В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Термин "иноагент" часто ассоциируется с негативным оттенком, так как может подразумевать, что такие лица или организации служат интересам иностранного государства, а не своей страны. Если же иноагентом признали такое юрлицо, учреждать новое не нужно.
Курсы валюты:
- Кто такой иноагент (теперь)?
- Report Page
- Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах — Юникон
- Комитет защиты национальных интересов - Иногенты
- Комитет защиты национальных интересов - Иногенты
«Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом?
Что запрещено и чем грозит бизнесу и медиа несоблюдение закона про рекламу у иноагентов. Депутаты Госдумы приняли новый закон об иностранных агентах в окончательном третьем чтении. После признания иностранным агентом, как правило, следуют ограничения на работу СМИ, некоммерческой организации или человека. Иноагент или иностранный агент – это статус, который выдаётся физическим лицам или организациям, которые занимаются политической деятельностью в России, но при этом получают финансирование из-за границы. Статья 1. Иностранные агенты 1. Для целей настоящего Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой. Вероятно, если организовать подпольную лекцию иноагента для подростков и об этом станет известно, это будет основанием для наказания — как действие, которое помогает нарушать закон об иностранном влиянии.
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы
статус, который в России присваивают организациям или людям, получающим деньги из-за рубежа. Статус иностранного агента налагает ряд ограничений на организацию, но хуже всего — репутация «прокаженного». В законе об иностранных агентах указано, что благотворительность не считается политической деятельностью.
Иноагент – кто это? Что это значит в России?
Их также включат в новый реестр. При этом иноагентами не смогут признать: государственные органы, государственные корпорации и компании, а также подконтрольные им организации — нахождение под контролем выражается в обязанности выполнять распоряжения; религиозные организации; политические партии; должностных лиц международных организаций, дипломатов, въехавших в Россию в связи с исполнением служебных обязанностей, сотрудников представительств органов государственной власти иностранных государств; объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Применительно к НКО в этой части нет практически никаких изменений. Раньше в число исключений попадали международные фонды, потребительские кооперативы и иные виды организаций, на которых не распространялся закон о некоммерческих организациях. Для признания иноагентом, как и прежде, необходимо наличие двух признаков: — получение поддержки или нахождение под иным иностранным влиянием; — осуществление одного из следующих видов деятельности: политической деятельности; распространения предназначенных для неопределенного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов или участие в их создании; целенаправленного сбора сведений в области военной деятельности; финансирования перечисленных видов деятельности. Положения закона не требуют наличия обязательной связи между иностранным влиянием и указанными видами деятельности. Как разъяснил Конституционный суд в 2014 году, такой подход направлен на обеспечение прозрачности открытости деятельности организаций. Разберем каждый из признаков по порядку. Как НКО не нарушить закон и продолжить работу в новых условиях: советы юриста Что значит иностранное влияние Раньше это означало, что НКО получает иностранное финансирование. Теперь определение дополнили еще несколькими видами, поэтому к нему будут относиться: предоставление денежных средств и или иного имущества; оказание организационно-методической, научно-технической и иной помощи; оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами.
Так, любая помощь и воздействие иностранных источников будут считаться одним из условий для признания НКО иноагентом. При этом мы не знаем, как именно Министерство юстиции будет применять эти нормы на практике. Например, будут ли считаться встреча руководителя НКО с иностранным коллегой, показ кинофильма иностранного производства, организованный организацией для работников, либо участие сотрудников в конференции с иностранными спикерами воздействием на некоммерческую организацию? А бесплатный доступ в корпоративные аккаунты иностранных приложений Microsoft, Canva, Notion — помощью от иностранных источников? Формально на каждый из вопросов можно ответить утвердительно, но будет ли так на практике — прогнозировать сложно. Число иностранных источников тоже существенно увеличилось. Всё также это иностранные государства и их органы власти, международные, иностранные организации, иностранные структуры без образования юридического лица, иностранные граждане и лица без гражданства. При этом к ним еще относятся любые лица, уполномоченные перечисленными источниками. Российские граждане и юридические лица по-прежнему могут быть иностранными источниками, если они получали имущество от приведенных выше источников или были посредником при его получении, а также в случае, если их бенефициарными владельцами являются иностранные граждане и лица без гражданства.
Исключение — публичные акционерные общества с государственным участием и их дочерние общества. Нововведение закона — отнесение к иностранным источникам лиц, находящихся под влиянием указанных выше источников.
Это Business FM подтвердил соавтор законопроекта. С другой стороны, если у человека, так или иначе проявившего свою политическую позицию, умерла бабушка в Таджикистане и он получил наследство, — это тоже повод для признания иноагентом. Что все это значит для НКО, журналистов, правозащитников и государства в целом? Своим мнением делится член СПЧ и ОНК Москвы Ева Меркачева: Ева Меркачёва правозащитник «Они не смогут проводить образовательные мероприятия для детей, они не имеют права претендовать на доступ к бюджетным средствам и не смогут теперь воспользоваться упрощенной системой налогообложения — и так далее. Это означает, что все НКО, которые занимаются самой разной деятельностью, получив статус иноагента, просто свернут свою деятельность, поскольку посчитают, что риски для них слишком велики. Мне кажется, что в принципе высказывать любую критичную мысль становится опасным и мы рискуем жить в некоем иллюзорном пространстве, в котором журналисты, правозащитники, адвокаты и кто угодно еще будут говорить только то, что от них хотят услышать, а не реальную ситуацию. И это очень опасно для власти, потому что она потеряет ощущение реальности и не будет понимать, что происходит в стране». При этом принятый в третьем чтении законопроект предусматривает возможность выхода из соответствующего реестра.
Раньше такая возможность прописана не была.
Вы имеете поддержку из-за рубежа, 2. Вы находитесь под иностранным влиянием, 3. Вы ведете политическую деятельность, которая направлена против безопасности страны, 4. Или собираете сведения о военно-технической деятельности России. Достаточно одного пункта. При этом целый ряд отраслей под понятие «политическая деятельность» не попадает: это защита традиционных ценностей, наука, культура, спорт, благотворительность, здравоохранение, охрана природы, соцподдержка, пропаганда здорового образа жизни.
Не стоит переживать, если вы занимаетесь чем-то из этого списка.
Иноагенты и реестры Минюста Статус иноагента присваивается лицу после включения в специальные реестры Минюста. Таких реестров сегодня три, а видов иноагентов — пять. Не буду рассматривать вопросы раздачи статусов, потому что это отдельный и неоднозначный вопрос. Буду исходить из того, что есть по факту. А по факту есть несколько нормативных актов и разные требования, которые написаны классическим бюрократическим языком.
Разобраться в этом сразу непросто, но необходимо, если вы активно пишете. Искать их нужно в Реестре НКО, выполняющих функции иностранного агента В реестре доступна форма запроса о предоставлении сведений. Но если нажать на кнопку поиска, не заполняя форму, то можно посмотреть весь список. НКО-иноагент самостоятельно маркирует все свои материалы информацией о том, что они созданы лицом, выполняющим функции иноагента. Такое требование предусмотрено статьей 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. Реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, размещен на сайте Минюста.
Он доступен в виде Excel-файла и содержит всего две записи. Или вообще в подвале сайта. Возможно, поэтому сведения о физлицах иноагентах вносятся в реестр иностранных СМИ-иноагентов. В связи с чем возникает диссонанс: человек — СМИ. Иноагенты — иностранные СМИ Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента доступен на сайте Минюста. Свои материалы «иноСМИ» маркируют специальным указанием.
Вы наверняка их видели: данное сообщение материал создано … и т.
Как работает статус иноагента в России и почему вокруг него столько споров?
Наиболее важные характеристики иностранных агентов установил в 2014 году Конституционный суд России, разъяснения которого официальны и обязательны для применения. Термин "иноагент" часто ассоциируется с негативным оттенком, так как может подразумевать, что такие лица или организации служат интересам иностранного государства, а не своей страны. лица, находящиеся в РФ и сознательно действующие в интересах другого государства.
Иноагенты: как безопасно писать о них в СМИ и соцсетях
В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Из-за статуса иноагента физлица не могут проводить запланированные мероприятия: 17 октября выступление поэтессы и журналистки Татьяны Вольтской* на концерте в Кемерово отменили именно по этой причине. Отношения иноагентов и государства регулирует федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». это юридические или физические лица, получающие финансовую поддержку от иностранных государств или их организаций и осуществляющие. Статус иноагента разрешено было присваивать физическим лицам – так под удар попали блогеры, общественные деятели и любые мало-мальски медийные личности (подробнее об этом – в новости «Принят закон, позволяющий признавать физлиц СМИ-иноагентами»).
«Практически любого по своему усмотрению»: кого теперь будут признавать иноагентом?
Кроме того, у документа есть законопроект-спутник, в котором предусмотрена административная ответственность в случае, если нарушение так и не было устранено. Обычным людям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, должностным лицам — от 70 до 100 тысяч рублей либо дисквалификация запрет занимать должность на срок до двух лет, юридическим лицам — от 200 до 300 тысяч рублей. Само же понятие «третьи лица» появилось с подачи замминистра юстиции Олега Свириденко, который 11 мая анонсировал появление законопроекта, выступая на Петербургском международном юридическом форуме. По словам Свириденко, комитет Госдумы уже поддержал законопроект, который будет касаться «любых третьих лиц, не являющихся иноагентами»: — Они даже не аффилированы с иноагентами, но они как третьи лица могут оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать 255-й закон закон о контроле за деятельностью иноагентов. Как не стать «третьим лицом» Юрист Андрей Конышев отметил, что действие законопроекта будет распространяться на каждого россиянина в случае, если он каким-либо образом взаимодействует с иноагентами с нарушением закона: например, размещает у себя на странице материалы иноагентов без соответствующей маркировки, отправляет им деньги или помогает получать информацию любым другим образом. Кроме того, даже если человек не принимает участие в распространении информации, но каким-либо образом спонсирует, поддерживает деятельность иноагента, это тоже попадает под действие законопроекта. Один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Александр Ющенко, также считает, что содействие в деятельности иноагента — это действия, помогающие в достижении его целей: например, материальная помощь, помощь в получении информации и так далее. Еще один из соавторов законопроекта о «третьих лицах», депутат Госдумы Михаил Делягин, пояснял РБК, что общая концепция документа отрабатывается только при первом чтении.
К видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, относятся: 1 целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности Российской Федерации при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации. Перечень таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности; 2 распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов в том числе с использованием информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" , и или участие в создании указанных сообщений и материалов; 3 финансирование деятельности, указанной в пунктах 1 и 2 настоящей части. Статья 5.
Реестр иностранных агентов 1. В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр. Реестр должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве при наличии либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр.
Порядок ведения реестра, в том числе требования к составу содержащихся в нем сведений, помимо установленных частью 2 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным органом. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются в порядке, определенном уполномоченным органом, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 6.
Единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами 1. Под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, понимается физическое лицо: 1 входящее входившее в состав органов юридического лица - иностранного агента и или являющееся являвшееся его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником; 2 входящее входившее в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранных агентов и или являющееся являвшееся их учредителем, членом, участником, руководителем; 3 осуществляющее осуществлявшее политическую деятельность и получающее получавшее денежные средства и или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов.
Правовое положение физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Уполномоченный орган ведет единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами далее - единый реестр , и определяет порядок его ведения. В целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности , федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть исключено из единого реестра по решению уполномоченного органа в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в единый реестр признаков, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи. Порядок принятия решения об исключении физического лица из единого реестра устанавливается уполномоченным органом.
Решение уполномоченного органа о включении физического лица, указанного в части 1 настоящей статьи, в единый реестр может быть обжаловано в суд. Статья 7. Порядок включения в реестр 1.
Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Порядок подачи и форма такого заявления устанавливаются уполномоченным органом. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию заявить об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном данным органом.
Сведения о лицах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, включаются в реестр на основании решения уполномоченного органа. Решение принимается в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о включении в реестр. Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения.
От обязанности подавать заявление о включении в реестр освобождаются: 1 иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; 2 иные лица категории лиц по решению уполномоченного органа, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, не относящейся к его профессиональной деятельности журналиста, уполномоченный орган включает такое лицо в реестр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Уполномоченный орган принимает решение о включении в реестр сведений о российских юридических лицах, учрежденных иностранными агентами, в том числе учрежденных до приобретения ими соответствующего статуса.
В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Во-первых, агент — это всегда чей-то конкретный агент. А не «иностранный» вообще. Во-вторых, статус агента предусматривает наличие двустороннего договора. В-третьих, даже наличие договора необходимое, но ещё не достаточное основание для возникновения статуса агента. В-четвертых, все эти законы устроены так, что для объявления организации «иностранным агентом» не требуется устанавливать и тем более доказывать наличие связи между получением денег и деятельностью, которую законодатели считают политической.
Как одно из следствий такого явно антиправового положения оказывается, что не имеет никакого значения сумма «иностранного финансирования». Так, Лига избирателей, собравшая несколько миллионов рублей пожертвований от российских граждан, была признана «иностранным агентом» из-за того, что получила от гражданина Молдовы пожертвование на 240 руб [73]. Официальный Вашингтон, критикуя российский закон и связанную с ним практику как нарушающие демократические нормы и направленные на преследование независимых НПО, указывает, что американский закон, в отличие от российского, «не направлен конкретно на НПО, но главным образом применяются к юридическим фирмам и пиар-агентствам, нанятым правительством иностранного государства и выступающим в качестве агента иностранного принципала» [74]. По его словам, «правило FARA следующее: лоббисты, которые работают на иностранное правительство, обязаны регистрироваться. Но это простые факты: они берут деньги откуда только могут, но они не работают от имени иностранных фондов. Это естественно, нормально, это повсеместно» [75]. В связи с принятием в России закона об «иностранных агентах» Русская служба Би-би-си отмечает, что представители российских властей в своих выступлениях нередко заявляют о том, что протестные настроения в России якобы поддерживаются на иностранные деньги [76].
В своём микроблоге от 8 июня 2013 посол заявил: Мы никогда не финансировали российскую оппозицию —.
При этом целый ряд отраслей под понятие «политическая деятельность» не попадает: это защита традиционных ценностей, наука, культура, спорт, благотворительность, здравоохранение, охрана природы, соцподдержка, пропаганда здорового образа жизни. Не стоит переживать, если вы занимаетесь чем-то из этого списка. Все сведения об иноагентах буду храниться в едином реестре. Раньше это были сразу четыре базы данных, которые никак между собой не пересекались. Но, как ни странно, все-таки еще один реестр будет - для тех, кто аффилирован с иностранными агентами. То есть когда-то работал в компании, которая стала иноагентом, или от него деньги, имущество. Иноагент не сможет стать ни учителем, ни преподавателем, ни даже воспитателем в детском саду.
