Драматический открытый студийный театр «Д.О.С.Т.» представил вниманию стамбульского зрителя пьесу «Мандат» драматурга Николая Эрдмана, посвящённый 100-летию Октябрьской.
Накануне годовщины революции пермский театр представил в Пензе «Мандат»
Показ спектакля «Мандат» в Стамбуле приурочили к 100-летию Октябрьской революции | Спектакль «Мандат» с 21 марта 2023 по 7 апреля 2024, Театр Et Cetera п/р А. Калягина в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. |
Спектакль про человека, охваченного ветром перемен | Елизавета Ефремова о спектакле «Мандат» в Москве на сцене Театра Луны на Малой Ордынке, 24.10.22. |
Пенза-Онлайн — Знаковый спектакль театра «У Моста» на фестивале «Маскерадъ». Татьяна Мажарова | Театр Et Cetera в первых числах февраля отметил свое тридцатилетие премьерой спектакля Мандат по пьесе Николая Эрдмана в постановке художественного руководителя театра Центр. |
Несознательные элементарные частицы
Ожидание, когда же наконец будет над чем посмеяться, сильно утомило. Была слабая надежда что после антракта оригинальное решение режиссера наконец родит гармоничный исход накрученной отсебятины в осознание законченности, логичности сюрреалистичной ситуации, которая сложилась в сталинскик времена. Но после антракта полный треш. Ощущение пустоты, кича, кривлянья, орания и беспредельной власти желания режиссера всех превратить в своих марионеток: и актеров и публику в угоду своего болезненного самовыражения.
Художник Максим Обрезков выстроил на сцене павильон, где обшарпанные двери комнат располагаются друг над другом аж в три этажа, такие же двери есть и на потолке. Яркие пятна в этом черно-белом пространстве — две красные металлические лестницы, двигающиеся по сцене, еще здесь ездит старенький телевизор из 1960-х. Забив гвоздь в хлипкую перегородку, можно уронить горшок с лапшой прямо на голову соседа, и тот придет выяснять отношения, "украшенный" горшком и причудливо свисающими из него "лапшинками". Комната Гулячкиных выглядит здесь как крошечный островок уюта. Но стоит занавескам на заднике раздвинуться, мы оказываемся в кабаре: мужчины и женщины поют и звенят бокалами. Список действующих лиц и авторские ремарки читает Следователь Елизавета Рыжих : она то следит за происходящим со стороны, то участвует в нем. У мамаши Надежды Петровны Наталья Баландина накладной нос, актриса говорит, что впервые выглядит на сцене так гротескно.
У каждого из героев своя пластика: созданием партитуры занималась хореограф Екатерина Кислова, фантазируя на тему биомеханики Мейерхольда. Азартная мамаша, несмотря на согнутую спину, носится по сцене, как торпеда. Сестра Гулячкина Варвара, из-за грима похожая на печального Пьеро, стоит на пуантах, выполняет балетные экзерсисы, а в одной из сцен танцует под "Умирающего лебедя" Сен-Санса. Все это погибло безвозвратно, никому не нужно, и замуж никто не возьмет", — шутит актриса Наталья Благих. Безумие и паника Григорий Старостин Павел Гулячкин впервые получил главную роль и играет ее виртуозно. Из проныры, себе на уме, который лавирует, изгибаясь в такт словам, и пытается мимикрировать, он, получив мандат, вырастает в маленького "фюрера". Красная книжечка в кармане будит безудержную фантазию, и он с вдохновенностью Хлестакова врет, что откроет гастрономический магазин, что дружен с Чичериным, и кричит: "Я теперь всю Россию на Варваре женю!
Придите в кассу театра. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.
Пьесы интересные, разнообразные, разные периоды. Скажем, у нас есть пьеса Булгакова «Адам и Ева», которая, как мне известно, единственный раз поставлена», — сказал театральный критик из Москвы Александр Вислов. За четыре дня пять режиссеров должны были поставить пьесы советских драматургов. Обычно такую работу проводят в течение нескольких недель. Но тем и важен принцип театральной лаборатории, когда все усилия мобилизуются в короткий период.
Театр «УЮТ» покажет спектакль «Мандат»
Мейерхольда афишу спектакля, он решил, что обязательно поставит эту пьесу Эрдмана, и наконец осуществил мечту. Слишком опасно для тех времен звучал текст: к примеру, на опасения Гулячкина, примут ли его в партию, его мамаша Надежда Петровна отвечает: "Ну что ты, Павлуша, туда всякую шваль принимают". Бывшие владельцы прачечной пытаются лавировать и усидеть на двух стульях: выжить можно, только приспособившись к новым жизненным условиям, но если "перековаться" в сторонников революции, растеряешь друзей и знакомых. Поэтому картины на стенах их комнаты в коммуналке двухсторонние: на обороте "Верую, Господи, верую" красуется портрет Карла Маркса. Подглядев через дырочку, кто стучится в дверь, Павел Гулячкин поворачивает картины нужной стороной. Его сестру Варвару возьмут замуж, только если будет "коммунист в приданое" в партию должен вступить сам Павел , это хоть какая-то гарантия безопасной и спокойной жизни. Но то ли из страха, то ли потому что нет коммунистов, способных его рекомендовать в партию, герой сам себе выдает мандат. Горничную Гулячкиных Настю, примерившую наряд, по ошибке принимают за великую княжну, дочь Николая II, и затаившиеся было монархисты решают, что возвращаются добрые старые времена. А еще в руки Павла попадает револьвер... Саундрама и умирающий лебедь Музыка в спектакле не менее важна, чем текст Николая Эрдмана.
Она не просто создает атмосферу и аккомпанирует настроению героев, а задает ритм действия иногда кажется, что оно, как в опере, развивается по музыкальной партитуре и меняет сценическую реальность — некоторые реплики произносятся в музыкальном ритме. Струнные и духовые инструменты то плачут, то кричат, то хохочут. У спектакля сразу два композитора — Артем Ким и Сергей Родников. В их сочинении есть импровизации на тему песен 1940-х годов — "Дорогие мои москвичи", которую низким хриплым голосом в джазовом ритме поет Варвара Наталья Благих , и "Моя любовь", блатной шансон и "Однажды мир прогнется под нас" Макаревича из конца 1990-х.
А потом с ловкостью фокусника еще одну, а потом еще… Владимир Панков, поставивший к юбилею театра Et Cetera забытую пьесу Николая Эрдмана "Мандат", "утроил" документ, ставший причиной комических и драматических событий.
Панков — актер, музыкант, режиссер, художественный руководитель студии SounDrama и художественный руководитель московского театра ЦДР, по обыкновению, перевел текст Эрдмана на язык саундрамы так обозначен в программке жанр постановки. Спектакль получился "остротеатральным", музыкальным, динамичным и наполненным мощной энергетикой. Коммунист для приданого Театру Et Cetera под руководством Александра Калягина 2 февраля исполняется 30 лет. Александр Александрович, его основатель и бессменный художественный руководитель, создал театр в 1993 году вместе со своими выпускниками, открыв его историю премьерой "Дяди Вани" по пьесе Чехова. В юбилейный день рождения в театре, по словам пресс-службы, решили не устраивать торжественного вечера, а сыграть премьеру — "Мандат".
Владимир Панков шел к этой работе больше десяти лет: увидев в Центре им. Мейерхольда афишу спектакля, он решил, что обязательно поставит эту пьесу Эрдмана, и наконец осуществил мечту. Слишком опасно для тех времен звучал текст: к примеру, на опасения Гулячкина, примут ли его в партию, его мамаша Надежда Петровна отвечает: "Ну что ты, Павлуша, туда всякую шваль принимают". Бывшие владельцы прачечной пытаются лавировать и усидеть на двух стульях: выжить можно, только приспособившись к новым жизненным условиям, но если "перековаться" в сторонников революции, растеряешь друзей и знакомых. Поэтому картины на стенах их комнаты в коммуналке двухсторонние: на обороте "Верую, Господи, верую" красуется портрет Карла Маркса.
Подглядев через дырочку, кто стучится в дверь, Павел Гулячкин поворачивает картины нужной стороной. Его сестру Варвару возьмут замуж, только если будет "коммунист в приданое" в партию должен вступить сам Павел , это хоть какая-то гарантия безопасной и спокойной жизни. Но то ли из страха, то ли потому что нет коммунистов, способных его рекомендовать в партию, герой сам себе выдает мандат.
Отчасти практического толка: если сидишь в правой стороне зала, не видишь часть сцены, скрытой панелями с картинами.
Наверное, такое чувство и замышлялось? Водевильный кураж снимает его напрочь; смех — лекарство против страхов, ответ на все сто семь исторических бед. Вот хотя бы срывающий аплодисменты диалог мамаши и Павлуши: «Как теперь честному человеку на свете жить? Финал — как у Эрдмана — оставляет всех живыми и невредимыми: «если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить, мамаша?
Может, и мы — ненастоящие люди? Другое дело, что персонажи-то как раз настоящие; узнавание — это понимание; это близость; и кто бы ещё, кроме дивных актёров «СТИ», сумел так чутко, так человечно сыграть оперетту — без ущерба для жанра? Герои «Мандата», избранные Эрдманом объектами насмешек, не интеллигенция, вечно страдающая и упивающаяся собственной ненужностью прослойка; герои — мещане, бывшие и теперешние торгаши; читай, средний класс обывателей, не обременённых рефлексией.
Зрители быстро подключаются к веселому балагану и смехом встречают реплики: «С виду он человек как человек, а у него три родственника коммуниста! Да разве коммунисты кулебяку с визигой употребляют?
Вы им еще крем-брюле предложите. Им наше социальное положение надо показывать, а вы — кулебяку с визигой»; «Мой супруг мне сегодня утром сказал: «Погляди в окошечко, не кончилась ли советская власть! Дома верю, на службе нет»; «Трехэтажный дом для газеты построил… как мимо проедешь, сейчас же подумаешь: «Вот оно — оплот Российской империи, трехэтажное «Русское слово». В спектакле — две прекрасные, самозабвенно сыгранные женские роли. Наталья Благих — Варвара, невеста в черном, покоряет уникальными голосовыми возможностями, лихо хромает на пуантах и «цитирует» фокинского «Лебедя» на музыку Сен-Санса, подчеркивая метко подхваченным изломом рук.
Актриса держит зал в напряжении, ее забавные репризы не повторяются по формам и смыслам. Тщательно выстроена роль Тамары Леопольдовны Анжелой Белянской. Эта рафинированная клоунесса, гостья из салона Серебряного века, оставляет в доме Гулячкиных сундук с платьем императрицы Александры Федоровны, и наряд, расшитый драгоценными каменьями, озаряет светом не только сцену, но весь зрительный зал. Актриса смешно пародирует манеры светских дам, в ее голосе — рафинированные и сентиментальные интонации Ренаты Литвиновой: «Такая великая страна — и вдруг революция. Прямо неловко перед другими державами.
Мамаша Гулячкина Наталья Баландина спит и видит, как бы дочь замуж выдать и не прогадать. Смешной гротесковый образ ограниченной мещанки актриса наполняет живыми понятными человеческими чертами — трогательной наивностью и материнской беспокойностью. Настя — кухарка Гулячкиных Марина Чуракова читает любовные романы и кокетничает с соседом Иваном Широнкиным Данил Никитин , но платье императрицы, оказавшееся впору, превращает мечтательную простушку в расчетливую авантюристку. Жених Варвары Евгений Тихомиров , сын «серьезного человека» Олимпа Сметанича Алексей Осипов , отрекается от невесты, несмотря на партийный мандат ее брата, и женится на «наследнице престола», надеясь на возвращение царизма.
Знаковый спектакль театра «У Моста» на фестивале «Маскерадъ»
В течение 1925 года спектакль по пьесе "Мандат" прошел в ГосТиМе 100 раз. Автор пьесы Николай Эрдман, считается одним из лучших авторов – комедиографов. Спектакль получился необычайно живым, насыщенным и ярким. Евгений Ваганович выглядел вполне бодрым и здоровым, несмотря на последние новости о его госпитализации и серьёзном недомогание, отмечает наш корреспондент.
Елена ФЕДОРЕНКО Театр Et Cetera предъявил «Мандат» 06.02.2023
10/10/2023 | Москва, апрель, 1925 Всеволод Мейерхольд ставит спектакль по пьесе Николая Эрдмана «Мандат». |
Театр "Et Cetera" отмечает 30-летие спектаклем "Мандат" | Слава пьесы, написанной Николаем Эрдманом в 1924 году, была громкой, но недолгой – вскоре она была запрещена. |
Театр "Et Cetera" отмечает 30-летие спектаклем "Мандат"
Первым постановщиком «Мандата» в театре под собственным руководством стал Всеволод Мейерхольд, а исполнителем главной роли был известнейший актер Эраст Гарин, спектакль. 17 и 18 октября актерами будет показан спектакль «Зойкина квартира» режиссера Евгения Писарева по произведению Михаила Булгакова (как и «Мандат», это премьера. В течение 1925 года спектакль по пьесе "Мандат" прошел в ГосТиМе 100 раз. Вчера сценограф, художник по костюмам Максим Обрезков представил эскизы костюмов спектакля "Мандат" а руководству театра "Et Cetera". Премьера спектакля "Мандат" Николая Эрдмана в постановке Владимира Панкова состоялась в Московском театре Et Cetera.
В пермском театре «У Моста» состоялась премьера спектакля «Мандат»
Мне кажется, он стал более острый и смешной», — говорит художественный руководитель Сергей Федотов. За два дня до премьеры спектакля корреспондент Properm.
Чтобы это доказать, Гулячкин должен предъявить "красного" родственника и собственно мандат.
По ходу действия герой прибегает ко всяческим ухищрениям, стараясь убедить будущего деверя в том, что семья у них рабочая и ни капли голубой крови с красной не намешано. Он даже сделал себе мандат! О, эта бумажка, позволяющая ему, как он сам кричал, всю страну арестовать.
Между тем часть страны, не желая быть арестованной, всё ещё надеется вернуть теперь уже точно безвозвратно потерянную Россию. Она, Россия их прошлого, как будто явилась в образе молодой императрицы Анастасии, дающей надежду, что все эти господа в кожанках и фуражках с их плохими манерами — всего лишь временное помутнение наступившего 20-го века, переждём и — воскреснет Россия. Но на прощальном, как оказалось, балу гости узнали, что эта красавица в платье императрицы — всего лишь кухарка Настя, а не чудом спасшаяся царевна.
Светлые мечты разбились о быт, прежняя Россия не воскреснет, а впереди что-то тёмное, тёмно-красное.
Любимая пьеса В. Мейерхольда, написанная Эрдманом в 1925 году, сегодня звучит так неожиданно современно и смешно. Режиссёр - Светлана Ханжина.
Пьесы Николая Эрдмана в этом сезоне приобрели особую популярность среди московских театров, его драматургия словно получила второе дыхание. Актуальность многих зарисовок, образов и ходов почти столетней давности непосредственно в «Мандате» просто удивительна.
Высмеиваемая тогда с революционной беспощадностью обывательская приспособленческая «мораль» становится в наши дни пугающе знакома благодаря потугам весьма узнаваемых персонажей стать своими для власти и одновременным их ожиданиям, что «не сегодня-завтра французы в Россию царя командируют». В 1925 году, когда пьеса была впервые поставлена Всеволодом Мейерхольдом, она звучала своеобразным предупреждением о том, что страна в целом и конкретно власть, будучи отравлены Гулячкиным и Ко, в итоге переродятся. Этот самый низменный, рептильный конформизм, который олицетворяют почти все действующие лица «Мандата», распространяется ими словно опухоль на прочие сферы жизни, и теперь уже не смотрится забавным.
«Мандат» в Студии театрального искусства
Как признался сам режиссер, он к этой пьесе шел 10 лет, но именно сейчас: «Мандат» идеален, он ко времени, к нашим ощущениям«. АФИША Актуальные спектакли МАНДАТ Автор: Николай ЭрдманРежиссер: Владимир ПанковЖанр: саунддрамаПремьера: февраль 2023г. После 25 летнего перерыва на сцену театр «У Моста» вернулся обновлённый спектакль «Мандат». Андрей Максимов считает, что новый спектакль Владимира Панкова в театре «Et Cetera» по пьесе великого Николая Эрдмана получился мощным, но не во всем удавшимся. “Студия театрального искусства” покажет премьеру спектакля “Мандат” по пьесе Эрдмана. «29 лет назад 7 октября со спектакля «Мандат» начинался театр «У Моста».
Книжная роль
Именно этим спектаклем театр начал свою историю в 1988-м. Премьера спектакля «Мандат» в театре «У Моста» Источник: v-perm. По словам Сергея Федотова, художественного руководителя театра, «Мандат» значительно изменился в плане сценографии и музыкального сопровождения. Но не потерял главного - актуальности и сатиры. Любопытно, что Мейерхольд, поставивший эту пьесу в ГосТИМе и умевшую ошеломительный успех в течение года ее показали сто раз! Наибольшую художественную ценность комедии составляет её текст.
Иванишин Еще один короткий диалог, передающий атмосферу времени: «Тамара Леопольдовна: Молодой человек, вы в Бога верите?
Валериан Олимпович: Дома верю, на службе нет". Картинами оттеняются и дополняются диалоги, придавая им почти философский смысл. Все, что происходит на сцене, заставляет задуматься о том, что искусство вечно, наперекор меняющимся временам и нравам. Кстати, художником спектакля выступает Александр Боровский. Новое прочтение Сергей Женовач по-своему перечитал пьесу, создал вариант, где действие, не потеряв основную сюжетную линию, стало более компактным. Интересным дополнением видится появление манерного фотографа и создание оркестра из мнимых друзей-коммунистов Гулячкина.
Кстати, эти же музыканты в антракте устроили в фойе концерт, не отпуская внимание зрителя от постановки. Их веселые аранжировки тонко переходят от «Цыпленок жареный» в красноармейские песни. Большая работа проделана художником по свету Дамиром Исмагиловым.
Да, добавлю уже я, у них неплохо получаются сатирические зарисовки нынешней жизни, но чтобы вот такое, универсальное и поэтому глубокое — тут дудки. Короче, высмеиваем приспособленцев всех времен и мастей. Но у Женовача все несколько — а то и принципиально - иначе. На нашей сцене мы сегодня то там, то тут видим "фиги в кармане", намеки на актуальные обстоятельства.
Пошловато, но публике, как говорят нынче, "заходит". Казалось бы, универсальный "Мандат" для этого годится в высшей степени. Однако режиссер шагнул в другую сторону от фельетонного соблазна. Один из приемов внешне нехитрой, однако эффектной пьесы в том, что обыватели меняют картины — на одной стороне безобидный пейзаж, на другой — Карл Маркс. Женовач и его постоянный соавтор сценограф Александр Боровский в оформлении спектакля прием абсолютизируют — на сцене словно запасник музея и множество картин, которые можно менять, приспосабливаясь… К чему? Вот вопрос.
Подарком для посетителей станет премьера спектакля «Мандат» по пьесе Николая Эрдмана. Над постановкой работал режиссер Владимир Панков. Он рассказал, что шел к этому спектаклю десять лет и сейчас самое время показать его.
Зрители увидят невероятную историю, в которой каждая фраза запоминается и моментально превращается в цитату.