24.05.2012, Россия | Сегодня вчечером в Мариинском театре большая премьера — «Борис Годунов» в постановке Грэма Вика, знаменитого британского режиссера, который уже работал с Мариинкой — он ставил здесь оперу Яначека «Средство Макропулоса».
Подписаться на новости
- Ведущий бас Мариинского театра Владимир Ванеев исполнит партию царя Бориса в опере «Борис Годунов»
- Ильдар Абдразаков: «В 20 лет я всегда отказывался от Годунова»
- Дима Билан
- Последние события
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
Потому что спеть - это одно дело, а сыграть, прочувствовать - это совершенно другое. И я к этой роли шёл постепенно. Одной из самых ярких страниц в карьере башкирского баса стали его дебют в партии царя Бориса на сцене парижского театра "Опера Бастилии". До этого я, конечно, исполнял арии из этой оперы, были концертные исполнения - но это не идёт ни в какое сравнение с тем, как ты работаешь над постановкой с дирижёром, режиссёром, - признался Ильдар.
В парижской постановке, например, на сцене было всего два стула красная лестница - и всё! Ни трона, ни стола - ничего! Вот и попробуй сыграть.
К тому же режиссёр Иво Ван Хове не говорит по-русски. У него, конечно, была транскрипция, перевод, но каких-то тонкостей он просто не понимал в силу языкового барьера - и приходилось ему что-то объяснять. Во-первых, он знает русский и ставил оперы в России, во-вторых, мы с ним ещё до "Бориса" работали вместе - это была опера "Осуждение Фауста" в Париже.
Царя Бориса Ильдару, очевидно, предстоит петь ещё не раз. В июне 2023-го он будет исполнять эту партию на сцене Баварской оперы в Мюнхене в постановке испанского режиссёра Каликсто Биейто, который любит шокировать приверженцев традиционной оперной классики. Кроме того, в следующем году оперу Мусоргского с Ильдаром Абдразаковым в титульной партии планирует поставить в рамках Зальцбургского фестиваля немецкий режиссёр Кристоф Лой, известный своим радикализмом.
Я очень надеюсь, что миланская постановка обойдётся без автоматов и прочего оружия, что это будет настоящий красивый спектакль в традициях La Scala.
Этот «Борис» в первую очередь — почти камерная психологическая драма, абсолютно революционная по форме и сути, грустная, волнующая и цельная, неумолимо, без ответвлений и отвлечений, идущая к финалу — смерти главного героя. Беда в том, что режиссер все тот же Стивен Уодсворт нашпиговал спектакль примитивной символикой, с противостоянием Бориса и Юродивого в центре, причем Юродивый является чуть ли не в каждой сцене, начиная с немого эпизода с Борисом на фоне оркестрового вступления, путается под ногами, отчаянно жестикулирует, скачет — просто какая-то пляска Святого Витта, хотя согласно партитуре Юродивый присутствует только в Сцене у Храма Василия Блаженного, где и должно произойти первое и последнее столкновение с Борисом и где Юродивый поет свое знаменитое «Месяц едет, котенок плачет... У Майлса Микканена звонкий и чистый тенор.
Но незамысловатый напев Юродивого он поет с пафосом вердиевского героя. Ни музыке, ни тексту, ни ситуации это не соответствует. В погоне за символами, которые должны якобы оживить зрелище, режиссер допускает не одну нелепость. Так, сцена в келье идет на фоне стоящего в центре трона с Борисом и сидящей по периметру толпы, которая то вздымает руки, то падает ниц.
Пимен между тем пишет свою летопись на гигантских листах, разложенных на полу, и то садится, то встает, то немножко ходит. Увы, перемена поз отнюдь не компенсировала вокальные слабости Эйна Энгера звучал он неровно, неустойчиво, без весомости и внутренней силы, которую должен излучать убежденный в своей правоте монах-летописец. Раздражали костюмы стражников: металлические каски времен Первой мировой войны и длинные шинели бордово-малинового цвета, которые должны были, вместе с громким щелканьем плеток, символизировать, конечно, кровавое насилие. Дебютантка Эрика Байков в роли царевны Ксении капризно поводила плечиками, бегала и суетилась, как героиня Джейн Остин из английского костюмного фильма.
Кажется, что режиссер с актерами вообще не очень-то и работал или просто оказался глух к музыке, а потому убедительны оказались лишь те, кто поднаторел в своих партиях в других постановках, как, скажем, тенор Максим Пастер из Большого театра, певший Шуйского на разных сценах мира и по-настоящему «вросший» в характер умного двуликого манипулятора и интригана, показав отличное владение разными вокальными красками. Для Пастера это первая роль в Мет, как и для Алексея Богданова, который заменил заявленного раньше Алексея Маркова в роли боярина Щелкалова. Молодой американский баритон родом из Одессы много поет на американских сценах и «совпал» с героем и голосом, полным тепла и благородства, и обликом. Очень неплохим Варлаамом оказался чернокожий бас-баритон Райан Спидо Грин — обладатель большого голоса и смелого, яркого актерского темперамента, а к тому же достаточно выносливый, чтобы петь сразу в двух спектаклях подряд — сначала в опере Теренса Бланчарда роль дяди главного героя , потом в «Борисе».
Как бы то ни было, я рада, что услышала этого «Бориса». Уж очень хороша музыка, особенно не в виртуальном, а в реальном звучании.
Он умудряется сбежать в Литву и там громогласно объявить себя выжившим после покушения царевичем Дмитрием. Он собирает войско и движется на Москву.
Когда самозванец уже на подходе к столице, Борис Годунов тяжко заболевает и умирает. На трон садится Лжедмитрий, в финальной арии мы видим юродивого, плачущего о судьбе Руси.
Спектакли пройдут 12 февраля и 13 февраля.
Билеты на оперу «Борис Годунов»
Музыкальный руководителем и дирижёром выступит худрук театра, заслуженный деятель искусств России Владимир Рылов. Над постановкой также будут работать приглашённый режиссёр из Москвы Александр Фёдоров, художник по костюмам Татьяна Тышкенова, хормейстер Валерий Волчанецкий, концертмейстер Виктория Винс, балетмейстером выступит солист балета Михаил Овчаров. Уважаемые читатели, все комментарии можно оставлять в социальных сетях, сделав репост публикации на личные страницы. Сбор и хранение персональных данных на данном сайте не осуществляется. Читают сейчас.
Теперь о спектакле. Мет оставила постановку 2010 года, просто убрав отсутствующие в первой версии сцены и связав семь картин так, что они переходят одна в другую без пауз. Получилось органично и компактно: два с небольшим часа и перерыва делать не надо.
Это плюс. Другой плюс — оркестр Метрополитен-оперы, который под управлением опытного немецкого дирижера Себастьяна Вейгла воссоздает щемящий и таинственный, полный ожиданий и предчувствий колорит этой поразительной партитуры, где царят низкие струнные и духовые, где гармонии дышат неопределенностью и в мелодиях разлита непередаваемая тоска. Эта партитура куда скупее и темнее той, что мы знаем по версии Римского-Корсакова, а дирижер еще и старался слегка «притушить» оркестр, дабы помочь певцам. А помогать было очень нужно. Впрочем, певцов можно простить: пандемия не только обрекла всех на долгую творческую паузу, но и изрядно потрепала нервы, что для голоса всегда плохо. К третьему-четвертому спектаклю, а главное, к кинотрансляции 9 октября дело, уверена, наладится. Как и в 2010 году, партию Бориса пел Рене Папе. Немецкий бас-баритон, один из любимцев Мет, исполняет эту роль уже 15 лет, к тому же у него неплохой русский он рос в Лейпциге, еще во времена ГДР, где в школах учили русский язык , и хотя его голосу порой недоставало былой сочности и «округлости», а длинные пряди парика, которые надо было постоянно отбрасывать назад, отвлекали и его, и зрителей, этот Борис был близок к тому, что нужно в первой версии Мусоргского: беспокойный, измученный подозрениями, слухами, намеками, вестями о самозванцах, историями о чудесах, загнанный в угол интригами — обреченный с самого начала на крах.
Потому что редакция 1869 года — это не та опера, которая была поставлена в 1874 году в Императорском театре, и не та, которую видел Париж в 1908-м, и не та, которую мы помним по исторической постановке, десятилетиями шедшей в Большом театре. Этот «Борис» в первую очередь — почти камерная психологическая драма, абсолютно революционная по форме и сути, грустная, волнующая и цельная, неумолимо, без ответвлений и отвлечений, идущая к финалу — смерти главного героя. Беда в том, что режиссер все тот же Стивен Уодсворт нашпиговал спектакль примитивной символикой, с противостоянием Бориса и Юродивого в центре, причем Юродивый является чуть ли не в каждой сцене, начиная с немого эпизода с Борисом на фоне оркестрового вступления, путается под ногами, отчаянно жестикулирует, скачет — просто какая-то пляска Святого Витта, хотя согласно партитуре Юродивый присутствует только в Сцене у Храма Василия Блаженного, где и должно произойти первое и последнее столкновение с Борисом и где Юродивый поет свое знаменитое «Месяц едет, котенок плачет... У Майлса Микканена звонкий и чистый тенор. Но незамысловатый напев Юродивого он поет с пафосом вердиевского героя. Ни музыке, ни тексту, ни ситуации это не соответствует.
РИА Новости «Очень здорово, что в Ла Скала не собираются отменять постановку русской оперы и оставляют всех солистов: это будет международный состав. Важно, что в этом проекте будут участвовать как русские, так и украинские артисты», — заявил он в беседе с «Российской газетой». Он выразил надежду, что всё пойдёт по плану и получится красивый спектакль в традициях Ла Скала.
Не могу сказать, что та постановка меня особенно порадовала хотя исполнители — особенно Рене Папе в роли Бориса, Владимир Огновенко в роли Варлаама и Екатерины Семенчук в роли Марины Мнишек были великолепны. Куда больше запомнился спектакль Мариинского театра, который в 1983 году поставил в Ковент-Гардене Андрей Тарковский, а мариинцы перенесли на свою сцену в 1990-м и привозили его в Нью-Йорк в 1992-м это была самая полная версия, большей частью в оркестровке Шостаковича. И первую авторскую редакцию — без польского акта и Сцены под Кромами — я видела опять же в исполнении Мариинского. Правда, странная постановка В. Крамера не очень вязалась с музыкой. Да и давно это было — почти 20 лет назад. Так что возможность услышать в Мет версию 1869 года была сильным стимулом покинуть безопасные стены квартиры и отправиться в Мет. Зал не был полон: «Борис Годунов» — не самая популярная опера, туристы медленно возвращаются в город, кое-кто из меломанов еще сидит в загородных домах и побаивается Манхэттена. А иных просто не пустят в театр — не вакцинированы. Кстати, процедура проверки проста и все идет быстро: надо показать свидетельство о вакцинации и документ с фотографией, удостоверяющий, что это именно вы. Теперь о спектакле. Мет оставила постановку 2010 года, просто убрав отсутствующие в первой версии сцены и связав семь картин так, что они переходят одна в другую без пауз. Получилось органично и компактно: два с небольшим часа и перерыва делать не надо. Это плюс. Другой плюс — оркестр Метрополитен-оперы, который под управлением опытного немецкого дирижера Себастьяна Вейгла воссоздает щемящий и таинственный, полный ожиданий и предчувствий колорит этой поразительной партитуры, где царят низкие струнные и духовые, где гармонии дышат неопределенностью и в мелодиях разлита непередаваемая тоска. Эта партитура куда скупее и темнее той, что мы знаем по версии Римского-Корсакова, а дирижер еще и старался слегка «притушить» оркестр, дабы помочь певцам. А помогать было очень нужно.
Мариинский театр впервые представил оперу «Борис Годунов» в «Мюзик-Холле»
Большая часть оперной программы VII Дальневосточного фестиваля «Мариинский» проходит под титром «Впервые во Владивостоке», в афише так обозначены оперы «Жизнь за царя», «Борис Годунов», «Семен Котко» с ведущими солистами и оркестром Мариинского театра. одну и своих коронных партий - Ильдар Абдразаков исполнял неоднократно на самых разных сценах мира: в Парижской национальной опере, в Большом и Мариинском театрах, в Опере Монте-Карло. Как написала Минькова, эта опера впервые увидела свет ровно 150 лет назад – 27 января 1874 года в Мариинском театре.
Комментарии
- Опера Мусоргского «Борис Годунов» — Мариинский театр, Санкт-Петербург - YouTube
- Артисты Мариинского представят оперу «Борис Годунов» на сцене «Мюзик-Холла»
- Культура24 - Театр оперы и балета готовится к премьере «Бориса Годунова»
- Оперный спектакль Мариинского театра «Борис Годунов»
- Правила комментирования
- Опера «Борис Годунов» в новой новаторской интерпретации 6 февраля 2024 г
Театр оперы и балета готовится к премьере «Бориса Годунова»
Несмотря на украинские протесты и пикеты, новый сезон легендарного миланского театра Ла Скала открылся оперой Мусоргского "Борис Годунов" – на русском языке. Приморская сцена Мариинского театра представляет: опера "Борис Годунов". бывшего Народного дома, где выступал Федор Шаляпин.
Ильдар Абдразаков впервые споет Бориса Годунова на Приморской сцене Мариинского театра
Как считает исследователь Евгений Левашёв, на этот раз против выступила церковная цензура, возмутившаяся сценой у собора Василия Блаженного. Нельзя, Борис. Нельзя молиться за царя-Ирода. После очередного отказа Мусоргский терпеливо начал работать над новой версией. Сцену у собора он убрал, заменив её на сцену народного бунта, правда, сохранив встречу юродивого и Годунова. По словам Левашёва, изучавшего рукописи, Мусоргский не стал вписывать этот эпизод, а в припадке гнева одним движением вырвал страницы из старой партитуры и вставил в новую. Впрочем, у композитора потом ещё не раз появлялся повод для ярости. Например, цензоры потребовали изъять сцену в келье с участием монахов Пимена и Гришки Отрепьева, потому что там присутствовали персонажи-священнослужители. Постановка завершалась сценой народного бунта после смерти Годунова.
Казалось бы, Мусоргский мог с облегчением вздохнуть. Но приключения оперы и на этом не закончились.
Ильдар Абдразаков. Фото Alain Hanel, предоставлено Приморской сценой Мариинского театра Во Владивостоке будет представлена первая редакция оперы, написанная композитором в 1869 году.
Мусоргский по-своему подошёл к воплощению литературного первоисточника — трагедии Пушкина: драматургия оперы направлена на раскрытие трагического образа царя Бориса Годунова, страдающего человека, принявшего на себя непомерный груз государственной власти. Мучимый совестью, обвинённый в преступлении, страдающий человек — таким предстаёт в опере Борис Годунов.
В афише фестиваля преобладают оперные названия. Из балетных постановок можно увидеть «Ромео и Джульетту» в канонической версии Леонида Лавровского и Петра Вильямса, а также парижский спектакль Анжелена Прельжокажа «Парк».
Под управлением Гергиева прозвучит также «Аида» Верди.
Монументальную историческую драму на родину композитора привез Мариинский театр. За дирижерским пультом — именитый дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев, сообщает пресс-служба региона. В этот вечер в самом сердце Псковского Кремля, чтобы услышать всемирно известную оперу, собралось несколько сотен жителей региона.
Без попов и бунтов. Как Мусоргский из-за цензуры переписывал "Бориса Годунова"
представление оперы "Борис Годунов" с Ильдаром Абдразаковым в титульной партии. В этом году ровно 150 лет со дня рождения Федора Шаляпина, в честь этого состоялась премьера оперы «Борис Годунов» в «Мюзик-Холле». Дирижёр – Валерий Гергиев Борис Годунов — Ильдар Абдразаков Пимен — Станислав Трофимов Самозванец — Сергей Семишкур Шуйский — Евгений Акимов Варлаам — Михаил Колелишвили Юродивый — Илья Астафуров Чисто умозрительно Владивосток достоин. Артисты Мариинского театра представят 8 марта оперу Модеста Мусоргского «Борис Годунов» на сцене театра «Мюзик-Холл». Об этом сообщила пресс-служба театра.
Валерий Гергиев и Мариинский театр представят в Пскове оперу Мусоргского «Борис Годунов»
Оперу «Борис Годунов» в исполнении солистов оперы, хора и симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева показывают в Пскове сегодня, 9 сентября, передает корреспондент Псковской Ленты Новостей. «"Борис Годунов" – одно из величайших произведений в творчестве Мусоргского, опера с глубоким социально-историческим смыслом. бывшего Народного дома, где выступал Федор Шаляпин. В этом году ровно 150 лет со дня рождения Федора Шаляпина, в честь этого состоялась премьера оперы «Борис Годунов» в «Мюзик-Холле».