Исламский календарь (или мусульманский календарь) — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Исламский лунный календарь считается самым «молодым» из религиозных календарей.
Ураза-байрам — 2024. История праздника, традиции и интересные факты
У него точность среднего лунного месяца соответствует современным астрономическим данным, а годовой солнечный цикл дает отклонение всего на 6,5 минуты. Мы уже отмечали, что лунно-солнечный календарь, которым в течение всей своей жизни пользовался Мухаммад-пророк, при халифе Умаре был заменен на новый лунный календарь. При этом «проблему 13-го месяца» решили радикально: исключив солнечный, оставили для летоисчисления лишь лунный цикл с 12 лунными месяцами в году. На первый взгляд кажется, что в таком лунном календаре проблемы «откладывания» быть не должно. Возможность визуальной сверки лунных периодов с календарными позволяет увидеть наличие отклонения между расчетным и фактическим циклами. К тому же корректировка календаря на основе «арабского» или «турецкого» циклов, позволяет и вовсе снять проблему «откладывания».
Однако это не совсем так. Выше мы уже видели, что проблема «откладывания» в лунном календаре может о себе дать знать косвенно, в результате смещения таким календарем некоторых важных айатов природных циклов , установленных Аллаhом. На основе этого айата делается вывод, что год должен состоять из 12 непрерывных лунных месяцев. Я думаю, что такое понимание и легло в основу построения лунного календаря хиджры. Но давайте вспомним содержание первой части статьи.
Подобная интерпретация данного айата приводит к выводу о том, что, встречая рамадан и начиная пост, Мухаммад-пророк и мусульмане ошибались. Поскольку их лунно-солнечный календарь не всегда состоял из 12 непрерывных лунных месяцев и поэтому сильно расходится с лунным календарем хиджры. Более того, встанет вопрос о месяце ниспослания Корана. Ведь мусульмане того времени под этим месяцем подразумевали месяц рамадан своего старого лунно-солнечного календаря. Возникнет также вопрос: почему после ниспослания данного айата Мухаммад-пророк не заменил лунно-солнечный календарь на лунный, с 12 непрерывными лунными месяцами в году?
Это же ему было очень просто сделать. Известно, что, получив айат о недопустимости «откладывания», он запретил лишь «вставные дни» в календаре, не отменив при этом сам календарь. Он остался лунно-солнечным. Изменилось лишь правило определения продолжительности календарных месяцев: они должны были соответствовать фактическим лунным периодам. А в таком календаре, естественно, в некоторые годы возникал 13-й лунный месяц.
Получается, что Мухаммад-пророк не интерпретировал данный айат как указание на необходимость приравнивания годового цикла календарной системы строго к 12 лунным месяцам. Взглянем на это также и с другой стороны. Предположим, что средняя продолжительность жизни у людей длилась бы лишь несколько лунных месяцев. Тогда солнечный цикл не мог бы служить для них в качестве годовой системы учета времени, поскольку люди всегда жили бы меньше одного «солнечного» года. В этом случае, естественно, в качестве «года» календаря был бы избран цикл более низкого уровня, например один лунный цикл.
Тогда у людей в качестве «месяца» выступал бы суточный цикл. Неужели при этом кто-либо будет настаивать, чтобы в таком календаре «год» состоял из 12 «суточных месяцев»? Ведь лунный цикл как был равным 29,53 суток, таким же и останется. Она, на мой взгляд, позволяет понять и разрешить изложенные выше противоречия. В этом айате обращает на себя внимание одновременное присутствие разноуровневых образов.
Такое в Коране встречается часто. На первом уровне речь идет о 12 месяцах некоего календарного года людей. Далее сообщается о священности запретности четырех из них и необходимости соответствующего поведения в них. На втором уровне речь идет об основах мироустройства, о наиболее общих законах мироздания. На это указывают выражения: «число месяцев у Аллаhа», «в писании Аллаhа», «днем, когда Он, созидая, создал небеса и Землю».
Кроме того, понятия «день», «месяц», «год» Аллаhа нельзя автоматически переносить на циклы, используемые человеком. Вот, например, что говорится в Коране о «дне» Аллаhа: «и воистину, день у Господа твоего — как тысяча лет по тому, как вы считаете» К. Исходя из этого я считаю, что в этом айате не говорится о том, что вышестоящий цикл всегда должен состоять из 12 нижестоящих.
Мирадж для мусульман — доказательство, что Аллах способен на все, хотя в доказательстве этого верующие не нуждаются. Ночь Мирадж мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка. Они посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную этому событию. Ночное бдение — один из обрядов поклонения Всевышнему Аллаху, ночное стояние в молитве и чтение Священного Корана. На следующий день после Ночи Мираджа многие верующие соблюдают пост. Считается, что пост в Мирадж в ритуальном отношении равен ста ночам поста.
Подробнее о празднике мы рассказывали в этом материале. Это время для раздумий, переосмысления поступков, покаяния, очищения. С арабского языка "бараат" переводится как "полное отделение", "непричастность", "очищение". Эта ночь является второй самой значимой после ночи Предопределения. Некоторые мусульманские богословы считают, что переписывание книг судьбы человека начинается с ночи Бараат и завершается в ночь Предопределения. Мусульмане верят, что в священную ночь Бараат Аллах опускается на нижайшее из небес, чтобы принять решение о судьбе каждого человека с учетом его благочестия и просьб, высказанных в молитвах. Верующие в ночь Бараат молят Всевышнего простить им грехи и просят о милости. В эту ночь совершается особое поклонение: сто ракаатов намаза, который называется Салат-уль Хайр Намаз Блага. Этот намаз совершается по два ракаата.
Подробнее мы рассказывали в этом материале. Соблюдение строгого поста во время Рамадана считается одним из пяти столпов ислама. По-арабски "пост" звучит как "саум", по-тюркски — "ураза". Пост в исламе — один из самых строгих среди всех мировых религий. Главный запрет предусматривает отказ от употребления пищи и даже воды в светлое время суток. Есть и пить нельзя от сухура до ифтара. Главное внимание в этот месяц уделяется духовной жизни и делам милосердия. Рамадан должен укрепить веру, помочь преодолеть слабость духа. Пост дает правоверным возможность достичь духовного очищения и преодолеть плотские страсти через воздержание.
По окончании утреннего намаза молитвы верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху такбир. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь. По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение — худойи, садака — устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней. Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Курбан байрам Ид аль-Адха - 2 день празднования 29 июня 11 Зуль-хиджа Курбан байрам Ид аль-Адха - 3 день празднования 30 июня 12 Зуль-хиджа Новый год у мусульман по Хиджре 19 июля 1 Мухаррам По исламскому календарю Новый год начинается в первый день хиджры, в который пророк Мухаммад вместе с первыми последователями ушли из Мекки, спасаясь от гонений язычников. В мечетях проводят проповеди, посвященные событию. День не считается праздником, не является выходным и никак специально не отмечается. Ашура 28 июля 10 Мухаррам Памятный день поминания всех святых, согласно писанию в этот день Бог сотворил землю, небеса, ангелов и человека, назначил Судный день. Верующие соблюдают необязательный трехдневный пост, молятся и благодарят Всевышнего Аллаха за спасение пророка Мусы с сыновьями от фараона. Проводится 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль. Мавлид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На мавлиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом.
Мусульмане рассказали ему, что раньше они были идолопоклонниками, презирали бедных, нежеланных дочерей закапывали живьем в песок. А после проповедей Пророка они решили верить в Единого Бога, совершать благие дела, не делать зла другим, помогать бедным и защищать женщин и обиженных, и тогда их стали преследовать. Император прослезился и сказал, что ни в коем случае не вернет их на родину. Он даже заявил, что они свободны исповедовать свою веру в Эфиопии, потому что источник проповеди Пророка и Спасителя Иисуса Христа — один и тот же. В 637 году, когда правил халиф Омар, событие хиджрата переселения , стало считаться началом новой эпохи, а месяц, когда это произошло Мухаррам — первым месяцем года по новому летосчислению. Первый день первого года по такому календарю соответствует 16 июля 622 года. Год исламского календаря тоже состоит из двенадцати месяцев, он основывается на лунном календаре, и по нему высчитываются все основные праздники.
Мусульманский календарь на 2024 год
Почему не от рождения пророка? Что послужило причиной, отчего Умар ибн аль-Хаттаб повелел вести новое летоисчисление? По этому поводу имам Абу Нуайм в своей книге «Ат-Тарих» приводит следующую историю: «Абу Муса написал Умару: «От тебя приходят к нам послания и не имеют числа». Тогда Умар приказал собрать людей, и некоторые предложили: установим отсчет календаря с того дня, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан, некоторые сказали — с времени переселения. Умар сказал: «Именно переселение разделило между истиной и ложью, начните с этого времени! Таким образом, стремление датировать послания, фиксировать даты важных событий послужило причиной создания календаря. Благого и полезного в таком решении, несомненно, много, и поэтому оно получило одобрение остальных сподвижников. Но остаётся вопрос: почему же сподвижники выбрали для начала летоисчисления именно переселение пророка, мир ему и благословение Аллаха, а не день его рождения, смерти, или чего-либо другого, что могло быть важным в Исламе? Ответ таков, что если выбирать день, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был послан с миссией, или день его рождения, то об этих двух датах всегда существовало разногласие между людьми, точно определить их было сложно. Также не был использован день его смерти из-за скорби по Пророку. Самое важное из того, что осталось — это день переселения пророка мир ему и благословение Аллаха из Мекки в Медину, вот сподвижники и выбрали этот день.
В сборнике достоверных хадисов «Сахих аль-Бухари» приводится высказывание одного из сподвижников по имени Сахль ибн Саад. Указание из корана В одном из аятов Корана есть указание на то, чтобы считать хиджру переселение первым днём. В нём сказано: «Мечеть, основанная на богобоязненности с первого дня, достойнее, чтобы ты в ней стоял. В ней — люди, которые любят очищаться, поистине, Аллах любит очищающихся! Речь идет о мечети «аль-Куба». Именно она была построена в Медине сразу же после переселения. Обращает внимание в этом аяте то, что время строительства мечети «Аль-Куба» Всевышний называет «первым днём». А ведь известно, что дни после переселения не были первыми днями ни пророчества, ни ислама. В данном случае имеются в виду первые дни в особенном смысле — дни, когда Ислам начал набирать силу, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, смог поклоняться своему Господу в безопасности и начал строить мечеть. Учитывая это указание, сподвижники и договорились считать началом мусульманской истории не день рождения Пророка и не день его смерти, а дату переселения «Фатх Аль-Бари» т.
Даты «от рождества» не оказываются точными Если в Исламе дата начала календаря известна точно, то в других религиях с этим есть большая проблема. Например, в христианстве за отправную точку взята дата «от рождества Христова». Но когда точно оно было? Установить достоверно это невозможно. Одним из первых попытку создания календаря «от рождества Христова» предпринял в 535 году сирийский монах Дионисий Эксигус. Он предложил считать год рождения Иисуса Христа первым годом новой эры. Однако позднее христианские богословы объявили, что дата рождения Христа определена неверно и согласно исправленным исчислениям Иисус должен был родиться в 4 или 5 году… до рождества Христова! Позднее папа римский Григорий XIII предложил собственный расчёт, именно его календарь, названный григорианским, принят сегодня во многих странах мира, в том числе и в России. Что касается Ислама, то мусульмане с самого начала отказались принимать дату рождения Пророка Мухаммада мир ему и благословение Аллаха отправной точкой мусульманского календаря, ведь и она неизвестна достоверно. Наиболее же распространенными являются два мнения.
Этому мнению отдал предпочтение Ибн Абдульбарр см. Эта дата, как на то указывает Ибн Касир см. Подобное разногласие о дате рождения указывает помимо прочего и на то, что мусульмане несколько первых веков не праздновали дня рождения Пророка Мухаммада так называемый «маулид» , ведь иначе они знали бы этот день точно и не разногласили бы о нём. Вот уже 1435 лет величайшее событие — переселение мусульман и пророка Мухаммада мир ему и благословение Аллаха из Мекки в Медину — объединяет мусульман, где бы они ни жили. Об этой дате нет разногласий. Для всех нас начинается новый 1436 год — время задуматься о своём будущем, проанализировать своё прошлое и исправить своё настоящее. Как считать возраст мусульманину? Если я правоверный мусульманин, то очевидно и возраст свой должен считать по лунному, исламскому, календарю. И тогда мне не 47, а 48 лет… И как тогда будет, что моему ровеснику христианину, рожденному со мной в один день, меньше лет, чем мне… И не потому ли, что применялся другой, отличный от нынешнего, порядок летоисчисления, библейским пророкам было по несколько сотен лет? Что думаете?
Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры 16 июля 622 года н. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры араб. Структура календаря Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Месяцы состоят из 29 или 30 дней, обычно без какого-либо видимого порядка. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.
Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и Бангладеш. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что серп молодой Луны после новолуния будет виден на небе. Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни[1]. Названия месяцев Мухаррам — араб. В арабском языке слово «мухаррам» означает так же «запретный», «запрещённый». В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы. По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.
Хотя в современном арабском «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним. Слово «джумада» происходит в арабском языке от того же корня, что и глагол «застывать, замерзать». Это был зимний месяц. Тот же корень в слове Ахернар. Слово «раджаб» в арабском языке имеет тот же корень, что и глагол «бояться». Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий. В этот месяц племена отправлялись в походы. Рамадан тюрк.
С фазой Луны связаны мощность морского прилива, параметры атмосферы и магнитосферы влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля , сила отражения солнечного света от поверхности Луны. Все эти циклические изменения оказывают влияние на растения, животных и человека. Месяцы исламского календаря В мусульманском календаре использованы названия месяцев из древнего солнечно-лунного арабского календаря. Начало нового месяца по хиджре Начало месяца определяется появлением молодого месяца после новолуния. Луна движется по небесной сфере по сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. В мусульманском календаре решающую роль играют не астрономические расчеты, а видимость полумесяца: серп молодой Луны должен стать видимым с заходом Солнца.
В турецком календаре — 8-летний цикл, при этом високосные — второй, пятый и седьмой годы. На один день увеличивается последний месяц года, Зу-л-Хиджа. Начало 2022 года по Григорианскому календарю соответствует 1443 году по Хиджре.
Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать наступление неомении заранее. В разных странах используются разные правила. Из-за отсутствия общих правил сочетание значений числа, месяца и года само по себе не является однозначным указанием на конкретный день. Поэтому для устранения неоднозначности требуется также указывать и день недели. Год в исламском календаре состоит из 12 месяцев и содержит 354 или 355 дней. В разных странах используют различные циклы чередования обычных содержащих 354 дня и високосных 355 дней лет. Необходимость введения високосных лет объясняется тем, что длительность 12 синодических месяцев не равна в точности 354 дням. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й.
Мусульманское летоисчисление (Хиджра)
Ураза-байрам — мусульманский праздник, традиции которого восходят к раннему периоду ислама. С наступлением 7 июля мусульмане по всему миру отмечают Новый год по Хиджре, переходящий на 1446 год. Год исламского календаря на 11 дней меньше солнечного (так что мусульманские праздники могут выпадать на совершенно разные числа григорианского календаря). лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников.
Научный взгляд на религиозные события
Новый год по мусульманскому календарю Исламский Новый год первый день месяца Мухаррам в текущем году выпадает на воскресенье, 7 июля. мусульманское летоисчисление, исламский календарь. Ураза-байрам — один из главных праздников исламского календаря, который знаменует окончание строгого поста и снятие всех его ограничений. Особенности мусульманского календаря на 2024 год Каждому дню мусульманского календаря соответствуют свои правила, традиции и обычаи. Чтобы понять, какой сейчас год по мусульманскому летоисчислению, необходимо подробнее разобраться в особенностях календаря мусульман.
Мусульманский календарь
Однако все без исключения мусульмане используют этот календарь для определения дат праздников и постов. К исламу они не имеют никакого отношения. Какой сейчас год по мусульманскому календарю? Исламский календарь включает в себя 354 или 355 дней. Количество суток в нем на 10 меньше, чем в григорианском, поэтому каждый год даты праздников и памятных дней меняются. Летоисчисление в исламе ведется от Хиджры: переселение мусульманской общины под главенством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — первый год лунного календаря. По исламскому календарю сейчас 1445 год, но 7 июля 2024 года его сменит 1446 год.
Павел Густерин востоковед «Мусульманский календарь выходит из употребления. Он продолжает дублироваться на сайтах, в газетах. Но из употребления он выходит, потому что очень непрактичен. Нет никакого смысла мучиться в буквальном смысле с мусульманским календарем даже самим мусульманам. Это неудобно. Все живут по европейским канонам». Начало эры хиджры — 622 год, когда Мухаммед и его последователи мигрировали из Мекки в Медину, где основали первую мусульманскую общину. Календарь хиджры — лунный, в нем 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый, продолжительность года — всего 354 дня или на день больше. Именно поэтому месяцы мусульманского календаря перемещаются относительно времен года. В арабском календаре того времени делали вставку — так называемый насий — отсрочку наступления очередного месяца.
Однако Мухаммед запретил мусульманам подобные корректировки, назвав их «умножением неверия».
Еще одно отличие мусульманского летосчисления в том, что мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы могут приходиться на разные времена года. Мусульмане называют солнечный календарь милади, и для того, чтобы переводить года из одного календаря в другой, существуют определенные формулы. Чтобы перевести год по хиджры в милади, год хиджры умножается на 0,97, к полученному числу прибавляется 621,6 и получается год по солнечному календарю. Для того чтобы перевести год по солнечному исчислению в хиджру, от года по милади отнимается 621,6, к результату добавляется частное от деления этого числа на 32,5.
Год по мусульманскому календарю начинается с месяца Мухаррам, а отсчет года начинается с первого числа месяца Мухаррам. Из-за того, что один лунный месяц состоит из 29 суток и нескольких часов, принято четные месяцы считать по 29 дней, а нечетные состоят из 30 дней. К последнему месяцу в високосные годы прибавляется один день 30. Так как Луна движется по очень сложной траектории, состоящей из 223 различных орбит в виде эллипсов с разными параметрами, то астрономическое новолуние не всегда означает начало одного из месяцев хиджры.
Постараемся пролить свет на мусульманский календарь, сравнив с привычным для нас григорианским календарем, по которому живут в нашей стране. Итак, обычный год по солнечному календарю содержит в себе 365 366 дней, где «солнечные» же месяцы состоят из 30-31 дня, за исключением февраля. Лунный же месяц состоит из 29 или же 30 дней и это связано с фазами луны. Соответственно, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 10 — 11 дней вперед. Спутник Земли движется по небесной сфере по очень сложной траектории, состоящей из 223-х различных орбит, по эллипсам с разными параметрами. Поэтому принято определять начало месяцев с появлением новой Луны.
Мусульманское летоисчисление хиджра
Мусульманский календарь, как и общепринятый, включает в себя 12 месяцев. В исламском календаре отсутствует эта корректировка для приведения календаря в соответствие с солнечным годом, из-за чего исламские месяцы сдвигаются вперед каждый солнечный год на пару недель каждый год. Полный список мусульманских праздников с календарем событий в 2024-2025 году в России и мире. Особенности мусульманского календаря на 2024 год Каждому дню мусульманского календаря соответствуют свои правила, традиции и обычаи. Особенности месяца Месяц по исламскому календарю в 2024 году имеет свои особенности, которые отличают его от других месяцев.
Мусульманское летосчисление и основные праздники
Приближенный перевод дат с мусульманского календаря на григорианский осуществляется по следующей формуле. Почему мусульмане ОТКАЗАЛИСЬ от обычного календаря? Лунный календарь как раз и отличен тем, что он помогает отделить исламские праздники от неисламских, не допуская ежегодного совпадения их дат. Также интересной особенностью мусульманского календаря является отсутствие високосного года.