В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш.
Что получит Азербайджан в конфликте с Арменией
Возобновление войны между Арменией и Азербайджаном. Протестующие против делимитации границы с Азербайджаном граждане Армении перекрыли в воскресенье тракторами автотрассу Армения-Иран в Вайоц-Дзорской области, сообщает онлайн-ресурс В Минобороны Армении в свою очередь сообщают об атаках со стороны азербайджанских военнослужащих, применяющих артиллерию, бронетехнику и тяжелые огнеметные системы. Из-за этого между Арменией и Азербайджаном вновь начался вооружённый конфликт, который продлился до 1994 года. Ранее МИД Азербайджана обвинил Армению в провокациях и заявил, что на территории страны находятся незаконные армянские военные формирования численностью около 10 тысяч человек.
Главные новости
Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном | За это время Армения и Азербайджан неоднократно решали возникающие противоречия военным путем, а последнее крупное противостояние между ними произошло в 2020 году и вылилось во Вторую Карабахскую войну. |
Азербайджан начал военную операцию против Армении в Нагорном Карабахе | Политолог Георгий Бовт считает, что Россия не станет противопоставлять себя Азербайджану в интересах Армении из-за Нагорного Карабаха. |
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Достаточно указать на факт отсутствия каких-либо санкций против Армении за захват наших земель, этнические чистки, геноцид в Ходжалы. Да, эта поправка была принята в тот самый год, когда Армения оккупировала Шушу и совершила геноцид против мирного азербайджанского населения в Ходжалы. Одного этого факта достаточно, чтобы понимать, насколько циничной и ошибочной является позиция Белого дома в армяно-азербайджанском конфликте. Позже мы наблюдали продолжение этой циничной и провокационной политики. Чтобы убедиться в этом, достаточно задаться простыми вопросами. Например, проводили ли США и ЕС подобную конференцию для Азербайджана, территории которого находились под армянской оккупацией? Оказывали ли США и ЕС после 44-дневной войны какую-либо поддержку в решении проблемы установленных армянами мин на разрушенных после войны территориях Азербайджана, помогали США и ЕС восстанавливать освобожденные территории Азербайджана? Снова ответ очевиден: не помогали.
И воспользовался не только Азербайджан ,но и американцы, которые на протяжение последнего времени активную работу ведут с Пашиняном. А цель этой работы одна: сделать все, чтобы Армения и Россия испортили отношения", - говорит эксперт. Источник фото: kremlin.
Напротив, это только усугубит проблемы. И многие другие проблемы могут возникнуть. А решения этих проблем у американцев нет", - говорит эксперт. По словам Михеева, взамен Армении предложили возможность торговать с Турцией.
Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич. Email: [email protected].
Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей.
Все три имели смешанное армяно-азербайджанское население в разных пропорциях. До революции Нахичеванский уезд входил в состав Эриванской губернии, большинство которой составляли армяне. Однако непосредственно в этом уезде азербайджанцев проживало вдвое больше. В Зангезурском уезде до революции число проживавших армян и азербайджанцев было примерно равным. В Карабахе существовало разделение: в Равнинном Карабахе жили преимущественно азербайджанцы, а Нагорный почти целиком был населён армянами. Для урегулирования спорных вопросов было создано специальное Кавбюро ЦК, которое возглавили Орджоникидзе и Киров.
Кавбюро предложило компромиссный вариант: Нахичевань переходит к Армении, а Зангезур и Карабах — к Азербайджану. Но тут в спор вмешалась новая сторона. Турецкий лидер Мустафа Кемаль предложил Ленину заключить договор о дружбе. Ленин воспринял это как шанс на прорыв дипломатической блокады и охотно согласился на не самый выгодный договор. Согласно его условиям, часть бывших российских территорий переходила Турции, кроме того, Нахичевань на правах автономии присоединялась к Азербайджану. Взамен турки давали добро на существование Советского Азербайджана. Из восьми членов Кавбюро трое однозначно выступали за его передачу Армении, а трое других — Азербайджану.
Всё зависело от позиции непосредственных руководителей — Орджоникидзе и Кирова, которые колебались в этом вопросе. Кто на самом деле остановил Третью карабахскую войну Историческое решение 4 июля 1921 года состоялось заседание Кавбюро, посвящённое окончательному решению карабахского вопроса. По результатам голосования большинство решило передать его Армении, в поддержку этого решения выступили оба руководителя бюро. Однако глава Азербайджана Нариманов настоял на том, чтобы окончательное решение осталось за ЦК. После голосования состоялись консультации Орджоникидзе и Кирова со Сталиным, который в то время курировал национальную политику. Неизвестно, о чём именно шёл разговор и какие аргументы выдвигались вероятно, это были какие-то стратегические соображения, связанные с Турцией , но руководители Кавбюро неожиданно передумали за одну ночь. На следующий день состоялось новое голосование, на котором они высказались в пользу передачи Карабаха Азербайджану с условием создания в Нагорной части региона армянской автономии.
Что касается третьего спорного региона, то Зангезур передали Армении в качестве компенсации за утрату остальных спорных территорий. Зангезур передали Армении в качестве компенсации за утрату остальных спорных территорий. Шаткий мир Решение большевиков, принятое как максимально компромиссное, на деле стало лишь прологом к новым конфликтам. Азербайджанские коммунисты хотели Карабах, но без армян и уж тем более без навязанной в качестве компромисса автономии. Армяне же не желали мириться с решением о передаче этнически однородного региона другой республике.
Азербайджан, вернувший Нагорный Карабах, готовит нападение на Армению?
Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. Несмотря на все эти войны, Азербайджан так нигде и не рискнул напасть или хотя бы обстрелять непосредственно саму Армению. Также Минобороны Азербайджана сообщает о применении высокоточного оружия по позициям ВС Армении и военным объектам. Армения намерена добиваться от Азербайджана возвращения села Арцвашен. Риск эскалации армяно-азербайджанской конфликта после военной провокации со стороны Азербайджана на суверенной территории Армении сохраняется.
Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
Я иногда занимаюсь вульгарной социологией и смотрю по постам СМИ, точнее по реакции под ними в социальных сетях. Там, где много просмотров, а это обычно довольно-таки репрезентативно, перевес негативной реакции огромен. Это можно наблюдать даже в комментариях и постах радиостанции «Свобода». Первое — это то, что политическая оппозиция фактически обанкротилась. Второе — это то, что Церковь решила в этой ситуации проявить свою позицию максимально ясно. Здесь можно было бы ещё указать на то, что есть инициатива отдельных священников. Но, учитывая то, что сейчас уже очень многие священники задействованы, это говорит уже и о позиции Церкви в целом. И она такова, что Церковь решила в этой ситуации занять жёсткую позицию и заявить об этом.
С одной стороны, многие провластные телеграмм-каналы сейчас чуть ли не последними выражениями критикуют Церковь. Но такая пропаганда в нынешней ситуации может сработать против властей.
Карабах теперь останется территорией Азербайджана. С самого начала было понятно, что без поддержки со стороны континентальной Армении Карабах выстоять не способен.
Он сумел одержать победу в Первой карабахской войне только по одной простой причине — ее не армянская сторона выиграла, а азербайджанская проиграла, — объяснил Александр Нестеров. Он также считает, что армяне в России воздержатся от протестов против Пашиняна, подобных тем, которые происходят в Ереване. Но не думаю, что они приобретут более массовый характер, чем акции на площади Республики в Ереване. Тем более что соответствующие службы в России наверняка держат руку на пульсе и всё контролируют, — рассказал Андрей Лямзин.
После поражения во Второй Карабахской войне Пашиняну удалось удержаться, мобилизовав электорат. Кроме того, объективным наблюдателям было понятно тогда, что подготовка к войне была провалена не столько Пашиняном, сколько так называемым карабахским кланом, руководившим страной до него. Теперь дипломатия премьер-министра вызывает больше вопросов, чем ответов, — сообщил Лямзин.
По итогам Второй карабахской войны и при посредничестве России удалось достигнуть соглашения о том, что на территории Армении будет построен такой транспортный переход. Уже в 2021 году Азербайджан начал строительство и восстановление железнодорожной инфраструктуры, а Армения будет обязана обеспечить свободный проезд людей и грузов по ней. Однако против статуса такого коридора выступает Армения — как власти, так и общественность.
Например, Никол Пашинян заявил, что в послевоенном соглашении не упоминается «коридор», а речь идет лишь о разблокировке региональных коммуникаций. Говоря проще, даже если дорога будет построена, контролировать движение по ней будет армянская сторона. Примерно такого же мнения придерживается и глава Совбеза Армен Григорян — он считает, что на территории республики не может быть никакого коридора, принадлежащего другой стране. Хронология конфликта Суть конфликта Армении и Азербайджана восходит к истории вековой давности, но в случае с нынешним обострением предпосылки стоит искать в итогах Второй карабахской войны. Она существенно изменила расклад сил в регионе, а из-за проблем с мирным урегулированием война может начаться снова в любой момент. Основные вехи истории конфликта в Карабахе такие: 2018 год — в результате «бархатной революции» к власти в Армении приходит оппозиционер Никол Пашинян, которого парламент назначил премьер-министром.
По итогам реформы системы власти именно глава правительства получает основные полномочия. Тогда как прежние президенты — Роберт Кочарян и Серж Саргсян — свое влияние потеряли. Главное — в том, что Кочарян и Саргсян были из Степанакерта и представляли собой «карабахский клан». С приходом к власти Пашиняна общая политика не менялась, но переговоры об урегулировании продолжались. Июль 2020 года — на границе между республиками причем не в районе Карабаха произошли боевые столкновения, после которых в Баку состоялся митинг с требованием начать «освободительную войну за Карабах». Середина сентября 2020 года — в Армении проходят совместные военные учения с Россией, а в Азербайджане после перестрелки на границе начинается призыв военнослужащих из запаса и отправка их на учения.
Началась масштабная война, власти Армении ввели военное положение и объявили всеобщую мобилизацию. С 27 сентября по 9 ноября 2020 года — активная фаза конфликта в Карабахе. В основном это было продвижение армии Азербайджана и взятие под контроль все новых и новых населенных пунктов НКР. На территорию Нагорного Карабаха вводится совместный миротворческий контингент России и Турции. Главное — стороны останавливаются на текущих позициях, но дополнительно еще 3 района переходят под контроль Азербайджана. Взамен он дает гарантии работы Лачинского коридора для связи Армении и остатка Нагорного Карабаха.
Май, июнь и июль 2021 года — периодические нарушения режима прекращения огня и провокации на границах. Ноябрь 2021 года — снова начинаются серьезные бои между странами, но они закончились в тот же день, а лидеры стран договорились провести работы по установлению общей границы. Август 2022 года — стороны снова обвинил друг друга в обстрелах и нарушениях режима прекращения огня. Боевые действия продолжались с 1 по 3 августа, потом их остановили при посредничестве российского контингента миротворцев. Но в итоге Армении пришлось эвакуировать свое население из района Лачинского коридора. Сентябрь 2022 года — новые атаки на территорию Армении уже основную, а не НКР со стороны Азербайджана.
Вводятся веерные отключения, выдаются продуктовые талоны, за продуктами выстраиваются очереди.
Конечно, ему это не понравилось! Сейчас передвижение людей, машин и товаров стало возможным только после тщательной проверки. В июне на этой дороге произошла перестрелка, и Азербайджан временно закрыл въезд в Нагорный Карабах любому транспорту, кроме скорой помощи.
Это привело к трудностям с поставками продовольствия в Карабах. Цены на продукты питания резко выросли, армяне заявили о гуманитарной катастрофе. Пашинян назвал неуместным обсуждение смены внешнеполитического вектора Армении А обвиняют во всем русских. Ведь мирное население никто не убивает, а все эти истории с КПП — дело Азербайджана, это его территория, — пояснил Сергей Марков.
Его задача — вызвать у армян недоверие к русским и увести их «под крыло» США. Восточный сосед боится. И правильно — В ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, и без того сейчас сложную, по сути, вмешиваются Штаты, — рассуждает Сергей Марков. Иран боится, что с территории Армении к нему могут вторгнуться американские войска.
Григорий Савельев добавляет: — Даже если США просто попробуют «навести порядок» в Лачинском коридоре, то войны не избежать. Дело в том, что Азербайджан — не сам по себе, его активно поддерживает Турция, ведь турки — это те же азербайджанцы, фактически один народ. Плюс рядом — Иран, у которого с Турцией непростые отношения, но и американцев у своих границ он видеть не хочет. Политолог Дмитрий Родионов считает, что новая армяно-азербайджанская война вполне может случиться.
И не только к спорной территории — Нагорному Карабаху. Вооруженные силы Азербайджана строят новые дороги и «опорники», организуют блокпосты. Чем все кончится — Я сомневаюсь, что Азербайджан первым начнет конфликт. Он уже контролирует большую часть Нагорного Карабаха и, кстати, активно развивает ее.
Там идет строительство жилья, социальных объектов, дорожной инфраструктуры, — рассказывает Сергей Марков. Это политика мягкой силы. Дескать, смотрите — у нас тут хорошо, и армян не обижают. Григорий Савельев, в свою очередь, считает, что в войне больше заинтересован Пашинян.
Война с Азербайджаном будет гарантированно проиграна, и в этом, конечно, обвинят русских. Ведь Пашинян прямым текстом сказал, что «архитектура безопасности Армении на 99,999 процента была связана с Россией». Следовательно, поражение Армении — вина России: не защитила. При этом очевидно, что Россия за Армению воевать и не планировала — да еще и с дружественным Азербайджаном.
С чего бы? Но эти нюансы армянское общество не волнуют. Поэтому Пашинян начнет предлагать ему нового защитника — США.
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку | Будьте в курсе самых свежих и актуальных новостей Азербайджана и мира вместе с Читайте самые свежие и актуальные новости Азербайджана и мира на сайте |
Армения готовится к войне: Пашинян решил «увести» страну от России к США | «Остолбеневшая Армения»: власти страны продолжают уступать территории Азербайджану. |
Армия Турана растет: Азербайджан хочет захватить новые земли Армении
Напротив, это только усугубит проблемы. И многие другие проблемы могут возникнуть. А решения этих проблем у американцев нет", - говорит эксперт. По словам Михеева, взамен Армении предложили возможность торговать с Турцией. Вот только это, во-первых, не решит экономические проблемы Еревана. Во-вторых, никто и раньше не мешал Анкаре и странам Евросоюза торговать с Арменией. Вот только никто из них делать этого не спешил.
Конфликт между странами начался в 1988 году. Причина — территории Нагорного Карабаха, которые оба государства считают своими. Война продолжалась до 1994 года. В это время страны подписали перемирие. Впрочем, режим прекращения огня время от времени нарушали, а в 2016 году разгорелась новая война. Второй раз эскалация конфликта произошла в сентябре 2020 года. Тогда Армения и Азербайджан обвинили друг друга в начале военных действий.
Через месяц лидеры стран подписали мирное соглашение. Посредником выступила Россия, отправившая свои миротворческие войска в этот регион. На фоне переговоров в Ереване начались протесты — участники потребовали отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Впрочем, этого не произошло. Через два года, в мае 2022 года, протесты возобновились. Причина — возможность подписания с Азербайджаном мирного соглашения о статусе Нагорного Карабаха. В августе того же года конфликт разгорелся снова: Баку потребовал от Еревана освободить Лачинский коридор, соединяющий Армению с непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой.
На границе начались перестрелки, обе стороны заявили о потерях.
Минобороны Азербайджана намерено выводить из строя позиции формирований ВС Армении, их долговременные огневые точки, а также боевые средства и объекты военного назначения с помощью высокоточного оружия, избегая ударов по гражданским целям. Цели операции согласно Минобороны Азербайджана: обеспечение положений трехстороннего заявления; пресечение широкомасштабных провокаций в Карабахе; разоружение и вывод формирований вооруженных сил Армении с территорий Азербайджана; нейтрализация армянской военной инфраструктуры; обеспечение безопасности населения, вернувшегося на освобожденные территории; восстановление конституционного строя АР. Министерство иностранных дел Азербайджана выдвинуло армянской стороне условия прекращения операции: "Единственным путем к миру в регионе является полный вывод армянских ВС и роспуск режима в Карабахе".
Конечно, проанализировать работу ПВО и дополнить имеющийся арсенал. Нужно было готовиться.
Но, по правде говоря, я сомневаюсь, что все это было сделано». Стягивает свои войска к зоне возможных боевых действий и соседний Иран. Кадр из видео от иранского военного журналиста свидетельствует о том, что вдоль реки пограничной реки Аракс концентрируется военная техника. Явно не случайно. В то же время, МИД Армении заявляет, что эта страна не намерена обострять ситуацию с Азербайджаном и готова продолжать обсуждения механизмов деэскалации при первой возможности». Дошло до того, что американская поп-дива армянского происхождения Ким Кардашьян попросила Байдена защитить Армению от Азербайджана.
Россия все еще считает Армению союзницей Трудно сказать, какую роль будет играть во всем этом Россия, учитывая ее конфликт с Украиной. Но пока она делает сугубо дипломатические ходы. Как сообщает пресс-служба Министерства, в число этих действий вошли запуск процесса ратификации Римского статута Международного уголовного суда и проведение совместных с США военных учений. Российские дипломаты также обратили внимание на сомнения, высказанные армянскими властями относительно целесообразности союзнических связей как в рамках Организации Договора о коллективной безопасности ОДКБ , так и на двусторонней основе с Россией.
Пашинян объяснил цель возвращения сел Азербайджану
Сюжет Война Ситуация вокруг Нагорного Карабаха снова близка к критической. Настолько, что аналитики уже предрекают скорое начало новой армяно-азербайджанской войны. Дровишек в огонь подбросил, судя по всему, и президент Азербайджана Ильхам Алиев. В Сети широко расходится видеосюжет, в котором он заявляет о претензиях на эту землю: «Армяне создали себе государство на чужой земле. Армения никогда не была на этой территории. Сегодняшняя Армения — это наша земля. Когда я говорю это много раз, мне пытаются указать на то, что у меня есть территориальные претензии.
Я говорю это как исторический факт. Если кто-то может подтвердить другую версию, пожалуйста, сделайте это…» Стоит ли говорить, что это весьма спорное заявление президента Азербайджана, которое, мягко говоря, не соответствует действительности, если хотя бы бегло ознакомиться с учебниками истории: армяне на земле современного Нагорного Карабаха поселились за сотни, если не тысячи лет до прихода туда тюркских племен. Азербайджанские источники в ответ распространяют сообщение о том, что «заявление президента Азербайджана восьмимесячной давности используется российскими и армянскими ТГ-каналами для нагнетания напряженности. На самом деле, глава Азербайджана заявил об этом еще в декабре прошлого года, пояснив, что это не территориальные претензии, а исторические факты. Распространение отрывков из заявления 8-месячной давности без объяснений явно носит провокационный характер и проводится на фоне эскалации на границе Армении и Азербайджана».
В 2022 и 2023 годах на саммитах под эгидой Евросоюза премьер-министр Армении Никол Пашинян признавал Нагорный Карабах частью территории Азербайджана. МИД РФ в официальном заявлении призвал Азербайджан и Армению немедленно остановить кровопролитие, исключить жертвы среди мирных жителей и прекратить ведение боевых действий. С таким заявлением выступило Министерство иностранных дел России в ночь с 19 на 20 сентября 2023-го после продолжения резкой эскалации вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. Он прекратит свое существование 1 января 2024 года. Территории отныне будут принадлежать исключительно Азербайджану. В октябре Пашинян выступил за возвращение миротворцев в РФ при уходе из Карабаха. По его словам, их нахождение на этой территории не зависит от Армении. Он также признал сложные отношение между Ереваном и Москвой.
Для этого политической основой должна быть Алма-Атинская декларация», — сказал он. А ведь еще двумя днями ранее руководитель правительства Армении заявил, что процесс делимитации и демаркации границы между Ереваном и Баку переходит к практическому этапу. Однако попытка начать этот процесс показала, что он находится в глубоком тупике. Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. В советское время там и так проходила железная дорога и строилась автомобильная дорога», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в начале этого года. Кроме того, он в категорической форме потребовал, чтобы транзит по территории Армении осуществлялся без каких-либо проверок. Если маршрут не будет открыт, мы не откроем границу с Арменией», — пообещал Алиев. Но по всей видимости, Пашинян лишь тянул время, надеясь перевооружить свою армию с помощью Франции.
Накануне в пресс-службе правительства Армении отметили, что на границе установлено уже 28 пограничных столбов. Начиная с субботы протестующие в Армении перекрывают трассы в Грузию и Иран, требуя остановить процесс делимитации и передачи Азербайджану приграничных территорий.
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об угрозе начала войны с Азербайджаном уже в конце этой недели, если Ереван не проведет делимитацию и демаркацию границы, уступив Баку четыре спорных села. Путин раскрыл детали его разговора с Алиевым в 2020 году, когда начался военный конфликт. Если Армения не пойдет на обсуждение делимитации и демаркации границы с Азербайджаном, то «в конце недели» может начаться война, заявил Пашинян. — Азербайджан полон решимости продвигать повестку нормализации отношений с Арменией напрямую. В Минобороны Армении в свою очередь сообщают об атаках со стороны азербайджанских военнослужащих, применяющих артиллерию, бронетехнику и тяжелые огнеметные системы.
«Око за око». Что сделает с Арменией Азербайджан после вывода миротворцев
Министерство иностранных дел Азербайджана выдвинуло армянской стороне условия прекращения операции: "Единственным путем к миру в регионе является полный вывод армянских ВС и роспуск режима в Карабахе". Москва призвала стороны к прекращению огня и примирению на основании трехстороннего соглашения от ноября 2020 года. Все шаги для мирного решения карабахского конфликта прописаны в комплексе трехстороннего соглашения России, Азербайджана и Армении", - заявила спикер МИД Мария Захарова.
Он добавил, что есть еще ряд заинтересованных лиц в данном противостоянии. В Азербайджане, который во многом действует под кураторством Турции, тоже хватает своих горячих голов, а турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган вдохновлен победами азербайджанской стороны», — объяснил специалист. Как поведет себя Россия Россия оказалась в сложной ситуации, поскольку не в ее интересах ввязываться в разгорающийся конфликт, сказал декан.
Ее на это пытаются скомпрометировать. Во-первых, у России есть своя гораздо более важная горячая точка. Второй момент — армянское руководство сейчас занимает не слишком дружественную позицию по отношению к Российской Федерации. Третий момент — война на два фронта никому никогда не приносила удачи. Поэтому Россия явно попытается уклониться и занять какую-то срединную миротворческую позицию, но это даст возможность западным СМИ, экспертным сообществам, политикам нагнетать ситуацию в Азербайджане и Армении, спихивая вину, в том числе и на РФ, что она не выполняет миротворческую миссию», — объяснил Шатилов.
Достаточно указать на факт отсутствия каких-либо санкций против Армении за захват наших земель, этнические чистки, геноцид в Ходжалы. Да, эта поправка была принята в тот самый год, когда Армения оккупировала Шушу и совершила геноцид против мирного азербайджанского населения в Ходжалы. Одного этого факта достаточно, чтобы понимать, насколько циничной и ошибочной является позиция Белого дома в армяно-азербайджанском конфликте. Позже мы наблюдали продолжение этой циничной и провокационной политики. Чтобы убедиться в этом, достаточно задаться простыми вопросами. Например, проводили ли США и ЕС подобную конференцию для Азербайджана, территории которого находились под армянской оккупацией?
Оказывали ли США и ЕС после 44-дневной войны какую-либо поддержку в решении проблемы установленных армянами мин на разрушенных после войны территориях Азербайджана, помогали США и ЕС восстанавливать освобожденные территории Азербайджана? Снова ответ очевиден: не помогали.
Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск.
Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий.
Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам».
Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «...
Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь.