине для картин почти не осталось места.

Член ряда академий, профессор. Гражданин России и Грузии. Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил на живописный факультет в Тбилисскую академию художеств. В 1958 году окончил академию и поступил на работу художником в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. Участвовал в разнообразных выставках. В 1964 году прошел курс обучения во Франции, где общался со знаменитыми художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. В 1965-1967 годах Церетели был главным художником-оформителем при строительстве курортного комплекса в Пицунде. Одновременно к 1967 году, будучи руководителем артели, наладил массовое производство смальты для мозаичных работ. В 1970-1972 годах создал ряд мозаичных и витражных композиций в Тбилиси. В 1973 году стал автором монументального ансамбля детского курортного городка в Адлере. В частности, о ней положительно отозвался известный мексиканский художник Альфаро Сикейрос.

И говорил, что я ее чувствую. Меня своими словами тоже направлял. Однажды я оказался в его мастерской. Мне очень хотелось посмотреть его палитру, я подошел посмотреть. И он так, с юмором, как бы подошел и взял меня за ухо, сказал, мол, теперь я все его секреты знаю. Он гениальную вещь сказал: для него палитра — это не просто краски, там душа художника. Оба этих великих художника — почетные академики Российской академии художеств. Как только меня избрали в 1997 году президентом академии, я предложил — давайте выберем в академики наших выдающихся художников, которые вынуждены были покинуть страну. Не все были согласны, к сожалению. Многие мыслили по старинке. Но большинство меня поддержало. Политика не должна разрывать на части мир искусства. Он все равно един. Светлая память Неизвестному, это был человек с непростым характером, с ним мы общались как в Москве, так и позже в Нью-Йорке. Гениальный скульптор. А Михаилу я желаю долгих творческих лет и вдохновения. Не так давно наш Московский музей современного искусства показал его персональную выставку. Это было событием и во многом открытием. У него замечательные программы для молодых художников, много идей, он такой человек — больше отдает людям, чем получает. Иногда, когда есть возможность сравнить, лучше видна индивидуальность каждого. Я думаю, это про нас. Сравнивать, чтобы понять. В научном плане в искусствознании всегда так. Главное, каждый из нас создает то, что велит сердце. А дальше уже зритель, критик, время — анализирует, судит. С каждым были лично хорошо знакомы? Я счастливый человек, в моей жизни были уникальнейшие встречи, люди, которые не могли не вдохновить. Потому я создал серию «Мои современники». Это нельзя назвать памятниками. Я сделал их образы в скульптуре. Это сегодня для меня такая память в бронзе. Причем и в горельефе, и в круглой скульптуре. А дальше уже надо смотреть: памятник — это уже выход скульптуры в пространство города, улицы. Там свои законы. Моя главная задача была языком скульптуры передать их уникальнейшие характеры, индивидуальность. Ведь я создавал их образы, когда они были живы. Поэтому я не называю их памятниками. И радостно, и тяжело вспоминать — это были интереснейшие встречи. Так, с Бродским я встречался и здесь, и в Нью-Йорке, в знаменитом «Самоваре». Помню, просидели почти всю ночь за разговором. У меня бывали в гостях и Ростропович с Вишневской. Помню, отмечали свадьбу Пааты Бурчуладзе у меня дома. Олег Табаков приходил и в академию, и домой, гениальный, добрейший человек. Помню Андрея Миронова, Володю Высоцкого, таких талантливых, гениальных, так рано ушедших... Вот сразу перед глазами будто вся жизнь пролетела. Вот это — мои современники, для меня вечно живые. Кто из них был вам наиболее близок? Близкий друг, один из самых близких, безусловно, Андрюша Вознесенский. Да и Евгений Евтушенко тоже. У него была дача в Гульрипше на море, рядом со мной, там много времени проводили вместе. И Белла Ахмадулина любила Грузию, Тбилиси. Не забуду, как мы с ней шли по ночному Тбилиси, и она читала стихи. Все эти имена — это были легенды при жизни. Но я имел радость дружить с ними, что мне необыкновенно много дало. Все они приезжали в Грузию, любили Грузию.

Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество

В постсоветской России Зураб Церетели продолжал работать над амбициозными общественными проектами в Москве. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография). Галерея искусств Зураба Церетели Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде.

Зураб Церетели: «Всегда надо больше отдавать, чем получать»

Кульминационная точка пристального внимания художника к истории Грузии и России — его двух родных сторон, о чем говорилось ранее, по времени почти совпала с невероятным всплеском интереса к отечественной истории. С 1980 годов он постепенно создает сначала пластическую сюиту «Правители России» в форме бюстов-герм , а затем полномасштабные портретные изображения и скульптурные композиции, посвященные представителям династии Романовых, 400-летие которой отмечалось в 2013 году. Сам скульптор отзывается об этой работе так: «У меня была потребность высказаться. Я почти тридцать лет делал скульптурную серию "Правители России" и "История Грузии". И сейчас я закончил. Это не так просто. Это есть тот профессиональный крик, который я пережил…» Сегодня мы видим, как в этих пластических летописях отразился дух нашей эпохи, как в них прозвучала тема, серьезно волнующая общество все эти годы, — возвращение исторической памяти нации, возвращение к своим истокам. Композиция состоит из двух бронзовых фигур: юного императора и его матери, - водруженных на круглые высокие подиумы.

По брусчатой мостовой азартно бежит маленький Петр со шпагой в руке, вполоборота оглядывающийся на шествующую позади него царицу Наталью, урожденную Нарышкину. Сын словно настойчиво зовет ее за собой, призывая присоединиться к нему. Император изображен еще мальчуганом, но вся его фигура выражает безудержное стремление к движению вперед. Его энергичный бег передан настолько живо, что, кажется, герой может оступиться с подиума, на котором установлена его фигура. Напор и энергия в движении Петра подчеркивается резким контрастом динамики его фигуры и статикой фигуры его матери. Ее образ уподоблен образу России конца XVII столетия — огромной неповоротливой империи, возглавить которую будет суждено Петру. Фигуру Натальи Нарышкиной Церетели трактует как сказочную боярыню, абсолютно закрытую от посторонних глаз.

Он располагает фигуру царицы строго фронтально и одевает ее в длинное, по моде XVII века, «глухое» платье, орнаментированное богатым узором, сверху укрывает ее столь же богато изукрашенной накидкой без рукавов, стянутой пряжкой на груди, и укутывает шалью ее головной убор. Статуя царицы выглядит безмолвным произведением искусства, безучастным к происходящему вокруг. В такой одежде едва можно передвигаться, и она стоит словно застывший кокон диковинной бабочки. Ее надо лишь разбудить, встряхнуть, чтобы она показала себя во всей красе. По сути, скульптор создал аллегорию патриархальной Руси — красивой, богатой, непонятной для соседей, застывшей в дремотной спячке. Пройдет совсем немного времени, и ее разбудит Петр. Глубокое постижение исторических событий помогло автору достичь высокого художественного обобщения образа.

Все детали скульптурной композиции «Детство Петра» тщательно проработаны. Смоделирован выразительный облик будущего императора, мимика его лица, жесты, детали костюма, а также удивительный образ его матери, олицетворяющий родину будущего реформатора. Говоря о скульптурной серии «Правители России», нельзя не сказать о памятнике «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, покровительница Пскова» — один из трех монументов на тему Российской государственности, установленных в России в реальной городской среде. Памятник был сооружен в 2003 году к 1100-летию Пскова. С именем великой княгини Ольги, которая в Пскове почитается как его основательница, связано первое упоминание города в летописи в 903 году. В силу обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства, княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. Именно Ольге выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, — она первой из династии Рюриковичей приняла христианство.

Впоследствии великая княгиня была причислена Русской Православной Церковью к лику святых как равноапостольная. Монумент характеризуется лаконичностью и сдержанностью. В пластическом решении образа святой скульптор выразил запечатленный в национальной памяти величественный образ женщины с несгибаемой волей и высоким чувством собственного достоинства, несокрушимым мужеством и подлинно государственным умом. Фигура решена строго и монументально. Сохраняя реальные черты, образ Ольги подчеркнуто условен — она стоит, в одной руке держа меч, а другой — опирается на щит. Фигура установлена на высоком гранитном постаменте с широким многоступенчатым основанием, что обеспечивает, с одной стороны, масштабную соразмерность монумента, а с другой — создает визуальную опору для тех нравственных ценностей, которые олицетворяет образ великой княгини. Охватывая взглядом портретную галерею правителей России, созданную Зурабом Церетели, в смысловом аспекте напрашивается параллель с памятником «Тысячелетие России» М.

Микешина в Великом Новгороде. Монумент Микешина был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России» за прошедшее тысячелетие. В нашем случае скульптор ограничился образами правителей страны, продемонстрировав свое желание познакомить современников с теми, чьи деяния и судьбы в разные исторические эпохи не всегда оценивались объективно, порой замалчивались или искажались, но вершили судьбы родины. Образы святых - повествование об утраченных нравственных ценностях Вопрос сохранения нравственных ценностей — один из тех, которые сегодня волнуют многих. В свое время Михаил Аникушин, размышляя о творчестве скульптора, отмечал: «Есть вечные человеческие ценности, есть благородные традиции — надо напоминать о них людям неустанно. Только так искусство воспитает гражданственность и высокую духовность». Подобный подход к творчеству характерен и для Зураба Церетели.

Словно вторя эстетике классицизма, мастер создает произведения, проникнутые высоким нравственным идеалом , совершенствующим человека, воспитывающим в нем гражданские добродетели, преданность родине. Ведь в конечном счете главная задача художника — увидеть то, чего не смогли увидеть другие, и рассказать об этом так, чтобы и другие на это обратили внимание. С этой точки зрения, интересны два монумента работы Зураба Церетели, установленные в поселке Борисоглебск Ярославской области. Речь идет о памятниках двум инокам Борисоглебского монастыря — святому Александру Пересвету и святому преподобному Иринарху Затворнику. Первый памятник, установленный в 2005 году, был создан скульптором в честь 625-летия Куликовской битвы. Александр Пересвет — легендарный монах-воин, получивший благословение самого Преподобного Сергия Радонежского на участие в Куликовской битве вместе с воинами Димитрия Донского и павший в единоборстве с татарским богатырём Челубеем. Русская Православная Церковь причислила инока Пересвета к лику святых.

Второй памятник, установленный годом позже, в 2006-м, посвящен Иринарху Затворнику — монаху Борисоглебского монастыря, благословившего гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского возглавить народное ополчение для освобождения Москвы в 1612 году. В Борисоглебске имя святого Иринарха почитается издавна. В возрасте 30 лет он принял иноческий постриг в Борисоглебской обители, здесь же впоследствии упокоились и мощи святого. Эти два памятника вполне можно назвать парными. Как это не может показаться странным для творческого метода Зураба Церетели, в данном случае скульптуры объединяет схожесть пластического решения — фигуры святых в монашеском одеянии даны в полный рост , фронтально к зрителю.

Александр Пересвет держит в одной руке копье, в другой — крест, словно передает благословение Преподобного Сергия Радонежского ныне живущим, за кого сам он сложил голову на поле брани. Святой Иринарх изображен с покрытой головой — отличительный элемент одеяния монаха-затворника, его правая рука приподнята для благословления. Каждый памятник имеет высоту 3,2 метра, включая гранитный постамент, на который он водружен. В пластической трактовке образов святых проявилось пристрастие автора к игре светотени, создаваемой глубокими складками одежды, что оживляет позы фигур, придавая им динамику. Но главное, что объединяет эти памятники, — это идея. Оба они посвящены двум важнейшим для сохранения Российской государственности событиям в отечественной истории — битве с татаро-монгольским войском Мамая в 1380 году на Куликовом поле и освобождению Москвы от польско-литовских захватчиков силами народного ополчения в 1612 году. Во всяком случае, благодаря подобным памятникам мы хотя бы вспоминаем историю своей страны.

Сохранение исторической памяти — лишь одна сторона неустанной деятельности «безмолвного проповедника», по выражению митрополита Филарета Дроздова. Второй, не менее важный, — это разговор со зрителем о вершинах человеческого духа через образы подвижников, чьи отличительные характеристики — высокие нравственные качества , гражданская доблесть, истинный, а не квасной патриотизм. В современную эпоху отсутствия авторитетов, тех, кого принято называть «совестью нации», образы святых оказались чуть ли не единственными, не подверженными девальвации примерами для подражания. Поэтому в творчество Церетели естественно и логично вошли образы тех, кого издавна называли подвижниками. Два памятника одному из самых почитаемых святых на Руси — Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора установлены в итальянском городе Бари, 2003, и в поселке Хаапсала Выборгского района, 2002. Монумент святому князю Олегу Рязанскому сооружен в Рязани, 2007. О памятниках равноапостольной Нине , Георгию Победоносцу и великой княгине Ольге говорилось выше.

Летом 2013 года в греческом городе Верия, в котором проповедовал апостол Павел, был открыт монумент святому. Скульптура, представляющая фигуру апостола , истонченного трудами и постами, с босыми ногами, но со взором убежденного праведника, прижимающего обеими руками к груди Священное писание, не оставляет равнодушным. Контраст между вдохновенным лицом человека, уверенного в благодатной силе проповедуемого им учения, и тщедушным босоногим телом, облаченным в свободный хитон, создает эмоциональное напряжение, заставляющее зрителя остановиться. Нарочитая простота в трактовке образа одного из величайших миссионеров христианства лишь приближает к нему зрителя. Внимание приковывает Вечная Книга, прижатая к груди. В образах святых скульптор видит примеры духовного величия и, ощущая запрос времени, повествует о них зрителю. При этом воображение автора, знание, насколько это возможно, историй жизни святых позволили ему создать иллюзию близкого знакомства с изображаемыми героями.

Как пишет М. Одна из недавних работ скульптора, в которой он обращается к образу святых, — памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II , открытие которого состоялось в Париже в октябре 2014 года. Наш современник, многократно прославленный своими делами добра и благотворительности, своей невероятной скромностью, миротворческими инициативами, Папа Иоанн Павел II был причислен католической Церковью к лику святых. Как бы это ни показалось странным, но автором первого памятника Папе Иоанну Павлу II во Франции стал не католик, а православный: монумент работы Церетели был открыт в городе Плоэрмель в 2006 году. Фигура возвышается на гранитном основании, общая высота монумента составляет 3,2 метра. В этом священном для французов месте никогда не было установлено ни одного памятника. Это большая честь для меня.

Памятник передан в дар от российского народа, о чем сообщает надпись на основании монумента». Понятия нравственности, долга, достоинства занимают особое, почетное место в системе мировоззрения Зураба Церетели. И эта черта — одна из тех, которые позволяют говорить не только об историзме мышления художника, но о монументальном историзме. Рассматривая жизнь человека с позиции вечности, мастер четко выделяет самое важное и значимое для его благополучного существования на земле — сохранение духовности, приверженность многовековым нравственным ценностям. Поэтому в стремлении сделать собственные размышления более понятными для зрителя скульптор в своем творчестве выходит из портретного образа в символический.

После его смерти умолял Ваву поехать со мной. Она очень переживала, плохо чувствовала себя. Потом она тоже ушла из жизни. Какие требования предъявлялись к тем художникам, которые получали такие ответственные государственные заказы? Зураб Церетели: Я не знаю, почему меня выбрали, но я прошел хорошую школу, может, поэтому. Школу синтеза архитектуры и монументального искусства! У меня были хорошие учителя. Осака, Токио, Нью-Йорк, Вашингтон... Ипатьевская ночь. Галерея искусств Зураба Церетели, Москва. Courtesy автор Мария Кравцова: Какая идеологическая программа перед вами стояла? Вид Москвы. Начиная с Петровской эпохи рука художника касалась всего. Посмотрите на Санкт-Петербург, на его фасады, орнаменты, барельефы... Совместная работа архитектора и художника полезна. Искусство полезно для всех, просто для развития творческого мышления. Почему нам в детском саду давали цветные карандаши? Не для того чтобы буквально из каждого ребенка сделать художника, а для того чтобы развивать мозг, руку, глаз! Россия и сегодня богата на талантливых художников. Нужно на все смотреть через искусство, и тогда народ России будет самым счастливым в мире! Расскажите о нем. Зураб Церетели: Он построил очень хороший город Бразилиа! В нем нет пробок, потому что планировка правильная! Я был счастлив научиться чему-то в Бразилии, пройти эту школу. Я каждый день работал, писал людей, натюрморты и так далее. Счастье детям всего мира. Брокпорт, штат Нью-Йорк. Courtesy автор Мария Кравцова: Вы все время повторяете, что должен существовать синтез искусств, но ваша творческая жизнь началась после выхода в свет постановления Никиты Хрущева «О преодолении излишеств в архитектуре и строительстве» и кампании по борьбе с «украшательством»… Зураб Церетели: Я в политику не вмешиваюсь. Для меня не существует плохой погоды. В каждую эпоху я живу полной жизнью, мне никто никогда не мешал. Мои педагоги и родители объяснили мне, что в здоровом теле должен быть здоровый дух, а как говорили мои учителя, — «искусство для искусства». Я родился в Грузии, живу в Москве и нигде больше не хочу жить. Для художников важна окружающая среда, люди, цвета пейзажа, все это поднимает творческий тонус. Мне везде хорошо работается, где народ и природа хорошие. И в Америке, и во Франции я работаю всегда плодотворно, но разница в работах, созданных там, есть: климат разный, тонус разный, кровь по-разному в венах течет. Днем, утром и вечером кровь по-разному работает, поэтому и картины разными получаются! Это при социализме все одинаково одевались, рисовали, витрины были одинаковыми, а сейчас в России все по-разному! Это же счастье!!! Слова «не положено» уже не существует, народ улыбается, радуется… Мария Кравцова: Все сейчас обсуждают усиление цензуры по отношению к искусству и к художникам. Вы слышали про девушек из группы Pussy Riot, которых посадили в тюрьму за художественную акцию? Зураб Церетели: Мной любимый, уважаемый человек Сергей Петрович Капица выступал у нас в Академии, и говорил очень важные вещи, такие как ответственность художника перед обществом, это очень важно… Зураб Церетели принимает у себя Михаила Сергеевича и Раису Максимовну Горбачевых и Джорджа и Барбару Буш. Из личного архива З. Но, как известно, Раиса Максимовна Горбачева была женщиной с большим вкусом. Она вмешивалась в вашу работу, навязывала свои эстетические пристрастия? Зураб Церетели: Нет, не вмешивалась. Эту резиденцию я оформлял в Абхазии. Дача Горбачева хорошо получилась, все было красивым — и дом, и интерьеры, и сад. Всего коснулась рука художника. А где сейчас рука художника? Слева: Зураб Церетели. Памятник режиссеру и актеру Никите Михалкову. Courtesy автор. Справа: Зураб Церетели. Памятник первому президенту Чеченской республики Ахмаду Кадырову. Courtesy автор Мария Кравцова: Вы же только что сказали, что мы живем в счастливую эпоху, ничего не запрещено, художнику хорошо работается? Зураб Церетели: Время хорошее, но хотелось бы, чтобы у художника было больше возможностей для творческой реализации. Чтобы было поменьше одинаковых стеклянных домов и чтобы во всем была индивидуальность. Надо воспитывать молодое поколение так, чтобы оно усвоило, что без архитектора и художника ничего строить нельзя. Тогда будет красота и богатство. Посмотрите на Санкт-Петербург! Почему Париж такой уникальный город?

Журналисты даже спорили о том, вызовет ли монумент международный скандал или сведется к дипломатическому инциденту. Штат Нью-Джерси. Еще одна гигантская нелепость. Бронзовая скульптура с титановой каплей посередине - «Слеза скорби» была презентована американскому народу в 2006 году в память жертв, погибших в трагедии 11 сентября 2001 года. Однако творение мастера было понято не так, как ему думалось. По замыслу автора он символически изобразил полуразрушенные башни-близнецы, между которыми зависла слеза. Но американцы увидели в памятнике совсем иной смысл. Одно американское издание так прокомментировало работу российского скульптора: «Монумент визуально похож на половые органы женщины, и устанавливать его было бы оскорблением для представительниц прекрасного пола». Предполагалось, что композиция памяти и скорби будет установлена на месте трагедии, однако после критики в прессе, власти решили не провоцировать скандал, и установили монумент в штате Нью-Джерси на заброшенном пирсе бывшей военной базы в устье реки Гудзон. Вот такое уродство. Многофигурная композиция 8-метровых жертв фашистского геноцида воскресает из могил и направляется к Кутузовскому проспекту - так выглядит ужасающий памятник, посвященный жертвам Беслана. Символический монумент «Трагедия Народов» в свое время вызвал немалый резонанс среди общественности, хотя искусствоведы положительно оценили изваяние, назвав его лучшей работой Зураба Церетели. Москвичи же, протестуя и пикетируя здания мэрии, были категорически против его водружения. Они называли шествующих «зомби» «гробами» и требовали перенести этот «ужас» куда подальше. На этот раз власти города якобы услышали глас народа - ну хотя бы монумент был демонтирован и перенесен вглубь парка на Поклонной Горе. Местные жители провели акции протеста и подали даже иск против местной администрации, мотивируя, что открытие монумента не соответствует закону об отделении церкви от государства, согласно которому запрещено устанавливать религиозные сооружения в публичном месте и, что такой шаг властей противоречит свободе совести и свободе вероисповедания Памятник все же открыли, а мэр города Поль Анселен во время церемонии назвал Иоанна Павла II «историческим гигантом XX века», внесшим огромный вклад в падение «железного занавеса». К слову, площадь, на которой был установлен памятник понтифику, теперь носит имя Церетели. Однако противники возведения монумента, обещали добиться демонтажа статуи через суд, а в случае неудачи избавиться от «гиганта XX века» собственными силами. И совсем недавно они все же добились переноса монумента.

Поделиться с друзьями Зураб Церетели: биография Жизнь и творчество Зураба Церетели впечатляют своей монументальностью. Он создал сотни скульптур, памятников, панно, мозаик и полотен по всему миру, провел более 40 персональных выставок. Мастер имеет множество почетных званий, наград и премий. В настоящее время он живет в Москве, возглавляет Российскую академию художеств и Московский музей современного искусства, продолжая творчески работать. Детство и юность 4 января 1934 года в Тбилиси родился самый известный художник-монументалист нашего времени. Атмосфера, в которой прошло детство мальчика, определила становление юного Зураба на путь творчества. Родители не были связаны с миром искусства: мать Тамара Нижарадзе посвятила свою жизнь дому и детям, а отец Константин Церетели работал горным инженером и преподавал в техническом вузе. Зураб Церетели Брат матери, Георгий Нижарадзе, был художником, и когда маленький Зураб посещал его дом, он не только учился рисовать, но и слушал разговоры о искусстве, так как дядя часто принимал передовых людей того времени. В возрасте восьми лет Зураб поступил в Тбилисскую государственную академию художеств, которую он успешно окончил в 1958 году. Творчество Художник Церетели был вдохновлен эпохой 60-х, когда происходила индустриализация, осваивались новые территории, решались глобальные задачи, строились многоэтажки и происходили массовые переселения. Он хотел внести новые идеи в монументальный жанр и получил возможность реализовать свои идеи, став художником-архитектором на первой должности. Детский бассейн в курортном городке ВЦСПС в Адлере В период творчества мастера были выполнены различные работы, включая художественное оформление курортных комплексов в Грузии, таких как Гагры, Сухуми, Боржоми и Пицунда. Особенностью его творчества стала мозаичная живопись.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий