Внебиржевые цены на энергетические марки угля в России в первом полугодии снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе в результате мер Федеральной антимонопольной службы (ФАС). «При текущих низких ценах на уголь, особенно на западном направлении, возвращение пошлины приведет к дополнительному снижению экспортных нетбэков (цена реализации товара за вычетом стоимости доставки до покупателя.
Уголь может подскочить до $475 за тонну
Иконка канала Россия 1. Внебиржевые цены на энергетические марки угля в России в первом полугодии снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе в результате мер Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Тонна угля в России в среднем подорожала в январе-июле 2022 года на 9,5%, говорится в материалах Росстата. Так, на фоне высоких цен на газ выросла стоимость тонны угля – до 200 долларов и выше за тонну.
Что еще почитать
- MMI: цены на коксующийся уголь в России выросли на 24%, до 7-15 тыс. рублей за тонну
- Уголь дорожает для населения Сибири. Дрова в части регионов резко подскочили в цене
- Сколько стоит каменный уголь: особенности и расценки | Что и сколько стоит
- Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля - Морские вести России
- Новости отрасли
- Наши проекты
Названы российские города с самыми дорогими углём и дровами
Роста этих показателей они не ждут.
Дальневосточные поставки угля все еще рентабельны, но с начала 2023-го доход от экспорта снизился четырехкратно — менее чем до 500 рублей за тонну. В начале июня текущего года поставка тонны российского энергетического угля стоит около 80,2 доллара с отгрузкой на северо-западе страны, 82,8 доллара — на юге и 89,8-100,5 доллара — на востоке. Для безубыточности экспорта стоимость тонны энергоресурса должна составлять от 80 до 110 долларов.
Как отмечает Белогорцева, длинное транспортное плечо влияет на рентабельность морских перевозок угля. Например, экспорт энергетического угля через порты Северо-Запада сохраняет рентабельность при средних ценах выше 140-150 долл. Сейчас в Азии цены на энергетический уголь находятся на уровне 125-130 долл. Несмотря на более высокую себестоимость своего товара, конкуренты наших угольных компаний из Индонезии и Австралии только на логистике обходят нас по скидкам на свой уголь. Влияет на ситуацию и то, что Китай после годового перерыва опять стал закупать австралийский уголь. У покупателей есть выбор, и они выбирают более дешевый товар. Кризис пока не затронул экспорт коксующегося угля, он по-прежнему отправляется через порты Дальнего Востока, что делает его значительно более конкурентоспособным на рынке. Его перевозка выгодна РЖД. Как поясняет Панина, коксующийся и энергетический уголь используется для производства электроэнергии и отопления отличаются друг от друга химическими и физическими свойствами. Энергетический уголь содержит больше золы и серы, летучих примесей и влаги и имеет более низкую теплопроводную способность.
При этом эксперты отмечают, что цена угля привязывается к мировым котировкам при расчете НДПИ. Отказ от фиксированной ставки в 57 рублей за тонну обеспечил бюджету 360 млрд рублей дополнительных доходов в 2022 г. Аналитик Альфа-банка Борис Красноженов отметил, что привязка к стоимости премиального коксующегося угля из Австралии на базе FOB — стандартная практика формирования внутренних цен. Из суммы вычитаются расходы на перевозку по железной дороге и портовую перевалку, а также потенциальные скидки на качество. Сейчас австралийский уголь стоит примерно 280 долларов. В результате при курсе доллара на уровне 75 рублей уголь на внутреннем рынке стоит примерно 13 500 рублей, отметил Красноженов. Аналитик посчитал обоснованной оценку рынка Минпромторгом.
Обвал цен и эмбарго: есть ли перспективы у российских угольных компаний
Однако не слишком высокая стоимость угля и ужесточение антироссийских санкций по-прежнему заставляют угольщиков из РФ продавать уголь со значительными скидками по отношению к международным бенчмаркам, неся убытки. Цена при объеме свыше 100 тонн (включая НДС). Уголь-антрацит марки АК. Фракция: 70–200 мм Влага: не более 5% Зольность (Ad): не более 10% Сера (Std): не более 1,3%. «При текущих низких ценах на уголь, особенно на западном направлении, возвращение пошлины приведет к дополнительному снижению экспортных нетбэков (цена реализации товара за вычетом стоимости доставки до покупателя. Средняя цена продажи российского угля по контрактам сейчас составляет $130-140 за тонну, при ней РФ вряд ли что-то соберет с угольщиков в 2023 году за счет экспортной пошлины.
Вот такой уголь можно купить по 100 рублей за тонну на Сахалине
От проблем на угольном рынке страдают и перевозчики. Об этом, в частности, рапортуют Российские железные дороги: в январе-феврале 2024 г. Динамика похожа на ту, которая наблюдалась в 2022 г. Читайте также:.
Поэтому индийское правительство нацелено на импорт. В конце мая запасов у индийских электростанций хватало всего на восемь дней потребления. Без роста импорта они иссякнут к июлю, отмечают «КоммерсантЪ». А цены крайне важны для Индии: в 2021 году она сократила импорт угля именно по причине резкого подорожания. И в марте поставки российского угля в Индию выросли в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но эта страна сейчас разбирается с внутренним дефицитом: из-за нехватки газа и роста цен на электроэнергию страна все больше направляет на внутренний рынок. Однако в торговле России и Индии тоже есть сложности: на фоне санкций в конце апреля из-за проблем с логистикой и платежами поставки нарушились.
Тогда же индийская сталелитейная компания Tata Steel заявила , что прекратит закупки из России из-за опасений вторичных санкций, а ведь это крупнейший в стране импортёр российского угля. Так что частный бизнес не настроен так же открыто к российским поставщикам, как власти Индии. Сколько угля Россия поставляет в Китай? Россия поставляет в Китай примерно такой же объем угля, как в Европу, и эти поставки могут увеличить вдвое. При этом Поднебесная, так же как и Индия, перестала покупать австралийский уголь, но уже по политическим причинам. В то же время, Китай увеличивает собственную добычу и сокращает импорт, поэтому России нужно предлагать скидки, чтобы сохранить его интерес. Одновременно с тем, при экспорте угля в АТР по морю увеличится расстояние, а значит, и стоимость перевозки.
Это ухудшение было вызвано снижением мировых цен на уголь, ограничениями его вывоза железнодорожным транспортом и введением экспортных пошлин на уголь. Об этом заявил заместитель министра энергетики РФ Сергей Мочальников.
В ходе интервью «Ведомостям» замминистра отметил, что поставки в Северную Америку, Западную и Восточную Европу фактически обнулены. По проекту пропускная способность здесь должна в ближайшие годы превысить 40 миллионов тонн в год. В рамках этого обсуждалось двустороннее сотрудничество, в частности, и в области добычи полезных ископаемых. Вопросы реализации проекта обсудили в Улан-Удэ глава республики Алексей Цыденов и руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин. Хабаровский край - ключевой логистический хаб Дальнего Востока, где представлены все виды транспорта. Данные меры предотвратили возможные 6 аварий, которые могли стать крайне серьезными, сообщил в своем Telegram-канале официальный представитель ведомства Андрей Виль. В ближайшее время показатель увеличится почти в 2 раза за счет ввода в эксплуатацию первого вагоноопрокидывателя.
В 2024 году, в условиях низких цен и возвращенных пошлин, объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохранятся на уровне 2023 года, полагают собеседники Forbes.
Роста этих показателей они не ждут.
РЖД напомнила, что БАМ и Транссиб не резиновые
- Вот такой уголь можно купить по 100 рублей за тонну на Сахалине
- Виды и стоимость
- Цены угля добыча Кузбасс, Донбасс
- В Туве стоимость каменного угля в 2023 году утверждена на уровне 2021 года
- Что происходит с угольным рынком и его сибирскими участниками?
Коксующийся уголь подорожал почти на треть в апреле 2023 года
Новости рынков Новости рынков Низкие мировые цены на уголь и возвращение курсовых пошлин могут сделать экспорт нерентабельным — собеседники Forbes 06 марта 2024, 11:03 Nordstream Низкие мировые цены на уголь и возвращение курсовых пошлин могут сделать экспорт нерентабельным, полагают собеседники Forbes. Сейчас экспорт энергетического угля через северо-западные и южные порты имеет низкую или даже нулевую рентабельность.
Ставка пошлины при курсе 80-85 руб. При курсе менее 80 руб. Изначально планировалось, что пошлины на вывоз угля будут действовать до конца 2024 года, однако с 1 января российское правительство приостановило их действие. Данное решение было связано с резким сокращением прибыльности поставок угля, а также с объявленным Китаем возобновлением с нового года ввозных пошлин на уголь и продиктовано стремлением поддержать российских экспортеров в данных условиях.
Но спустя два месяца после отмены, с 1 марта 2024 года, Правительство РФ вновь ввело курсовые пошлины на экспортный уголь очевидно потому, что Китай со своей стороны отказался повышать ввозные пошлины. Планируется, что пошлина будет действовать до 28 февраля 2025 года. Интересно при этом, что ранее Минфин России предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 руб. Информации о том, будет реализовано это предложение в условиях возвращенных пошлин или нет, на момент написания статьи не было. Так, в условиях наблюдаемых низких цен на уголь возвращение пошлины ведет к дополнительному снижению экспортных нетбэков цена реализации товара минус стоимость доставки до покупателя при отправке из портов Балтики и Азово-Черноморского бассейна, что, в свою очередь, может привести к снижению и даже полному прекращению экспорта угля через эти порты с одновременным ростом давления на загруженный Восточный полигон.
Тенденцию роста нагрузки на инфраструктуру в восточной части страны при экспорте угля наглядно демонстрирует динамика перевалки через бассейны рис. Динамика объемов перевалки угля через морские бассейны, 2021-2023 гг. Рост за счет инфраструктуры По оценкам экспертов, в 2024 году в условиях низких цен и возвращенных экспортных пошлин объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохраниться на уровне 2023 года. В то же время Минэнерго России рассчитывает, что по итогам 2024 года объемы добычи и экспорта угля будут как минимум сохранены на уровне 2023 года, а после ожидается рост поставок до 485-500 млн тонн по базовому сценарию к 2030 году. По оценкам Института проблем естественных монополий ИПЕМ , добыча угля в России может вырасти к 2030 году до 525-526 млн тонн.
При этом эксперты сходятся во мнении, что рост показателей возможен лишь при условии модернизации и роста провозной способности Восточного полигона, отмечая при этом, что портовая инфраструктура с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн, а профицит угольных портовых мощнос-тей оценивается в 64,3 млн тонн. Таким образом, именно железнодорожный транспорт остается узким местом для вывоза угля.
В 2024 году, в условиях низких цен и возвращенных пошлин, объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохранятся на уровне 2023 года, полагают собеседники Forbes. Роста этих показателей они не ждут.
Убыточность связана со снижением мировых цен на уголь в 1,8 раза по отношению к февралю 2022 г. При этом весной 2024 г. Источники газеты в угольных компаниях указывают, что их доход теперь остается в логистических компаниях, а для производителей остро стоит вопрос не прибыльности, а выживания. Отдельной проблемой участники рынка называют высокую зависимость от импортной техники — так, из-за отсутствия доходов они не могут обновлять парк техники. Снижение доходности усугубляет другую проблему: в условиях кадрового дефицита предприятия вынуждены повышать зарплаты, но не у всех есть такая возможность.
Скидки на российский уголь достигли 50-60% процентов
Энергетический уголь содержит больше золы и серы, летучих примесей и влаги и имеет более низкую теплопроводную способность. Чем меньше в угле влаги и летучих примесей, тем легче он переносит транспортировку и хранение, меньше риски возгорания и дешевле перевозка. Обязательно оценивается также экологическая безопасность, поскольку при перевозке угля могут выделяться различные газы, которые опасны не только для окружающей природы, но и для вагонов и железной дороги. Поэтому для перевозки разного типа угля используются разные типы вагонов, что также влияет на стоимость. Но заместить дешевеющий энергетический уголь дорожающими рекордными темпами коксующимся углем не получится из-за ограниченных объемов его добычи в России, отмечает Белогорцева. Его производство в 2022 году в России составило всего 75,3 млн тонн вся добыча угля в России- 443,6 млн тонн.
При этом две трети этого объема потребляется отечественными металлургами, владеющими большинством компаний, специализирующихся на добыче и переработке коксующегося угля. Хотя за первый квартал 2023 года экспорт коксующегося угля увеличился почти в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 17,9 млн тонн, уточняет эксперт. В итоге мы имеем весьма неоднозначную ситуацию. Компании не останавливают производство, продолжают бороться за доли на экспортных рынках, но зависят от мировой конъюнктуры.
Сегодня внимание вопросам развития топливно-энергетического комплекса и одному из важнейших направлений — угольной отрасли — уделяет Торгово-промышленная палата ТПП России, возглавляемая Сергеем Катыриным. По мнению ответственного секретаря комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК, главного эксперта департамента проектной и инвестиционной деятельности ТПП РФ Дмитрия Полохина, государство должно полностью контролировать эту зону экономики, но это не так просто.
Решить вопрос с подменой серыми трейдерами и перевозкой дорогого коксующегося угля под видом более дешевого энергетического можно и нужно, но введение механизма контроля потребует дополнительных затрат и времени. Здесь еще важно, чтобы от введения нового механизма контроля не пострадали добросовестные поставщики и трейдеры, — сказал он «ФедералПресс». Потребуется время на разработку данного механизма и его обсуждение с производителями, перевозчиком и трейдерами, у всех участников возможны разные мнения, потребуется закрыть лазейки в Единой тарифно-статистической номенклатуре грузов ЕТСНГ ». Эксперт в сфере промышленности, индустрии, ТЭК, кандидат экономических наук Леонид Хазанов в комментарии «ФедералПресс» тоже не исключил возможность существования «серых» схем по продаже угля за пределы России, самой простой из которых может быть вывоз его дорогих марок под видом дешевых. Он предложил закрепить на законодательном уровне сертификацию угля для ликвидации ниши теневого экспорта. Для РЖД тоже различия в марках угля значения не имеют, они все проходят по одному и тому же классу тарифов на перевозки грузов.
Правда, они могут предоставлять скидки к тарифам в зависимости от вида груза или станции его отправления, и вот тут сертификат как документ доказательства на правомерность получения скидки может понадобиться. Соответственно, существует лакуна в законодательстве, которая может быть устранена за счет введения обязательной сертификации угля как при поставках на внутренний рынок для нужд бытовых и промышленных потребителей, теплоэлектростанций , так и на экспорт», — отметил он. Как отметила в беседе с «ФедералПресс» директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова, «основная идея противодействия любым негативным явлениям заключается в том, чтобы издержки на борьбу оказались не выше, чем выгоды, которые получит страна в результате решения проблемы». В КНР весь ввозимый уголь из других стран проходит обязательную экспертизу. Понятно, что покупателю не все равно, какой уголь он приобретает с технологической и экологической точки зрения. Возможно, стоит наладить обмен информацией для отслеживания потоков угля.
И это будет дешевле, чем вводить обязательный лабораторный контроль», — говорит она. В целом, по мнению Татьяны Кулаковой, всю ситуацию необходимо рассматривать с двух направлений. Здесь необходим мониторинг потоков угля, чтобы понимать, какой уголь на самом деле реализуется.
Источник: ФТС России, Минэнерго России, оценки экспертов С ростом поставок угля в Китай связывают перспективы своего экспорта и отдельные добывающие компании.
Например, «Сибирская угольная энергетическая компания» СУЭК в конце 2023 года заявляла о намерении нарастить экспорт угля в Китай втрое — с 7 млн до 20 млн тонн, а в перспективе — до 50 млн тонн. Вместе с тем, объем поставок в Китай в 2023 году несколько «не дотянул» до 100-102 млн тонн — уровня, который был анонсирован заместителем председателя Правительства РФ Александром Новаком в декабре прошлого года и ранее был обозначен в межправительственном соглашении двух стран. Предостерегая от излишнего оптимизма в отношении Китая как рынка сбыта российского угля, эксперты напоминают, что эта страна, во-первых, сама является крупнейшим производителем угля в мире, во-вторых, максимально расширив добычу на фоне рекордных мировых цен на уголь в 2021-2022 годах, она теперь стремится к ограничению импорта. Но до сих пор Китай, похоже, не решился этого сделать.
Еще одним крупным покупателем российского угля является Турция. Наличие дисконтов позволило российскому углю вытеснить поставки из Колумбии, которые были перенаправлены из этой страны на рынок ЕС. Среди покупателей российского угля в 2023 году также присутствовали Южная Корея, Тайвань, Япония, Вьетнам и другие страны. Емкость каждого из этих рынков невелика, кроме того, «недружественные» России страны в прошлом году ограничивали импорт энергетического угля из России.
Так, в Южной Корее такие рекомендации были даны местным госкомпаниям, в результате импорт российского угля сократился с 26,5 млн до 21 млн тонн. Пошлины не на пользу отрасли Ослабление рубля летом прошлого года улучшило положение экспортеров, однако обострило проблему повышения внутренних цен на уголь и сподвигло государство ввести с 1 октября меру защиты внутреннего рынка — экспортные пошлины, привязанные к курсу доллара. Ставка пошлины при курсе 80-85 руб. При курсе менее 80 руб.
Изначально планировалось, что пошлины на вывоз угля будут действовать до конца 2024 года, однако с 1 января российское правительство приостановило их действие. Данное решение было связано с резким сокращением прибыльности поставок угля, а также с объявленным Китаем возобновлением с нового года ввозных пошлин на уголь и продиктовано стремлением поддержать российских экспортеров в данных условиях. Но спустя два месяца после отмены, с 1 марта 2024 года, Правительство РФ вновь ввело курсовые пошлины на экспортный уголь очевидно потому, что Китай со своей стороны отказался повышать ввозные пошлины.
По его словам, несмотря на то что весна обычно характеризуется началом строительного сезона и ростом активности в этом секторе, который во многом зависит от поставок угля, производственные компании Азии не испытывают недостатка в угле и, вероятно, имеют определенные запасы. Также определенную роль в сложившейся ситуации может играть дешевый индонезийский уголь, добавил эксперт.
Эксперт напомнил о набирающей обороты стратегии зеленого перехода в энергетике в некоторых развивающихся странах, что, в свою очередь, негативно сказывается на спросе на уголь как на неэкологичный вид топлива.
MMI: цены на коксующийся уголь в России выросли на 24%, до 7-15 тыс. рублей за тонну
Несмотря на падающие цены на уголь, Россия наращивает его экспорт, однако сбыт его не всегда оказывается прозрачным: контролируемый теневыми трейдерами, он несет убытки российскому бюджету и ведет к фундаментальным перекосам в экономике; почему это. Однако не слишком высокая стоимость угля и ужесточение антироссийских санкций по-прежнему заставляют угольщиков из РФ продавать уголь со значительными скидками по отношению к международным бенчмаркам, неся убытки. Средняя цена продажи российского угля по контрактам сейчас составляет $130-140 за тонну, при ней РФ вряд ли что-то соберет с угольщиков в 2023 году за счет экспортной пошлины.
Запад закрывается, Восток … приоткрывается
- Повышение налога на угледобычу
- Запад закрывается, Восток … приоткрывается
- В Туве стоимость угля в 2023 году утверждена на уровне 2021 года
- Биржевая торговля углем в России превысила 200 тыс. тонн