Новости современные платежные технологии в россии

Еще одним фокусом платежного рынка станет создание инфраструктуры для трансграничных расчетов, которые актуальны для экономического роста России и стран БРИКС и ШОС, говорится в исследовании трендов российского финтеха в 2023 году, проведенном АФТ.

Что нужно знать о платежных системах

То есть любой новый платежный метод, любая новая технология требуют времени на раскачку, на изучение, на вырабатывание привычки. Первые реальные операции с новым платежным средством проведут во втором квартале 2023 года. Теперь это универсальное решение для оплаты смартфоном, представляющее собой полноценную замены Apple Pay, Samsung Pay и других платежных систем компаний, бойкотирующих российский рынок. Банк России считает очень перспективной технологию видеоидентификации, она может быть опробована для трансграничных платежей, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина.

ИИ и цифровой рубль: какие FinTech-тренды ждут Россию в 2024 году

Электронные кошельки, призванные упростить жизнь клиентам, ещё больше запутывают технологические противоречия. Эту проблему осветила Майя Глотова, исполнительный директор компании «КартСтандарт»: «Российский платежный рынок создал огромное количество удобного, но дискретного цифрового клиентского опыта, однако клиент не хочет думать о том как платить. Он хочет сделать это быстро и выгодно». Это игра ума», - добавил Владимир Канин, генеральный директор PayMe. О том, что в данной ситуации важна индивидуализация клиентского опыта, заявил Максим Налютин, директор департамента консалтинга Deloitte. Именно в этом он видит основное развитие банковских и платёжных сервисов.

Деньги — лидеры российского рынка электронных платежных систем. Правовое регулирование электронных платежных систем в Российской Федерации На данный момент можно сказать, что российские платежные системы состоят из двух отдельных сегментов, которые состоят из платежной системы центрального банка Российской Федерации Банка России и частных платежных систем. Банк России занимает особое место в российских платежных системах. Банк России является не только оператором и участником собственной платежной системы, но и указывает основные правила функционирования частных платежных систем. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации» Банк России является органом, осуществляющим, принимающим решения и лицензирующим организацию платежных, клиринговых и расчетных систем в Российской Федерации. Банк России осуществляет мониторинг деятельности частных платежных систем с использованием статистической отчетности и осуществляет платежи через свои учреждения, утверждает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В законодательстве Российской Федерации появились понятия электронных денег и электронных средств платежа. Электронные платежи — один из самых перспективных сегментов IT-рынка, но мало кто может точно сказать, как будет развиваться в ближайшее время. Все зависит от того, как будет реализован закон Об электронных деньгах, и какие компании останутся в числе основных участников. В законопроекте, в ограниченном варианте, есть пункт о безотзывности платежей. В этом документе содержится пункт о локализации иностранных операторов, что должно повысить уровень конкуренции за счет развития российских платежных систем и гарантировать их соответствие международным условиям. Пункт 103 Федерального закона» о деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами " отменен, что хорошо для отрасли. Согласно законопроекту, Банку России может быть передан контроль за выпуском электронных денег. Согласно позиции Банка России, коммерческие организации, владеющие электронными платежными системами, должны действовать совместно с кредитными организациями, поскольку банки должны выпускать электронные деньги. И они будут голосовать своим кошельком. В данном случае они виртуальные.

Сейчас в нем принимают участие 13 банков, 600 человек и 30 торговых предприятий. В 2024-м число участников тестирования технологии будет расширено, а в 2025 году цифровой рубль может стать доступен всем желающим. Согласно планам Банка России, цифровой рубль будет встроен в трансграничное взаимодействие. Например, это позволит запустить международные переводы со странами, центробанки которых запустили свою цифровую валюту, и не зависеть от санкционных ограничений. Индустрия 4. В 2023-м рынок активно внедрял или развивал альтернативные им способы бесконтактных платежей: стикеры, QR-коды и собственные Pay-сервисы. Оплату с помощью QR-кода предоставляют Сбербанк и Система быстрых платежей. Платежные стикеры тоже уже есть у многих кредитных организаций, например у Альфа-банка и Тинькофф Банка. По мнению Данилиной, в 2024 году банки продолжат поиск альтернативных методов совершения платежей. Запуск платежных QR-кодов и Pay-сервисов от банков и технологических компаний является относительно уникальным для России трендом и в будущем году противостояние между разными провайдерами в этой сфере только усилится, отмечает Кривошея. Банки продолжат работать над автоматизацией платежей в своих мобильных приложениях за счет подписок и шаблонов, прогнозирует тимлид консалтингового агентства Markswebb Александра Власова. Так, уведомления о новых счетах за ЖКУ приходят сразу в некоторые банковские приложения. Далее пользователю предлагается или просто оплатить счет, или настроить автоплатеж, чтобы в следующий раз банк сам оплатил счет. Например, по чеку об оплате в другом банке», — продолжает Власова. Приложение от ВТБ позволяет перенести платежи по счетам из другой кредитной организации — для этого достаточно загрузить фото или файл чека проведенной операции в другом банке. Тинькофф Банк предлагает инструмент отправки реквизитов платежа по номеру телефона клиенту банка. Получатель реквизитов при входе в мобильный банк увидит уведомление о том, что с ним хотят поделиться платежом, затем принять и оплатить или отклонить его.

Внедрение разработок отечественных производителей способствует достижению технологического суверенитета и импортонезависимости, что соответствует стратегическим задачам государства. Подписанное сегодня соглашение позволит масштабировать внедрение российских технологий в платежную инфраструктуру ПСБ с соблюдением всех современных стандартов безопасности и даст старт новым проектам в области инновационных платежных инструментов», — отметил Фрадков. Безусловно, это важный этап для компании БФС и, на мой взгляд, в целом с точки зрения импортозамещения устройств самообслуживания, которыми ежедневно пользуются миллионы россиян. Проект реализован при поддержке Минпромторга России.

ИИ и цифровой рубль: какие FinTech-тренды ждут Россию в 2024 году

Очевидно, что национальная платежная система играет большое значение как для экономики нашей страны, так и для национальной безопасности, так как ее можно характеризовать как одну из «артерий» государства, при отсутствии которой приостановится его «жизнедеятельность». Также следует отметить, что НПС часто характеризуют как «кровеносную систему» экономики. Это связано с тем, что платежные системы и платежная инфраструктура пронизывают всю экономику нашей сраны, являясь жизненно необходимыми. Они обеспечивают экономический рост, финансовую стабильность и делают финансовые услуги доступней. Посредством национальной платежной системы осуществляются безналичные расчеты на территории Российской Федерации. Вместе с этим, важно отметить, что, по сути, ключевым аспектом в НПС является национальная система платежных карт далее- НСПК , появившаяся в 2014 году [2]. Посредством нее также обрабатываются расчетные операции по картам международных платёжных систем.

Появление НСПК дало возможность внедрить ряд социальных сервисов. К ним можно отнести выплаты пенсионерам, страховые выплаты и так далее. Платежная система «Мир» предоставляет современные платежные сервисы бесконтактных и мобильных платежей с использованием технологии NFC по сути, подразумевает под собой усовершенствованную версию Bluetooth, когда два рядом находящиеся устройства могут обмениваться данными без использования Интернета и приложения MirPay. Создание НСПК — это стратегический инфраструктурный проект в сфере финансовых технологий, который позволил решить общегосударственные задачи в экономической и финансовых сферах, а также создавать современные платежные продукты [4]. Таким образом, в данной части были рассмотрены национальная платежная система и цифровизация. Можно сделать вывод, что цифровизация может оказывать влияние на платежные системы, которые входят в национальную платёжную систему.

Цифровизация способствует их развитию посредством того, что постоянно внедряются новые цифровые технологии. В данной области уже наблюдается значительный прогресс. Как говорилось ранее, национальная платежная система является «кровеносной системой» экономики Российской Федерации, она должна быть устойчивой и стабильной. Этого можно достичь только если «идти в ногу со временем», принимая цифровизацию. Рассмотрим документ Банка России «Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы». Основные направления развития НПС представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные направления развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы [5]. Если рассмотреть данные направления, то можно заметить, что для достижения почти каждого требуются соответствующие цифровые технологии или улучшение уже существующих. Регулирование в НПС достаточно сложный процесс в нынешних реалиях, так как цифровые технологии могут использоваться как во благо, так и против существующей системы. Банк России указывает на необходимость создания правовых баз для осуществления расчётов, в большей мере это касается цифровых технологий инициирования и приема платежей, для электронных платежных счетов, для инновационных продуктов и сервисов. Банк России указывает, что основой для обеспечения платежного суверенитета и развития российского платежного рынка выступает стабильно функционирующая и открытая к взаимодействию национальная платежная инфраструктура.

Вместе с этим, делается акцент на доступности платежной системы Банка России, расширении инфраструктуры СПБ, развитии цифровых технологий в рамках платежной системы «Мир». Банк России акцентирует также внимание на доступных, безопасных и высококачественных платежных услугах, на повышении доли безналичных расчетов.

Какие технологии будут развиваться в 2024 году Цифровые валюты центральных банков ЦВЦБ Это третья форма денег наряду с наличными и безналичными денежными средствами. Технология актуальна в мировом контексте, так как в разных странах существуют проекты по разработке и тестированию как розничных, так и оптовых ЦВЦБ. Ряд проектов уже начинают выходить из стадии исследования и эксперимента на пилотирование и масштабирование. В России в 2023 году запущено пилотирование цифрового рубля Банка России на реальных клиентах с реальными деньгами. Сейчас в нем принимают участие 13 банков, 600 человек и 30 торговых предприятий. В 2024-м число участников тестирования технологии будет расширено, а в 2025 году цифровой рубль может стать доступен всем желающим. Согласно планам Банка России, цифровой рубль будет встроен в трансграничное взаимодействие. Например, это позволит запустить международные переводы со странами, центробанки которых запустили свою цифровую валюту, и не зависеть от санкционных ограничений.

Индустрия 4. В 2023-м рынок активно внедрял или развивал альтернативные им способы бесконтактных платежей: стикеры, QR-коды и собственные Pay-сервисы. Оплату с помощью QR-кода предоставляют Сбербанк и Система быстрых платежей. Платежные стикеры тоже уже есть у многих кредитных организаций, например у Альфа-банка и Тинькофф Банка. По мнению Данилиной, в 2024 году банки продолжат поиск альтернативных методов совершения платежей. Запуск платежных QR-кодов и Pay-сервисов от банков и технологических компаний является относительно уникальным для России трендом и в будущем году противостояние между разными провайдерами в этой сфере только усилится, отмечает Кривошея. Банки продолжат работать над автоматизацией платежей в своих мобильных приложениях за счет подписок и шаблонов, прогнозирует тимлид консалтингового агентства Markswebb Александра Власова. Так, уведомления о новых счетах за ЖКУ приходят сразу в некоторые банковские приложения. Далее пользователю предлагается или просто оплатить счет, или настроить автоплатеж, чтобы в следующий раз банк сам оплатил счет.

Участники рынка ведут работу по токенизации финансовых инструментов для их обращения в форме цифровых активов.

На этих платформах, например, уже прошли первые выпуски ЦФА на золото и на кредиторскую задолженность. Цифровые валюты центральных банков: это третья форма денег вместе с наличными и безналичными денежными средствами, повышающая безопасность, удобство и инновационность расчетов. В 2023 году ЦБ рассчитывает перейти к тестированию цифрового рубля на реальных клиентах банков. Монетизация накопленных данных и расширение областей применения ИИ. Прямо сейчас игроки на рынке финтеха ищут применение технологиям на основе генеративного ИИ, который создает новый контент, либо разрабатывают собственные решения. Сквозной ID и экосистемы идентификации: их внедряют в различные сервисы, включая биометрию и электронную проверку клиента. Cквозной ID — это некий цифровой профиль, благодаря которому клиент может бесшовно пользоваться сервисами одной компании или нескольких дружественных. В свою очередь экосистемы идентификации внедряются на рынок отдельными компаниями, нередко в партнерстве с государством. Так, определенные сайты и приложения могут знать подтвержденный возраст пользователя, чтобы предоставить ему доступ к сервису или дать возможность совершить какую-либо операцию. Открытые данные — один из ключевых трендов отечественного FinTech.

В 2023 году внимание будет сосредоточено на развитии открытых API и экосистем по модели «все-как-сервис» XaaS. Открытые API — это инструмент для быстрой и безопасной передачи данных между разными компаниями. В рамках XaaS-модели продукты и услуги объединяются в облачной среде, благодаря чему предприятия быстрее внедряют инновации и улучшают свои отношения с клиентами. Развитие цифровых решений для регулирования финансового рынка в целях снижения рисков и ускорения взаимодействия на нем.

Теймуразян: С точки зрения технического подключения существует достаточно обширный диапазон возможных решений в зависимости от профиля торговой точки и ее технической развитости. Если говорить о крупном ритейле, у нашей компании есть возможность встраиваться в существующие кассовые решения ТСП для того, чтобы сотрудники предприятия, не меняя существующие бизнес-процессы обслуживания клиента, могли подключить дополнительный метод оплаты с помощью WeChat. В отношении среднего или малого бизнеса существует автономное решение, предполагающее прием платежа через внешние планшеты.

ТСП необходимо установить приложение на мобильное устройство, которое также может быть предоставлено нашей компанией. Через личный кабинет в этом приложении можно обслуживать китайских туристов, выставлять счет, сканировать QR-код и так далее. Поскольку этот сервис предоставляет платежная система, у нее есть свои банки-участники. Торговая точка, желающая получить этот сервис, должна подписать договор с одним из банков — участников Sendy. Теймуразян: Оплата происходит с помощью мобильного телефона клиента, на котором устанавливается специальная программа. После ее инсталляции клиент регистрируется, указав свой номер телефона. Платформа и используемая технология способны изменить действующую модель платежей и перейти от схемы классического эквайринга к схеме переводов.

В настоящее время существует четырехзвенная цепочка участников: покупатель — банк-эмитент, банк-эквайрер, мерчант. Предлагаемая технология дает возможность перейти к трехзвенной, исключив роль эквайрера. Постепенно рынок придет именно к такой модели. Теймуразян: В настоящее время мессенджером WeChat пользуются более 900 миллионов потребителей, что ставит его на одну ступень с платежной платформой Alipay. Такая база пользователей обеспечивает значительное конкурентное преимущество компании Tencent в стремлении занять лидирующие позиции на рынке мобильных приложений. Как утверждают в компании, преимуществом WeChat по сравнению с другими ритейл- и сервис-платформами является возможность для бизнеса коммуницировать напрямую с покупателями. Краеугольным камнем модели WeChat являются платежи, которыми можно управлять через портал, являющийся отдельным компонентом приложения.

Этот портал, отделенный от платформы «приложение в приложении», представляет собой цифровой кошелек, снабженный меню со списком предварительно отобранных сервис-провайдеров, в адрес которых пользователи могут переводить деньги после введения данных по платежу. WeChat Pay обеспечивает мгновенный, безотказный способ платежей который может быть использован в любом легальном бизнесе, реализующем продукцию или услуги на WeChat. Как следует из заявления Тима Кука относительно последнего финансового отчета Apple, WeChat — одно из трех приложений, используемых в Apple Watch.

платежные системы

В то время, как для того, чтобы прошел расчет при оплате картой, нужно время. Такая процедура занимает несколько дней», — рассказал Голдовский. Кроме того, уменьшается размер комиссий для продавца, который при оплате через СБП не может превышать 0,7 процента. Это в 2-3 раза меньше комиссий, взимаемых с продавца при оплате картами. Сегодня все больше компаний подключают такой способ приема безналичной оплаты. Помимо моментального зачисления средств на счет, оплата через СБП не требует покупки дополнительного оборудования, а также выгодна для бизнеса за счет более низких комиссий, что позволяет ему снизить издержки. Все это говорит о том, что все больше предпринимателей будут отдавать предпочтение такому способу оплаты. Умные устройства Сегодня нас окружает большое количество самых разных «умных» устройств, обладающих микропроцессором и средствами коммуникаций с внешним миром. Часто такие устройства могут использоваться в том числе для совершения платежей.

Причем выполнение платежей с ними чаще оказывается более удобным для покупателя в сравнении с платежами с помощью стандартных платежных средств — карт и телефонов. Это связано с тем, что, как правило, умные устройства находятся на покупателе, и для совершения платежа достаточно только поднести такое устройство к терминалу. Не нужно вытаскивать карту или телефон из кармана, инициализировать платежное приложение на телефоне и т. Просто подносите устройство к терминалу и платите. Примеров умных устройств много. Это смарт-часы, ремешки для часов, фитнес-трекеры, брелоки, кольца и другая бижутерия, «умная» одежда и другое. Из-за того, что они постоянно находятся на клиенте их еще называют носимыми устройствами Wearables. В перспективе нескольких лет тренд на использование носимых устройств для платежей будет усиливаться.

По словам Игоря Голдовского, «будет расширятся перечень устройств, с помощью которых пользователи смогут платить. Это могут быть «умные» браслеты, кольца. На них можно будет загружать платежные приложения разных систем и банков. Носимые устройства, обладая микроконтроллером, обеспечивают высокий уровень безопасности операций, совершаемых с их использованием, эквивалентный уровню безопасности чиповой карты. Этот факт наряду с удобством использования носимых устройств будет способствовать росту популярности такого способа оплаты». Есть еще одно важное преимущество носимых устройств — новые возможности по управлению их контентом. Появление и распространение новых микроконтроллеров, обладающих более высокой производительностью и большей памятью в сравнении с элементами безопасности, используемыми в обычных банковских картах, а также средства токенизации платежных систем, позволяют получить совершенно новый пользовательский опыт.

Тот факт, что финансовая система России продолжает работать бесперебойно, — это возможный сигнал к смене стратегии многих участников рынка по всему миру, говорит Кривошея: «Возможно, как результат этого мы увидим усиление деглобализации и появление новых технологических решений, где компании в отдельных странах будут связаны напрямую или наднациональной системой. Тем более, что технологическая готовность для этого есть на базе технологий блокчейн. Учитывая, что блокчейн-проекты на пике цикла хайпа, возможно, эти тренды в каком-то виде совместятся для децентрализации глобальной индустрии финансовых услуг». В исследовании АФТ также отмечается, что одним из важнейших направлений работы сегодня является технологический суверенитет финансового рынка: игрокам рынка предстоит обеспечить независимость отечественной технологической инфраструктуры от зарубежных поставщиков и формирование основы для устойчивого развития. Изменение этой позиции из-за санкций сложно оценить на коротком периоде времени. Потенциальный урон сможем увидеть в будущем из-за большого числа уехавших IT-специалистов в этой области, так как мировой спрос на специалистов в области финтеха растет», — рассуждает директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова. По словам Данилиной, уход крупных технологических вендоров открывает двери для развития собственного софта, однако это не может произойти одномоментно. Также необходимо заложить время на сертификацию новых решений», — объясняет она. Бюджеты банков на внедрение технологических решений остались на прежнем уровне, но пересмотрены в пользу практических технологий с быстрыми выигрышами, которые приводят к улучшению клиентского опыта и оптимизации бизнеса, продолжает Бледнова: «Банки также стараются сформировать и развить компетенции в технологиях внутри, это сильное конкурентное преимущество. Крупные игроки выстраивают полный цикл обучения современным финансовым технологиям, что позволяет расширить кадровый потенциал». К текущему моменту произошло несколько интересных изменений фундаментальных трендов. С одной стороны, участники разных рынков привыкли к финтеху и финтех-проекты становятся базовым набором решения задач для управленцев. С другой стороны, произошел слом парадигмы реализации проектов: покупка или партнерство с глобальными вендорами становятся сложнее, а запросы на ВЭД и другие важные для финансовой отрасли сегменты становятся менее простыми, говорит Кривошея. Он считает, что на пересечении таких трендов могут рождаться целые индустрии и новые технологии. После пандемии мы увидели ускорение безналичной оплаты.

На сегодняшний день почти у каждого человека есть смартфон с доступом в Интернет. Нельзя говорить о том, что понятие цифровизации тождественно понятию цифровой экономики. Цифровизация выступает явлением, которое является одной из первопричин появления цифровой экономики. Внедрение цифровых технологий в рамках цифровизации приводит к возникновению лишь новых видов деятельности или к трансформации уже существующих. В России еще в 2018 году была запущена цифровизация экономики, когда была запущена национальная программа «Цифровая экономика», предполагающая развитие цифровой инфраструктуры и стимулирование роста использования цифровых технологий в различных секторах экономики. В масштабах государства цифровизацию можно охарактеризовать как неизбежный процесс внедрения цифровых технологий во все сферы. Это обосновано тем, что активное развитие в разных странах технологий не может оставаться незамеченным, это дает огромное преимущество на международных рынках, а страна, которая не будет уделять данному аспекту значительного внимания, просто останется в стороне. Можно отметить, что для цифровизации достаточно большую роль сыграла пандемия COVID-19, в том числе это отразилось на национальной платежной системе. В период пандемии многие пользовались онлайн сервисами, исключая контакт с третьей стороной. Люди покупали продукты онлайн, не ходили в магазин и не контактировали с продавцами, а делали лишь пару «кликов» на смартфоне и получали продукты. Пандемия показала людям насколько удобно пользоваться онлайн сервисами, где можно найти, почти все не делая для этого особых усилий. Данный пример показывает проявление цифровизации платежных систем в нашей жизни. Сегодня можно сделать платежную операцию почти в каждой игре или в приложении. Во многом это также проявляется в том, что в социальных сетях сегодня тоже можно совершать расчетные операции. Рассмотрим теперь национальную платежную систему. Нормативно-правовое регулирование национальной платежной системы далее-НПС осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» от 27. Согласно данному закону, НПС подразумевает под собой совокупность операторов по переводу денежных средств включая операторов электронных денежных средств , банковских платежных агентов субагентов , платежных агентов организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов услуг информационного обмена, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов иностранных платежных систем, поставщиков платежных приложений, операторов электронных платформ, оператора платформы цифрового рубля, участников платформы цифрового рубля субъекты национальной платежной системы [1]. Также следует отметить, что в данном определении мы можем наблюдать и субъекты НПС. По данным Банка России, на текущий год, в нее входят 27 платежных систем, а также 361 оператор по переводу денежных средств [2]. Среди этих 27 платежных систем также находится и платежная система Банка России, являющаяся системно-значимой. Через нее осуществляются денежно-кредитная и бюджетная политика Российской Федерации. В рамках платежной системы Банка России осуществляются операции, представленные на рисунке 1. Рисунок 1. Операции, осуществляемые в рамках платежной системы Банка России [3]. Регулятором НПС выступает Банк России, обеспечивающий крайне важные аспекты ее функционирования — бесперебойность и устойчивость. Очевидно, что национальная платежная система играет большое значение как для экономики нашей страны, так и для национальной безопасности, так как ее можно характеризовать как одну из «артерий» государства, при отсутствии которой приостановится его «жизнедеятельность». Также следует отметить, что НПС часто характеризуют как «кровеносную систему» экономики.

Однако часто прозрачность выражается лишь поверхностно. Можно вспомнить брокерский сервис Robinhood, который превратил инвестирование в увлекательную игру: из-за этого начинающие инвесторы не воспринимали инструмент всерьез и незаметно для себя теряли сотни тысяч долларов. Прозрачная финтех-компания работает не только на уровне UX и внешних коммуникаций, но и на уровне глубинных технологий. Именно они извлекают сферу финансовых сервисов из «черной коробки», демонстрируя, что находится «под капотом» у поставщика услуг. Open Banking — новая концепция, в основе которой лежит использование открытых API программного интерфейса приложения. Создана для повышения качества клиентского обслуживания и предоставляет возможность третьим сторонам использовать данные банка. Open Banking Банковские сервисы долгое время работали по модели закрытой платформы: все технологии, инновации и данные оставались строго в рамках системы, а сторонние разработчики не могли получить доступ к среде ни в какой форме. Это препятствовало развитию и росту конкуренции, поскольку участники рынка не могли обмениваться информацией и интегрироваться друг с другом. Все начало меняться в 2015 году, когда в ЕС приняли вторую платежную директиву PSD2 , которая стимулировала банки предоставлять финтех-компаниям доступ к своим данным для расширения конкуренции на рынке платежных услуг. Сегодня Open Banking включает в себя разные приемы для повышения открытости и поддержки коллабораций в финансовом секторе. Это и обмен данными в режиме реального времени, и предоставление возможностей для других игроков, и совместная аналитика собранных сведений. При этом все интеграции запускаются только по инициативе клиента. Например, он хочет перенести данные о банковских расходах в приложение для учета бюджета — банк дает ему такое право и необходимые для этого инструменты. В основе этой модели лежит открытый API, позволяющий клиентам более свободно управлять своими данными и привязывать банковские продукты к сторонним сервисам по собственному желанию. В России технология пока не так популярна, поэтому ее внедрением собирается заняться ЦБ. Бывают и другие форматы интеграций: например, платежный сервис предоставляет свой «движок» агрегатору такси, упрощая транзакции.

В чём преимущества цифрового рубля

  • Яков и Партнёры - Будущее платежных систем определено?
  • В ЦБ назвали улучшение платежной инфраструктуры РФ приоритетом финрынка на 2023-2025 годы
  • Современное состояние рынка электронных платежей в России
  • В 2023 году: в ЦБ прогнозируют увеличение доли безналичных платежей в России до 75% — РТ на русском

Защита документов

Поставщики платежных услуг для повышения лояльности клиентской базы начали отказываться от традиционных каналов и платежных инструментов, внедряя как новые продукты и услуги, так и способы инициирования платежей с использованием цифровых технологий. СБП — это платёжный сервис, созданный ЦБ РФ и Национальной платёжной системой. Еще один вариант платежной технологии — биометрия: эксперт считает, что привычка платить биометрией может сложиться лет через пять. Перечень новых платежных технологий и инструментов, реализуемых на рынке.

К 2030 году платежные сервисы могут вытеснить банковские карты

Актуальность темы электронных платежных систем в России обусловлена формированием новых подходов к созданию единой электронной платежной системы в России, а также тем, что деньги являются важным атрибутом рыночной экономики. Поставщики платежных услуг для повышения лояльности клиентской базы начали отказываться от традиционных каналов и платежных инструментов, внедряя как новые продукты и услуги, так и способы инициирования платежей с использованием цифровых технологий. Россия внедряет альтернативные SWIFT платежные системы. Ряд ведущих российских банков в настоящее время завершают тестирование возможности оплачивать товары с помощью платежных наклеек и готовятся запустить данную услугу уже в 2023 году.

2. Оплата по QR-коду

  • XVII Международная конференция «Платежная индустрия – стратегическое развитие и новые решения»
  • В ЦБ назвали улучшение платежной инфраструктуры РФ приоритетом финрынка на 2023-2025 годы
  • XVII Международная конференция «Платежная индустрия – стратегическое развитие и новые решения»
  • 2. Оплата по QR-коду
  • Подписка на дайджест

Защита документов

В Росбанке объяснили, что это новый продукт, поэтому он постоянно меняется и улучшается, а это затрудняет оценку предстоящих затрат. В Дом. РФ добавили, что пока еще думают над тем, какое именно нужно оборудование и ПО, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности. Неопределенность с требованиями к уровню защиты — основная проблема, по мнению источников «Коммерсанта». В перспективе банкам придется потратить на это миллиарды рублей. Проблемы таит в себе и сама технология блокчейна, на которой будет строиться цифровой рубль. Когда счета пойдут на триллионы рублей, а количество транзакций — на миллиарды, возможно, придется резко наращивать число серверов и их мощности, чтобы они могли обрабатывать и хранить такой огромный объем информации. При этом, по мнению главы правления ассоциации «Финансовые инновации» Романа Прохорова, это не вызовет трудностей. Но есть и другие сложности. Банки потеряют часть доходов на комиссии из-за перетока депозитов в цифровой рубль.

В результате у них может не хватить ресурсов для выдачи кредитов — тогда ЦБ придется повысить ключевую ставку. С другой стороны, компенсировать потерю доходов от комиссии можно за счет повышения цен на обслуживание счетов, но это отпугнет клиентов. Мировая практика Самой первой страной мира, внедрившей цифровую валюту ЦБ, стали Багамские Острова в 2020 году. Ее назвали Sand Dollar. Валюта привязана к багамскому доллару, который, в свою очередь, привязан к доллару США. В Индии с декабря 2022 года начали использовать цифровую рупию в розничной торговле в четырех городах, но пока в рамках пилотного проекта. Месяцем ранее правительство запустило еще один пилот: девять крупнейших банков начали производить расчеты по сделкам с гособлигациями также с использованием новой формы национальной валюты.

Эволюция карточного бизнеса. Цифровой рубль.

Сбор данных о клиенте для формирования кастомизированных предложений и улучшения пользовательского опыта, перенос взаимодействий с банком и функций физического офиса в онлайн, формирование экосистемного подхода являются одними из основных трендов в сегменте. Мобильный интернет-банк Весной этого года некоторые российские мобильные банки были удалены из сторов. Это событие повлекло за собой миграцию пользователей из приложений в мобильные версии интернет-банков. Не все успели адаптировать интернет-банк. Мобильные версии интернет-банков достаточно сильно отличаются от привычных приложений визуально и функционально. Клиенты, чувствительные к качеству цифрового опыта, при переходе из приложения в мобильную версию интернет-банка могут испытывать критичные неудобства. В этом году банки будут совершенствовать пользовательский опыт в мобильных интернет-банках. У чат-ботов все еще сохраняется репутация инструмента для решения простых задач, и когда речь идет о сложном вопросе, пользователь даже не пытается поручить ее текстовому роботу и сразу просит переключить на оператора-человека — несмотря на то, что бот вполне может справиться. Чат-бот для предпринимателей от ПСБ умеет выставлять счета, оплачивать налоги штрафы, повторять платежи из истории, оформлять предодобренный кредит. Инструмент закрывает основные бизнес-потребности. В 2023 банки будут дальше развивать чат-ботов, имитирующих разговор с реальным человеком и нацеленных на мгновенный ответ на запрос. Сторис Банки внутри своих приложений формируют контентные площадки с информационными сообщениями, индивидуальными предложениями и полезными сервисами. Тренд продолжит свой рост в 2023. Через сторис банки продвигают свои продукты, рассказывают о полезных функциях, знакомят с новыми фичами.

Во-вторых, предложение банками новых сервисов позволит их клиентам совершать операции быстрее и удобнее. В-третьих, Федеральный закон от 27. В-четвертых, стремительное развитие рынка смартфонов, в том числе с NFC-чипом, предоставляет банкам возможность внедрять ряд новых технологий, таких как мобильный банк, nfc-банковская карта [7]. Рассмотрим основные инновационные платежные технологии, которые используются в настоящее время и имеют огромные перспективы дальнейшего развития рисунок 1. Рисунок 1. Инновационные платежные технологии Совершение платежей с помощью пластиковых банковских карт уже стало довольно обычной процедурой и инновационной не является, поэтому рассматривать данную платежную технологию не будем. Интерес представляет новые бесконтактные технологии Visa payWave и MasterCard PayPass, которые позволяют оплатить покупки и услуги в одно касание. Расплатиться ими можно в любой торговой точке, где принимают карты PayPass или payWave, просто поднеся карту к терминалу с символом бесконтактной оплаты. Но даже если отсутствует возможность провести бесконтактный платеж, то можно воспользоваться такой картой как обычной пластиковой картой. Использование данной технологии позволяет совершать платежи быстрее, безопаснее и проще [1]. Технологии Visa payWave и MasterCard PayPass можно использовать не только в картах, но и в мобильных телефонах, наручных часах и различных стикерах, оборудованных nfc-технологией, то есть совершать платежи с помощью любого из этих устройств. Так, например, в июне 2013 года Банк Русский Стандарт, платежная система MasterCard и компания МТС представили инновационную разработку — банковские карты NFC на «симке» МТС, которые позволяют быстро и безопасно за одно касание оплатить покупки и услуги по всему миру, поднеся телефон к терминалу и подтвердив оплату. Пользователи такого NFC-кошелька могут воспользоваться тремя услугами: во-первых, платежной картой Mobile MasterCard PayPass банка «ТКС», во-вторых, транспортными картами ряда российских региональных центров, а также купонным сервисом.

#Платежные_системы

Банк России указывает, что основой для обеспечения платежного суверенитета и развития российского платежного рынка выступает стабильно функционирующая и открытая к взаимодействию национальная платежная инфраструктура. ведущие эксперты о будущем платёжных систем. Правда, такая схема для современной России не актуальна: у нас курс рубля официально плавающий, а влияние государства сводится к участию в интервенциях в рамках бюджетного правила. Разработкой первого российского платежного терминала занимается отечественная компания «Элемент‑технологии». разработка новейших платежных технологий и современных платежных систем с поддержкой разных типов операций, возможностью кастомизации и антифрод-фильтрами.

Лицом или отпечатком: в России планируют ввести новый вид бесконтактной оплаты

Мы сейчас обсуждаем с коллегами для того, чтобы запустить этот экспериментальный режим, для этого нужны изменения в нормативно-правовую базу", - сказала глава ЦБ в ходе пресс-конференции в пятницу. Конечно, к этому надо переходить", - добавила глава ЦБ. США испытали на Украине новую технологию.

Цифровой рубль — это некая гибридная форма валюты, то есть не безналичные рубли и не привычные нам купюры. Она существует только в виде записи в цифровом кошельке и будет использоваться только для проведения безналичных платежей. То есть обналичить, снять эти деньги со своего цифрового кошелька и использовать как банкноты и монеты эти рубли нельзя. Так объяснил ситуацию руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. В пилоте участвует ограниченное число клиентов и банков, а операции таким способом будут реальными — это оплата госуслуг, покупки в маркетплейсах, оплата ЖКХ, переводы между физлицами и т.

Постепенно после отработки всех технических нюансов эта практика будет расширяться и использоваться повсеместно и бизнесом, и населением, — добавил Артём Деев. В чём преимущества цифрового рубля Владислав Антонов отметил, что цифровой рубль может быть удобен и для покупателей, и для бизнеса. Как у платёжного средства у него есть ряд преимуществ. Например, доступ к кошельку через любую финансовую организацию, в которой обслуживается клиент. Операции с цифровым рублём будут проходить по единым тарифам, что позволит снизить издержки на их проведение. Есть возможность использования без доступа к Интернету. Банки будут выдавать кредиты по новым правилам: К чему должны быть готовы заёмщики Кроме того, такой способ оплаты гарантирует высокий уровень сохранности и безопасности денег.

Среди плюсов также — расширение линейки инновационных продуктов и сервисов; улучшение условий клиентского обслуживания; средства в кошельке доступны клиенту через любую финансовую организацию, где он обслуживается. В России очень мощная программа по цифровизации экономики. Цифровой рубль даёт возможность быстро совершать платежи, совершенно понятная инфраструктура и всё происходит под контролем регулятора.

Ритейлеры же, напротив, извлекут выгоду, поскольку смогут экономить на эквайринге и моментально зачислять средства на счет. Внедрение цифровой валюты также позволит снизить порог для входа в сектор финансовых услуг. ЦБ планирует представить API для обработки поручений конечных пользователей при использовании цифрового рубля, поэтому на рынке могут появиться новые цифровые игроки. Они будут привлекать пользователей удобным интерфейсом взаимодействия с кошельком цифровых рублей. Таким образом, в базовом сценарии внедрения цифрового рубля затраты на обслуживание платежей снизятся, а главными выгодоприобретателями этой меры станут ритейлеры. Потребителям и финансовым организациям она, напротив, сулит снижение доходов. Наряду с механизмами оплаты по QR-коду это может стать еще одним толчком к созданию партнерств между банками и предприятиями розничной, торговли. Как различным игрокам улучшить финансовый результат при внедрении цифрового рубля в сфере розничных платежей Чтобы минимизировать потери, банки-эмитенты могут использовать стратегию «защиты» или «атаки». В первом случае они могут заострять внимание клиентов, на таких преимуществах платежей с помощью карт, как кешбэк или проценты на остаток по счету. При этом финансовые организации могут пересмотреть программы лояльности — снизить кешбэк в категориях с меньшим риском перехода на цифровой рубль супермаркеты, рестораны быстрого питания и т. Чтобы осуществлять эту стратегию, необходимо поддержание высокого уровня межбанковских комиссий по картам, но с учетом быстрой популяризации платежей через СБП это представляется маловероятным. Скорее можно ожидать понижения комиссий, поэтому в долгосрочной перспективе такая стратегия малоэффективна. Указанные меры открывают перед банками широкие возможности для извлечения комиссионного дохода. Целевые социальные выплаты материнский капитал, единоразовые выплаты на детей школьного возраста, Пушкинская карта составили около, 0,6 трлн руб. Что касается специализированных транзакций, один лишь рынок вторичного жилья оценивается более чем в 10 трлн руб. Рынок личного автотранспорта даже с учетом глубокого кризиса отрасли в 2022 г. Объем страховых выплат за 2021 г. Потенциальный рынок специализированной валюты не ограничивается данными категориями и может быть еще больше. Более того, новая цифровая валюта может занять важную роль в сфере корпоративных расчетов, где объемы платежей несоразмерно выше. Так, банковский сектор имеет возможность не только восполнить потери доходов, от обработки карточных платежей и оттока дешевых пассивов, но и увеличить базу комиссионного дохода. С учетом перераспределения доходной базы от обработки платежей банки, сумевшие первыми внедрить активную стратегию адаптации к платежам через ЦВЦБ, останутся в выигрыше от внедрения нового способа расчетов. В свою очередь, пассивная стратегия не позволит возместить потенциальные потери доходов. Выбор подходящей стратегии напоминает «дилемму заключенного»: если никто, из банков не пойдет в «атаку», то внедрение цифрового рубля затянется и банки будут нести убытки сравнительно медленно. Если же появится один лидер, то он получит непропорционально высокий доход, а другие банки понесут потери. А если стратегию «атаки» выберут многие организации, то динамика финансового результата будет зависеть от возможности заместить выпавший доход новым. В отличие от банков, ритейлеры в любом случае выиграют, если начнут «атаку» на межбанковские комиссии. Для этого подойдет как инфраструктура цифрового рубля, так, и существующая инфраструктура. Но поскольку важнейшая задача ритейлеров — наращивать выручку, им лучше выстраивать клиентские сервисы, создающие добавленную стоимость. Например, это «бесшовная» рассрочка, в частности в офлайн-канале, бесплатная доставка и т. Общий выигрыш для ритейлеров может составить не менее 80 млрд руб. Международный опыт показывает, что снижение стоимости эквайринга приводит, не к снижению цен, а к росту прибыли ритейлеров. Например, Еврокомиссия приводит такие данные: когда в 2007 г. Клиентам просто пришлось больше платить за обслуживание карточных счетов, а главными выгодоприобретателями стали ритейлеры. Однако в некоторых странах, например в Австралии, такие изменения позволяли потребителям сэкономить, особенно когда банкам не удавалось перевести упущенные доходы в новую форму. Продвигая цифровую валюту, Центральному банку важно сотрудничать с другими государственными органами, в том числе с антимонопольными. Необходимо, чтобы часть экономии, которую получат ритейлеры, перешла к потребителям — в виде снижения или замедления роста цен. Заключение В России одна из самых развитых платежных систем в мире — как с точки зрения клиентского опыта, так и с точки зрения инфраструктуры. Поэтому руководители многих банков задаются вопросом о том, как развивать эту систему дальше. Хотя события 2022 г. Формируя партнерства и обеспечивая тесное сотрудничество между банками и ритейлерами, можно придать новый импульс развитию конкуренции, которое поможет улучшить впечатления клиентов. Чтобы совершенствовать платежную инфраструктуру, в частности повышать ее надежность и эффективность, можно внедрять цифровые валюты.

Электронный кошелек. Закон о НПС создал нормативное поле для развития расчетов с использованием электронных денег. В этой связи ряд крупных игроков банковского рынка, в частности Сбербанк, заявили о планах по созданию собственной системы электронных денег. В связи с высокими темпами развития интернет-торговли данное направление становится все более привлекательным для банков. Технология расчетов по операциям, осуществляемым в Интернете, не отличается от технологии расчетов по картам в торгово-сервисных предприятиях. Предоставление клиенту услуги автоматического пополнения счета телефона или иного абонентского счета при достижении определенного минимального порога на данном счете путем безакцептного перечисления денежных средств с банковского счета. Платежи по технологии прямого дебетования.

Платёжные системы

В 2023 г. российский рынок платежных систем продолжает развиваться быстрыми темпами. Главная» Новости» Топ – 3 платежных технологий с наибольшим потенциалом в 2023 году. Популярность UnionPay в России многократно выросла после того, как международные платёжные системы Visa и MasterCard приняли решение уйти из страны, после чего российские карты с поддержкой соответствующих систем перестали работать за пределами РФ. Московская компания «Элемент-технологии», которая является разработчиком высокотехнологичного оборудования, в 2024 году выпустит первый отечественный платежный терминал. Финансовые новости.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий