Что привело Александра Пушкина к гибели? На ком был женат Дантес? И какую роль в этой истории сыграл приемный отец француза? ТАСС рассказывает, почему произошла дуэль на Черной речке. так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил.
В Петербурге отмечают 185-ю годовщину со дня гибели Пушкина
180 лет назад в результате смертельного ранения, полученного на дуэли, скончался поэт Александр Пушкин. Ко дню смерти Александра Пушкина. Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году и прожил 38 лет – он погиб в 1837 году, когда его ранил в дуэли Дантес. Осенью 1825 года в Таганроге умер Александр I. Наследовать ему должен был Константин Павлович, находившийся в Варшаве.
Как умер Александр Сергеевич Пушкин: причина смерти
Дуэль междут Александром Пушкиным и Дантесом Пушкин сказал, что способен сделать свой законный выстрел, и выстрелил из полулежащего состояния. Пуля пробила кадету руку, но кость осталась цела. Существует мнение, что пуля срикошетила от пуговицы сюртука Жоржа и не нанесла существенного урона его здоровью. А вот Александр Сергеевич сильно пострадал во время дуэли. Его мучили жуткие боли, тошнило, он все время терял сознание. Когда поэта привезли домой, к нему позвали придворного врача Арендта. Эскулап честно сказал Александру Сергеевичу, что он безнадежен.
Тот выслушал врача спокойно, попросив ничего не рассказывать о его состоянии жене. После дуэли поэт прожил, мучаясь и корчась от боли, два дня, успев написать письмо императору, в котором просил позаботиться о его жене и детях, исповедавшись и попрощавшись с родными. Смерть Пушкина 29 января величайшего русского поэта не стало. Вначале ослабел пульс, затем похолодели руки. За пять минут до смерти Александр Сергеевич попросил, чтобы его повернули на правый бок, тихо сказав: «Кончена жизнь! Рядом с поэтом были Жуковский, Даль и Тургенев.
По официальной версии, смерть Пушкина наступила от сильной потери крови и перитонита. Медицине того времени спасти гения было не под силу. Случись подобное нынче, любой хирург средней руки вернул бы Александра Сергеевича к жизни. Людьми были заполнены и все прилегающие улицы. Чтобы не случилось волнений, власти вынуждены были прислать наряд военных. Похороны Отпевание поэта проходило в церкви на Конюшенной площади.
Поначалу планировалось это сделать в Исаакиевском соборе, но туда могло прийти много простолюдинов. В Конюшенную церковь допускались только придворные, и власть, по-видимому, боясь народных волнений, переменила собор. Существует предположение, что именно в этой церкви тело Пушкина ночью подменили на другое, однако доказательств этому нет.
После прочтения письма Пушкин немедленно вызвал Дантеса на дуэль. Однако, в то же время, Дантес предложил руку и сердце своей сестре Наталье Николаевне — Екатерине Николаевне. Близким удалось уговорить Пушкина отказаться от дуэли с будущим родственником… Брак между Жоржем Дантесом и Екатериной Гончаровой состоялся 10 января.
В то же время, слухи о романе между Дантесом и Натали Пушкиной продолжали распространяться. В ответ на это, Пушкин получил вызов на дуэль. Однако, барон не мог сам сразиться с Пушкиным, так как это могло навредить его дипломатической карьере, поэтому эта роль была передана Дантесу. По жребию первым выстрелил Дантес, нанеся Пушкину серьезное ранение: пуля раздробила его бедренную кость и попала в живот. Пушкин упал, но все же попытался ответить выстрелом, сидя на земле. Он легко ранил Дантеса в правую руку, а затем потерял сознание из-за потери крови… Его перенесли на руках в извозчичьих санях, затем пересадили в карету у Комендантской дачи, которую послал Геккерн на место дуэли, и отвезли домой, на набережную Мойки, 12.
В течение следующих дней кровотечение из раны не прекращалось. Пушкин испытывал жажду, тошноту и ощущал нарастающие боли в животе.
Для тех, кто не знает, в каком веке умер Пушкин, подчеркнем, что все события разворачивались в 19 столетии, в 1830-х годах. Итак, Дантес, являвшийся французом по происхождению, прибыл в Россию, чтобы делать карьеру в Кавалергардском полку. В нашей стране он стал приемным сыном барона Геккерена - голландского посланника в Петербурге. Дантес имел красивые и правильные черты лица, был ростом выше среднего. Ему очень шла кавалергардская полурыцарская форма.
К сожалению, к прекрасной внешности корнета добавлялись не лучшие человеческие качества: самодовольство, хвастовство, пустословие… И все же женщины увлекались им. Встреча Дантеса и Пушкина Они познакомились в 1834 году. Чужеземец был противен поэту своими развязными манерами, своей несдержанностью, хотя Александр Сергеевич иногда и не прочь был послушать его каламбуры. Дантесу нравилась жена Пушкина — Наталья Николаевна. Так как она по своей натуре была кокетливой и легкомысленной, ей льстили ухаживания и исключительное внимание блестящего кавалергарда. Надо сказать, что поначалу поэт жену даже не ревновал, поскольку любил ее и безгранично доверял ей. Да и сама Наталья Николаевна бездумно и простодушно рассказывала мужу о поклоннике Дантесе и о своих светских успехах.
Вызов француза на дуэль Между тем ухаживания чужеземца становились все более открытыми. За спиной поэта усиливались перешептывания и злорадные усмешки. Положение Александра Сергеевича в обществе ухудшалось с каждым днем. Хотя Пушкин видел, как крепло увлечение Натальи Николаевны Дантесом, он ни на минуту не заподозрил жену в измене, ведь она сама рассказывала ему подробности их встреч на вечерах и балах. Однако равнодушным к такому положению дел поэт, конечно, не мог оставаться, но, убежденный в чистоте супруги, откладывал свое вмешательство до удобного момента. Такой момент настал 4 ноября 1836 года. Забегая вперед, скажем, что от этого числа оставалось уже совсем немного времени до той даты, когда умер Пушкин.
Павский 1787—1863. Российскую и латинскую словесность преподавали А. Галич и Н. Кошанский 1781—1831 , французскую — младший брат Ж. Марата Д. Гауеншильд 1783—1830 , «нравственные науки» — А. Куницын 1783—1841 , историю — И. Кайданов 1782—1843. В лицее у Пушкина появились друзья, повлиявшие на его мировоззрение: А.
Дельвиг , И. Пущин , В. Дельвиг посвятил Пушкину стихотворения «К А. Пушкину» не позднее 1817, опубликовано в 1855 и «Пушкину» 1815 ; Пушкин упомянул его в стихотворениях «19 октября» 1825, опубликовано в 1827 и «Чем чаще празднует лицей... Пущин оставил ценные воспоминания о Пушкине; ему посвящено стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный... Кюхельбекер посвятил Пушкину стихотворения «К Пушкину» 1818 , «К Пушкину из его нетопленной комнаты» 1819, опубликовано в 1934 , «К Пушкину» 1822, опубликовано в 1871 , «Тени Пушкина» 1837, опубликовано в 1902 ; был упомянут в элегии «19 октября 1836 года» 1836, опубликовано в 1861 и других произведениях. Пушкин воспринимал Кюхельбекера преимущественно иронически, что нашло выход в ряде эпиграмм и в «Евгении Онегине», но посвятил ему и серьёзные стихотворения — «К другу стихотворцу» 1814 , «Разлука» 1817, опубликовано в 1820. В эти годы пришло первое признание: его литературное дарование оценили П. Вяземский , К.
Батюшков и В. По прочтении изданных им книжек: Для немногих» 1818, опубликовано в 1821 , «К портрету Жуковского» 1818 , «Раевский, молоденец прежний» 1819, опубликовано в 1888 , «Штабс-капитану, Гёте, Грею» не ранее июня 1817 — не позднее апреля 1820, опубликовано в 1897. Важным событием в жизни Пушкина оказался лицейский переводной экзамен 8 января 1815 , на котором присутствовал Г. Внимательно и сочувственно выслушав в чтении автора «Воспоминания в Царском Селе», специально написанные к данному случаю, мэтр заявил, что видит в юном поэте своего преемника; данный эпизод впоследствии был упомянут в «Евгении Онегине» и подробно изложен в заметке о Державине, первоначально входившей в уничтоженные Пушкиным записки, а позднее включенной им в «Table-Talk» 1835—1836, полностью опубликовано в 1881. В 1816 и 1817 гг. Известно, что Карамзин посоветовал Ю. Нелединскому-Мелецкому заказать Пушкину стихи к свадьбе принца Вильгельма Оранского и великой княжны Анны Павловны «Принцу Оранскому», 1816, опубликовано в 1841. В 1816 г. Вяземским, литературные и дружеские отношения с которым поддерживал до конца жизни.
Уже в начале 1820-х гг. Вяземский пришёл к выводу о том, что творчество Пушкина стало исключительно важным фактором литературного процесса: его статьи о поэмах «Кавказский пленник» 1822 , «Бахчисарайский фонтан» 1824 и «Цыганы» 1827 принято считать важнейшими источниками по ранней истории осмысления эстетики и поэтики романтизма в России. Пушкин посвятил Вяземскому стихотворения «К портрету Вяземского» 1820, опубликовано в 1824 , «Язвительный поэт, остряк замысловатый» 1821, опубликовано в 1881 , «Сатирик и поэт любовный» 1825, опубликовано в 1874 , «Так море, древний душегубец... Завадовской » 1832, опубликовано в 1833. Вяземский посвятил Пушкину свой перевод романа Бенжамена Констана «Адольф», который рассматривал как основной подтекст «Евгения Онегина»; Пушкин откликнулся в «Литературной газете» заметкой «Князь Вяземский перевёл и скоро напечатает славный роман Бенж. Констана» 1830, впервые атрибутировано Пушкину в 1909. Стихотворения Вяземского 1830—1870-х гг. В лицейские годы А. Пушкин познакомился с французской «лёгкой поэзией» и с литературой Просвещения, изучил творчество Ж.
Руссо , Э. Грессе , составил представление об основных произведениях У. Шекспира , Дж. Мильтона , А. Поупа , Дж. Томсона , Т. Грея , Э. Юнга ; прочитал сочинения А. Кантемира , В.
Тредиаковского , М. Ломоносова , А. Сумарокова , Д. Фонвизина , Г. Державина, И. Дмитриева, И. Он хорошо ориентировался в литературном процессе в России с середины 18 в. Шишкова Н. Карамзину, «Арзамаса» «Беседе любителей русского слова» — одна из тем лицейской лирики Пушкина, избравшего амплуа убеждённого последователя Карамзина, которое запечатлено в эпиграмме 1815 г.
Основные темы ранней лицейской лирики — любовь, вино, дружба, поэзия. Первое опубликованное стихотворение — «К другу стихотворцу» Вестник Европы. Во 2-й половине 1810-х гг. Характерны эксперименты с поэтикой русской оды : ориентированные на этот жанр лицейские стихотворения осложнены ассоциациями с элегией «Воспоминания в Царском Селе», 1814, опубликована в 1815 , балладой «Наполеон на Эльбе», 1815 , посланием прямое обращение к адресату в стихотворениях «Принцу Оранскому», 1816, опубликовано в 1841 и в меньшей степени с топикой идиллии тема детства в «Воспоминаниях в Царском Селе» и в оде «На возвращение Государя Императора из Парижа в 1815 году», 1815, опубликована в 1817. Незавершёнными остались лицейские поэмы: «антиклерикальная» вольтерьянская «Монах», 1813, опубликована в 1928—1929 и «богатырская» «Бова», 1814, опубликована с цензурной правкой в 1841, полностью — в 1899. Пушкин поступил в Санкт-Петербурге на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря ; энергично включился в литературную жизнь. Если в лицее он выступал против литераторов архаического направления на стороне последователей Н. Карамзина, объединившихся в «Арзамасе», то, формально вступив в это общество, стал постоянным посетителем вечеров прежде осмеивавшегося им князя А. Шаховского и проявил интерес к творчеству П.
Катенина , чуждых «арзамасцам». Эта явная непоследовательность оказалась плодотворной: в творчестве Пушкина сформировалась система литературных приёмов, основанная на парадоксальном сближении разнородного жизненного материала и принципиально разных литературных традиций. На мировоззрение Пушкина в 1817—1820 гг. Тургенев и П. Чаадаев : первый старался приобщить его к идеям европейского либерализма, второй разъяснял необходимость интеллектуальной независимости. В Петербурге продолжилось его общение с Н. В феврале 1818 г. Пушкин прочитал первые 8 томов «Истории государства Российского»; в «Отрывках из писем, мыслях и замечаниях» 1828 он называл труд Карамзина «созданием великого писателя» и «подвигом честного человека», а позднее посвятил его «драгоценной для россиян памяти» трагедию «Борис Годунов» 1-я редакция 1824—1825, 2-я редакция 1829, опубликована в 1830, на титульном листе 1831 как «труд, гением его вдохновенный». Основное произведение Пушкина этого периода — поэма «Руслан и Людмила» 1817—1820, опубликована в 1820; 2-е издание, исправленное, с прозаическим предисловием и стихотворным вступлением «У Лукоморья дуб зелёный…», — в 1828 , в которой лёгкость слога сочеталась со знанием русского фольклора, истории, традиций русской былины и западноевропейских рыцарских романов.
Оригинальность построения поэмы состояла в резких переходах от отступлений и описаний к сюжетной динамике, в насыщенности литературно-полемическими подтекстами, имевшими пародийный оттенок. В состав поэмы вошла, в частности, пародия на «Двенадцать спящих дев» 1817 В. Жуковского, который не без скрытой иронии надписал Пушкину свой портрет: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…». Особое место в лирике этого времени занимали политические стихотворения, как не противоречившие государственной идеологии и политике «Деревня», 1819, опубликовано в 1826 , так и принципиально несовместимые с ними. Так, «Сказки Noёl » 1818, опубликованы в 1856 представляют собой сатирическую стилизацию французской рождественской песенки с нарочито легкомысленном упоминанием о Спасителе, а в оде «Вольность» 1817 или начало 1819, опубликована в 1856 рассказывается об истинных обстоятельствах убийства Павла I, что могло восприниматься как обвинение Александра I во лжи официальная версия гласила, что Павел I скончался от апоплексического удара , и в обращении к «царям» разъясняется, что единственной надёжной «стражей трона» являются «народов вольность и покой». В апреле 1820 г. Александр I поручил графу М. Милорадовичу начать следствие о возмутительных стихах. Тот потребовал у поэта предоставить ему рукописи, на что Пушкин заявил, что все они им сожжены, но выразил готовность написать стихи по памяти.
Растроганный его благородством, граф отпустил поэта, объявив прощение от имени государя. Однако Александр I настаивал на наказании поэта: в качестве одного из вариантов решения его судьбы рассматривалось заточение в Соловецкий монастырь. Но благодаря хлопотам П. Чаадаева, Н. Гнедича , Н. Карамзина император распорядился о переводе в Кишинёв, в канцелярию И. Инзова , приказав «снарядить Пушкина в дорогу, выдать ему прогоны и, с соответствующим чином и с соблюдением возможной благовидности, отправить его на службу на юг» Пушкин в воспоминаниях современников. Итоги петербургской жизни были неутешительны: репутация в обществе и в правительственных кругах была подорвана; даже деятели тайных обществ, живо интересовавших Пушкина, не приняли его к себе, опасаясь его неблагоразумия, «подвижного и пылкого нрава» Пущин И. На Юге России 1820—1824 Поездка к новому месту службы позволила А.
Пушкину увидеть Россию в её культурной сложности, протяжённости, насыщенности историческими воспоминаниями. Затем, с разрешения Инзова, отправился с семейством Н. Впечатления, полученные поэтом в Екатеринославе, на Кавказе и в Крыму, отразились в его поэмах «Кавказский пленник» 1820—1821, начата в Гурзуфе; опубликована в 1822 , «Братья разбойники» 1822, опубликована в 1825 , «Бахчисарайский фонтан» 1821—1823, опубликована в 1824 , в «романе в стихах» «Евгений Онегин» , в лирических стихотворениях «Погасло дневное светило» 1820 , «Чаадаеву» 1824 , «Фонтану Бахчисарайского дворца» 1824 , в «Отрывке из письма к Д. В Кишинёве проводил время в обществе М. Орлова , несколько раз общался с П. Пестелем , установил приятельские отношения с В. Раевским стихотворения «Ты прав, мой друг, напрасно я презрел... Липранди прототип Сильвио в повести «Выстрел», 1830. Пушкин был принят в масонскую ложу «Овидий» [прекратила работу 9 21 декабря 1821], но не принимал в ней деятельного участия.
Его единственное произведение, с уверенностью интерпретируемое как масонское, — послание «Генералу Пущину» 1821, опубликовано в 1874 , подчёркнуто риторическое и патетическое, допускает возможность иронического прочтения: И скоро, скоро смолкнет брань Средь рабского народа, Ты молоток возьмёшь во длань И воззовёшь: свобода! Хвалю тебя, о верный брат! О каменщик почтенный! О Кишинёв, о тёмный град! Ликуй, им просвещённый! В лирике Пушкина этого времени «высокие» религиозно-мистические темы становятся частью картины мира поэта, опирающейся на «вольтерьянство», эпатаж и культуру светского острословия: «Христос воскрес, моя Ревекка!.. Вигелю , 1823. Автопортрет в монашеском клобуке. Высшей точкой развития этой тенденции стала кощунственная «Гавриилиада» 1821, опубликована в 1853 частично; в 1861 полностью; впервые в России полностью — в 1918 , в которой осмеиваются Благовещение Пресвятой Бородицы и догматы о Непорочном зачатии и Святой Троице.
Примечательно, что в поэме «Бахчисарайский фонтан» 1823, опубликована в 1824 , начатой одновременно с «Гавриилиадой», тема христианства представлена как высокая и значительная. Так обнаружились два полюса в мировидении Пушкина, а вместе с тем наметилось направление духовного развития — от Вольтера и вольтерьянства к примирению с Богом и церковью.
Пушкин Александр Сергеевич
Но Александр Сергеевич Пушкин жил в другое время, и спасти жизнь гениального поэта при том уровне развития медицины, который существовал в 30-х годах ХIХ столетия, было практически невозможно. Как погиб Пушкин: 8 февраля (по старому стилю 27-го января) 1837 года состоялась смертоносная дуэль между гением русской поэзии, человеком, который более всех повлиял на нашу родную словесность, Александром Пушкиным, и пасквилянтом. Ко дню смерти Александра Пушкина. Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. “Пушкин заставил всех присутствовавших сдружиться с смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил.
Как погиб Пушкин
Ко дню смерти Александра Пушкина. 8 февраля (27 января по старому стилю) состоялась дуэль между Александром Пушкиным и французским военнослужащим Жоржем Дантесом, в результате которой поэт получил смертельное ранение. Пушкинисты говорят, что дуэль и смерть Пушкина явилась результатом стечения неблагоприятных обстоятельств. Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался сообщениями с императором Николаем I. Посредниками были В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, и Н. Ф. Арендт. Дата выбрана не случайно: именно в этот день 224 года назад родился великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Как хоронили Александра Сергеевича Пушкина. После печально знаменитой дуэли с Дантесом Александр Сергеевич прожило всего два дня и отдал Богу душу 29 января по старому стилю, то есть 10 февраля по современному календарю.
«Солнце русской поэзии» в ссылке
Сергею Уварову действительно было, за что обижаться на Александра Пушкина. Светский Петербург охотно смеялся над эпиграммой про князя Михаила Дондукова-Корсакова, который получил пост вице-президента Академии наук только благодаря сексуальным связям с Уваровым. Это же доказывает и чрезвычайно мягкий приговор, который получил Дантес. Военный суд первой инстанции приговорил его к повешению, однако вскоре приговор был пересмотрен. Дантеса просто лишили всех чинов и выдворили за границу вместе с супругой, и он вернулся во Францию. В частности, он добился того, чтобы суд учел иностранное происхождение Дантеса. Кроме того, у Пушкина были очень влиятельные враги», — напомнила Наталья Цветова.
Судьба Жоржа Шарля Дантеса сложилась весьма благополучно. Первые пять лет после выдворения из России он прожил в доме своего биологического отца в Сульсе. Екатерина Гончарова родила ему трех детей и умерла в 1843 году. В деньгах семья не нуждалась. После он отправился к Австрийскому двору, однако правительство тогда возглавлял Карл Людвиг Фикельмон, семья которого была очень дружна с Пушкиным, и француза встретили холодно. Тогда Дантес решает строить карьеру на Родине, и у него получается: сменив множество должностей, он умер в статусе пожизненного сенатора.
По воспоминаниям его родственников, Дантес был очень доволен судьбой и часто говорил, что если бы не та роковая дуэль, то старость он встретил бы где-то на окраине России без средств к существованию. А был ли император? Недоброжелатели Пушкина распускали слухи о связи Натальи Гончаровой не только с Дантесом, но и с самим императором. Некоторые даже говорили, что Николай I сделал Александра Пушкина камер-юнкером только для того, чтобы Наталья Гончарова имела право посещать балы, а значит, лично встречаться с императором.
Дуэль состоялась на окраине Санкт-Петербурга, в районе Черной речки.
По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум 21-ым вызовом на дуэль в жизни поэта.
Пушкин попросил откровенно сказать ему о том, насколько опасна рана и каково его положение. Арендт честно признался ему, что надежды на выздоровление практически нет. К такой информации Александр Сергеевич отнесся с невозмутимостью, он лишь велел ничего не говорить жене. Как умер Пушкин Советских и российских хирургов часто спрашивали о том, можно ли было спасти поэта. Конечно, в то время, когда умер Пушкин, возможности медицины были еще достаточно ограниченными. В наши дни вылечить его было бы под силу даже хирургу среднего уровня.
Но история не терпит сослагательного наклонения. Петербург, набережная Мойки, дом 12 — это место, где умер Пушкин. Сюда еще за два дня до смерти Александра Сергеевича начали стекаться люди. И сама набережная, и все прилегающие улицы были заполнены народом. Для поддержания порядка пришлось даже вызвать воинский отряд. Между тем пульс у поэта стал падать и уже почти не ощущался, его руки похолодели. За пять минут до того, как умер, Пушкин попросил повернуть его на правый бок, а затем тихо сказал: «Кончена жизнь!
На часах было 2:45 ночи. Голова поэта склонилась, и дыхание прервалось. Его лицо было торжественным и величавым. Вот как умер Пушкин. Случилось это 29 января 1837 года. В последний путь… В церкви на Конюшенной площади было проведено отпевание, и гроб с телом поэта в ночь на 3 февраля в сопровождении Александра Ивановича Тургенева отправили в Псковскую губернию.
Вторая ошибка заключалась в том, что никто не смог сделать ему правильную перевязку, его просто потащили по снегу к саням и повезли по неровной дороге — писатель сразу же начал терять очень много крови. Удерман написал , что поэт мог потерять до 2 литров крови.
Ранение Александра Сергеевича Пушкина в дуэли Третья ошибка, которая привела к смерти Александра Пушкина, это транспортировка его тела прямиком домой. Возможно, на этом настоял сам писатель, однако он вряд ли мог адекватно оценить ситуацию — окружающим его людям следовало сразу же везти его в больницу. Как лечили Пушкина от ранения Дома писателя положили в постель, и приехавшие к нему врачи сразу же стали говорить, что последствия его раны неизлечимы. Считается, что поэт смирился со своей скорой смертью и начал завершать свои последние дела. При этом, его все же пытались лечить, но методы были очень примитивными. В своей работе «Ранение А. Пушкина в современном хирургическом освещении» доктор медицины Вильгельм Шаак написал , что поэту делали припарки и холодные компрессы, а также давали касторку и белладонну. Врачи и родственники у постели умирающего Пушкина Возможно, некоторые из этих способов и могли унять боль, но внутри поэта была пуля и она вызывала воспаление.
Когда состояние раненного ухудшилось, ему начали ставить пиявок, что усугубило потерю крови.
Сообщить об опечатке
- 10 февраля День памяти А.С.Пушкина, биография, личная жизнь
- 10 февраля День памяти А.С.Пушкина, биография, личная жизнь
- Дуэль Пушкина и Дантеса на Черной речке — как это было
- День памяти Пушкина – 2024: почему поэта не смогли спасти — 09.02.2024 — Статьи на РЕН ТВ
Пушкин: не последняя дуэль. До рокового выстрела поэт подряд участвовал в трех поединках
Валуев, А. Тургенев, родственница Пушкина, бывшая фрейлина Загряжская; все эти лица до самой смерти Пушкина не оставляли его дома и отлучались только на самое короткое время. Спустя часа два после своего первого визита Арендт снова приехал к Пушкину и привёз ему от государя собственноручную записку карандашом, следующего содержания: «Любезный друг Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на своё попечение». Когда Арендт уехал, Пушкин позвал к себе жену, говорил с нею и просил её не быть постоянно в его комнате, он прибавил, что будет сам посылать за нею. В продолжение этого дня у Пушкина перебывало несколько докторов, в том числе: Саломон и Буяльский. Домашним доктором Пушкина был доктор Спасский , но Пушкин мало имел к нему доверия.
По рекомендации бывшего тогда главного доктора Конногвардейского полка Шеринга, Данзас пригласил доктора провести у Пушкина всю ночь. Фамилии этого доктора Данзас не помнит. Перед вечером Пушкин, подозвав Данзаса, просил его записывать и продиктовал ему все свои долги, на которые не было ни векселей, ни заёмных писем. Потом он снял с руки кольцо и отдал Данзасу, прося принять его на память. При этом он сказал Данзасу, что не хочет, чтоб кто-нибудь мстил за него и что желает умереть христианином. Вечером ему сделалось хуже.
В продолжение ночи страдания Пушкина до того усилились, что он решился застрелиться. Позвав человека, он велел подать ему один из ящиков письменного стола; человек исполнил его волю, но, вспомнив, что в этом ящике были пистолеты, предупредил Данзаса. Данзас подошёл к Пушкину и взял у него пистолеты, которые тот уже спрятал под одеяло; отдавая их Данзасу, Пушкин признался, что хотел застрелиться, потому что страдания его были невыносимы. Поутру на другой день, 28 января, боли несколько уменьшились, Пушкин пожелал видеть жену, детей и свояченицу свою Александру Николаевну Гончарову, чтобы с ними проститься. При этом прощании Пушкина с семейством Данзас не присутствовал. Во всё время болезни Пушкина передняя его постоянно была наполнена знакомыми и незнакомыми, вопросы: «Что Пушкин?
Государь, наследник, великая княгиня Елена Павловна постоянно посылали узнавать о здоровье Пушкина; от государя приезжал Арендт несколько раз в день. У подъезда была давка. В передней какой-то старичок сказал с удивлением: «Господи боже мой! По этой причине, вероятно, он не простился и с некоторыми из своих лицейских товарищей. Узнав от Данзаса о приезде Катерины Андреевны Карамзиной, жены знаменитого нашего историка , Пушкин пожелал с нею проститься и, посылая за ней Данзаса, сказал: «Я хочу, чтоб она меня благословила». Данзас ввёл её в кабинет и оставил одну с Пушкиным.
Через несколько времени она вышла оттуда в слезах. К полудню Пушкину сделалось легче, он несколько развеселился и был в духе. Около часу приехал доктор Даль известный казак Луганский. Пушкин просил его войти и, встречая его, сказал: «Мне приятно вас видеть не только как врача, но и как родного мне человека по нашему общему литературному ремеслу». Он разговаривал с Далем и шутил. Окружающие, видя весёлое расположение Пушкина, начали надеяться или, по крайней мере, желали, чтобы болезнь приняла более благоприятный оборот.
Эти надежды казались тем основательнее, что сами доктора перестали отвергать её; по крайней мере, они говорили друзьям Пушкина, что предположения медиков иногда бывают ошибочными, что, несмотря на их решение, Пушкин, может быть, и поправится. Они нашли полезным поставить ему пиявки. Пушкин сам помогал их ставить; смотрел, как они принимались, и приговаривал: «Вот это хорошо, это прекрасно». Через несколько минут потом Пушкин, глубоко вздохнув, сказал: «Как жаль, что нет теперь здесь ни Пущина , ни Малиновского, мне бы легче было умирать». Весь следующий день Пушкин был довольно покоен; он часто призывал к себе жену; но разговаривать много не мог, ему это было трудно. Он говорил, что чувствует, как слабеет.
Ночью Пушкину стало хуже, им овладела болезненная тоска. По временам он засыпал; но ненадолго, беспрестанно просыпаясь, всё просил пить, но пил только по нескольку глотков. Данзас и Даль от него не отходили. Обращаясь к Далю, Пушкин жаловался на тоску и слабость, говорил: «Скоро ли это кончится? Выйдя от него, Жуковский сказал Данзасу: «Подите, пожалуйста, к Пушкину, он об вас спрашивал». Но когда Данзас вошёл, Пушкин ничего не сказал ему особенного, спросил только, по обыкновению, много ли у него было посетителей и кто именно.
Собравшиеся в это утро доктора нашли Пушкина уже совершенно в безнадёжном положении, а приехавший затем Арендт объявил, что Пушкину осталось жить не более двух часов. Подъезд с утра был атакован публикой до такой степени, что Данзас должен был обратиться в Преображенский полк с просьбою поставить у крыльца часовых, чтобы восстановить какой-нибудь порядок: густая масса собравшихся загораживала на большое расстояние всё пространство перед квартирой Пушкина, к крыльцу почти не было возможности протискаться. Между принимавшими участие были, разумеется, и такие, которые толпились только из любопытства. От этих господ, говорит Данзас, было очень трудно отделываться, они сами не знали, что им было нужно, и засыпали самыми нелепыми вопросами. Данзас был ранен в Турецкую кампанию и носил руку на перевязке. Не ранен ли он тоже на дуэли Пушкина, спросил Данзаса один из этих любопытных господ.
Между тем Пушкину делалось всё хуже и хуже, он, видимо, слабел с каждым мгновением. Тургенев, г-жа Загряжская, Даль и Данзас были у него в кабинете. До последнего вздоха Пушкин был в совершенной памяти, перед самой смертью ему захотелось морошки. Данзас сейчас же за нею послал, и когда принесли, Пушкин пожелал, чтоб жена покормила его из своих рук, ел морошку с большим наслаждением и после каждой ложки, подаваемой женою, говорил: «Ах, как это хорошо». Когда этот болезненный припадок аппетита был удовлетворён, жена Пушкина вышла из кабинета. Госпожа Пушкина возвратилась в кабинет в самую минуту его смерти...
Наталья Николаевна Пушкина была красавица. Увидя умирающего мужа, она бросилась к нему и упала перед ним на колени; густые тёмно-русые букли в беспорядке рассыпались у ней по плечам. С глубоким отчаянием она протянула руки к Пушкину, толкала его и, рыдая, вскрикивала: «Пушкин, Пушкин, ты жив?! Тело Пушкина стояло в его квартире два дня, вход для всех был открыт, и во всё это время квартира Пушкина была набита битком. В ночь с 30 на 31 января тело Пушкина отвезли в Придворно-Конюшенную церковь, где на другой день совершено было отпевание, на котором присутствовали все власти, вся знать, одним словом, весь Петербург. В церковь впускали по билетам, и, несмотря на то, в ней была давка, публика толпилась на лестнице и даже на улице.
После отпеванья все бросились к гробу Пушкина, все хотели его нести.
Жил в украинских городах Екатеринослав, Кишинев, Одесса. В этот период им написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники». В 1823 году начал работу над романом «Евгений Онегин». Через год Пушкина отправили в северную ссылку в имение родителей Михайловское. Там поэт продолжал работу над «Евгением Онегиным», писал «Бориса Годунова», стихотворения. Его навещали друзья, вел переписку.
Именно там его застало известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие друзья поэта, и об их казни. Николай I вызвал писателя в Москву в 1826 году обещая покровительство. Но свобода, предоставленная царем оказалась недолгой. Уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. Через два года поэт посватался к Наталье Гончаровой. Перед женитьбой уехал в имение в Болдино, где вынужден задержаться из-за карантина.
Рылеевым ; неслучайно в нескольких его позднейших стихотворениях возникала тема «милости к падшим»: «Пир Петра I» 1835, опубликовано в 1836. С другой стороны, Пушкин не верил в революцию в России, а поскольку ни прямо, ни косвенно не участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади, надеялся на освобождение из ссылки. Оно состоялось в ночь с 3 15 на 4 16 сентября 1826 г. В Москве 1826—1827 8 20 сентября 1826 г. Как выяснилось впоследствии, эта милость не в полной мере оградила Пушкина от цензуры: трагедия «Борис Годунов» была разрешена к печати далеко не сразу; «Медный всадник» потребовал поправок и при жизни автора не был напечатан. Страница из журнала «Московский вестник». Государственный музей А. Примирение с властью поэт воспринял с энтузиазмом; он был искренне благодарен императору и посвятил ему стихотворения «Стансы» 1826, опубликовано в 1828 , «Друзьям» 1828, опубликовано в 1857 , «Герой» 1830, опубликовано в 1831. По поручению Николая I написал «Записку о народном воспитании» 1826, опубликована в 1872 , в которой говорил о необходимости пересмотра всей системы образования дворянства, с тем чтобы оно могло «служить отечеству верою и правдою». Осень 1826 г. Успех, однако, был омрачён: когда в либеральном Английском клубе Пушкин провозгласил тост за нового государя, это было воспринято как конформистское отступничество от прежнего свободолюбия и вызов оппозиционными кругами, воспринимавшими поэта через призму таких его произведений, как «Вольность» и «Кинжал». К маю 1827 г. Сотрудничал с «Московским вестником» с момента его основания; поместил в нём сцену из трагедии «Борис Годунов», оду «Пророк» 1826, опубликована в 1828 и связанное с ней стихотворение «Поэт» 1827 , отрывок из поэмы «Граф Нулин» 1825, опубликовано полностью в 1827 , отрывки из «Евгения Онегина» и др. Однако постепенно дистанцировался от журнала, не испытывая ни почтения к философии немецкого идеализма, ни сочувствия к решению М. Погодина напечатать критический разбор «Истории государства российского» Н. Со 2-й половины 1820-х гг. Пушкин всё чаще обращался к религиозной тематике: ода «Пророк» 1826, опубликована в 1828 , элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829, опубликована в 1830 ; стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829, опубликовано в 1854 ; «Отцы пустынники и жены непорочны» 1836, опубликовано в 1837 , «Мирская власть» 1836, опубликовано в 1856 и др. Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля». Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831. В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…». Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г. Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию. Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума. В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А. Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина. Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой. Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью. Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник». В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы. Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г. Эти стихи резко осудили П. Вяземский и Н. Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А. Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г. Осень 1830 г. Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт! Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина. В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг. Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н. Пушкин подходит к осмыслению национальной идеи во взаимообусловленности её констант: Бог и церковь, царь и государство, народность и отечество становятся темами, обретающими единство в постоянных испытаниях прочности системных связей между ними; вере угрожают грехи гордыни «Пир во время чумы» , эгоизма и алчности «Сказка о попе и о работнике его Балде» , а вместе с тем и безумие «Пиковая Дама», 1834 , государственности — беспечность, умственная леность и страсти «Сказка о Золотом петушке», 1834, опубликована в 1835; поэма «Анджело», 1833, опубликована в 1834 , а вместе с тем революционная стихия, наступающая с Запада «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой», 1831 , народу — духовная разобщённость сословий и неполная прояснённость религиозно-нравственных и культурно-идеологических основ его существования «История пугачёвского бунта», «Капитанская дочка». Пушкин создал свои главные произведения, у него стало меньше читателей: публика желала развития романтической темы, найденной в «южных поэмах», и с трудом воспринимала всё возраставшую сложность пушкинской художественной системы. Последние главы «Евгения Онегина» читательским спросом не пользовались, известность «Повестей Белкина» ограничилась ироническими комментариями журналистов. В этой ситуации перед Пушкиным возник вопрос об исчерпанности возможностей его влияния на русское общество, а вместе с тем и вопрос о смерти. Впервые Пушкин заговорил о ней после того, как в 1831 г. Так, в «Осени» 1833 образ корабля и знаменитый вопрос «Куда ж нам плыть? Мотивами грусти и одиночества проникнуты стихотворения «Пора, мой друг, пора! Пушкин женился на Н. Гончаровой, с которой был знаком с конца декабря 1828 г. Семейная жизнь осложнялась отсутствием постоянного дохода, долгами, неустроенностью быта. В мае — октябре 1831 г. Он сблизился с придворным кружком А. В написанных летом 1831 г. Оно ль иссякнет? С этого времени на смену «либеральной» версии литературно-общественной позиции Пушкина пришла «консервативная»: он все чаще воспринимался как апологет власти. Понимая судьбоносный характер этого конфликта, Пушкин обдумывал возможности его прояснения и углубления: во вступлении к «Медному всаднику» он недвусмысленно заявил тему «торжества» петербургской империи «над врагом», в «Пире Петра I» — тему идеального монарха, «торжествующего» примирение «с подданным», в «Путешествии из Москвы в Петербург» выступил против «прошумевшей соблазном» книги А. В январе 1832 г. Пушкин был возвращён на службу в Коллегию иностранных дел, получив разрешение работать в архивах для написания исторического труда о царствовании Петра I не завершён, сохранились лишь подготовительные материалы. Он исследовал отношение Петра I и его соратников к патриархальным формам церковного и частного быта в связи с процессами «европеизации» и «обмирщения культуры» петровские гуляния на святках, «ругательства веры» , вызвавшими в обществе ответную реакцию «народ почитал Петра антихристом». С февраля 1833 г. Пугачёва , которая в его глазах имела не только историческое, но и современное значение: холерные бунты и возмущения военных поселений в 1830 г. В августе — сентябре 1833 г. Пушкин совершил санкционированную властями поездку по «пугачёвским» местам, посетив Нижний Новгород, Казань, Симбирск ныне Ульяновск , Оренбург, Уральск; ему удалось разыскать нескольких ещё живых участников восстания. Своеобразным приложением к основному тексту книги, не предназначенным для печати и распространения, стали обращённые к Николаю I «Замечания о бунте» 1834, представлены адресату 1835, опубликованы в 1859. Одной из наиболее драматических тем, затронутых здесь Пушкиным, стала позиция священства на охваченных восстанием территориях: оно соединилось с бунтовавшим народом и противопоставило себя дворянству. Вторая Болдинская осень: 2 14 октября — 9 21 ноября 1833 г. Вторая Болдинская осень увенчалась поэмами «Медный всадник» и «Анджело», элегией «Осень» опубликована в 1841 , повестью «Пиковая Дама», «Историей пугачёвского бунта», стилизациями народных сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», опубликована в 1835; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», опубликована в 1834 , отразившими его интерес к фольклору, который, в соответствии с представлении эпохи романтизма, рассматривался им как свидетельство о национальной душе и одновременно как материал, позволяющий рассмотреть универсальные страсти, заблуждения и ценности. Вместе с тем «народные» сказки Пушкина пользуются репутацией «закрытых» текстов «с ключом» и ожидают адекватного прочтения в контексте его творчества. В «Медном всаднике» обобщены многолетние размышления Пушкина о Петре I и Санкт-Петербурге, о власти и личности и об исторической судьбе России. Скрытой от внимания большинства читателей но понятной литераторам пушкинского круга осталась полемика с А. Мицкевичем, который в приложении к 3-й части своей поэмы «Праотцы» «Дзяды», 1832, опубликована в 1833 создал образ Санкт-Петербурга как имперской столицы, построенного Петром I в союзе с сатаной на погибель рода человеческого и ценностей европейской цивилизации: во вступлении к «Медному всаднику» Пушкин создаёт гимн столице, опирающийся на мотивы этих стихов А. Мицкевича и одновременно переводящий их из негирующего плана в утверждающий подробнее см. Поэму «Анджело», представляющую собой переработку драмы У. Шекспира «Мера за меру» «Measure for Measure», 1603 или 1604 Пушкин считал лучшим своим произведением. В ней показано, что верное служение правосудию под влиянием страстей может стать прикрытием преступления, а милосердие — единственное средство ограничить их губительное воздействие на личность и общество. В «Пиковой даме», посвящённой теме «тайной недоброжелательности», карточная игра становится символом эпохи, породившей нового человека, способного вступить в борьбу с судьбой ради обогащения и не знающего ни моральных ограничений, ни страха перед потусторонними силами. Герой повести Германн, жаждущий денег и иронически соотнесённый с Наполеоном I и Мефистофелем, в момент своего торжества терпит неожиданное поражение и сходит с ума. Недостаточно исследован «декабристский» подтекст повести, на который указывают взятые в качестве эпиграфа к 1-й главе стихи Пушкина «А в ненастные дни…» 1828 , отсылающие к «песне» А. Бестужева и К. Рылеева «Ах, где те острова…» 1822 или 1823. В Болдине начал работу над стихотворным циклом «Песни западных славян» 1833—1834, опубликован в 1835 , в значительной степени опиравшимся на прозаическую мистификацию П. Здесь тема жестокой борьбы славян с турками, в сознании современников Пушкина обладавшая высокой степенью актуальности недавно закончилась русско-турецкая война 1828—1829 , была подана в соответствии с эстетикой романтического фольклоризма и этнографизма и интерпретировалась в двойной смысловой перспективе — в связи с проблемой могущества всепроникающего зла и в аспекте упования на Провидение; в этой связи особое значение приобрели мотивы кары небесной, православия, храма, молитвы, смерти, спасения души. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», задуманного как продолжение «Литературной газеты».
Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что «в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься. Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром»[1]. После смерти Пушкина Жуковский обратился к царю с просьбой отметить смерть Пушкина специальным рескриптом. Мы насилу довели его до смерти христианской», — сказал тот в ответ[2]. Из этих воспоминаний видно, что Николай I весьма скептически относился к религиозности поэта. Также известно, что еще до записки императора Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», которым оказался отец Петр из Конюшенной церкви. Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта». В том, что Пушкин умер христианином по своей воле, не остается сомнений. Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта. Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России. В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о явной глубине горя императора и всей России. Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения». Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь».
День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года)
Александр Сергеевич Пушкин родился (26 мая) 6 июня 1799 года в Москве, в семье небогатого дворянина, потомка старинного боярского рода. Мы помним: Пушкин умер в 1837 году, на дуэли его убил Дантес. Пушкин посещает дневные субботние концерты в Филармоническом зале, где исполняется преимущественно серьёзная европейская музыка. Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января 1837 года по русскому Юлианскому календарю царской России. Могила Александра Пушкина в Святогорском монастыре в посёлке Пушкинские Горы Псковской области (фото: «, Викисклад»). Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным.
Как умер Пушкин? Когда умер Пушкин?
8 февраля (27 января по старому стилю) состоялась дуэль между Александром Пушкиным и французским военнослужащим Жоржем Дантесом, в результате которой поэт получил смертельное ранение. Последние дни и горестная кончина Александра Сергеевича Пушкина давно уже были описаны многими. Как умер Александр Сергеевич Пушкин: причина смерти. 8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года в предместье Петербурга на Черной речке произошла дуэль великого русского поэта и писателя Александра Пушкина с РИА Новости, 08.02.2022. Мария Пушкина Александр Пушкин Григорий Пушкин Наталья Пушкина. 10 февраля 2023 года исполняется 186 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, гения русской литературы, который вывел ее на мировой уровень.
Дуэль и смерть Пушкина
Еще при жизни его стали почитать как великого национального русского поэта. Он также считается создателем современного русского литературного языка. Смерть Пушкина Кончина Александра Пушкина в расцвете сил, в возрасте 37 лет, произошла из-за дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который ухаживал за женой поэта Натальей Гончаровой. Дуэль с Дантесом состоялась 8 февраля 27 января по ст. Александр Пушкин был ранен - пуля перебила ему шейку бедра и проникла в живот.
Отправившийся за врачом секундант, обошел три адреса, пока не застал дома хоть какого-то доктора. Первым на Мойку, 12 прибыл доктор Задлер, уже успевший к тому времени перевязать рану убийцы Пушкина - Дантеса. Позже Пушкина осмотрел лейб-медик царя Николай Арендт, который сказал: "Штука скверная, он умрет". Меньше чем через два дня, 10 февраля, "в 2 часа 45 минут пополудни" поэт скончается.
Когда новость о дуэли разлетелась по Санкт-Петербургу, к дому по адресу Мойка, 12 стали стекаться люди. И вплоть до самой кончины поэта толпа лишь прибывала. Пришлось даже обратиться в Преображенский полк, чтобы у входа в дом для порядка поставили часовых. Все два дня близкие и родные, друзья и приятели, знакомые и незнакомые, все-таки продолжали надеяться на лучшее. Известна фраза жены Пушкина Натальи Гончаровой, которую по воспоминаниям Жуковского она произнесла доктору Спасскому: "Вот увидите, он будет жить, он не умрет". В известном смысле Александр Пушкин действительно не умер. Его произведения, его творчество, сама его жизнь продолжают оставаться главным достоянием культурной России. Даты рождения и смерти великого поэта широко отмечаются.
На месте дуэли, у стелы, установленной в память гения, в феврале ежегодно собираются поклонники его творчества, возлагают цветы, читают стихи и прозу автора. Школьники Приморского района Петербурга несут "поэтическую вахту" в мини-сквере "Пушкин ушел", разбитом в 2016 году. Память поэта чтят, конечно, не только в Петербурге.
Речь шла о романе, якобы вспыхнувшем между Натальей Николаевной Пушкиной и поручиком-кавалергардом Жоржем Дантесом, приемным сыном посланника Нидерландов, барона Луи Геккерна. По крайней мере, об этом в последнее время ходили упорные слухи. Пушкин тотчас же отправил Дантесу вызов на дуэль. Однако в то же время Дантес предложил руку и сердце родной сестре Натальи Николаевны — Екатерине Николаевне. Близким удалось отговорить Пушкина от дуэли с будущим родственником… Бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой состоялось 10 января. Меж тем слухи по поводу любовной связи между Дантесом и Натали Пушкиной все продолжали распространяться. В ответ пришел вызов на дуэль. Но барон не мог драться с Пушкиным сам, так как это стало бы угрозой его дипломатической карьере: эта роль отводилась Дантесу. Встреча была назначена на 27 января на Черной речке, возле Комендантской дачи. Первым по жребию выстрелил Дантес и тут же нанес Пушкину серьезную рану: пуля раздробила бедренную кость и угодила в живот. Поэт упал, однако все равно попытался сделать ответный выстрел, сидя на земле. Он легко ранил Дантеса в правую руку, а затем потерял сознание от кровопотери… Его на руках перенесли в извозчичьи сани, затем у Комендантской дачи пересадили в карету, которую послал на место дуэли Геккерн, и отвезли домой, на набережную Мойки, 12. Смерть поэта.
Они вычитывают фамилии в газетах, сообщают друг другу наиболее трудные варианты; в их письмах и записках на протяжении многих месяцев можно будет найти отзвуки этой игры. Во время пребывания П. Осиповой в Петербурге Пушкин дарит ей портрет Ф. Шиллера, гравированный Масеолем по рисунку Теофиля Бехагеля. Под изображением П. Осипова делает запись: «От А. Пушкина, 1833». Пушкин получает письмо от отца, содержащее приветы И. Дмитриева и П. Письмо написано на обороте «Записки о долговых документах, предъявленных в Лукояновскую дворянскую опеку ко взысканию с имения покойного коллежского асессора В. Пушкина», что свидетельствует, по-видимому, о том, что проблема аукционной продажи части Болдина, принадлежавшей В. Пушкину, ещё в это время обсуждалась между С. Пушкин набрасывает стихотворение «Я возмужал среди печальных бурь». Я возмужал среди печальных бурь, И дней моих поток, так долго мутный, Теперь утих дремотою минутной Надолго ли?.. Сенковский, прочитав две первые главы повести «Пиковая Дама», пишет Пушкину письмо. Он называет прочитанные главы «верхом искусства по стилю и хорошему вкусу». Большая часть письма посвящена сравнению пушкинского языка с языком современных русских прозаиков. Создание «всеобщего русского языка», одинаково понятного всем и составляющего «наслаждение всем слоям общества», ставится им в главную заслугу Пушкину-прозаику. Пушкин читает на вечере у одного литератора возможно, Н. Греча балладу «Будрыс и его сыновья». Бывший на вечере тверской помещик вспоминал позже, как в разговоре с О. Сенковским, восхитившимся «прекрасным переводом», Пушкин говорил, что недоволен строкой «полячка младая», считая её «небрежной». Композитор А. Есаулов написал романс «Гишпанская песня» на стихи Пушкина «Ночной зефир». Бенкендорф вручает Николаю I «Замечания о бунте» Пушкина и делает помету на пушкинском письме: «29 января 1835 г. Государь принял и велел его благодарить; позволяет Пушкину читать всё дело Пугачёва и просит сделать выписку для Государя, дать знать где следует, должно быть министру юстиции». Директор Инспекторского департамента Военного министерства генерал-адъютант П. Клейнмихель в ответ на запрос Пушкина от 19 ноября 1835 г. О том, что письма и донесения генерала Бибикова хранятся в архиве Генерального штаба, Клейнмихель в ответе Пушкину умолчал. Пётр Андреевич Клейнмихель 1793—1869 — российский государственный деятель из немецкого рода Клейнмихелей Петербург. Пушкин знакомится с молодым поэтом А. Кольцовым, приехавшим из Воронежа. Краевский вспоминал, что знакомство это состоялось на одной из суббот у В. Жуковского: «Памятником этих вечеров осталась картина, изображающая большую часть посетителей, между которыми изображён и Кольцов, приглашённый Жуковским. Тут познакомился он с Пушкиным, взявшим тетрадь его стихов для «Современника»». Алексей Васильевич Кольцов 1809—1842 — русский поэт. Его лирика воспевала труд и жизнь простых крестьян. Стихотворения положены на музыку многими русскими композиторами XIX века Тверь.