Война затянулась на 8 лет, в ходе боевых действий Саддам (по версии США) применял химическое оружие против оккупированной иранцами территории Курдистана (провинция в Ираке где живут курды). Вторжение в Ирак (2003) | История на пальцах. Ровно 25 лет назад, 17 января 1991 года, началась операция многонациональных сил (МНС), получившая название «Буря в пустыне». Санкционированная Совбезом ООН, эта война была направлена на освобождение захваченного Ираком Кувейта. Основные статьи: Вооружённые силы Ирака в 1991 году, Оборонно-промышленный комплекс Ирака в 1991 году. Цитата 1991 год — операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракских войск, выпущены 282 крылатые ракеты. 1996 год — операция «Удар в пустыне» против Ирака для защиты курдов, выпущены 44 крылатые ракеты.
«Мессианская война» в Ираке. Почему неоконы проиграли?
Безжалостные бомбардировки гражданских объектов в Ираке в ходе войны в Персидском заливе усилили воздействие введенных ранее санкций и оставили после себя огромные разрушения, ликвидировать которые Багдаду не позволили. Видимо, госсекретарь США Джеймс Бейкер предупредил заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза на встрече в Женеве 9 января 1991 года, то есть до начала войны, что его страна вернется в доиндустриальное состояние, если не выведет свои войска из Кувейта. Эта угроза была во многом исполнена систематическими бомбардировками иракской инфраструктуры и экономических объектов. В докладе американского правительства под названием "Крылатые ракеты. Надежный потенциал" определены пять основных категорий целей, "включенных в план нападения на Ирак". Это пункты управления, промышленные предприятия, инфраструктура и войска. Есть также пункт об ударах, призванных сломить "волю населения". Далее в этом документе говорится: "Удары по таким объектам, как пункты вещания телевизионных каналов и радиостанции, а также электростанции и распределительные сети ослабят волю гражданского населения курсив автора. Удары по гражданской инфраструктуре и "воле населения" запрещены нормами международного гуманитарного права и являются военным преступлением. Если "ослабление воли гражданского населения" было одной из целей бомбовых ударов по электростанциям и распределительным сетям, то США наверняка преследовали ту же самую цель, что и после войны в Персидском заливе, когда упорно отказывались дать Ираку возможность отремонтировать эти объекты.
Полное разрушение гражданской инфраструктуры Ирака Публично руководство США и их союзников отвергало наличие у него намерений нанести ущерб гражданскому населения и гражданским объектам. Однако их вооруженные силы наносили удары, выводили из строя, разрушали и причиняли ущерб крупным объектам гражданской инфраструктуры на всей территории Ирака. Среди прочего, было разрушено большинство электростанций и линий электропередачи, плотины различного назначения, нефтеперерабатывающие заводы, пищевые предприятия, склады продовольствия и семян, мелькомбинаты, один молокозавод, сахарные заводы, фабрика по производству шприцев, системы связи, ирригационные сооружения, городские системы водоснабжения и канализации. Пострадал даже завод по производству вакцин для животных. И, конечно же, бомбы не пощадили гражданские автомашины, автомобильные и железные дороги, аэропорты, мосты, а также многочисленные промышленные, коммерческие, образовательные, религиозные и культурные объекты. Оценки ущерба от бомбардировок 1991 года очень разные. Минимальную оценку дало в 1991 году ЦРУ, назвав сумму в 30 миллиардов долларов. Но более реалистичная оценка составляет 200 миллиардов долларов. Разрушение электроэнергетической системы Более 90 процентов мощностей иракской электроэнергетики было выведено из строя уже в первые часы войны.
Сюда входят 11 крупных электростанций и 119 подстанций. Если в декабре 1990 года действующие генерирующие мощности составляли 9 000 мегаватт, то к марту 1991 году они были уменьшены до 340 мегаватт. Очевидно, Соединенные Штаты использовали специальное оружие, созданное для уничтожения объектов электроэнергетики, в данном случае иракской. Офицеры ВВС США признавали, что удары по иракской инфраструктуре в том числе, по системе электроснабжения имели отношение к попыткам "ускорить воздействие санкций", то есть, "ослабить волю" гражданского населения и подтолкнуть его к свержению Саддама Хусейна. Ему нужно, чтобы кто-то дал возможность восстановить нормальную жизнь. Так вот, если у поддержанной ООН коалиции есть политические цели, она может сказать: "Саддам, когда ты согласишься сделать то-то и то-то, мы позволим твоим людям починить электросеть". Это дает нам долговременные рычаги давления. Геллман связался с военными аналитиками, и те посчитали, что на ремонт разрушенных трансформаторов и подстанций с помощью Запада уйдет около года, а вот для ремонта разрушенных американскими бомбовыми ударами главных машинных залов электростанций понадобится намного больше времени — пять лет. Руководство Пентагона, с которым связался Геллман, отказалось дать письменные разъяснения о конкретном военном значении 28 объектов электроэнергетики в 1991 году.
Я чувствовал это с самого начала своей военной службы», — пояснил ад-Дайри. С тех пор некоторые в стране мечтали о возвращении былых территорий, называя это «достижением арабского единства». Можно говорить и о том, что Хусейна по-своему спровоцировали. Он совершенно игнорировал международные отношения и международное право, равно как и интересы определённых государств региона», — подчеркнул очевидец тех событий. Бытует мнение, что к военной авантюре правительство Хусейна подтолкнул Вашингтон, однако, по мнению генерал-майора, это не так. К тому же у США были отличные отношения с королевской династией Кувейта.
Поэтому я не согласен с мнением о том, что США якобы подтолкнули Саддама к вторжению. Да, посол Эйприл Глэспи не говорила Саддаму: «Не вторгайтесь», но в то время, я уверен, что и к вторжению она его тоже не призывала», — поделился он. Кувейтский повстанец, сражавшийся против войск Ирака. Март 1991 года. Фото: Reuters «Тот факт, что иракским военным было ничего не известно о решении вторгнуться в Кувейт, подтверждает стремление Саддама к единоличной власти. До этого, несмотря на то, что Саддам занимал пост заместителя главы Совета революционного командования и мог отдавать приказы высшим военным чинам, ему всё равно хотелось получить звание генерал-лейтенанта.
Он считал, что офицер всегда находится в более выгодном положении, и это позволяет ему оставлять за собой последнее слово. Остальные же должны просто дожидаться его личных распоряжений», — пояснил ад-Дайри. Так или иначе, война началась, что привело к разрушению инфраструктуры Кувейта и последующему уничтожению Ирака. До знаменитой 100-часовой войны США планировали поставить иракским властям ультиматум, предполагающий полный вывод иракских войск из Кувейта. Письмо с ультиматумом, которое Бейкер попытался вручить Тарику Азизу во время их последней встречи, иракский чиновник отверг. Собеседник RT работал послом в Швейцарии, где и должна была состояться эта встреча.
Он связался с Азизом и сказал, что должен лично присутствовать на переговорах. Однако министр ответил отказом.
В группе огневого подавления ближних средств ПВО на некоторых направлениях: первые использовались противотанковые вертолеты АП-64 "Апач". Эскадрилье этих вертолетов была поставлена задача по уничтожению двух РЛС дальнего обнаружения, которые дислоцировались в одном из западных районов Ирака.
Вертолеты "Апач" действовали двумя звеньями по четыре машины. Их сопровождали вертолеты UH-60. Летный состав ударных вертолетов использовал приборы ночного видения и тепловизионные прицельно-навигационные системы. Визуальное обнаружение целей было осуществлено на дальности до 12 км, на расстоянии около 7 км цели были опознаны, пуск ракет "Хеллфайр" AGM-114 производился с 3-6 км.
Ракетный удар наносился сначала по станциям энергоснабжения, затем по объектам системы связи и, наконец, по РЛС. Каждому вертолету из ударной группы были назначены две основные и одна запасная цель. Вертолеты "Апач" находились в районе цели около 4 мин, в течение этого времени РЛС были уничтожены. Летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, поскольку заградительный огонь зенитной артиллерии существенно затруднял выполнение тактических приемов.
По данным некоторых зарубежных специалистов, наряду с истребителями-перехватчиками и ЗРК. Ирак имел на вооружении 9000 зенитно-артиллерийских установок различных калибров, в основном советского производства ЗСУ-23-4 и ЗСУ-57-2. В то же время со стороны иракской ПВО отмечалась неспособность ее органов управления функционировать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, а также отсутствие инициативы в применении оружия. Пассивные действия ВВС Ирака вызвали недоумение у зарубежных военных экспертов.
Многие американские летчики, проявившие ответственность при подготовке к ведению воздушных боев против иракских самолетов, скрупулезно изучившие тактические приемы самолетов противника, отработавшие в ходе учебной подготовки самые разнообразные варианты ведения одиночных и групповых воздушных боев, были удивлены практически полным отсутствием какого-либо сопротивления противника в воздухе. Все самолеты, потерянные авиацией многонациональных сил в боевых условиях, были сбиты огнем наземных средств ПВО. Наибольшие потери, причем в первые дни боев, понесли английские летчики самолетов "Торнадо", действовавших на малых высотах при выполнении задачи по блокированию иракских аэродромов. Анализируя действия ударных групп эшелона подавления ПВО, западные эксперты подчеркивают, что основная часть объектов была выведена из строя или уничтожена в ходе первого массированного удара.
Работал старшим инженером-геодезистом, супервайзером геодезической партии, занимавшейся изысканиями на целом ряде крупных месторождений Румейла, Лухейс, Нас-сирия, Курна , разрабатываемых Иракской государственной нефтяной компанией при содействии российских нефтяников. Прибыл я в Ирак в августе 1989 года. Наш базовый лагерь располагался на юге страны, недалеко от крупного города-порта Басра. Жили мы в сборных домиках, в относительном комфорте - с телевизором, радио, холодильником, кондиционером, кухонной плитой и прочей утварью. Арабы и русские Естественно, что с иракскими нефтяниками мы работали в плотном и ежедневном контакте. Как рабочие, они весьма исполнительны и дисциплинированны, как инженеры и менеджеры - квалифицированны и контактны. Многие из них получили добротное профессиональное образование в Европе или Америке, хорошо владели английским языком, понимали западную культуру, ментальность, систему традиций и ценностей. Общаться с ними было достаточно легко и приятно. Все возникающие вопросы решались быстро и четко. Ирак воспринимался нами как дружественная страна по всем параметрам.
Отношение к русским очень хорошее, у власти - правящая социалистическая партия "Баас", почитающая Маркса и Энгельса. В стране бесплатное образование и здравоохранение, фиксированные цены на основные товары в специальных государственных магазинах и, соответственно, дефицит этих товаров - в общем, для советского человека обстановка вполне привычная. Конечно же, чувствовалось, что иракский народ весьма религиозен, но, как мне показалось, без фанатизма, нетерпимости и каких-либо экстремистских проявлений. Единственное, что напоминало наш 37-й год, - очевидный культ личности Саддама Хусейна. Впрочем, к его многочисленным и повсеместно установленным портретам мы скоро привыкли, как к деталям ландшафта. Война "по просьбе трудящихся" Тем временем на политическом горизонте сгущались тучи. На Всеарабском саммите в июле 1990 года Саддам предложил соседнему Кувейту объединиться с Ираком.
Вторжение США, разрушение Ирака, катастрофа в регионе, отношения с Россией — интервью
Контроль над мировым центром нефтедобычи был очень важен. Например, договоренности с монархиями Залива позволили обрушить нефтяные цены. Это был один из важных факторов в крушении Советского Союза. И, конечно, в Вашингтоне стремились сохранить за собой этот рычаг. Ведь когда регион напичкан вашими военными базами, договариваться с правителями стран намного проще. Под знаменами демократии Ситуация радикально изменилась в сентябре 2001 года. Террористические атаки в США изменили мир куда сильнее, чем казалось в те дни. Америка всегда была чувствительна к внутриполитическим вопросам. Террористы искусно спровоцировали Вашингтон на неразумные шаги.
Чуть позже он потребовал от Кувейта «компенсацию» за нефть, которую тот добывал в те годы, пока шла ирако-иранская война 1980-1988 гг. Выдвигая свои территориальные и финансовые требования к Кувейту, правящие круги Ирака ссылались на то, что Кувейт с 1871 г. Однако Кувейт до 1871 г. Поэтому не случайно, что его жители никогда не считали себя иракцами. К середине XX в. Реакция большинства государств мира на иракское вторжение в Кувейт была крайне негативной. Они требовали немедленного вывода иракских войск из Кувейта. США сразу же призвали мировое сообщество осудить нападение Ирака на Кувейт. Правительство СССР 3 августа выступило со специальным заявлением, осуждавшим агрессию и требовавшим немедленного вывода иракских войск из Кувейта и восстановления его территориальной целостности. Шеварднадзе выступили с совместным заявлением с призывом к мировому сообществу осудить агрессию и предпринять конкретные меры, чтобы побудить Ирак вывести свои войска из Кувейта; в нем содержался призыв прекратить все поставки вооружений в Ирак. В осуществление этого совместного заявления СССР, бывший одним из главных поставщиков оружия в Ирак, решил в одностороннем порядке приостановить поставки туда вооружения и военной техники. В обстановке осуждения абсолютным большинством государств мира иракской агрессии против Кувейта не было никаких препятствий к созыву 2 августа 1990 г. Совета Безопасности ООН, который принял резолюцию 660, осуждавшую вторжение и требовавшую немедленного и безусловного вывода иракских войск. Резолюция 661 от 6 августа требовала от Ирака немедленного прекращения оккупации и вывода войск из Кувейта. В противном случае, говорилось в ней, СБ ООН введет всеобъемлющую международную торгово-финансовую санкцию. Резолюция 662 от 9 августа объявила иракское вторжение незаконным и недействительным; резолюция 664 от 18 августа подчеркнула настоятельную необходимость освобождения иракскими властями граждан третьих стран в Ираке и Кувейте. Таковы были общая политическая оценка иракской агрессии против Кувейта и меры по ее прекращению, которые СБ ООН выработал в течение августа 1990 г. Но в позиции Социнтерна довольно длительное время присутствовала надежда на возможность мирного разрешения конфликта путем переговоров конфликтующих сторон или на международных конференциях. Наиболее развернутая позиция Социнтерна была дана в Заявлении о кризисе в Персидском заливе, принятом на сессии лидеров его партий в Тампере Финляндия 5 сентября 1990 г. В нем подчеркивалось, что Социнтерн «осуждает иракскую агрессию против Кувейта и отказ Ирака подчиниться решениям СБ ООН» и что он «призывает все заинтересованные стороны строго следовать этим решениям» В заявлении содержалось специальное обращение к ООН «усилить свою деятельность для разрешения этого конфликта». Оно требовало от Ирака немедленно вывести войска из Кувейта, дать возможность законному правительству последнего отправлять свои функции в своей стране и освободить всех иностранцев, удерживаемых в качестве заложников. В нем содержался призыв «к максимальной поддержке акций, предпринимаемых ООН, включая эффективные международные санкции». В резолюции указывалось, что лишь осуществление этих мер способно «обеспечить мирное решение конфликта и предотвратить эскалацию конфликта и страдания людей». В то же время в заявлении содержались призывы к ООН, суть которых сводилась к следующему: - организовать соответствующую поддержку соседним с Ираком странам, которые пострадают от введения против него экономических санкций, и тем странам, чьи граждане работают по найму в Ираке и Кувейте; - организовать соответствующую гуманитарную помощь для беженцев, ставших ими вследствие иракской агрессии; - предпринимать необходимые меры к демонтажу арсеналов химического оружия в Ираке, к прекращению разработки там биологического и ядерного оружия; - поддерживать свободу, самоопределение и социальную справедливость на Ближнем Востоке; - предотвратить использование странами региона иракской агрессии для насаждения у себя духа милитаризма. Другие же пункты, хотя и не были включены в решения СБ ООН, играли определенную положительную роль в утверждении идей справедливости и гуманизма в сознании международной общественности.
Некоторые источники приводят текст телефонного разговора, якобы состоявшегося между Саддамом Хусейном и эмиром Кувейта шейхом Джабером 1 августа, за день до иракского вторжения. Хусейн спросил: «Как поживаешь, о шейх Джабер? Однако попытка захватить шейха Джабера провалилась — он успел улететь в соседнюю Саудовскую Аравию. С самого начала иракской интервенции Совбез ООН начал принимать резолюции, призывающие вывести оккупационные войска. Уже 8 августа марионеточное правительство, установленное в Кувейте, и руководство Ирака объявили о слиянии двух государств. В тот же день на территорию Саудовской Аравии начали прибывать первые американские военные 82-я воздушно-десантная дивизия. В общей сложности были развернуты войска, численностью 956 тысяч человек, более 3300 танков, 3600 единиц артиллерии, 4000 бронемашин. Численность авиационной группировки превысила 2600 самолётов и 1950 вертолётов. Помимо самой переброски, в Саудовской Аравии постоянно проводились учения прибывающих войск, тем более что необходимо было наладить взаимодействие войск разных стран. Она давала Ираку месяц на вывод войск из Кувейта, в ином случае коалиция получала право применить военную силу. Союзные самолёты летят на Ирак «Буря в пустыне» — первый опыт высокотехнологичной войны 17 января 1991 года началась операция по освобождению Кувейта, получившая название «Буря в пустыне».
В 2015 году, когда иракские правительственные силы начали широкомасштабную кампанию по освобождению захваченных районов, группировка контролировала более 90 тысяч квадратных километров в Ираке и соседней Сирии. Зачистить завоеванные города от игиловцев у Багдада получилось только к зиме 2017 года. Насилие в обществе Военное вторжение, гражданская война и терроризм привели к гибели сотен тысяч граждан Ирака. Последние годы актуальными стали проблемы с соблюдением прав человека: пытки, сексуальное насилие, ущемление прав заключенных, активистов, журналистов, женщин. На землях, освобожденных от игиловцев, фактически действует система коллективных наказаний в отношении семей, чьи члены могли воевать за исламистов. Из-за конфликта миллионы людей покинули свои жилища, пополнив в том числе ряды беженцев, движущихся на запад. Лишь в начале 2018 года число вернувшихся домой превысило число вынужденных переселенцев. Проблемы в экономике В настоящее время Ирак входит в пятерку ведущих нефтяных государств мира.
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
— Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство). Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января. Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. С нашей точки зрения, невозможность извлечения иракскими военными надлежащих уроков из боевых действий 1990-1991 годов в силу строгой цензуры, наложенной политическим руководством, не позволила Ираку адекватно оценить военную обстановку накануне войны. Война затянулась на 8 лет, в ходе боевых действий Саддам (по версии США) применял химическое оружие против оккупированной иранцами территории Курдистана (провинция в Ираке где живут курды). Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней.
Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"
25 июля 1991 г. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях. Война в Персидском заливе (1990-1991) – самый крупный по масштабу конфликт после окончания Второй Мировой войны — стала образцом ведения войн нового поколения. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной. Война в ираке – былое и думы.
Война в Персидском заливе (1991)
17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне". Израиля, для которого Ирак являлся одним из сильнейших региональных противников. Период агрессии Ирака, и войну в Персидском заливе принято условно обозначать «кувейтским кризисом». Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар. Интерфакс: Ирак завершил выплату более чем $50 млрд компенсации ущерба за незаконное военное вторжение и оккупацию Кувейта в 1990-1991 годы.