Но после ареста одного из лидеров я, ев-Апостол поднял восстание, встав во главе поддержавшей его части офицеров и солдат Черниговского полка (его ближайшим помощником был ев-Рюмин). Восставшие захватили город Васильков. Восстание Черниговского полка. 15 января 1826 года, в бою при селе Устимовка, что в нынешней Киевской области, генерал-майор барон Фёдор Гейсмар разбил и рассеял Черниговский пехотный полк, взяв в плен 895 солдат и 6 офицеров. Восстание Черниговского полка. Первой поднялась Пятая рота, в течение дня – уже весь полк. 11 ноября 1909 г. утвержден полковой знак Черниговского полка (на серебряном щите чёрный одноглавый орёл под золотой короной, держащий в левой лапе золотой крест), окружённый полувенком из лавровых и дубовых ветвей, завязанным внизу лентой с датами: "1700-1900".
Восстание черниговского полка. Следствие и суд над декабристами Восстание черниговского полка 1825
Несколько офицеров Черниговского полка освободили Муравьева-Апостола. Тегивыберите дату восстание черниговского полка на украине, восстание черниговского полка столыпин. Восстание (бунт) Черниговского полка — одно из двух восстаний декабристов, произошедшее уже после выступления на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. ВОССТАНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА – значительное событие в декабрист. движении, произошло на Украине 26 декабря 1825 – 3 января 1826. Лишь в одном только трактире в Мотовиловке солдаты мятежного Черниговского пехотного полка употребили 360 вёдер «водки и прочих питий» Сергей Иванович Муравьёв.
Читать книгу: «Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка»
Восстание черниговского полка. Следствие и суд над декабристами Восстание черниговского полка 1825 | Восстание Черниговского полка. 15 января 1826 года, в бою при селе Устимовка, что в нынешней Киевской области, генерал-майор барон Фёдор Гейсмар разбил и рассеял Черниговский пехотный полк, взяв в плен 895 солдат и 6 офицеров. |
Восстание Черниговского полка - История России | Восстание Черниговского полкаУчастие в восстании декабристов Дата10 января [ОС 30 декабря] -. 15 января [ОС 3 января] 1826МестоположениеКиевская губерния, Украина РезультатПобеда правительстваВоюющиеРоссийская Империя Повстанцы-декабристы. |
Черниговская восьмёрка
Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшего приказ, чтобы Муравьёв прибыл с полком в Варшаву. Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов Проверить информацию. Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения. Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понес убытков житель Василькова Степан Терновой.
Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец.
Полгода работала Следственная комиссия в Петербурге. Следственные комиссии были образованы также в Белой Церкви и при некоторых полках. Это был первый в истории России широкий политический процесс.
Виновными были признаны 289 человек, из них 121 предан Верховному уголовному суду всего же всеми судами осуждено 173 человека. Из числа преданных Верховному уголовному суду пятеро П. Пестель, К. Рылеев, С.
Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин и П. Каховский были поставлены "вне разрядов" и приговорены "к смертной казни четвертованием", замененной повешением. Остальные распределены по степени вины на 11 разрядов.
Свыше 120 человек понесли различные наказания по личному распоряжению Николая I, без суда: посажены в крепость на срок от полугода до 4 лет, разжалованы в солдаты, переведены в действующую армию на Кавказ, отданы под надзор полиции. Особые судебные комиссии, рассматривавшие дела солдат, участвовавших в восстаниях, приговорили 178 человек к наказанию шпицрутенами, 23 - к палкам и розгам.
Карта восстания Черниговского полка с указанием занятых им населённых пунктов В этих условиях поднимать новое восстание было почти безумием, однако южные декабристы не хотели сдаваться без борьбы. Главной силой восставших стал Черниговский полк, в котором на руководящих постах находилось много заговорщиков.
Заняв находящийся возле лагеря расквартирования полка город Васильков, лидеры восстания объявили на площади манифест, в котором содержались основные пункты программы южных декабристов. У офицеров, возглавлявших мятеж, не было твёрдого мнения о том, в каком направлении стоит двигаться. Муравьёв-Апостол предлагал занять Киев, иные участники выступления предлагали действовать «по обстановке» и присоединять к себе другие военные части. Солдаты Черниговского полка вообще не понимали, в чём они участвуют.
Им сообщали противоречивые сведения о внешней обстановке, не говорили правду о причинах выступления. Сохранились воспоминания о том, что многие рядовые во время похода пьянствовали и занимались мелким воровством. Разумеется, рассчитывать на победу в таких условиях не приходилось. Оставшихся в живых и взятых в плен офицеров и солдат ждала незавидная судьба — их судили, а потом подвергли суровым наказаниям.
В последующие дни полк совершил несколько переходов в районе Белой Церкви, так как он рассчитывал, что к нему примкнут и другие войска, прежде всего полки, в которых были члены Южного общества. Но эти надежды не оправдались, и 3 января восстание было подавлено правительственными войсками. В сражении С. Муравьев был ранен, Щепилло убит, И. Муравьев застрелился. Покончил с собой и раненый Кузьмин, а Сухинов бежал позднее он был арестован в Кишиневе. Братья Муравьевы и Бестужев-Рюмин были арестованы на поле боя и доставлены для следствия в Петербург, остальные участники восстания отданы под военный суд при главной квартире 1-й армии. Редактировать Дополнительная литература Вадковский Ф.
Белая Церковь.
Вы точно человек?
ВОССТАНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА – значительное событие в декабрист. движении, произошло на Украине 26 декабря 1825 – 3 января 1826. Мятеж Черниговского полка стал примером того, как ни в коем случае не следует устраивать восстание. Грабежи, дезертирство, повальное пьянство — и всё это из-за того, что руководители восстания не имели внятной программы и не могли поставить цель. Лишь в одном только трактире в Мотовиловке солдаты мятежного Черниговского пехотного полка употребили 360 вёдер «водки и прочих питий» Сергей Иванович Муравьёв. Мятеж Черниговского полка стал примером того, как ни в коем случае не следует устраивать восстание. Грабежи, дезертирство, повальное пьянство — и всё это из-за того, что руководители восстания не имели внятной программы и не могли поставить цель.
Воля, водка, ерунда. Чем обернулось восстание Южного общества декабристов
Политику в сословном обществе определяет один человек — монарх. Остальные, коль скоро они стоят близко к престолу, могут заниматься политическими интригами. В подобном обществе мыслящему человеку тесно. Тесно, независимо от того, из какого он рода, богат он или беден. Более того, чем человек образованнее, тем острее он эти рамки ощущает.
Так, еще Александр Радищев писал о «позлащенных оковах», сковавших русское дворянство. А людям начала XIX века, образованным офицерам, прошедшим войну, смириться с таким положением вещей было никак невозможно. Истинное благородство — это свобода; его получают только вместе с равенством — равенством благородства, а не низости, равенством, облагораживающим всех», — утверждал декабрист Николай Тургенев [3]. Декабристы мыслили себя прежде всего политиками.
Более того, политиками, ставившими перед собою цель ниспровергнуть существующий режим, сломать абсолютизм и сословность. Цель определяла средства, в том числе и такие, которые не согласовывались с представлениями о поведении дворянина и офицера: цареубийство, финансовые махинации, подкуп, шантаж и т. Но движение декабристов не сводимо только лишь к «грязным» средствам достижения сомнительной с исторической точки зрения цели. Составляя заговор, декабристы не могли не знать, что по российским законам, в которых умысел на совершение государственного преступления приравнивался к самому деянию, за то, чем они занимались на протяжении почти десяти лет, вполне можно заплатить жизнью.
Не могли не знать, что Империя сильна, что сила — не на их стороне и что добиться торжества их собственных идей будет трудно, практически невозможно. Знали — но все же вели смертельно опасные разговоры, писали проекты конституций, выводили полки на Сенатскую площадь и в степи под Киевом. Собственно, члены тайных обществ остались в активной исторической памяти именно потому, что впервые попытались открыто протестовать против ограничения прав. Более того, они стали символом борьбы за человеческие права.
В Малороссии начались аресты, был схвачен глава Южного общества Пестель. Карта восстания Черниговского полка с указанием занятых им населённых пунктов В этих условиях поднимать новое восстание было почти безумием, однако южные декабристы не хотели сдаваться без борьбы. Главной силой восставших стал Черниговский полк, в котором на руководящих постах находилось много заговорщиков. Заняв находящийся возле лагеря расквартирования полка город Васильков, лидеры восстания объявили на площади манифест, в котором содержались основные пункты программы южных декабристов. У офицеров, возглавлявших мятеж, не было твёрдого мнения о том, в каком направлении стоит двигаться.
Муравьёв-Апостол предлагал занять Киев, иные участники выступления предлагали действовать «по обстановке» и присоединять к себе другие военные части. Солдаты Черниговского полка вообще не понимали, в чём они участвуют. Им сообщали противоречивые сведения о внешней обстановке, не говорили правду о причинах выступления. Сохранились воспоминания о том, что многие рядовые во время похода пьянствовали и занимались мелким воровством. Разумеется, рассчитывать на победу в таких условиях не приходилось.
Подполковник убеждал подчиненных, что стоит им подойти к другим частям, как те сразу перейдут на сторону восставших. Причем уверял он их в этом даже тогда, когда уже было известно о приближении войск, отправленных на подавление мятежа — дескать, вот идут на соединение с нами. Никакого плана у восставших не было. После нескольких дней хаотичных блужданий по населенным пунктам между Белой Церковью, Фастовым и Житомиром восстание было разгромлено. Собственно, Черниговский полк даже не сопротивлялся. Сергей Муравьев-Апостол был тяжело ранен. Большинство солдат полка были наказаны — подвергнуты телесным наказаниям и отправлены в части на Кавказ.
Муравьев-Апостол был числе пяти декабристов, приговоренных к смертной казни. По легенде, французская гадалка предсказала Муравьеву-Апостолу, что его повесят. Он не поверил, возразив, что в России дворян не вешают.
Теперь правительство перехватило инициативу и удалило нестабильные войска из этого района. Теперь Муравьев-Апостол мог рассчитывать только на товарищей-декабристов в Житомире. Повстанцы снова повернули, на этот раз направившись на северо-запад через ту же Камянскую долину, которую они покинули четыре дня назад. Тем временем из полка дезертировало еще больше офицеров, и дисциплина в рядах угасала. На полпути между Устимовкой и Коваливкой повстанцы вошли в бой с правительственными войсками во главе с Фридрихом Каспаром фон Гейсмаром. У Гейсмара было около 400 человек - четыре эскадрона гусар с двумя полевыми пушками. Артиллерия быстро подчинила повстанцев.
Сергей Муравьев-Апостол был ранен первым выстрелом из канистры , Соловьев спас его от немедленного линчевания деморализованными солдатами. Повстанцы потеряли 60 солдат, трех офицеров и двенадцать мирных жителей. Ипполит Муравьев-Апостол и Анастасий Кузьмин застрелились. Наказание Сразу после подавления восстания лоялисты арестовали причастных к восстанию офицеров, в том числе дезертировавших от мятежников в Мотовиловке. Последовали новые аресты, поскольку заключенные в Санкт-Петербурге сообщали о своих связях, реальных или мнимых. Все офицеры были доставлены в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге и предстали перед теми же следователями и судьями, что и петербургские декабристы. Суд в Санкт-Петербурге огласил свое заявление 9 июля 1826 года. Из 121 осужденного, признанного виновным, 61 принадлежал к Северному обществу, 60 - к Южному обществу и объединенным славянам, хотя лишь небольшая часть из них была непосредственно участвовал в восстании. Тридцать шесть декабристов были приговорены к смертной казни. Николас смягчил большинство приговоров, хотя и без разбора, несовместимый с виной каждого человека.
Остальные получили приговоры от разряда до службы в армии до пожизненного заключения в Сибири. В 1828 году один из ветеранов Черниговского полка, Иван Сухинов, был обвинен в покушении на тюремный бунт и покончил жизнь самоубийством. Преследование декабристов, большинство из которых были этническими русскими дворянами, правительственной партией во главе с этническими немцами Гейсмар, Бенкендорф , Остен-Сакен породило слухи о немецком заговоре.
День в истории
- Восстание Черниговского полка - Википедия
- Первое выступление восставших
- Восстание Черниговского полка 1825 года
- Вы точно человек?
- Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм
Бунт на Украине: восстание Черниговского полка
Там никого не было, ни полка. Все разъехались по домам на Рождество. Затем они отправились в Белую церковь. Схема карты.
Восстание Черниговского полка 3 января 1826 года повстанцы встретились с войсками генерала Федора Гейсмара у Белой Черкавы. Муравьев и Бестушев-Рюмин надеялись, что государственные войска перейдут на сторону повстанцев. Но уже после первого залпа стало ясно, что этого не произойдет.
В результате повстанцы были расстреляны: Матвей Муравьев был расстрелян, «славяне» были расстреляны. Сергей Муравьев был ранен в голову и арестован. Остальные были разжалованы и получили вольную на вечное поселение в Сибири.
Итоги восстания Восстание декабристов на Сенатской площади и восстание Черниговского полка показали, что гвардия не может считаться опорой режима. В то же время многие историки рассматривают восстание как очередную попытку переворота, которыми был полон весь XVIII век. Однако самодержавие уже окрепло и без труда справилось с этой попыткой.
Стало ясно, что крепостное право было красной тряпкой не только для самих крестьян и мыслящей интеллигенции, но и для цветка русского общества — опекунов, которые все были дворянами. Вспышка Смерть Александра сорвала планы декабристов и заставила их действовать немедленно. Он потерпел неудачу и унес жизни 1 271 человека, в основном мирных жителей.
Дибич, который не имел к этому никакого отношения, арестовал Пестеля 25 декабря. Декабристы в Украине запаниковали, но ничего не предприняли, надеясь, что арест был единичным случаем и что их лидер будет молчать. Через десять дней они получили известие о неудачном восстании и массовых арестах в Санкт-Петербурге.
Муравьев-Апостол едва избежал ордера на свой арест, который на следующий день был передан Василькову. Бестужев-Рюмин первым связался с Муравьевым-Апостолом и предупредил его о розыске. Оба заговорщика были обескуражены отказом Артамона Муравьева присоединиться к восстанию со своим Актирским полком.
Группа задержания следовала за беглецами через Житомир и Любар, и, наконец, задержала их в Трилисах 8 января. Полковник Гебель был ранен в бою на мечах и истекал кровью, но выжил. Солдаты 5-й роты Черниговского полка Кузьмина, расквартированные в Трылицах, поддержали своих офицеров, и на следующий день Муравьев-Апостол принял командование и объявил об открытом восстании.
В отличие от акции в Санкт-Петербурге, где солдат заманивали Константином Павловичем как законным монархом того времени, солдаты Черниговского полка четко осознавали антиправительственный, антимонархический характер восстания. Они продвинулись на запад в направлении соседней Коваливки и нанесли поражение 2-й роте. Без дальнейшего сопротивления весь полк присоединился к открытому восстанию против монархии.
В 1824 и 1825 годах он предлагал во время летнего армейского смотра захватить императора и его братьев, прибывших в расположение войск, а затем, пользуясь возникшей сумятицей, двинуть восставшие полки на Москву и Петербург. Пестелю и другим руководителям Южного общества с большим трудом удалось уговорить своего чересчур горячего соратника повременить. Чтобы лучше понять суть происходившего тогда на Украине, необходимо ближе познакомиться с чертами характера и идейными взглядами главных действующих лиц.
Согласно воспоминаниям современников, Сергей Муравьев-Апостол был человеком чести, личностью мужественной, самоотверженной, яркой, умевшей очаровывать людей. Иными словами, обладал чертами подлинного харизматического лидера. В тайном обществе подполковник не занимался ни «партийным строительством» то есть поиском новых членов организации, выработкой программ и уставов , ни революционной пропагандой среди солдат, готовящей их к восстанию.
Муравьев-Апостол являлся военным лидером, разрабатывающим планы вооруженного выступления. Немаловажно и то, что во времена, о которых идет речь, в России, как и во всей Европе, господствовал романтизм, представлявший собой не только особое художественное направление, но и — что гораздо важнее — умонастроение, определенный стиль поведения и образ жизни молодого русского просвещенного дворянина. Перед романтиком той поры открывались два пути.
Он мог попытаться ощутить себя сверхчеловеком, отвергавшим все и вся, отрицавшим общество, государственные институты, человеческий род в целом, поскольку они не соответствовали его идеалу. Или, напротив, взять за образец поведение античного героя-стоика, жертвующего собой ради счастья сограждан. Нарочито афишируемая деятельность, а то и показательная гибель такого героя должны были, по представлениям романтика, вдохновить людей на борьбу с традиционными порядками, приблизив победу общества справедливости.
Оба варианта романтического поведения роднит одно; подлинным историческим деятелем в них предстает только и исключительно сильная личность. С данной точки зрения Сергея Муравьева-Апостола можно назвать образцовым русским романтиком 1820-х годов. Это подтверждает и далеко не случайно брошенная им однажды фраза: «Масса — ничто, она будет тем, чего захотят личности, которые всё».
Борьба самолюбий Муравьев-Апостол не только ощущал себя избранной и призванной на подвиг личностью, но и имел перед глазами образец того, как подобный герой обязан действовать в критической ситуации. Рафаэль Риего, подполковник испанской армии, в 1820 году поднял свой полк, стоявший в Андалусии, дошел до Мадрида и, опираясь на поддержку части армии, крестьянства и горожан, заставил короля Фердинанда VII восстановить упраздненную им было Конституцию Испании. Муравьев-Апостол верил, что у него тоже хватит мужества и воли, чтобы возглавить столь же победоносную военную революцию в России.
Его, как и Риего, боготворили солдаты, и он искренне считал, что за его восставшим батальоном пойдет весь полк, а за полком — и вся армия. Он также не сомневался, что переворот в России, как и в Испании, обойдется без крови, поскольку кто же в силах противиться требованиям просвещенного офицерства, разоренного дворянства, несчастного крепостного крестьянства, задавленных муштрой солдат и обиженных горожан? Пестель, человек сугубо рациональный, волевой, мужественный, был далек от романтической позы и предпочитал обходиться без романтических масок.
План восстания, разработанный руководителем Южного общества, заметно отличался от того, что предлагал один из представителей разветвленного семейства Муравьевых, которое современники подчас называли «муравейником ».
Одесского и Д. Фельдмана, не могли не опознать тут перифраз формулы, использованной французскими радикалами 1793 года в Конвенте, когда на голосование был поставлен вопрос о казни короля: «La mort sans phrases», «смерть без дальних толков»[35]. Здесь Пестель, очевидно, счел, что совещания — подходящий повод для новой попытки сделать организацию боевой и сплоченной. В принципе, теоретические рассуждения о «монархии» и «республике» не заключали в себе ничего противозаконного. Иное дело — цареубийство. Соглашаясь на него, члены тайного общества не оставляли себе пути к отступлению. Возможность проводить время в праздных разговорах о «благе отечества» сводилась на нет: каждый из них, по российским законам, в случае разоблачения мог быть казнен. У них оставалась только одна дорога — дорога конкретного революционного действия.
В результате, несмотря на все старания Пестеля, результаты совещаний оказались более чем скромными. Сам Пестель после их окончания начал писать свой первый, конституционно-монархический, вариант «Русской Правды». А попытка «привить» Союзу радикальную программу закончилась, по мнению С. Чернова, развалом организации. От Союза благоденствия стали отпочковываться малочисленные миниобщества, в основном не принявшие идею республики. И все закончилось в 1821 году роспуском Союза на съезде в Москве[36]. Как известно, Пестель на этот съезд не поехал. Декабрист Иван Якушкин свидетельствует, что его отговорил Бурцов — боясь, «что если Пестель поедет в Москву, то он своими резкими мнениями и своим упорством испортит там все дело». Ему доказали, что «так как два депутата их уже будут на этом съезде, то его присутствие там не необходимо, и что, просившись в отпуск в Москву, где все знают, что у него нет ни родных и никакого особенного дела, он может навлечь на себя подозрение тульчинского начальства, а может быть, и московской полиции»[37].
Решение съезда о роспуске тайной организации на самом деле было фиктивным: полиция внимательно следила за деятельностью заговорщиков, и надо было ввести ее в заблуждение. Кроме того, необходимо было «отделаться» как от многочисленных случайных в заговоре людей, так и от Пестеля — радикального сторонника республики и цареубийства. Привезли в Тульчин известие о роспуске организации участвовавшие в его работе капитаны Бурцов и Комаров. В марте 1821 года, собрав всех находившихся в Тульчине членов Союза, он «спросил, ужели собравшиеся в Москве члены имели право разрушать общество и согласны ли мы его продолжить? На что все единогласно изъявили свое намерение его продолжить». Затем Пестель, «объясняя подробно, что общество рушилось от несогласия в целях и средствах, положил необходимым определить оные и вследствие сего сказал, что для введения нового порядка вещей нужно необходимо смерть» императора Александра I. С чем тульчинские заговорщики и согласились. Таким виделось начало этого исторического заседания князю Александру Барятинскому, впоследствии одному из главных действующих лиц заговора на юге[38]. Так возникло Южное общество, которое справедливо представлялось Пестелю не отдельной вновь построенной организацией, а продолжением старого общества — Союза благоденствия.
Пестель стал его руководителем, директором. Южное общество действовало на достаточно обширной территории: по сути — чуть ли не всей Украине и Бессарабии, где были расквартированы части 1-й и 2-й армий. Новое общество было четко структурировано. Руководила всем обществом Директория во главе с председателем — самим Пестелем. Кроме председателя, среди директоров — генерал-интендант 2-й армии Алексей Юшневский, он же «блюститель», секретарь Директории. Заочно в Директорию был избран служивший тогда в Гвардейском генеральном штабе столичный заговорщик Никита Муравьев — «для связи» с Петербургом. Реально Никита Муравьев, как известно, в руководстве Южным обществом не участвовал. Директории подчинялись три отделения, или, как их называли, управы. Окончательно управы сложились в 1823 году.
У каждой из них были свои руководители. Центр первой — Тульчинской — управы по-прежнему находился в Тульчине. Управой этой, как и Директорией, руководил Пестель. Своего рода столицей второй, Васильковской, управы стал расположенный в тридцати верстах от Киева уездный город Васильков, где располагался штаб 2-го батальона Черниговского пехотного полка, входившего в состав 1-й армии. Командир батальона, подполковник Сергей Муравьев-Апостол, был председателем этой управы; вместе с ним управу возглавлял его друг, молодой подпоручик Полтавского пехотного полка Михаил Бестужев-Рюмин. Центром же третьей, Каменской, управы, во главе которой стояли отставной полковник Василий Давыдов и генерал-майор Сергей Волконский, была деревня Каменка, имение Давыдова. В 1823 году руководители южных управ приняли ее основные положения в качестве программы собственных действий после победы революции. Свой проект Пестель писал пять лет. По авторитетному мнению М.
Нечкиной, первые строки самой ранней редакции этого документа появились в 1820 году, когда во время петербургских дискуссий членов Союза благоденствия Пестель сделал доклад о преимуществах республиканской формы правления над монархической и предлагал голосовать за цареубийство[39]. Впоследствии этот документ несколько раз переделывался: известны его три редакции. Первая из них дошла до нас в кратком изложении на следствии Никиты Муравьева, вторая и третья — в рукописях самого Пестеля[40]. Название своему проекту Пестель придумал только в 1824 году. Однако ни одна из редакций не была закончена. Поэтому сегодня в полном объеме содержание этого документа можно восстановить с большей или меньшей долей условности, с помощью показаний на следствии самого Пестеля и его товарищей по заговору. Некоторые сведения можно почерпнуть и из подготовительных документов к «Русской Правде», а также из текста под названием «Конституция Государственный завет» — краткой выжимки основных идей проекта[41]. О том, для чего на самом деле составлялся заговор декабристов, Пестель прямо говорит в «Русской Правде». Уже в преамбуле ко второой ее редакции читаем: «Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия.
Кроме естественного разума, сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя курсив в тексте. Естественное право человека — право на жизнь — Пестель толкует «расширительно», понимая его прежде всего как «любовь к самому себе», законодательно закрепленное право на эгоизм. Именно из таким образом понятого права на эгоизм проистекает важнейшая идея «Русской Правды» — идея всеобщего юридического равенства граждан перед законом. Ведь только в обществе равных возможностей эгоизм каждого гражданина государства может быть реализован в полной мере. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно ровны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным», — писал автор «Русской Правды»[42]. Согласно предположениям Пестеля сословное деление общества уничтожалось. Однако юридическое неравенство подразумевает два предела: условно говоря, верхний и нижний. Применительно к России нижний предел неравенства являли собой бесправные крестьяне. Верхний же — государь император, который мог все.
Естественно, что уравнение должно было приближаться к верхней границе, иначе вообще теряло смысл. Однако для того, чтобы столь страстно желаемое юридическое равенство было реальным, необходимо было прежде всего освободить и дать права гражданства крестьянам. По Пестелю, «право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для своей прибыли, выгоды и прихоти есть дело постыдное». Пестель прекрасно понимает, что для истинного освобождения крестьян одних «правильных» законов мало. Освобождение без земли окажется пустым звуком, приведет их к разорению. Между тем как «освобождение сие должно доставить лучшее положение противу теперешнего»[43]. Отсюда напрямую вытекает аграрный проект «Русской Правды» — пожалуй, важнейший и сложнейший для ее автора, вызывавший острую критику со стороны многих декабристов, в том числе того же Николая Тургенева[44]. Этот проект хорошо известен историкам. Пестель исходит из того, что земля «есть собственность всего рода человеческого», но не ставит под сомнение и важнейшее естественное право — право частной собственности, в том числе и на землю.
Он планирует разделение всей пахотной земли на две части: «Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной». Граждане, приписанные к определенной волости, имеют право получить свои наделы из общественной земли — «не в полную собственность, но для того, чтобы их обрабатывать и пользоваться их произрастениями». Подобная система предусматривала и конфискацию значительной части помещичьей земли. Идея всеобщего юридического равенства вполне воплотилась и в национальной программе «Русской Правды». Давно отмечено, что программа эта была крайне жесткой по отношению к населяющим Россию «инородцам»: предлагала «силою переселить во внутренность России» «буйные» кавказские народы, выселить два миллиона русских и польских евреев в Малую Азию, изгнать из России цыган, которые не пожелают принять христианство, истребить древние татарские обычаи многоженства и содержания гаремов. В итоге подобных действий национальности, подобно сословиям, должны быть уничтожены, «все племена должны быть слиты в один народ». Все обитатели России должны стать русскими. Дело здесь, конечно же, не в том, что Пестель не любил татар, евреев или цыган. Любое национальное своеобразие: культурное, религиозное или политическое, уничтожало принцип равных возможностей.
И поэтому народам предоставлялся выбор: либо слиться с русскими, приняв их образ жизни и формы правления, либо испытать на себе много неприятностей — вплоть до выселения из страны. Все части России должны были связаны общностью русского языка, православной веры, законодательства и традиций. Южный лидер прекрасно понимал, что ввести все эти преобразования мирно невозможно. Недовольных будет много: лишающиеся значительной части земли дворяне, почувствовавшие «вольность» крестьяне, не желающие ни становиться русскими, ни покидать Россию «инородцы». И дело вообще может кончиться «ужасами и междоусобиями», которые не пойдут ни в какое сравнение даже с тем, что происходило во Франции в конце XVIII века. Введение новых законов, по Пестелю, «не должно произвести волнений и беспорядков в государстве». Государство обязано «беспощадную строгость употреблять противу всяких нарушителей общего спокойствия».
Именно он дал обещание действовать вместе с Северным обществом, пытаясь конкретными действиями склонить на свою сторону другие военные части. Четверо офицеров Черниговского полка, состоящие в «Обществе объединённых славян», ранее вошедшем в Южное общество, освободили его и ранили полковника Гебеля, отдавшего приказ об аресте. Вопрос о том, кто возглавит восстание Черниговского полка, не стоял.
Его предводителям стали С. Муравьев-Апостол и М. Ими же был написана прокламация, носившая название «Катехизис». Восстание полка В селе Трилесы, где располагалась 5-я рота полка, 29. Строевым маршем рота двинулась в деревню Ковалёвку на соединение с другой ротой. Объединившись, они выступили в город Васильков, где квартировали остальные части полка. Город был захвачен восставшими, в руках у бунтовщиков оказалось оружие и полковая касса. Далее была занята деревня Мотовиловка. Это произошло 31 декабря. Целью полка был прорыв в г.
Житомир, где должно произойти соединение с воинскими частями, по замыслу восставших именно они должны были поддержать их, так как здесь проходили службу члены «Общества объединённых славян». Но на пути стояли правительственные войска, поэтому мятежному полку осталось одно — повернуть на Белую Церковь. Не все служащие поддержали восстание Черниговского полка. Гренадёрская рота под командованием капитана Козлова ушла к правительственным войскам. При деревне Устимовке 3. Муравьев-Апостол, раненый в голову, был арестован.
Восстание Черниговского полка: предпосылки, ход событий, итоги
Муравьев приказал арестовать майора Трухина. Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский из 17-го егерского полка обещал С. Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу. Полк собрался на площади. Полковые знамена, полковая казна — все было в руках восставших. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник».
Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки. Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С. Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого». В революционном движении того времени например, испанском была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов. Вот некоторые его вопросы и ответы: «Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим? Ответ: Такое, где нет царей.
Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей. Вопрос: Стало быть, бог не любит царей? Ответ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа. Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах? Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа» 6 [ 126 ] Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева , с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина — с другой.
Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики. Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й ; этот план имел некоторые реальные основания. Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать. Осколок замысла «славян»—идти на Киев—видев в небольшой уступке Муравьева: он послал в Киев офицера Мозалевского с записками к «верным людям» и с экземплярами цитированного выше революционного «катехизиса» для распространения в народе. Позже в 1861 г.
Движение из Василькова на Мотовиловку имело своей целью Брусилов, место, которое С. Муравьев-Апостол, веря в присоединение других полков, полагал удобным сборным пунктом для восставших войск: в том же районе стояли Алексопольский полк и уже упомянутый гусарский Ахтырский, на которые С. Муравьев продолжал рассчитывать. В случае удачи Муравьев предполагал идти дальше, на Житомир, вокруг которого были расположены [ 127 ] воинские части под командой членов Общества соединенных славян. Но в Мотовиловке новые полки не присоединились. Положение становилось тревожным.
Бестужев-Рюмин, посланный для связи с Алексопольским полжом, принес самые неутешительные вести: член Южного общества Повало-Швейковский отказался принять участие в восстании. Муравьев переменил маршрут и направился на Белую Церковь, где стоял 17-й егерский полк, в котором был верный человек—член Южного общества офицер А. Вадковский, приезжавший во время восстания к Муравьеву в Васильков и обещавший поднять свой полк. В Мотовиловке произошел резкий перелом настроения солдат, не понимавших смысла дневки во время восстания и тревожившихся за исход дела. Бегство ряда офицеров восставшего полка также произвело на солдат тяжелое впечатление. В Мотовиловке декабристы имели случай убедиться в сочувствии крепостных крестьян.
Восставший полк проходил по землям графини Браницкой, крупнейшей помещицы края. Крестьяне в ее селениях находились в самой бедственном положении. Слухи о цели восстания — отмене крепостного права — быстро распространялись по деревням; крестьяне приходили к Муравьеву, желали успеха. Некоторые из них шли в обозе восставшего полка. Через некоторое время после восстания декабристов в том же районе развилось сильнейшее брожение в крестьянской массе, и связь между тем и другим, несомненно, была. Подойдя к деревне Пологи, восставший полк остановился.
По настоянию. Сухинова была сделана рекогносцировка. Оказалось, что 17-го егерского полка в Белой Церкви уже нет: он двинулся совсем по иному маршруту — на Сквиру начальство знало о противоправительственных настроениях в полку и поспешило удалить его от опасного места. Пришлось ухватиться за последний, уже совсем несбыточный план: идти на соединение со «славянами» к Житомиру. Но Житомир был в стратегическом смысле глухим углом, приход туда не сулил никаких перспектив. Около Ковалевки Черниговский полк встретил отряд генерала Гейсмара, высланный правительством для усмирения восстания.
Муравьев был уверен, что отряд перейдет на сторону восставших; уверенность эта передалась и солдатам. Но первые залпы картечи разрушили эту иллюзию. Муравьев был ранен в голову картечью. В последний момент вспыхнуло солдатское возмущение. Соловьев закрыл собой Муравьева и этим спас его.
Подполковник убеждал подчиненных, что стоит им подойти к другим частям, как те сразу перейдут на сторону восставших.
Причем уверял он их в этом даже тогда, когда уже было известно о приближении войск, отправленных на подавление мятежа — дескать, вот идут на соединение с нами. Никакого плана у восставших не было. После нескольких дней хаотичных блужданий по населенным пунктам между Белой Церковью, Фастовым и Житомиром восстание было разгромлено. Собственно, Черниговский полк даже не сопротивлялся. Сергей Муравьев-Апостол был тяжело ранен. Большинство солдат полка были наказаны — подвергнуты телесным наказаниям и отправлены в части на Кавказ.
Муравьев-Апостол был числе пяти декабристов, приговоренных к смертной казни. По легенде, французская гадалка предсказала Муравьеву-Апостолу, что его повесят. Он не поверил, возразив, что в России дворян не вешают.
Подавление выступления декабристов на сенатской площади. После ареста Павла Ивановича Пестеля, руководителя Южного общества, его лидером становится подполковник С. Гебель, командир Черниговского полка, отдаёт приказ арестовать Муравьёва-Апостола. В селе Трилесы, где его разместили, офицерам удаётся освободить Муравьёва-Апостола из плена. Далее восставшая рота выдвинулась в деревню Ковалёвку на соединение с другой ротой полка. На следующий день мятежный полк вступает в город Васильков, захватывая при этом оружие и полковую казну. Муравьёв-Апостол ставит перед мятежниками цель — прорываться в город Житомир, где должно произойти соединение с другими полками, которые могли поддержать восставших. Но на пути уже стояли правительственные войска, поэтому восставшим осталось одно — повернуть на Белую Церковь. Черниговский полк был разгромлен под Устимовкой встретившими его правительственными войсками. Подполковник Муравьёв-Апостол был ранен в бою, а потом пленён вместе с другими офицерами. Дальнейшее следствие показало, что у Муравьёва-Апостола и других руководителей восстания отсутствовал чёткий план действий. Солдат они склонили на свою сторону прямым обманом, а пресечь в их рядах пьянство, мародёрство и дезертирство так и не сумели. В кульминационный момент боя солдаты не оказали помощи раненому командиру — напротив, убили штыком его лошадь, чтобы тот не смог скрыться. Восстание Черниговского полка. NVO, MaxBioHazard В целом причинами поражения декабристов послужили неграмотное руководство восставшими, отсутствие необходимого единства и согласованности действий в ходе восстания, отсутствие поддержки со стороны населения, достаточная открытость действий заговорщиков, о которых знало правительство. Декабристы — участники российского антиправительственного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х гг. Он состоял из членов Государственного совета, высших сановников страны. Всех обвиняемых поделили по 11 разрядам. Каждый разряд предполагал свою меру наказания: смертную казнь, пожизненную ссылку на каторжные работы, ссылку на поселения, лишение чинов и дворянства, разжалование в солдаты, ссылку в Сибирь или в действующую армию на Кавказ. Открытых разбирательств дел не было, декабристов просто знакомили с приговором суда, и не все сразу понимали, что суд прошёл без них и приговор уже вынесен. Всего по делу декабристов проходило 579 обвиняемых, из них 289 были признаны виновными. Муравьёв-Апостол, П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский и М. Бестужев-Рюмин — были повешены. Некоторые из офицеров был разжалованы в солдаты и переведены на Кавказ, где шли военные действия. Камера декабристов в Читинском остроге 1829 г. Неизвестный художник В 1856 г. Александр II, сын Николая I, издаст Манифест о помиловании декабристов, но к этому моменту в живых останется только сорок человек. Обложка журнала «Полярная звезда» с изображением профилей казнённых декабристов. Klekks Историки склонны выделять следующие важнейшие причины провала восстания декабристов: разногласия по поводу того, как будет проходить восстание; что делать дальше, если получится захватить власть; какой политический строй будет после победы заговорщиков: конституционная монархия или республика; нужно ли полностью уничтожать семью императора. Декабристы хотели произвести военный переворот, не пролив при этом крови, в результате этого они не смогли приступить к активным действиям. Сравнительная малочисленность рядов заговорщиков тоже привела к поражению восставших, которые полагались лишь на узкий круг единомышленников, не задействовав народные массы. Ещё одна из причин поражения восстания — это его поспешность. Декабристы годами планировали заговор, разрабатывали различные варианты развития событий, но в решающий момент растерялись. Все планы им спутала смерть Александра I, а также известия о том, что заговор раскрыт. Это привело к тому, что заговорщики были лишены эффекта неожиданности — они ожидали, что все будут со дня на день арестованы, так как царская полиция уже располагала списком заговорщиков, поэтому действовали торопливо и несогласованно. Историческое значение восстания декабристов велико.
Все они, однако, оказались неопасными для жизни — Гебелю при помощи одного из рядовых полка удалось спастись. Вообще, поведение нижних чинов как раз представляет во всей этой истории наибольший интерес. С офицерами все было более-менее понятно — часть состояла в Южном обществе, часть осталась верной присяге. А вот что касается рядовых и унтер-офицеров… По некоторым данным, многие солдаты полка все пять дней, что продолжалось это странное восстание, были пьяны. Один из трактирщиков полк располагался на территории Украины, между городами Белая церковь и Житомир потом сообщал, что солдаты якобы украли у него 360 ведер водки. Уж насколько это было правдой — вопрос открытый. Весьма вероятно, что таким образом трактирщик пытался немного поправить свое благосостояние за счет казны. Но в любом случае, солдаты не понимали, чего ради их подбивают на бунт. Гренадерская рота полка вообще сбежала от бунтовщиков — ее впоследствии отблагодарили, включив в состав лейб-гвардии Московского полка. Сергей Муравьев-Апостол рассказывал солдатам, что они непременно должны помочь Константину Павловичу удержаться на троне, хотя и знал, что тот давно уже отрекся от престола.
Полковой праздник 29-го Черниговского генерал-фельдмаршала графа Дибича-Забалканского полка
Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. Тем не менее, его соратники Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин подняли на восстание Черниговский полк, расквартированный недалеко от Киева. Восстание Черниговского полка состоялось уже после восстания декабристов на Сенатской площади. Бунт длился с 29.12.1825 г. по 03.01.1826 г. Полк был расквартирован на территории Киевской губернии. восстание черниговского полка дата. Причины поражения. Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов
Более того, политиками, ставившими перед собою цель ниспровергнуть существующий режим, сломать абсолютизм и сословность. Цель определяла средства, в том числе и такие, которые не согласовывались с представлениями о поведении дворянина и офицера: цареубийство, финансовые махинации, подкуп, шантаж и т. Но движение декабристов не сводимо только лишь к «грязным» средствам достижения сомнительной с исторической точки зрения цели. Составляя заговор, декабристы не могли не знать, что по российским законам, в которых умысел на совершение государственного преступления приравнивался к самому деянию, за то, чем они занимались на протяжении почти десяти лет, вполне можно заплатить жизнью. Не могли не знать, что Империя сильна, что сила — не на их стороне и что добиться торжества их собственных идей будет трудно, практически невозможно. Знали — но все же вели смертельно опасные разговоры, писали проекты конституций, выводили полки на Сенатскую площадь и в степи под Киевом. Собственно, члены тайных обществ остались в активной исторической памяти именно потому, что впервые попытались открыто протестовать против ограничения прав.
Более того, они стали символом борьбы за человеческие права. Едва ли не каждый, кто мыслил себя в оппозиции режиму монархическому, советскому или постсоветскому , так или иначе ассоциировал себя с декабристами. Декабристы стали символом российской интеллигенции. Мог ли мятеж «кончиться удачей»? Трудно сказать. С одной стороны, бурное «осьмнадцатое столетие» было богато успешными переворотами.
Но, с другой стороны, все 10 лет существования тайных обществ лидеры заговора не могли найти общий язык, не могли договориться о том, кто будет главным в новом российском правительстве. Заговорщики не сумели договориться и о совместных действиях, и это значительно уменьшало их шансы на успех. Однако победа императора Николая I над декабристами обернулась для него историческим поражением. Случайный путешественник-француз, пораженный устройством русского государственного механизма, писал о нем: «Россия — империя каталогов; она замечательна, если читать ее как собрание этикеток; но бойтесь заглянуть дальше заголовка!
Бестужев-Рюмин; убиты же: поручик Щепилла и прапорщик свиты его императорского величества Муравьев; по взятии же, поручик Кузьмин самовольно застрелился.
Все оные пять человек отправлены в главную квартиру—г. Могилев закованными в железах, каждый порознь, при одном офицере и двух нижних чинах, в разное время, чрез 12 и чрез 24 часа. Прочие офицеры хотя и были принуждены насилием следовать за Муравьевым, но постепенно отставали и являлись к ближайшему начальству; оные все находятся в Киеве, в дежурстве 4-го корпуса, под присмотром. Между жителями оное происшествие никакого волнения не сделало; напротив они старались ловить шпионов, и квартирьеров и доставляли начальству. Муравьев имел свои катехизисы, наполненные вредными поучениями для жителей, где он, совершенно маскируясь религией, утверждал , что, кроме Иисуса Христа, нет и не должно быть царя, что все служат никому более, как Ему одному.
При выходе крестьян из церкви, он им неоднократно читал упомянутые катехизисы, стараясь в них внушить свои вредные правила, на что жители ему отвечали: «Мы ничего не понимаем, нам ничего не нужно». Оные катехизисы были разбросаны в разных местах посылаемыми им шпионами, из коих один Черниговского полка прапорщик Мазолевский пойман и взят в главную квартиру. Нижние чины Черниговского пехотного полка, взятые в плен, находятся теперь в Белой Церкви — все под присмотром, делают им допросы, и участников в замысле Муравьева никого из них не открылось; они были обмануты, им совершенно была неизвестна его цель.
Ими же был написана прокламация, носившая название «Катехизис». Восстание полка В селе Трилесы, где располагалась 5-я рота полка, 29. Строевым маршем рота двинулась в деревню Ковалёвку на соединение с другой ротой. Объединившись, они выступили в город Васильков, где квартировали остальные части полка. Город был захвачен восставшими, в руках у бунтовщиков оказалось оружие и полковая касса. Далее была занята деревня Мотовиловка. Это произошло 31 декабря. Целью полка был прорыв в г. Житомир, где должно произойти соединение с воинскими частями, по замыслу восставших именно они должны были поддержать их, так как здесь проходили службу члены «Общества объединённых славян». Но на пути стояли правительственные войска, поэтому мятежному полку осталось одно — повернуть на Белую Церковь. Не все служащие поддержали восстание Черниговского полка. Гренадёрская рота под командованием капитана Козлова ушла к правительственным войскам. При деревне Устимовке 3. Муравьев-Апостол, раненый в голову, был арестован. Его брат убит картечью. Причины поражения Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Однако события в Петербурге и арест С. Муравьева-Апостола привели к тому, что восстание началось раньше, чем предполагалось. Восстание Черниговского полка 1825 г.
Вместе с ними казнены лидеры Северного общества Рылеев и Каховский , а также руководитель Южного общества Пестель. Для рассмотрения дел «участвовавших в мятеже или к оному прикосновенных» офицеров 18 января 1826 года в Могилёве была организована комиссия особого военного суда под председательством генерал-майора И. Набокова [3]. Соловьёв , Сухинов , Быстрицкий и Мозалевский были приговорены к пожизненной каторге. Над ней не велено было ставить памятников, а вместо этого их имена были прибиты к символической виселице. Все захваченные в плен мятежники были лишены чинов и, кроме тяжело раненых, подвергнуты телесному наказанию — пропущены сквозь строй. Впоследствии полк был переформирован. Сохранившая верность присяге гренадёрская рота в полном составе была переведена в гвардию — в Лейб-гвардии Московский полк. В искусстве Пушкин планировал повесть о восстании и даже написал небольшой пролог о прапорщике, едущем «в местечко В.