Но главная цель в развитии эмоционального интеллекта заключается в том, что он должен способствовать построению здоровых отношений с окружающими.
Как развить интеллект
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Развитие эмоционального интеллекта через сказки для детей 4-5 лет – Фоксфорд. тренажеры для развития эмоционального интеллекта с помощью цифровых средств Самодиагностика.
6 навыков для развития эмоционального интеллекта
Вот несколько практик , которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными. Про понимание себя Упражнение «Квадрат настроений» Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то. Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов. Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще. Про общение со сверстниками Упражнение «Не обижайся! От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение.
Чтобы лучше интерпретировать свои и чужие реакции, используйте эту таблицу, которая наиболее полно охватывает различные оттенки чувств. Интерпретируйте Итак, вы собрали достаточно информации о своем и чужом поведении. Теперь вам нужно обработать все факты, выделив в ситуации триггеры и шаблоны проявления эмоций. Но так как паттерны поведения сидят в нас очень глубоко и оттого совершенно не осознаются, сделать это очень сложно, но возможно, если вдумчиво проанализировать ситуацию. Вот несколько примеров того, как люди обычно проявляют те или иные эмоции. Радость Яркие эмоции. Активная, взволнованная речь. Постоянная жестикуляция. Невозможность усидеть на одном месте. Нет особых внешних проявлений. Ощущается исключительно внутри. Внешнее спокойствие, умиротворение. Мышцы лица расслаблены. Короткая фраза: «Я счастлив». Потрясение негативное Яркое возмущение, желание привлечь к себе внимание. Стремление пожалеть себя, показать, кто тут самый несчастный. Желание поделиться своей тревогой через такие фразы, как «Это уже слишком! Моментальное желание все бросить, ощущение опущенных рук. Обида на вселенскую несправедливость. Злость Эмоциональная, агрессивная речь. Активная жестикуляция. Активное взаимодействие с внешним миром: хлопанье дверьми, летающие предметы, невозможность находиться в одной позе. Сарказм, тонкие оскорбления, раздражительность, резкость в высказываниях. Полный уход в себя, молчание, глубокая обида и чувство отстраненности. Мы привели лишь несколько примеров того, как люди себя ведут, ощущая разные эмоции. По аналогии вы можете проанализировать, что обычно чувствуете вы, когда, например, находитесь в состоянии гнева, испытываете сомнения в своих силах или паникуете оттого, что не успеваете закончить дела вовремя. Остановитесь Многих конфликтов и опрометчивых решений можно было бы избежать, если бы мы умели вовремя сделать паузу, посчитать до 10 и только потом принимать решение. Но это не так-то просто, ведь реакция «бей или беги» срабатывает практически моментально, а вот рациональное решение приходит сильно позже. Однако упростить себе жизнь можно, если набрать побольше информации о том, какие эмоции вы испытываете в разных ситуациях и к каким шаблонам поведения обычно прибегаете.
Через полгода исследователи еще раз встретились с участниками первой группы и выяснили, что изменения в EQ оказались устойчивыми. Зачем развивать эмоциональный интеллект? У человека с высоким или низким уровнем эмоционального интеллекта лучше развиты коммуникативные навыки. Он эмоционально стабилен, рационально принимает решения, умеет выйти из конфликта и наладить партнерские отношения. А главное — человек не разрушает свое «Я» обидами и злостью, что сказывается на его психологическом и физическом здоровье. О важности развития эмоционального интеллекта говорит Валерия Эдуардовна. Тот, кто управляет эмоциями, управляет и своим разумом. Например, человек, не умеющий контролировать чувства, не может донести свою точку зрения, когда раздражен или разгневан. Его сознание в такие моменты «затоплено» эмоциями. Это искажает информацию, которую он получает, и мешать ему здраво мыслить. Подавление же сильных эмоций или их неконструктивное выражение несет катастрофические последствия. Это может стать настоящей угрозой благосостоянию, репутации, счастью, здоровью или даже жизни. Человек, который умеет управлять эмоциями, ярче ощущает вкус жизни, владеет навыками психогигиены, легче адаптируется к новым условиям и по максимуму использует свои аналитические способности. Понимать эмоции других людей важно, потому что мы взаимодействуем с ними каждый день. Если мы понимаем, что они чувствуют и почему, нам проще выстроить отношения. Человек может не обладать выдающимся интеллектом или талантами, но если он умеет общаться с людьми, его уважают и ценят. Скорее всего, он достигнет большего успеха, чем человек с теми же данными, но при низком уровне развития эмоционального интеллекта. Представьте ситуацию: у ребенка отобрали любимую игрушку. Малыш с низким уровнем EQ начнет плакать, топать ногами, громко кричать. Если ребенок умеет выражать свои эмоции, он будет договариваться, например, предложит обменяться. Если не научить ребенка понимать свои эмоциональные состояния, он будет просто реагировать на ситуацию — закатывать истерику. Когда ребенок осознает свои чувства, он сначала анализирует свое отношение к произошедшему, думает, как ему поступить, и только потом дает реакцию. Ребенок с высоким EQ быстрее адаптируется в коллективе и лучше учится. Начать развитие эмоционального интеллекта у детей можно в дошкольном возрасте. В 3—4 года ребенок активно повторяет за родителями эмоциональные состояния. Он уже осознает себя как самостоятельную личность и проявляет эмоции так, как считает нужным.
Сегодня мы предлагаем вам некоторые упражнения, которые развивают познавательные способности. Подготовьте бумагу и ручку. Развитие внимания 1. Прочтите вслух ряд слов, стараясь запоминать их по порядку. А потом назовите только первые буквы. Можно записать на листок, и у вас получится слово.
Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект
Это базовый компонент эмоционального интеллекта. Он включает в себя: способность человека замечать свои эмоции; способность распознавать и расшифровывать эмоции других людей по вербальным и невербальным признакам, в том числе по мимике и жестам; способность считывать эмоциональную информацию, заложенную в произведениях искусства. Использование эмоций в когнитивной деятельности. Например, для решения задач и проблем или для обучения. В частности, эмоции помогают: смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи; фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими; лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше. Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом. Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Управление эмоциями.
Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента. На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации.
Эмоции как основа человеческого поведения 3. Четыре типа эмоциональных состояний 4. Эмоции и мозг. Как мы устроены 5. Как управление эмоциональным состоянием делает нас успешнее и счастливее 6.
EQ: распознавание, управление, использование 7. О "положительных" и "отрицательных" эмоциях. Управление гневом 8. Эмоциональная картина мира и шансы на успех 9. Стратегическое управление настроением 10. Преимущества эмоционального интеллекта перед когнитивным 11. Осознание и понимание эмоций других 12.
Шаги, которым нужно следовать Фасилитатор начинает упражнение с объяснения, что у всех нас есть одно и то же слово для обозначения радости, печали и гнева, среди других эмоций.. Однако то, что чувствует наш разум, как мы представляем его в нашем психическом мире, варьируется от человека к человеку. Цель занятия состоит в том, чтобы каждый из них представлял в визуальной, художественной и свободной форме гнев, печаль, одиночество, страх, радость и любые другие эмоции, которые у них возникают. Очень важно подчеркнуть, что они должны использовать цвета, с которыми они связывают эти эмоции, в дополнение к изображению эмоций с помощью фигур, которые они предлагают. Это занятие на первый взгляд может показаться немного детским, но правда в том, что оно широко используется в терапевтических целях. Освобождение внутреннего мира через искусство может быть одним из лучших способов расслабиться. В конце динамики будет показано то, что нарисовал каждый из них, с указанием того, почему они использовали один или несколько цветов, почему они использовали определенные формы и, если они использовали фигуру животного, человека или объекта, что делает это значит для него. Чемпион или болван Цель этой игры - подчеркивать влияние лидера или начальника на проявление определенных эмоций, как положительных, так и отрицательных, у их подчиненных, повышая как самопознание рабочих, так и социальные отношения между ними. Вы можете работать со средними группами от 15 до 20 человек. Пространством может быть тот же офис или рабочее место, а в качестве материалов понадобятся бумага и ручки.. Шаги, которым нужно следовать Сотрудники фиксируют на бумаге те поступки своего начальника, которые заставляли их чувствовать себя важными, например, давать положительные отзывы о работнике другим менеджерам, информировать их о деловом решении, похлопывать по спине и говорить им, что они хорошо поработали. Кроме того, ниже этой точки Им следует указать моменты, когда они чувствовали себя обделенными или приниженными, например, их не слышат на собраниях, не принимают во внимание для важного или нового проекта, в некоторых ситуациях, когда их игнорируют в плохой форме... Наконец, каждый работник представляет свои случаи и объясняет, как они себя чувствовали, как к лучшему, так и к худшему, когда начальник делал то, что он делал. Более того, каждый прокомментирует, как это повлияло на их способ работы в то время, когда это произошло. Словарь эмоций. Цель этого занятия - каталогизировать эмоции, которые мы испытываем, в дополнение к развитию командной работы. Эта задача займет много времени И это даже можно делать долго, в несколько занятий или работать над этим как своего рода эмоциональное домашнее задание, но весело. Размер группы может быть очень разнообразным. Важно, чтобы между ними было доверие и чтобы участники могли свободно говорить о своих эмоциях. То есть это деятельность, которую следует применять в группах, которые уже имеют определенную историю сосуществования. В случае работы в данный момент пространство должно быть таким, в котором разрешена совместная работа, без множества препятствий между ними. Что касается материалов, вам потребуются блокноты, ручки или, если вы предпочитаете экономить бумагу, вы можете использовать цифровую подставку. Шаги, которым нужно следовать Человек, отвечающий за руководство деятельностью, объяснит, что из эмоций проще всего их почувствовать, даже если это стоит денег. Что действительно сложно, так это дать ему определение. Иногда мы не можем точно объяснить, что мы чувствуем по поводу гнева, печали или радости. Поэтому он предложит составить словарь эмоций, написанный участниками как в группе, так и индивидуально. Эти эмоции должны быть очень конкретными, объясняя, как они возникают, когда они их чувствуют и что они делают, чтобы поддерживать их или перестать чувствовать, в зависимости от того, положительные они или отрицательные. Участники должны говорить уверенно, размышляя о том, что они чувствуют и что они чувствовали. В то же время, Фасилитатор, чтобы облегчить упражнение, предложит различные эмоции, которые они должны описать в письменной форме, и привести примеры каждой из них.. В конце концов, когда словарь будет закончен, все, что было написано, будет передано.
Оно позволяет отойти от вашего личного опыта и увидеть и понять проблему с точки зрения другого человека. Развивая эмпатию, вы показываете ваше умение относиться к людям с уважением, добротой, достоинством и профессионализмом. Сочувствующие люди хороши в распознавании чувств других, даже если они неочевидны. Как развить эмпатию: Живите по золотому правилу — относиться к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам. Свою точку зрения поддерживать легко, руководствуясь этим чувством, поставьте себя на место другого человека и посмотрите на ситуацию с его позиции. Развивайте умение слушать и размышлять над тем, что сказал ваш собеседник. Хотя бы раз в день спрашивайте, как человек себя чувствует, например, по шкале от 0 до 10. Так вы побудите окружающих выражать свои эмоции и лучше их понимать. Признавайте тревоги и чувства других людей — дайте им понять, что вы видите их источник и осознаете ценность их точки зрения. Работайте над вашей мотивацией Мотивация — это страсть и энтузиазм в вашей работе и карьере, которые нельзя объяснить деньгами или статусом, это то, что помогает реализовывать свои внутренние цели и делать это с завидной настойчивостью. Как улучшить мотивацию: В любой сложной ситуации и даже при провале пытайтесь найти хотя бы одну хорошую вещь. Фиксируйте момент, когда вы думаете и говорите в негативном ключе. Прекратите это делать, сделайте паузу и еще раз «прокрутите» в уме все ваши мысли и слова. Измените их на позитивные, даже если поначалу вам придется притвориться. Легко забыть, что вы действительно любите в своей работе. Найдите время, чтобы вспомнить и сформулировать это, а также главную причину, почему вы хотите реализоваться именно в том, что делаете. Помните, что люди притягиваются к позитивным, энергичным и вдохновляющим людям. Если вы повысите мотивацию, то получите больше внимания от коллег, топ-менеджеров и клиентов. Поставьте себе вдохновляющие и в то же время достижимые цели. Сделайте список, что нужно сделать, чтобы их достичь. Награждайте себя, когда вы достигаете ключевых целей. Улучшите навыки общения Важный аспект эмоционального интеллекта — умение хорошо взаимодействовать с другими людьми, но это не значит, что интроверты или стеснительные люди обладают низким ЭИ. Навыки общения могут принимать разные формы, ведь это не только умение быть дружелюбным, но и умение слушать, убеждать, вербальные и невербальные навыки коммуникации. Руководители с высоким эмоциональным интеллектом часто очень хороши в общении, разрешении конфликтов и разделении своего видения с командой — они показывают пример поведения и ценностей, которым могут следовать другие. Как улучшить навыки общения: Изучайте конфликты и их решения, это поможет в трудных ситуациях с коллегами, клиентами или поставщиками. Учитесь хвалить других, так вы вдохновите команду и сделаете ее лояльной. Старайтесь понять человека, с которым разговариваете. У вас не может быть только одного подхода, который бы срабатывал со всеми на работе. Источник: tedlearning. Пользу этого свойства признают и HR-ы, и руководители. Но что делать, если уровень эмоционального интеллекта не достаточно высок частое явление либо человек хочет научиться справляться со своими и чужими эмоциями еще лучше? В Сети есть тысячи тестов, но даже специалисты говорят, что все они субъективны. Наш журналист побывал на тренингах по развитию эмоционального интеллекта EQ и делится полезными упражнениями, которые рекомендуют эксперты — они помогут вашим эмоциям оставаться в равновесии и вовремя гасить конфликты. Что делать, если в сложной ситуации вы теряетесь и не можете вообще сказать ни слова. Либо не можете успокоиться, пока не ответите на грубость — и часто так же грубостью. Или же не можете выйти из затяжной перепалки, сжигающей время, нервы и энергию. Ответ, казалось бы, прост — развивать свою эмоциональную устойчивость. Но как это сделать? Предлагаем начать с простых упражнений, которые, как минимум, помогут успокоиться. Осознать, что происходит Когда событие разговор, спор случилось и эмоция вас накрыла, что-то предпринимать уже поздно. Научитесь распознавать заранее «предвестников бури» — триггеры, которые запускают эмоцию, заранее. Остановитесь на мгновение, забудьте обо всем и прислушайтесь к себе. Что вызвало в вас шквал эмоций? Что конкретно? Что вы чувствуете? На какое именно действие слово вы среагировали? Разбирая таким образом свои эмоции, запоминая эти раздражающие маячки, вы научитесь понимать — и предвидеть! Зачастую негативные эмоции вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. Но то, что вам кажется очевидным, не всегда является таковым.
Станьте исполнителем на hrtime.ru, пишите статьи и получайте заказы
- В ситуации решения той или иной задачи участвуют:
- Как развить интеллект
- Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
- Как оставаться эмоционально устойчивым: простые упражнения -
- Это важнее IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта
- ТОП-10 Лучшие курсы по развитию эмоционального интеллекта
Найди то, не знаю что
- Развитие эмоционального интеллекта
- 10 игр на эмоциональный интеллект для взрослых - Психология - 2024
- ТОП-10 Лучшие курсы по развитию эмоционального интеллекта
- Привычки для повышения эмоционального интеллекта, как повысить интеллект | MedAboutMe
- Как оставаться эмоционально устойчивым: простые упражнения -
- Тренинг на эмоциональный интеллект: форматы, упражнения и неожиданный финал
Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта
эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, emotional intelligence Предпосылки развития эмоционального интеллекта 1.3k просмотр | опубликовано 09/02/2017. Упражнения на развитие эмоционального интеллекта. Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Он будет присылать вам упражнения на развитие эмоционального интеллекта в течение всего курса, давать подсказки и советы. Подведем итоги Итак, что важно для развития эмоционального интеллекта?
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Этот навык позволяет не верить ложной информации, отсеивать ненужную, находить правдивые доказательства. Это способность находить в потоке информации конкретные части, сопоставлять с другими и формировать целостную картину происходящего. Главный талант аналитика. Позволяет планировать, предполагать события, реакции на него и выбирать наиболее приемлемый вариант поведения. А также это удерживание в голове одновременно разных решений одной задачи и сравнение результативности. Абстрактное мышление. Позволяет вникнуть в абстрактные процессы, создавать и решать сложнейшие математические и философские задачи, проводить сложные вычисления в уме за кратчайший срок. Сильно этот тип мышления развит у гениев точных наук. Образное мышление. Самый сложно тренируемый аспект. Позволяет сопоставлять сложные явления из областей знаний, создавать метафорические образы и трактовать переносное значение слов, изображений.
Этот вид мышления необходим для того, чтобы понимать сложные идеи, расшифровать и объяснить их доступными для других средствами выразительности. Умение концентрироваться. Этот навык требует воспитанной дисциплины, внутренней воли и интеллектуальных способностей для сосредотачивания внимания на решении конкретной задачи. Существуют различные способы, как поднять свой интеллектуальный уровень, повысить у взрослого способность к мышлению, поднять iq самостоятельно или при помощи препаратов и физиотерапии. Каждый из них комплексно помогает улучшить способности к нескольким видам одновременно [2]. Факторы, влияющие на развитие ума Когда мы развиваем интеллект взрослого человека, необходимо подбирать упражнения, методы повышения и интеллектуального улучшения, развития памяти и внимания с учетом особенностей взросления и тех факторов, которые на протяжении жизни влияют на формирование мозга [3]. Каждый человек индивидуален, а условия жизни делают различия более заметными. Поэтому, перед тем как заниматься саморазвитием, усилением ума, рекомендуется пройти консультацию с специалистом, который подберёт наиболее эффективные методы в зависимости от индивидуальных особенностей. Факторы, влияющие на развитие мышления: Генетический фактор. Изначальные способности передаются от родителей или близких родственников.
Особенности внутриутробного развития. Женщинам крайне важно вести здоровый образ жизни в период беременности, чтобы не допустить проблем при формировании мозга. Постоянное негативное воздействие окружающей среды сильно сказывается в юном возрасте.
Его развитие также наблюдается на фоне социальных предпосылок — степени развития самосознания, уверенности в эмоциональной компетентности, религиозности. Также его развитие зависит от синтонии — эмоциональной реакции окружения на действия человека. ЭИ развивается благодаря эмоционально благополучным отношениям между родителями, высокой степени развития самосознания, внешнего локуса контроля. Также он зависит от андрогинности — самоконтроля и выдержки у девочек, эмпатии и нежных чувств у мальчиков. Эмоциональный интеллект является особой сферой психологического развития ребенка, которая положительно отображается на качестве жизни взрослого человека. В данном случае необходимо соблюдение условий его полноценного развития. Методики оценки ЭИ Существует несколько методов оценки эмоционального интеллекта. Наиболее часто осуществляется самостоятельное определение уровня ЭИ. Он является недостаточно качественным, так как более 80 процентов людей считают себя намного умнее среднестатистических граждан. Вторым методом является групповая оценка способностей других людей. Также для определения уровня интеллекта часто осуществляется применение метода тестирования. Человеку показывают картинку, на которой нарисованы определенные черты лица человека. Испытуемый должен ответить, какие переживания, по его мнению, испытывает человек. Каждая эмоциональная реакция оценивается в соответствии с определенными шкалами. Испытуемый должен определить печаль, злость, счастье, радость человека на картинке в соответствии с трехбалльной шкалой. С помощью теста осуществляется определение возможности человека в распознавании эмоций других людей. Это дает возможность формулировки уровня корреляции соответственно эмоциональному интеллекту. Существует две модели ЭИ — смешанная и модель способностей. Сторонниками этих моделей были разработаны две методики определения эмоционального интеллекта. Разработчики модели способностей требуют использовать для определения показателей метод решения задач. Каждая задача отображает определенную способность эмоционального интеллекта.
Затем назвать их. Упражнение, естественно, выполняется по желанию. Вторая часть: описать негативные события в позитивном ключе, то есть сказать о тех положительных уроках, какие вы извлекли из происходившего, об опыте, повлиявшем на качество жизни. Кроме того, вы можете их переформулировать как правила на будущее, как задачи, которые вы себе ставите. Это будет, по сути, тренировкой нашего оптимизма и веры в свои силы. Что вы скажете о выстроенной вами иерархии драматических событий? Всегда ли ваша позиция в этом плане будет незыблемой? Или, возможно, с возрастом и опытом будут внесены некоторые коррективы? Какие линии взаимосвязей вы можете провести между названными событиями? Завершены ли они для вас в вашей душе? А что, если попробовать дерзнуть, придать нашим ценностям новый смысл — противоположный устоявшемуся, который и обусловил отчасти наши неудачи в прошлом?! Такое явление называется инверсией. Третья часть: проект биографии — в общем круге. Теперь, когда мы навели порядок в нашем прошлом, мы попробуем пофантазировать и заглянем в наше позитивное будущее. Мы будем полностью свободны в наших фантазиях и сочиним каждый сам себе биографию на ближайшие 5-10 лет, включив в нее все наши мечты и планы, а также события и обстоятельства, которые вам наверняка доставят удовольствие и радость. Давайте откажемся от предсказуемости. Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей. Участники группы по очереди рассказывают подготовленные биографии. Эти биографии участникам предлагается дополнить новыми позитивными событиями в их жизни. Обсуждение «Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным? Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым? Тренер в этом случае может сказать, что оптимизм означает, безусловно, ошибочное восприятие реальности, сфокусированное на позитивных ее аспектах. Оптимисты переоценивают свои шансы на успех и недооценивают значение неудач. Однако опыт показывает, что их чрезмерно радужные ожидания имеют обыкновение сбываться. Наиболее точное восприятие реальности во всей ее сложности легче всего встретить в отделении неврозов, депрессивных расстройств, но это лишний довод в пользу того, к чему, собственно, имеет смысл стремиться. Подведение итогов тренинга. Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта. Заполнение оценочных анкет Приложение 5. Одна из заключительных частей социально-психологического тренинга, дающая всем членам группы возможность выразить свои чувства — обмен чувствами. Упражнение «Дружественная ладонь». На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладонях что-то хорошее понравившиеся качества этого человека, пожелания ему. Список литературы. Гоулман, Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Ермакова, И. Ермакова, Н. Поливанова, И. Люсин, Д. Масленникова, В. Митина, Л.
Самый эффективный способ развития EQ Этому способу меня научил мой старший сын. Он — мальчик эмоциональный, смена эмоций у него происходит очень быстро и очень резко, поэтому умение лавировать в этом потоке явилось необходимым условием для хороших отношений с ним. Я уже писала, что мое развитие эмоционального интеллекта началось с момента, когда я оказалась в полной растерянности от того, как вести себя с ребенком. Чтобы не придушить его в порыве ярости из-за его упрямого нежелания слушаться меня и реагировать на мои просьбы в возрасте 2-х лет. И, слава Богу, что именно в этот период, мне попалась в руки книга Юлии Гипенрейтер, и именно в ней описана самая лучшая методика для развития и повышения уровня эмоционального интеллекта. И благодаря ей мы живы и здоровы, я стала гораздо более терпеливой и эмоционально устойчивой, а ребенок получил замечательный набор практических навыков для осознания себя и мира вокруг. Использование этого метода уже вошло у меня в привычку, а когда-то требовало большого напряжения мозга. Это техника «Я говорения». Я просто отслеживаю свои эмоции и озвучиваю их. Сказать просто — сделать с непривычки очень сложно. Наши ситуации О применении техники «я говорения» я писала в статье про наш непростой период жизни с Дениской во время прохождения кризиса 3-х лет. А сейчас приведу еще несколько примеров: Ситуация: «Ребенок не слушается, на все говорит нет, я не успела поесть. В общем, караул и капец всем. Перед тем, как начать все крушить, я успеваю спокойным металлическим голосом сказать, что я очень злюсь, что я очень голодная, что сейчас я начну кричать. И происходит чудо. Во-первых, часть эмоций во время проговаривания, улетучиваются. Во-вторых, ребенок, чувствует угрозу и затихает и, в-третьих, он учится видеть мое состояние». И если так делать на регулярной основе, то это замечательно прокачивает мыщцу вашего эмоционального интеллекта. Помогает Вам осознать свои эмоции, помогает ребенку научиться чувствовать и понимать ваше эмоциональное состояние и в будущем научит его делать также. И чем больший спектр эмоций будет озвучен вами, тем более развитым в эмоциональной сфере будет ваш ребенок. Эта же техника дает чудесный эффект, когда вы озвучиваете то, что, как вам кажется, испытывает ребенок.
Составляющие эмоционального интеллекта
- Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
- 6 упражнений для развития эмоционального интеллекта
- Комментарии
- Тренируйте мозг с удовольствием
- 1.Форматы тренингов по развитию эмоционального интеллекта
- ТОП-10 Лучшие курсы по развитию эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект упражнения для тренинга – Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Первое из них заключается в развитии эмоционального самосознания. При появлении определенных эмоций может наблюдаться необычное и непродуктивное поведение человека. Благодаря данному упражнению обеспечивается возможность в распознании других людей. Для этого рекомендуется выполнение ряда упражнений: если человек испытал определенную эмоцию, то он должен уделить ей время. Ему рекомендуется сформулировать, что он чувствует и найти причину этого чувства; ежедневно рекомендуется проговаривать человеку, что он чувствует. Чем чаще он будет это делать, тем проще ему будет контролировать свои переживания; постоянно необходимо напоминать себе о переменчивости и непостоянстве эмоций. Именно поэтому они не должны быть основой в общении и принятии определенных решений; человек должен постоянно определять влияние негативных эмоций в виде страха, ревности, гнева, разочарования на окружающих людей; необходимо определить страхи и желания, что даст возможность определения движущей силы в его жизни; проверка реакции на стрессовую ситуацию является достаточно важным упражнением.
Достаточно эффективными являются упражнения на развитие эмоционального самоконтроля. С их помощью обеспечится возможность контроля импульсивных реакций и эмоций. Благодаря самоконтролю устраняется возможность появления эмоций, которые человек не может контролировать. При развитии конфликтных ситуаций, не касающихся человека, ему не рекомендуется поддерживать ни одну из сторон. При эмоционально трудной и напряженной ситуации не рекомендовано быстрое принятие решения. Это должно проводиться только после оценки испытываемых эмоций.
Человек должен осознавать изменчивость жизни, что позволит ему воспринимать конфликты в виде временных явлений. Личность должна разрабатывать стратегии для решения ситуаций, а не отчаиваться и впадать в депрессию. Не стоит искать виновного в определенной ситуации. В данном случае необходимо оценить свое поведение и найти ошибки в нем. Индивиду рекомендуется концентрироваться на себе и тех вещах, которые он может контролировать. Человек должен найти способы реагирования на переживания.
У личности должна быть способность к высказыванию сочувствия. С помощью этого будет развиваться эмоциональное самосознание.
В ходе исследования участники были разделены на две группы, к первой из которых применяли методы развития эмоционального интеллекта, в то время как члены второй группы продолжали жить обычной жизнью. Участники первой группы показали значительное повышение способности идентифицировать эмоции и управлять ими, причем через шесть месяцев экспериментаторы подтвердили устойчивость результата. В контрольной группе значительных изменений не наблюдалось. Эти данные свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект можно улучшить. Приведенные выше статьи, в основном, представлены в информационном поле США. Об актуальности темы эмоционального интеллекта а также возможности и способов его развития в США пишет, в частности, И.
Андреева отметим, что речь идет о 2004 г. В настоящее время в американских школах используется более 150 различных программ повышения эмоциональной грамотности, известных под различными названиями: «тренинг жизненных умений», «социальное осознание», «решение социальных проблем», «социальная компетентность», «творческое разрешение конфликтов». Она представляет собой план всеобщего эмоционального образования для дошкольников и младших школьников" [1, с. Основное направление данной программы это обозначение, распознавание собственных эмоций и эмоций других людей, развитие самоконтроля и управление эмоциональными состояниями, решение межличностных проблем и конфликтов. У учащихся, прошедших эту программу, отмечался не только высокий уровень способностей к распознаванию эмоций и связанных с ними проблем, но и высокий уровень к пониманию социальных проблем вообще [1]. У них был также отмечен рост эмпатии, снижение агрессивности, повышение внимательности к собственным эмоциям, а также к эмоциям других людей. Кроме того, учащиеся, прошедшие программу Активизации стратегий альтернативного мышления, нацеленную, прежде всего, на развитие эмоционального интеллекта, проявляли более высокий уровень развития социального интеллекта. Это позволяет говорить о связанности социального и эмоционального интеллектов, а также - о связанности социальных и эмоциональных навыков.
Примечательно, что сегодня существуют специальные программы по повышению эмоционального и социального интеллектов как связанных феноменов. Так, на проведенной в России международной практической конференции «Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании» профессор Д. Антояньяцца, эксперт в области социально-эмоционального образования, отметил, что дополнительное социально-эмоциональное образование положительно влияет на результаты обучения. В частности, повышению учебной успеваемости способствует формирование социально-эмоциональных навыков, улучшение отношения к себе, к другим и к школе, положительное поведение в классе. Так, Д. Антояньяцца полагает, что социальным и эмоциональным навыкам можно научиться то есть, существуют возможности для их развития. Социально-эмоциональное образование, по мнению эксперта, может проводиться не в виде отдельного предмета, а реализовываться учителями на всех занятиях, на каждом уроке. Роль учителя состоит не только в том, чтобы преподавать содержание частного предмета, но и в том, чтобы обучать социально-эмоциональным навыкам и создавать поддерживающую среду [5].
Другая участница конференции, профессор психологии и педагогики Антонелла Де Амико, упомянула о важности комплексного подхода в развитии эмоционального интеллекта и создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды, в которой развитию эмоционального интеллекта способствуют не только само обучение, но и физическое пространство, в котором проводится обучение, а также атмосфера, в которой оно проводится. Участие эмоционального интеллекта в процессе обучения, по мнению А. Де Амико, гарантируется такой эмоцией, как интерес. Наличие интереса как у учащегося, так и у преподавателя, положительно влияет на качество обучения, а также на создание "эмоционально-интеллектуальной образовательной среды". Родители также формируют эмоционально-интеллектуальную среду, поэтому родителей необходимо вовлекать в процесс развития эмоционального интеллекта детей [5]. В настоящее время в российском пространстве создаются программы по развитию эмоционального интеллекта с дальнейшим внедрением их в государственные образовательные учреждения. Хаустова [5], «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» А. Муратова [5], учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» Е.
Сергиенко [10]. В отечественной педагогике программы развития эмоционального интеллекта разрабатывались, преимущественно, в рамках дошкольного образования, однако в последнее время подобные программы разрабатываются также для подростков и для взрослых, идет речь о профессиональной подготовке помогающих практиков в области развития эмоционального интеллекта специалисты в области эмоционального интеллекта, тьюторы эмоционального интеллекта и т. Так, существуют программы обучения экспертов по развитию Soft skills и EQ В. Анализируя литературу и события по теме эмоционального интеллекта, обнаруживаем, что вопросы повышения эмоционального интеллекта в зарубежном научном пространстве актуализируются, кроме того, в связи с влиянием уровня развития эмоционального интеллекта человека на его психическое и физическое здоровье, характер социальных отношений, производительность труда. В отечественном научно-практическом поле развитие эмоционального интеллекта - не только психолого-педагогическая задача: так, вопросы эмоционального интеллекта все чаще рассматриваются в рамках управленческих и бизнес-тренингов, разрабатываются специальные программы, направленные на развитие эмоционального интеллекта руководителей и управленческого персонала, рекрутеров и т. Также создаются цифровые платформы, приложения для развития эмоционального интеллекта - как в области образовательной, профессиональной деятельности, так и адаптированные для ежедневного домашнего индивидуального применения пользователями. Отметим, что в русскоязычном научном и практическом пространстве ощущается недостаток исследований связи эмоционального интеллекта с уровнем субъективного благополучия, психического и физического здоровья человека, ощущением им счастья. Педагогические исследования характера и путей развития эмоционального интеллекта детей также, как правило, не содержат элементов лонгитюдного изучения благополучия этих детей во взрослом возрасте.
Мы полагаем, что упомянутый аспект темы эмоционального интеллекта требует глубокого изучения и развития, в связи, с чем также можно говорить о популяризации конкретных методов повышения эмоционального интеллекта. Как отмечают Р. Робертс и др. Сферы, в которых исследование возможностей развития эмоционального интеллекта сегодня наиболее перспективно: клиническая и организационная психология, геронтопсихология, педагогика, образование, современные информационные технологии и т. В настоящее время существуют различные пути организации внешнего целенаправленного воздействия, как на отдельные компоненты эмоционального интеллекта, так и на его общий уровень. Мы классифицируем эти пути следующим образом: тренинг формирование навыка ; групповая психотерапия групповая проработка и проживание материала ; индивидуальная психотерапия индивидуальная проработка и проживание материала ; консультирование; коучинг; самостоятельное развитие эмоционального интеллекта статьи, книги, приложения, представленные в информационном пространстве. При этом, С. Деревянко отмечает важность теоретического обоснования программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое.
Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3]. В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители. На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций , а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем.
Испытуемый должен ответить, какие переживания, по его мнению, испытывает человек. Каждая эмоциональная реакция оценивается в соответствии с определенными шкалами. Испытуемый должен определить печаль, злость, счастье, радость человека на картинке в соответствии с трехбалльной шкалой. С помощью теста осуществляется определение возможности человека в распознавании эмоций других людей. Это дает возможность формулировки уровня корреляции соответственно эмоциональному интеллекту. Существует две модели ЭИ — смешанная и модель способностей. Сторонниками этих моделей были разработаны две методики определения эмоционального интеллекта. Разработчики модели способностей требуют использовать для определения показателей метод решения задач. Каждая задача отображает определенную способность эмоционального интеллекта. Она характеризуется наличием нескольких вариантов ответа. Человек должен выбрать только один из них. Для подсчета балов используется несколько способов. Бал за один ответ может считаться в соответствии с процентом репрезентативной выборки. Также могут применяться по формуле экспертных оценок. Данный тест считается недостаточно информативным, так как требует применение точного подсчета. Для определения интеллектуального интеллекта используются разнообразные методы, что дает возможность выбора наиболее подходящего варианта для человека. Как развивать эмоциональный интеллект у взрослых упражнения Для развития ЭИ у взрослых людей может осуществляться применение разнообразных методик: семейного воспитания; коучинга; индивидуального тренинга. Наиболее эффективным методом является применение специальных упражнений. Первое из них заключается в развитии эмоционального самосознания. При появлении определенных эмоций может наблюдаться необычное и непродуктивное поведение человека. Благодаря данному упражнению обеспечивается возможность в распознании других людей.
Внешнее спокойствие, умиротворение. Мышцы лица расслаблены. Короткая фраза: «Я счастлив». Потрясение негативное Яркое возмущение, желание привлечь к себе внимание. Стремление пожалеть себя, показать, кто тут самый несчастный. Желание поделиться своей тревогой через такие фразы, как «Это уже слишком! Моментальное желание все бросить, ощущение опущенных рук. Обида на вселенскую несправедливость. Злость Эмоциональная, агрессивная речь. Активная жестикуляция. Активное взаимодействие с внешним миром: хлопанье дверьми, летающие предметы, невозможность находиться в одной позе. Сарказм, тонкие оскорбления, раздражительность, резкость в высказываниях. Полный уход в себя, молчание, глубокая обида и чувство отстраненности. Мы привели лишь несколько примеров того, как люди себя ведут, ощущая разные эмоции. По аналогии вы можете проанализировать, что обычно чувствуете вы, когда, например, находитесь в состоянии гнева, испытываете сомнения в своих силах или паникуете оттого, что не успеваете закончить дела вовремя. Остановитесь Многих конфликтов и опрометчивых решений можно было бы избежать, если бы мы умели вовремя сделать паузу, посчитать до 10 и только потом принимать решение. Но это не так-то просто, ведь реакция «бей или беги» срабатывает практически моментально, а вот рациональное решение приходит сильно позже. Однако упростить себе жизнь можно, если набрать побольше информации о том, какие эмоции вы испытываете в разных ситуациях и к каким шаблонам поведения обычно прибегаете. Чем лучше вы их осознаете, тем больше шансов, что в каждом конкретном случае вы сможете лучше видеть себя со стороны и верно оценивать обстановку. Но все равно перед тем, как это произойдет, надо немного подождать. Например, когда вы чувствуете прилив злости, важно проделать 3 простых шага: Сконцентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь замедлить его, делайте глубокие вдохи и выдохи, обращайте внимание на воздух, который теплеет по мере того, как попадает в нос. Отвлекитесь на физический мир. Возьмите ручку, сдвиньте блокнот на несколько миллиметров в сторону, поправьте рукава рубашки. Придумайте мантру. Короткое предложение, которое бы напомнило вам о ваших ценностях — например, нежелании развязывать конфликт на ровном месте. Направьте реакцию в правильное русло Одна из причин, по которой мы чувствуем себя ужасно после слов и действий, которые случились под влиянием эмоций, — это то, что мы в эти секунды противоречим сами себе и отказываемся от наших ценностей. Чтобы такого не случилось, есть методика, состоящая из трех шагов: визуализация, стратегия и реализация. Как это работает?
6 навыков для развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — один из «мягких», надпрофессиональных навыков, от которых зависит карьерный успех и производительность труда. Когда мы развиваем интеллект взрослого человека, необходимо подбирать упражнения, методы повышения и интеллектуального улучшения, развития памяти и внимания с учетом особенностей взросления и тех факторов. Для развития эмоционального интеллекта у детей можно использовать простые упражнения-игры, которые с легкостью «встроятся» в повседневную деятельность.
Развитие эмоционального интеллекта: ТОП-7 упражнений
Вспомните, когда вы в последний раз испытывали стресс. Было ли вам тогда легко взять над собой контроль? Скорее всего, нет. И это не удивительно. Стресс - это очень мощный фактор, который мешает нам мыслить здраво. Так что нам нужно научиться управлять стрессом. Когда вы умеете управлять своим стрессом, неприятные эмоции уже не будут так сильно влиять на ваши мысли и самоконтроль, и вы сможете сделать верный выбор, правильно трактуя то, что вам пытаются сказать ваши эмоции и чувства. Следующее направление развитие эмоционального интеллекта - это самосознание. Как его развить?
Данная способность связана с тем, как проходили ваши эмоциональные переживания в раннем детстве. Если ваши родители или опекуны ценили и понимали ваши эмоции, то, скорее всего, это будет хорошим фундаментом для развития эмоционального интеллекта во взрослой жизни. Если нет, то, вероятно, в детстве вы пытались избегать своих эмоций, потому что они казались вам угрожающими, болезненными и сбивающими с толку. Чтобы понять, подавляете ли вы или выключаете свои эмоции, ответьте на данные вопросы: 1. Испытываете ли вы эмоции и чувства, как поток, где одни чувства сменяются другими, в зависимости от момента? Сопровождаются ли ваши эмоции физическими ощущениями в животе, горле или груди? Испытываете ли вы такие чувства и эмоции, как гнев, печаль, страх и радость, которые отражаются на вашем лице? Можете ли вы испытать сильные чувства?
Вы обращаете внимание на свои эмоции? Являются ли они фактором для принятия решений? Если вы на какие-то из этих вопросов ответили отрицательно, то, вероятно, вы подавляете свои эмоции или отключаете их. Как мы уже говорили, прислушиваться к своим эмоциям, а не игнорировать их - это фундаментальный навык.
Кроме того, эмоциональный интеллект является важнейшим фактором успеха как на работе, так и вне ее. Сотрудники с высоким эмоциональным интеллектом более удовлетворены своей работой и демонстрируют лучшую производительность труда , по сравнению с их коллегами с низким уровнем этого навыка.
Некоторые эксперты даже говорят о связи между эмоциональным интеллектом и тем, сколько денег мы зарабатываем. Развитие эмоционального интеллекта Возьмите на вооружение три способа, с помощью которых можно немедленно начать работу по развитию эмоционального интеллекта и снижению стресса. Практикуйте эмоциональную грамотность Эмоциональная грамотность помогает сфокусировать собственные чувства и желания. Чтобы отточить этот навык, научитесь выражать свои мысли тремя словами лучше делать это мысленно , перенаправляя эмоции на себя. Например, в ситуации, когда коллега слишком долго выполняет вашу просьбу, не говорите ему о некомпетентности. Это только ухудшит положение, потому что обращение «вы» заставляет вашего визави защищаться.
Чтобы добраться до сути своих эмоций, справиться с ними и урегулировать конфликт, скажите себе: «я чувствую нетерпение». Смотрите также: Деловые коммуникации. Как добиться успеха Как развить эмоциональную грамотность Выражайте чувства предложениями из трех слов. Говорите «я» вместо «вы» это позволит овладеть чувством, а не транслировать его на другого человека. Используйте определения чувств например, «я чувствую... Помните, что мысли определяют эмоции.
Читайте также: Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат. Тесты на эмоциональный интеллект Есть много тестов для измерения уровня EQ. Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта. Ответив на вопросы теста, вы сможете лучше узнать себя и определите проблемные места своего эмоционального интеллекта.
У Бостонского опросника пять групп вопросов: Самопознание — про умение замечать эмоцию и называть её. Управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Самомотивация — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми. Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей.
Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла. Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям шкалам : Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их. Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих.
Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение. У этих тестов примерно одинаковая схема и система подсчёта баллов. Поэтому можно пройти один из них. А можно — сначала один, проанализировать результаты и попробовать поработать над собой. А через какое-то время пройти другой, чтобы понять, есть ли у вас прогресс.
Как развить эмоциональный интеллект Борис Шпирт, эксперт по клиентскому сервису, коммуникации и продажам, уверяет: первое, чему нужно научиться при работе с эмоциями, — это их выражению. Борис Шпирт «Да, многих из нас в детстве учили держать эмоции глубоко внутри. И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться. Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать. Либо они выйдут наружу через агрессию, всплески гнева, либо приведут к серьёзным проблемам со здоровьем».
Также Борис рекомендует пройти курсы актёрского мастерства.
Дарья, 31 год Я выполняю заказы на дому. Из-за невнимательности и частых ошибок мне стали давать меньше заказов. Викиум мне очень помог! Теперь я не просто выполняю заказы без ошибок, но делаю это гораздо быстрее. Ирина, 37 лет В течение рабочего дня бывают такие моменты, когда работа не клеится.
Как развить эмоциональный интеллект у взрослых и детей
Для развития новых эмоциональных навыков необходимы сознательные усилия и следование определенной методике. Наш журналист побывал на тренингах по развитию эмоционального интеллекта (EQ) и делится полезными упражнениями, которые рекомендуют эксперты — они помогут вашим эмоциям оставаться в равновесии и вовремя гасить конфликты. Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. О роли эмоционального интеллекта взрослый человек наслышан, вполне вероятно, что многие выбирают заниматься самообразованием в этой теме.