Новости михаил александрович врубель демон летящий

Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Летящий Демон. Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов. Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств. рисунки Врубеля к поэме Демон, Демон Врубеля и Лермонтова, художник символист, русский художник, Лермонтов. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона».

13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника

Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию. В данном случае имел в виду Михаил Александрович Врубель не только «Демона» своего, но «Демона» лермонтовского, который во многом вдохновил его живописную работу.

Четыре демона Михаила Врубеля

В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений.

И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны.

Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни.

В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет.

Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению.

В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену.

Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен.

Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное.

Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна.

Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника. А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом. Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта.

На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек.

Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом [3]. Картина выполнена в мрачных [1] коричневых тонах, в абстрактном стиле.

Прахова ценила талант Врубеля, но он желал видеть её своей Прекрасной Дамой и — небесною музой. Эта художественно-платоническая экзальтация пугала и нервировала жену профессора. После рая — прямиком в ад. Зал трёх демонов — летящего, сидящего и поверженного.

Он соответствовал настроениям - был хмур, насмешлив, не жаловал царя и — трагически рано погиб, успев снискать превеликую славу. Врубель создаёт иллюстрации к "Демону" - эта вещь, не являясь самой востребованной при жизни поэта, стала культовой на рубеже столетий. Популярен демонизм, как таковой — неслучайно Тэффи высмеивала расхожий типаж — «демоническую женщину», которая на поверку оказывалась просто дурой. Все жаждали мятежа супротив устоев и —Бога, а лермонтовский персонаж годился для этого наилучшим образом. Сам Врубель оправдывает героя: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Эскизы, наброски, удачные и неудачные ракурсы — мы отслеживаем ту колоссальную работу, что проделал художник, ища своего Демона.

И врубелевский Демон всматривался в мастера! Но нет, злобно-печальный дух отвёл взор — ему всё невмочь. Алеет закат и плавится равнодушное светило. Этого Демона жалко. Типичная формула Серебряного Века — заметить человеческое в потустороннем и — потустороннее в человеческом. Один из центральных экспонатов - портрет Саввы Мамонтова, негоцианта и мецената.

Это он заказал Врубелю панно "Принцесса Грёза" для нижегородской выставки. Тогда во всех театрах и — театриках ставили пьесу Эдмона Ростана "La Princesse lointaine" — буквально «далёкая принцесса», но в России это перевели, как «принцесса грёза». Тема излюбленная - созерцание высшей красоты и — патетическая смерть. Врубель сотворил шедевр, но академики дружно разбранили и Грёзу, и позы, и глаза, и руки. Главное, что это понравилось заказчику. Мамонтов благоволил к Врубелю, понимая в искусстве чуть больше профессионалов.

Портрет насыщен эмоциями — тут всё живо и пламенно. Предприниматель словно бы на секунду отвлёкся от расчётов и мыслей — тут и настигла его кисть художника. Знакомство с Надеждой Забела — игра случая и тоже, благодаря Мамонтову. Она была примой-сопрано его Русской частной оперы и потому судьба распорядилась так, чтобы художник встретил музу. На экспозиции даны роскошные свидетельства того брака — Надежда предстаёт в нарядно-дорогих платьях и — в древнерусских уборах, на фоне торжествующей сирени и — в образе Морской Царевны. Он писал даже не её саму как и в случае с Лебедью, портретное сходство — минимальное , а любовь к ней.

Это было потрясающее по силе, глубокое чувство.

Однако за эту работу и голову демона Врубелю досталось от критика Владимира Стасова, которого возмутило, что за основу взяты малопонятные легенды, а четыре фигуры не связаны сюжетно для критика, который был сторонником сюжетной живописи передвижников, это было неприемлемо , и он назвал Врубеля декадентом. Этот образ явился Врубелю еще в Киеве, за пять лет до того, как художник приступил непосредственно к этой работе, а потому итоговый вариант был написан быстро. Из того же киевского периода — каменистый, переливающийся сад, изображенный справа от фигуры. В Киеве, работая над ангелами для собора Святой Софии, художник должен был имитировать мозаику средствами живописи. Именно из того времени родом похожие на смальту мазки, которые характеризуют работы Врубеля. К слову, демон у Врубеля — не зло, не синоним дьявола, а мятущаяся душа, внутренний голос. Тайна этой картины открылась только перед выставкой: исследователи обратили внимание на один из рисунков, который считали эскизом к «Демону поверженному». Он словно совмещал композицию поверженного демона с колоритом демона летящего. А голова была расположена неестественно, она была вклеена позднее.

Стало ясно: Врубель менял положение головы своего персонажа. Догадку подтвердило экспресс-исследование в ультрафиолетовых лучах: все полотно светилось одним тоном, а голова и большое пятно рядом с ней — другим. Это означало, что эти два фрагмента были переписаны Врубелем. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного. Первая работа была словно эскизом или первым подходом ко второй: для Врубеля реинкарнация мотива — распространенный прием. О сирени, к которой Врубель возвращался неоднократно, говорили, что в ней он нашел лиловый сумрак ночи для своих демонов. Одна из двух больших представленных на выставке работ со сходными композициями девушка и огромный куст сирени не закончена. Художник писал ее с фотоснимка, но увлекся и «забыл», что это портрет, оставив фигуру внизу холста недописанной. Зато наверху из сирени вышла другая, неопознанная фигура. До 1955 года сирень показывали зрителям без этой фигуры: на картине до сих пор можно заметить складку, часть за которой была скрыта рамой по желанию покупателя — Ивана Морозова.

Перламутровая раковина «Морское ушко». Осенью 1904 года Врубелю подарили большую жемчужную раковину в качестве пепельницы.

Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника

Михаил Александрович сбил большой комок глины и быстрыми движениями рук стал придавать ему вид львиной головы. В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения.

13 демонов Михаила Врубеля

К теме Демона Врубель обращался неоднократно, а в последние годы его жизни она стала центральной в его творчестве. Творчество Михаила Александровича Врубеля воспринималось современниками как одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Картина Врубеля "Летящий демон. Позже он создаст картину «Демон летящий», где тот изображён как могучий властелин мира, и «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели. Картина Михаила Врубеля "Летящий Демон" (1899 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. hudozhnik Mihail Vrubel 33 1024x364 Михаил Александрович Врубель.

Картина "Летящий демон", Михаил Врубель, 1899

Списки фильмов 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника Сказочно-мистический мир Врубеля , его чувственная эстетика завораживали, притягивали и... Его творчество, его дух остаются загадкой — болезненное или гениальное сознание вело этого художника? Даже когда он обращался к темам русского эпоса или библейским образам, даже в пейзажах и натюрмортах сквозила излишняя страстность, буйность — вольность, опровергающая устоявшиеся каноны. Что уж говорить о демонах и духах! В душе этого невысокого человека с внешностью венецианца «с картины Тинторетто или Тициана» жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Вот, наверное, почему тема Демона стала главной в его творчестве, даже тогда, когда он этого еще не осознавал. Демон первый.

Да, Сереже Каренину повезло: однажды, когда он спал, мать прорвалась в детскую и подхватила сына на руки, впиваясь в него взглядом — прощаясь навсегда. Часто ли представлял себе встречу с матерью Миша Врубель? Мать умерла, когда ему было три года, а через несколько лет покинули этот мир сестра и брат. Осталась только Анна — старшая сестра, самый близкий человек на всю жизнь. Анна Каренина — первая демоническая женщина в творчестве Врубеля. Брошенные в порыве зонтик и перчатки. Страстность и трагичность.

Демон второй. Все это не способствовало длительным привязанностям. В Одессе задержались надолго. Здесь из подростка Миша превращается в юношу, вызывающего интерес и восторг окружающих.

Третьяковская Галерея, Россия. Фото: соцсети В четверг, 17 марта, со дня рождения великого русского художника Михаила Александровича Врубеля исполняется 160 лет. За свою короткую жизнь он успел поработать себя в живописи, графике, скульптуре, иконописи. Газета "Москва. Центр" вспомнила знаменитых четырех «Демонов», которые, по мистическому ли совпадению или роковому стечению обстоятельств, довели живописца до сумасшествия.

Первый демон, «сидящий», был написан в 1890 году по заказу предпринимателя и мецената, покровителя деятелей искусства Саввы Мамонтова. Тогда Михаил Врубель проживал в имении благотворителя Абрамцево. Образ «демона»связан с одноименным произведением поэта и писателя Михаила Лермонтова. Одновременно с большим цветным полотном размером 1,14 х 2,11 метра Врубель также писал иллюстрации для юбилейного издания поэта. Демон, изображенный на картине Врубеля, не имеет ничего общего с тем образом, который мы привыкли встречать в литературе.

Среди художников, привлечённых к оформлению и работе над ним, был Михаил Александрович Врубель. В 1890 году художник начал работу над иллюстрациями к поэме М. Лермонтова «Демон».

Холст, масло. Музей: Русский музей Как и многие работы мастера, картина осталась незавершенной. Мастер хорошо проработал фон, представляющий собой типичный кавказский пейзаж. Что касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею, пожалуй, можно только угадать. Фрагмент Работа выдержана в суровом колорите коричневых и серы тонов.

Шедевр Врубеля нашелся спустя полвека

Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства живописец, представитель русского модерна, символист.
Демон летящий Михаил Александрович Врубель.
Демоны художника Врубеля | Пикабу Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В.О. Гиршман.

Картина "Демон" Врубеля: описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля

Его руки скрещены над головой — то ли в защитном жесте, то ли все еще удерживая уже несуществующее оружие. Больше ничего живого на картине нет. На заднем плане догорает символичный алый закат, бросая розовые отблески на мертвенно-белые горы, а из углов холста уже наползают черные тени грядущей ночи. Тело персонажа кажется зажатым в тесной раме прямоугольного холста, в пространстве между небом и землей. Это фигура невольника, гибнущего от рук владельца, но так и не смирившегося со своим пленом.

Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника. Его обвиняли в безграмотности и неумении рисовать, в непонимании Лермонтова, а творческую манеру презрительно называли «гениальничаньем». Только спустя десятилетия после смерти Врубеля искусствоведы сошлись во мнении, что это лучшие иллюстрации к лермонтовской поэме, тонко передающие саму суть персонажа. Голова Демона, 1891 г.

Он признавался сестре, что был одержим этой идеей, мечтал сказать что-нибудь новое в живописи. Эта работа стала первым выразительным и масштабным живописным произведением русского символизма. Художник был убежден, что это полотно сделает его известным, и оказался прав. Судьба художественного произведения Картина Врубеля была встречена другими художниками и способными ее приобрести коллекционерами холодно и даже агрессивно. Только внимательный и добродушный Константин Коровин сначала разглядел в ней не устрашающий и мистический смысл, а душевные муки художника. Со временем полотно начало привлекать все больше внимания со стороны публики. Картину купил московский фабрикант Гиршман. Она стала одной из первых покупок этого предпринимателя, который в это время только начинал коллекционировать живописные произведения. В 1917 году, после революции, Гиршман попытался организовать музей живописи, однако через год он эмигрировал в Европу, оставив в России свою коллекцию. Все картины из коллекции Гиршмана были национализированы. Полотно «Демон сидящий» оказалось в Третьяковской галерее. Как сохраняют живопись в Третьяковке? В настоящее время это живописное полотно, являющееся гордостью музейного комплекса, находится в отдельном зале с работами Врубеля. Автор создал картину с помощью многослойного наложения красок. Эта техника оказалась очень хрупкой, слои красок постепенно теряют частицы и холст местами обнажаются. Поэтому реставраторам приходится периодически выполнять мельчайшие тонировки в цвет использованных автором красок и осуществлять грунтовое укрепление живописного полотна. Сверху полотно прикрыто антистатическим, небьющимся, легким стеклом. Оно максимально прозрачно, отталкивает пыль и гасит возникающие блики, поступающие от внешних источников света, фактурных мазков картины и покрывающего ее лака. В настоящий момент, приобрести репродукции картин Михаила Александровича Врубеля «Демон сидящий» , «Демон летящий» , и заключительное произведение «Демон поверженный» вы можете в нашей Арт мастерской - «Твой постер». Картину можно исполнить в любом понравившемся вам формате: картина маслом на холсте, интерьерный постер или модульная картина разделяющая произведение на несколько связанных частей. Произведения Врубеля из серии о Демоне Демон Сидящий 1890 г.

Общей чертой этих эскизов становится акцент на откинутой назад правой руке, что усиливало диагональ падения. В замысле художника отчетливо прочитывается протест, вызов. Нарочитый и избыточный декоративизм модерна в форме воплощения произведения Врубель соединяет с мотивом крушения Демона, столкновения его с тьмой. Однако его герой остается неразвенчанным, выражая идею сопротивления энтропии как воплощению темной стороны мира. По воспоминаниям Екатерины Ге сестры жены художника Надежды Забелы-Врубель , мастер «объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке я думаю, чувственность, страсть к красоте, изощренности , что люди считают долгом повергать из-за христианских толстовских идей…» Михаил Врубель. Портрет жены Н. Бумага, угольный карандаш. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона». Как заметила исследовательница творчества Врубеля Нина Дмитриева, «может быть, именно в этом вихре мельканий, чередований обликов и выражений, в этой многоликой превращаемости и состояла сущность образа, которым художник был одержим». Тело Демона скованно могучими космическими объятиями. Вытянутый по горизонтали холст усиливает чувство неумолимого падения. Ощущению катастрофы способствует странный, словно опрокинутый горный пейзаж, что подчеркнуто синим треугольником неба, обращенным вверх в центре композиции. В то же время сложные вихреобразные синусоиды, пронизывающие единым ритмом тело Демона, его изломанные крылья, вихреобразные потоки облаков противостоят падению — Демон парит. Тело Демона пыточно вывернуто и направлено вниз по падающей диагонали, но изменился жест рук. Крестообразно заломленные руки намечают противоположное движение, сопротивление падению. Они обрамляют голову, расположенную по диагонали, направленной вверх. Исследователи творчества Врубеля неоднократно обращали внимание на сходство положения головы Демона поверженного с положением головы Христа в композиции «Надгробный плач» киевского периода. Голова, точнее, лицо превращено в почти призрачную маску, на которой выделяются огромные горящие из тьмы глаза. Это лицо отделено от тела черной тенью и словно принадлежит иному существу, восстающему из праха, рождающемуся в муках смерти. На венце Демона играет розовый луч, падающий из верхнего правого угла композиции, словно платоновский «луч истины», лишь прикосновением к которому душа обретает бессмертие. В борьбе со смертью рождается новое окрыленное существо, подобное Серафиму, вестнику света. Голова Демона продолжается золотыми крыльями. Образ поверженного Демона предвосхищает дальнейшую разработку темы пророка и вестника-Серафима, которая заканчивается последним произведением демонианы — написанным в 1904 году полотном «Шестикрылый Серафим. Ангел смерти Азраил». Но эта метаморфоза лишь намечена, и в картине «Демон поверженный» она оборачивается мучительной неразрешенностью. Демон окружен изломанными павлиньими перьями собственных крыльев, свивающих вокруг него подобие гнезда или пылающих подобно костру, что позволяет прочитать образ как метафору вещего существа, подобного птице Феникс, сгорающей дотла и воскресающей из собственного пепла. Павлиньи перья — древний символ воскресения и вечной жизни. Врубель написал их металлическими лаками, которые первоначально создавали сверкающую поверхность. Художественные приемы Врубеля создают мятущуюся многослойную живопись, где поверх рельефных мазков мастихином накладываются полупрозрачные металлические лаки, резкие грани соседствуют с плавными линиями. Бронзовые краски усилили противоборство тьмы и света, нетленной красоты и смерти. Тема смерти трансформируется Врубелем в контексте символизма в мифологему смерти и последующего воскресения. Серафим и Пророк. Бумага, графитный карандаш, акварель. Государственная Третьяковская галерея Дальнейшее развитие темы Демона получает у Михаила Врубеля в серии работ на тему пророка и Серафима. Образ Демона распадается на две ипостаси — пророка и вестника, шестикрылого Серафима. Создав множество двухфигурных композиций, навеянных стихотворением Пушкина «Пророк», в графике и живописный монументальный вариант, Врубель понимает, что иллюстративность парных композиций мешает пластической убедительности в воплощении его идеи. Можно проследить, как эволюционирует замысел: Врубель то растворяет в пламени фигуру пророка, то форсирует сверхчеловеческие черты Серафима. Постепенно в графических работах он разъединяет фигуры, которые начинают все больше окрашиваться личными чертами самого художника и его жены — музы. Гиперболизированные, устрашающие своей надмирной отчужденностью, прочитываются в финальном произведении демонианы — полотне 1904 года «Шестикрылый Серафим». В этой работе современники видели преобразившегося в божественного вестника Демона Врубеля. Логика творческих поисков художника, его исследования неведомых сверкающих миров в драгоценных складках перламутровой раковины привела его к зримому воплощению видения грандиозного вестника высших миров.

«Демон сидящий» Врубеля

Над картиной «Летящий Демон» Врубель трудился уже в декабре 1898 года, но работа не заладилась. Михаил Александрович Врубель – художник, чьё творчество было для многих дико и странно, с трудом воспринимал людскую посредственность мышления, равнодушие, бездарность. Михаил Александрович Врубель – один из самых значимых и мистических художников XIX века. Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова.

Михаил Врубель. Демон летящий

русский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства. «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения.

«Демоны» Михаила Врубеля

Коричневые тона символично напоминают оперение орла. Мастер пытался добиться гармонии между фигурой демона и окружающим его пейзажем. Для художника темный дух был символом противостояния, непокорности. Свобода - главное для мастера в его герое. Однако свобода здесь подразумевается, как неистовый бунт. Мрачные серые тона произведения вместе с узким пространством, оставленным между небом и землей, создают ощущение тревоги и обреченности: зрителю кажется, будто Демон летит навстречу своему поражению, уже предчувствуя его, но не в силах что-либо изменить. История создания.

В 1899 году Михаил Врубель пишет «Летящего Демона». Это одно из самых символических воплощений его демониады, которое создавалось в разгар небывалой славы художника. В этот период его «Сирень» постоянно экспонируется на выставках. Майоликовый камин, созданный Врубелем, получает Золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Полотна «К ночи» и «Пан» собирают восторженные отзывы венской публики. В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний.

На холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание обликов, чередование гордости, ненависти, мятежности, грусти, отчаяния. Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом, демоны — это «мифические существа, посланники». На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином. Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. Но в этом понимании сути бесплотных сил и крылась глубокая трагедия художника - понятия добра и зла странным образом перепутались в сознании живописца. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, является чувство катастрофы, преддверие конца.

Кажется, что-то явилось на полотне, помимо воли самого Врубеля: может быть то, что и несет за собой «освободившийся» нигилистский человек.

Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь.

Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес.

После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели. Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога.

Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам. Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело — бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию. Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза — и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой. Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор. А эти странные цветы за его спиной, багрово-золотой закат и уже темное, но без звездное небо?.. Надвигается ночь, и ночь эта не принесёт покоя и отдыха от дневных трудов. Не станет она и радостным ожиданием восхода. Может быть, именно об этой надвигающейся ночи, об этой тоске, об этом выборе и хотел сказать художник? Как обычный человек иной раз в своих снах и видениях предчувствует свою судьбу, так и великий художник предчувствует судьбу эпохи, с которой он связан. И тогда произведение искусства становится нашим коллективным сном. Сейчас, сто с лишним лет спустя, мы лучше понимаем смысл этого сна. Впрочем, кто-то из философов понял его раньше. В работе «Новое Средневековье» Николай Бердяев писал: «Духовные начала новой истории изжиты, духовные силы ее истощены. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную. Это чувствуют наиболее чуткие люди… Мы живем в этот час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены…» Пан. Рушилась и уходила в прошлое великая некогда эпоха. Изношенная и уставшая эпоха маленького человека, эпоха миллионов лишних, никому не нужных людей, зашедшая в тупик, заплутавшая в бесплодных спорах и поисках. Их эпоха смотрит на нас слезящимися, полными страдания и жалости глазами старика Пана с другой картины Врубеля. А новая, еще не родившаяся, но полная невиданной энергии и мощи с тоской провожала старое солнце, задавая себе вечный вопрос: кто я? Куда мне идти? Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать... Может быть, в этом суть послания «Демона»? Таинственного даймона — российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором. Не стоит, наверное, строить иллюзии, что ночь эта закончилась или хотя бы заканчивается. Судя по всему, до рассвета еще очень далеко. И вопрос: «... Ведь в этом полотне при всей его своеобычности, как ни в одном другом произведении современников Врубеля, отчетливо проступает великолепное владение всеми традициями мировой культуры. В колорите холста слышны звуки мелодий несравненных венецианцев, а в лепке формы угадываются ритмы самого великого флорентийца Микеланджело. В колористических соцветиях Врубеля, «в борьбе золота и синевы» Александр Блок усматривал, и совершенно справедливо, аналогию лермонтовскому: «Он был похож на вечер ясный — ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». И стало быть, как образ-знак колористической тональности, врубелевский Демон — тот, кто призван и послан «заклинать ночь», и «синий сумрак ночи, — пишет Блок, — медлит затоплять золото и перламутр». Он — «ангел ясного вечера», то есть опять персонификация, аллегория — но не преходяще-земного, а бесконечно длящегося вселенского Вечера.

Кристаллы отбрасывают свет, то есть происходит процесс трансформации материи в энергию, что служит метафорой эволюции форм материального мира в духовные, бестелесные. Мазки дробят форму и вновь собирают ее в кристаллические соцветия. В результате рождается потрясающий своим эстетическим напряжением парадокс, где отрешенной созерцательности и «благородной инерции» героя противопоставляется экстатический творческий натиск автора. Символический смысл «Демона сидящего» отражает устремленность к идеальной красоте сквозь лабиринт относительной красоты чувственного мира. Это первое произведение, воплотившее тему Демона, стало наиболее совершенным творением Михаила Врубеля. Активное включение мастера в контекст русской художественной жизни произошло десятилетием позже и оказало влияние на теорию и практику русского поэтического и изобразительного символизма. Тамара и Демон. Бумага на картоне, черная акварель, белила, проскребание. Государственная Третьяковская галерея Следующий этап в осмыслении темы — обращение к иллюстрациям поэмы Михаила Лермонтова «Демон». Оказавшись перед задачей иллюстрирования, Врубель невольно погружается в мир человеческих романтических страстей, которыми живет герой Лермонтова. В поэме Демон — люциферический дух, который искушает человека гордыней. Его любовь к миру, Тамаре несет разрушение. Врубель создает графические головы Демона, своего рода головы-маски. В одном варианте, обрамленный кристаллическим напластованием волос, Демон является на фоне гор, его лицо искажено мучительной гримасой страдания и гнева; в другом — это истонченный лик с опаленными внутренним огнем губами и лихорадочным блеском глаз. В созданном ранее «Демоне сидящем» Врубель уходит от люциферизма. В эпоху Владимира Соловьева любовь к красоте мира уже не несет гибель, а является высшим оправданием жизни, прообразом победы над смертью: «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и украшается недобрая тьма этого мира». Летящий Демон. Государственный Русский Музей Следующий этап в развитии темы — «Демон летящий», который мыслился как кульминационное произведение демонианы, но в действительности таковым не стал и воспринимается скорее прологом к написанному в 1902 году «Демону поверженному». Гордое парение над миром обернулось трагедией одиночества и отверженности героя. Полотно выдержано в серо-землистых тонах. Мистический свет, озарявший «Демона сидящего», угас, образ приобрел тяжелую инертность, застылость, что в сочетании с вытянутой по горизонтали композицией привело к противоречию с самой темой полета. По характеру живописи полотно напоминает старинную фреску, краски которой поблекли от времени. Кажется, что «Демон летящий» касается вершин гор. Движению фигуры препятствует и фантастическое нагромождение исковерканных крыл. Полет рождает чувство мучительной скованности, Демон, подобно клубящемуся облаку, встречает сопротивление стихий. Многочисленные графические эскизы и исследования полотна указывают, что первоначально на этом холсте был изображен поверженный Демон. Демон поверженный. Государственная Третьяковская галерея Кульминационным моментом демонианы стала работа над «Демоном поверженным», которая во многом воспринимается как стремление выйти из кризиса, обозначенного предыдущим вариантом. В процессе создания полотна проблема невозможности создания завершенного произведения стала для Врубеля еще более очевидной. Художник оставил множество графических подготовительных вариантов, в которых каждый раз меняет позу Демона, цветовую гамму, соотношение с пейзажем. Общей чертой этих эскизов становится акцент на откинутой назад правой руке, что усиливало диагональ падения. В замысле художника отчетливо прочитывается протест, вызов. Нарочитый и избыточный декоративизм модерна в форме воплощения произведения Врубель соединяет с мотивом крушения Демона, столкновения его с тьмой. Однако его герой остается неразвенчанным, выражая идею сопротивления энтропии как воплощению темной стороны мира. По воспоминаниям Екатерины Ге сестры жены художника Надежды Забелы-Врубель , мастер «объяснял, что в поверженном Демоне он желает выразить многое сильное, даже возвышенное в человеке я думаю, чувственность, страсть к красоте, изощренности , что люди считают долгом повергать из-за христианских толстовских идей…» Михаил Врубель. Портрет жены Н. Бумага, угольный карандаш. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона». Как заметила исследовательница творчества Врубеля Нина Дмитриева, «может быть, именно в этом вихре мельканий, чередований обликов и выражений, в этой многоликой превращаемости и состояла сущность образа, которым художник был одержим». Тело Демона скованно могучими космическими объятиями. Вытянутый по горизонтали холст усиливает чувство неумолимого падения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий