Главная» Новости» Блокада ленинграда юбилей 2024.
Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны
Конспект урока: «Проекты восстановления пригородов Ленинграда после Великой Отечественной войны (1944-2003 годы)». Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады. одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения. Новости Подробности Фото Видео. Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры.
Советские памятники
Власти Ленинграда призвали заводы и фабрики города оказать шефскую помощь, и те выделяли «Метрострою» из своих запасов транспорт, механизмы, материалы. В первую очередь откликнулись крупнейшие предприятия Кировского района — торговый порт, Кировский и судостроительный заводы. Председатель Ленгорисполкома Петр Лазутин, расстрелянный позднее по «Ленинградскому делу», в своем выступлении на пленуме обкома сетовал, что город долгое время пытался решить вопрос выделения средств через заместителя председателя Совета министров СССР Николая Вознесенского. Берия, который указал, что такие вопросы не решаются в рабочем порядке, канцелярским путем, вопрос о метро большой хозяйственной и политической важности не только для Ленинграда, но и для всей страны, он должен быть прежде всего рассмотрен на Политбюро, — сообщил Лазутин.
Сталин принял нас… Не по нашей инициативе, а по инициативе тов. Сталина был рассмотрен на Политбюро вопрос о Ленинградском метро, после доклада, который был сделан т. Берия т.
Совещание в кабинете вождя с участием членов Политбюро и ленинградских руководителей состоялось 10 декабря 1947 года, а через шесть дней вышло постановление Совета министров СССР «О подготовке мероприятий по строительству метрополитена в г. Ленинграде», подписанное Сталиным. В этом документе предусматривался ввод в эксплуатацию трассы от Автова до Московского вокзала в 1954 году, а также «строительство подземного завода моторного и ангаров».
Как только не боялись? Физически было очень трудно. Например, чтобы расписать потолок, нужно было упереться в него руками. И вот в одной руке ты держишь что-то типа указки, на конце которой тампон из ваты и марли, чтобы не поцарапать потолок, а предплечье второй руки ставишь на подставку для опоры. В чем ее сложность? Например, раньше краски на потолках во дворцах, в том же Юсуповском, были меловые. А мел, как гуашь, в мокром состоянии одного цвета, в сухом — уже другого. Поэтому сначала всегда нужно было подобрать тон, высушить его, сравнить с подлинником. Важно же, чтобы старое и новое не отличалось друг от друга.
С масляной живописью гораздо проще в этом отношении: положил и сразу видишь, что будет. Но в конце концов, ко всему приспосабливаешься за долгие годы работы. И к каждой работе, конечно, индивидуальный подход. Техническая составляющая самая трудоемкая, нужно подготовить все, подобрать тона. А уже потом просто рисуешь, этому нас и научили в архитектурно-художественном. Двадцать два года я трудилась в Царском селе. А остальные двадцать три — во дворцах Петербурга, а также в Петергофе и Гатчине. Пожалуй, только в Павловске не работала. По ним я и восстановила изображения и технику их написания.
На такой ткани вообще сложно рисовать, потому что краски расплываются. И вот была одна художница из Мухинского училища сегодня — художественная академия имени Штиглица, - прим. Мы шелк выгладили потом, он остался вроде гладким, но с изломами. Я же стала просто смачивать его, а потом гладить утюгом, чтобы высохла ткань.
В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше.
После этого ленинградское руководство стало гораздо более осторожным в формулировках своих выступлений Ленинградское дело 1990:40. Однако в ленинградских газетах, как можно заключить из анализа их публикаций в памятные блокадные даты, «крамольное» воспевание военной славы Ленинграда продолжилось и в 1946—1949 годы. И хотя формулировка о помощи страны и лично товарища Сталина заняла свое место практически во всех официальных статьях и опубликованных в газетах докладах, посвященных обороне Ленинграда, восхищение прессы великим подвигом города год от года нарастает и скорее приближается к мыслям, выраженным в речи Кузнецова, чем идет на убыль. Основополагающие, или, как говорили в то время, «установочные», цитаты из выступлений партийных и государственных руководителей в советский период были неизменным атрибутом публикаций прессы на самые разные темы.
Не был исключением в этом отношении и послевоенный Ленинград. Однако для создания фундамента ленинградской военной и послевоенной славы прессой были выбраны три высказывания, обладавшие более высоким статусом, чем мысли из «крамольной речи»: использовались цитаты, взятые из слов не ленинградского, а центрального руководства. Можно выделить три таких цитаты, наиболее часто встречаемые как в заголовках, так и в текстах газетных публикаций 1946—1949 годов. Первыми были слова Верховного Главнокомандующего И.
Сталина, назвавшего в приказе от 23 февраля 1944 года освобождение города от блокады «Великой победой под Ленинградом». Вторая цитата была взята из речи М. Калинина, произнесенной им в 1945 году при вручении Ленинграду ордена Ленина: «Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города, — это великое дело, дело Ленина и Сталина — никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений». Третьей многократно повторяемой цитатой стала формулировка, прозвучавшая в тексте Четвертого пятилетнего плана, в котором перед Ленинградом ставилась задача восстановления города «как крупнейшего индустриального и культурного центра страны».
Эти цитаты и стали теми краеугольными камнями, на которых советские идеологи пытались выстроить ленинградскую идентичность послевоенного времени, сформировать отношение ленинградцев к своему военному прошлому и трудовому настоящему. Эти цитаты, конечно, не исчерпывают всего говорившегося и писавшегося, и все-таки они являлись своеобразным фундаментом, на котором авторы речей и статей возводили здание военной и послевоенной ленинградской славы. Три цитаты полностью отражали и суть этой славы — гордость победой войск под Ленинградом, гордость подвигом, совершенным не сломленными блокадой жителями города и, наконец, гордость самим городом. И в то же время все три цитаты указывали в первую очередь путь в будущее.
Победы воинов и мужество тружеников тыла представлялись теми славными традициями города, которые призывали продолжать их новыми подвигами на трудовом фронте послевоенного восстановления страны. Гордость великим городом также должна была побуждать ленинградцев к необходимости его быстрейшего восстановления. В день годовщины прорыва блокады,18 января иногда 17-го или 19-го, если праздничная дата выпадала на выходной день издания , во всех трех основных ленинградских газетах обычно помещалось, во-первых, по одной большой статье, посвященной годовщине победной наступательной операции советских войск в 1943 году. Обычно эта статья была подписана кем-то из представителей высшего или среднего командного состава Советской Армии чаще всего, командирами, принимавшими непосредственное участие в боях за освобождение города от блокады, или представителями высшего командного состава в послевоенное время.
Содержание этих статей в «Ленинградской правде», «Смене» и «Вечернем Ленинграде» не слишком отличалось друг от друга и выстраивалось по общей схеме. Чаще всего рассказ начинался с описания процветающего довоенного города, затем следовали слова об огромном стратегическом значении, которое придавалось захвату Ленинграда в немецких военных планах начала войны, и о том, как планы молниеносного захвата города были сорваны защитниками Ленинграда. Далее приводилась общая схема хода обороны города, битвы за Ленинград. Подробно говорилось о подготовке войск к операции по прорыву блокады, об учениях, предшествовавших началу операции, о ее успешной реализации и огромном политическом, военном и хозяйственном значении.
Чаще всего приводился рассказ о подвиге одного или нескольких комсомольцев и коммунистов в ходе победного наступления см. В обязательном порядке упоминались факторы, позволившие городу выстоять и победить. В большинстве случаев среди таких «победных факторов» назывались: стойкость и мужество ленинградцев, забота Сталина, поддержка страны, умелое руководство Ленинградской партийной организации см.
Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.
Получалось, что нас «подправляли» продавцы и работники столовых, которые разбазаривали хлеб, давали его знакомым и в результате основной покупатель не мог своевременно получить белый хлеб…У кого будет недоставать пшеничного хлеба, значит разбазарили и нужно будет делать соответствующие выводы. Имеются факты, когда люди продают своим знакомым белый хлеб, который им не полагается, а подчас бывают преступные сделки между работниками прилавка и преступным элементом, который скупает на рынке талоны, сдает талоны в булочную…а у нас учета отдельно по черному и белому хлебу не велся и получалось, что белый хлеб продавался на рынках, при чем не секрет, что рыночная цена белого и ржаного хлеба различная и люди использовали это положение». Для просмотра полного размера — кликните по картинке Про водку Строго секретно было издано постановление 28 февраля 1944 года о продаже по повышенным ценам водки, водочных изделий, виноградных вин и пива. Документом предписано с 1 марта 1944 года ввести свободную продажу данного алкоголя в предприятиях общественного питания, буфетах при кино, театрах, домах культуры и вокзалах. И установить отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или 1 бутылки. Про еду 32006 тонн дополнительных ненормированных пищевых продуктов удалось произвести в Ленинграде с 1 января по 20 августа 1944 года, используя сое-бобы, технический казеин, альбумин, мелассу, соленое кишьсырье, жмых, белковые дрожжи, отруби, морские водоросли, дикорастущие пищевые растения. Об этом в августе доложили Тов. Жданову А.
Далее в документе в таблице указано, что из дрожжей и жмыха за полгода было сделано 49584 тыс. Турнепс кормовая репа-ред. Ленинграде и Области». Согласно данному документу, в предпасхальные и пасхальные дни богослужение в г. Ленинграде производилось в 3-х соборах и 5 церквах по расписанию, установленному митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. Освещение куличей по данному расписанию проводилось в субботу с 17 до 21 часа. Ленинграде хождение по городу разрешается до 24 часов пасхальная служба состоялась в 6 часов утра в воскресенье 16 апреля…Митрополит Алексий, кроме служб в Никольском кафедральном соборе, участвовал на утренней службе в четверг 13 апреля в Князя Владимирском соборе…На пасхальной заутрени в воскресенье 16 апреля присутствовало во всех церквах Ленинграда до 35 тысяч человек, в том числе: Никольский собор — 9000 человек, Владимирский собор — 8000 человек, Преображенский собор — 10000 человек, Охтинская кладбищенская церковь — 2000 человек, Волковская кладбищенская церковь — 1000 человек, Серафимовская кладбищенская церковь — 1000 человек, Лесновская Троицкая церковь — 1500 человек, Коломяжская церковь — 2500 человек», — говорится в документе.
Про елочные украшения Уже в мае 1944 года в Ленинграде озаботились тем, что во время войны предприятия, производившие елочные украшения к Новому году, изменили профиль. А запасов не осталось. Поэтому были даны заявки на елочные украшения ряду предприятий: Отл. Стеклянных игрушек итого на 5000 т. Ряд домов выгорел, и остались одни стены; многие дома от попадания фугасных бомб имеют полные разрушения целых жилых секций и, наконец, во многих домах отсутствует большая часть внутренних перегородок. Старые дома города, построенные в дореволюционный период, как правило, имеют бОльшие по площади многокомнатные квартиры, очень развитые площади вспомогательных помещений. В условиях необходимости экономии средств именно тогда решили, что лучше создавать малометражные, но отдельные квартиры, нежели большие коммуналки.
Еще один аргумент в эту пользу: «В Ленинграде, за исключением 500 домов, оснащенных центральным отоплением, все остальные жилые дома имеют печное отопление и устаревшие, имеющие низкий коэффициент полезного действия, печи. Такое положение вызывает ежегодный весьма большой пережог топлива…» Что касается облика города, то было предложено в целях скорейшего его приведения в благоустроенное состояние, в первую очередь, производить капитальное восстановление зданий на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда, запретив первоочередное восстановление тяжело поврежденных домов. Кроме этого, не восстанавливать дворовые корпуса, разрушенные полностью и не восстанавливать здания, сохранившиеся более чем на 30 процентов, если они требуют капитальных восстановительных работ и, если они располагаются на трассах новых магистралей, предусмотренных генеральным планом развития города. Для просмотра полного размера — кликните по картинке Рассуждая о возможностях строительства домов с отдельными квартирами, архитекторы обращаются к иностранному опыту. Именно стремление сохранить важнейшее преимущество индивидуальных квартир — их обособленность и одновременно не повышать стоимости строительства привело американцев к строительству однокомнатных квартир с очень малыми кухнями, часто освещаемыми вторым светом или кухнями — нишами». В Ленинграде среди жителей проводили опрос на эту тему. И люди высказались в пользу отдельного жилья с маленькими кухнями со вторым светом, нежели в пользу коммунальных квартир.
Население готово поступиться рядом удобств, имеющихся в больших коммунальных квартирах. Так, например, устраивают кухню, а иногда и столовую со вторым светом, уменьшают передние до 1,5-2 кв. Тогда же архитекторы начинают планировать кухни на площади в 3-4 кв. Также решался вопрос перепланировок в старых домах. Там, где перегородки сохранились, считали нецелесообразным тратить время и силы на изменение площадей комнат. Там, где перегородки разрушены, предлагалось более рационально распланировать жилые помещения. О чем свидетельствует справка на имя Секретаря тов.
В этот особо торжественный день Ленинградские областной и городской комитеты партии и исполкомы Областного и Городского Советов депутатов трудящихся обратились к населению Ленинграда со словами благодарности: «Вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, грудью своей преградили путь врагу, спасли Ленинград… Не щадя ни сил, ни жизни своей, вы все отдавали на дело борьбы и победы. Ваша борьба и ваш труд, слившиеся с борьбой и трудом всего советского народа, не пропали даром. Враг разбит и повержен». На вручение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг. За два послеблокадных года в городе появилось более 18 000 фонарей, и только к концу 1950 года их количество превысило довоенный уровень. Настало время позаботиться о внешнем облике опор и светильников, а также о качестве освещения. В послевоенные годы трест «Ленсвет» в содружестве с коллективом института «Ленпроект» разработал несколько новых типов чугунных опор, декоративное оформление которых напоминало фонари XIX века.
На верхней части высоких столбов размещали от двух до шести светильников. Вскоре новые фонари появились на Московском и Кировском Каменноостровском проспектах, на Васильевском острове, осветили ряд других площадей и улиц, удачно вписавшись в городскую архитектурную среду. На Невском проспекте чугунные опоры фонарей, установленные еще в начале XX века, в 1950-е годы заменили копиями, окрашенными, как и прежде, в серебристый цвет. Шарообразные стекла светильников оставались молочно-белыми. К празднованию 250-летия Петербурга-Ленинграда были отреставрированы или воссозданы старинные фонари у памятников, на мостах, на фасадах зданий.
По всему городу были развешаны плакаты, которые вдохновляли строителей. Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе. Но кое-что осталось на фасаде дома номер 14.
Эта надпись в те годы кому-то спасла жизнь.
По их мнению, социально-демографический и культурный облик Ленинграда изменила не только почти трехлетняя блокада, но и управленческие решения властей, которые стремились максимально быстро вернуть городу статус второй столицы и центра военной промышленности. К 80-летию освобождения Ленинграда «Известия» разбирались, чем «новый», послевоенный город отличался от «старого». Начало перелома в ходе Великой Отечественной Уходили первыми К началу войны Ленинград с населением 3 млн 173 тыс. Он уступал только четырем столицам — Лондону, Берлину, Москве и Парижу. Его демографическая структура имела особенности. В то же время Ленинград выделялся численностью студентов и преподавателей, деятелей науки и культуры. А особенно — промышленных рабочих, что стало следствием огромной роли, которую город сыграл в индустриализации 1930-х годов.
Подростки из провинции стремились встать в ряды питерского пролетариата и заполняли многочисленные школы фабрично-заводского ученичества и ремесленные училища. Автор книги «Блокадная этика» Сергей Яров утверждает, что почти все они, оказавшись вдали от родителей, запертые в окруженном городе, умерли от голода, а кто-то и от побоев за воровство еды, от которого не имели сил удержаться.
Свежие силы
- Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады |
- Показываю 10 объектов до и после
- Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
- Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
- Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны
- Восстановление Ленинграда
Кривая преступности
- Бесплатная видео экскурсия послевоенного восстановления Ленинграда
- Презентация на тему Восстановление Ленинграда
- Показываю 10 объектов до и после
- Похожие презентации
Восстановление города после войны
Восстановление Ленинграда после блокады. Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь. «Ущерб, причиненный предприятиям Ленинграда. Восстановление после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944–1946 гг.)». Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период.
Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе
И установить отпуск в одни руки водки и вина не более 100 граммов, пива — не более 0,5 литра или 1 бутылки. Про еду 32006 тонн дополнительных ненормированных пищевых продуктов удалось произвести в Ленинграде с 1 января по 20 августа 1944 года, используя сое-бобы, технический казеин, альбумин, мелассу, соленое кишьсырье, жмых, белковые дрожжи, отруби, морские водоросли, дикорастущие пищевые растения. Об этом в августе доложили Тов. Жданову А. Далее в документе в таблице указано, что из дрожжей и жмыха за полгода было сделано 49584 тыс. Турнепс кормовая репа-ред. Ленинграде и Области». Согласно данному документу, в предпасхальные и пасхальные дни богослужение в г. Ленинграде производилось в 3-х соборах и 5 церквах по расписанию, установленному митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием.
Освещение куличей по данному расписанию проводилось в субботу с 17 до 21 часа. Ленинграде хождение по городу разрешается до 24 часов пасхальная служба состоялась в 6 часов утра в воскресенье 16 апреля…Митрополит Алексий, кроме служб в Никольском кафедральном соборе, участвовал на утренней службе в четверг 13 апреля в Князя Владимирском соборе…На пасхальной заутрени в воскресенье 16 апреля присутствовало во всех церквах Ленинграда до 35 тысяч человек, в том числе: Никольский собор — 9000 человек, Владимирский собор — 8000 человек, Преображенский собор — 10000 человек, Охтинская кладбищенская церковь — 2000 человек, Волковская кладбищенская церковь — 1000 человек, Серафимовская кладбищенская церковь — 1000 человек, Лесновская Троицкая церковь — 1500 человек, Коломяжская церковь — 2500 человек», — говорится в документе. Про елочные украшения Уже в мае 1944 года в Ленинграде озаботились тем, что во время войны предприятия, производившие елочные украшения к Новому году, изменили профиль. А запасов не осталось. Поэтому были даны заявки на елочные украшения ряду предприятий: Отл. Стеклянных игрушек итого на 5000 т. Ряд домов выгорел, и остались одни стены; многие дома от попадания фугасных бомб имеют полные разрушения целых жилых секций и, наконец, во многих домах отсутствует большая часть внутренних перегородок. Старые дома города, построенные в дореволюционный период, как правило, имеют бОльшие по площади многокомнатные квартиры, очень развитые площади вспомогательных помещений.
В условиях необходимости экономии средств именно тогда решили, что лучше создавать малометражные, но отдельные квартиры, нежели большие коммуналки. Еще один аргумент в эту пользу: «В Ленинграде, за исключением 500 домов, оснащенных центральным отоплением, все остальные жилые дома имеют печное отопление и устаревшие, имеющие низкий коэффициент полезного действия, печи. Такое положение вызывает ежегодный весьма большой пережог топлива…» Что касается облика города, то было предложено в целях скорейшего его приведения в благоустроенное состояние, в первую очередь, производить капитальное восстановление зданий на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда, запретив первоочередное восстановление тяжело поврежденных домов. Кроме этого, не восстанавливать дворовые корпуса, разрушенные полностью и не восстанавливать здания, сохранившиеся более чем на 30 процентов, если они требуют капитальных восстановительных работ и, если они располагаются на трассах новых магистралей, предусмотренных генеральным планом развития города. Для просмотра полного размера — кликните по картинке Рассуждая о возможностях строительства домов с отдельными квартирами, архитекторы обращаются к иностранному опыту. Именно стремление сохранить важнейшее преимущество индивидуальных квартир — их обособленность и одновременно не повышать стоимости строительства привело американцев к строительству однокомнатных квартир с очень малыми кухнями, часто освещаемыми вторым светом или кухнями — нишами». В Ленинграде среди жителей проводили опрос на эту тему. И люди высказались в пользу отдельного жилья с маленькими кухнями со вторым светом, нежели в пользу коммунальных квартир.
Население готово поступиться рядом удобств, имеющихся в больших коммунальных квартирах. Так, например, устраивают кухню, а иногда и столовую со вторым светом, уменьшают передние до 1,5-2 кв. Тогда же архитекторы начинают планировать кухни на площади в 3-4 кв. Также решался вопрос перепланировок в старых домах. Там, где перегородки сохранились, считали нецелесообразным тратить время и силы на изменение площадей комнат. Там, где перегородки разрушены, предлагалось более рационально распланировать жилые помещения. О чем свидетельствует справка на имя Секретаря тов. В ней говорится о том, что за 3 квартал 1944 года в торговую сеть поступило 251 тысяча пар детской обуви.
Не получено ни одной пары мальчиковой обуви 31-34 размеров. О безопасности 14 июля 1944 года было выпущено решение Ленгорсовета депутатов трудящихся «Об усилении охраны домов». Обеспокоенность депутатов вызвало резкое увеличение краж и хищений имущества граждан.
А восстановительные работы решили проводить уже в конце войны. В 1946 году организовали инспекцию по охране памятников, которая руководила реставраторами Ленинграда. Пока формировалась инспекция, нас отправляли на самые разные задания. Например, как-то раз в Смольном мы для столяров смывали каустической содой краску и лак со стульев, все пальцы тогда были разъедены. Потом нам нашли работу. Так я попала в Ленинградские реставрационные мастерские, точнее меня в них отобрали. Там всю жизнь и проработала. Я рисовала веточки винограда. После этого было много объектов: среди них мне особенно запомнилась частная квартира с живописью Михаила Скотти. Помещение принадлежало потомкам художника Андреева. Потом уже были дворцы на Невском проспекте. В Русском музее мы занимались росписью в технике гризайль рисунок, имитирующий лепку, - прим. В Эрмитаже реставрировали настенную живопись. В Строгановском восстанавливали большой живописный плафон. Сегодня, думаю, можно увидеть в Доме ученых бархат на лестнице, который я реставрировала. Наверное, это связано с тем, что у выпускников архитектурно-художественного училища были хорошие преподаватели. Но они больше учили нас рисовать. А технические моменты осваивались только с годами практики. Мы хорошо делали ценные для искусства вещи. К нам даже приезжали из-за границы поляки и немцы делиться опытом, они сами задавали вопросы по поводу наших технологий. Что он в себя включал? Эта организация проводила исследования, а потом нам давали задание и историческую справку.
Подготовкой проектно-сметной документации для капитального ремонта жилищного фонда и зданий, используемых организациями, подведомственными райисполкомам, занимались районные проектно-сметные бюро райжилуправлений. Проекты составлялись по заказам и техническим заданиям, выдаваемым райжилуправлениями. В задании четко регламентировались состав и содержание проекта. В тех случаях, когда заказывалась только смета, объемы необходимых ремонтных работ определялись сметчиками после проведения технического обследования объекта. При этом сметчиками составлялся поквартирный перечень работ, выдававшийся в дальнейшем вместе со сметой ремонтно-строительным организациям. В сложных случаях замены деревянных жилых мансард на обычный этаж, комплексного капитального ремонта со сплошной заменой перекрытий и перепланировкой, восстановления разрушенной в период войны части дома и т. В эти годы в аппарате Управления по делам строительства и архитектуры Исполкома Ленгорсовета имелось хозрасчетное подразделение, выполнявшее техническую экспертизу зданий и состоявшее из опытных инженеров, прежде лично участвовавших в проектировании и строительстве многих ленинградских зданий. Обследование зданий эксперты вели визуально. Освидетельствование скрытых конструкций производилось после вскрытий, выполнявшихся силами заказчиков. После проведения обследования эксперты давали письменные ответы на те вопросы, которые перед ними были поставлены заказчиком. Среди обычных вопросов были: возможность увеличения нагрузок на фундамент в случае замены жилой деревянной мансарды на полноценный этаж, восстановление разрушенной части дома на сохранившихся фундаментах, необходимость частичной замены перекрытий в поврежденном здании или возможность их усиления и т. Экспертное заключение умещалось на 1-2 машинописных страницах, в отдельных случаях оно дополнялось расчетной частью. Эксперты давали обоснованные заключения, но они по существу только облегчали заказчику подготовку технического задания, убеждали его и утверждающую инстанцию в обоснованности ремонта в объеме, указанном в задании, объект же ремонта оставался недостаточно изученным и дополнительное обследование возлагалось на проектировщиков, а как это сделать, проектировщики знали плохо, этому их не учили. При проведении технического обследования старого дома каждый опирался только на личные знания, интуицию, проницательность, основанную на собственном опыте. Методики технического обследования не было, литература по этим вопросам стала появляться позднее. Проекты капитального ремонта, выполнявшиеся в рассматриваемом периоде, не отличались высоким качеством. Организация производства ремонтных работ на объектах в период до 1950 г. Даже в том случае, когда приходилось ремонтировать дома со сплошной заменой перекрытий, производство работ велось сверху вниз, то есть сначала велся ремонт в верхних этажах, а затем в нижних. Капитальный ремонт жилищного фонда в период 1951 — 1960 гг. В эти годы были произведены существенные преобразования в старых жилых домах, центральные районы города полностью газифицированы, отпала необходимость в очагах. Широко развернулись работы по оборудованию старых домов центральным отоплением. Была реорганизована система мусороудаления, дворы освободились от помойных ям. В 1953 г. Проведены работы по замощению дворовых территорий, приведению в порядок подвалов, озеленению дворов, начата массовая и регулярная окраска фасадов, сопровождающаяся восстановлением штукатурки, лепки, заменой водосточных труб и выполнением ряда кровельных работ. Благодаря перечисленным мероприятиям коренным образом были улучшены жилищные условия населения и обеспечена консервация несущих конструкций, сильно поврежденных в период войны. Объем необходимого ремонта к тому времени еще не был даже изучен. По данным Жилищного управления Исполкома Ленгорсовета, составленным в те годы только по материалам технической паспортизации без освидетельствования скрытых конструкций, нуждались в комплексном капитальном ремонте 2600 домов жилой площадью около 2,5 млн. Кроме того, необходимо было выполнять значительные объемы ремонтно-строительных работ выборочного характера. Для таких больших объемов ремонтных работ необходимы были коренные преобразования в проектно-сметном деле и ремонтно-строительном производстве. Требовалось увеличить мощность проектных и подрядных организаций и улучшить организационные формы управления жилищным фондом. К 1955 г. Значительно улучшилось снабжение материалами и оборудованием, за этот период заводы Жилищного управления увеличили выпуск изделий для нужд жилищного хозяйства в 3,7 раза. При каждом райжилуправлении были созданы отделы технического надзора и централизовано финансирование капитального ремонта, осуществляемого подрядным способом. На базе отдела капитального ремонта Ленгорисполкома и районных ремонтно-строительных трестов в Ленинграде было создано Управление капитального ремонта жилых домов с двойным подчинением трестов исполкомам райсоветов и управлению.
Александровский дворец распахнул свои двери как музей Пушкинского дома 10 июля 1949 г. Пушкина 20. Юбилейная выставка монтировалась в парадных залах дворца в авральном порядке. Вавилов так описал этот день в дневнике: «Ночью поездка в Царское. Белая ночь. Последняя развеска в музее. Потом блеск Александровского Дворца. Кружево колонн. Зеленые дубы. Голубое небо. Торжествующий Пушкин. Кажется, хорошее дело сделано. О, если есть что-то схожее с душой Пушкина, где угодно. Неужели оно не отзовется» 21. Учитывая контекст времени и цели, которые преследователи инициаторы работ 1947 — 1949 гг. Надо учитывать, что тогда восстанавливали «бывший» Александровский дворец — непременно с этим эпитетом употреблялось название объекта. Как дворец он был в прошлом, а в настоящем оставалось здание, возведенное Кваренги. Возможно, полная реализация планов Академии наук по превращению г. Пушкина в настоящий наукоград литературоведения частично примирила бы с реализованными тогда во дворце решениями. Но, по справедливой оценке литературоведа Л. Солдатовой, даже к юбилею А. Пушкина удалось воплотить в жизнь лишь «ничтожно малую часть грандиозного замысла» по развитию Института русской литературы 22. Особую горечь от потери остатков отделки покоев Николая II и Александры Федоровны вызывает то, что литературный музей, ради которого интерьеры стилизовали «под Кваренги», так и не будет открыт. Сразу после смерти С. Вавилова в январе 1951 г. Очевидно, что нахождение Александровского дворца в ведении Академии наук способствовало сохранности памятника в процессе эксплуатации. С передачей здания военному ведомству ситуация стала угрожающей. Уже в 1955 г. ГИОП обратил внимание на первые печальные последствия новой роли дворца: «В настоящее время кровля имеет протечки, вследствие чего фасады пришли в неудовлетворительное состояние, на что обращают внимание посетители парка. Современная эксплуатация приводит к быстрой порче художественных паркетов и другого архитектурного декора дворцовых помещений» 24. А в ноябре 1956 г. В документе подчеркивалось, что «здание представляет единое, органическое, художественное целое и ценность его интерьеров неотделима от высоких качеств его фасадов» и убедительно доказывалась исключительная ценность памятника как достижения «русской национальной культуры» 26. Решительные возражения Ленгорисполкома опирались, в том числе, на факт восстановления дворца с «большой затратой сил и средств» к 150-летию А. Кроме того, потребуется устройство специальной системы вентиляции с разветвленной сетью трубопроводов и т. Таким образом, намечаемое использование дворцовых помещений приобретает чисто производственный характер, что безусловно приведет к их искажению и утрате ценности памятника в целом. Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся категорически возражает против снятия с государственной охраны интерьеров Александровского дворца и, учитывая потребности Проектного института, ввиду его специфических требований, считает, что для него должно быть предоставлено другое помещение» 27. Впоследствии руководство города продолжит борьбу за выселение военного института из дворца, осуществляя переписку с профильными министерствами. При этом судьба здания не виделась музейной. В протоколе заседания Президиума Ленгорсовета от 22 ноября 1965 г. Пушкине базы отдыха и об отводе земельного участка для строительства административно- лабораторных зданий и сооружений для воинской части» 28. Было принято решение о разработке соответствующей проектной документации в 1966 г. Сложно сказать, какая роль для Александровского дворца была более удачной — военного института или базы отдыха. Как бы то ни было, решение Ленгорисполкома не осуществилось. Министерство обороны освободит часть помещений Александровского дворца лишь к 1997 г. Тогда в жилых покоях восточного флигеля откроется выставка «Воспоминания в Александровском дворце», ставшая важным шагом на пути возвращения музейного статуса памятника.
Уменьшение жилищного фонда
- Авторы и ведущие
- Почему после блокады Ленинграда в городе возникла квартирная путаница и нехватка жилья
- Ленинград в 1946-1947 годах
- Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда - Знаменательное событие
Презентация на тему Восстановление Ленинграда
Их следовало расселить, оказать необходимую помощь и принять меры к отправке в тыл страны. Уже на пятый день войны в каждом районе города для эвакуации населения были образованы специальные эвакотройки. В июле — августе 1941 г. Выполнить все планы так и не удалось — в замкнувшемся кольце блокады в Ленинграде осталось свыше 2,5 млн человек. Осенью и в начале зимы 1941 г. На подготовку массовой эвакуации населения зимой 1942 г. Первый эшелон с изможденными ленинградцами прибыл 26 января в Вологду.
Кутузов считают, что речь Кузнецова была похожа скорее на гимн городу, чем на обычный для выступлений такого рода гимн Сталину Ленинградское дело 1990:36. Демидов и Кутузов называют эту речь «крамольной», учитывая то, что при чтении обвинений, выдвинутых против руководителей города в 1949 году в ходе «ленинградского дела», они «никак не могли отделаться от впечатления, что фабула этого страшного документа списана с выступления A. Кузнецова» Там же, 40. Действительно, в речи секретаря ЦК говорилось и о самых тяжелых испытаниях, выпавших на долю Ленинграда в военные годы, и о том, что захват Ленинграда был основной целью плана «Барбаросса» в первый период войны, и о неоценимом вкладе ленинградцев в дело защиты Родины. О Ленинграде говорилось как о городе, «первым остановившем врага и разгромившем гитлеровские полчища под своими стенами», «выдержавшем двадцать девять месяцев осады» и «затмившем славу Трои» Смена. Кутузов пишут о том, что ошибки, допущенные в «крамольно-восторженной» речи Кузнецова, в первую очередь недостаточное по тем временам восхищение Сталиным, были замечены как ленинградскими руководителями, так и их московскими политическими соперниками. После этого ленинградское руководство стало гораздо более осторожным в формулировках своих выступлений Ленинградское дело 1990:40. Однако в ленинградских газетах, как можно заключить из анализа их публикаций в памятные блокадные даты, «крамольное» воспевание военной славы Ленинграда продолжилось и в 1946—1949 годы. И хотя формулировка о помощи страны и лично товарища Сталина заняла свое место практически во всех официальных статьях и опубликованных в газетах докладах, посвященных обороне Ленинграда, восхищение прессы великим подвигом города год от года нарастает и скорее приближается к мыслям, выраженным в речи Кузнецова, чем идет на убыль. Основополагающие, или, как говорили в то время, «установочные», цитаты из выступлений партийных и государственных руководителей в советский период были неизменным атрибутом публикаций прессы на самые разные темы. Не был исключением в этом отношении и послевоенный Ленинград. Однако для создания фундамента ленинградской военной и послевоенной славы прессой были выбраны три высказывания, обладавшие более высоким статусом, чем мысли из «крамольной речи»: использовались цитаты, взятые из слов не ленинградского, а центрального руководства. Можно выделить три таких цитаты, наиболее часто встречаемые как в заголовках, так и в текстах газетных публикаций 1946—1949 годов. Первыми были слова Верховного Главнокомандующего И. Сталина, назвавшего в приказе от 23 февраля 1944 года освобождение города от блокады «Великой победой под Ленинградом». Вторая цитата была взята из речи М. Калинина, произнесенной им в 1945 году при вручении Ленинграду ордена Ленина: «Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города, — это великое дело, дело Ленина и Сталина — никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений». Третьей многократно повторяемой цитатой стала формулировка, прозвучавшая в тексте Четвертого пятилетнего плана, в котором перед Ленинградом ставилась задача восстановления города «как крупнейшего индустриального и культурного центра страны». Эти цитаты и стали теми краеугольными камнями, на которых советские идеологи пытались выстроить ленинградскую идентичность послевоенного времени, сформировать отношение ленинградцев к своему военному прошлому и трудовому настоящему. Эти цитаты, конечно, не исчерпывают всего говорившегося и писавшегося, и все-таки они являлись своеобразным фундаментом, на котором авторы речей и статей возводили здание военной и послевоенной ленинградской славы. Три цитаты полностью отражали и суть этой славы — гордость победой войск под Ленинградом, гордость подвигом, совершенным не сломленными блокадой жителями города и, наконец, гордость самим городом. И в то же время все три цитаты указывали в первую очередь путь в будущее. Победы воинов и мужество тружеников тыла представлялись теми славными традициями города, которые призывали продолжать их новыми подвигами на трудовом фронте послевоенного восстановления страны. Гордость великим городом также должна была побуждать ленинградцев к необходимости его быстрейшего восстановления. В день годовщины прорыва блокады,18 января иногда 17-го или 19-го, если праздничная дата выпадала на выходной день издания , во всех трех основных ленинградских газетах обычно помещалось, во-первых, по одной большой статье, посвященной годовщине победной наступательной операции советских войск в 1943 году. Обычно эта статья была подписана кем-то из представителей высшего или среднего командного состава Советской Армии чаще всего, командирами, принимавшими непосредственное участие в боях за освобождение города от блокады, или представителями высшего командного состава в послевоенное время. Содержание этих статей в «Ленинградской правде», «Смене» и «Вечернем Ленинграде» не слишком отличалось друг от друга и выстраивалось по общей схеме.
В годы блокады а городе сгорело или было разрушено более 3000 домов, 7000 повреждено Слайд 3 1947 год -массовое строительство малоэтажных жилых домов из местных материалов На конкурс поступило 36 проектов, из которых отобрали 8 лучших Слайд 4 В 1948 г. Развернулось новое строительство в значительных масштабах. В 1951 году был принят Генеральный план развития Ленинграда. В соответствии с ним на площади революции Троицкой разбили сквер, на площади Искусств установили памятник А. Автором проекта стал молодой ваятель Михаил Аникушин в 1955 году была открыта первая очередь Метрополитена Слайд 11 Нелегко пришлось жителям города в послевоенные годы.
Из кн. Художники осажденного города: Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и крышей, простоял он до начала 1944 г. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот взорваны, серьезно пострадали все дворцы и павильоны, расположенные в парках, сами парки изрыты рвами и воронками, большинство деревьев повалены или засохли, все фонтаны разорены, а украшавшие их многочисленные скульптурные группы исчезли, городская застройка потерпела катастрофические разрушения. Практически сразу после освобождения города были начаты работы по разминированию парков. Специалистам было необходимо разобрать завалы дворцов и павильонов, провести фотофиксацию и выборочные обмеры. Тогда же начались поиски архивных текстовых и графических материалов, разбросанных по разным хранилищам Ленинграда и Москвы. Желание возродить былое великолепие объединило только что пришедших с фронта людей в едином порыве, обусловило невиданный энтузиазм тех, кто работал на расчистке парков и завалов. В боевом военном обмундировании и ватниках, испытывая лишения и голод, люди работали под угрозой обрушения едва державшихся остатков стен и дымоходов, передвигаясь по доскам, наспех переброшенным на сохранившихся устоях, разбирали завалы, выбирали из груд строительного мусора и битого кирпича бесценные уцелевшие фрагменты отделки. Идею реставрации памятников дворцово-паркового «ожерелья» города на Неве тогда поддержали академик И. Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам. В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы. В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В. Симонов и Н. Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную. В то, что исторические интерьеры дворца можно восстановить, верили тогда единицы. Исключительную инициативу проявил энтузиаст своего дела, ревностный хранитель памятников Н. Белехов настоял на разработке новых предложений с ориентацией на максимальное сохранение исторической планировки. Автором еще одной концепции стал архитектор Ф. Олейник, но и в его проекте не было места историческим интерьерам. Петродворце», согласно которому восстановлению подлежали фасады дворца с одноглавыми завершениями церкви и Корпуса под гербом по первоначальному проекту Бартоломео Растрелли и пять исторических интерьеров: Парадная лестница, Танцевальный зал, Белая столовая, Тронный и Чесменский залы. В мастерской профессора А. Оля выполнили новый вариант планировки дворца, который обладал определенными достоинствами по сравнению с предыдущими предложениями: ресторан был перенесен из парадных залов в Корпус за гербом, предусмотрено восстановление исторической отделки некоторых помещений. Однако и этот проект имел недостатки: громадная лестница на два этажа в центральной части дворца заняла Портретный зал, оба Китайских кабинета, Дубовую лестницу и центральный вестибюль, а главное, она рассекала дворец на две части. По-прежнему предполагалось разместить зрительный зал в восточной части здания, многие стены подлежали сносу, северная и южная анфилады ликвидировались. В результате очередной вариант, находившийся в стадии проектного задания, был отклонен научно-экспертным советом ГИОП, а затем и Архитектурным советом при главном архитекторе города Н. Было предложено разработать новый проект. За дело взялись несколько авторов, которые представили четыре проекта с разными подходами к восстановлению Большого Петергофского дворца. Это вызвало бурные споры не только по поводу одного объекта, но и относительно подобных работ в целом. И теперь уже поднимался вопрос, как вообще восстанавливать памятники архитектуры, разрушенные во время войны, если речь идет о конкретных сооружениях, отдельных интерьерах или фрагментах уникальной отделки. Эти споры о возобновлении или воссоздании утраченных памятников культурного наследия продолжаются и до настоящего времени и, вероятно, всегда будут находиться в центре внимания специалистов и общественности. К сожалению, на некоторое время финансирование прекратилось, поэтому в мае 1950 г. Под руководством В. Савкова и на основании выполненных им обмеров был изготовлен макет крыши дворца в уменьшенном масштабе, который впоследствии служил эталоном при восстановлении причудливых изломов кровли дворца. Он находился непосредственно на строительной площадке, помогая рабочим воплощать в жизнь историческое архитектурное решение. В послевоенное время в Ленинграде не было ни специалистов, ни материалов, ни средств. Однако еще до полного снятия вражеской блокады, в 1943 г. Позже это учебное заведение было преобразовано в Высшее художественно-промышленное училище. Тогда же в Ленинграде было организовано еще несколько учебных заведений, в которых ребят обучали строительному делу и прикладным искусствам, а 1 июля 1945 г. Сюда приходили на работу только что получившие профессиональную подготовку молодые ребята. Из эвакуации вызывали мастеров высокой квалификации: лепщиков, мраморщиков, живописцев, резчиков, позолотчиков, каменщиков, паркетчиков. Усилиями многих ответственных лиц организованы фонды материалов для производства реставрационных работ. В кратчайшие сроки предстояло наладить работу столярных мастерских, цехов по реставрации люстр, литейного и кузнечного цехов. Консервация здания требовала выполнения большого объема строительных работ, нужны были лес, кирпич, металл и многие другие материалы. К работам по Большому Петергофскому дворцу привлекли и только что созданный Ремстройтрест Петродворцовского района. Часть подсобных работ была поручена строительным мастерским Дирекции дворцов музеев и парков в городе Петродворце, однако в силу ограниченности ресурсов они почти не принимали участия в первоочередных работах и занимались в основном ремонтными работами для поддержания фонтанной системы в рабочем состоянии. Ремонтно-восстановительные работы начались с того, что были усилены фундаменты, особенно ослабленные в центральной части здания. На отдельных участках, например, от Белой столовой до Куропаточной, фундаменты выкладывали заново, с большими заложением и толщиной подошвы, то же самое было сделано и под южной стеной в центре дворца. В остальных местах фундаменты, выполненные при Растрелли, оказались достаточно мощны и крепки, что позволило обойтись без какого-либо вмешательства. Еще в 1945 г. В дальнейшем эти участки стен, так же, как и дымоходы, были восстановлены в исторических габаритах. Южный фасад пострадал меньше северного, но и тут имелись серьезные разрушения: в результате артобстрела была обрушена часть западной стены Купеческого зала. Так как центральная часть дворца была сильно разрушена, а северная стена полностью уничтожена взрывом, Е. Казанская разработала проект стены с разбивкой рядов кирпича. В соответствии с основным требованием реставрационного задания максимально сохранялись все внутренние стены, для предотвращения их падения даже закладывали дымовые каналы, ставили подпорки. Некоторые стены были целиком забраны в сплошные железобетонные корсеты-обоймы, скреплены металлическими каркасами из уголков и стальных полос, поверх которых наносили штукатурку. Стена Тронного зала Большого Петергофского дворца. Грекова были разработаны проекты восстановления конструкций крыши и усиления стен дворца. Уклоны скатов крыши определялись по сохранившимся следам штукатурки на дымовых трубах. За один год дворец был подведен под крышу, восстановлены стены, выполнены перекрытия и стропила, установлены металлические фермы над Тронным и Портретным залами и Белой столовой. Проект конструкций выполнен инженерами П. Ковалевским и Д. Деревянные конструкции крыши главного корпуса дворца выполнены от восточной до западной половины. Достичь таких результатов удалось только благодаря скоординированной, слаженной работе сразу пяти заводов. Основную часть работ выполнял Ремстройтрест г. К 1958 г. Были приведены в порядок сохранившиеся лепные и каменные украшения, кованые ограждения балконов с золочеными накладками. Утраченные украшения, ограждение центрального балкона вместе с гранитной плитой, центральная ваза на крыше и завершения куполов с главками и причудливым барочным выколотным декором воссозданы с максимальным приближением к историческому виду, известному по архивным фотографиям. Большой проблемой для реставраторов явилось восстановление карниза здания. Во времена архитектора Растрелли карниз был выполнен из трех рядов известняка: профилированные плиты вырезали из мягкого камня, добываемого из карьера, а потом выдерживали некоторое время под навесом на воздухе, чтобы они набрали твердость и прочность. Повторение карниза в том же материале оказалось невозможным из-за отсутствия действующих карьеров по добыче мягкого известняка. Использовать старые плиты для переделки было недопустимо, поскольку камень крошился. Анализ профилей карнизных плит на разных участках фасадов показал, что оригинальные известняковые плиты изготовлены разными бригадами каменщиков, кроме того, профили менялись в процессе изнашивания шаблонов во время работы, но все их можно было свести к двум типам. Было решено отливать цементные плиты с закладкой арматуры. Плиты выполнялись с таким расчетом, чтобы большой вынос карниза уравновешивался за счет заведения тыльной части плит на всю толщину стен. Верхние плиты крепили стальными анкерами в кирпичную кладку стен. Таким образом, нижний ряд плит карниза был максимально сохранен, а два верхних выполнены заново из бетона. Удалось даже добиться шероховатости поверхности, характерной для пудожского известняка и образованной в данном случае за счет деревянных форм опалубки. При восстановлении фасадов особое внимание уделяли реставрации и выполнению новых лепных и резных каменных украшений с учетом сохранившихся аналогов. Наиболее богатой отделкой отличался северный фасад, в центральной части которого размещались гипсовые надоконные украшения, сильно пострадавшие за те годы, когда дворец стоял без крыши; на корпусах, пристроенных Растрелли, помещались каменные картуши, многие из которых были повреждены осколками снарядов. Гипсовые украшения отливались по аналогам и устанавливались на место с помощью пиронов с подливкой гипсового раствора, каменные картуши реставрировали на месте методом домазки сложным раствором, с включением крошки известняка. При Растрелли каменные украшения из известняка заводились глубоко в кладку и являлись ее частью, выполняя роль замкового камня, поэтому даже сильно пострадавшие картуши решили не заменять. Сложной оказалась и работа по воссозданию барельефов во фронтонах северного и южного фасадов. Рисунок южного фронтона в уменьшенном масштабе выполнила В. Можанская, саму модель сначала в масштабе рисунка, а затем в натуральную величину подготовили скульпторы-модельщики Г. Михайлова и Э. Первоначально барельефы были деревянными, и лишь в конце 1920-х гг. Именно гипсовые фрагменты, чудом уцелевшие при пожаре, наряду с историческими фотографиями послужили исходным материалом для восстановления барельефа. На северном фронтоне не сохранилось каких-либо остатков. Прежде чем приступить к проектированию, Е. Казанская изучила хранящиеся в музеях военные атрибуты различных эпох и только после этого выполнила рисунок барельефа, по которому те же скульпторы выполнили модель сначала в уменьшенном масштабе, а затем в натуральную величину. Формовка новых барельефов из сложного раствора с применением белого цемента осуществлена мастером Вагиным. После завершения в 1958 г. В первую очередь распахнулись двери Портретного Картинного зала, работы в котором завершились в 1964 г. Он не входил в перечень помещений, указанных в постановлении Совета министров СССР, и восстановлен в историческом виде с легкой руки Н. Белехова, который распорядился начинать восстановление интерьеров дворца именно отсюда, так как основные элементы его убранства, 368 портретов работы Пьетро Ротари, были возвращены из эвакуации. Зал является центром планировочной композиции всего дворцово-паркового ансамбля и благодаря своему положению и видам, открывающимся на север и юг, позволяет увидеть с одной точки и перспективу Морского канала с Нижним парком, и панораму регулярного партера Верхнего сада. В 1965—1966 гг.
Послевоенные годы
Ленинграда, предусматривающий послевоенное восстановление города и новое капитальное строительство. Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности. Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны считается одним из страшнейших событий в русской истории. Считается, что дом в Кирпичном переулке – один из первых, восстановленных после войны. Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина.
Политолог сравнил восстановление Донбасса с возрождением послевоенного Ленинграда
Учитывая потребность в кадрах, комитет обороны разрешил набрать за пределами Ленинграда 30 тысяч производственных рабочих, на учебу в ремесленные и железнодорожные училища и школы ФЗО — 1-8 тысяч человек сельской молодежи. В апреле группа старейших рабочих Кировского завода обратилась с призывом трудиться сверхурочно. Трудящиеся Выборгского, Октябрьского и Приморского районов показали пример восстановления своими силами разрушенных жилых домов, массовые субботники и воскресники стали обычным делом. Увеличивался выпуск продукции на ранее действовавших предприятиях. Восстановительные капитальные работы развернулись на заводах «Станколит», «Ильич», имени Свердлова и других. Ленинград стал давать фронту большое количество боевой техники, боеприпасов, снаряжения. На ряде заводов стало налаживаться производство радиолокационной, летно-испытательной и другой сложной аппаратуры, мощных радиостанций, кузнечно-прессового оборудования и так далее.
Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше. На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые. В 1947 году отменяют карточную систему. Одновременно проводят денежную реформу — обмен старых денег на новые.
К середине 1950-х годов реальная заработная плата достигла довоенного уровня.
С течением лет каждый памятник словно обретал живую душу, сохраняя в себе память о связанных с ним людях и событиях, формируя неповторимый облик города и его пригородов. Разрушенные во время войны, они остро нуждалась в спасении. Послевоенное восстановление памятников Петергофа из руин по масштабу, сложности и глубине научных исследований стало подвигом целого поколения мастеров. Журнал об искусстве Точка ART публикует отрывки статей из сборника «Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший» по материалам научно-практической конференции ГМЗ «Петергоф», рассказывающие о колоссальной работе архитекторов и реставраторов, возрождавших самую знаменитую летнюю императорскую резиденцию. Большой Петергофский дворец и Большой каскад. Однако полностью эвакуировать сокровища Петергофских музеев не удалось: 23 сентября 1941 года гитлеровские войска вторглись в Петергоф, превратив его в особо укрепленный стратегический пункт, и выселив всех жителей города. В день захвата Петергофа от снаряда загорелся Большой дворец. Дворец горел три дня, и петергофцы, которых угоняли из родного города, долго видели зарево над ним.
Серьезно пострадали Ольгин и Розовый павильоны, были варварски уничтожены отделки Монплезира, Коттеджа, Эрмитажа, в котором был разрушен знаменитый подъемный стол. От бомбы замедленного действия, уже после ухода агрессоров, взорвался Марли. Оккупанты вывезли из Петергофа несколько тысяч музейных экспонатов, похитили оставшуюся на Большом каскаде скульптуру в том числе и знаменитого «Самсона» , вырубили и сожгли треть всех зеленых насаждений. Сразу после освобождения Петергофа в январе 1944 года начались работы по возрождению дворцово-паркового комплекса. Одновременно с саперами, которые уничтожать мины, бомбы и снаряды, оставленные захватчиками, в Петергофе начали свою работу музейные сотрудники и реставраторы. Они собирали сохранившиеся архитектурные детали, фрагменты лепки и резьбы, делали обмеры, готовили необходимую для восстановительных работ документацию. На расчистке погубленных фашистами парков, среди колючей проволоки, противотанковых заграждений, окопов и траншей работали солдаты, жители Петергофа и Ленинграда, молодежь, приезжавшая на субботники. Тогда почти невозможно было представить, что этот памятник русской культуры сможет вновь обрести былой блеск и великолепие. Однако восстановительные работы велись повсеместно, усилиями изнуренных голодом и болезнями людей, которые жили в ужасающих бытовых условиях.
Восстановление требовало не только огромных средств и больших усилий, не только знаний и самоотверженности, но и глубокой любви к памятникам архитектуры и искусства, невиданной преданности культуре. Только это могло заставить поверить в победу над неописуемым хаосом развалин и обломков. Довоенная жизнь Петергофа: по страницам советских газет Существует обширная литература о военных разрушениях и последующей реставрации, написанная музейными работниками и реставраторами. Советские газеты 1930-х и 1940-х гг. Они поразительно позволяют ощутить аромат эпохи, буквально «увидеть» запечатленным на одной странице все, что происходило тогда. В 1930-е гг. В парках проходили массовые праздники, митинги, встречи с героями, писателями, артистами, спортивные соревнования. Во дворцах открывали выставки, приуроченные к годовщинам великих людей и событий. В 1941 г.
Газеты сообщали о том, что в Пушкине заканчивается реставрация Екатерининского дворца, намечена частичная реставрация Александровского дворца и Камероновой галереи, впервые за много лет восстановлен и открыт для публики Готторпский глобус, а в павильоне Китайского театра можно осмотреть выставку, посвященную истории создания Александровского парка. К летнему сезону 1941 г. И, конечно, журналисты писали о занятиях по противовоздушной обороне, о жизни военных частей и наборе в военные училища. Газеты за 22 июня 1941 г. Сообщение о начале войны прозвучит по радио в два часа дня, а газеты сообщат о войне только 23 июня. В середине сентября немецкие войска вышли к берегу Финского залива в районе Стрельны, 23 сентября 1941 г. По предварительным расчетам, для того чтобы восстановить разрушенное, нужно 65 человеко-лет или 9 миллиардов рублей, то есть нужно, чтобы в течение 10 лет работали над этим ежедневно 6,5 тысячи человек Читая газеты 1944 г. Что происходило в захваченных дворцовых пригородах в течение двух лет, никто толком не знал, особенных надежд питать не приходилось. То, как обращаются захватчики с памятниками культуры, было более или менее известно.
Однако картина, представшая перед глазами очевидцев после освобождения пригородов, потрясала даже видавших виды военных. Это зрелище так жестоко, так страшно, что сначала кажется почти нереальным. Только уродливые клетки стен с провалами окон глядят на взморье. Нет пленительных статуй Самсона, Нептуна, Львиного каскада, фонтана Евы. Все истреблено. Я был здесь перед самой войной. Ленинград прощался с белыми ночами. Фонтаны в многоцветных лучах прожекторов, синие и золотые ракеты, музыка, плеск падающей воды сливались в одну вдохновенную песню». Приходится пробираться по каменным глыбам развороченных мостов.
Сквозь вековые деревья парка видны строгие очертания Гатчинского дворца. Его серые стены почернели от пламени. Сизый дым тянется из окон. Кое-где еще полыхает огонь. Снег вокруг почернел от пепла». Весной 1945 г. Открытие первого послевоенного сезона было намечено на 15 июня 1945 г. Если в центральных и общегородских газетах информация о работах в пригородных парках и дворцах публиковалась нечасто, то местные газеты порой почти целиком были посвящены восстановительным работам. Газетные статьи воодушевляли, критиковали, торопили.
И вот, наконец, 15 июня 1945 г. В первые послевоенные годы много писали о том, какими будут возрождаемые пригороды. Сообщалось, что после восстановления Большой дворец Петродворца намечено использовать для культурного отдыха трудящихся. Здесь предполагается устроить зрительный, танцевальный, библиотечный залы, биллиардные комнаты, ресторан. Из стенограмм совещаний и воспоминаний музейных работников первых послевоенных лет становится понятно, что решения о том, какими будут дворцы, да и будут ли они вообще, принимались в очень сложной ситуации. Еще было не ясно, хватит ли материалов для научной реставрации. Предложения превратить дворцы во «дворцы культуры» большой санаторно-курортной зоны не воспринимались всерьез архитекторами и музейщиками. Для них такой подход был недопустим. Все остальное разрушено, искалечено, осквернено, взорвано, сожжено».
В июне 1946 г. Не только восстановление парков, но и возвращение примет довоенной жизни как-то особенно ценилось. В Петродворце были открыты Нижний парк и Александрия, где, как и до войны, оборудован пляж. Пристань в Петродворце была разрушена, но прибытие яхт в день открытия парка воспринималось как обещание восстановить морскую дорогу из Ленинграда в Петродворец. Под Шахматной горой вновь играл оркестр, и были танцы. В Ассамблейном зале Монплезира открылась выставка фонтанной парковой скульптуры, а в Коттедже — выставка по истории дворцов и парков Петергофа-Петродворца. Был на этой выставке и отдел, посвященный разрушениям, в нем показывали остатки дубовой панели из Петровского кабинета Большого дворца, найденной в дзоте и использованной как простая доска, панно из Китайского кабинета в Монплезире, которыми были заколочены окна Коттеджа. Сезон 1947 г. Парки Петродворца открылись 10 июня, когда «впервые после войны торжественный праздник открытия летнего сезона был отмечен пуском фонтаном».
Организаторы летних праздников 1947 г. Кроме митинга, концертов и танцев в Петродворце снова состоялись сеансы одновременной игры в шахматы: «В два часа в садике Монплезира Левенфиш провел сеанс одновременной игры на 25 досках». Впервые после войны в 1947 г. Кульминацией летнего сезона 1947 г. Много раз за лето газеты сообщали о том, как идет работа над новым «Самсоном»: какие трудности, связанные с недостатком иконографии, пришлось преодолеть при изготовлении модели, как благодаря оригинальному изобретению скульптора В. О возвращении «Самсона» в сентябре 1947 г. Пуск второй очереди фонтанов произошел 14 сентября. Это был день танкиста, и во всех других пригородных парках летний сезон заканчивался массовым праздником, а в Петродворце — как бы вновь открывался, правда ненадолго. В 1947-м петергофские фонтаны работали до конца сентября и только по воскресеньям.
По материалам публицистики 1937—1947 гг. Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца Хижинский Л. Февраль 1944. Из кн. Художники осажденного города: Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и крышей, простоял он до начала 1944 г. Уникальный дворцово-парковый ансамбль представлял собой ужасающее зрелище: центральная часть Большого дворца и Верхний грот взорваны, серьезно пострадали все дворцы и павильоны, расположенные в парках, сами парки изрыты рвами и воронками, большинство деревьев повалены или засохли, все фонтаны разорены, а украшавшие их многочисленные скульптурные группы исчезли, городская застройка потерпела катастрофические разрушения. Практически сразу после освобождения города были начаты работы по разминированию парков. Специалистам было необходимо разобрать завалы дворцов и павильонов, провести фотофиксацию и выборочные обмеры.
Тогда же начались поиски архивных текстовых и графических материалов, разбросанных по разным хранилищам Ленинграда и Москвы. Желание возродить былое великолепие объединило только что пришедших с фронта людей в едином порыве, обусловило невиданный энтузиазм тех, кто работал на расчистке парков и завалов. В боевом военном обмундировании и ватниках, испытывая лишения и голод, люди работали под угрозой обрушения едва державшихся остатков стен и дымоходов, передвигаясь по доскам, наспех переброшенным на сохранившихся устоях, разбирали завалы, выбирали из груд строительного мусора и битого кирпича бесценные уцелевшие фрагменты отделки. Идею реставрации памятников дворцово-паркового «ожерелья» города на Неве тогда поддержали академик И. Грабарь и архитектор А. Возрождение дворцово-парковых ансамблей ленинградских пригородов оказалось уникальным по своим масштабам. В процессе его осуществления были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений, разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма. Большой дворец и каскад, разрушения. Золоченую скульптуру, демонтированную в начале войны и уцелевшую в замаскированных гротах и фонтанных коллекторах, очистили и установили на свои места, восстановили водоподводящие трубы.
В 1947-м свое место занял «Самсон, раздирающий пасть льву», его заново выполнили по историческим фотографиям скульпторы В. Симонов и Н. Воссозданную скульптурную группу провезли на передвижной платформе по Невскому проспекту, для многих это стало незабываемым событием, символизирующим торжество созидания над разрушением и забвением. В 1946 г. В первую очередь необходимо было восстановить его фасады. Без них невозможно было представить существование великолепного дворцово-паркового ансамбля с центральным каскадом фонтанов и прилегающими парками. Оль, проводили фрагментарные обмеры и фиксацию утрат. Подготовленное проектное задание на реставрацию, а точнее сказать ремонт, Большого Петергофского дворца предусматривало устройство в нем дома отдыха: на месте Тронного зала предлагалось разместить ресторан, рядом, в Чесменском зале, — раздаточную, вместо центрального Картинного зала и вестибюля под ним предполагалось сделать большую лестницу на второй этаж, а над ней, в уровне третьего этажа, — бильярдную.
Ленинград в 1944 году. Возрождение с 22 января 2024 по 4 августа 2024 Место проведения: Петропавловская крепость, Инженерный дом К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Внимание! В экспозиции представлено около 500 музейных предметов: произведения живописи и графики, плакаты, листовки, документы, фотографии, книги, открытки, предметы военного и блокадного быта. Первый зал выставки посвящен истории освобождения Ленинграда от блокады в ходе Битвы за Ленинград — самого длительного за все время Великой Отечественной войны сражения, продолжавшегося с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года. В этом разделе можно увидеть ордена и медали, знаки отличия, оружие, знамена, личные вещи воинов Красной Армии, участвовавших в битве за Ленинград. Центральное место в экспозиции, конечно, занимает, медаль «За оборону Ленинграда», выпущенная на Ленинградском Монетном дворе. Эта награда была учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года, до конца войны медалью были награждены около 600 тысяч блокадников. Посетители выставки смогут увидеть трофейные предметы награды, знаки отличия, предметы быта, обмундирование немецко-фашистских войск из собрания музея и предоставленные поисковым отрядом «Рейд» входит в Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Главной памятной датой для ленинградцев и бойцов Ленинградского фронта стало 27 января 1944 года. Это дата полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, дата «ленинградской Победы».
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили. Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке. Конечно, и пафос восстановления, и опора на героический подвиг советского народа в годы войны в конструировании послевоенного общественного сознания — характерная черта всей послевоенной советской пропаганды.