Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. Всеволод Мейерхольд, Мариинский театр, опера, Сергей Прокофьев, советский театр. Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России.
Режиссеры, интриги и цензура
Закрытие ГосТИМа» речь пойдет о второй половине 1930-х годов и о событиях в художественной и общественно-политической жизни, которые повлекли за собой закрытие Государственного театра имени Всеволода Мейерхольда. Продолжить вечер предлагается двумя джазовыми концертами — выступят джаз-бэнд Фёдора Кувайцева в Филармонии джазовой музыки и группа Dizzy Dutch Duck в Кабаре «Шум». Изображение предоставлено «Собака. На самой Новой сцене Александринского театра, которая с 2022 года носит имя Всеволода Мейерхольда, 10 февраля пройдет открытый разговор искусствоведа Ивана Чечота, театроведа и куратора Дмитрия Ренанского, а также композитора Владимира Раннева «Пространство Мейерхольда: 1874-2024». Вход на обе встречи свободный — по предварительной регистрации. Продолжить разговор о наследии режиссера предлагается 11 февраля на экскурсии в Петербургском музее театрального и музыкального искусства, где расскажут про наследие постановщика в лицах и фактах. Завершит анонсированную программу юбилейных мероприятий 19 февраля научная конференция «Мейерхольд и русский театр».
Персонажи были представлены по принципу «социальной маски». Текст дробился взлетами и падениями качелей, «гигантских шагов» под сопровождение гармоники, рояля и хора. В роли Счастливцева выступил популярнейший Игорь Ильинский. Однако к концу НЭПа в искусстве Мейерхольда все сильнее проявлялись трагедийные мотивы. В «Горе уму» комедия Грибоедова прочитана как трагедия одинокого романтика. Во всем - предощущение царства мертвых. Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Это была сентиментальная, очень буржуазная пьеса, все любовные сцены сдержанны и целомудренны, но у театра дежурила «скорая помощь», потому что знают - дамы будут рыдать так, что кому-нибудь станет плохо. Повод для слез был у каждого - спектакль шел в разгар жестоких сталинских репрессий. В том же году была поставлена «Пиковая дама» Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре.
Этот спектакль Дмитрий Шостакович считал вершиной не только творчества Мейерхольда, но и замечательным достижением оперной сцены вообще. Следует отметить, что композитора и режиссёра связывали тесные творческие узы. Свою первую оперу «Нос», Шостакович писал на квартире у Мейерхольда и под впечатлением его «Ревизора». В январе 1936 года вышла печально знаменитая статья «Сумбур вместо музыки» объектом критики стала опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» , положившая начало борьбе с формализмом в искусстве, а буквально через два месяца в «Литературной газете» появляется термин «мейерхольдовщина», прозвучавший как приговор.
Когда Мейерхольд узнал о смерти Серго Орджоникидзе, с кем его также связывали добрые отношения, он был растерян и подавлен.
Постепенно сгущались тучи и над самим В. В статье говорилось о том, что эта постановка есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины». В декабре 1937 г. Керженцев опубликовал в «Правде» статью «Чужой театр», которая с маху перечеркивала весь творческий путь Театра Мейерхольда. Разумеется, он не преминул напомнить о посвящении спектакля «Земля дыбом» Л.
Керженцев в своей статье писал о том, что Мейерхольд «ушел от советских тем и советской действительности, он изолировал себя от советской драматургии и советской общественности, он создал у себя антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюбленность». И далее: «В. Мейерхольд и его театр изолировали себя от общей работы по отражению советской действительности в художественных образах. В результате он сделал себя чужеродным телом в организме советского искусства, он стал чужым театром». Статья заканчивалась риторическим вопросом: «Разве нужен такой театр советскому искусству и советским зрителям?
В театре Мейерхольда шли бурные собрания: актеры отмежевывались от своего опального руководителя. А 7 января 1938 г. Последний спектакль в театре был сыгран 8 января 1938 г. В день закрытия театра А. Гладков спросил у Мейерхольда, где бы он теперь предпочел работать — в драме или в опере.
На что Мейерхольд ответил: «Я, как Хлестаков, согласен в любое богоугодное заведение, кроме тюрьмы…» На ситуацию с театром Мейерхольда оперативно среагировало военное ведомство. В связи с постановлением Правительства о ликвидации театра имени Мейерхольда, как чуждого советскому искусству, по приказанию Комвойск округа, прошу об исключении народного артиста Мейерхольда В. В этот тяжелый момент на помощь Мейерхольду пришел его учитель К. В январе 1938 г. В мае 1938 г.
Мейерхольд был назначен режиссером оперного театра Станиславского, а 7 августа 1938 г. Станиславский умер. Но не только Станиславский тревожился о Мейерхольде. Его позвал в Ленинград Л. Вивьен, художественный руководитель Академического театра драмы имени А.
И в декабре 1938 г. Мейерхольд показал там свою третью постановочную редакцию лермонтовского «Маскарада». Он мечтал о многих постановках на ленинградской сцене: «Гроза» А. Островского, «Борис Годунов» А. Пушкина, «Гамлет» В.
Он продолжал работать и в оперном театре в Москве. Но участь В. Мейерхольда была уже практически решена. Вступительную речь на конференции произнес А. После основных докладов одним из первых в прениях взял слово Мейерхольд.
Его встретили, как отмечено в стенограмме, «бурные аплодисменты». Это было единодушное выражение чувств аудитории. Не дожидаясь окончания работы конференции, В. Мейерхольд убыл по делам в Ленинград, где был арестован в ночь на 20 июня 1939 г. Кировым квартире на набережной реки Карповки.
Пензы — прошу конвоировать с очередным маршрутом 21 июня 1939 г. Москву, в распоряжение Нач. Воинова, 25. Для конвоирования указанного особо—опасного преступника назначьте особый конвой под командой опытного мл. Через некоторое время В.
Мейерхольд был отправлен в Бутырскую тюрьму. Во время допросов в тюрьме его подвергали изощренным пыткам, а 2 февраля 1940 г.
Тот знал, что играть. С началом «оттепели» отдельные кружки богемы вновь заболели эксцентрикой Мейерхольда. Попытка её реанимации была предпринята не только Театром на Таганке, но и в кино.
Но отсылок к эстетике пролеткульта уже никто не понял. Всё как-то само собой улеглось, дурацкие фортели более не проканывали. Время вылечило. Жаль, ненадолго. Если в советские времена по пути Мейерхольда твёрдо шёл один только Юрий Любимов, то ныне — слишком многие.
Цирковые аттракционы заработали с необычайной силой, никуда от них уже не деться. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции. По теме:.
Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
Словесная канонада руководителей двух театров всегда была резкой, поэтому неизменно привлекала публику. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Ищите женщину... После ареста Мейерхольда в июне 1939 года по столице пошли слухи о том, чекисты стащили режиссера с трапа самолета английского посла. Сомнения московской богемы поэт Анна Ахматова развеяла одной фразой: "Кто поверит, что он решил бежать из страны без Райх? Всеволод Мейерхольд на фоне портрета Зинаиды Райх. Фото: Википедия В открытом театре имени себя — Государственном театре им. Одержимый любовью Мейерхольд взял фамилию жены, которая была младше его на 21 год, и стал Мейерхольдом-Райх.
Оскорбленная Мунт проклинала бывшего мужа перед иконами, умоляя святых покарать влюбленных. Судя по тому, какой чудовищной была их смерть, ее молитвы были услышаны. Современники считали Райх посредственной актрисой. После решения Мейерхольда дать своей супруге роль самого Гамлета известный актер Николай Охлопков в бешенстве написал заявку на роль Офелии и был уволен. После ссоры с Райх из театра ушел великий Эраст Гарин. Боготворивший жену режиссер уволил приму Марию Бабанову за то, что ей больше аплодировала публика. Факт: Пресса восторгалась нечеловеческими страстями и криками героинь Райх.
В жизни она вела себя так же, как и в театре. Однажды на рынке закатила такую истерику после пропажи кошелька, что вор вернулся и вернул деньги. Радужный период семейной жизни продолжался 16 лет. Райх стала желанной гостьей на правительственных приемах. Но Мейерхольда беспокоило состояние здоровья молодой супруги, страдающей нервными срывами.
Также можно увидеть письма, редкие фотографии, афиши спектаклей. В 1928 году Мейерхольд приезжал в Свердловск — здесь показывали его спектакли «Рычи, Китай! Выставка доступна для зрителей Камерного театра до 1 сентября 2024 года. Ранее мы рассказывали о выставке «История. Города», рассказывающей об архитектурных стилях и принципах градостроительства в городах Свердловской области.
Так появился Всеволод Мейерхольд — будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского. Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко. В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами. Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции. Через два года он предложил Станиславскому организовать радикально новый театр, но Немирович-Данченко со скандалом потребовал не слушать «бешеного гения, предлагающего какую-то яичницу с луком - дикую смесь Ницше, Метерлинка и радикализма». Мейерхольд отличался фантастической работоспособностью - за один сезон поставил 13 спектаклей в театре знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской, а за десять лет работы в Александринском и Мариинском театрах - 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, в том числе и легендарный лермонтовский «Маскарад». Факт: На свой главный «александринский» спектакль он потратил 300 тысяч рублей золотом и шесть лет репетиций. Спектакль «Маскарад. Воспоминания из будущего» был восстановлен в 2014 году по партитуре Мейерхольда худруком Александринки В. В 1918-м он вступил в партию и получил пост председателя театрального отдела Наркомпроса аналог министерства образования. Молодой реформатор развернул идеологическую битву с академическими театрами. Больше всего доставалось его бывшим учителям - Немировичу-Данченко и Станиславскому. Справка: В противовес знаменитой системе Станиславского, в основе которой находится искусство переживания, Мейерхольд разработал свою систему актерского тренажа — биомеханику. Это метод, позволяющий актеру идти от внешнего к внутреннему, от движения, рефлекторной игры и разрядки «избыточной актерской энергии» к образу. Окрыленный коммунистическими идеями, он придумал новые театральные жанры: спектакль-митинг, где зрителям разрешалось ходить, курить и разговаривать во время действия и спектакль-политобозрение. С его легкой руки и при поддержке поэта В. Маяковского по Советской России пошла волна агитационного театра. На заре «новой жизни» в Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно шли публичные ожесточенные споры непримиримых театральных великанов - Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова. Словесная канонада руководителей двух театров всегда была резкой, поэтому неизменно привлекала публику. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных».
Он построил в городе здание Аваевской больницы, занимался реконструкцией таких известных в Твери строений, как реальное училище, женская Мариинская гимназия, гостиный двор и общественное собрание. В июле 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота вместе с Валерием Чкаловым совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан в Петропавловск-Камчатский на остров Удд протяжённостью 9374 километров. За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта Георгию Байдукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Когда началась Великая Отечественная война, он был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.
Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток
Э. Мейерхольд и П. В. Цетнерович Время работы 16 сентября 1936 19 ноября 1937 На какой стадии прекращена работа прогон готового спектакля для комисс. «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика». Мейерхольд был назначен главным режиссером всех советских театров и пролеткультов в округе. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда.
Всеволод Мейерхольд - биография, новости, личная жизнь
Мир музыки Всеволода Мейерхольда — это: Оперы, поставленные Мейерхольдом; Произведения композиторов классиков, которые Мейерхольд использовал в своих спектаклях; Произведения композиторов-современников Мейерхольда — авторов музыки к его постановкам; Произведения, которые слышал Мейерхольд. Эти четыре вектора концепции фестиваля сформировали его программу. Открывал фестиваль сольный концерт молодого, на тот момент 17-летнего скрипача Ильи Грингольца. В его программе были Соната Моцарта, чья музыка неоднократно звучала в драматических спектаклях Мейерхольда, Соната Брамса — композитора, напомнившего о немецких корнях Мейерхольда, «Размышление» из оперы Массне «Таис», за год до фестиваля в 1998 году поставленной в МАМТе им. Станиславского и Немировича-Данченко — театре, который стал последним местом службы Мейерхольда.
