Новости рерих сокровище ангелов

Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. 98 фото | Фото и картинки - сборники. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне». «Сокровище Ангелов» повешено там, где когда-то мечтал его иметь Нуця, закрыв оба окна, наверху «Вечер» на такой же стене, закрывая окна. Интересные факты о создании картины «Сокровище ангелов (Николай Рерих)» и ее смысл.

В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха

  • Картины Николая Рериха, найденные в американском университете. Арчер К. | Дельфис
  • 7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ)
  • Сокровище Ангелов
  • Сообщить об ошибке
  • Богатый славой. Вопреки - Тренды, артефакты, технологии - Axiart

«Рериховский век» в городе на Неве

Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло.

Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано.

В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже. Экспозиция разделена на три части.

Выставку открывает «Гонец. Фото экспозиции ГТГ В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба. Одно из центральных мест здесь занимает серия «Майтрейя» 1925 , написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Тибет» 1932, обе — Третьяковская галерея , «Кришна» 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов.

Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А. Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха «Половецкий стан».

Здесь представлены картины, отражающие его увлечение историей. Средневековые каменные идолы на входе напоминают о его археологических интересах. На полотнах можно увидеть варягов и их корабли, а также религиозные мотивы, такие как портрет святого Сергия и изображения Спаса Нерукотворного. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин.

Второй раздел, восточный, погружает зрителей в атмосферу стран Центральной и Южной Азии. Соответствующий зал обладает круговой формой и воплощает идею Дхармачакры — колеса Сансары.

Новая Третьяковская галерея 10 октября представит выставку «Николай Рерих». Впервые вместе собрали лучшие произведения мастера из 18 музеев мира.

Экспозицию приурочили к 150-летию художника. Чтобы отобрать 150 лучших работ в Новую Третьяковку, музейщики просмотрели 5 тысяч произведений мастера. Имя Николая Рериха окутано флером мистики, эзотерики. Идеи Рериха о единстве буддизма и христианства, рассказы о поисках Шамбалы и духовном совершенствовании стали невероятно популярны у гуманитарной интеллигенции в перестройку и 1990-е вместе с книгами Елены Блаватской.

Но на выставке от этого пласта предлагают если не отказаться, то отодвинуть на второй план и посмотреть исключительно на Рериха-художника. Татьяна Карпова, доктор искусствоведения: «Мне кажется, что искусствоведы в долгу у Рериха, и пора включаться более активно историкам искусства в изучение творчества этого удивительного художника.

Сокровище Ангелов, 1905

Происхождение Музей Рериха, Нью-Йорк, 1923-1935 г. Коллекция Луиса и Нетти Хоршей, 1935-1971 гг. В качестве покупателей выступили М. Ростропович и Г. Вишневская, в коллекции которых произведение находилось до 2007 г. Поступила в 2008 г. Усманова, который целиком приобрёл коллекцию М. Ростроповича и Г. Сергей Маковский Н. Древние, холодные полумраки севера — недобрые шёпоты тёмного бога. Ими овеяны не только люди и звери и сообщница их, природа; святые и ангелы Рериха также странно нерадостны, почти демоничны.

В его религиозных композициях отсутствет всё умилённое, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески «Сокровище ангелов»… Громадный камень, чёрно-синий с изумрудно-сапфирными блёсками; одна грань смутно светится изображением распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными тёмными крыльями. Правой рукой он держит копьё, левой — длинный щит. Рядом — дерево с узорными ветвями, и на них вещие сирины. Сзади, всё выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Недвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище. От их взора, от общего тона картины, выдержанной в сумрачных гармониях, делается страшно и замирают молитвы. Ангелы, вкусившие от древа познания, ангелы змеиной мудрости, ангелы-воины, грозные ангелы искушений, ангелы-демоны... Золотое руно.

Гумилёв Выставка нового русского искусства в Париже Письмо из Парижа... Это вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России.... Базанкур Художественная хроника... На камне — в безмолвном споре символические фигуры Добра и Зла. Санкт-Петербургские ведомости. Сокровище ангелов К выставке Н. Рериха в Лондоне. Написанная художником пояснительная легенда к эскизу большой настенной фрески За двенадцатым небом стоят города ангельские, чистые. Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными.

За стенами, по широкой долине в трубы трубят. Всё спокойно, и добро, и зло. За долиною, за горбатым холмом, за древами бытия лежит сокровище ангелов. Самоцветный камень. В нём добро и зло. Краеугольный камень. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие всё на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведёт.

От усталости не помнит себя, а всё сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутёвый не разбил бы их сокровище. Как бы врозь не пошло и добро, и зло. Как бы змей не пожрал мучимого. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Мстислав Фармаковский М. Нестеров и Н.

Дальше — «Сокровище ангелов». В середине композиции стоит громадный сапфир. На нём, среди прихотливых узоров индийской витой линии, с одной стороны, мы видим Распятого, как символ добра, с другой — свирепого дракона, который готов броситься на Претерпевшего. Это — символ борьбы добра и зла, это краеугольный камень мироздания. Его оберегают ангелы, печальными глазами смотрящие вперёд. Над ними — весь мир, уходящий за облака, где далеко-далеко виднеются башни и куполы города. На склонах холмов, где стоит этот город, растут странные деревья, приют невиданных птиц. Над городом, в группе облаков реет тихий хор ангелов. Художественные новости Открывающаяся 4-го января выставка «Салон» 1909 года, устраиваемая С. Маковским, обогатилась рядом интересных работ около 20 молодого московского художника г.

Петрова-Водкина, одного из интересных русских участников парижского «Салона». Интерес представляет также выступление в «Салоне» впервые после пятилетнего перерыва художника Н. Рерих экспонирует огромное полотно «Сокровище ангелов», фигурировавшее в Лондоне. Идея «Сокровища» — неизживаемость борьбы между добром и злом. Изначальная сущность того и другого, охраняемая архангелами, «за двенадцатым небом». Он-то и есть «Сокровище ангелов», так как без него «разлетятся ангелы; всем конец придёт». Таково толкование картины, данное самим художником. Дубль-вэ Три выставки картин... Любезный устроитель выставки-салона С. Маковский предоставил нам возможность осмотреть всю выставку до её открытия.

Громадный музейный зал разделён на небольшие комнатки, в которых развешаны картины известных групп художников. Художник Н. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. Громадная религиозная картина «Сокровище ангелов» также достойна особого внимания. Художник представил на первом плане драгоценный «камень добра и зла», охраняемый ангелом. На втором и дальнем планах видны небесные селения с их обитателями — ангелами, херувимами и святыми. Петербургский листок. Лазаревский «Салон». Вот большое полотно-эскиз церковной фрески «Сокровище ангелов». Эта фреска производит сильное впечатление, удивительно интересная и выдержанная по колориту и по композиции.

