Во-первых, со следующего года в России запускается Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС). Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» был утвержден 26 декабря, сообщил секретариат первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова ТАСС. Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» станет для страны уже четырнадцатым по счёту. Также был разработан общероссийский классификатор по видам экономической деятельности для беспилотных авиационных систем.
МАИ представил беспилотные системы в индустриальном парке «Руднёво»
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с начала 2024 года, сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на заседании президиума правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиасистем. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Путин поручил создать в 11 регионах центры поддержки производства и испытаний БПЛА" в ленте новостей на сайте Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что на проект развития беспилотных авиационных систем (БАС) в России в 2024–2026 годах будет потрачено более 300 млрд рублей.
Гендиректор «БАС» отметил важность развития отрасли беспилотных авиационных систем
А на использование иностранных дронов трудно получить разрешение от службы сертификации, Росавиации и местной власти". По мнению предпринимателя и инженера, требуется финансовая поддержка как для фермеров, чтобы они могли покупать дроны, так и для производителей, чтобы имели возможность продавать летающие опрыскиватели в лизинг. Производить нужно 5-10 тысяч летающих беспилотников сельхозназначения в год, это не фантастика. В Китае на полях работают 200 тысяч дронов", - констатировал Чижов. А поддержкой производителей займется Белоусов".
Путин: "Предложения бизнеса должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации" Уже за полночь, на завершающем совещании Андрей Белоусов изложил президенту свое видение темпов дальнейшего развития отрасли. В 2023 году государство сделает заказ производителям на 4,4 млрд рублей и закупит эту технику. На период следующего бюджетного цикла с 2024 по 2026 год размер госзаказа составит 92 млрд, на период до 2030 года - 200 млрд. Предположительно, остальные покупатели закажут продукции не менее, чем на 800 млрд, так и получится тот триллион, который озвучил Путин.
К 2026 году планируется выпускать ежегодно 18 тысяч БВС, не считая сверхлегких. Владимир Путин дал правительству следующие поручения. Первое - необходимо снимать устаревшие административные, регуляторные, другие барьеры. Здесь прежде всего речь идет об устаревших регуляторных правилах", - добавил президент.
Второе - деятельность беспилотной авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий цифровые платформы. Третье - формирование кластерных площадок производства беспилотных авиационных систем и наземной инфраструктуры для них. Примером является создаваемый в Москве индустриальный парк "Руднево". Важнейшее условие развитие отрасли - это формирование спроса на отечественные беспилотники, прежде всего за счет государственного заказа и стимулирования гражданского заказа.
К данным тезисам президент добавил: "Предложения бизнеса, которые прозвучали сегодня, и которые он сформулирует в дальнейшем, должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации. Предстоит широко задействовать беспилотные авиасистемы для освоения, развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных социальных услуг".
В финансовом — свыше 50 млрд рублей. Эти данные будут регулярно актуализироваться», — добавил Василий Осьмаков.
Заместитель Министра транспорта Игорь Чалик рассказал, что для организации полетов беспилотных воздушных судов на всей территории России реализована система «Цифровая платформа», которая сейчас совершенствуется. Система подразумевает, что все вопросы, касающиеся БАС, будут решаться в сети Интернет — начиная с постановки беспилотных летальных аппаратов на учет и заканчивая оперативной выдачей разрешений на полет и определением районов, в которых можно выполнять полеты без дополнительных разрешений и заявок. В дальнейшем планируется интеграция системы в «Госуслуги», чтобы пользователи, в том числе силовые структуры, могли определить, что полет выполняется легально. Управляющий директор по цифровым активам Государственной транспортной лизинговой компании ГТЛК Алексей Куканов рассказал о работе, нацеленной на увеличение применения беспилотной авиации в хозяйственной сфере.
РФ разработала методологию обоснования потребности регионов в БАС и услугах, оказываемых с применением беспилотников. По результатам исследования, в высокой степени готовности к применению БАС находятся 19 регионов из 31. Принявшим участие в исследовании регионам до 2030 года потребуется более 12 тыс. Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что разработан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем», цель которого — создание многоуровневой структуры непрерывной подготовки специалистов в этой области.
Будут организованы массовые соревнования в сфере управления и проектирования беспилотников, создан цифровой реестр кадров. Проект предполагает активное участие в нем российских регионов», — сообщил Дмитрий Афанасьев.
Весомый спрос на БАС в ближайшее время будет формировать гражданская авиация, так как дроны начинают все масштабнее применять для грузоперевозок, в сельском хозяйстве, в картографии. Собеседник издания считает прогнозы развития отрасли самыми благоприятными с учетом того, сколько ресурсов вкладывает в нее как государство, так и частные инвесторы. Ранее российский президент инициировал запуск национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем. Данная инициатива будет реализовываться с начала 2024 года.
Уже созданы паспорта федеральных проектов, разработаны целевые показатели, утверждены источники финансового обеспечения. Потребность в БАС постоянно растет, но для продуктивного взаимодействия с этими системами нужны знающие специалисты, предупредил Варятченко.
В рамках данного проекта каждая образовательная организация получат оборудование на сумму более 12 мл. Поставка оборудования предполагается уже в мае 2024 г. Согласно дорожной карте специализированные классы кружки должны начать свою работу 1 июля.
Шойгу анонсировал создание научно-производственного центра БПЛА в Минобороны РФ
Эти предложения – наряду с конкретными решениями, которые бизнес формулирует, – должны найти своё отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации, беспилотных авиационных систем. Национальный проект "Беспилотные авиационные системы" за 2024-2026 годы получит финансирование в размере 300 млрд рублей. Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» станет для страны уже четырнадцатым по счёту.
Путин поручил создать в 11 регионах центры поддержки производства и испытаний БПЛА
Управление беспилотными авиационными системами (по всем модулям компетенции) станет понятным после сборки квадрокоптера: летающего устройства с 4 пропеллерами. деятельность беспилотной авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий цифровые платформы. Финансирование нового национального проекта "Беспилотные авиационные системы" в 2024-2026 годы составит около 300 миллиардов рублей, сообщил журналистам в воскресенье на "Архипелаге 2023" в Новосибирске первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Правительство утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» был утвержден 26 декабря, сообщил секретариат первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова ТАСС. Правительство готовит нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем, который предполагает несколько форматов поддержки отрасли со стороны государства, в том числе грантовую поддержку производителей.
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
Четвёртое направление — это подготовка кадров, и пятое направление — это направление, связанное с созданием перспективных заделов, потому что мир не стоит на месте, всё двигается вперед. Нам нужно создавать, проводить исследования под формирующийся облик отрасли через 5—10 лет. В конце прошлого года президент РФ Владимир Путин поручил кабмину к 1 сентября 2023-го утвердить нацпроект по развитию беспилотных авиасистем на период до 2030 года.
Внедрение БАС целесообразно начинать как раз с отдаленных регионов: там доставка грузов сейчас осуществляется вертолетами; стоимость одного вылета оценивается в сотни тысяч руб.. Об этом « Известиям » рассказал директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда поддержки проектов «Национальной технологической инициативы» НТИ Юрий Молодых. Полностью интегрировать беспилотники в единое воздушное пространство вместе с самолетами планируется ближе к 2026—2027 гг. Хватит ли денег Указанной суммы в 236 млрд руб.
Но в перспективе эти работы придется дополнять космическим сегментом — спутниками, посредством которых будут осуществляться управление беспилотными авиасистемами, наблюдение и контроль над ними. Развитие отечественных беспилотников без космической составляющей не будет столь интенсивным, как при ее наличии, — мнение основателя и гендиректора компании « Флай дрон » Никиты Данилова , которым он поделился с «Известиями». О необходимости задействовать космический сегмент для мониторинга и линий связи с БВС сказал и гендиректор разработчика дронов « Геоскан » Алексей Юрецкий. Пока это не нашло отражения в документах Минтранса.
Эти данные будут регулярно актуализироваться», — добавил Василий Осьмаков.
Заместитель Министра транспорта Игорь Чалик рассказал, что для организации полетов беспилотных воздушных судов на всей территории России реализована система «Цифровая платформа», которая сейчас совершенствуется. Система подразумевает, что все вопросы, касающиеся БАС, будут решаться в сети Интернет — начиная с постановки беспилотных летальных аппаратов на учет и заканчивая оперативной выдачей разрешений на полет и определением районов, в которых можно выполнять полеты без дополнительных разрешений и заявок. В дальнейшем планируется интеграция системы в «Госуслуги», чтобы пользователи, в том числе силовые структуры, могли определить, что полет выполняется легально. Управляющий директор по цифровым активам Государственной транспортной лизинговой компании ГТЛК Алексей Куканов рассказал о работе, нацеленной на увеличение применения беспилотной авиации в хозяйственной сфере. РФ разработала методологию обоснования потребности регионов в БАС и услугах, оказываемых с применением беспилотников.
По результатам исследования, в высокой степени готовности к применению БАС находятся 19 регионов из 31. Принявшим участие в исследовании регионам до 2030 года потребуется более 12 тыс. Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что разработан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем», цель которого — создание многоуровневой структуры непрерывной подготовки специалистов в этой области. Будут организованы массовые соревнования в сфере управления и проектирования беспилотников, создан цифровой реестр кадров. Проект предполагает активное участие в нем российских регионов», — сообщил Дмитрий Афанасьев.
В этом году он состоится в Новосибирске и Новосибирской области с 28 июля по 7 августа.
Он подчеркнул, что высокая скорость технологического развития в сфере беспилотных авиационных систем диктует необходимость не просто обучения, а практически непрерывного переобучения и повышения квалификации. Дефицит высококвалифицированных специалистов может замедлить темпы роста отрасли БАС. Гендиректор «БАС» назвал кадровую проблему главной преградой, которую необходимо устранить для дальнейшего развития отрасли. Кроме того, он призвал к установлению правил игры в правовом пространстве, организации подготовки кадров на всех уровнях, формированию нормативно-технической базы, введению актуальных для отрасли мер поддержки. По словам Варятченко, на фоне возросшей популярности использования БАС стоит создать четкие стандарты для обеспечения безопасности полетов, ввести регуляторные механизмы. Рассказал коллегам о мировых трендах, об уже существующих и только появляющихся сценариях использования беспилотных авиационных систем.
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
Белоусов назвал сумму, выделенную на нацпроект "Беспилотные авиасистемы" - 06.08.2023, ПРАЙМ | Также был разработан общероссийский классификатор по видам экономической деятельности для беспилотных авиационных систем. |
Правительство упростило порядок организации полетов беспилотников | 1 января 2024 года будет запущен Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем – статус документа говорит о большом значении, которое придаётся этому направлению. |
На инвестсабантуе в Сибае обсудили развитие беспилотной авиации | Федеральные проекты по стимулированию спроса и производства беспилотных авиационных систем разрабатываются Минпромторгом России. |
В России появится новая технологичная отрасль экономики. На нее выделено 240 миллиардов
Участники мероприятия обсудили вопросы развития производства необходимых комплектующих, создание программы стандартизации и отраслевых цифровых программных продуктов, систем воздушной логистики и смешанного типа функционирования БАС. Развитие беспилотной авиации выступает катализатором для целого ряда смежных технологий, в том числе в области связи и навигации, искусственного интеллекта, микро- и радиоэлектроники. В настоящее время в России уже действует 9 стандартов в сфере беспилотной авиации, еще 3 находятся в разработке. Кроме того, отечественные эксперты активно участвуют в работе профильного подкомитета Международной организации по стандартизации ИСО , при этом именно наша страна в 2013 году инициировала создание данного подкомитета.
Комплекс состоит из беспилотника взлётной массой около 10 кг, специального программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта, наземной станции и посадочной площадки. Система помогает автоматизировать процесс мониторинга периметра на предприятиях и других объектах. Ещё одна представленная маёвская разработка — беспилотная авиационная система БАС «Агродрон».
Она является актуальной для рынка сельскохозяйственных беспилотников, поскольку существует растущая потребность в обработке сельхозполей малой размерности, на которых нерационально применение пилотируемой авиации.
Напомним, Тульская область — один из пилотных регионов федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Новости на тему.
Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, который подвержен снижению на фоне неопределенности. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации. Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве. Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения существенными условиями для устойчивого развития рынка беспилотных авиационных систем в Российской Федерации являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний беспилотных авиационных систем, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере беспилотных авиационных систем, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка беспилотных авиационных систем, развитие информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Сложившиеся в 2020 - 2022 годах внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов. Вместе с тем стремительное расширение рынка беспилотных авиационных систем несет риски неправомерного использования беспилотных воздушных судов, а также результатов, полученных с их применением.
Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам. В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и предусматривающих наличие: средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств противодействия противоправному применению беспилотных авиационных систем; информационных систем обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения; интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами. Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии 1. Цель, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации Целью реализации Стратегии является создание в Российской Федерации новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок, оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами. Достижение указанной цели потребует введения мер финансового и нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в Российской Федерации.
Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка. Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли беспилотных авиационных систем, система подготовки кадров в Российской Федерации должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами. Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", включающее создание конкурентоспособных российских беспилотных авиационных систем, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих", в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области беспилотных авиационных систем; "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации"; "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем". В соответствии с базовым сценарием целевыми значениями показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 году являются: объем российского рынка беспилотных авиационных систем, выражающийся в прямом спросе, а также спросе на такие системы в рамках оказания услуг с учетом образовательных беспилотных авиационных систем в период 2023 - 2030 годов нарастающим итогом - более 1 млн. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров. Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли.
Мероприятия и целевые индикаторы реализации Стратегии Целевые индикаторы Стратегии достигаются в результате реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы" и мероприятий входящих в него федеральных проектов. По ключевому направлению "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" предусматривается формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования российских беспилотных авиационных систем и комплектующих. Дополнительно ожидается реализация инструментов стимулирования спроса, в том числе субсидирование части стоимости летного часа беспилотного воздушного судна и запуск механизма льготного лизинга таких систем, а впоследствии - и объектов наземной инфраструктуры. По ключевому направлению "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих" предусматриваются: развитие разработки и серийного производства беспилотных авиационных систем; развитие серийного производства унифицированных элементов наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации беспилотных авиационных систем; развитие индустрии средств производства беспилотных авиационных систем и их компонентов, производства материалов; создание и развитие российской цифровой платформы в целях оптимизации методик проектирования беспилотных авиационных систем и их компонентов; переход на российские протоколы управления беспилотными авиационными системами, телеметрии, создание собственных протоколов связи для замены ELRS и Crossfire, необходимых для управления беспилотными авиационными системами FPV; формирование и актуализация ИТ-ландшафта потребностей в области беспилотной авиации. Дополнительно ожидается создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации в рамках реализации программ деятельности инновационных институтов развития. Сценарии развития отрасли беспилотной авиации Исходя из макроэкономических и отраслевых предпосылок рассматриваются два сценария развития отрасли - базовый и прогрессивный. Ключевые различия сценариев состоят в прогнозируемой динамике достижения технологического суверенитета отрасли, спроса на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением, внедрения проектов локализации производства беспилотных авиационных систем и критических комплектующих изделий на территории Российской Федерации, развития инфраструктуры для беспилотной авиации в субъектах Российской Федерации, совершенствования системы сертификации и системы непрерывного образования и подготовки кадров для беспилотной авиации.
В Стратегии за основу берется базовый сценарий развития отрасли беспилотной авиации. Как базовый, так и прогрессивный сценарии реализуемы исключительно в условиях снятия регуляторных ограничений в области интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и старта проектирования уже на этапе внедрения Стратегии процесса перехода к услугам с использованием беспилотных авиационных систем. Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14 процентов в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025 - 2027 годах. Прогрессивный сценарий предполагает усредненный 25-процентный прирост в период реализации Стратегии, а также повышение доли российских беспилотных авиационных систем в общем объеме российского потребления. Допускается вероятность организации экспортных поставок беспилотных авиационных систем в дружественные государства. Показатели Стратегии, в том числе объемы спроса и производства беспилотных авиационных систем, могут быть уточнены по мере ее реализации и снятия регуляторных ограничений в области применения беспилотных авиационных систем, в том числе отдельных отраслей, направлений, сегментов применения беспилотных авиационных систем.
Подходы к реализации Стратегии 1. Этапы реализации Стратегии Стратегия реализуется в рамках следующих двух этапов. Второй этап 2025 - 2035 годы включает реализацию мер, направленных на стимулирование перехода участников рынка к массовому созданию беспилотных авиационных систем, а также активизации применения услуг с их использованием. В том числе предполагается расширение апробированных при реализации первого этапа инструментов и технологий на все эксплуатируемые типы беспилотных авиационных систем, на дополнительные сценарии и регионы оказания услуг с использованием беспилотных авиационных систем. Реализация Стратегии связана с наличием макроэкономических, социальных и операционных рисков. Развитие инфраструктуры отрасли беспилотной авиации Магистральным вектором развития промышленности в сфере беспилотных авиационных систем является формирование соответствующих инфраструктурных субъектов, направленных на обеспечение достижения стратегических целей развития отрасли. Такими субъектами призваны стать научно-производственные центры испытаний и компетенций, которые обеспечат решение полного спектра методологических, научно-исследовательских и производственных задач.
Научно-производственные центры испытаний и компетенций позволят создать научно-производственную инфраструктурную среду для реализации проектов по разработке, испытанию, производству, выводу на рынок и развитию беспилотных авиационных систем, а также смежных отраслей в состав таких центров могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития и иные заинтересованные российские организации. В целях комплексного развития отрасли беспилотных авиационных систем научно-производственные центры испытаний и компетенций необходимо масштабировать в сеть региональных центров, обеспечивающих равномерное развитие инфраструктуры и рынков беспилотных авиационных систем на всей территории Российской Федерации, учитывая экономическую специфику регионов страны. В целях реализации методологического обеспечения деятельности и разработки модельной инфраструктуры, транслируемой на региональные научно-производственные центры испытаний и компетенций, на базе индустриального парка "Руднево" г. В рамках деятельности сети научно-производственных центров испытаний и компетенций будет создана единая цифровая платформа проектирования беспилотных авиационных систем, функциями которой будут являться накопление данных о цифровых испытаниях изделий, валидация и верификация методик расчетов, реализованных в рамках развития специализированных программных продуктов, интегрированных в указанную платформу в целях снижения количества натурных испытаний и упрощения процедур сертификации беспилотных авиационных систем и комплектующих создание сертифицированных виртуальных испытательных полигонов и модуля цифровой сертификации беспилотных авиационных систем. В целях устойчивого развития беспилотной авиации научно-производственные центры испытаний и компетенций будут взаимодействовать с отраслевыми лидерами и экспертно-аналитическими центрами в рамках практического применения беспилотных авиационных систем. Научно-производственные центры испытаний и компетенций будут связаны единой научно-технической политикой в области развития беспилотных авиационных систем. Их деятельность будет способствовать снижению издержек на проектирование, прототипирование, сертификацию и организацию серийного производства перспективных видов техники и технологий.
Основные задачи создаваемых региональных научно-производственных центров испытаний и компетенций будут связаны с планированием создания результатов интеллектуальной деятельности, методическим сопровождением, размещением заказов на производство и выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизацией, содействием в субсидировании, управлением межрегиональной кооперацией и интегрированием инициатив по нормативному регулированию отрасли. Потенциальными пользователями научно-производственных центров испытаний и компетенций будут являться организации авиационной промышленности, выпускающие беспилотные авиационные системы, "стартапы" и команды разработчиков беспилотных авиационных систем, разработчики элементов беспилотных авиационных систем и инфраструктуры обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, разработчики систем противодействия незаконному применению беспилотных авиационных систем, Министерство обороны Российской Федерации федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", организации - участники Военного инновационного технополиса "Эра" и компании из дружественных государств. Для ресурсной поддержки разработчиков и изготовителей беспилотных авиационных систем будет создана сеть научно-производственных центров испытаний и компетенций инновационного развития с головным федеральным центром. Индустриальные партнеры будут представлены лидерами - изготовителями отрасли беспилотной авиации. Операторы научно-производственных центров испытаний и компетенций будут определены исходя из релевантного опыта по обеспечению эффективной инфраструктуры конструкторское бюро, испытательный центр, опытное производство для реализации разработок и организации производства. Региональная привязка создаваемых научно-производственных центров испытаний и компетенций будет сформирована исходя из промышленного профиля индустриальных партнеров и предполагаемых операторов. Роль базового заказчика особенно актуальна в первые годы формирования рынка беспилотных авиационных систем и услуг, предоставляемых с использованием беспилотных авиационных систем.
Кадры решают: как в России реализуется программа по развитию отрасли беспилотных авиасистем
Развитие сегмента беспилотной авиации откроет новые возможности для решения задач в самых разных областях. Правительство готовит нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем, который предполагает несколько форматов поддержки отрасли со стороны государства, в том числе грантовую поддержку производителей. – Думаю, за этим будущее, так как в 2024 году в стране стартовал федеральный проект «Беспилотные авиационные системы», – говорит Попов. На реализацию национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), о формировании которого в феврале 2023 года объявил президент России Владимир Путин, требуется более 500 млрд руб. Ранее российский президент инициировал запуск национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем.
Беспилотная авиация стала национальным проектом
Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с начала 2024 года, сообщил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов на заседании президиума правительственной комиссии по вопросам развития беспилотных авиасистем. Ранее российский президент инициировал запуск национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем. Участники встречи обсудили доработку национального проекта «Беспилотные авиационные системы», который должен быть утверждён Правительством до 1 сентября 2023 года. Ожидается, что эти меры будут интегрированы в национальный проект «Беспилотная авиация», который, как предполагается, будет подготовлен к сентябрю. В конце 2023 года в России стартовал новый национальный проект "Беспилотные авиационные системы", в рамках которого реализуется федеральный проект.
Правительство упростило порядок организации полетов беспилотников
Также было обращено внимание на отсутствие нормативных документов по предоставлению компаниям права запуска беспилотных летательных аппаратов в рамках испытательных работ. Этот вопрос будет решаться совместно Минтрансом, Росавиацией и Росатомом. Какие дроны использует промышленность:.
Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал об этом на совещании с регионами — участниками проекта.
В каждом регионе — участнике проекта — к колледжу будут прикреплены от 17 до 20 школ для организации совместной работы. В нашей области отобрано 18 учреждений, под каждое из них подготовлены планы зонирования и оснащения беспилотниками.
В 2022 году начали применять вертолеты с возможностью перевозки груза до 300 кг и сейчас готовим к эксплуатации беспилотники грузоподъемностью 1 тонна, аналогов которым нет в мире", - продолжил предприниматель.
Однако, по мнению Шевченко, наиболее востребованными из грузовых беспилотников останутся вертолеты небольшой грузоподъемности для тех поселков, куда не требуется перевозка большого количества грузов, но требуется регулярность доставки. В "Аэромаксе" создан пока единственный в стране учебный центр, где можно получить профессию по управлению гражданскими БВС. Андрей Белоусов добавил к докладу Шевченко, что что основы управления БВС планируется ввести в школьную программу уже с сентября в рамках уроков НВП, а к 2030 году колледжами и вузами по этой профессии будет обучено до 180 тысяч студентов.
К тому времени, как предполагается, потребность в профессиональных операторах беспилотников станет именно такой. Директор института электродвижения МФТИ, основатель компании "ИнЭнерджи" Алексей Кашин рассказал президенту о разработке электродвигателей для беспилотников, которая проводилась по поручению главы государства. Оно было дано еще 4 года назад.
Кашин сообщил и о проблемах, которые возникают у смежников, которые должны осуществлять опытно-промышленное производство. При быстром развитии и быстрых сменах технологий внедрять новый технологический процесс, который, возможно, устареет же через 2 года - это огромный финансовый риск. Нужен инструмент финансирования, чтобы предприятия не внедряли новые технологии себе в убыток".
Владимир Путин поинтересовался, о каких суммах идет речь. Выслушав Кашина, президент спросил у Белоусова, какие средства заложены под такие цели для беспилотной авиации, на что первый вице-премьер ответил: "С Минфином и государственной корпорацией развития ВЭБ. РФ предварительно договорились о 10 млрд, хотя постановление на эту тему еще не выпущено".
Немедленно в разговор вмешался руководитель последней Игорь Шувалов: "Завтра в правительстве будет согласительное совещание, существует спор: формировать первый портфель такой помощи в размере 10 млрд или 50 млрд рублей. Я считаю, что право на риск, которое определяется этим постановлением правительства, должно финансироваться в размере 50 млрд, а Андрей Рэмович говорит, что пока 10 достаточно. По-моему этого маловато".
Дрон сделает фермера счастливым О перспективах применения беспилотников в сельском хозяйстве президенту рассказал генеральный директор ООО "Агримакс Аэро" Максим Чижов: "Мы выходим на поле с беспилотниками, когда трудно или невозможно применить обычную технику. Дрон - отличный инструмент, чтобы удобрять почву, поливать, сеять, обрабатывать растения различными растворами. Дрон может сделать фермера счастливым.
Проведена также предварительная оценка потенциальной ежегодной потребности субъектов Российской Федерации в гражданских беспилотниках. В количественном выражении — это 5 678 машин различных типов. В финансовом — свыше 50 млрд рублей. Эти данные будут регулярно актуализироваться», — добавил Василий Осьмаков. Заместитель Министра транспорта Игорь Чалик рассказал, что для организации полетов беспилотных воздушных судов на всей территории России реализована система «Цифровая платформа», которая сейчас совершенствуется. Система подразумевает, что все вопросы, касающиеся БАС, будут решаться в сети Интернет — начиная с постановки беспилотных летальных аппаратов на учет и заканчивая оперативной выдачей разрешений на полет и определением районов, в которых можно выполнять полеты без дополнительных разрешений и заявок. В дальнейшем планируется интеграция системы в «Госуслуги», чтобы пользователи, в том числе силовые структуры, могли определить, что полет выполняется легально.
Управляющий директор по цифровым активам Государственной транспортной лизинговой компании ГТЛК Алексей Куканов рассказал о работе, нацеленной на увеличение применения беспилотной авиации в хозяйственной сфере. РФ разработала методологию обоснования потребности регионов в БАС и услугах, оказываемых с применением беспилотников. По результатам исследования, в высокой степени готовности к применению БАС находятся 19 регионов из 31. Принявшим участие в исследовании регионам до 2030 года потребуется более 12 тыс. Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что разработан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем», цель которого — создание многоуровневой структуры непрерывной подготовки специалистов в этой области.