Массне и Сен-Санс в концерте исполнялась его «Интродукция и Рондо-каприччиозо» — французские композиторы, а Мейерхольд всегда восхищался французским искусством и культурой, не раз бывал в Париже, был знаком с выдающимися писателями и художниками своего времени: Аполлинером, Пикассо, Леже и другими. Завершала концерт «Мелодия» из «Орфея и Эвридики» Глюка — оперы, которую Мейерхольд поставил в 1913 году в Мариинском театре. В сольном концерте пианиста Андрея Диева прозвучали сочинения композиторов, которых можно назвать в числе самых любимых авторов Мейерхольда: Дебюсси, Скрябина, Шуберта, Листа, Шопена. Фортепианная музыка, общение с пианистами — все это занимало в жизни и творчестве Мейерхольда значительное место, начиная с детства.
Он боготворил Скрябина, а некоторые свои спектакли посвящал пианистам-современникам: «Горе уму» — Льву Оборину, «Пиковую даму» — Владимиру Софроницкому. Рояль был «героем» спектаклей «Учитель Бубус», где звучали 46 произведений Шопена и Листа, и «Горе уму», в котором использована музыка Шуберта… «Когда Чацкий приходит в дом Фамусова, то его обязательно тянет к фортепиано», — писал Мейерхольд Б. На музыку Дебюсси режиссер поставил пантомиму «Влюбленные». В программе концерта Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии дирижер Владимир Зива, солистка — Млада Худолей, ведущее сопрано Мариинского театра были фрагменты из опер двух Рихардов — Штрауса и Вагнера.
Двух титанов немецкой музыки, двух великих оперных реформаторов. Мейерхольд пристально изучал и анализировал принципы оперной реформы Вагнера, огни оказали огромное влияние на его театр. В 1913 г. И не раз в концертах ставил Танец Саломеи, хотя замысел постановки оперы целиком не осуществил.
С обоими великим композиторами Мейерхольда связывала личная дружба и многие годы творческого сотрудничества. Шостаковичу он предложил написать музыку к комедии Маяковского «Клоп», и эта постановка стала одним из самых значимых достижений театра Мейерхольда, маститого режиссера и молодого композитора. Мейерхольд признавался Шостаковичу, что хотел бы поставить оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Творческие связи с Прокофьевым сложились еще до революции.
В 1917 г. Мейерхольд взялся за постановку его оперы «Игрок» замысел не был осуществлен. А несколько позже рекомендовал композитору сюжет оперы «Любовь к трем апельсинам». В 100-летию смерти А.
Пушкина 1930-е годы Мейерхольд готовил спектакль «Борис Годунов» с музыкой Прокофьева, но помешала развернувшаяся кампания резкой критики режиссера, в результате которой театр Мейерхольда был закрыт. Последним замыслом режиссера была постановка оперы Прокофьева «Семен Котко» на сцене театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Но этот спектакль поставить он уже не успел.
В июне 1939 года он был арестован, а 2 февраля 1940 года расстрелян. Вождь против гения Травля Мейерхольда началась в середине 1930-х, после того как Сталин посетил его спектакль «Дама с камелиями», который вождю не понравился.
Затем он заводит правую руку за свою спину, достаёт воображаемый нож. Делает движение, наносящее рану по горлу, сползает на пол и отбегает в сторону». Мейерхольд и Станиславский Более разных, скажем больше — полярных — режиссёров нельзя было представить. Станиславский мог сказать громко «не верю» про биомеханику, а Мейерхольд — про психотехнику.
Тем не менее, некоторые критики приходят к выводу, что Станиславский был не совсем правильно истолкован многими коллегами, в частности, Михаилом Чеховым. В книге «Работа актёра над собой» Константин Сергеевич пишет: «Актёрская эмоция не есть подлинная эмоция, подлинное художественное переживание роли на сцене. Это есть искусственное раздражение периферии тела». Для Станиславского тело актёра имело первостепенное значение, но не в том ракурсе, как у Мейерхольда. Было важно, чтобы актёр не просто повторял роль, а творчески проникал в суть персонажа и устанавливал эмоциональное взаимодействие с аудиторией, у которой появилось бы чувство присутствия. В свою очередь, Мейерхольд открыто выступал за «Условный театр», который должен стать реинкарнацией античного театра.
Истоком такого театра была античная трагедия, где подражание связывало не зрителя и героя, а зрителя и хор. Герой же выступал как марионетка, как один из элементов, посредством которых осуществлялось литургическое единение в общности действия», — утверждал Мейерхольд. Интересно, что подсознательный «сговор» двух великих режиссёров подмечали и современники. Вот, например, фрагмент из статьи влиятельного критика Александра Кугеля на страницах журнала «Театр и искусство»: «Мейерхольд в своих объяснениях и комментариях выступил решительным противником Московского художественного театра, манеру и приём которого он, конечно, успел достаточно изучить. Что ж, в добрый час, подумал я, хотя для борьбы с московским театром не нужно никаких особенных идей —нужно просто вернуть театр в его настоящее лоно, в актёрский талант, от которого и исходить во всякой постановке. Московский художественный театр стремится воссоздать картину быта — г.
Мейерхольд с таким же тщанием пытается остаться вне времени и пространства; г. Мейерхольд учит символизации; московский театр фотографирует обстановку, — г. Мейерхольд сочиняет её. Это два полюса, но в одной и той же плоскости. Имя этой плоскости — театр режиссёра, а не автора и не актёров, и это основное сходство превращает идеи г. Мейерхольда во вспомогательный отряд главнокомандующего г.
В течение 20 лет Мейерхольд и Станиславский предпринимали попытки сотрудничества, которые никогда не заканчивались успешно. Однако наступил злополучный 1938 год, когда театр Мейерхольда был ликвидирован. Именно Станиславский пригласил Мейерхольда работать в свою оперно-драматическую студию ныне — «Электротеатр Станиславский». После его смерти Мейерхольд стал главным режиссёром студии вплоть до ареста в 1939 году и последующего расстрела по обвинению в контрреволюционной деятельности. Вскоре была убита в квартире его жена Зинаида Райх. Читайте также: Знай наших!
Константин Станиславский — реформатор театра В 1955 году Мейерхольд был посмертно реабилитирован. Благодаря усилиям внучки режиссёра была создана Комиссия по творческому наследию Мейерхольда.
Мейерхольд окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. Он принял православие, изменил фамилию и имя, которое взял в честь любимого писателя Всеволода Гаршина, сменил прусское гражданство на русский паспорт и женился на Ольге Мунт. Но юридический факультет Всеволод Мейерхольд вскоре бросил и поступил сразу на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества, попал в класс Владимира Немировича-Данченко. Уже со студенческой скамьи он мечтал попробовать себя в режиссуре. В 1898 году создавался будущий Московский художественный театр, и Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр, объяснив это желанием создать свою собственную творческую программу, и переехал в Херсон.
Он возглавил труппу «Товарищества новой драмы» и за три года поставил около 200 спектаклей. Александр Головин. Портрет В. Мейерхольда Через несколько лет Константин Станиславский задумал открыть в Москве театр-студию, и Всеволод Мейерхольд попросился туда режиссером. Но ни одна постановка так и не вышла, студия была вскоре закрыта, и Мейерхольд вернулся в Херсон.
В советской печати постоянно появлялись язвительные филиппики в адрес Михаила Афанасьевича. Но в годы Большого террора обвинители сами стали обвиняемыми.
Драматург Владимир Киршон и критик Леопольд Авербах, участвовавшие в травле Булгакова, были расстреляны. В 1934 году спектакль « Дама с камелиями », главную роль в котором исполнила жена Всеволода Эмильевича, посетил Иосиф Сталин. Постановка вождю не понравилась. Критика тут же обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в «эстетстве». Зинаида Райх в ответ на упреки написала письмо «отцу народов» о том, что он не разбирается в искусстве. Мейерхольда», опубликованный в газете «Правда». Жена Мейерхольда Зинаида Райх была зверски убита неустановленными лицами в своей квартире.
Режиссеры, интриги и цензура
Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. Исследование известного советского театроведа А.В. Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера ольда с кинематографом. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – театральный режиссер, однин из первых авангардных режиссеров Советского Союза: экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров.
Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер?
Выставка «Мейерхольд: драма в красном квадрате» рассказывает о судьбе известного театрального режиссера. Он начал свою сценическую карьеру как актер Московского художественного театра, был любимым учеником Станиславского, а впоследствии стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза, автором собственной системы упражнений для актеров «биомеханика». В то время вовсю заявлял о себе символизм, все ответвления модернизма. И говорить о повседневной реальности, играть жизнь, какой она есть, даже жить на сцене было уже не актуально. Зачем рисовать за окном пейзаж, разве у зрителя нет воображения?
В 1898 году Всеволод Мейерхольд стал актером в новом Московском Художественном театре и всего за четыре сезона сыграл 18 ролей: Костю Треплева в «Чайке», барона Тузенбаха в «Трех сестрах» и других персонажей мирового репертуара. За три сезона в разных городах были показаны спектакли с использованием техники импровизации комедии дель арте, приемами клоунады, акробатики и пантомимы. Естественно, что все главные роли сыграла сама Комиссаржевская. Вскоре творческие отношения режиссера и актрисы разладились, и Мейерхольд начал ставить спектакли в Александринском театре. После 1917 года режиссер руководил Инструкторскими курсами, читал лекции по основам режиссуры. После Первого съезда советских писателей в 1934 году, где был провозглашен единственно правильный метод создания художественных произведений — социалистический реализм, началась борьба с формализмом. Ученики Мейерхольда Эраст Гарин, Игорь Ильинский вынуждены были покинуть ГосТиМ, но до конца жизни оставались преданными последователями системы актерского тренинга, которую придумал их мастер и назвал ее биомеханикой. Во второй половине 1930-х годов искусство Всеволода Мейерхольда было объявлено чуждым советской действительности. Режиссера обвинили в формализме.
Троцкий действительно поддержал театр. Аржанову с просьбой об оказании помощи театру им. Прошу все, что возможно, отпустить театру во временное пользование. Троцкий Приложение: записка и «список вещей» от Всеволода Мейерхольда от 8 февраля 1923 г. Премьера спектакля «Земля дыбом» состоялась 4 марта 1923 г. Мейерхольд и в этом спектакле «продолжал бесконечно экспериментировать и на пути этих экспериментов ошарашивать и удивлять зрителей». В действие были введены подлинные автомобиль, мотоциклы, велосипеды, пулемет, полевые телефоны, походная кухня, жатвенная машина. Как писал П. Марков, в «Земле дыбом» у Мейерхольда «через зрительный зал на сцену, шумя и треща, вкатываются мотоциклы и автомобили». Это производило сильное впечатление. Бесков восхищался тем, что спектакль «буквально ставит дыбом театр. Пропорции взяты живые, инженерные, технические… Рядом с актером подлинная вещь. Посредине театра - широкая дорога, ведущая отлогим помостом на сцену. По ней мчатся велосипеды, пыхтя влетают мотоциклы и даже автомобили…» Автомобиль и мотоциклы для спектакля Мейерхольд получал с разрешения председателя Реввоенсовета Л. Однако осенью 1923 г. На ряд спектаклей «Земля дыбом » не был выслан мотоцикл и театру, пришлось, выяснять данный вопрос с военными. В связи с этим 27 октября 1923 г. Ввиду того, что военное ведомство в настоящее время эксплуатирует лишь небольшое количество машин, выделение мотоциклов для участия в спектакле «Земля дыбом» является уже перегрузкой в работе и даже вызывает перебои в ней, особенно в авточасти РВСР, несущей ответственную службу машинами без ограничения времени их работы, почему, очевидно, и не был выслан мотоцикл на последние спектакли. В силу вышеизложенного, а также принимая во внимание, что снабжением театра всем необходимым для постановки пьесы должен озаботиться Наркомпрос, сообщаю, что, к сожалению, Вашу просьбу в дальнейшем удовлетворить не представляется возможным. Троцкому и он ему на бланке театра пишет следующее письмо. Глубокоуважаемый Лев Давыдович. Ввиду того, что спектакль «Земля дыбом» и в этом сезоне собирает большое количество рабочих, красноармейцев и комсомольцев, и так как снятие названной пьесы с репертуара поставит наш театр в крайне затруднительное положение у нас в репертуаре всего 3 пьесы , просим Вас, Лев Давыдович, подтвердить прежние приказы Ваши о снабжении нашего театра, никем кроме Вас не поддерживаемого, всем необходимым для спектакля «Земля дыбом». Приношу извинение за беспокойство. От лица всего коллектива приношу Вам глубочайшую благодарность. Так, в спектакле «Д. Подгаецким по произведениям И. Эренбурга и Б. Келлермана участвовали красноармейцы и военные моряки. Правда, на этот счет В. Маяковский с обычной категоричностью сказал: «Ввод красноармейцев и матросов на сцену - дикость». И добавил: «Это какой—то институт театральных денщиков». Театр Мейерхольда шефствовал над Первым Московским стрелковым полком Московской пролетарской стрелковой дивизии, над Высшей военно—педагогической школой. Тесную связь театр поддерживал и с Объединенной школой им. ВЦИК, его актеры работали в красноармейских клубах в качестве инструкторов драмкружков. Каждую неделю в театре, как правило, проводились просмотры работ красноармейских драматических коллективов. А в апреле 1926 г. Мейерхольд был избран почетным красноармейцем Отдельного Московского стрелкового полка и утвержден в данном звании приказом Реввоенсовета СССР, чем он очень гордился. Москва 28 апреля 1926 г. Утверждается в звании почетного красноармейца народный артист Всеволод Эмильевич Мейерхольд, избранный общим собранием начальствующего и красноармейского состава Отдельного Московского стрелкового полка. Мейерхольд вместе с З. Райх неоднократно выезжали за границу, прежде всего во Францию, как по делам театра, так и на лечение. В 1930 г. В документах иностранного происхождения, а именно в фонде Государственного управления национальной безопасности Франции, имеются сведения о том, когда Мейерхольд — Райх Всеволод и Зинаида так они проходят в большинстве документов ходатайствовали о выдаче им разрешения на въезд во Францию. В документах указывается, для какой цели они ехали, кто располагал о них сведениями во Франции, когда, в каких отелях и по каким конкретно адресам они проживали в Париже, Виши или Ницце. Сведения французской полиции дают некоторое представление о том, с кем Мейерхольд общался во Франции, с кем вел переговоры по поводу устройства театральных представлений. Например, находясь в конце октября—ноябре 1928 г. Клиши, 9. Из документов можно также узнать отношение французских властей к факту приезда режиссера и труппы его театра во Францию.
Но ни одна постановка так и не вышла, студия была вскоре закрыта, и Мейерхольд вернулся в Херсон. Через год Вера Комиссаржевская пригласила Мейерхольда главным режиссером в свой драматический театр в Петербурге, чтобы создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего». В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Одним из них был «Балаганчик» по произведению Алекс а ндра Блока. Это был первый спектакль российского «театра условностей», который стал настоящей сенсацией: суфлер по задумке режиссера влезал в свою будку уже во время действия; актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены на веревке; декорации были предельно простыми, в конце постановки они взмывали под потолок, а их место занимал традиционный колонный зал. После премьеры в зале бушевали настоящие страсти: и свист, и овации одновременно. Несмотря на критические статьи в прессе, в театре был постоянный аншлаг. Затем Всеволод Мейерхольд стал главным режиссером Императорских Александринского и Мариинского театров. В этот раз работа над спектаклем Александринского театра «Маскарад» по Лермонтову заняла у Мейерхольда целых шесть лет: «Я объездил все музеи, библиотеки и частные хранилища. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы». Постановка обошлась в 300 тысяч золотом.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Всеволод Эмильевич Мейерхольд оставил огромный след в театральном искусстве царской, а затем и советской России. «Тяжкие обвинения, выдвинутые против выдающегося деятеля советского театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда, долгие годы тяжким бременем лежали на сердце. Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». Как Всеволод Мейерхольд оказался главным призраком русского театра ХХ века. Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика».
Травля Мейерхольда
После того как в 1933 году утвердили общий план реконструкции, начались строительные работы. Но уже в процессе строительства выяснилось, что здание ГосТиМа не вписывается ни в ансамбль реконструируемой площади, ни во фронт застройки Тверской улицы. Так было принято решение усовершенствовать «новаторский» фасад, а дальнейшая разработка проекта легла на 2-ю архитектурно-планировочную мастерскую Моссовета под руководством Алексея Щусева. Также в проектировочных работах участвовали архитекторы Дмитрий Чечулин и Анатолий Жуков. В основу нового проекта легли наработки прежнего плана: объемно-пространственная композиция с угловым акцентом в виде башни, барельефы, колоннада, мозаичный фриз с изображением сцен из постановки Всеволода Мейерхольда «Ревизор».
В 1938 году здание было построено вчерне. Но из-за закрытия театра здание передали Московской филармонии для организации универсального концертного зала. Проект снова был несколько изменен: была устранена «творческая башня», но оформление фасадов осталось прежним. Первой в эксплуатацию была введена угловая часть здания, где в 1938 году открылся наземный вестибюль станции метро «Маяковская», а уже в 1940 году Концертный зал им.
Многие считали его настоящим гением, и поддерживали стремление Мейерхольда «сломать» изжившие себя подходы. Но были и те, кто осуждал режиссера за чрезмерный гротеск его постановок. Однако, равнодушным к его новаторскому экспериментальному творчеству, пожалуй, не было. Примечательно, что в революционный период Всеволод Эмильевич был обласкан большевицкой властью, ему была позволена творческая свобода. Тем не менее, в какой-то момент постановщик перестал вписываться в стремительно меняющуюся советскую идеологию, и, в конечном счете, его, как и многих других талантливых людей, объявили «врагом народа» и ликвидировали. В этой статье мы расскажем вам о трагической судьбе гениального режиссера и его посмертной реабилитации. Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье.
Настоящее имя, данное мальчику при рождении, звучит как Карл Казимир Теодор Майергольд, он был восьмым ребенком у своих родителей, и рос с пятью братьями и двумя сестрами. Глава семейства был винозаводчиком, а мать занималась бытом и воспитанием многочисленных наследников. Мама нередко устраивала дома музыкальные вечера, а также с детства приобщала детей к театральному искусству. Фото: globalsib. Достигнув совершеннолетия, молодой человек решил принять православие, а также взял себе новое имя — Всеволод, назвавшись в честь своего любимого писателя и поэта Всеволода Гришина. Вскоре, впрочем, юриспруденция наскучила творческому юноше, и он решил сменить учебное заведение на театрально-музыкальное училище, функционировавшее при филармонии. Все экзамены он сдал блестяще, и был зачислен сразу на второй курс.
Примечательно, что свой первый в жизни любительский спектакль начинающий режиссер поставил еще в восемнадцатилетнем возрасте. К сожалению, в тот день скончался его отец, но это скорбное событие не заставило юношу отменить или перенести премьеру. Неизгладимое впечатление на Мейерхольда произвела постановка «Отелло» Константина Сергеевича Станиславского. После того, как парнишка впервые её увидел, этот режиссер стал его кумиром и неизменным авторитетом. Окончив учебу, Всеволод был принят в труппу МХТ, причем, режиссер доверял ему главные роли в спектаклях.
Несмотря на деятельность, режиссёр злился, он писал подруге и актрисе Ольге Сафоновой: "... Я ненавижу Москву и вот сижу здесь. Как в ссылке". До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — "дорогой", "милостивый государь", после февральского переворота "государи" стали "товарищами".
Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным. Пример письма Мейерхольду русскому поэту и прозаику Михаилу Кузмину: "Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании? Отчего никогда не хотите позвонить по телефону? Отчего не хотите побывать у меня? Ведь Вы взяли мой адрес. А вот я не знаю: в Ростове Вы или уже укатили в Крым. В каком настроении дух Ваш? Ваш Вс. Это письма 1916 года.
А уже в сентябре 1917 года литературоведу Константину Державину режиссёр писал: "Уважаемый товарищ, Ваше письмо я получил. Приношу извинение, что только теперь откликаюсь на Ваш зов. Я согласен.
На календаре был 1917 год.
В страну нагрянула революция, а на улицах царила нищета, неразбериха, и Мейерхольд это видел. Он первым заговорил о том, что спектакль не может существовать отдельно от времени и пространства, в котором он играется, отдельно от зрителей, которые этот спектакль смотрят. Тогда в Александринском театре Мейерхольд поставил «Маскарад» Лермонтова. Лучший художник его времени, Александр Головин , нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные.
И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти. Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял. В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины.
И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени.
Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов.
Мейерхольд был гений.