Сонмы ангелов зорко стерегут удивительный камень, камень мироздания. На этом камне в затейливом рисунке выступает изображение креста. И бдительно стерегут его ангелы, ибо, если что случится с ним — конец мира будет. Эта сильно прочувствованная художником композиция привлекает и завораживает своей мистической красотой. Лазаревский Из записной книжки художественного критика... В чистом золоте света, там, на двенадцатом небе у врат удивительного храма сонмы ангелов хранят громадный сапфир — чудный камень мироздания. На этом камне, в прихотливом рисунке видим эмблематические изображения Добра и Зла. Зорко стерегут этот камень ангелы — упадёт, расколется он, и придёт конец миру сему. И высоко-высоко, в клубах облаков, какой-то мирской город. А выше опять ангелы.

Это сильная, большая вещь… Киевская мысль. Александр Бенуа Рерих на выставке «Салона»... Несмотря на свои недостатки, она более достойна поступить в национальное хранилище, нежели подавляющее большинство того, что там красуется. Красота и звучность её тона, удачная близость её к непринуждённым композициям старинной иконописи, переливы красок, напоминающие серебристые колокола или мягкую торжественность хора, сообщают этой картине исключительную прелесть, и в современном отделе музея она, разумеется, играла бы большую облагораживающую роль, несколько подняла бы всё то поругание искусства, какое раздаётся со стен этого отдела. Ещё раз скажу: место этой красивой декорации в музее. Но всё же, это только декорация, это нечто такое, что можно бы назвать — гениальной бутафорией. Верить вот этому я уже не могу. Когда стоишь в старинных церквах, то веришь в тайную внутреннюю жизнь написанных по сводам и стенам чудес. Кажется, что неподвижность их мнимая, показная или завороженная. Опустеет на ночь храм, и эти сонмы святых и сил небесных задвигаются, станут служить литургии, запоют осанны или завопят анафемы.

Да и глядя на них, всё чудится, что они как-то живут, что есть между ними общение, что в плоских их перспективах есть какие-то нескончаемые дали, в которых они реют по особым законам. Рерих лишь очень талантливо «имитирует» эти настроения, но нет у него главного: ни магической силы видения, ни хотя бы того, что было в Иванове — а именно страстной духовной жажды разгадать Тайну, напиться живой воды. Всё религиозное искусство Рериха — чистый эстетизм, а для меня, исключительно эстетичный подход к области религиозных откровений — представляется прямо кощунственным. Красивая декорация Рериха должна бы висеть на радость глазам в музее, но и я бы первый протестовал против помещения её в храме 32. Спешу, впрочем, оговориться: если уж выбирать, то я бесконечно предпочитаю поверхностные, но декоративно-прекрасные «фрески» Рериха всему тому богохульству, которое так нагло располагается на стенах упадочных наших церквей. В имитациях Рериха есть всё же отражение настоящего искусства, а в том, чем принято «украшать» огромное большинство храмов, видно только отражение корысти ремесленников, да глупого чванства «благодетелей». Станюкович Петербургские выставки Сезон 1908—1909 года... И если в архангелах Кирилловского монастыря билась мятежная душа Врубеля, то в холодных стражах «Сокровища ангелов» не потенцирован и иссушён умом и исследованием гений Рериха. Выставка «Салон»... Такою же своеобразностью отличается и огромное панно «Сокровище ангелов», воспроизводимое в настоящем номере «Огонька».

Рерих Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на камне. Рерих [факсимиле] Огонёк. Рериха «Сокровище ангелов». Лазаревский Из художественной хроники... Большое полотно Рериха — эскиз церковной фрески «Сокровище ангелов» — производит сильное впечатление; оно выдержано по колориту и композиции. И бдительно стерегут его ангелы, ибо если что случится с этим камнем, то наступит конец мира. Это сильно прочувствованное художником произведение привлекает и завораживает своей мистической красотою. Вестник Европы. У стен многобашенного райского кремля молчаливой ратью стоят ширококрылые полки ангельские, внизу мерцает черно-синий, горящий изумрудными отсветами камень с высеченным изображением Распятия, его стерегут два грозных ангела с копьями и щитами, кругом растут чудные деревья, на них сидят птицы-сирины... Это — «Сокровище ангелов».

К наиболее известным произведениям Рериха на религиозные темы относятся исполненные в 1904 -1907 годах станковые композиции и эскизы для мозаик "Сокровище ангелов", "Борис и Глеб", "Апостолы Петр и Павел", "Архистратиг Михаил". Эти произведения созданы на основе тщательного изучения древнерусской живописи. Для них характерны старые иконописные принципы композиции, плоскостность изображения, сочетания трех-четырех цветов. Описание картины Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы». Под стать росписи или мозаике храма, полотно размером 3,3 на 3,6 метра - проект росписи усыпальницы для храма в Талашкино. Широко популярный журнал «Огонек» воспроизвел это панно на своих страницах. Редакция пригласила Рериха оставить пояснительный автограф к его картине. Начав свое путешествие за рубежом с туманного Альбиона в том же 1908, картина переместилась за океан и демонстрировалась в городах Соединенных Штатов Америки: Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Сан-Франциско, Денвере, Канзас-Сити, не вернувшись ни разу с тех пор на родину. Рерих не сочиняет своего Камня с символами добра и зла, а обращается к известному историческому памятнику.

В качестве прототипа краеугольного камня мироздания художник взял уникальный шедевр искусства викингов - Йеллингский камень. Эта массивная глыба высотой 2,5 метра была воздвигнута примерно в 986 г. Кусок гранита с красными прожилками из Йеллинга представляет собой трехгранную пирамиду. На ее центральной плоскости изображено Распятие, на правой боковой грани выбита руническая надпись, а левую боковую грань украшает великолепная резьба - стилизованный лев, стоящий на трех лапах, и охватившая его тело кольцами змея. Вселенский смысл изображения на камне проявляется благодаря выбранной Рерихом цветовой характеристике. Художник отошел от нанесенной в свое время тонировки и окрасил его палитрой космического пространства - иссиня-черной с изумрудно-сапфировыми блестками. Мы видим как бы осколок далекого звездного неба или сгущенную на много порядков межгалактическую материю. К открытию своей Лондонской выставки 1908 Рерих написал пояснительную легенду к эскизу своей настенной фрески. Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово». За стенами, по широкой долине в тубы трубят.

Все спокойно, и добро, и зло. На нем мир стоит. Бытие все на камне узорами начертано. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Непутевый не разбил бы их сокровище. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы. Всем конец придет. Весь озарён светом Божиим стоит град избранных. А страж его — великий ангел: как свет, одежда светлая и распростёрты крылья белые, копьё в руках.

Там с праведными сирины вкушают золотые яблоки, поют песни песневые, утешая святых угодников. Там ни печали, ни воздыхания. Там жизнь бесконечная. Долог, труден путь протягливый до рая пресветлого. Много было великих подвижников, много было званых на пир в пресветлый рай, и не увидели они света Божия, неизбранные, не дошли они до камня рубежного, где сторожит великий ангел; как свет, одежда светлая, и распростёрты крылья белые, копьё в руках. Кому же открыты врата райские? И кто избранный из позванных? Чистое сердце кипенное, творящее волю Божию, — от Бога избрано, — сердце, в туге измаявшееся, — от Бога избрано, — сердце раненное, — от Бога избрано, — сердце открытое к беде людской и горестям, — от Бога избрано, — сердце обрадованное, благословляющее, — от Бога избрано, — сердце униженное, — от Бога избрано, — сердце, от обиды изнывшее, — от Бога избрано, — сердце, пламенное правды ради, — от Бога избрано, — сердце, измучившееся о неправде нашей, — от Бога избрано, — сердце кроткое, — от Бога избрано, — сердце, готовое принять и последний грех ради света Божьего, ради чистоты на трудной земле в сём свете жестоком, — от Бога избрано, — сердце великое Матери Света, Богородицы, восхотевшей с нами мыкаться, с нами горевать и мучится, с нами, последними, с нами, обречёнными, — вот сердце от Бога избранное, вот кому открыты врата райские [26, с. Художник, не знаю почему, позже уничтожил эту картину, производившую на меня большое впечатление. Мог ли Н.

Рерих придать такие выражения ликам ангелов? Как видно из названия, художник лелеял мечту сделать фреску на эту тему, придавая ей большое значение. Картина представляет собой огромное, почти квадратное по форме полотно, площадью около семи квадратных метров. Ангелы в торжественном молчании охраняют его. Рядом — древо жизни с птицами на ветвях. По-видимому, Рерих изобразил в этой картине легендарный камень Чинтамани Шантамани , носитель неисследованных космических энергий, о которых повествуют сказания народов Индии и Тибета. Легенда о камне связана с Шамбалой, о которой Рерих узнал из различных источников... Держава Рериха. Религиозным темам посвящены несколько картин Рериха. Наиболее известные среди них — «Сокровище ангелов» 1905 и «Пещное действо» 1907.

К картине « Сокровище ангелов» художником была написана пояснительная легенда: «...

Краеугольный камень. На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано.

Пуще всего хранят камень архангелы. Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит.

И, конечно, удивительно, что он сохранился до нашего времени.

Ещё одно открытие для зрителей — иконостас, созданный Рерихом для одного из частных пермских храмов. Интересно, что у Рериха в любой работе есть "говорящие" детали. На иконостасе один из ангелов показан без нимба. Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния.

И, наконец, третья, не менее удивительная работа, приковавшая к себе взгляды зрителей, — "Сокровище ангелов".

Обычный советский коллекционер был человеком безденежным, поэтому, чтобы купить хорошую вещь, он должен был продать несколько вещей средних. Таким образом, коллекция очищалась от вещей второстепенных, повышался ее класс. А Ростропович с Вишневской всегда прекрасно зарабатывали, им не нужно было ничего продавать. Поэтому на аукционе будет несколько вещей, обозначенных как Russian school, After Andropov, Studio of Borovikovsky — и так далее. Но это вовсе не фальшаки! Ни в коей мере! Просто на начальной стадии собирательства они иногда покупали вещи с неустановленным авторством. Да и доступа к международным аукционам с их строгим отбором у них еще не было. Но зато наряду с этим мы увидим в их собрании и абсолютные шедевры — Брюллова, Тропинина, Боровиковского, Рериха, Малявина, Гончарову, Ларионова, Александра Бенуа, Бориса Григорьева, Кустодиева, знаменитый репинский портрет Чуковского, еще более знаменитый портрет Феликса Юсупова работы Серова, уникальный фарфор императорского завода, вазы, люстры...

Сказка, а не аукцион!

Сочинения по картинам 5-9 класс

  • Держава Рерихов - Щит Культуры
  • Сокровище ангелов
  • НИКОЛАЙ РЕРИХ
  • Сокровище Ангелов, 1905
  • «Камень мудрости» – космический образ в творчестве Н.К. Рериха
  • Богатый славой. Вопреки - Тренды, артефакты, технологии - Axiart

В Новой Третьяковке – выставка Рериха

XX века ~ Рерих Николай Константинович (1874-1947) ~ Сокровище Ангелов, 1905. Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное. Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин. Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др.

Сокровище из созвездия Орион

Провенанс картины 'Сокровище Ангелов'. Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также. символы чего начертаны на камне». Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха “Сокровище Ангелов” из Государственного комплекса “Дворец конгрессов” в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). просмотрите отзывы путешественников (119 шт.), реальные фотографии (207 шт.) и лучшие специальные предложения для Москва, Россия на сайте Tripadvisor.

СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ

Их назначение — служить Единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям. Лермонтов пишет: По небу полуночи Ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге Великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли7.

Известны многочисленные изображения Ангелов художниками разных эпох. Начиная с IV века Ангелов изображали в человеческом облике с двумя крыльями. В раннехристианском искусстве они... Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных Ангелов; именно такие Ангелы с трубами...

В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не "грозные" Ангелы, но исполненные мягкости и кротости; часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, Ангелы — дети»8. Ангельские «чины» часто называют «хорами», так как они «непрестанно прославляют Бога песнопениями. Конечно, ангельское пение люди не могут воспринять на слух, это "музыка" небесных сфер... Оставаясь для большинства людей невидимыми, они являлись Святым и Апостолам, о чём имеется много свидетельств.

Так, на фреске Джотто «Сон Иакова» изображён летящий легкокрылый Ангел. В Откровении Святого Иоанна сказано: «И видел я... Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные... Будешь строить Царство и в нём Храм будущий".

И потом Вестник загорелся серебром и листья дерева стали прозрачными и радужными. И после затрепетал воздух и всё пришло в обычный вид»11. Святому Сергию также сослужил Пламенный. Вот видит Исаакий в алтаре четвёртого, чудного Образом, сослужащего им.

На первом выходе с Евангелием Он шёл за Преподобным, и весь Облик Его так сиял, что Исаакий не мог смотреть на Него, и чудо это разрешило уста его, и он спросил рядом стоявшего Макария, который, казалось, тоже видел необычайное явление, не знает ли он, кто сей дивный Муж? По окончании литургии оба ученика обратились к Сергию, прося объяснить виденное ими. Сергий вышел из церкви, не промолвив ни слова, но когда вошёл в келью свою, сказал им: "Чада мои, если Господь уже открыл вам тайну сию, то и я не могу утаить от вас, что виденный вами был Ангел Господен, и не только теперь, но и всегда бывает такое посещение Божие мне, недостойному, во время совершения Божественной Литургии. Вы же сохраните сие в тайне до исхода моего"»12.

Видела нередко Ангелов и на людях: "Потому что часто бывают они среди людей, но люди их не видят, а я вижу"»14. Этой темой вдохновлялись многие мастера живописи. В Евангелии приводятся свидетельства о явлении Ангелов Христу и Его ученикам. Так, Христос, зная, что близится час, когда Он будет схвачен стражниками, молился в саду Гефсиманском, говоря: «"Отче!

О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет". Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его»15. Вспомним описанную в Евангелии встречу Марии Магдалины с Ангелом, произошедшую после распятия Христа.

Безутешная, она пришла посмотреть гроб. Также известен случай чудесного спасения Ангелом апостола Петра, которого заключил в темницу Ирод Агриппа, преследовавший учеников Христа.

Это обнаруживается очень ясно в его декоративных композициях, в графических работах и даже в самой манере письма. Между холстами Рериха есть тонко обласканные кистью, бархатные ковры с обдуманной выпиской деталей. Но есть написанные густо, тяжелыми, слоистыми мазками: они кажутся высеченными в каменных красках. И во всем стиле его рисунка, упрощенного иногда до парадоксальной смелости, как будто чувствуется нажим каменного резца.

С этой точки зрения искусство Рериха гораздо ближе к примитивизму Гогена, чем к народническому проникновению кого-нибудь из русских мастеров. Но Гоген — сын юга, влюбленный в солнечную наготу тропического дикаря. Подобно финляндским примитивистам, Рерих — сын севера. Каменный север — в его живописи: суровость, угрюмая сила, нерадостная определенность линий, цвета, тона. И если иногда его картины, особенно ранние, неприятно темны, то причину надо искать не в случайном влиянии В. Васнецова или Куинджи под руководством которого он начал работать , но в сумрачном веянии сказки, околдовавшей его душу.

И если в его картинах вообще нет светлого полдня и так редко вспыхивают солнечные лучи, то потому, что образы являлись к нему из хмурых гробниц времени. Солнце — улыбка действительности. Солнце — от жизни. Думы о мертвом рождаются в сумраке. Точно замкнул себя волшебным кругом, где все необычайно, как в недобром сне. Темное крыло темного бога над ним.

Нам жутко. Нерадостны эти тусклые, почти бескрасочные пейзажи в тонах тяжелых, как свинец, — мертвые, сказочные просторы, будто воспоминания о берегах, над которыми не восходят зори; и когда загораются в них яркие пятна и нежные просветы, мы видим не солнце, а мерцания драгоценных камней и перламутровых раковин на дне подводных пещер. И нам понятно, почему одна из лучших картин Рериха — «Зловещие»: черные птицы у моря, неподвижные вороны на серых камнях, пугающие мысль недоброй сказкой. То же зловещее молчание идет от большинства картин. Перед ними не хочется говорить громко. На шумных выставках они кажутся из иного мира.

Древние, холодные полумраки севера — недобрые шепоты темного бога. Ими овеяны не только люди и звери и сообщница их, природа; святые и ангелы Рериха так же странно нерадостны, почти демоничны. В его религиозных композициях отсутствует все умиленное, светлое, благостно-невинное; пламя христианства погашено мрачной языческой ворожбой. Можно открыть нажатием курсора Помню, я почувствовал это впервые, любуясь огромным эскизом церковной фрески «Сокровище Ангелов»... Громадный камень, черно-синий с изумрудно-сапфирными блесками; одна грань смутно светится изображением Распятия.

Символистская реминисценция поэтической концепции Ницше об одиноком взращивании духа в горах, связывающая разные этапы биографии художника, в свое время оказала сильное воздействие на его воображение. Глубокое увлечение Рериха культовой для символистов книгой «Так говорил Заратустра» нашло отражение как в его письмах, в одном из которых он сравнивает себя и свою будущую супругу с «природными ницшеанцами»[24], так и в творчестве.

Причем и в литературе, и в искусстве художественными элементами, связующими образные системы Рериха и Ницше, является целый ряд сквозных мотивов: иконографических - горы и небо, проводящие тему духовного отрешения, воспарения; колористических - голубой тон голубые тропы, по которым бегут к золотому чуду[25] , огненный, со всей амплитудой пламенеющих оттенков от лилового до мглисто-золотистого; семантических - пламень, символизирующий огонь пылающего знания, горения, свечения, тайны. Даже знаковая в концептуальном плане повесть Рериха «Пламя. Письмо » 1918 , синтезирующая вымышленную фабулу с отдельными автобиографическими мотивами[26], несет на себе отзвуки идеалистической поэтики «Заратустры», наглядно давшего о себе знать в 1931 году визуальным эхо одноименной картины «Заратустра», 1931, Государственный музей Востока. В 1902 году Галлен-Каллела напишет работу «Остров мечтаний» Художественный музей Турку, Финляндия , в основе которой аллюзия на картину Бёклина о путешествии в бесконечность, сблизив художественные грезы с вечностью. Одной из причин подобного атрибуционного расхождения стало создание нескольких эскизов[30] композиции, заключавшей в себе не только панегирическую, но и погребальную символику. Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения, принадлежность к которому была одной из главных функций искусства с древнейших времен, - с идеей сопровождения усопших в царство вечной жизни. Дело в том, что «Сокровище Ангелов» изначально задумывалось как часть эскиза стенописи усыпальницы князя В.

Тенишева - мужа М. Тенишевой, с 1900 года строившей в своем имении церковь Преображения Господня, - в Талашкине. Во многом под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила название на храм Святого Духа. Замысел стенной росписи воплощен не был. Это вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России»[31]. В России полотно «Сокровище Ангелов» как самостоятельное произведение было показано позже, чем в Европе Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908. Широкая публика впервые с ним могла познакомиться с января 1909 года в «Салоне», устроенном критиком и единомышленником Рериха С.

В «Сокровище Ангелов», как в визуальном каноне, явлен контрапункт двух главных духовных измерений человеческой жизни: на уровне считываемой иконографии мы видим иерархически выстроенную Божественную природу «нового неба и новой земли» - жизнь вечную; на уровне скрытых внутренних чувств - неявную повесть о пути души, уже сделавшей свой выбор в земной юдоли добра и зла и постигающей дальнейшую судьбу за границами материального мира. Реквиемообразная интонация очень важна в контексте формирования музыкальной ауры, которая наполняет это одно из наиболее лиричных и в то же время торжественно-религиозных произведений Рериха. Камень как образ, символически выражающий средоточие Абсолютной истины, - сквозная тема всего творчества художника, которого Максимилиан Волошин, например, также одним из первых сравнил с камнем[33]. Неслучайно он появляется и в апокалипти- чески озаренном каменном нагромождении одной из наиболее эсхатологических по звучанию композиций «Героической сюиты» «Спрятанное сокровище» вариант названия: «Клад захороненный», 1917, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , и в сияющем огненным дыханием духа «камне мудрости» на седле несущего это «Сокровище Мира» коня «Сокровище Мира - Чинтамани», серия «Его страна», 1924, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , возникающего затем как символ космической гармонии в овеянной розово-голубым прозрачным светом композиции «Конь счастья» 1925, Нижегородский государственный художественный музей , входящей в живописную сюиту художника о приходе Мессии в Азию «Майтрейя» 1925, Нижегородский государственный художественный музей. Примечательно и то, что ставшее концептуально «краеугольным», программным в творчестве художника полотно «Сокровище Ангелов», принадлежавшее Елене Ивановне Рерих, находилось в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке открыт 17 ноября 1923 года , украшая центральную лестницу[34]. У Рериха был особый, отличный от других русских художников эпохи символизма круг тем, связанный с архаическими славяно-скандинавскими, «варяжскими» пластами истории Древней Руси, что изначально действительно было навеяно серьезными занятиями археологией. Сюжетная сторона творчества художника опиралась на внутренние, «архаические» слои его интересов как историка, археолога, одаренного поэтической интуицией мыслителя[35] причем если перенести этот научный потенциал в сравнительную с художеством область, то характеристика «археолог-охотник» имеет прямое отношение к темпераменту Рериха, упорного и деятельного.

Научная проработка материала сопутствовала формированию образной системы Рериха на протяжении всей его жизни, позволяя синтезировать знания в образы. Так, например, в сохранившемся в Русском музее альбоме Рериха с записями об археологических раскопках[36] можно найти зарисовки курганов, абрис которых, стилизованный под узор, получил новую ипостась образной жизни в трансформированных пейзажных мотивах символистских работ художника, в частности в картинах «Заклятие земное» 1907, ГРМ , «Залив» 1917, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , отдельных эскизах декораций «Половецкого стана» к опере «Князь Игорь» 1908-1909. Здесь стоит вспомнить и реальные натурно-практические опыты художника, связанные с его поездками: сначала от Ладоги до Новгорода 1899 , а затем по старинным городам России, путешествие по которым легло в основу высокохудожественной серии архитектурных этюдов 1903-1904 годов[37]. Однако, отдавая должное научным интересам Рериха, следует отметить, что интуиция постижения прошлого а память о родовом синкретичном язычески-христианском начале прошлого оказывалась незавершенной с течением столетий в процессе творческого воплощения замысла уводила художника от сухой фактографии в область поэтического мифологизма, задачи которого сводились к созданию образно убедительного, «аутентичного» внутреннему представлению о старине визуального произведения. Примечательно, что этот новый механизм отражения прошлого сквозь призму современного мироощущения отметил уже Николай Гумилев в упомянутой выше статье о выставке нового русского искусства в Париже, «королем» которой, по мнению поэта, стал именно Рерих: «Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля, что еще интереснее, старинной жизни. Поэтому здесь старательно изгнан элемент антикварности или подражательности, и художники еще раз хорошо доказали мысль, что тот, кто действительно поймет и полюбит русскую старину, найдет ее только в своем воображении»[38]. Поиск «неподдающейся формулы убедительности» в «художественном понимании дела старины»[39] вел Рериха, как и других мастеров модерна, в частности художников «Мира искусства», не под землю, а устремлял ввысь, в ту поэтическую область, которая над землей[40].

В искусстве эпохи модерна обе грани художественного постижения темы прошлого - историческая и поэтическая - объединялись творческим началом лирической веры в значимость душевной жизни личности. Именно этот «метафизический произвол души», основанный на чуткой интуиции подобий, это «душевное напряжение слуха и зренья», как охарактеризовал творческий процесс А. Толстой, строки которого приведены Рерихом в его «Очерке русского художества в 1896 году»[41], будет одним из ведущих голосов в постижении незримой истории в искусстве начала XX века. Родство между визуальным и вербальным выражением поэтической системы образов было на творческом уровне освоено как художниками модерна, так и поэтами, писателями, что, в частности, подтверждает сближение Рериха с организованной Сергеем Городецким группой «Краса» 1915 , в которую входил Алексей Ремизов и Вячеслав Иванов. Отметим, что и музыка играла большую роль в эмоциональной жизни Рериха, который мог бы назвать себя не только «природным ницшеанцем», но и «природным вагнерианцем». Лихтман писала в очерке «Рерих в музыке»: «... Весь Парсифаль, и Валькирия, и полный набор других вагнеровских опер сопровождали художника во всех его странствиях»[42].

Это нашло прямое отражение и в работах мастера, причем не только в конкретных тематических композициях, сюжетно связанных с музыкальными постановками эскизы декораций к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», 1912, Государственный центральный театральный музей имени А. Бахрушина, Москва , но и в вагнеровской теории повторяющихся лейтмотивов в нашем случае - визуальных , а также в самой формотворческой логике - в склонности мыслить сериями, в которых «ряд картин подчинен одной сущности»[43]. На протяжении всей жизни Рерих постоянно развивал эту идею, задумав множество циклов воплотившихся полностью или частично. Приведем названия лишь некоторых из них при этом отметим, что близкие по семантике и иконографии мотивы варьируются Рерихом и вне серий : «Начало Руси. Славяне» 1897-1902 , цикл работ на общую тему «Древняя Русь» 1900-е , «Богатырский фриз» 1910 , «Карельская сюита» 1917 , «Героическая серия» авторское название - «Heroica» сюита, 1917 , серия «Вечные всадники» 1918 , живописная сюита «Мечты мудрости» 1920 ; «Sanrta» «Святые», 1922 , серия «Мессия» 1923 ; притчевые по характеру - «Его страна» 1924 , «Зарождение тайн» 1924 , «Тибетский путь» 1924 , «Сикким» 1924 , «Знамена Востока» 19241925 , «Майтрейя» 1925 ; пейзажные серии с элементами динамичного символико-цветового абстрактного начала в трактовке природных стихий - «Океан» 1922 , «Гималаи» 1924 , «Святыни и твердыни» 1925 ; и другие. В основе художественного мышления Рериха лежала циклическая модель восприятия времени, что было одним из главных структурообразующих начал визуально-семантической системы стиля модерн.

Руководившие художниками этого времени творческие принципы стержневые элементы в формировании их образного мира были напрямую связаны с поэтическими аспектами восприятия настоящего как духовно насыщенной целостности, замкнутой герметичной в своем единении с прошлым сферы, ориентированной не столько на горизонтальное земное движение в будущее, сколько на вертикаль устремленности в божественную бесконечность: «Пока цепляемся за нити, идущие в высоту, - мы счастливы и живы»[44]. Был ли модерн, знаменовавший собой пластический эквивалент внутренних чаяний рубежа XIX-XX столетий, очередным созидающим прекрасное великим заблуждением, как и все преходящие усилия человека придать стилистическую форму времени и удержать в ней чувствуемую за жизнью глубину, - тема философского размышления. Подлинные интенции искусства в творчестве любого крупного мастера по сути область неуловимого, однако индивидуальный путь к этому неуловимому восстановим по тем визуальным приметам, что сгруппированы временем в произведениях разных периодов жизни художника. В настоящей статье «хотелось только намекнуть, что мы видим, что мы слышим»[45] при встрече с искусством Рериха по существу его главной идеи. Одна из «призм» восприятия визуальной поэтики Рериха показывает то, что именно образы, берущие свои истоки в России эпохи модерна, стали темой постоянных внутренних возвращений художника, позволявших обрести собственную мелодически узнаваемую интонацию, индивидуальный лад, служивший основанием в «странническом» пути его творческих поисков. Почти все итоговые визуально-поэтические и пластические качества образного мира Рериха были заложены в его искусстве уже в эпоху модерна, причем не только заложены, но и развиты на материале тем и сюжетов, характерных для неоромантических и символистских интересов времени. Общая же динамика становления художественного языка Рериха связана с движением его мышления от исторического аспекта выражения времени к философскому, от стихийного чувства природы к универсальному космизму, проявленному с помощью реалистических мотивов, но, в силу цветовой и ритмической трактовки, порой захватывающих с силой абстрактной поэзии, что очевидно при рассмотрении горных облачно-горных пейзажей художника, созданных в 1920-1940-х годах.

Наряду с натурно узнаваемыми или интерпретированными в притчевом духе изображениями камней, заливов и гор у Рериха есть такие образы, которые, как в совершенных абстрактных композициях, прорываются за постижимые зрением пределы, словно говоря, что в визуально или вербально отраженных впечатлениях есть та высшая мера бесконечности, которой нет у земных морей, гор, вообще у всех тех поэтически притягательных физических высот, которые лишь намекают о возможности жизни в бесконечном. В этом и заключается уникальное, выраженное в художественной форме на примере разных иконографических мотивов личное высказывание Рериха о живущем в человеке Абсолютном начале. Рерих Н. Малларме С. Песни Мальдорора. Эрнст С. Далее: Эрнст С.

Книга первая. Обычно это означает выполнение какого-либо из следующих условий. Оно было впервые опубликовано до 1 января 1929 года, а его автор умер[1]: до 1 января 1950 года или в период между 1 января 1950 года и 1 января 1954 года, не работал во время Великой Отечественной войны и не участвовал в ней. Произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом до 1 января 1929 года, и имя автора не стало известным в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905.

Держава Рерихов - Щит Культуры Еще одно открытие выставки – огромное полотно "Сокровище Ангелов", которые впервые покинуло "Дворец конгрессов" в Петербурге.
Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни».

СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ

Просто на начальной стадии собирательства они иногда покупали вещи с неустановленным авторством. Да и доступа к международным аукционам с их строгим отбором у них еще не было. Но зато наряду с этим мы увидим в их собрании и абсолютные шедевры — Брюллова, Тропинина, Боровиковского, Рериха, Малявина, Гончарову, Ларионова, Александра Бенуа, Бориса Григорьева, Кустодиева, знаменитый репинский портрет Чуковского, еще более знаменитый портрет Феликса Юсупова работы Серова, уникальный фарфор императорского завода, вазы, люстры... Сказка, а не аукцион! Я не раз видел, как на аукционах дилеры не сводили глаз с Вишневской, и, как только она начинала за что-то торговаться, пытались ее перебить.

Ростроповича» — имея в виду купить всю коллекцию целиком и вернуть в Россию. Подумать только, что вся эта изумительная коллекция, которая собиралась пятьдесят лет, стоит меньше, чем один симпатичный молодой хулиган с пляжа Капокабана, насобачившийся ловко гонять футбольный мяч. Так и хочется уговорить какого-нибудь очередного Ваксельберга или Абрамовича развязать мошну и увезти все в Москву. При всем моем глубоком уважении к «Новой газете» и еще большем уважении к Михаилу Сергеевичу Горбачеву, я с ними согласиться не могу.

Если мы хотим быть частью европейской и мировой культуры, нам не надо продолжать политику большевиков и прятать все наши художественные сокровища в запасниках российских музеев.

В заметке о выставке говорилось: «Особенное внимание обращает на себя обширный отдел картин и этюдов Н. Рериха Среди почти пятидесяти полотен Н. Рериха, украшающих выставку «Салона», ярко выделяется известная, обширная композиция «Боя», приобретенная за 5000 рублей московскою Третьяковскою галереей. Такой же своеобразностью отличается и огромное панно «Сокровище Ангелов», воспроизводимое в настоящем нумере «Огонька» [2]. Далее сообщалось: «Воспроизводим отклики художников на наше приглашение добавить пояснительный автограф к их картинам». По просьбе редакции Рерих объяснил сюжет «Сокровище Ангелов» так: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный Камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на Камне» [3]. Так впервые в творчестве Рериха появилась тема «камня мудрости» — таинственного, сакрального предмета. В 1904 году Рерих выполнил эскиз к этой картине под названием «Архангел», принадлежавший княгине М. Тенишевой; в сборнике «Рерих» 1916, под ред.

Левитского он воспроизводится как «Эскиз к «Сокровищу Ангелов»». Впервые он был помещен в журнале «Золотое руно» [4]. В эскизе представлен архангел, стоящий у «древа жизни». Вскоре Рерих завершил огромное, почти 12 кв. В картине на первом плане помещена композиция — архангел у «древа жизни». Рядом с архангелом возвышается Камень, испещренный таинственными знаками и сияющий синим светом. На Камне изображено Распятие. Поэт Вольфрам фон Эшенбах в поэме «Парсифаль» ввел мотив драгоценного Камня, источника творческих сил, мудрости и блаженства. В этом произведении поэт обратился к старинной легенде о Святом Граале: по преданию Иосиф Аримафейский собрал в чашу кровь Иисуса Христа [5]. Интересно отметить, что основной темой поэмы Вольфрама Эшенбаха является не чаша, а Камень, принесенный ангелами на землю и «обладающий чудесной силой» [6].

Согласно преданию, Камень находится на священной горе, куда нет входа недостойным. Известно, что легенда о Камне восходит не к средневековью, а к еще более древним временам и пришла в Западную Европу из глубин Азии. Предположительно, о «Камне мудрости» было известно не только в Монголии, Индии и Тибете. В легендах говорится, что частичкой Камня владел царь Соломон. В «Откровении» св. Иоанна Богослова также упоминается некий магический Камень: «Побеждающему дам вкушать сокровенную Maнну и дам ему белый Камень, и на Камне написанное новое имя, которое Никто не знает, кроме того, кто получает»Впервые эту цитату привел Р. Рудзитис [7]. Возникает вопрос: знал ли Рерих эту легенду до своих экспедиций по Монголии, Тибету и Индии? Вопреки распространенному в литературе утверждению, что художник познакомился с легендой о Камне лишь в Индии, можно смело сказать, что он знал ее уже в Петербурге. Существует целый ряд источников, которые позволяют сделать такой вывод.

В 1890—1891 годах наследник Российского престола, будущий император Николай II совершил путешествие по странам Востока на яхте «Память Азова». Путь шел из Греции и Египта в Индию. Посетив ряд индийских городов, в их числе Мадрас, Калькутту, Бенарес, и остров Цейлон, путешественники направились в Сингапур, Бангкок и Японию. Наследника сопровождал востоковед князь Э. Ухтомский [8]. Во время путешествия им была собрана большая коллекция произведений искусства, отражающего религиозные верования народов Индии. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена общедоступная выставка предметов буддийского культа, привезенных князем Э. Ухтомским из путешествия. Был издан каталог с перечислением всех представленных предметов, в том числе и многочисленных даров, преподнесенных во время путешествия наследнику [9]. Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, никогда не упоминали исследователи.

В 1893—1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э. Ухтомского, где подробно описывалось путешествие. Основное внимание автор уделил предметам религиозного культа, изучению сходных черт в верованиях буддийского населения России с буддистами Индии, Китая и Бангкока, а также высказал мысль о необходимости изучения «таинственной культуры Тибета с исходящим от него мистическим светом» [10]. В книгах — что самое главное — помещены фотографии памятников культуры и связанные с ними легенды. В частности, среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» — драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности». В книге также помещены среди фотографий статуэток различных божеств — фигура Авалокитешвары, «хранителя от Зла» — и Майдари, о котором говорится: «Так называют монголы древнеиндийского Майтрейю, своего рода Мессию, который придет обновить мир, погрязший во грехе» [11]. По материалам собрания Ухтомского в 1900 году в лейпцигском издании Ф. Брокгауза вышла книга А.

Грюнведеля о мифологии буддизма [12]. Книга знакомит с главнейшими индийскими и тибетскими легендами, отраженными в предметах изобразительного искусства, в том числе и Камне Чинтамани. В книге А. Грюнведеля, к примеру, помещена фотография статуэтки коня, несущего Чинтамани. Статуэтка, как сказано в ее описании, выполнена из кости, украшенной эмалью и золоченой бронзой. Воспроизведены также божества — Зеленая Тара, Джама, бог ада и другие, в руках у которых непременным атрибутом является «Камень мудрости» [13]. Приведена легенда о появлении Камня на земле: «История древнего королевского Тибета рассказывает, что однажды, во времена владычества короля Лха-то-тори, во дворец упало с неба несколько чудесных предметов, среди них: золотая ступа, книга, ящичек с чудесным драгоценным камнем Чинтамани. Король не понял значения этого дара, и Голос с неба объяснил ему, что во время владычества пятого Наследника короля будет понято применение этих предметов. Король положил их в сокровищницу. Умер он в глубокой старости, и его дух, как и дух его супруги, перешел в статую бодхисаттвы Авалокитешвары, находившуюся в Лхасе» [14].

Далее рассказывается, что «король Индрабхути, желая исчерпать все сокровища мира, принес с одного далекого острова чудесный камень, исполняющий все желания, называемый Чинтамани [15]. Возможно, Камнем владел Падмасамбхава, «Наставник Тибета», родившийся, согласно легенде, из цветка лотоса.

Что-то никак они у нас не дорастут до уровня Мамонтова, Морозова, Рябушинского, того же Третьякова, чья галерея почти не пополняется, увы, современными поступлениями см.

Единственное, что вспоминается, это яйца Фаберже, приобретенные Вексельбергом. Но и подлинность их еще требует доказательства, и сам Фаберже не столь годится на роль гениального сына России, как Репин, Рерих или Ростропович… Нет, конечно, в Лондоне, где и проводится Сотбис, сейчас более чем достаточно наших небедных соотечественников. И многие из них могут захотеть приобрести что-нибудь из коллекции Ростроповича, чтобы потом высиживать, как яйца Фаберже, и изредка демонстрировать немногочисленным гостям из своего круга.

Но это совсем не те люди, в чьи руки русские аристократы или сам Ростропович доверили бы хоть что-то — хоть юсуповский фарфор, хоть репинский рисунок… Редакция и акционеры «Новой газеты», президент СССР Михаил Горбачев и депутат Госдумы РФ Александр Лебедев мы уверены в них , а также их соратники в российском бизнесе обращаются к устроителям аукциона Сотбис с просьбой снять с торгов коллекцию М. Вдова музыканта Галина Вишневская выразила желание и согласие продать коллекцию целиком при условии, что она останется в России. И, может быть, понять, что было дорого Мстиславу Ростроповичу в русской культуре.

От редакции. Мы гарантируем аукциону Сотбис, что его доброе имя всегда будет упомянуто на экспозициях коллекции. Это тем более важно сейчас, когда отношения между Россией и Великобританией переживают не лучшие времена.

Однако, есть среди произведений выдающегося художника значительная часть картин — их более тысячи, — которые постигла участь долгие годы быть скрытыми от публики. Эти работы размещались в 24-этажном здании Музея Н. Судьбе этих картин посвящена статья английского искусствоведа и исследователя творчества Н. Картины Николая Рериха, найденные в американском университете Арчер К. Почти за полмиллиона фунтов стерлингов его приобрёл Мстислав Ростропович. Эта картина 1905 года, выставлявшаяся при жизни художника пятьдесят раз, десятки лет пролежала, свёрнутая в рулон и забытая вместе с сотней других его работ, в музее Роуз Арт в университете Брандайс в штате Массачусетс, недалеко от Бостона.

Как произошло, что этот не очень известный музей в Новой Англии стал обладателем такого значительного собрания работ русского художника? Почему эта коллекция хранилась в безвестности в течение столь долгого времени? И, наконец, какое стечение обстоятельств способствовало её неожиданному обнаружению? Почти вся коллекция была распродана в 1998 году, и, хотя официально работы из этого собрания никогда прежде не экспонировались, они сразу же вызвали серьёзный интерес искусствоведов и коллекционеров 1. Николай Рерих 1874-1947 приехал в Америку в 1920 году. Эмигрировав из революционной России, он сначала жил в Финляндии, а затем в Англии. С 1920 по 1922 годы художник путешествовал по Соединённым Штатам с выставкой своих работ 2.

Осев на Вестсайде Манхэттена, где проживали эмигранты из России в большинстве — художники и интеллигенция , Рерих организовал там выставочный центр, издательство, театр-студию и общество по пропаганде искусств 3. К 1929 году все эти учреждения и постоянная выставка его собственных работ разместились в 24-этажном здании Музея Рериха на Риверсайд Драйв 4. Большой каньон. Холст, темпера. По совету друзей, знавших о пристрастии Рериха к изображению гор и скал, художник посетил Монеган на побережье штата Мэн, пустыню недалеко от Санта-Фе в Нью-Мексико и Аризону. Аризона на редкость соответствовала его чувству монументальности. В Большом каньоне он писал природное образование, называемое замком Исис.

В этой работе Рериху удалось передать загадочность ущелья, меняющего свой цвет в лучах заходящего солнца Пятнадцать лет спустя, в 1935 году, когда Рерих возглавлял государственную американскую экспедицию в Монголии, директор музея Луис Хорш завладел зданием и его содержимым. С фасада здания он убрал имя Рериха и вывез работы художника. В течение нескольких десятилетий по милости Хорша более 1000 произведений Рериха были скрыты от публики 5. Через тридцать семь лет, в 1971 году, Хорш передал лишь одну десятую часть этого собрания около 100 работ университету Брандайс, одним из попечителей которого была его дочь 6. Произведения, попавшие в собрание Брандайс, считались лучшей частью того, что в университете называли «коллекцией музея с Риверсайд». Некоторые украшали университетские офисы, но большинство работ лежало стопками на стеллажах в хранилище университетского музея Роуз Арт. Кураторы музея охотно помогали тем редким искусствоведам, которые, прознав о коллекции Рериха, приезжали в Массачусетс 7.

Однако произведения прославленного живописца не были выставлены в постоянной экспозиции музея, как работы его современников Давида Бурлюка и Павла Челищева.

СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ

Loan Exhibition , что означает «одолжено для экспозиции». Статус таких картин Н. Рерих ясно и четко обозначил в своей записке адвокатам в конце 1935 года и в копии З. Лихтман Фосдик [1] , чьим архивом давно занимается г-н Энтин.

В этой записке Николай Константинович подчеркивает, что «группа картин, написанных в Азии от 1923-го до 1929 года, была передана мною Музею за цену, определенную Советом Трестис в двести тысяч долларов», но за неимением такой суммы она «остается за Учреждением» [2] как долг, который художник вовсе не собирался востребовать. Тем более что, согласно Декларации 1929 года, подписанной всеми Учредителями Музея и в том числе четой Хорш, коллекция Музея Рериха с 1929 года передавалась в дар американской нации. Однако в провенансах, сведениях о картинах об этом факте никогда не сообщается, как и о статусе временного пребывания некоторых картин с указанием их владельцев — Н.

Рерих — там, где это положено. Нет в них и ссылок на официальный каталог 1930 года Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, в отличие от архивных списков музея, на которые последнее время любит ссылаться Г. Трепша, он опубликован и всегда рассматривался и самим Н.

Рерихом, и исследователями его творчества как важнейший источниковедческий и юридический документ. В этой связи законное недоумение и возмущение вызывают запутанные сведения о картине Н. Рериха «Еще не ушли» в каталоге Кристис 2008.

Рерих в 1935 году, «безусловной собственностью Музея» [3]. О факте связи картины с Музеем упоминается лишь в конце списка литературы. Весьма странно!

Однако благодарность за предоставление каталожных сведений по-прежнему выражается старшему исследователю Музея Рериха в Нью-Йорке синьору Гвидо Трепша. Трудно представить, что нынешние сотрудники американского музея не умеют читать собственные архивы и издания. Те же претензии следует отнести к провенансу картины «Цайдам».

По каталогу 1930 года она обозначена в составе Музея Рериха с аббревиатурой L. Но в провенансе об этом — ни слова, здесь история ее бытования начинается с... Именно он назван первым владельцем.

И даже, что случается крайне редко в каталогах аукциона, указан год, с которого Хорш «завладел» произведением, — 1935!

Программу сессии открывало сообщение Г. Дарузе — руководителя отдела изобразительного и мемориально-вещевого фонда общественного Музея имени Н. Рериха — «О доверии к провенансу при экспертизе и атрибуции произведений искусства. К постановке вопроса на примерах провенанса Кристис и Сотбис к картинам Н. Рериха ». Основные положения ее выступления прозвучали с трибуны конференции и вызвали большой интерес и понимание у специалистов. Дарузе «Дары» В последние два года в каталогах аукционов Кристис и Сотбис наметились странные тенденции, касающиеся сведений о происхождении картин Н. Поскольку за эту информацию аукцион всегда благодарит директора Музея Рериха в Нью-Йорке Даниила Энтина и «старшего исследователя» этого Музея Гвидо Трепша, будем считать, что наши вопросы адресованы прежде всего им.

И как коллегам по профессии, обязанным следовать принципам Кодекса музейной этики Международного совета музеев ИКОМ , и как хранителям наследия семьи Рерихов, перед памятью которых мы все имеем определенные моральные обязательства как перед Учредителями наших Музеев. В соответствии с принципами приобретения коллекций, сформулированными в Кодексе ИКОМ, все опубликованные организаторами аукционов сведения должны тщательно проверяться и подтверждаться документально. Проведенные нами предварительные исследования по провенансам картин Н. Музей Николая Рериха в Нью-Йорке. Loan Exhibition , что означает «одолжено для экспозиции». Статус таких картин Н. Рерих ясно и четко обозначил в своей записке адвокатам в конце 1935 года и в копии З. Лихтман Фосдик [1] , чьим архивом давно занимается г-н Энтин. В этой записке Николай Константинович подчеркивает, что «группа картин, написанных в Азии от 1923-го до 1929 года, была передана мною Музею за цену, определенную Советом Трестис в двести тысяч долларов», но за неимением такой суммы она «остается за Учреждением» [2] как долг, который художник вовсе не собирался востребовать.

Тем более что, согласно Декларации 1929 года, подписанной всеми Учредителями Музея и в том числе четой Хорш, коллекция Музея Рериха с 1929 года передавалась в дар американской нации. Однако в провенансах, сведениях о картинах об этом факте никогда не сообщается, как и о статусе временного пребывания некоторых картин с указанием их владельцев — Н. Рерих — там, где это положено. Нет в них и ссылок на официальный каталог 1930 года Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, в отличие от архивных списков музея, на которые последнее время любит ссылаться Г. Трепша, он опубликован и всегда рассматривался и самим Н. Рерихом, и исследователями его творчества как важнейший источниковедческий и юридический документ.

Государственная Третьяковская галерея Гуга Чохан.

Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративноприкладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.

Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив.

В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге. Специально к открытию выставки был завершен первый этап реставрации самого крупного произведения из собрания Третьяковской галереи — задника к легендарным «Половецким пляскам», представленным С. Дягилевым в 1909 году в Париже.

Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов

Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». Сокровище ангелов. ростропович, вишневская, аукцион, сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха – один из главных лотов торгов. Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов. Он посвящен русскому периоду Рериха. "Сокровище ангелов" – работа, которую обычно довольно сложно увидеть.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий