Новости история праздника рождество христово

За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями. праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия.

Рождество Христово: главные традиции великого праздника

Светлый праздник Рождества Христова – одна из самых почитаемых дат среди христиан, именно его историю, его традиции мы и попытаемся рассказать. Sputnik Грузия рассказывает, почему православное Рождество празднуется 7 января, историю праздника и с чем связано временное несоответствие празднования. читайте в я РождестваРождество Христово, а в Русской православной церкви — Рождество по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества. История, описывающая библейское событие, подробно описана в Евангелии. На протяжении трех первых веков истории христианства церковь выступала против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются указания на то, что чисто религиозное воспоминание рождества Христова было включено в чин праздника Богоявления. праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия.

Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи.

День Рождества Христова День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам – Господским и непереходящим. История появления праздника Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Рождество Христово — один из главных православных праздников. Что мы знаем об истории Рождества Христова, его обычаях и традициях? Рассказываем о значении, истории Рождества, о том, почему неверно называть отмечаемый в ночь на 7 января праздник православным, а также о традициях празднования.

История праздника «Рождество Христово»

Когда в небе появилась Вифлеемская звезда, путешествующие волхвы восприняли ее как знак исполнения этого пророчества. Волхвы явились к месту рождения Иисуса, чтобы поклониться Божественному младенцу и преподнесли ему драгоценные дары — золото, ладан и смирну. О рождении Спасителя вскоре узнал царь Ирод, который тогда правил в Иудее. В пророчестве было сказано, что младенец в будущем станет царем Иудейским, поэтому Ирод приказал найти его и уничтожить. Когда мальчика не смогли обнаружить, Ирод велел избавиться ото всех детей младше двух лет в Вифлееме и окрестностях. Однако ангел предупредил Иосифа, который смог спрятать свою семью.

Но до начала XIX века в этот праздник не было массовых гуляний. Обычай организовывать рождественские балы и приемы, устраивать праздничные ярмарки в городах и селах, а также ставить в домах украшенные елки и класть под них подарки пришел из европейских стран.

Переводчику явился Ангел и повелел изменить текст и поставить «девственница». Более того, он обещал Симеону, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества...

А через триста лет в маленьком иудейском поселке Вифлеем появился на свет Младенец. Хотя Дитя звали Иисус, Симеон понял, почему в пророчестве стояло имя Еммануил, которое означает «с нами Бог» — ведь Симеон держал Его в руках. Бог стал Человеком. День рождения — грустный праздник?

По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его День Рождения христиане стали отмечать очень поздно. Например, достоверно известно, что Воскресение Спасителя праздновали уже сами апостолы. Чем же объяснить эту «забывчивость»? Как можно не помнить, не отмечать такую дату?

Фото Ирины Гончаровой Сейчас такое поведение первых христиан кажется действительно странным, ведь почти для любого человека день рождения — это главный праздник в году. Что же говорить о Дне Рождения Богочеловека, Спасителя мира? Почему дата Его рождения оказалась в «забвении»? Почему евангелисты Матфей и Лука, которые рассказывают о Рождестве, не называют эту дату, хотя, например, в Евангелии от Луки есть много других точных датировок?

Была ли логика в этом «умалчивании»? И если да, то какая? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, во-первых, посмотреть на историко-культурную среду, в которой родился и жил Иисус. А во-вторых, на те условия, в которых проходила проповедь христианства после Его Воскресения — в I — II вв.

У иудеев и язычников было разное отношение ко дню рождения. И если язычники обязательно устраивали широкое и веселое празднование в честь появления на свет нового человека, то евреи попросту не отмечали этот день. Например, в Библии только три раза встречается упоминание о праздновании дня рождения. Сперва — египетский фараон, затем — жестокий гонитель иудеев, правитель Сирии — Антиох, и, наконец, — Ирод Антипа сын царя Ирода Великого.

Последнее «гуляние», кстати, окончилось казнью Иоанна Крестителя Евангелие от Марка, глава 6, стихи 17-29. Неужели иудеи настолько равнодушно относились к своим детям, что даже не замечали их рождения? Парадокс в том, что из всех древних народов израильтяне наиболее трепетно относились к деторождению. Обещание того, что Он придет, было дано первым людям сразу же после их грехопадения.

И потом на страницах Священного Писания много раз подтверждается, что Мессия родится в среде иудейского народа. То есть любая израильтянка рассматривалась как потенциальная мать Мессии. Все девушки в 14 лет обязательно выходили замуж. Несчастной считалась та женщина, которая не могла иметь детей.

Если в семье рождался малыш, то славилось не само событие рождения. В ребенке прославлялся израильский Бог именно такой смысл имеют все религиозные обряды, которые совершались над новорожденным в первые сорок дней его жизни. Казалось бы, одно другому не мешает. Почему нельзя одновременно и праздновать день рождения, и прославлять Бога?

Дело в том, что в религиозное сознание израильтян Библией была «вложена» мысль о врожденной греховности человека. Если люди уже рождаются с чем-то, что заставляет их в дальнейшем страдать и грешить, то зачем же отмечать день, который положил начало всех скорбей и страданий? Евангелисты были иудеями, с молоком матери впитавшими культурные и религиозные традиции Израиля. Этим и объясняется отсутствие в Священном Писании точной даты рождения Христа.

Первоначальным ареалом распространения христианства вне Палестины были также иудеи, которых называют иудеями диаспоры, или рассеяния. Поэтому неудивительно, что Рождество отсутствовало в перечне христианских праздников первых двух веков. Конечно, это не единственная причина, по которой первые христиане не знали такого праздника. Как это было и со многими другими событиями, их волновала не хронология, а сам факт Рождения Спасителя.

А если Он родился, значит, был распят, умер и воскрес. И проповедь апостолов — это прежде всего проповедь не о Рождестве это было очевидно для всех христиан , а о Воскресении. Такую лаконичную и жесткую характеристику апостол Павел дал христианству, из которого вымарано Воскресение Христа. Автор фото: Мария Агапова.

Таким образом, для христиан первых двух веков достаточно было просто факта Рождения Христа. Специального праздника, посвященного этому событию, не было, и основой церковной жизни являлось переживание Воскресения Спасителя. Но вот уже в начале III века христианский писатель Климент Александрийский говорит о том, что он знает людей, которые с тщательностью стараются определить не только год, но и день Рождения Иисуса. Переживание праздника Что же произошло?

Как ни странно, но у истоков празднования Рождества лежали внешние и совсем не романтичные обстоятельства. Во II веке в церковной среде стали распространяться лжеучения, которые получили название гностических от греч. Это была попытка совместить христианство, язычество и греческую философию. Составлялись самые фантастические религиозные системы, заимствованные из мифологии, египетских и восточных верований.

Гностики — бывшие язычники — считали, что они не обязаны с принятием христианства оставлять свои прежние теории. Напротив, они хотели с их помощью истолковать христианство «в высоком и совершенном смысле». Отсюда утверждение, что они обладают истинным знанием гносис , в отличие от якобы ложно перетолкованного христианами учения Иисуса. Все эти системы очень трудно классифицировать.

Объединяло их одно — мифологизация образа Иисуса Христа, отрицание того, что Бог реально стал человеком. То есть отрицалась принципиальная идея христианства — уникальность личности Иисуса Христа как единственного пути спасения. Гностицизм явился серьезной опасностью для Церкви. В полемике с ним был установлен праздник, который получил название Явление греч.

Этот праздник был двуединым. Отмечалось и рождение Христа, и Его Крещение. Действительно, только после Крещения в возрасте тридцати лет Христос начинает Свое общественное служение. Праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю.

Тогда же с дарами к Богомладенцу уже направлялись волхвы с востока. Особенная звезда, появившаяся на небосклоне, указала им путь. Вифлеемская путеводная звезда считается знаковой для Рождества.

О рождении Мессии стало известно и иудейскому царю Ироду. Он позвал к себе мудрецов и приказал им сообщить, где находится новорожденный, когда те разыщут его. Когда мудрецы нашли новоявленных родителей Богочеловека, они поклонились и преподнесли подношения — золото, ладан и смирну ароматическую смолу.

Мудрецы получили божественное предостережение насчет возвращения в Иерусалим и отправились домой другой дорогой. Когда иудейский правитель понял, что мудрецы не выполнили его приказа, он повелел убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Согласно Евангелию, Иосифу приснился сон, что нужно немедленно спасаться, и он увел семью в Египет.

Там беглецам пришлось скрываться, пока не умер Ирод. Московские психологи объяснили, как рассказать ребенку о Рождестве Традиции Перед тем как встретить Рождество, верующие держат сорокадневный Рождественский пост: с 28 ноября по 6 января. Сочельник — самое строгое время поста, нужно есть только сочиво вареную пшеницу с медом.

Ровно над тем местом, где был Иисус, звезда остановилась. С великой радостью волхвы вошли в пещеру и увидели Марию и Спасителя. Они поклонились Ему и принесли свои дары. Но во сне волхвы получили откровение не возвращаться к Ироду, а идти в свою страну другим путём. Когда же волхвы отправились домой, к Иосифу явился Ангел Господень и сказал, чтобы он с Марией и Младенцем бежали в Египет и были там, пока Ангел не возвестит.

Как раз в это время Ирод понял, что Волхвы обманули его и, в страхе за свой трон, приказал убить всех мальчиков Вифлеема возрастом до двух лет. На том месте, где Спаситель пришел в наш мир, сейчас стоит базилика Рождества Христова. Её заложила равноапостольная императрица Елена. Под базиликой находится пещера, её место отмечено звездой с 14-ю лучами. Базилика действует непрерывно, не смотря на то, что она страдала от войн и пожаров.

Так зачем же вочеловечился Сын Божий? Суть человека соединилась с Божественной сутью — Иисус облёкся в человека, чтобы исцелить человечество и принести нам удивительный дар благодати. А от нас требуется этот дар принять. Явление Бога — это жертва, которой искупились человеческие грехи не только прошлые, но и будущие. Праздник Рождества наполнен символами и традициями.

Сам праздник Рождества Христова начинается с поста, который длится с 28 ноября по 6 января. Пост готовит тело, а молитва — душу к восприятию самого события Рождения Христа. Подобно волхвам, принесшим свои дары, мы приносим Господу свои, дары духовные. Канун Рождества Христова — предпраздничный день — Сочельник. Это день очень строгого поста.

В этот день не едят до появления на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде. В Сочельник готовят праздничные блюда: сочиво и кутью. Они готовятся из пропаренных злаков и мёда. Основным символом Рождества была и остаётся Рождественская ель. А ещё Священные дары: золото, ладан и смирна — и конечно, Вифлеемская звезда.

Именно эта звезда привела язычников-волхвов к яслям Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Традиции Рождества Христова Рождество празднуется с 6 на 7 января, в полночь в храмах начинается главная служба. В 2023 году Рождество Христово выпадает на субботу. Промежуток времени с 7 по 18 января Сочельник Крещения называется Святки или Коляды — это период особенной радости для верующих православных, когда все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Народные суеверия и приметы В этот день нельзя шить, ткать, плести, нельзя заниматься уборкой и делами по хозяйству. Также ни в коем случае нельзя ругаться. В Рождество обязательно надо одеться во что-то новое: не постиранное, а новое.

Также нельзя было садиться за праздничный стол в черном — это могло привлечь неудачу. Предки верили, что если в этот день что-нибудь потерять, то стоит ждать убытков в будущем году. Ну а если найти в этот день что-нибудь, особенно, если это украшение, то будет достаток весь год. В этот день обращали особое внимание на природу: если в небе совсем молодой месяц, значит, в финансовом плане год будет неудачным.

Обычно готовят пироги, салаты, холодец, запекают гуся или курицу с яблоками и угощают родных и близких всевозможными десертами. Рождественские традиции и обычаи русского народа Среди наиболее известных русских обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками, стоит выделить: 1. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток. Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество. Рождество является началом Святок святых дней , которые продолжаются до дня Крещения 19 января. В околорождественской традиции этот период считался самым благоприятным для гаданий. Особенно прельщала ворожба как способ предсказания судьбы незамужних девиц. Ритуалы любили проводить в полночь в темноте и при свечах, что создавало особенно мистическую атмосферу. Гадали и по расплавленному воску свечи, который выливали в воду и пытались рассмотреть образ застывшей фигуры. Было распространено и гадание на кофейной либо чайной гуще. Не обходилось и без зеркала. Генеральная уборка дома. К Рождеству хозяева обязательно прибирались в избах, топили бани, стелили чистую скатерть, готовили новую одежду для праздника. Особое оформление праздничного стола в Рождество. Хозяйки клали под скатерть сено, что символизировало ясли Иисуса Христа. Под столом часто размещали железный предмет топор , на который гости ставили ноги, что символизировало крепкое здоровье и сильный дух. По углам стола располагали монеты, купюры, соль и чеснок для благополучия в доме. Запрет на труд в Рождество. В сам праздник уже ничего не делали: не плели, не шили, не готовили и не убирали в доме под страхом бед и несчастья. Приглашение на праздничный ужин знакомых одиноких людей, странников и сирот. И это далеко не полный перечень всех обычаев и традиций на Рождество.

Значит, дата зачатия должна совпадать с датой смерти на кресте. Она известна точно — 25 марта в еврейскую Пасху. Отсчитав от нее 9 месяцев, мы получим искомую дату - 25 декабря. Она совпала в древние времена с языческим праздником зимнего солнцеворота. Люди, участвуя в церковных торжествах, отвращались от древнего культа. Введение Григорианского календаря привело к тому, что католики и православные стали праздновать Рождество в разные дни. Россия, Беларусь и Украина это делает вместе с другими странами Православной Церкви по старому стилю - 7 января. История празднования Рождества на Руси С приходом на наши земли христианства, Рождество стали широко отмечать и в великой Киевской Руси. Оно здесь также совпало с древними языческими праздниками - святками. Древние славяне проводили в этот день обряды, посвященные духам-предкам. Предшествующий Рождеству день издавна носит название Сочельник. Сочиво — каша с овощами и растительным маслом. Сочевничать накануне Рождества можно, а вот другая пища в этот день строго возбранялась, до самого восхода Вифлеемской звезды. В народе постепенно утвердились традиции празднования Рождества. С утра люди убирали в избах, мылись в бане, готовились к колядкам. С вечера молодежь разукрашивала свои лица, собиралась в большие группы, и, переодевшись в вывернутую одежду, водила по селу Коляду.

Во время представления часто исполнялись песни — коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов. В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же — прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть — Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства. Подарки Во все времена на Рождество было принято дарить подарки.

Почему православное Рождество отмечают 7 января и что нельзя в этот день делать

Празднование Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества. История празднования Рождества на Руси. Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Рассказываем, какого числа Рождество, какова история Рождества Христова, нужно ли поститься перед ним и какие традиции нужно соблюдать, чтобы правильно отметить праздник. История появления праздника Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. За более чем тысячелетнюю историю христианства на Руси, конечно, Рождество Христово у нас стало одним из важнейших праздников, со своими обычаями.

Православное Рождество: история и традиции праздника

А если Он родился, значит, был распят, умер и воскрес. И проповедь апостолов — это прежде всего проповедь не о Рождестве это было очевидно для всех христиан , а о Воскресении. Такую лаконичную и жесткую характеристику апостол Павел дал христианству, из которого вымарано Воскресение Христа. Автор фото: Мария Агапова. Таким образом, для христиан первых двух веков достаточно было просто факта Рождения Христа. Специального праздника, посвященного этому событию, не было, и основой церковной жизни являлось переживание Воскресения Спасителя. Но вот уже в начале III века христианский писатель Климент Александрийский говорит о том, что он знает людей, которые с тщательностью стараются определить не только год, но и день Рождения Иисуса.

Переживание праздника Что же произошло? Как ни странно, но у истоков празднования Рождества лежали внешние и совсем не романтичные обстоятельства. Во II веке в церковной среде стали распространяться лжеучения, которые получили название гностических от греч. Это была попытка совместить христианство, язычество и греческую философию. Составлялись самые фантастические религиозные системы, заимствованные из мифологии, египетских и восточных верований. Гностики — бывшие язычники — считали, что они не обязаны с принятием христианства оставлять свои прежние теории.

Напротив, они хотели с их помощью истолковать христианство «в высоком и совершенном смысле». Отсюда утверждение, что они обладают истинным знанием гносис , в отличие от якобы ложно перетолкованного христианами учения Иисуса. Все эти системы очень трудно классифицировать. Объединяло их одно — мифологизация образа Иисуса Христа, отрицание того, что Бог реально стал человеком. То есть отрицалась принципиальная идея христианства — уникальность личности Иисуса Христа как единственного пути спасения. Гностицизм явился серьезной опасностью для Церкви.

В полемике с ним был установлен праздник, который получил название Явление греч. Этот праздник был двуединым. Отмечалось и рождение Христа, и Его Крещение. Действительно, только после Крещения в возрасте тридцати лет Христос начинает Свое общественное служение. Праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю. Соответственно, 25 декабря стали отмечать Рождество, а 6 января — Крещение.

Кстати, праздник Крещения Господня не перестал называться Богоявлением. Несколько позже практику раздельного празднования приняла и Восточная Церковь. Это решение было окончательно закреплено на II Вселенском Соборе в 381 году. Но почему Рождество было перенесено именно на 25 декабря? В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния римляне совершали сатурналии — празднества в честь бога Сатурна Dies Natalis Solis Invicti — «день рождения солнца непобедимого». В те же дни по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры.

Истоки этих праздников понятны: солнце начинало расти, а день прибавляться. После того, как в начале IV века император Константин Великий прекратил гонения на христианство, Церковь воспользовалась этими празднествами для утверждения веры в Богочеловека. Полемика с языческими культами солнца слышна в песнопениях Рождества Христова, где о Нем говорится как об «Истинном Солнце», «Солнце правды», озарившем Своим рождением затянувшуюся зиму язычества. Автор фото: Максим Штыков. Получается, христиан заставили праздновать Рождество внешние обстоятельства, и не будь гностиков, Сатурна и Митры, не было бы и праздника Рождества? Дело в том, что церковные праздники, в отличие от, скажем, революционных, — это не просто воспоминание о событии, а непосредственное его переживание.

В этом смысле можно говорить о праздновании Рождества и первыми христианами, хотя они не интересовались датой рождения Христа и не знали пышного богослужения. Но именно для того, чтобы защитить свое переживание праздника рождения Богочеловека от людей, которые не признавали реальность Боговоплощения, Церкви пришлось вспомнить дату Рождества. А в полемике постепенно развилось и богослужение этого дня, утверждавшее догмат о том, что Бог стал реальным, а не «призрачным» человеком. И главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения солнечных языческих богов было не стремление к какому-то внешнему политическому преодолению язычества, а твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе. А как появилась дата Рождества — 7 января? Многие из нас слышали про "старый" и "новый" стиль и несовпадение календарей.

И уж точно все задавались вопросом: почему "у нас" Рождество Христово празднуют 7 января, а не 25 декабря? Дело в том, что Русская Православная Церковь не приняла переход на григорианский календарь так называемый новый стиль , установленный в России в 1918 году. А так как григорианский и юлианский календари расходятся на 13 дней, то и день празднования Рождества отличается теперь на это же количество суток: 7 января — это и есть 25 декабря по старому стилю. Подробнее о разнице календарей смотрите здесь: Читайте также: Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница? Зачем Бог стал человеком? Что касается отношения к языческим культам, то христианство пошло здесь проторенным путем.

В истории религий существует такой феномен: когда какая-то религиозная традиция хочет укорениться, то как опору она использует более древние религиозные традиции и праздники. Более того, оказывается, что язык веры культовый, символический вообще очень схож в различных религиях. Вся разница в содержании. Богослужение Рождества, используя старые культовые формы, утверждает принципиальную новизну произошедшего события. Христиане верят, что в этот день родился не очередной божок, ответственный за движение солнца, а Сам Творец солнца. Во времени родился Творец времени, человеком стал Создатель человека.

И что было уж совсем немыслимо для языческой мифологии — для того, чтобы Ему родиться, нужно согласие и участие человека. Рождение без участия мужчины знали на тот момент практически все религиозные системы. Можно указать на мифы, где говорится о чудесном рождении героев и великих людей, например Диониса, Ромула, египетских фараонов, и т. Чем же отличаются эти легенды от Рождества Христова? Тем, что в языческих мифах рождались человекобоги, а христианство утверждает, что в Вифлееме родился Богочеловек. И разница здесь совсем не в словах.

Когда читаешь тексты рождественской службы, то не можешь отделаться от мысли о видимом противоречии. И с другой стороны, беззащитный Младенец, Который требует ухода и заботы, Которого пеленает Мария и кладет в ясли кстати, библейские ясли — это не детская кроватка, а кормушка для скота в хлеву. Но этот Младенец и есть Тот Самый Бог. Каков же смысл произошедшего? Зачем Бог стал Человеком?

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Матиас Стомер. Поклонение Младенцу. Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января. На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским новый стиль , ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь старый стиль , применяемый с 45 столетия до нашей эры. Илья Ефимович Репин. Рождество Христово. В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому. Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские.

Есть ли разница, приходили волхвы с дарами ко Христу или нет?.. Вела ли их Звезда, или они случайно наткнулись на пещеру со Святым Семейством?.. Волхвы: звездам служащие Возможно, на первый взгляд история с волхвами и звездой кажется сказкой. Многие критики Евангелия утверждали, что это позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы разукрасить, мифологизировать событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. Но если принять эту точку зрения, то о жизни Христа вообще ничего нельзя сказать, потому что практически все, что мы знаем о Спасителе, рассказывается именно в Евангелии. Но если все же была Звезда, были волхвы, то каков смысл их появления во время рождения Иисуса? Кто такие «волхвы»? Кем были эти люди и как к ним относится Евангелие? В греческом тексте они названы магами. Геродот, например, пишет, что так назывались мидийцы, принадлежавшие к касте священников Персидской империи. Возможно, это были зороастрийцы, толковавшие сны; кроме того, они были астрологами, мудрецами, о которых говорили, что они обладают сверхъестественными возможностями. Евангелие рассказывает, что волхвы пришли «с востока». Под это определение могут подходить Персия, Вавилон, Аравия и Египет. Однако древнее церковное предание называет родиной волхвов Персию на том основании, что в этой стране долгое время жил пророк Даниил VI век до Р. Причем он был там «главою мудрых». Возможно, он оставил своим подчиненным знание о библейском Боге и об ожидаемом Мессии. И это знание передавалось из поколения в поколение. Многие люди, как сейчас, так и в древности верят и верили в то, что судьба человека определяется звездами. Греко-римский мир свято верил, что рождение или смерть великих людей, политические перемены предваряются появлением звезд или комет. Вот и волхвы, видя Звезду Мессии, идут в Иудею, чтобы поклониться Ему. Согласно Евангелию, Звезда ведет их. Какие только версии не выдвигались за 2000 лет, чтобы объяснить видение волхвов! Астроном Иоганн Кепплер в XVII веке предположил, что Вифлеемская звезда — это «парад планет», то есть их сближение настолько, что создается визуальный эффект одной яркой звезды. А весной 1604 года к ним присоединился и Марс. Кепплер предположил, что подобное явление происходило в 7-6 гг. Было предположение, что Вифлеемская звезда — это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Р. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую или рождение новой звезды в созвездии Козерога весной 5 года до Р. Эта теория кажется интересной, учитывая данные китайских хроник, которые относят это событие именно к 5 — 4 гг. Однако все эти теории объединяет одно — отрицание того, что Звезда могла вести волхвов. Например, Кепплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом. Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на Звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели». Действительно, Библия — это не учебник астрономии. Именно поэтому большинство толкователей Евангелия, отцов и учителей Церкви считают, что Вифлеемская звезда таковой была только по виду, но на самом деле — это была особенная сотворенная Богом звезда. Особняком стоит мнение св. Иоанна Златоуста, который говорил, что волхвов вел Ангел, явившийся в образе звезды. Христианские авторы предлагали такие версии, во-первых, исходя из сообщения евангелиста Матфея, что звезда шла перед волхвами и остановилась непосредственно перед вертепом. Во-вторых, ее «странное» поведение в Иерусалиме, когда простодушные волхвы пришли туда узнать: «Где родившийся Царь Иудейский? Звезда попросту скрылась от них, а заодно и от тех, кто «искал погубить Младенца». То есть она вела себя весьма необычно для природного явления — когда надо было, появлялась, а потом опять скрывалась. Почему же Церковь всегда настаивала на чуде Вифлеемской звезды? Неужели это не могло быть естественное природное явление? Да, конечно, могло. Но ведь Церковь, говоря о сверхъестественной природе звезды, имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой. Дело в христианском видении Рождества как чуда. И чудо Звезды Мессии в церковном сознании тождественно чуду рождения Богочеловека. В маленький поселок Вифлеем, находящийся в маленькой Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, Который родился здесь. Что их приводит сюда — простая случайность? Волхвов приводит сюда чудо рождения Богочеловека. Звездочеты не могли придти в Вифлеем случайно. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о Звезде. Поэтому бесполезно рассуждать о природе Звезды. Какова бы она ни была — она послана от Бога для того, чтобы язычники узнали и поклонились Мессии. Даже если Иоганн Кепплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды — чему это противоречит? Неужели, узнав, что не звезда, а Ангел ведет их к яслям Богомладенца, они бы развернулись и пошли обратно к своим астролябиям? Волхвы шли не за звездой, они направлялись к Иудейскому Царю, к Спасителю. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах, а в убогом вертепе — пещере, где в непогоду прячут животных. То есть сперва они приняли саму Звезду Мессии как явленное им чудо, поверили ему, а потом уже пошли за ней. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя... Эпилог Автор фото: о. Сергий Клинцов. Рождество делит время на две эпохи — «до» и «после».

Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды. День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю. Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада. При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни. По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого». Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре. По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения дня зачатия Христа и Пасхи. Если добавить к дате 25 марта 9 месяцев, то получается 25 декабря — день зимнего солнцестояния. В принципе, 25 декабря — день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества до самого Нового года. В канун или сочельник соблюдается строгий пост.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий