Методология развития эмоционального интеллекта -новый инновационный инструмент развития сотрудников и руководителей компании из первых рук (технологии, применяемые в международной практике от основоположников научной концепции эмоционального. Про эмоциональный интеллект заговорили относительно недавно — в конце 20 века, а сейчас он занял прочное место в психологической и коучинговой литературе рядом с коэффициентом интеллекта IQ. Речь о развитии эмоционального интеллекта ведется уже несколько лет, однако именно в России прогресс в данном направлении слабый. Ответ: Развитие эмоционального интеллекта возможно через практику самосознания, развитие эмпатии и обучение управлению эмоциями.
Введение в эмоциональный интеллект
В модели эмоционального интеллекта Гоулмана, который популяризировал понятие EQ, выпустив в 1995 году книгу, пять составляющих. Международная сеть развития эмоционального интеллекта для детей 4-15 лет. из чего состоит эмоциональный интеллект. Формирование эмоционального интеллекта личности представляет собой поэтапный процесс развития способностей, выступающих структурными компонентами анализируемого в данном исследовании феномена. В эфире RTVI Марианна Минскер и психолог, профессор ВШЭ Леонид Кроль поговорили о том, что такое эмоциональный интеллект и какую роль он играет жизни человек. Для развития эмоционального интеллекта стоит делать записи трёх видов.
Почему так важно развивать эмоциональный интеллект детей в современных реалиях?
Говоря о структуре эмоционального интеллекта, Гоулман выделяет пять областей: Самоосознание. Понимание своих внутренних состояний, возможностей и предпочтений, интуитивных предчувствий. Способность управлять этими состояниями. Эмоциональный настрой, который способствует достижению целей. Осознание чувств и потребностей других людей. Социальные навыки. Умение вызывать у других людей желаемую реакцию.
Как работает эмоциональный интеллект? Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии. Осознанность Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки. Самооценка Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звезд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации. Мотивация Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы. Адаптивность Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам. Как развивать эмоциональный интеллект? Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская. Честность Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе.
Ну как замечать, мне стали давать обратную связь, что со мной сложно общаться. Тогда я работал в компании, где давать фидбэк коллегам норма и даже приветствуется, причем чаще всего фидбэк давали именно разработчики. Я узнал о важном нюансе: хоть по сути я и говорю верные вещи, но сильно страдает форма. А также я делаю некоторые поступки не вовремя или просто не понимаю когда собеседник передо мной начинает раздражаться. Обычному человеку низкий уровень эмоц. Но вот когда ты менеджер, все иначе, требования повышаются. Ничего не вышло.
Улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели чудо. Разозлиться, как: ребенок, у которого забрали мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили. Испугаться, как: ребенок, который потерялся в лесу, заяц, увидел волка, котенок, на которого лает собака. Выразить усталость, как: папа после работы, человек, поднявший что-то тяжелое, муравей, что волочет большую муху Изобразить: туриста, который снял тяжелый рюкзак, ребенка, что хорошо потрудился, помогая маме, уставшего воина после победы. Упражнение «Сказочный вернисаж». Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение рассуждать нестереотипно. Психолог: «Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Итак, начинаем». В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух человек, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? Красная шапочка. Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось оставить незаконно занятую территорию. Теремок Назовите сказку, в которой говорится о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, однако финал - трагический. Проявив слишком большую самоуверенность, он погибает. Рефлексия «Все в твоих руках». На листе бумаги каждый обводит свою левую руку. Каждый палец - это определенная позиция, по поводу которой необходимо высказать свое мнение.
Интервью: тренер по эмоциональному интеллекту о поиске ключа к успеху
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей. Внедряет диагностику и практики развития эмоционального интеллекта в российский крупный и средний бизнес. Занимается практикой развития лидеров и формирования управленческих команд для реализации digital-проектов с 2007 года.
Вебинар «Эмоциональный интеллект» в рамках проекта «Полезный вторник»
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» призвана научить родителей и педагогов методам и приёмам, способствующим развитию и обогащению эмоционального мира ребёнка. В первую очередь на развитие эмоционального интеллекта влияет тренировка стабильного и ясного, безоценочного внимания. Речь о развитии эмоционального интеллекта ведется уже несколько лет, однако именно в России прогресс в данном направлении слабый. Рассказываем, как устроен эмоциональный интеллект, почему развивать его никогда не поздно и к каким положительным переменам в жизни это может привести.
Ведите дневник. Психолог о том, как развить эмоциональный интеллект
Да, многие думают, что он и совершил открытие этого феномена, но нет - лишь популяризировал. Сам Гоулман связывал эмоциональный интеллект со способностью управлять своими эмоциями, умением мотивировать себя и настойчиво идти к цели, «несмотря на провалы». А это, в свою очередь, напрямую влияет на успех человека в разных сферах. Несмотря на то, что разные исследователи по-разному трактуют эмоциональный интеллект, ясно одно - чем он выше, тем человек эффективнее, поскольку может лучше контролировать внутренние импульсы. Если всё так, то, конечно же, возникает вопрос - как развить эмоциональный интеллект? Ученые пришли к выводу, что наиболее оптимальным периодом для его развития является детство. Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. У нас же, в России, работа в этом направлении проводится в основном для детей, проявляющих антисоциальное поведение. Но это не значит, что в другом возрасте его развитие становится недоступным.
В общем-то в детстве проще развить практически что угодно. Интересно то, что ученые также поняли, что распознавать и управлять своими эмоциями - это лишь привычка, но, как вы понимаете, очень ценная. Так что давайте рассмотрим несколько способов, как любой из вас сможет развить в себе эту привычку или, если хотите, как повысить эмоциональный интеллект. Итак, эмоциональный интеллект может развиваться в четырех направлениях: как самоуправление - то есть умение контролировать свои импульсивные чувства и поведение, управлять своими эмоциями, выполнять взятые на себя обязательства и адаптироваться; как самосознание - то есть понимание своих эмоций и того, как они влияют на ваши мысли и поведение, знание своих сильных и слабых сторон; как социальная осведомленность - то есть понимание эмоций, потребностей и поведения других людей, умение чувствовать себя комфортно в обществе или группе; как управление взаимоотношениями - то есть умение развивать и поддерживать хорошие отношения, общаться, вдохновлять и влиять на других, работать в команде и разрешать конфликты. Самый основной, фундаментальный навык, который вам следует развить - это не пытаться игнорировать свои эмоции, а прислушиваться к ним. Без этого никакие медитации и техники не будут работать. Но это не верно. Особенно, в случае сильных эмоций, таких как гнев, печаль, страх.
У каждой из этих эмоций есть какая-то определенная полезная цель. Например, печаль способствует эмоциональному исцелению, страх способствует действиям по спасению жизни, а гнев может мобилизовать и вдохновить нас. Теперь вернемся к ранее обозначенным четырем направлениям. Начнем с первого - как развить самоуправление?
И это не удивительно. Стресс - это очень мощный фактор, который мешает нам мыслить здраво. Так что нам нужно научиться управлять стрессом.
Когда вы умеете управлять своим стрессом, неприятные эмоции уже не будут так сильно влиять на ваши мысли и самоконтроль, и вы сможете сделать верный выбор, правильно трактуя то, что вам пытаются сказать ваши эмоции и чувства. Следующее направление развитие эмоционального интеллекта - это самосознание. Как его развить? Данная способность связана с тем, как проходили ваши эмоциональные переживания в раннем детстве. Если ваши родители или опекуны ценили и понимали ваши эмоции, то, скорее всего, это будет хорошим фундаментом для развития эмоционального интеллекта во взрослой жизни. Если нет, то, вероятно, в детстве вы пытались избегать своих эмоций, потому что они казались вам угрожающими, болезненными и сбивающими с толку. Чтобы понять, подавляете ли вы или выключаете свои эмоции, ответьте на данные вопросы: 1.
Испытываете ли вы эмоции и чувства, как поток, где одни чувства сменяются другими, в зависимости от момента? Сопровождаются ли ваши эмоции физическими ощущениями в животе, горле или груди? Испытываете ли вы такие чувства и эмоции, как гнев, печаль, страх и радость, которые отражаются на вашем лице? Можете ли вы испытать сильные чувства? Вы обращаете внимание на свои эмоции? Являются ли они фактором для принятия решений? Если вы на какие-то из этих вопросов ответили отрицательно, то, вероятно, вы подавляете свои эмоции или отключаете их.
Как мы уже говорили, прислушиваться к своим эмоциям, а не игнорировать их - это фундаментальный навык. Развить его можно с помощью практики внимательности. На самом деле, технически это довольно просто. Внимательность - это практика целенаправленного сосредоточения вашего внимания на настоящем моменте без осуждения себя.
Мы разбирали реальные конфликтно-токсичные ситуации и как из них выходить —тренеры давали конкретные инструменты, которые можно применять как в личных сферах, так и в рабочих ситуациях. Мне понравились преподаватели, ценность информации, реальные кейсы и работа над действительно сложными ситуациями. Не хватило разве что живых встреч, но онлайн-формат этого не предусматривает. Курс помог разобраться в вышеуказанных вопросах, научил отличать конфликтность от токсичности. Рассказал, что такое эмпатия и как ее проявлять в реальной жизни. Также повторили понятия личных границ и как с ними работать и выстраивать экологично. Курс очень помог и итогом стало близкое к идеальному положение в коллективе и выстраиванием имиджа на новом месте работы. То есть я сделала правильные выводы о своих ошибках и ошибках окружавших меня людей и поняла, как это все предотвращать. После 1,5-месячного online обучения вы сможете поддерживать оптимальный эмоциональный баланс в жизни и на работе Формат обучения. Видеоуроки с практическими упражнениями и фидбэком от психологов-преподавателей. Уроки с бессрочным доступом. Вы получите сертификат по окончании курса плюс год изучения английского на платформе Kespa в подарок. За 2 месяца вы прокачаете уверенность в себе: сможете выстраивать экологичное общение с окружающими и с достоинством выходить из конфликтных ситуаций Формат обучения. Смотреть видеоуроки и выполнять задания можно в удобное время, каждую практическую работу проверит эксперт и даст индивидуальный фидбэк. В конце обучения вас ждёт тестирование по теоретической части курса и практический экзамен. Все учебные материалы сохраняются в личном кабинете студента бессрочно. После сдачи итогового экзамена вы получите сертификат, а в качестве бонуса — бесплатный доступ к платформе для изучения английского. Вы узнаете, как выстраивать конструктивное общение с собеседниками, вдохновлять людей и «заряжать» их своими эмоциями Формат обучения. Живые вебинары по 1,5 часа проходят 1 раз в неделю. Электронный сертификат по окончании обучения. Вас ждут вебинары и практические занятия с домашними заданиями. По каждой работе студента преподаватель даёт обратную связь. Можно учиться по гибкому графику и заниматься с разными группами. Вы получите сертификат. После обучения на курсе вы сможете уверенно принимать решения и выстраивать конструктивное общение с людьми Формат обучения. В программе 18 коротких лекций от практикующего психотерапевта — всего 3,5 часа видеоконтента. Доступ к урокам бессрочный. По окончании курса выдаётся сертификат. Checkroi на связи: отвечаем на частые вопросы Я раньше никогда не занимался развитием эмоционального интеллекта. С чего мне начать? Ответить на этот вопрос мы попросили нашего эксперта Елену. Заведите привычку почаще спрашивать себя: «Какие эмоции я испытываю сейчас? Постарайтесь не отвергать свои чувства, прежде чем у вас будет возможность их продумать.
Практикуме» Если говорить про дизайнеров интерфейсов, то, помимо общения в команде, нашу работу отличает большое количество недолгих и неглубоких контактов с другими людьми, в которых нужно вести себя очень внимательно и корректно. Приведу несколько примеров. Первый — это так называемое коридорное тестирование, когда мы ловим коллегу прямо в коридоре и просим протестировать продукт, например выполнить несколько задач в приложении или на сайте. Нужно быть очень убедительным, чтобы человек согласился и потратил на все это свое время. Еще страшнее, когда с такими просьбами нужно обращаться не к коллегам, а к посторонним людям. Одному моему знакомому нужно было проверить, как люди в Казахстане воспринимают и используют платежные инструменты: пользуются ли банковскими приложениями, как предпочитают совершать переводы, где хранят деньги. Два дня он гулял по рынкам и улицам, пробуя разговорить случайных прохожих, продавцов в магазине, таксистов. Если бы он не умел правильно формулировать интересующие его вопросы, он бы просто не смог добыть нужную ему информацию. Чтобы успешно работать в команде Софья Шматова, интернет-маркетолог, основатель и директор по стратегии Brave Red Market Intelligence Я считаю, что люди в команде должны очень четко и адекватно оценивать свои возможности и возможности своих коллег: нет ничего постыдного в том, чтобы не знать чего-то, что знает коллега. Чем сильнее люди вокруг, тем сильнее становитесь и вы. Все это, конечно, происходит в условиях разумной конкуренции, но это не должна быть битва за место под солнцем, а именно органичное и слаженное функционирование команды как единого организма. В конце концов, бывают спортивные и неспортивные методы. И первые — это про уважительное отношение каждого члена команды друг к другу, обмен опытом, помощь и поддержку. Безусловно, внутри любой команды есть явные и скрытые лидеры, есть мыслители и есть «делатели», есть те, кто хорошо выполняет механическую работу, и те, кто генерирует идеи, — в этом нет ничего страшного, главное, чтобы каждый находился на своем месте и понимал, что рядом с ним работает не меньший, а может быть, и больший профессионал, чем он сам. Чтобы суметь поставить себя на место другого человека Юлия Кондратьева, дизайнер интерфейсов, автор и наставник курса «Дизайнер интерфейсов» в «Яндекс. Практикуме» В 1979 году известный дизайнер Патрисия Мур в возрасте 26 лет отправилась в путешествие по США и Канаде в костюме, имитирующем возрастные изменения в организме.
Эмоции — это суперсила
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать | Развитый эмоциональный интеллект считается ключом в развитии сферы гостеприимства, являясь одним из основных коммуникативных навыков. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить | Развитие эмоционального интеллекта – это тренд, который, как и свойственно всем веяниям, быстро подхватили многие лагеря и сделали это основой своей педагогической программы. |
Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать?
Постарайтесь не отвергать свои чувства, прежде чем у вас будет возможность их продумать. Пока вы практикуете эмоциональную осведомлённость, найдите время, чтобы отслеживать и своё поведение. Наблюдайте, как вы ведёте себя, когда испытываете определённые эмоции, и как это влияет на вашу повседневную жизнь. Управлять эмоциями становится проще, как только мы осознаём, как мы на них реагируем. Для ощутимых подвижек может потребоваться много времени — позвольте себе это небольшое пространство. Если же вам нужны результаты за короткий срок — лучше записаться на специализированные онлайн-курсы. Там опытные психологи и тренеры помогут обрести баланс гораздо быстрее и глубже разобраться в себе. Начните менять отношение к своим эмоциям, и результаты не заставят себя долго ждать Можно ли проходить курсы в своём темпе? У меня мало свободного времени.
У большинства курсов гибкий график с «мягкими» дедлайнами: вы можете смотреть видеолекции и выполнять домашние задания в удобное время в течение недели. Некоторые программы включают живые лекции и вебинары, обычно они проводятся по вечерам 1—2 раза в неделю. Желательно присутствовать на онлайн-трансляциях, чтобы задавать вопросы и участвовать в обсуждениях, но если что — обязательно будут видеозаписи. Есть какие-то бесплатные материалы по теме эмоционального интеллекта? Я ещё не уверен, что мне это надо. Не стоит спешить с покупкой, если запрос на обучение пока не сформировался. В следующем разделе мы подготовили подборку бесплатных курсов, с которых можно начать онлайн-обучение эмоциональному интеллекту в любое время. А если захотите ещё больше углубиться в тему EQ, обратите внимание на профильные книги из наших рекомендаций Что посмотреть: бесплатные курсы по развитию эмоционального интеллекта Если вы пока не готовы приобретать комплексный курс про эмоциональный интеллект, бесплатно познакомиться с темой можно в открытых интернет-источниках.
Мы подобрали вебинары и циклы лекций, которые дадут вам общее представление о EQ и помогут сделать первые шаги к пониманию своих эмоций уже сегодня. Эмоциональный интеллект: как понимание эмоций меняет жизнь от Нетологии. Ознакомительный вебинар, на котором вы узнаете, что из себя представляет эмоциональный интеллект и как он влияет на карьерное развитие и повседневную жизнь человека. Art of soft skills: гибкие навыки для жизни и учебы от Stepik. Обзорная программа, которая познакомит вас сразу с 5 софт-скилами: эмоциональным интеллектом и умениями разрешать конфликты, работать в команде, адаптироваться к изменяющимся условиям и убедительно позиционировать себя в разных ситуациях. В курсе 29 уроков с тестами, а по завершении обучения выдаётся сертификат. Эмоциональный интеллект от Открытого образования. В программу входят короткие видеолекции с дополнительными материалами и тестами для контроля знаний.
При успешной сдаче всех заданий вы получите сертификат. Управление эмоциональным интеллектом от Coursera. Вас ждут видеоуроки, тесты и полезные ресурсы для самостоятельного изучения. По окончании программы можно приобрести сертификат. Лидерство и EQ в карьере и бизнесе от Coursera. Вы узнаете, как связан уровень эмоционального интеллекта с продуктивностью и успехами в профессиональной деятельности, прокачаете лидерские качества и научитесь выстраивать эффективную коммуникацию с коллегами, сотрудниками и бизнес-партнёрами. Курс рассчитан на 3 недели, доступна платная сертификация. Эмоциональный интеллект для IT-специалистов от Coursera.
Вы сможете убеждать, разрешать конфликты и сохранять невозмутимость. Снизьте уровень стресса и тревоги. Забудьте о прокрастинации и поддерживайте постоянную внутреннюю мотивацию.
Вы сможете общаться так, чтобы людям было с вами приятно и заметите взаимную симпатию.
Да, иногда это может быть больно. Однако, порой, то, что болит — это и есть самое живое в нас на данный момент. Это та часть нашего внутреннего мира, которая больше всего нуждается в том, чтобы быть выраженной и поддержанной. И вот он, еще один способ позаботиться о себе: осознать свои чувства, поддержать себя в своих чувствах, чтобы не стать «ледышкой», - пишет психолог. Как работает эмоциональный интеллект? Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности.
Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии. Осознанность Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки. Самооценка Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звезд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление.
Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации. Мотивация Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы. Адаптивность Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей».
Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца.
Сервис по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob недавно объявил об исключении из резюме графы «образование». Действительно, можно закончить вуз и получить корочку, в которой написано «маркетолог».
Но я знаю сотни маркетологов, чьи работы принципиально отличаются друг от друга. Есть люди-аналитики, которым невероятно нравится работать с цифрами, данными, искать взаимосвязи. А есть те, кто сбежит от такой работы через три дня, зато прекрасно создает новые продукты.
Кто-то — отличный коммуникатор, а кто-то мыслит схемами. Ребята проходят квест, в результате чего начинают понимать свои ролевые модели см. Таблицу 1.
Таблица1;Описание ролей; Аналитик;Твой ведущий навык будущего заключается в умении находить глубинное значение, определять ценность любых идей, предложений, взглядов, информации. Хорошо владеешь критическим мышлением. В команде ты обычно умело анализируешь информацию так, чтобы в итоге сформулировать смыслы, которые были заложены в ней изначально.
Однако есть риск слишком глубоко уйти в анализ смысловой нагрузки идей и входящего потока данных, не заметив за этим реальных людей, их инициативности, активности, их вклада в общую работу. Также тебе может быть достаточно непросто вдохновлять других и получать от них поддержку обнаруженных тобой идей и смыслов. Он помогает тебе хорошо общаться с другими людьми, своевременно проявлять эмпатию, объединять группу на базе общих целей и ценностей, поднимать командный дух и улучшать эмоциональную атмосферу в коллективе.
Однако, слишком увлекшись ролью лидера или слишком поддавшись эмоциям, такой человек рискует начать манипулировать другими в своих целях. Например, перекладывать на других, то, что вполне можно сделать было бы и самому. Тебе свойственно стремление к самовыражению в творческом порыве работы над какой-либо идеей проекта.
Твое нестандартное мышление помогает находить выход из самых трудных ситуаций и необычное решение проблем. Но такой творческий подход может иногда превратиться в проблему. Слишком увлекшись творчеством, легко начать игнорировать вопросы, кажущиеся тебе второстепенными, и просто-напросто отметать идеи других людей, которые тебе показались недостаточно креативными.
Это классная способность видеть и описывать задачи, которые целесообразно решать с помощью современных технологий. Помогает тебе в индивидуальной и командной работе и умение работать с инструментами виртуального сотрудничества. Ты отлично «прокачан» в плане знаний и владения современными технологиями и всегда найдешь подходящую программу или информацию в интернете.
Но твоя поглощенность цифровым миром может доходить до занудства, есть риск потерять дружеский контакт и хорошее, качественное общение с окружающими живыми людьми. Увлекшись упаковкой и жанрами, формой подачи материала тебе может быть сложно удерживать долго внимание на каком-то одном вопросе и возникает спешное желание не закончив одно, приступать сразу к другому. Даже если обсуждение началось с какой-то одной сферы, ты можешь видеть взаимосвязи с другими сферами, можешь находить параллели и аналогии в других областях и связывать их воедино.
Твое системное мышление помогает эффективно объединить это все в единую систему. Конечно, это показывает твою эрудированность и разностороннее мышление, но иногда излишняя перегруженность малознакомой терминологией и «умничание» может начать раздражать других людей; Координатор;Ведущий навык будущего такого человека — управление вниманием и кооперация с другими участниками для грамотной постановки целей, задач, приоритетов. Ты умеешь равномерно распределять свою энергию между множеством проектов и идей, и можешь помогать в этом другим людям.
Ты — уверенный в себе человек, пользующийся доверием окружающих, распределяющий задания, поощряющий к принятию решений и уточнению целей. Такой человек с соответствующим настроем и решимостью приступает к активным действиям. Он готов преодолевать все препятствия, встречающиеся на пути, а негатив подчас он не видит и не слышит.
Развитие эмоционального интеллекта у медицинских работников с синдромом эмоционального выгорания
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — один из «мягких», надпрофессиональных навыков, от которых зависит карьерный успех и производительность труда. Как использовать практику развития эмоционального интеллекта и построения эи — среды в образовании и развитии детей и подростков. Короткий ролик о программе по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей как ключевого навыка XXI века. Занимается практикой развития лидеров и формирования управленческих команд для реализации digital-проектов с 2007 года. Занятие направлено на развитие эмоционального интеллекта. Дети познакомились с эмоцией радость.
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Особенности развития EQ у детей, способы и методы как развить эмоциональный интеллект у ребенка. Человек с развитым эмоциональным интеллектом видит не только поведение других людей, но и его причины, умеет отделять личные ощущения от фактов, не дает эмоциональным порывам влиять на дело, а также не зависит от настроения других людей. Распознавание эмоций и использование силы эмоционального интеллекта сейчас важнее, чем когда-либо. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта означает, что человек осознает свои переживания, причины злости или печали. Для развития эмоционального интеллекта стоит делать записи трёх видов.
Интервью: тренер по эмоциональному интеллекту о поиске ключа к успеху
Как договориться с ребенком, установить какие-то правила, по которым можно взаимодействовать, чтобы и все уроки были сделаны, и никто не перешел на крик? Виктория Шиманская: Есть хорошая практика, это выделение трех зон: красная, желтая, зеленая. Их можно выделять как в своем поведении, так и регулировать ими взаимоотношения и процессы. Это разрешает огромное количество вопросов. Красная зона - это зона ограничений, с которыми мы ничего не можем поделать. Их не должно быть много, но они есть. Например, мы четко знаем, что нельзя перебегать дорогу, и мы не делаем этого.
Мы знаем, что солнце встает на востоке, и исключения нет. Стоит установить правила: надо уйти в 8:30 - договоритесь об этом с ребенком и уходите. Не надо растягивать прощание и слезы на полчаса или уходить «по-английски», с каким-то обманом. Итак, установите четкие правила и следуйте им вместе с ребенком: например, гаджеты только в определенное время, на два-три часа в неделю - или как вы договоритесь, но все должны знать, что эти правила неизбежны. Желтая зона- это когда есть какие-то условия, задающие некоторые рамки, но внутри этих рамок есть свобода. Здесь совершенно другая позиция, другое взаимодействие, здесь родителю надо быть учителем.
Например, вы говорите ребенку, что сейчас время читать. Но книжку он уже пускай выбирает сам, это его свобода. Пусть у него будет полка, до которой он может спокойно дотянуться, где будет несколько книг, и он сможет взять то, что хочет. Еще есть и зеленая зона, которая зачастую исключается из жизни, и это неправильно. И в итоге родители получают провокационные действия, когда ребенок, например, берет и рисует маркером на стене специально. Обязательно должна быть зеленая зона, где нет никаких ограничений в принципе: должна быть возможность делать все что хочется, без каких-либо границ!
Должен быть час ничегонеделания и у маленького ребенка, и у подростка. Он может час лежать на кровати, час разрисовывать рулоны бумаги или старых обоев, делать все, что угодно, и вы должны ему эту свободу выбора и действия дать. Родителям очень сложно не вмешиваться, не делать замечания. В зеленой зоне ты наблюдатель, ты просто смотришь на своего ребенка и кайфуешь от созерцания - можно увидеть столько талантов! А мы не многого хотим от детей? Раннее развитие, навыки будущего, проекты, работа в команде… Не перегружаем ли мы своих детей, как вы думаете?
Виктория Шиманская: Да, конечно, у нас есть подобные перекосы - «драмкружок, кружок по фото»... А в итоге нередко страдает детское здоровье, даже на уровне морфологических изменений мозга. Задача родителей и педагогов в том, чтобы найти определенный талант, помочь его выявить... То есть нам самим для начала надо развить эмоциональный интеллект? Виктория Шиманская: Да, в первую очередь. Развитие счастливых детей происходит у педагогов и родителей, которые сами обладают развитым эмоциональным интеллектом.
Ресурсов для ребенка очень много, для него даже шишка может стать целым миром для познания, надо просто наполнить смыслом тот материал, который есть. Должно быть естественное развитие ребенка, чтобы он сам научился игре, чтобы он сам умел себя действительно занять и раскрыть.
Люсина , однако они не применяются широко, поскольку находятся в стадии разработки.
Сергей Шабанов и Алена Алешина предлагают проверить ЭИ путем оценки себя по перечню навыков: Данный подход помогает выявить недостатки в целостности своей личности. Изучение эмоционального интеллекта делится между психологией, нейрофизиологией и другими науками. Уже несколько десятков лет эмоциональным интеллектом занимается нейрофизиология, в том числе в таких видных университетах как Стэнфорд, однако в этом направлении предельно много неизученного материала.
Одним из самых популярных и доступных курсов на данную тему является курс лекций от Роберта Сапольски. Сапольски наиболее подробно рассматривает биологию эмоций и поведения в книге «Биология добра и зла», запись его курса доступна для масс на ресурсах Стэндфорда, но также имеется на Coursera и в открытом доступе на YouTube. Важно, что в литературе чем дальше, тем меньше делается упор на то, что эмоциональный интеллект важен именно для руководящего звена.
Когда речь об эмоциональном интеллекте заходит у нейрофизиологов, сразу же вспоминается термин «лимбическая система» — это структура мозга, которая реагирует на эмоции. Термин был разработан американским ученым Полом Д. Маклином в 1952 году.
Маклин вывел концепцию триединого мозга, согласно которой человеческий мозг состоит из трех частей, насаженных одна на другую, а именно: Лимбическая система состоит из миндалевидного тела, гиппокампа, гипоталамуса и поясной извилины. Именно в лимбической системе зарождается страх, который формируются в результате стимуляции гипоталамуса и миндалины; гнев и спокойствие также зависят от данной системы, за спокойствие отчасти отвечает неокортекс.
Второй — понимать причины возникновения этих эмоций. Это категорически важно и чаще всего пропускается даже в научных статьях. И третье — управлять ими.
Я поясню, почему настолько важен второй этап. На MBA программах и тренингах корпоративных руководителей я всегда задаю вопрос: кто раздражается на своих сотрудников? Это как бы включено в базовую комплектацию. Я раздражаюсь на сотрудников, потому что, скажу честно, они тупят, и повторять им по 10 раз одно и то же бесит. Или потому что они что-то не выполнили.
Или потому что сейчас я занимаюсь важным делом, а тут условный Сидоров со степлером приходит, можно ли взять то-то, Иван Иванович. Я утрирую, но на самом деле примерно так и происходит. В первой ситуации я раздражаюсь, потому что вижу потенциал сотрудника. Если я успел понять, что мне необходимо ему донести важную информацию в другом виде, я хочу ему давать проекты, мои действия в управлении этого раздражения будут одни. Если я раздражаюсь, потому что после командировки наконец-то взялся за важную задачу, а меня отвлекают на какой-то мелкий вопрос, то действия будут другие.
В одном случае я больше уделяю внимание сотруднику, по-другому формулирую, а в другом я вообще с ним не разговариваю. Раздражение как эмоция переживается изначально одинаково. Получается, что руководитель с развитым эмоциональным интеллектом, тот, который признал, что любые эмоции важны и нужны, сможет поступить адекватно. Сколько времени уходит на то, чтобы осознать причину раздражения? Как только происходит раздражение, у нас тут же передается реакция на тело.
Отсюда и начинается большинство проблем, не только в бизнесе, но и в быту. Этот навык связки, подключения неокортекса можно натренировать. Я иногда шучу, что нужно эмоциональное стоп-слово. Для меня это «интересненько»: «Интересненько, а почему я сейчас раздражаюсь на Сидорова? Это только раздражение?
Или, может быть, там еще интерес, тревога, еще что-то? С этим уже можно работать. Это про самоконтроль, про остановиться и подумать перед тем, как принять решение? Понять, из какой эмоции ты его принимаешь, и нужно ли тогда его принимать? Главный миф, который, надеюсь, мы сейчас развеем для аудитории, заключается в том, что важно не контролировать эмоции, а управлять ими.
Управление происходит в тот момент, когда я отделил эмоцию от себя, понял ее причину, и дальше ею манипулирую. Так поступают мощные руководители, которые действительно адекватны ситуации. Как научиться честно разбирать ту ситуацию, в которой ты оказался, и находить корень своего раздражения? Хорошими управленцами становятся именно те, кто умеет себе честно признаться во всем, что они чувствуют? Это развивается, причем — хорошая новость — в любом возрасте.
Эмоциональный интеллект важен и дает очень крутые бонусы в развитии не только руководителям, но и любым специалистам, и просто по жизни, даже если вообще люди не работают. В первую очередь, это про честность. Последние честность года много говорят про токсичные отношения, токсичных людей — их корень тоже отсюда. В какой-то момент человек понимает, что он готов с этим разобраться, и фокус его внимания переносится на осознание. Главное — понять, что все эмоции важны и нужны.
Это база. Поведение может быть неадекватным. Я хочу с ним что-то сделать, перестать кричать на сотрудников или на детей, но я правда готов с этим работать. Что за этим стоит? Страх, тревога, усталость, а может быть, наоборот, желание изменить мир к лучшему?
Я предлагаю называть это не негативными эмоциями, чтобы не было желания их в себе подавить, а сложными. Как только мы это осознаем, постепенно оно перейдет в навык, когда мы действуем неосознанно. Доля секунды — и мы смотрим не на поведение человека, не на свою эмоцию, а как бы сквозь нее, и видим, что за ней стоит. Дальше это становится стилем жизни. Бонус от этого невероятный, — карьерные результаты, заключенные сделки, развитие сотрудников, и просто внутреннее счастье от гармоничных отношений, — тот, кто вышел на этот путь, идет по нему дальше.
С чего начать развивать этот навык? Есть диагностический инструмент — Skillfolio, в котором 16 параметров. У кого-то стоит вопрос с осознанностью. Эта тема за последние лет 8 уже обзавелась разными коннотациями, но изначально вещь очень хорошая. Причем есть осознанность мыслей, эмоций, поведения, тела.
Даже этот навык осознанности мы можем декомпозировать как минимум на четыре составляющие. Есть люди, у которых супер развита осознанность поведения — это как раз про самоконтроль. Бывает, что у людей очень сильно развита эмпатия, но при этом по диагностике видно, что стрессоустойчивость не очень. Об этом прекрасно пишет американский нейроэндокринолог Роберт Сапольски. Когда мы развиваем эмпатию, миндалевидное тело в мозгу, амигдала, начинает увеличиваться, и состояние стресса и тревоги у человека увеличивается.
Как я говорю, переживание за всех котиков мира может в какой-то момент накрыть. Понятно, что такой руководитель не будет адекватен. Поэтому мы говорим, как ни странно, стоп эмпатии до того момента, пока не научимся ставить границы и работать с ней не как с состраданием. Нам эмпатия нужна для того, чтобы понять, что происходит с человеком, но дальше мы должны помочь ему из нее выйти, найти решение. Это работает в связке со стрессоустойчивостью.
Самое главное — понять, какой именно блок есть в эмоциональном интеллекте: распознавание эмоций, переживание неудачи, самооценка, неуверенность в себе, отсутствие мотивации? И дальше развивать то, что выпадает — по принципу красной ручки. Но есть еще принцип зеленой ручки — это когда мы продолжаем развивать то, что у нас уже хорошо, потому что это хорошая база. Получается, первое, что нужно сделать, — осознать, что я больше, чем эмоция. Я могу эту эмоцию отделить, они все эмоции важны и нужны.
Отделение эмоций — это первый шаг, то, что можно прокачивать всем — и с высоким, и со средним, и с низким уровнем эмоционального интеллекта. Зачастую мы просто не можем разобраться в себе. Нам кажется, что мы раздражены, а на самом деле грустим. Мы сложно устроены. Когда мы научимся отделять от себя эмоции, можно начать разбираться на уровне причин — почему это происходит?
Автор первой запатентованной российской методики развития эмоционального интеллекта детей». Автор серии «Академия Монсиков». Что такое эмоциональный интеллект? Виктория Шиманская: По большому счету эмоциональный интеллект - это умение правильно понимать свои эмоции и эмоции окружающих. Зачастую здесь ставят точку, но это неправильно.
Самое главное в эмоциональном интеллекте - это сделать эмоции ресурсом для принятия решений, для эффективного и гармоничного взаимодействия с миром, когда эмоции - это твои друзья, а не враги. Все эмоции важны, все эмоции нужны - этот принцип лежит в основе управления эмоциональным интеллектом. Причем, понимание эмоций играет огромное значение уже в очень раннем возрасте. А потом, во взрослой жизни мы используем эмоциональный интеллект для того, чтобы с помощью своего поведения достигать определенных целей, и именно он помогает нам всегда оставаться адекватными в тех или иных ситуациях. Развитие эмоционального интеллекта и обучение знаниям - это параллельный процесс?
Или к получению знаний ребенка необходимо подготовить? Виктория Шиманская: Сначала очень важно развитие эмоций, движения, речи. Если эта база создана полноценно, тогда уже развитие навыков письма, чтения, математики и прочих «наук» происходит нормально. Но нередко бывает так, что не до конца развита база эмоций, движения, речи у ребенка, а начинается уже русский, английский, китайский… А ребенок оказывается просто не готов к восприятию учебной нагрузки. И в итоге «благие» намерения родителей, стремящихся как можно раньше вовлечь своих детей в серьезный процесс обучения, оборачиваются серьезными проблемами в виде детских энурезов, неврозов, нарушений сна и т.
Родители должны четко осознавать - все обучение ребенка должно быть с учетом факторов развития его эмоционального интеллекта. А как вы относитесь к утверждению «после трех уже поздно», на которое очень часто ссылаются родители, стремящиеся как можно раньше вовлечь своих детей в серьезный образовательный процесс? Виктория Шиманская: Здесь я полностью поддерживают позицию доктора наук Марьяны Михайловны Безруких - конечно же, «после трех» не поздно. Более того, определенные зоны неокортекса развиваются и после двадцати лет, такие вещи, как умение действовать в неопределенности, сопоставление факторов прогнозирования. Это одно из объяснений того, почему люди впоследствии жалеют о выборе вуза, почему распадаются ранние браки и т.
Действительно, ребенок рождается с большим количеством нейронных связей, больше, чем у взрослого человека, и это позволяет ему приспосабливаться независимо от внешних условий. Дальше уже остаются те связи, которые используются. Но если это идет через напряжение, а не через удовольствие, происходят морфологические изменения в мозге. Существуют исследования, которые показывают, что чрезмерное «увлечение» ранним развитием в некоторых случаях вызывало у детей обратную реакцию - задержку в дальнейшем развитии. В нашем теле действительно все связано - применяете ли вы какие-то способы соединить одно с другим, привести в гармонию тело и мысли?
Виктория Шиманская: Да, мы советуем педагогам очень простые приемы, в них нет никакой магии, но они очень эффективные. Не секрет, что дети на первом уроке особенно зимой, когда темно и хочется спать , и дети после урока физкультуры - это два разных класса. Мы советуем педагогам перед первым уроком, когда дети вялые, делать небольшую разминку - буквально пять движений руками вверх, пять махов. Это обеспечивает прилив дофамина, дети становятся бодрее, настраиваются на дальнейшие процессы. А если нужно успокоиться, то наоборот, помогут наклоны, поиски чего-то на полу: мы клеим цветочки на пол, считаем лепестки или что-то в таком духе.
Таким образом мы концентрируем энергию и направляем ее в обучение. А что делать, если эмоциями управлять не получается, и негатив, напряжение мешает получению знаний? Виктория Шиманская: Вообще мы советуем педагогам убирать из лексикона словосочетание «негативные эмоции».