ИЧК-2020 также содержит ссылки на индекс человеческого капитала в зависимости от социально-экономического положения людей (СЭП-ИЧК). Ниже представлен краткий обзор каждой страны по основным показателям уровня развития общества и человеческого капитала, согласно которым они были ранжированы в рейтинге «Индекс Развития Общества 2023» среди стран СНГ. Всемирный банк установил и впервые применил Индекс человеческого капитала в 2018 году. School. Quantity of education (Expected years of schooling by age 18). Quality of education (Harmonized test scores). Государственная политика РФ в сфере развития человеческого капитала на современном этапе.
ВБ: индекс человеческого капитала в РФ - 68%
В рамках доклада обсуждались новые подходы к оценке отдачи от инвестиционных проектов, что применимо к анализу отдачи от инвестиций в образование на уровне отдельных домашних хозяйств. Основные тезисы семинара: Для российской экономики характерна значимость как качественных, так и количественных характеристик человеческого капитала для процесса экономического роста. Значимость количественных характеристик человеческого капитала как правило характерна для результатов исследований по развивающимся странам, тогда как значимость качественных характеристик присуща для развитых экономик. В этой связи полученные оценки свидетельствуют о том, что для России характерны как черты развитых стран, так и черты развивающихся экономик в контексте тесноты связи между показателями человеческого капитала и экономического роста.
Основные тезисы семинара: Для российской экономики характерна значимость как качественных, так и количественных характеристик человеческого капитала для процесса экономического роста.
Значимость количественных характеристик человеческого капитала как правило характерна для результатов исследований по развивающимся странам, тогда как значимость качественных характеристик присуща для развитых экономик. В этой связи полученные оценки свидетельствуют о том, что для России характерны как черты развитых стран, так и черты развивающихся экономик в контексте тесноты связи между показателями человеческого капитала и экономического роста. Выявлено, что наиболее высокая отдача от высококвалифицированных кадров из сектора НИОКР наблюдается в регионах, специализирующихся на обрабатывающих видах производства.
Методические указания и необходимые данные для применения данного подхода подробно описаны в Руководстве по измерению человеческого капитала, подготовленном Организацией Объединенных Наций ООН [2]. Концептуальная основа затратного подхода заключается в расчете величины человеческого капитала на основе расходов, связанных с его формированием.
В рамках данного подхода оцениваются расходы на формальное образование общее и профессиональное и альтернативные издержки обучающихся, получающих образование. Необходимо отметить, что в расчет принимались показатели численности занятого населения, поскольку именно данная категория реализует накопленный человеческий капитал в процессе трудовой деятельности. Также в расчетах была учтена амортизация профессионального образования, для оценки которой был использован линейный метод. С целью проведения анализа накопления человеческого капитала в регионах России на основании полученных стоимостных оценок человеческого капитала была произведена группировка регионов по 4 укрупненным группам, которым авторы присвоили следующие оценочные категории: 1-я группа — регионы с уровнем человеческого капитала значительно выше среднероссийского; 2-я группа — регионы с уровнем человеческого капитала выше среднероссийского; 3-я группа — регионы с уровнем человеческого капитала ниже среднероссийского; 4-я группа — регионы с уровнем человеческого капитала значительно ниже среднероссийского. Представленная классификация была разработана с использованием метода статистических группировок и осуществлялась в несколько этапов: 1.
Выделено среднероссийское значение величины человеческого капитала. Все регионы разделены на 2 группы в зависимости от отклонения от среднероссийского уровня. В группах с уровнем человеческого капитала выше и ниже среднероссийского уровня определены средние значения, и каждая из групп разделена на 2 подгруппы. На основании проведенной группировки была составлена сводная таблица 1 и осуществлено картирование территории Российской Федерации по уровню накопленного человеческого капитала в регионах рис. Таблица 1 Группировка регионов России по уровню накопленного человеческого капитала в 2014 и 2019 годах Группа Уровень человеческого капитала в 2014 году, млн руб.
Здесь Россия набрала 538 баллов. Это седьмой результат. Удивление вызывает то обстоятельство, что в графе количество детей младше 5 лет с задержкой в развитии у России стоит прочерк.
Всемирный Банк не смог оценить этот показатель в виду недостаточного объема информации. Но даже несмотря на такой пробел место России в рейтинге стран по Индексу человеческого капитала оказалось достаточно высоким. Эксперты Всемирного Банка отнесли нашу страну к группе государств со средним уровнем доходов.
Причем, расчёты проводились по паритету покупательной способности ППС. Для России у специалистов ВБ эта цифра оказалась равной почти 24 тыс. Среди 157 государств РФ на 34-м месте с коэффициентом 0,73.
Как сказано в материалах Всемирного банка: «это немного выше, чем средний уровень для этого региона, и для группы стран с сопоставимыми доходами». Именно в этих странах уровень подготовленности части населения, вступающей в активную экономическую жизнь, приближается к идеальным показателям. В чем Россия уступает Руанде Всемирный банк взялся за изучение проблемы качества жизни человечества и опубликовал свой Индекс человеческого капитала.
Что исследовали и как В преамбуле к результатам исследования говорится, что человеческий капитал признается такой солидной организацией, как Всемирный банк, одним из основных факторов обеспечения длительного экономического роста и преодоления нищеты. В чем мы оказались хуже Руанды Сразу о неприятном.
По качеству человеческого капитала Россия оказалась на уровне стран первого мира
Исследование опубликовано в журнале Nature. Человеческий капитал, то есть ресурсы, связанные со знаниями и навыками людей, является важнейшим компонентом экономического развития. Новая база данных показывает средние результаты обучения для 164 стран. Россия находится на самом высоком уровне обучения — вместе с Западной Европой, США и Австралией Понятие человеческого капитала было впервые введено еще в 1776 году. На протяжении десятилетий в исследованиях использовались показатели школьного образования как показатель человеческого капитала.
Это относится и к самому известному на сегодняшний день индексу человеческого капитала — индексу человеческого развития ИЧР ООН. ИЧР — это многокомпонентный показатель для измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия в стране.
Вклад человеческого капитала в рост российской экономики, процентные пункты Источник: расчеты ведущего эксперта института "Центр развития" ВШЭ Дарьи Авдеевой "Человеческий капитал через повышение производительности работников напрямую влияет на экономический рост. Кроме того, он способствует внедрению и распространению новых технологий, созданию новых знаний, используемых в производстве. За счет человеческого капитала происходит обмен знаниями между людьми, благодаря которому повышается производительность всех работников. От доступного человеческого капитала зависят инвестиционные решения фирм и, таким образом, накопление физического капитала", - пишет Авдеева. Кризисы, особенно затяжные, приводят к потере части имеющихся знаний и навыков работников. При этом относительно высокий уровень ЧК еще не гарантирует его продуктивное применение. И в России этому есть немало примеров.
В нашей стране институциональная среда снижает востребованность имеющегося ЧК многим россиянам знакомы заявления работодателей на собеседованиях: "У вас слишком высокая квалификация". Не случайно в российской экономике велика доля низкооплачиваемого, непродуктивного, малоэффективного труда см. Оценить вклад ЧК в российскую экономику за счет повышения производительности работников Авдеева предлагает с использованием не традиционных показателей качества труда, которые приводит, например Минэкономразвития, а через индекс человеческого капитала. Для калибровки моделей расчета уровня ЧК экономист использует оценки отдачи от инвестиций в образование и здоровье, применяемые Всемирным банком. По этим расчетам в 2000-2003 годах вклад человеческого капитала в экономику страны составлял в среднем отрицательные 0,2 процентных пункта п. Это было связано с тем, что повышение уровней образования работников не было компенсировано ухудшением показателей здоровья населения после кризиса 1998 года. В 2010-е годы заметно снизился приток на рынок труда молодых специалистов, а значит, замедлились и темпы изменений среднего уровня образования.
Эксперты подчеркнули практическую востребованность Индекса развития человеческого капитала на Дальнем Востоке Елена Михайлова, Директор по исследованиям ВЦИОМ, отметила: «Почему при расчете Индекса было важно совместить статистику с социологией? Работая с регионами, федеральными ведомствами и министерствами, мы часто сталкиваемся с тем, что есть большой массив информации показатели удовлетворенности, данные об объемах финансирования отдельных сфер, численности проводимых мероприятий и т. Необходим был новый инструмент, позволяющий оценить, насколько принимаемые меры, проводимые мероприятия адекватны происходящим изменениям. Конечно, очень важно строить детские сады, повышать социальные пособия, однако, что более эффективно и приоритетно в условиях дефицита бюджета? На региональном уровне часто принимаются решения, основывающиеся на собственном видении ситуации, имеющихся возможностях. Но в некоторых случаях более эффективными с точки зрения населения могут быть иные мероприятия - даже менее финансово затратные. Одним из ключевых направлений нашей работы было определение индикаторов и показателей, которые действительно связаны с деятельностью региональных органов власти, зависят от принимаемых на региональном уровне решений, могут корректироваться и изменяться, в том числе на уровне региональных программ». При разработке Индекса учитывались те ключевые индикаторы развития регионов, которые заложены в федеральные целевые социальные программы. Индекс не только позволяет составить объемную картину, но и сравнивать показатели с другими регионами. То есть мы видим реально, где происходят позитивные изменения, а где проблемные зоны», - добавила Елена Михайлова.
Кроме того в докладе указывается на неравенство — «сильные различия, которые проявляются с точки зрения доходов, географии и этнической принадлежности», на влияние гендерных предубеждений на возможности женщин. Также в Грузии фиксируется один из самых высоких показателей заболеваемости неинфекционными заболеваниями в Европе и Центральной Азии, высокие расходы на здравоохранение и влияние пандемии коронавируса». Всемирный банк указывает, что Грузия должна «повысить уровень и эффективность расходов на социальную сферу, сделать социальные расходы более справедливыми, пересмотреть процесс децентрализации, повысить эффективность механизмов контроля, оценки и обратной связи, используя новые возможности». Индекс человеческого капитала ИЧК — показатель, помогающий измерить человеческий капитал, который родившийся сегодня ребенок может накопить к 18-летию.
Позиция Беларуси по индексу человеческого капитала
Хабаровский край в тройке лидеров Сводного Индекса развития человеческого капитала на Дальнем Востоке 26 января 2018 Как бы ни развито было государство, на каком бы уровне не находилась его экономика и НТП, все это не было бы возможно без самого главного элемента всех процессов - человека. Валентин Тимаков, генеральный директор АРЧК ДВ, представляя Индекс развития человеческого капитала, отметил, - Разработанный АРЧК ДВ Индекс оценивает демографическую и миграционную ситуацию, качество человеческого капитала, качество жизни и уровень социального развития в регионах ДФО, является прикладным инструментом для органов государственной власти, бизнеса, общественных организаций и позволяет оценивать эффективность мер, направленных на развитие человеческого капитала на Дальнем Востоке. Хотя государство создает условия для жизни людей.
Этот индекс используется для выявления различий между развитыми , развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни. Индекс был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и индийским экономистом Амартией Сеном [2].
В 2010 году способ расчёта индекса был несколько изменён. Страны делятся на четыре большие категории, исходя из их ИЧР: очень высокий, высокий, средний и низкий уровень человеческого развития.
Такая оценка проводится посредством исследования параметров, объединенных по следующим направлениям: образование и специальная подготовка; физическое и психологическое состояние личности; характеристика рынка труда, то есть занятости населения, условий трудоустройства ; инфраструктура , правовые гарантии , социальная мобильность трудовых ресурсов. Результаты анализа указанных показателей состояния человеческого капитала в России в соответствии с рассматриваемой рейтинговой оценкой позволяют отнести ее к странам, занимающим третий десяток рейтинга. При этом в качестве позитивных характеристик состояния человеческого капитала в стране можно назвать доступность образования для граждан любого возраста. Однако при этом такие параметры, как качество рабочего места, возможности для реализации профессионального потенциала и доступа к профессиональному развитию, в том числе за счет получения дополнительного образования, а также состояние системы здравоохранения, продолжительность активной жизни населения не обеспечиваются на уровне развитых государств как например, в Норвегии, Канаде, Дании и др.
К такому выводу пришли исследователи из Всемирного экономического форума в Давосе, опубликовавшие вчера свежие оценки Индекса развития человеческого капитала 2015 года. Столь высокое место РФ в рейтинге напрямую связано с высокой доступностью образования, которое, впрочем, не соответствует современным требованиям экономики и остается на низком уровне.
Результаты исследования качества человеческого капитала в мире Индекса развития человеческого капитала — 2015, Human Capital Index 2015 , которые второй раз спустя два года опубликовала аналитическая группа Всемирного экономического форума ВЭФ , для России оказались впечатляющими. В текущем рейтинге из 124 мировых экономик страна поднялась сразу на 26-е место, получив 78 баллов и обогнав все страны БРИКС, но уступив прибалтийским государствам. В рейтинге 2013 года она находилась на 51-м месте из 122 стран.
Россия опередила Китай в мировом рейтинге развития цифровой экономики
Индекс человеческого капитала позволяет дать количественную оценку вклада здравоохранения и образования в производительность и уровни дохода следующего поколения граждан. Индекс человеческого развития как показатель оценки состояния человеческого капитала в России. Индекс человеческого капитала впервые был опубликован в 2018 году. Главная Новости Лента новостей Макроэкономика Россия вошла в десятку стран с самым заметным прогрессом в показателях человеческого капитала. Пока Россия по значению индекса человеческого капитала находится на 41 месте в мире.
Во ВШЭ увидели риски для человеческого капитала при трансформации экономики РФ
Что такое человеческий капитал и как его развивают. Объясняем простыми словами | Начавшееся в 2014 году снижение доходов населения ограничило возможности для роста индекса человеческого капитала. |
Список стран по индексу человеческого развития — Википедия | Индекс человеческого капитала позволяет дать количественную оценку вклада здравоохранения и образования в производительность и уровни дохода следующего поколения граждан. |
Россия заняла 41-е место по индексу человеческого капитала - — КОНТ | ЕРЕВАН, 17 сентября. Новости-Армения. Армения несколько улучшила свою позицию среди 174-х стран в исследовании Всемирного банка «Индекс человеческого капитала» (Human Capital Index – HCI) – с 0.57 в 2018 году до нынешних 0.58. |
Значительно ниже, чем в Европе — Всемирный банк оценил Индекс человеческого капитала в Грузии
Индекс позволяет агрегировать динамику различных показателей человеческого капитала с учетом микроэкономических оценок их влияния на производительность работников. Пять презентации о человеческом капитале в России и его состоянии. Индекс человеческого капитала России составляет 0.73.
Всемирный банк представил индекс человеческого капитала за 2020 год
Этот индекс используется для выявления различий между развитыми , развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни. Индекс был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и индийским экономистом Амартией Сеном [2]. В 2010 году способ расчёта индекса был несколько изменён. Страны делятся на четыре большие категории, исходя из их ИЧР: очень высокий, высокий, средний и низкий уровень человеческого развития.
Одной из причин этого стало ухудшения здоровья работников. Основные потери здесь были связаны с ухудшением здоровья и сверхсмертностью населения, также приведшей и к потере навыков и знаний. Более того, дистанционное обучение школьников, как указывает Авдеева, отрицательно повлияло на образование детей, что может негативно отразиться на их будущем вкладе в экономику.
Также проект будет способствовать развитию человеческих ресурсов в качестве квалифицированной рабочей силы в таких секторах, как строительство, текстильная и швейная промышленность, информационные и коммуникационные технологии, агробизнес и пищевая промышленность, сервис машин и оборудования.
Зато показатель младенческой смертности у России вполне приличный. Этот коэффициент у нас равен 0,99.
Из каждых ста новорожденных до 5-летнего возраста доживает 99 младенцев. Ожидаемая продолжительность обучения детей в Российской Федерации — 13,8 года. Этот показатель на уровне ведущих государств. Даже у США меньше — 13,3 года. Так же обстоят дела и с оценкой школьного образования.
Здесь Россия набрала 538 баллов. Это седьмой результат. Удивление вызывает то обстоятельство, что в графе количество детей младше 5 лет с задержкой в развитии у России стоит прочерк. Всемирный Банк не смог оценить этот показатель в виду недостаточного объема информации. Но даже несмотря на такой пробел место России в рейтинге стран по Индексу человеческого капитала оказалось достаточно высоким.
Эксперты Всемирного Банка отнесли нашу страну к группе государств со средним уровнем доходов. Причем, расчёты проводились по паритету покупательной способности ППС.
Human Development Insights
Ички идоравий ҳужжатларнинг экспертиза натижалари. С 2020 года в России фиксируется отрицательный вклад человеческого капитала (ЧК) в ВВП. Индекс позволяет агрегировать динамику различных показателей человеческого капитала с учетом микроэкономических оценок их влияния на производительность работников. Сегодняшние (и завтрашние) решения гораздо больше сосредоточены на человеческой динамике и на том, как люди взаимодействуют с работой и вовлекаются в нее.
Заседание ЦДУ: “Роль секторов человеческого капитала в формировании экономической динамики“
Данные для расчета индекса собирались до марта 2020 года, поэтому он отражает уровень человеческого капитала до начала пандемии. Читайте также:.
Россия также вошла в десятку стран, где темпы прироста человеческого капитала оказались наивысшими за период с 2010 года. В основном это произошло из-за улучшения показателей здоровья детей и взрослых, а также высоких оценок системы школьного образования, которые превышают их для многих стран с более высоким уровнем дохода. Данные для расчета индекса собирались до марта 2020 года, поэтому он отражает уровень человеческого капитала до начала пандемии.
Как отмечают авторы доклада, поскольку данные для расчета индекса собирались до марта 2020 года, он отражает уровень человеческого капитала до начала пандемии коронавируса - а она могла привести к его снижению. Впрочем, как говорится в докладе, корреляция между индексом и ВВП на душу населения существует, но человеческий капитал не всегда напрямую сопоставим с экономическим развитием. Основной вклад в различие между странами с низким и высоким уровнем дохода вносят вариации в количестве и качестве школьного образования.
Кроме того, инвестиции в человеческий капитал могут годами не давать экономической отдачи, поэтому политические деятели обычно пытаются найти более быстрые способы повышения своей репутации. С этой точки зрения проект обосновывает важность инвестиций в людей, особо подчёркивая значимость последовательного руководства и координации на всех уровнях власти, в том числе решения таких сложных проблем, как ненадлежащие или неэффективные расходы, проблемы в сфере управления и предоставления услуг, демографическая динамика, политическая нестабильность и социальные конфликты, а также пробелы в области инфраструктуры. Исходя из этого, Всемирный банк в 2017 году приступил к реализации международной программы информационно-просветительской деятельности, проведения измерений и аналитической работы в целях повышения уровня осведомлённости и спроса на меры политики по формированию человеческого капитала. Основным стратегическим инструментом проекта является Индекс человеческого капитала, который позволяет получить представление об уровне развития человеческого капитала в каждой стране на основе единого обобщающего показателя. Индекс измеряет уровень развития человеческого капитала следующего поколения, который определяется как объём человеческого капитала, который родившийся в той или иной стране ребёнок может рассчитывать накопить к своему совершеннолетию, с поправкой на риск, связанный с ненадлежащим качеством здравоохранения и уровнем образования в данной стране. Индекс включает три компонента: Выживаемость. Этот компонент отражает тот факт, что ребёнку, родившемуся сегодня, необходимо дожить до момента начала накопления человеческого капитала в системе официального образования.
Уровень выживаемости измеряется по данным о смертности детей в возрасте до 5 лет. Ожидаемая продолжительность обучения в школе, скорректированная на результаты обучения. Информация об объёме образования, которое ребёнок может рассчитывать получить к 18-летнему возрасту, используется в сочетании с данными о качестве, то есть, о том, чему ребёнок может научиться в школе, судя по показателям страны в международных тестированиях учебных достижений школьников.