Новый закон об иноагентах: что меняется для НКО
Также карается получение средств от иностранных граждан, лиц без гражданства, либо российских юридических лиц, получающих деньги или имущество от иностранного источника; — участия в политической жизни страны в интересах иностранного государства. Под «участием» понимаются организация и участие в митингах, собраниях, референдумах с целью сформировать общественное мнение. А также — деятельность, направленная на наблюдение за выборами и формирование избирательной комиссии, привлечение к этому граждан, а также публичные обращения к государственным органам. Чем отличаются иноагент, нежелательная организация и экстремистская организация? НКО—иноагент — это организация, действующая на территории России, но в интересах иностранного государства. НКО может быть признана иноагентом без решения суда, и зачастую об этом статусе даже руководители организаций узнают в последнюю очередь, как Дмитрий Колезев. После получения статуса иноагента организация может продолжать свою деятельность, но только в условиях жёстких финансовых обязательств и ограничений. Если обычный человек финансово или информационно поддержит такую организацию, то, по закону, не пострадает. Нежелательная организация — если организация попала в список нежелательных, она автоматически не имеет права вести деятельность на территории РФ. Без решения суда. Сотрудники такой организации обязаны заплатить штраф от 15 000 до 50 000 рублей, и если они продолжат деятельность в нежелательной организации — будут привлечены к уголовной ответственности до 4—х лет.
Для обычного человека сотрудничество с такой организацией имеет ряд нежелательных последствий: от штрафа до лишения свободы. Под сотрудничеством может пониматься даже лайк и репост публикации: по решению государства это могут посчитать распространением преступной информации. Экстремистская организация — самый опасный статус из списка. В число организаций, занимающихся экстремистской деятельностью, попадают только по решению суда.
Кто такие иноагенты? Иноагент - юридическое или физическое лицо, занимающееся прямо или косвенно политической и финансовой деятельностью в интересах другого государства. После признания иностранным агентом, как правило, следуют ограничения на работу СМИ, некоммерческой организации или человека.
Акт подвергался правкам в 1966 году - тогда его редакторы сосредоточились на агентах, фактически работающих с "вражескими странами". Так обеспечивается прозрачность их действий в политике и экономике США. FARA не распространяется на организации, связанные с наукой или религией, если они "служат не иностранным интересам". Что касается СМИ, то под действие закона попадают СМИ только те, которые "контролируются, субсидируются и финансируются" извне. Кроме того, закон регламентирует деятельность лишь тех организаций, которые зарегистрированы и действуют на территории США. Россия и иноагенты В отечественное законодательство понятие "иноагент" было введено в 2012 году.
Еще одно нововведение — новый реестр «лиц, аффилированных с иностранными агентами правда, как написано, на них не распространяются требования, установленные для иностранных агентов. Этот реестр находится в закрытом доступе. Лицо, аффилированное с иностранным агентом — это: физическое лицо человек , который входит в состав органов юрлица иностранного агента или незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица — учредитель, член, участник, руководитель. То есть, если вы работаете в организации со статусом иностранного агента — вы потенциальный кандидат на внесение в список «лиц, аффилированных с иностранными агентами»; физическое лицо человек осуществляющее политическую деятельность и получающее денежные средства и или имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. То есть, если вы фрилансер и сотрудничаете с иностранным агентом, и при этом осуществляете политическую деятельность которой может признаваться многое что , например, распространение мнений о решениях, принимаемых органами государственной власти , то вы кандидат на внесение в список. Лица, аффилированные с иностранными агентами, могут быть исключены из реестра после двух лет «неафилированности» с иностранными агентами. Зачем вести такой реестр, пока непонятно.
Последнее важно, потому что как раз этот документ предполагает, что статус иностранного агента могут присвоить не только тем, кто получал иностранное финансирование, но и тем, кто находился под иностранным влиянием, без всяких денег. За последние два месяца Business FM многократно просила авторов документа объяснить, что же все-таки подразумевается под термином «иностранное влияние». Каждый раз сотрудникам радиостанции говорили, что точные формулировки появятся позже. И вот они наконец появились. Слово соавтору законопроекта депутату Андрею Альшевских: Андрей Альшевских депутат «Иностранный агент — это лицо, которое получает поддержку, находящуюся под иностранным влиянием, либо иные формы, осуществляющие деятельность, виды которых установлены статьей 4. Мы прописали ограничения и те виды деятельности, которые не может осуществлять иностранный агент. Под иностранным влиянием подразумевается, что гражданину РФ, юридическим лицам оказывается финансовая, техническая и иная помощь со стороны западных организаций». О том, что в переводе с юридического на общедоступный означают такие термины, как «поддержка» или «иная помощь», объясняет партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда: Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «По сути, в текущем виде законопроект, переводя его на русский язык, предоставляет правоприменителю возможность наделять статусом иностранного агента практически любого по своему усмотрению». Правда, для получения статуса иноагента нужно два условия.
Иностранные агенты: обзор действующего законодательства и изменения в законопроектах
Даже если это перевод от белорусской бабушки ко дню рождения» Юлия Федотова Невыполнение большого перечня требований влечет административную , а за ней — и уголовную ответственность. Можно ли оспорить решение о признании иноагентом? Да, в порядке административного искового производства — через суд признать незаконным решение о включении в реестр. Важное: Раньше иноагентом могло быть признано только лицо, получающее иностранное финансирование. Норма дурацкая, но хотя бы позволяла четко разделить иноагентов и не-иноагентов.
Теперь же такое требование отсутствует. Достаточно переписываться в комментариях с иностранцем или получать уроки английского у носителя» Юлия Федотова Что вы думаете о новом законе об иноагентах? Я против. Нашли козлов отпущения Ранее депутат Госдумы Андрей Альшевских — соавтор нового закона об иноагентах — объяснил его суть журналисту MSK1.
Почитайте также мнения экспертов об этом законе. Директор центра Александр Дроздов посмеялся над этой критикой.
В список иноагентов, судя по всему, включают не только за связь с «западными выгодоприобретателями». Так, 1 сентября иноагентом был признан Нобелевский лауреат, журналист Дмитрий Муратов. Минюст, обосновывая это решение, заявил, что журналист участвовал в создании и распространении материалов других иноагентов, а также распространял мнения, «направленные на формирование негативного отношения к внешней и внутренней политике» России. Решения по нему до сих пор нет. Неприятностей статус иноагента несет много. Прежде всего это связано с гигантскими отчетностями, которые надо сдавать раз в квартал. Не сдал — приличный штраф. Есть и фактический запрет на профессию — например, нельзя преподавать, иноагентам не сдают помещение, есть запреты на взаимодействие с государственными структурами, нельзя получать государственные гранты.
Много запретов и ограничений. Почему сейчас снимают статусы иноагентов? Думаю, это укладывается сейчас в повестку накануне президентских выборов. Власть демонстрирует своего рода милосердие и показывает, что способна не только наказывать, но и миловать. Это своего рода публичный гуманизм в рамках предвыборной кампании», — считает политолог Александр Кынев.
Иностранными агентами не могут быть признаны: 1 органы публичной власти Российской Федерации, лица, подконтрольные Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственная компания, государственные корпорации, а также лица, подконтрольные им, органы управления государственными внебюджетными фондами. В целях настоящего Федерального закона под подконтрольным лицом понимается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем, выраженным в обязанности исполнять указания, распоряжения, осуществлять действия, определенные иным образом; 2 религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке; 3 политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке; 4 лица, указанные в подпункте 2 пункта 20 за исключением членов их семей, указанных в данном подпункте и подпунктах 1 - 3 пункта 21 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; 5 объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке. Статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций далее - уполномоченный орган , в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о таком лице в реестре иностранных агентов далее - реестр в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра. Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица, физические лица независимо от их гражданства или при отсутствии такового при осуществлении своей деятельности обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента, указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Ответственность При этом всем российским юрлицам, россиянам и людям без гражданства, которые постоянно проживают в стране, запрещено участвовать в деятельности таких организаций, предоставлять им средства или организовывать деятельность. Сотрудничество с такой организацией может привести к серьезным последствиям : штрафу на сумму от 300 до 500 тысяч рублей; принудительным работам на срок от 4 до 5 лет; лишению свободы на срок от 1 года до 6 лет. Оно может быть общественным, религиозным или другим.
При этом такое объединение считается экстремистским после того, как вступило в силу решение суда о его ликвидации и запрете деятельности. Что такое экстремизм? Экстремизм — это приверженность к радикальным взглядам.
При этом выражать ее могут как словами, так и террористическими акциями. Экстремизмом считают в том числе публичное оправдание терроризма, возбуждение розни между людьми по религиозному, социальному, расовому или национальному признаку, использование нацистской символики и атрибутики, а также подготовку или подстрекательство к совершению таких действий или их финансирование. Наказание за экстремизм может быть разным.
Например, за пропаганду и демонстрацию нацистской символики физлицам грозит штраф от 1000 до 2000 рублей и арест до 15 суток. А за призывы к экстремистской деятельности, пропаганду или оправдание терроризма могут приговорить к пяти годам тюрьмы. Для экстремистских организаций также есть свой реестр.
По закону «О противодействии экстремистской деятельности» организации могут попасть в него только по решению суда. Любая деятельность такой организации в России запрещена Ответственность За создание экстремистской организации или руководство ею грозит штраф от 400 до 800 тысяч рублей или лишение свободы на срок от 6 до 10 лет. А за участие в таком сообществе могут оштрафовать на сумму от 300 до 600 тысяч рублей или приговорить к 2-6 годам лишения свободы.
Это позволяет властям контролировать уровень иностранного влияния в государстве. США В США закон, который регулирует отношения государства и иноагентов, приняли еще в 1938 году как ответ на немецкую пропаганду перед Второй мировой войной.
Новый закон об иноагентах: объясняют юристы
Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало 27 июня 2013 года некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ" Москва. Впоследствии многие НКО исключались из реестра иноагентов подавляющее большинство попало в него принудительно - по итогам проверок , в том числе из-за своей ликвидации. В настоящий момент в этом списке числится 733 организации. Последняя из них - Томская региональная общественная организация по защите прав и интересов женщин "Женский голос" - была включена 27 мая 2022 года. В последний раз реестр обновлялся 3 июня 2022 года, когда в него были включены шесть физических лиц журналисты Алексей Пивоваров, Олег Кашин, Михаил Соколов; активистка Ирина Данилович; художница Юлия Цветкова; политолог Николай Петров. В реестре незарегистрированных общественных объединений, по данным Минюста, числятся семь иноагентов. Первым 18 августа 2021 года в список попало общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей "Голос" Москва. С апреля 2022 года Минюст начал вести отдельный список физлиц-иноагентов. В настоящий момент в него включены восемь человек.
Уголовная ответственность и административные штрафы за неисполнение закона об иноагентах Работа иностранных агентов без включения в соответствующие реестры влечет как административное, так и уголовное наказание. Максимальное наказание для руководства НКО, СМИ и незарегистрированных общественных объединений - лишение свободы на срок до двух лет, а для физических лиц, выполняющих функции иноагента, - лишение свободы до пяти лет ст. Создание некоммерческих организаций, включая иноагентов, посягающих на личность и права российских граждан, предусматривает уголовное наказание от штрафа до 200 тыс.
Гаджиев, И. Аллеман, В. Иноземцев, С.
Чернышов, А. Архипова, А. Габуев, А. Пшеничная, О. Цуканова, объединение «Общенародный Союз Возрождения России», а также общественное движение «Совет матерей и жен». Бортник выступал против специальной военной операции на Украине, негативно высказывался в отношении Российской Федерации, ее граждан и органов государственной власти.
Фото: Shutterstock Главное - иноагентом может быть признан кто угодно - россияне или иностранцы, компании или физические лица. За что можно получить эту метку: 1. Вы имеете поддержку из-за рубежа, 2. Вы находитесь под иностранным влиянием, 3. Вы ведете политическую деятельность, которая направлена против безопасности страны, 4.
Или собираете сведения о военно-технической деятельности России. Достаточно одного пункта.
В законе об этом ничего не сказано. В конце 2019 года СМИ-иноагентов обязали регистрировать в России свои юрлица. Причем СМИ, признанные иноагентами, вынуждены регистрировать коммерческие организации, а в законе написано, что к таким компаниям могут применяться нормы закона об НКО. Физлица-СМИ-иноагенты Член Совета по правам человека Ева Меркачева уточнила в 2021 году у представителей Минюста, за что журналист может быть персонально признан иноагентом.
Оказалось, что причиной может быть, в том числе, пресс-тур или поездка на конференцию, оплаченные иностранной организацией, а также зарубежные премии за победу в конкурсах и даже переводы от родственников из-за рубежа. Обычные люди, которые персонально признаны иноагентами, тоже должны открыть свою компанию. Если в случае с организацией принцип понятен — государство может применять меры ответственности только к российскому юрлицу, — то почему люди-иноагенты должны создавать компании, причем на практике получается, что именно коммерческие, с точки зрения права непонятно. У человека или организации, попавших в реестр, есть месяц на создание юрлица и еще месяц, чтобы сдать отчетность. Причем уведомление о создании по закону можно отправить или через сайт или Почтой России. И если НКО могут загрузить форму прямо на сайте Минюста — такой функционал там есть, — то для СМИ за годы с момента появления закона такую обещанную законом техническую возможность так и не обеспечили.
Поэтому путь один — ногами на почту. Зарегистрировать компанию довольно сложно: нужно правильно заполнить все бумаги, что для человека без подготовки почти нереально, найти бухгалтера, даже если отчетность будет нулевой, нужно открыть счет и иметь в банке как минимум 10 тысяч рублей в качестве уставного капитала. Еще юрлицу нужен адрес регистрации. При этом ни в какой реестр иноагентов это юридическое лицо по закону не включается. Организации, созданные физлицами-иноагентами, по закону тоже должны сдавать отчетность в налоговую по специальным формам. А сами физлица должны ежеквартально сдавать отчеты в Минюст.
В отчете нужно расписать, откуда получены деньги и на что потрачены — условно говоря, 20 тысяч на питание, 3 на покупку бумаги, 5 на корм кошке. При этом нигде не указано, как именно это учитывать, нужно ли хранить и прикладывать к отчетности чеки. Отчеты сдаются по формам, утвержденным для НКО-иноагентов, но гражданам, признанным иноагентами, приказ Минюста позволяет, например, не указывать в документах ОГРН и информацию об органах управления. С 2022 года формы отчетности серьезно изменятся. Например, если раньше нужно было отчитываться ежеквартально, то, если не будет изменений, касающихся отчетов СМИ-иноагентов, скоро государству нужно будет 7 отчетов, сдавать которые придется с разной периодичностью и в разные сроки в течение года. Физлицам-иноагентам остается ждать, что Минюст выпустит новый приказ, как им сдавать отчетность.
Рано или поздно, когда для СМИ и журналистов появится механизм выхода из реестра, ООО многим больше не понадобятся и их надо будет ликвидировать. Это сложная процедура, которую самостоятельно людям без юридического образования и бизнес-практики тоже не осилить.
Юристы оценили новый закон об иноагентах
Политика - 17 мая 2023 - Новости Челябинска - «Иностранный агент» — это некоммерческая организация, которая финансируется из-за рубежа и занимается политической деятельностью. Иностранные агенты (далее — иноагенты) — специальный статус, в связи с которым на организации и физические лица налагаются дополнительные обязанности и ограничения. Наиболее важные характеристики иностранных агентов установил в 2014 году Конституционный суд России, разъяснения которого официальны и обязательны для применения. Статус иностранного агента перекрывает личность человека, и уже не важно, чем он или она занимается – люди видят то, что это иностранный агент, который по букве закона работает во вред России по заказу иностранного государства. То есть, в случае нарушения иноагентом законодательства об иностранных агентах, ответственность наступает и для иноагента, и для того, кто помог ему преодолеть то или иное ограничение.