В книге "Мастер и Маргарита" образ Мастера перекликается с жизнью самого Михаила Булгакова. Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Мастер в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — краткое описание, внешность и история жизни героя с цитатами из текста произведения.
Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита»
1. Мастер и его жизнь | Из одежды Мастера в романе упоминается черная шапочка с вышитой Маргаритой буквой «М». В финале романа мы видим заросшего бородой испуганно озирающегося человека, которого за руку ведет Маргарита. |
Портрет Михаила Булгакова в образе Мастера | Образ и характеристика Мастера в романе «Мастер и Маргарита» поможет лучше узнать этого несчастного человека, попавшего под гнет обстоятельств. |
Роман Булгакова М. А. «Мастер и Маргарита»: образ Мастера | Так, история Мастера в романе «Мастер и Маргарита» заканчивается счастливо. |
Описание мастера из мастер и маргарита. Период отчаяния и безнадежности | Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. |
Характеристика героя Мастер, Мастер и Маргарита, Булгаков. Образ персонажа Мастер
Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою. Одинокий и несчастный. Ни семьи, ни родственников. Нищий, без средств к существованию. Умен, образован.
По специальности историк, несколько лет проработавший в музее. Полиглот, знающий пять языков: греческий, латинский, немецкий, французский, английский. Замкнут, отличающейся чрезмерной подозрительностью, нервозный. Он трудно сходится с людьми. Романтик и книголюб. Маргарита, наводя порядок в его каморке, отметила для себя его любовь к чтению.
Был женат, но вспоминает об этом неохотно. Явно давая понять, что, не придавал значения неудачному браку. Даже имя бывшей супруги Мастер не помнит или делает вид. Исчезновение Мастера Несчастная Маргарита разыскивает Мастера повсюду, но безуспешно. Женщина глубоко страдает от разлуки с возлюбленным: ". Вы порядочно постарели от горя за последние полгода.
Сто тысяч сумма немалая. Он решил распорядиться ей по-своему. Обналичив выигранную сумму, он бросает работу в музее, снимает жилье и переезжает. Маленький подвал стал его новым пристанищем. Именно в подвале он начал работу над романом о Понтии Пилате. Роман не принимали в издательство.
Критиковали, осуждали, подвергали цензуре. Такое отношение здорово подорвало психику Мастера. Он стал нервозен, раздражен. Боялся трамваев и темноты, чего раньше за ним не замечалось. Страх закрался в душу, полностью подчинив себе. Его беспокоили видения, галлюцинации.
Виновником происходящего он считал свой роман. В приступе гнева Мастер швыряет его в огонь, уничтожая на своих глазах многолетний труд. Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший.
Поведение этого героя стало причиной популярности книги Булгакова среди подростков. Коровьев является в первой главе. Но кто он и какую роль играет в свите Сатаны, читателю становится ясно позже. Тогда, когда он ведет довольно развязную беседу с председателем домоуправления. Во время этого разговора Коровьев не пустословит. Фривольные по форме высказывания относительно официальности и неофициальности того или иного лица весьма жизненны. К тому же они служат своего рода предсказанием для Никонора Ивановича. Ведь после посещения нехорошей квартиры председатель перестает быть лицом официальным: его арестовывают за спекуляцию валютой. Популярные сочинения Бегемот Этот герой является, пожалуй, самым колоритным. Первые свои фразы он произносит в квартире Лиходеева. Он ябедничает, обвиняя Степу в использовании понапрасну казенной машины и прочих грехах. Дальнейшие появления Бегемота на страницах романа Булгакова вызывают улыбку у читателей. Самая запоминающаяся сцена с участием говорящего кота — сцена задержания. Бегемот, томно раскинувшись в кровавой луже, произносит бессмысленный, но весьма красноречивый монолог. Все знаменитые высказывания из книги Булгакова сложно вспомнить. Этот роман удивителен тем, что читать его можно бесконечно. И каждый раз находить что-то новое. Внешность Возраст не определен. Ориентировочно близок к 38 годам. Человек без имени, фамилии. Отказавшийся от них добровольно. Прозвище Мастер он получил от Маргариты, своей возлюбленной. Она смогла оценить его писательский талант по достоинству. Искренне веря, что придет время и о нем заговорят. Шатен с первыми проблесками седины на висках. Острые черты лица. Глаза карие беспокойные, встревоженные. Вид болезненный, странный. Одежде Мастер не придавал значения. Несмотря на обилие костюмов, висящих в шкафу без дела, он предпочитал ходить в одном и том же. Источник: Гладышев В. Краткий справочник по литературе. С Воландом разговаривает почтительно, чистым и звучным голосом, Маргарите помогает распоряжаться на балу, ухаживает за Мастером.
Это подчеркивает и решение автора запечатлеть его в названии произведения. Характеристика мастера в романе «Мастер и Маргарита» — это противопоставление чистой и искренней души, умеющей любить, чувствовать и созидать современному обществу. Прием отсутствия имени собственного в наименовании персонажа Перед читателем предстает человек «с острым носом, встревоженными глазами… примерно лет тридцати восьми». Таков портрет мастера. Одним из противоречий является наименование героя. Для создания образа Михаил Булгаков использует достаточно распространенный прием — безымянность героя. Однако если во многих произведениях отсутствие имени собственного в наименовании персонажа объясняется лишь собирательностью образа, в романе «Мастер и Маргарита» этот прием имеет более расширенную цель и конкретную идею. Безымянность героя подчеркивается в тексте дважды. Первый раз он принял то, как называла его возлюбленная — мастером. Второй же раз в клинике для душевнобольных в разговоре с поэтом Бездомным он сам подчеркивает отречение от имени. Индивидуальность личности Мастера Безусловно, в образе Мастера Булгаков показал обобщенный образ настоящего писателя. В то же время наименование героя Мастером подчеркивает и его индивидуальность, особенность, отличие от других. К тому же тематика его романа нестандартна.
Сила таланта этого человека необыкновенна. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? Поговорим о его трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим романом. Вопрос В каком эпизоде впервые появляется Мастер? Ответ Поэт Иван Бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую больницу, которая в романе названа «домом скорби». Здесь и состоится знакомство с Мастером. Задание В главе 13-й прочитаем описание внешности того человека, которого Бездомный увидит через балконную дверь. Ответ «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». Слово учителя На вопрос Ивана, почему, если у пришедшего есть ключи от балконных дверей, он не может «удрать» отсюда, гость ответит, что ему «удирать некуда». Вот эти-то слова и станут отправными для нас в беседе на уроке. Необходимо разобраться, почему человек, еще достаточно молодой, талантливый, не считает нужным покидать свой теперешний приют. Таким образом, мы продолжим разговор о проблеме «человек и власть», выйдем на вопросы соотношения таланта и бездарности, поговорим о трагедии настоящего художника в современном мире и о любви как спасительной силе для человека. Вопрос Гость назовет себя просто Мастером, отвергнув примененное к нему Иваном слово «писатель» и погрозив ему при этом кулаком. Возможные ответы: Он слишком хорошо узнал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию. Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком, особенно сведущим или искусным в деле своем определение из словаря В. Вопрос Почему Иван Бездомный заслужит доверие Мастера? Ответ Иван расскажет о том, что случилось с ним за тот короткий срок, который прошел с «часа небывало жаркого заката» на Патриарших прудах. Тогда гость молитвенно сложил руки и прошептал: — О, как я угадал! О, как я все угадал! Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни. Задание Восстановим по тексту прошлое Мастера. Ответ Довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном из московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл сто тысяч рублей. И вот здесь-то оказалось, что у него есть мечта — написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей две тысячи лет тому назад в древнем иудейском городе. Он весь отдался работе.
Сочинение Мастер в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
Находясь в состоянии депрессии, он сжег роман, которому посвятил всю свою жизнь, решив, что именно из-за этой книги на него посыпались несчастья. Последней каплей стала статья критика Латунского. Мастер попадает в психиатрическую клинику. Булгаков в своем произведении показал трагическую судьбу, которая была уготована всем писателям, работавшим в тридцатые годы двадцатого века. Тем, кто отказывался писать «по шаблону», преграждали дорогу. Многие писатели, рискнувшие произнести вслух свои мысли, были заточены в психиатрических клиниках либо влачили жалкое нищенское существование. В романе «Мастер и Маргарита» отражено реальное состояние русской литературы в это тяжелое время.
Возможно, Булгаков пишет о себе? Может, именно он и является прототипом Мастера? И Мастер, и Булгаков поднимают в своих произведениях одни и те же проблемы — проблемы христианства. Оба, оставшись непонятыми, бросают смысл всей своей жизни в огонь.
Буфетчик безуспешно лечится. Ласточкин Василий Степанович Ласточкин — бухгалтер Варьете. Арестован, когда сдает выручку за сеанс Воланда не рублями, а валютой.
Никанор Иванович Босой — председатель жилищного товарищества в доме, где расположена «нехорошая квартира», заведующий столовой. Толстый, хитрый делец, наказанный Воландом. Арестован как спекулянт валютой. Алоизий Могарыч — подлец, который втерся в доверие к Мастеру как начитанный, умный журналист. Маргарита чувствует, что это враг. После доноса он получает жилье Мастера. В качестве наказания от Воланда — перемещен в поезд без штанов.
Остается таким же беспринципным, пролезает на место Римского в Варьете. Доктор Стравинский — главврач психиатрической лечебницы, где побывали Мастер, Иван Бездомный. Вежливый, гуманный, твердо стоит на материалистических позициях, для него герои психически больны. Наташа — молодая красивая домработница Маргариты. Они приятельницы. Намазывается кремом Азазелло, становится ведьмой. К Берлиозу равнодушен, зато хочет его квартиру в Москве.
За корысть Воланд силами Азазелло выгоняет его ни с чем. Семплеяров Аркадий Аполлонович Семплеяров — заведующий акустической комиссией в театрах. Во время сеанса в Варьете выясняется, что он изменяет жене. Перевед в грибнозаготовочный пункт в Брянске. Арчибальд Арчибальдович — заведующий Грибоедовским рестораном. Эффектный, черноглазый. Похож на пирата, властный.
Равнодушен к людям, подворовывает продукты. Николай Иванович — сосед Маргариты, с виду очень почтенный, побаивается жену. В шутку намазанный Маргаритой кремом Азазелло, летит в виде свиньи на бал, где ухаживает за Наташей. Вернувшись, становится «жертвой луны», в полнолунье бродит на Патриарших и вздыхает по Наташе. Прохор Петрович — председатель зрелищной комиссии. Пустое место, после сеанса магии Воланда вместо него какое-то время руководит его костюм. Потом председатель «возвращается» в костюм и управляет дальше.
Анна Ричардовна — очень красивая секретарша Прохора Петровича. Аннушка — скандальная соседка Берлиоза по прозвищу «Чума». Разлила подсолнечное масло, на котором поскользнулся и попал под трамвай Берлиоз. Хочет присвоить себе ценную подкову Маргариты, но ее отбирает Азазелло. Получает от него деньги, арестована как спекулянтка валютой, но отпущена. Барон Майгель — работник зрелищной комиссии, шпион на балу у сатаны, за что и был убит Азазелло.
Состоит при Коровьеве, являясь его пажом, то есть помощником. Имя Бегемота, вероятно, является отсылкой к одноимённому демону чревоугодия — на Булгакова произвело неприятное впечатление жадность людей, сметавших деликатесы в валютном магазине, куда он и сам иногда заходил, когда получал валюту за зарубежную постановку своих пьес. Что интересно, кот Бегемот в прямом смысле слова является оборотнем, и он может принимать образ человек, представая в виде низкорослого толстяка с лицом, напоминающим кошачье.
Гелла Гелла Служанка Воланда, молодая и привлекательная женщина. Её имя — отсылка к древнегреческой мифологии, согласно которой геллами называли молодыхженщин, умерших насильственной смертью и после этого переродившихся в вампиров. У Михаила Булгакова Гелла — именно вампирша, а шрам на её шее свидетельствует о том, что она тоже умерла не своей смертью. На протяжении всего романа Гелла появляется несколько раз, а в финальных эпизодах её нет вовсе. Вдова Булгакова утверждала, что это потому, что писатель про неё просто забыл. Мастер Мастер и Маргарита Писатель, выигравший в лотерею много денег — 100 тысяч рублей. Но попытка публикации романа вызвала шквал негатива со стороны критиков, так что Мастер в отчаянии сжёг рукопись, после чего сошёл с ума и оказался в клинике для душевнобольных, где, согласно официальной версии, и остался навсегда. Впрочем, другие исследователи утверждают, что Мастер — это воплощение самого Михаила Булгакова. Состоит в браке с известным и обеспеченным военным, которого, однако, не любит, пусть и уважает.
Прототипом Маргариты, скорее всего, послужила третья жена Михаила Булгакова. Иван Бездомный Мастер и Иван Бездомный в психиатрической лечебнице Молодой поэт, из-за Первой Мировой войны и революции не получивший практически никакого образования. Представляет собой типичный продукт советской эпохи, неотёсанный и необразованный. Не разбирается ни в истории, ни в литературе, ни в чём бы то ни было ещё.
Извечно человек задавался вопросами "что есть истина" и "каковы нравственные критерии". Великие мыслители и философы не пришли к однозначному ответу, но эту проблему Михаил Булгаков постарался развить в своем произведении. Главные герои романа Автор вводит в повествование две сюжетные линии: действия происходят в Москве 30-х годов и в Ершалаиме две тысячи лет назад. В книге "Мастер и Маргарита" образ Мастера является центральным: он пишет роман о Понтии Пилате, сжигает его, а потом оказывается в психиатрической больнице. Позже туда помещают Ивана Бездомного, автора антирелигиозной повести об Иисусе Христе. Второй уверяет медиков, что в Москве появился Воланд — сам Сатана, однако они ему не верят и выносят диагноз. Мастера ждет Маргарита, которая ради его спасения подписывает контракт с темными силами. Воланд предлагает ей стать королевой на балу, на что женщина соглашается. Впоследствии игемон сожалеет о своем поступке и долго мучается. В последних главах романа "Мастер и Маргарита" образ Мастера играет важную роль в судьбе Понтия Пилата: он освобождает его, а сам вновь обретает счастье с возлюбленной. Идейное содержание книги В российскую столицу наведывается черный маг Воланд с котом Бегемотом, демоном Азазелло, старшим подчиненным Коровьевым и ведьмой Геллой. Роковая цепь событий начинается на Патриарших прудах. Сатана предсказывает Берлиозу смерть — его переедет трамвай, и уже вечером происходит это страшное событие. Воланд селится в его квартире и начинает готовиться к темному балу, а перед этим устраивает сеанс темной магии для москвичей. Маргарита подписывает контракт с Сатаной и соглашается стать королевой торжества. В Ершалаиме по приказу кесаря казнят Иешуа Га-Ноцри, и остановить это в силах только прокуратор иудейский. Из трусости он этого не делает, за что обрекается на вечные муки: в течение многих тысяч лун он сидит с псом Бангой и размышляет о своих поступках, и только Мастеру суждено его освободить в конце романа. Проблема нравственного выбора в книге На протяжении многих столетий люди совершали поступки против нравственности или во имя нее.
История мастера в романе мастер и маргарита кратко
У мастера осталась возлюбленная по имени Маргарита, но мастер предпочел оказаться в больнице, нежели предстать перед ней конченым человеком. Мастер — один из центральных персонажей булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Мастера до сих пор остаётся в некотором смысле загадочной, как и всё произведение в целом. «Мастер и Маргарита» — это роман-миф. Описание мастера из мастера и Маргариты.
Портрет Михаила Булгакова в образе Мастера
Урок 4: Судьба Мастера и Маргариты - | персонаж романа "Мастер и Маргарита", историк, сделавшийся писателем. |
Характеристика и образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита» | вымышленный персонаж романа русского писателя Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". |
Характеристика Мастера | «Мастер и Маргарита» — широко известный роман М. Булгакова. Произведение освещает любовь главных персонажей сквозь препятствия и невзгоды. |
~ Мастер ~
"Мастер и Маргарит" достаточно объемный роман, но в нем мало воды, на каждой странице что-то происходит и одно событие сменяет другое, поэтому надо читать вчитываясь, а не бегло, где-то останавливаясь и анализируя прочитанное. Мастер — один из центральных персонажей булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Мастера до сих пор остаётся в некотором смысле загадочной, как и всё произведение в целом. Роман «Мастер и Маргарита» – это видение Булгаковым причин нашей национальной трагедии.
Сочинение Мастер в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
По роману, Мастер слишком бескорыстен в хорошем смысле, светлейший человек с доброй душой и сердцем, по этому ему было не совсем легко справится с современным миром. Но главный герой не отчаивается, так как находит утешение, прожив незабываемые моменты рядом с неотразимой Маргаритой. Известия о жизни героя до того, как он начал писать свой роман сильно сжатые. Мастер был работником в музее, уделял время на переводы текстов так как владел пятью языками так же, состоял в браке. Исходя из того, что Мастер не мог вспомнить даже имя своей бывшей супруги, он вовсе не любил её. Герой увлекался чтением книг, обожал умиротворенность и тихую обстановку, что бы ничто ему не мешало заниматься любимым делом. Булгаков довольно таки часто описывает Мастера как: угрюмого, встревоженного, грустного человека.
Сама же внешность главного героя непринужденная и достаточно простая: то бритый, то не бритый, странно-пугливый взгляд, человек лет под сорок с темными волосами. Кроме всего выше перечисленного, у Мастера была одна очень личная вещь, которая досталась ему от Маргариты - это шапочка с вышитой на ней буквой «М». В какой-то степени, автор романа отражал свои личные качества в герое. Мастер был не совсем закрытым человеком, в глубине души он чувствовал в себе что-то прекрасное, и, то самое чувство помогало ему брать от жизни все: радоваться мелочам, замечать невидимое и т. Можно сказать именно Маргарита выявила эти качества у героя. Но все же, обладая всем этим Мастер не смог выявить себя человеком с большой буквы, он не был супер-гением, ни каким-то выдающим писателем, он простой Мастер, чьё имя даже неизвестно.
Отсутствие имени героя, твердит о том что она совсем не ценил себя и считал себя не совсем значимым человеком, романы которого даже не опубликовались, прочем, как и у Булгакова. Мастер, в момент написания своего романа, углубляется в незабываемые времена пережитые с Маргаритой, исходя из этого, хотел донести миру, что в человеке должно быть что-то хорошее и светлое, и мы не должны существовать зря. Характеристика Мастера Одним из самых красочных персонажей романа является Мастер. Он как и многие другие герои этого произведения отличается своеобразным характером и характеристикой самого писателя. Если же судить роман по названию, то можно сказать сто в нем 2 главных героя. Но до 11 главы, читатель не видит в нем, ни Мастера, ни его Маргариты.
Именно в ней читатель впервые слышит о Мастере. Булгаков не дал ему ни имени, ни фамилии, но его возлюбленная называет его Мастером, тем самым делая акцент на его писательских способностях.
И Мастер находит свое «счастье» в корзине с грязным бельем. Как говорит сам «счастливчик» выигрышный номер начинался с цифры тринадцать. Воланд, предоставил грант Мастеру на написание романа. Подарил ему свободу.
Далее, Воланд захотел прочитать роман Мастера и кот Бегемот, мгновенно спрыгнул на пол с толстой пачки рукописей. Роман был вынут буквально из под кошачьей задницы. Знакомо выражение «коту под хвост»? Мы видим, что произведение начинается с нечистот и заканчивается ими же. Воланд дает Мастеру время и средства на написание антихристианского романа. Роман создается на средства и под диктовку дьявола.
Люцифер первый и самый любимый ангел Бога , как и все ангелы по природе своей был лишен возможности творить и создавать, он всего лишь исполнитель чужой воли. Вот для чего Воланду и был нужен человек, талантливый писатель. Творцу, предоставлены денежные средства, мастерская и прекрасная Маргарита. Маргариту повели к Мастеру, познакомили их. Но Маргарита не муза для мастера. Она не вызывает в нем вдохновения и чувства созидания.
Задача Маргариты заставить Мастера опубликовать произведение. Мастер, это безвольная амеба, плывущая по течению жизни. Он не на что не решается и не способен на поступок. Маргарита, его полная противоположность. Женский Фауст. Если эпиграф романа — это цитата из Фауста Гёте, то оба произведения обязательны к прочтению.
Она буквально заставляет принять Мастера мужественное решение отнести рукопись в издательства. И уже после этого его жизнь начинает катится вниз. Он становится всеми гоним и презираем. Мастер сжигает роман.
При этом в начале романа на примере Ивана Бездомного показано, что учитель может оказывать на ученика не только положительное влияние.
До встречи Иван с Мастером его первым учителем был председатель Массолита Берлиоз, по заданию которого Иван написал атеистическую поэму, направленную против Иисуса Христа. Берлиоз критикует произведение Бездомного и убеждает Ивана, что надо было не изображать Христа как отрицательного, но при этом живого персонажа, а так представить дело, как будто Иисуса вовсе не было, что это был выдуманный, мифологический герой. При этом Берлиозу, достаточно эрудированному и образованному человеку, не составляет труда убедить невежественного Ивана в своей правоте, который легко принимает на веру подобные принципы и уверен, что знает ответы на все вопросы, Все, что не вписывается в заданные рамки, кажется ему подозрительным он предлагает отправить философа Канта на Соловки, не зная, что тот умер более 100 лет назад, подозревает иностранного профессора в шпионаже. Таким образом, он даже не допускает мысли, что его убеждения могут быть неправильными. В рамках такой философии легко решается вопрос, заданный Берлиозу профессором Воландом которого они встретили там же, на Патриарших : «Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распоряжается на Земле?
Но если человек все решает сам, не имея Бога в качестве нравственного ориентира, то последствия могут быть непредсказуемыми и страшными. Подобная мысль была раньше высказана другим великим русским писателем Ф. Достоевским в его романе «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то все позволено? Булгаков также хочет предостеречь об опасности отсутствия у человека нравственных идеалов, что не раз доказывалось на практике самой историей. Самый яркий пример — нацистская Германия, где высокий уровень развития науки и образования не помешал появлению лагерей смерти и разработке человеконенавистнических теорий, последователями которых стали миллионы людей.
Вечером того же дня на глазах Ивана происходят события, невозможные с точки зрения убеждений Берлиоза: в точности сбываются предсказания профессора Воланда, - на глазах Бездомного погибает Берлиоз в точном соответствии с предвиденным. Можно сказать, что Иван стал свидетелем настоящего чуда, и для Бездомного этого стало толчком к переосмыслению всего, что прежде он считал не подлежащим сомнению и само собой разумеющимся. В состоянии шока Иван совершает ряд поступков, которые приводят его в психиатрическую лечебницу, где происходит его первая встреча с Мастером. Иван Бездомный с иконой Кадр из сериала "Мастер и Маргарита" 2005 г. К этому моменту он уже провел какое-то время в больнице, в течение которого много размышлял о случившемся и был частично подготовлен к разговору с Мастером.
Он с огромным интересом узнал о романе Мастера о Понтии Пилате, так как это полностью совпадало с рассказом Воланда на Патриарших прудах. Мастер, в свою очередь был потрясен происшествием с Иваном и сообщил ему, что тот беседовал с Сатаной. Иван вначале не может в это поверить: «Не может этого быть! Его не существует! Далее Мастер рассказывает Бездомному о своей работе над романом и попытках его издания, показывая изнанку литературного мира, где приветствуются только произведения, соответствующие установленным канонам, и где нет места свободе мысли.
Иван, хотя не принимал никогда участия в травле Мастера или кого-то еще, все же чувствует себя в какой-то мере причастным к этому. Вместо реплики в ответ на перечисление Мастером злобных критических статей о его романе «Иван как-то сконфуженно покряхтел, но ничего не сказал». В конце встречи Иван умоляет Мастера рассказать, что было дальше с Иешуа и Понтием Пилатом, но тот не хочет даже думать об этом: «Ах нет, нет, - болезненно дернувшись, ответил гость, - я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Продолжение истории Иван видит во сне в главе «Казнь». Последняя встреча Мастера с Иваном подтверждает, что он принял идеалы Мастера: «… я ведь свое слово сдержу, стишков больше писать не буду.
Меня другое теперь интересует… Я другое хочу написать. Я тут пока лежал, знаете ли, очень многое понял».
И спать мне пришлось с огнем». Источник: Часть 1, Глава 13 Мастер чувствует и ведёт себя так странно, что его нестабильное психическое состояние становится заметным для окружающих. Но она видела, что со мной творится что-то неладное …» Источник: Часть 1, Глава 13 Неудача с публикацией романа становится причиной психического заболевания Мастера.
Источник: Часть 1, Глава 13 «Я лег заболевающим, а проснулся больным. Мне вдруг показалось, что осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и я захлебнусь в ней, как в чернилах. Я встал человеком, который уже не владеет собой». Источник: Часть 1, Глава 13 В итоге Мастер начинает испытывать сильную ненависть к роману, который сломал его жизнь, и решает сжечь его. Источник: Часть 2, Глава 24 «Тогда случилось последнее.
Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь». Источник: Часть 1, Глава 13 Мастер сжигает свой роман, но он помнит его наизусть. К приезду Воланда в Москву он там лежит уже 4 месяца. Источник: Часть 1, Глава 13 «И вы и я — сумасшедшие, что отпираться! И, знаете ли, нахожу, что здесь очень и очень неплохо».
Источник: Часть 1, Глава 13 «…в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер и в тоске заломил руки». Источник: Часть 1, Глава 14 Постоянный страх становится верным спутником больного Мастера. Он не верит, что может излечиться. Я болен. Мне страшно».
Источник: Часть 1, Глава 13 «…страх владел каждой клеточкой моего тела. И так же точно, как собаки, я боялся и трамвая. Да, хуже моей болезни в этом здании нет, уверяю вас». Источник: Часть 1, Глава 13 «— Я неизлечим, — спокойно ответил гость, — когда Стравинский говорит, что вернет меня к жизни, я ему не верю». Источник: Часть 1, Глава 13 Болезнь делает Мастера равнодушным к ко всему, былые радости и желания уже не вдохновляют его.
Лишь Маргарита его притягивает по-прежнему. Ничего больше не хочу в жизни. Кроме того, чтобы видеть тебя». Источник: Часть 2, Глава 24 «— У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — ответил мастер, — ничто меня вокруг не интересует, кроме нее, — он опять положил руку на голову Маргариты…» Источник: Часть 2, Глава 24 После всего пережитого Мастер является надломленным человеком. Меня слишком пугали и ничем более напугать не могут».
Источник: Часть 2, Глава 30 «…ах, моя, моя много страдавшая голова. Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня… А плечи, плечи с бременем… Искалечили, искалечили…» Источник: Часть 2, Глава 30 В психиатрической клинике у Мастера появляется привычка что-то бормотать себе под нос. Источник: Часть 2, Глава 32 Мастер понимает, что уже ничего не может дать Маргарите, что с ним она будет несчастной, и потому пытается образумить её и заставить бросить его. Ты пропадешь со мной».
Источник: Часть 2, Глава 24 «Но мне жалко тебя, Марго, вот в чем фокус, вот почему я и твержу об одном и том же. Зачем тебе ломать свою жизнь с больным и нищим? Вернись к себе! Жалею тебя, потому это и говорю». Источник: Часть 2, Глава 30 Мастер, по мнению высших сил, не заслуживает света, но заслуживает покой.
Источник: Часть 2, Глава 29 «А что же вы не берете его к себе, в свет? Источник: Часть 2, Глава 29 «— Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, — в первый раз моляще обратился Левий к Воланду». Источник: Часть 2, Глава 29 Воланд предлагает Мастеру заслуженный покой.
Мастер в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
В последнем появлении Мастера в романе мы видим пугливо озирающегося обросшего бородой человека, которого за руку ведёт Маргарита. Образ творца, писателя – центральный в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова. В ходе сюжета романа Маргарита влюбляется в писателя, которого называет «мастером».
Литература
По образованию он был историком, который несколько лет назад работал в музее, отлично знал пять языков и занимался переводами. Как и любой писатель, он не любил шума и суматохи. Дома он хранил множество книг. Читатель узнает, что Мастер был женат раннее, но даже не помнит ее имени. Значит, вероятно, не любил ее вовсе. А может сказывается его творческая натура. Мастер бросает работу и начинает писать роман о Понтии Пилате, он много страдает из-за своего романа. Есть мнение, что роман Булгакова автобиографичен. Мастер несчастен, а его судьба трагична также, как и судьба писателя.
Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Разрушение мечты, связанной с романом, катастрофически сказались на состоянии Мастера. Вот таким образом заканчивается известная история о настоящей любви Мастера и Маргариты. Как известно, настоящая любовь вознаграждается вечным покоем. Все герои романа Мастер и Маргарита Немного истории Книгу Булгакова долгое время пыталась опубликовать вдова писателя. В конце шестидесятых ей это удалось. Но роман, опубликованный в литературном журнале, появился в сокращенном варианте. Образ Мастера В романе М.
Булгакова два главных действующих лица, если судить по названию, — Мастер и Маргарита. Тем не менее в первых главах романа ни о Мастере, ни о его возлюбленной нет ни слова. Первый раз Мастер появляется перед читателем только в самом конце 11 главы, а в главе 13, практически в монологической форме, он представляет Ивану Бездомному сразу всю свою историю. Из этого рассказа соседа по сумасшедшему дому поэт узнает об обстоятельствах, которые привели того на больничную койку. Мастер отказывается называть свое имя и сразу говорит, что он уже ничего не ждет от жизни: после этого его исповедь получает особое трагическое звучание. Мастер относится к людям, интересы которых далеки от материальной жизни. К написанию романа он пришел, пройдя уже довольно солидный жизненный путь — на момент рассказа он выглядит лет на 38, по мнению Ивана Бездомного. И до этого он занимался тоже работой интеллектуального характера — работал в музее.
О прошлой жизни Мастер говорит неохотно. Выиграв сто тысяч по облигации, Мастер начал новую жизнь. Историк по образованию, а также переводчик, благодаря счастливому, как ему тогда казалось, случаю, получил возможность уйти со службы и отдать все свои силы и время написанию романа о Понтии Пилате. Главной ценностью для Мастера было творчество: дни, проведенные за написанием романа, стали счастливейшими днями его жизни. Сам Мастер не очень хорошо разбирается в людях. В мире литературы он не ждет подвоха и, написав роман, выходит в жизнь, не ожидая ничего плохого. Он даже не догадывается о том, что Алоизий Могарыч, с которым он подружился незадолго до ареста, стал причиной его удаления из подвальчика. Не верит он и в силу любви к нему Маргариты: он признается Ивану в том, что надеется, что она забыла его.
Виленкина , Булгаков любил носить дома шапочку. На фотографиях он иногда в тюбетейке. Во время пребывания его в Коктебеле в 1925 г. В этой шапочке он изображен на портрете А. А буква «М» — это не только первая буква слова «Мастер», но и начальная буква имени Булгакова, а также фамилии другого автобиографического героя — Максудова.
Цитатный образ мастера Возраст мастера — около 38 лет: «... Я — мастер... У меня нет больше фамилии, — с мрачным презрением ответил странный гость, — я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни... Тот, кто называл себя мастером, работал... Оставим, повторяю, мою фамилию, ее нет больше...
Почему мастера зовут именно мастером? Маргарита называет его мастером за его писательский талант: «... Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером... Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей... Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвердыми шагами...
Смотри, какие у тебя глаза! В них пустыня... На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат... Он был в своем больничном одеянии — в халате, туфлях и черной шапочке, с которой не расставался... Я нищий!..
Он живет один в Москве, у него нет родных: «... Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве... Когда-то Мастер работал в музее: «... Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев... Он раньше также занимался переводами: «...
Я знаю пять языков, кроме родного, — ответил гость, — английский, французский, немецкий, латинский и греческий. Ну, немножко еще читаю по-итальянски... Никаких я ваших стихов не читал! Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил... А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде.
В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик... Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда... Он трудно сходится с людьми: «... Наблюдательность его ему не изменила...
Но вероятно, он не очень любил бывшую жену, потому что даже не помнит ее имени: «— Вы были женаты? Вареньке, Манечке... Как Мастер пишет роман о «Понтии Пилате»? Однажды Мастер выигрывает 100 тысяч рублей в лотерею: «... И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей...
Внешность Возраст Мастера — около 38 лет. У него темные волосы и острый нос: «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми. Явление героя До того как Мастер попал в психиатрическую лечебницу, он носил приличный серый костюм и регулярно брился: «Сто тысяч — громадная сумма, и у меня был прекрасный серый костюм. Явление героя В романе же герой предстает уже душевнобольным и носит больничную одежду. Он небритый, так как ему не дают бритву, а подстригают бородку машинкой. Болезненный внешний вид героя усиливают его тревожные, беспокойные глаза: «Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвердыми шагами. Небритое лицо его дергалось гримасой, он сумасшедше-пугливо косился на огни свечей, а лунный поток кипел вокруг него.
Явление героя По словам Маргариты, за последние пол года он сильно постарел и у него появились седые волосы: «Как ты страдал, как ты страдал, мой бедный! Об этом знаю только я одна. Смотри, у тебя седые нитки в голове и вечная складка у губ. Во время ночного путешествия с Воландом и его свитой внешность Мастера меняется — теперь у него седая коса и шпоры: «Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор». Зная пять иностранных языков он также подрабатывал переводчиком: «Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами. Ну, немножко еще читаю по-итальянски.
Явление героя Жил одиноко — ни родственников, ни друзей у него в Москве не было: «Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей. Явление героя Выигрыш в лотерею Однажды он выигрывает в лотерею огромную сумму — сто тысяч рублей, бросает работу в музее, и сняв квартирку в подвале принимается за написание романа о пятом у Булгакова; на самом деле он был шестым прокураторе Иудеи Понтии Пилате: «Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. Явление героя Квартирка которую он снял была, по крайней мере, скромной: маленькая, полуподвальная, сырая, с маленькими окнам выходящими прямо на тротуар, но для Мастера это было приделом мечтания. Он с восторгом описывает свою квартиру: «Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен.
Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Явление героя «Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так… вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка! Явление героя Знакомство с Маргаритой Вскоре наступила весна, и выйдя на прогулку Мастер встретил свою будущую возлюбленную, 30-летнюю Маргариту. Женщина была замужем, но между ними вспыхнула настоящая любовь: « Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке , и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож! Явление героя Мастер считает, что это событие было даже более «восхитительным» чем его выигрыш в лотерею: «Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени. И вот тогда-то, прошлою весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег! Явление героя Они оба были в браке за другими людьми, но Мастер даже не помнит как звали его супругу: «Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда… с этой, как ее… — С кем? Явление героя Маргарита была замужем за молодым состоятельным человеком, который ее обожал, но при этом она была несчастна: «Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным. Я от него ничего не видела, кроме добра…» — Глава 19.
Маргарита Подробнее об отношениях Мастера и Маргариты. Роман о Понтии Пилате Маргарита полюбила не только Мастера, но и его роман. Суля ему успех, она дала возлюбленному прозвище заменившее впоследствии его настоящее имя: «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь. Явление героя Роман о Понтии Пилате был дописан в августе, но в печать книгу не взяли, а когда отрывок все же был опубликован, критики жестоко осудили его клеймив «пилатчиной», а автора называли «богомазом» и «воинствующим старообрядцем»: «Помню, помню этот проклятый вкладной лист в газету, — бормотал гость, рисуя двумя пальцами рук в воздухе газетный лист, и Иван догадался из дальнейших путаных фраз, что какой-то другой редактор напечатал большой отрывок из романа того, кто называл себя мастером. Явление героя Сумасшествие Мастера Не выдержав критики Мастер начал сходить с ума. Отношения с Маргаритой стали охладевать.
В этот же период Мастер познакомился с неким Алоизием , который представился журналистом живущим неподалеку и поразил Мастера своим умом. Новый друг помогал Мастеру в работе над романом, но Маргарите он сразу не понравился: «Дело в том, что вообще человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен. Такой сюрприз в своем ящике Алоизий да, я забыл сказать, что моего нового знакомого звали Алоизий Могарыч — имел. Именно, нигде до того я не встречал и уверен, что нигде не встречу человека такого ума, каким обладал Алоизий.
Пары учитель-ученик показаны как в романе Мастера, действие которого происходит 2000 лет назад, так и в тех местах произведения, где события разворачиваются в настоящем времени, при этом перед героями стоят похожие нравственные вопросы, рассматриваются те же человеческие пороки и достоинства. Этим как бы подчеркивается, что основные нравственные проблемы не зависят от времени и общественного строя, в которых живет человек. Одними из главных положительных героев романа являются Мастер герой современности и Иешуа «античный» герой , которые также выступают в роли учителей и, как положено учителям, имеют учеников: у Иешуа это Левий Матвей и Понтий Пилат, у Мастера — Иван Бездомный. При этом в начале романа на примере Ивана Бездомного показано, что учитель может оказывать на ученика не только положительное влияние. До встречи Иван с Мастером его первым учителем был председатель Массолита Берлиоз, по заданию которого Иван написал атеистическую поэму, направленную против Иисуса Христа. Берлиоз критикует произведение Бездомного и убеждает Ивана, что надо было не изображать Христа как отрицательного, но при этом живого персонажа, а так представить дело, как будто Иисуса вовсе не было, что это был выдуманный, мифологический герой.
При этом Берлиозу, достаточно эрудированному и образованному человеку, не составляет труда убедить невежественного Ивана в своей правоте, который легко принимает на веру подобные принципы и уверен, что знает ответы на все вопросы, Все, что не вписывается в заданные рамки, кажется ему подозрительным он предлагает отправить философа Канта на Соловки, не зная, что тот умер более 100 лет назад, подозревает иностранного профессора в шпионаже. Таким образом, он даже не допускает мысли, что его убеждения могут быть неправильными. В рамках такой философии легко решается вопрос, заданный Берлиозу профессором Воландом которого они встретили там же, на Патриарших : «Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распоряжается на Земле? Но если человек все решает сам, не имея Бога в качестве нравственного ориентира, то последствия могут быть непредсказуемыми и страшными. Подобная мысль была раньше высказана другим великим русским писателем Ф. Достоевским в его романе «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то все позволено? Булгаков также хочет предостеречь об опасности отсутствия у человека нравственных идеалов, что не раз доказывалось на практике самой историей. Самый яркий пример — нацистская Германия, где высокий уровень развития науки и образования не помешал появлению лагерей смерти и разработке человеконенавистнических теорий, последователями которых стали миллионы людей. Вечером того же дня на глазах Ивана происходят события, невозможные с точки зрения убеждений Берлиоза: в точности сбываются предсказания профессора Воланда, - на глазах Бездомного погибает Берлиоз в точном соответствии с предвиденным. Можно сказать, что Иван стал свидетелем настоящего чуда, и для Бездомного этого стало толчком к переосмыслению всего, что прежде он считал не подлежащим сомнению и само собой разумеющимся.
В состоянии шока Иван совершает ряд поступков, которые приводят его в психиатрическую лечебницу, где происходит его первая встреча с Мастером. Иван Бездомный с иконой Кадр из сериала "Мастер и Маргарита" 2005 г. К этому моменту он уже провел какое-то время в больнице, в течение которого много размышлял о случившемся и был частично подготовлен к разговору с Мастером. Он с огромным интересом узнал о романе Мастера о Понтии Пилате, так как это полностью совпадало с рассказом Воланда на Патриарших прудах. Мастер, в свою очередь был потрясен происшествием с Иваном и сообщил ему, что тот беседовал с Сатаной. Иван вначале не может в это поверить: «Не может этого быть! Его не существует! Далее Мастер рассказывает Бездомному о своей работе над романом и попытках его издания, показывая изнанку литературного мира, где приветствуются только произведения, соответствующие установленным канонам, и где нет места свободе мысли. Иван, хотя не принимал никогда участия в травле Мастера или кого-то еще, все же чувствует себя в какой-то мере причастным к этому. Вместо реплики в ответ на перечисление Мастером злобных критических статей о его романе «Иван как-то сконфуженно покряхтел, но ничего не сказал».
В конце встречи Иван умоляет Мастера рассказать, что было дальше с Иешуа и Понтием Пилатом, но тот не хочет даже думать об этом: «Ах нет, нет, - болезненно дернувшись, ответил гость, - я вспомнить не могу без дрожи мой роман». Продолжение истории Иван видит во сне в главе «Казнь».