Собор новомучеников, в Бутове пострадавших Преподобномученица Евдокия родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ефрема Синицына. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания.
Подписка на новости
- Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке
- Новомученики Русской Церкви. Курс свящ. Александра Мазырина on Apple Podcasts
- Новомученики и исповедники Российские XX века
- XX век – век новомучеников - - информационно-аналитический портал
- Горбачев Василий Григорьевич (1885 — 1938)
- Новомученики российские. Церковная мифология XX века
Новомученики и исповедники веры XX века. Покров.
Даже со стороны, внешние люди, отмечали величие их подвига. В этой статье мы попытаемся кратко раскрыть величие подвига этих людей. Существуют некоторые стереотипные представления о мученичестве, которые мешают должным образом осознать и оценить подвиг новомучеников. Например, некоторые люди считают, что мучеником можно назвать лишь того, кто погиб от руки гонителей, прямо декларирующих, что убивают его именно за христианские убеждения. Если же убийцы говорят, что убили его по каким-либо другим причинам, например, за преступления против государства, то это уже и не мученичество. При поверхностном взгляде это может казаться убедительным, однако здесь кроется ошибка. Ведь такая постановка вопроса предполагает, что мученика делают мучеником не его слова и дела и состояние духа перед лицом смерти, мужество и верность Христу, а намерения его убийцы, и что судить об этих намерениях будто бы следует по словам самих убийц. Про священномученика Иоанна Покровского сказали, что его дом посещают странствующие священники, и что будто бы в результате этого была занесена заразная болезнь, поразившая колхозных лошадей и свиней 14, С.
В отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители XX века в России получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое для Церкви — мученик. Это, впрочем, касается больше первых послереволюционных лет. В 1937 г. Нередко следователи предъявляли православным традиционные для того времени обвинения. Так, священномученика Виктора Киранова с группой священников обвинили в подготовке теракта — будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы 24, С. Мученики не соглашались признаваться в тех преступлениях, которые им приписывали гонители, потому что такое согласие было бы формой лжесвидетельства. Такой отказ требовал большого мужества, поскольку, как правило, в процессе следствия у подсудимых пытались выбить признание побоями и пытками, так что некоторые мученики даже не доживали до приговора, умирая от травм, полученных в кабинете следователя, как, например священномученик Василий Канделябров.
К твердым и непреклонным заявлениям новомучеников об их невиновности советские суды и следственные органы относились без особого внимания, но для Церкви свидетельство самих мучеников о себе приобретает решающее значение, так как подтверждает их верность Христу, их отказ нарушить заповеди, покривить душой, к чему подталкивали гонители. Относительно периода советской власти могут заметить: ведь тогда репрессиям подвергалось не только духовенство. Точно так же арестовывали тех, кто при прежнем режиме занимал офицерские чины в полиции и армии, тех, кто публично критиковал марксизм, и вообще всех, кого подозревали в политической неблагонадежности. Их также пытали, бросали в тюрьмы, казнили, и некоторые из них проявляли при этом большое мужество и выдержку. Разве означает это, что всех их тоже нужно канонизировать? Не означает, потому что мучеником в православном понимании становится не всякий, кто пострадал и был несправедливо убит, но только тот, кто проявил на этом пути искреннюю веру, предпочитая лучше умереть, чем повредить душе лжесвидетельством. Иными словами, нравственное и духовное достоинство поступка определяется по тому намерению, с которым он совершается.
Так, христианская милостыня отличается от гуманистической филантропии именно тем, что творится во имя Христа и ради Христа, хотя внешне может выглядеть одинаково — люди и в том и в другом случае дают свои деньги нуждающимся. Христианское целомудрие отличается от полового воздержания, совершаемого в силу психологических или физиологических причин, именно тем, что творится ради Христа, то есть ради исполнения Его заповедей, — хотя формально мы видим одно и то же уклонение человека от блуда. Пост отличается от вегетарианства именно тем, что совершается ради Христа, в память о Нем и в подражание Его посту. Вегетарианец, воздерживаясь от животной пищи, не посвящает это воздержание Христу, не ожидает от Него награды, и, соответственно, не получает никакой духовной пользы от своего воздержания ни в этой жизни, ни в будущей, хотя, конечно, может получить временную телесную и душевную пользу. Была определенная логика в том, кого коммунистическая власть выбирала на роль жертв. Бывших полицейских и армейских хватали отчасти в порядке мести, как врагов, с которыми еще недавно было вооруженное противостояние, а отчасти ради того, чтобы обезопаситься от людей, которые в силу своей подготовки могли бы возглавить восстание. Интеллигенцию преследовали ради того, чтобы заставить замолчать умных критиков, которые могли бы дать идеологическое обоснование свержению нового режима.
Сказанное выше в той или иной степени относится и к другим категориям репрессированных, за исключением случайных жертв. То, что таких людей хватали, сажали и расстреливали, означает, что делали это именно ради того единственного, чем они не могли пожертвовать. Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков? Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений. Какую угрозу они представляли для советской власти? Чем могли повредить ей? Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви Христовой.
Коммунисты воспринимали религию как соперничающую идеологию, существование которой препятствует поголовному распространению их безбожного учения. Именно потому они с ней боролись разными способами, один из которых — репрессии и убийства наиболее видных священнослужителей, монахов и мирян. Таким образом, их преследовали именно за веру, хотя и пытались замаскировать это обвинениями политического, а то и уголовного характера. Есть люди, которым кажется, что будто бы нельзя называть мучениками тех пострадавших христиан, которые выражали явное несогласие с коммунистической идеологией, критиковали ее, равно как и антицерковную политику коммунистической власти. Таким людям кажется, что в этом случае священнослужители пострадали не за Христа, а за свою политическую деятельность, и якобы потому быть святыми не могут. Мол, если бы они просто служили Литургию, то никто бы не стал их арестовывать, сажать в тюрьмы, расстреливать. Это взгляд, чуждый Церкви.
Он был бы отчасти справедлив, если бы речь шла о критике тех политический действий власти, которые не имеют отношения к религии. Но ведь новомученики говорили не об этом — они критиковали безбожную идеологию и антирелигиозные мероприятия власти. И тем самым они исполняли свой пастырский долг, точно так же, как и мученики древних времен. Это что, разве не критика распоряжений правительства? Разве не прямое неподчинение власти и ее законам? Разве не явное выступление против идеологических основ государственного строя? Святые подчинялись власти, не устраивали против нее восстаний, платили налоги, исполняли предписанные законы, — но они не могли молчать о том, что насаждаемая безбожным государством идеология есть ложь, а проводимое гонение против Церкви — грех и беззаконие.
И это делали как древние мученики, жившие среди язычников, так и новомученики, жившие под коммунистическим игом конечно, при том различии, что в Римской империи первых трех веков христианство было официально запрещено, а в СССР такого запрета не было. Мученичество определяется не в зависимости от политических взглядов пострадавшего, а от его верности Христу. Увидеть эту верность можно, глядя на то, как страдальцы проходили все этапы крестного пути, и насколько христоподобны были они в каждый из этих этапов. Некоторые думают, что крестный путь мучеников и исповедников начинался с их ареста, но в действительности он начинался еще раньше. Быть может, так нельзя сказать про все время советской власти, но, по крайней мере, это справедливо для периодов особо сильных гонений. Уже для того, чтобы просто добросовестно служить в то время, когда и государство и значительная часть общества к тому, что ты делаешь, относится резко негативно и презрительно, когда то и дело приходят известия об арестованных священниках, осужденных, расстрелянных, — нужно немалое усилие над собой, чтобы не допустить помыслов о снятии сана или хотя бы о бегстве. Вскоре после первых лет революции священники в Советской России вполне осознали, в каких условиях они теперь живут и какая угроза над ними висит ежечасно.
Многие тогда жили как священномученик Иаков Маскаев — он заранее завел себе сумку, в которой было собрано все необходимое на случай ареста. Некоторые загодя отсылали семьи в другие места и жили отдельно, чтобы не повредить им, как поступили священномученик Николай Лебедев и священномученик Иоанн Беликов. Разве такая решимость и такие жертвы, приносимые еще до ареста, не свидетельствуют о великой преданности новомучеников Христу? Может быть, это еще не исповедничество, но, безусловно, первый шаг к нему. Разве не сияет в этих поступках свет христоподобного мужества и самопожертвования? Разве не видно в них сознательного выбора в пользу верности Церкви Христовой и своему служению, а в этом выборе разве не видно, что для сих страдальцев служение Христу значило больше, чем собственная жизнь? И если даже мир восхищается воинами, которые, несмотря на смертельную опасность, остаются на посту и исполняют свой долг, то как не восхититься подвигом этих воинов Христовых и не воздать ему должное?
Если требовалось мужество даже просто для того, чтобы в те времена остаться честным и добросовестным пастырем, то насколько больше требовалось мужества для того, чтобы явно возвысить свой голос в защиту веры и Церкви? Может быть, для современных людей это уже не так очевидно, но публично сказать или написать слово против действий власти в то время — совсем не то же самое, что сказать или написать сейчас. Особенно если это слово исходит от человека в рясе. Конечно, мученики догадывались, что безбожники не оставят это без последствий. Можно вспомнить поступок священномученика Димитрия Овечкина , который согласился идти на публичный диспут с лектором-атеистом, хотя близкие отговаривали и предупреждали, что после этого его арестуют. Но святой Димитрий пошел и отстаивал христианскую веру, а затем действительно был арестован и осужден. В упомянутых примерах мы видим то, что можно видеть во всех православных мучениках всех времен — ревность о вере и отсутствие страха перед людьми.
Они показывают, что для этих страдальцев любовь к правде Божией была дороже своей жизни. Это — исповедничество еще до ареста. Следующий этап крестного пути — арест и следствие. Для неподготовленного человека даже обычное психологическое давление при допросах — немалое испытание, но в коммунистическом делопроизводстве психологическим давлением дело не ограничивалось, и в ход шли откровенные издевательства, избиения и пытки. Следователи, скрывая подлинные причины ареста, находили ложных свидетелей, фабриковали улики, но самое главное — пытались заставить подсудимых признаться в вымышленных преступлениях против государственной власти. И, несмотря на все это, они остались непреклонны. В этих страданиях они уподобились Христу, терпевшему побои и издевательства во дворе первосвященника после того, как Его арестовали, но до того, как привели на суд к Пилату.
При рассмотрении вопроса о причислении того или иного страдальца к лику святых внимательно изучается его дело на предмет того, как он вел себя во время следствия. Важным и даже одним из ключевых критериев является то, сохранил ли страдалец твердость, не поддался ли он давлению, и не признал ли возводимую на него ложь, а также не давал ли показаний против других. Многих в то время арестовывали и пытали, но мучениками и исповедниками мы считаем не всех, а только тех, кто принимал эти страдания из-за искренней веры, принадлежности Церкви, служения Богу и исповедания правды Его и кто не испугался, не сдался, остался тверд. И таких было немало. Есть еще один показатель внутреннего христоуподобления страдальцев во время их крестного пути. Действительно, много сил нужно, чтобы не поддаться пыткам, но для людей, выдержавших мучения, крайне сложно избежать чувства сильного гнева и даже ненависти к обидчикам. Трудно не сломиться, но еще труднее не озлобиться.
И смерть мученики встречали христоподобно — не сдавшись, без страха и озлобленности. Согласно распространенному стереотипу от мучеников гонители непременно должны потребовать отречения от Христа в обмен на жизнь и свободу. Такой момент действительно встречается в житиях многих древних святых. Имел место он и в коммунистическое время. В Советском Союзе большинство священников еще на свободе в приватных беседах с представителями власти слышали призывы отречься от веры и публично снять с себя сан — и обещания значительных карьерных перспектив в таком случае, равно как и угрозы в случае неповиновения. А после ареста и во время следствия некоторым — хотя далеко не всем — следователи предлагали прекращение уголовного дела в обмен на публичное отречение от Бога. В редких случаях бывало, что даже прямо перед казнью такой выбор ставился перед христианином.
Именно по этому сценарию развивались событий в некогда благополучной Сирии и ряде других государств, в которых до сих идет передел территорий. Тут обращает на себя внимание один важный момент: Ливия, как и Сирия — государства, прочно связанные с историей христианства. Именно здесь большое число храмов и древних захоронений. Ливия в первые века христианства являлась пастырской землей Александрийской Православной Церкви. Коптская церковь тоже долгие века присутствовала на ливийских землях.
Эти факты только подчеркивают наличие глубокой связи христианства с Ливией и прочими странами Ближнего Востока. Стоит вспомнить о разграблении храма св. Георгия в Триполи. За несколько лет он не единожды подвергался нападениям, а в сентябре 2012 его обстреляли. Неизвестные вандалы проникли внутрь и испоганили храм.
Новомученики ХХI века: смерть за веру В истории христианства много примеров мужества и стойкости духа. Верующие шли на смерть с именем Христа на устах. Они до конца оставались преданы своей Церкви. С падением режима Каддафи и последующим за этим событием хаосом, радикалы стали беспощадно уничтожать христианское население. Причем казнь невинных людей многие западные СМИ и сейчас пытаются представить, как борьбу оппозиции с неугодной властью.
Ничем не оправданная жестокость преподносится в подобных изданиях, как реакция этой самой оппозиции на поддержку христианами правящего режима. То есть христиан ликвидировали исключительно за их веру. Занимая очередные территории, радикалы в первую очередь начинают уничтожать все, что чуждо их религиозным убеждениям. Только за два последних десятилетия варварскому разрушению подверглись бесценные памятники архитектуры, христианские кладбища, мечети мусульман-шиитов. Село Ильнур в Ливии не единственное место расправы.
Осуществлялось беспощадное насилие над коптами и в других местах.
В ряде городов произошли аресты их участников, особенно священников. Так, пребывавший на покое бывший настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище Неофит Любимов, 21 июля 1918 г. В среде русской эмиграции почитание Императора Николая II как мученика фиксируется уже с начала 1920-х гг. В его честь «и всех богоборческой властью в смуте убиенных» в 1920-1930-х гг. Все чаще слышались требования канонизации Царской семьи. Но Высшее Русское Церковное Управление за границей, переехавшее на территорию Королевства сербов, хорватов и словенцев, препятствовало церковному прославлению Царской семьи [8]. К концу 1930-х гг. В 1938 г. В начале заседания была отслужена заупокойная лития, и первая молитва была вознесена об упокоении души Царя-Мученика Николая II, членов его семьи поименно и «всех на поле брани живот свой положивших и в смуте убиенных за Веру, Царя и Отечество».
Обращаясь в эти дни к участникам собора, газета «Царский вестник» Белград писала: «Русские люди ждут от Собора святого и великого дела. Надо ли пояснять, что это дело — торжественное прославление Императора Николая Александровича. Честные архипастыри и отцы! Сыновне молим Вас исполнить это самое великое дело Вашей земной жизни. Ведь если Вы не прославите Царя-Искупителя, то встанут из своих безвестных могил все замученные и прославят Его! К 1940-м гг. В течение последующих десятилетий вопрос о канонизации Царской семьи ставился русской эмиграцией неоднократно. И в русском зарубежье имелись люди, противившиеся канонизации Николая II. Но победила близкая большинству эмигрантов и их потомкам точка зрения епископа Нектария Концевича , который считал, что от канонизации Николая II как главы всех новомучеников зависит духовное возрождение России, что Бог по его ходатайству сможет сотворить чудо, «сняв с совести Русского Народа тяжкий грех цареубийства, дыханием уст Своих может сдунуть с лица Русской Земли иго и всю нечистоту богоборческой власти» [12]. В 1971 г.
Через 10 лет, в 1981 г. Вернемся в Россию, в Екатеринбург, в дом Ипатьева. Его судьба с лета 1918 г. Основным экспонатом этих музеев до 1928 г. В 1946 г. В 1974 г. Интерес к истории гибели Царской семьи и личности последнего русского Императора в России сохранялся на протяжении всего советского периода. Как отмечал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, «…почитание Царской Семьи… продолжалось — несмотря на господствовавшую идеологию… Священнослужители и миряне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах Царской Семьи. В домах в красном углу можно было видеть фотографии Царской Семьи» [14]. Но в 70-е гг.
Существуют свидетельства некоторых свердловчан, почитавших Царскую семью. Например, З. Мы прислушивались к каждому шороху, чтобы вовремя убежать…» [15]. Однако участившиеся в КГБ донесения о том, что к дому Ипатьева сложился «болезненный интерес», приводящий к «антисоветским демонстрациям» так квалифицировались тайные вылазки почитателей Августейшей семьи , заставил власти обратить особое внимание на Свердловск. Эти годовщины должны были привлечь внимание людей, помнивших трагедию 1918 г. Кроме того, через 2 года планировалось проведение Олимпиады в Москве, и, следовательно, ожидался приток иностранцев в Россию. Летом 1975 г. Андропов обратился к Политбюро с предложением о сносе особняка Ипатьева в Свердловске [16]. Снос дома Ипатьева начался 22 сентября 1977 г. Но и пустырь на месте дома Ипатьева — его называли «Царское место» — также привлекал внимание людей и, несмотря на милицию, они приходили туда, чтобы поклониться и возложить цветы.
С началом перестройки интерес к обстоятельствам гибели Царской семьи еще более усилился. Вот хроника событий, случившихся на Царском месте [17] : 16 июля 1989 г. Священники Владимир Карелин, Игорь Коростелев и Александр Никулин служили первую открытую панихиду на месте расстрела Царской семьи; певчими руководил псаломщик Петр Подкорытов [18]. Отвести Свердловскому Епархиальному управлению Русской православной церкви в бессрочное пользование земельный участок площадью 0,30 га за счет земель горземзапаса и разрешить установить на месте бывшего дома инженера Ипатьева по ул. Либкнехта памятный символ» [19]. В 1991 г. Екатеринбургу вернули его историческое название. Был открыт для богослужений старейший в городе храм в честь Вознесения Христова. Екатеринбургской епархией впервые был проведен Крестный ход от Вознесенской церкви до Царского места, где была отслужена панихида. Ночью у креста в час убиения Царской семьи был отслужен молебен.
В ночь на 17 июля 1993 г. У нее были свои сторонники и противники. Русской Православной Церковью была образована Синодальная Комиссия для подготовки канонизации «поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу новомучеников и исповедников Российских XX века» [20]. Комиссия выработала «Историко-канонические критерии в вопросе о канонизации новомучеников Русской Церкви в связи с церковными разделениями XX века», одобренные священноначалием. И в 1992 г. Архиерейский собор поручил Комиссии по канонизации «при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи» [21].
Фото В. Подписание Акта объединения. Фото с сайта Патриархия. Вручение Синодальной грамоты. Открывая Собор, Святейший Патриарх Алексий II отметил: «Церковь наша пережила в ХХ веке страшные испытания, страдания, гонения, но украшалась и укреплялась кровью мучеников. И одним из деяний предстоящего Архиерейского Собора будет канонизация Собора новомучеников нашей святой Церкви, тех, кто в ХХ веке верно исповедал Христа и засвидетельствовал свою веру в Господа и Спасителя нашего. Даже до уз и темниц, до смерти». В докладе Святейшего Патриарха Алексия II «Русская Православная Церковь на рубеже веков» была приведена статистика: число приходов ко времени открытия Собора составило 19417, число монастырей — 545. Эти цифры особенно впечатляют, если учесть, что в 1988 году в Русской Церкви был только 21 монастырь, несколько более 6000 приходов, а в черте Москвы 46 храмов.
Новомученики Новосибирские
Обращение к подвигу новомучеников и исповедников Российских – путь к восстановлению исторической памяти народа. Соответственно, в один прекрасный момент их доброе намерение – желание спасти Россию, желание спасти русский народ и вся энергия, которую они вкладывали в эти желания, ПРОТИВОПОСТАВЛЯЯ СЕБЯ ИМ, привели их к пропасти. Собор новомучеников, в Бутове пострадавших Преподобномученица Евдокия родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ефрема Синицына.
Иконография
- Публикации
- Горбачев Василий Григорьевич (1885 — 1938)
- Иконография
- XX век – век новомучеников
Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и его значение для Церкви
История о смерти Архиепископа Сильвестра — пример того, как в РПЦ сочиняют биографии так называемых новомучеников. Рассказ о том, кто и как, прикрываясь столь любимым либералами и коммунистами мифом о том, что отделение Церкви от государства есть благо, готовил и осуществлял гонения на Русскую Православную Церковь после октября 1917 года. век восстановления патриаршества после двухсотлетнего «вдовства» престола Всероссийских Первосвятителей. Век XX - век мучеников и исповедников, в годину тяжких испытаний сохранивших веру Православную. Отличительными особенностями истории Русской Православной Церкви и других конфессий в СССР в XX веке были ожесточенные гонения со стороны безбожных властей и мужественное стояние за Веру Христову целого сонма новомучеников и исповедников. Собор новомучеников и исповедников Российских.
Новомученики и исповедники веры XX века. Покров.
Содержит информацию как о канонизированных Русской Православной Церковью новомучениках и исповедниках Российских, так и о неканонизированных христианах, репрессированных в период с 1917 по 1959 годы. admin Новости "Новомученики", изъятие святынь, Россия-моя история. Начинаем цикл публикаций о новомучениках XX столетия. Новомученики и исповедники XX века. Это сонм святых, живших на Руси во все века и сохранявших верность Господу. К великому сонму святых, явленных и неявленных, в тяжелейшем для Церкви XX веке присоединился целый собор новомучеников и исповедников Российских. admin Новости "Новомученики", изъятие святынь, Россия-моя история.
Новомученики XX столетия: как это начиналось и к чему это привело
Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы. При написании книги использовались архивные материалы, в частности документы из архивно-следственных дел 1929-1931 годов, а также воспоминания современников. Приведены фотографии из частных собраний. Тайное служение иосифлян. В книге представлены жизнеописания епископов: Сергия Дружинина , Василия Докторова , Илариона Бельского , архимандрита Клавдия Савинского , претерпевших мученическую кончину от богоборцев, а также священноисповедников иеромонаха Тихона Зорина и священника Михаила Рождественского, осуществлявших тайное служение до наших дней.
Кроме того, в издании помещены архивные документы и подробные воспоминания очевидцев о многих других иосифлянских пастырях и их пастве. Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды. Сахаров и Л. Жизнь свою положивший за верность Святой Церкви и сохра нение ее внутренней свободы, митрополит Иосиф в 1937 году принял мученическую кончину от богоборцев. В книге представлены архивные документы, фотографии, письма митрополита, а также целый ряд его печатных трудов, в том числе выдержки из многотомного духовного дневника «В объятиях Отчих».
Воин Христов верный и истинный. Жизнеописание, письма и документы. Почти сорок лет он находился в советских тюрьмах и лагерях, осужденный за веру Православную, из них последние тридцать с половиной лет — безвыходно. Но узы и тюремные запоры не смогли сокрыть дар Божественной благодати: до конца своей жизни он не выпускал штурвал управления церковным кораблем. В книге представлено подробное жизнеописание владыки с 1911 по 1974 год, составленное по материалам автобиографий, писем, воспоминаний, а также документов следствия по групповым делам истинно-православных христиан и личных дел заключенного М.
Приведены тюремные и лагерные фотографии, а также материалы из частных собраний. Конец 1920 х — начало 1970 х годов. Долгие годы эта страница гонений на верующих в СССР была неизвестна: документы следственных дел верующих Катакомбной Церкви были не доступны, сама Церковь до последнего времени активно преследуема. Только сейчас истинно православные христиане наконец заговорили… Их безыскусные рассказы восхищают искренностью и поражают. Лишь глубо кая вера в Господа и постоянная готовность пострадать за Него могли дать им эту стойкость в преодолении тягот жизни при бесконечных унижениях до ареста и жес токих издевательств на следствии и в лагерях перед неотступным лицом смерти.
И каждый рассказ — как последняя весточка о многих и многих сгинувших в во довороте террора.
Митрополит вышел, попрощался с келейником, его увели одного, не пустив келейника дальше ворот. Послышались выстрелы... Владыка Владимир Богоявленский не был первым «церковником», погибшим от рук новой власти: уже 31 октября 1917-го, через шесть дней после переворота, в Царском Селе отряд красногвардейцев убил протоиерея Иоанна Кочурова, были и другие жертвы в других местах. Но это убийство стало знаковым: митрополит Владимир был почетным председателем Поместного собора, да и вообще одним из известнейших иерархов Русской Церкви. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так отозвался об этом событии: «Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России». В апреле 1918-го, когда окончательно стало ясно, что речь идет не об отдельных инцидентах, но о войне новой власти с Церковью, да и с собственным народом, Поместный собор учредил «ежегодное помин о вение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Можно сказать, что Православная Церковь оказалась совершенно не готовой к грозным событиям 1917 года, — впрочем, кто тогда был к ним готов?
Вековые устои распадались, и для многих простых людей, когда не стало царя, — не стало и Бога. Генерал А. Деникин вспоминал, как после Февральской революции одна из стрелковых рот на фронте оборудовала церковь себе под казарму, а в алтаре сделала отхожее место — и ни один человек не возмутился. Как это могло быть, тем более на фронте, где смерть была совсем рядом? Неужели все они в один день стали ярыми атеистами? Скорее, таких нашлось двое-трое человек, а остальные просто остались безразличными, не решились возразить наглецам. Нечто подобное происходило в те месяцы и в масштабах всей страны: агрессивное меньшинство навязывало свою волю пассивному большинству. И Церковь, казалось бы, не могла найти себе место в столь быстро менявшейся обстановке, ничего не могла противопоставить такому натиску революционеров.
Но одно, по крайней мере, оставалось неизменным: возможность умереть за Христа. Этого слишком мало? Да, кто-то ведь брал в руки оружие и шел сражаться с большевиками, а кто-то всего лишь становился их мишенью... Всего лишь? Но не так ли выстояла и победила Церковь в первые века своего существования, когда ее гнали и преследовали римские власти? И по сходству с теми, древними христианами, убитых в XX веке назвали новомучениками. Здесь, правда, есть одно существенное отличие.
Ядром этого понимания является отношение к Богу. Это звучит несколько абстрактно, попытаемся это объяснить. У человека есть потребность веры, потребность веры в Истину. Независимо от того верующий человек или нет, эта фундаментальная антропологическая характеристика определяет жизнь любого человека. В силу безграничности свободы, дарованной Богом, человек не может без веры, он должен эту свою свободу на что-то «замкнуть», он способен умирить свое метафизическое беспокойство только «вписавшись» в некоторый мировоззренческий «проект». Это не исключает того, что человек может и не найти своего «проекта», своей веры. Но тогда он обречен на в высшей степени тревожное состояние безосновности, случайности своего существования, на переживание духовной «заброшенности» Коммунистическая идеология эксплуатировала эту фундаментальную человеческую потребность. Эксплуатировала в том смысле, что беззастенчиво использовала ее для своих корыстных целей. Коммунистическая идеология есть идеология атеистическая, она не дает и не может дать этой фундаментальной человеческой потребности удовлетворения: Бога, Истину с большой буквы. На место веры в Бога она поставила так называемую «веру в светлое будущее». И огромные массы людей действительно верили в это!.. Точнее говоря, все, кто активно сопротивлялся насаждению этой веры, были в той или иной степени репрессированы, запуганы, уничтожены физически или морально. Остальные верили в вождей как в Бога!.. В обществе утвердилось своеобразное «коммунистическое благочестие»: какие-либо сомнения в «святости» вождей, насмешки над их слабостями, анекдоты были не просто неуместны, а «нечестивы» с точки зрения господствующей идеологии. И хотя последняя господствовала во многом благодаря «поддержке» вездесущих карательных органов советского государства, тем не менее у этой идеологии была своя последовательная логика, делавшая ее реальной духовной скрепой советской жизни. Но совесть, на самом деле, есть голос Божий в человеческой душе. Этим знаменитым лозунгом коммунистическая партократия открыто признавала, что ставит себя на место Бога. Эксплуатируя человеческую потребность веры, коммунисты вместо Бога давали человеку… вождей, вместо хлеба богооткровенного учения — камень идеологических догм. Коммунистическая идеология была идеологией человекобожества. И лишь немногие в советском обществе, приближаясь к «Олимпу» правящей партократии с изумлением обнаруживали, что за благообразными, иконоподобными «ликами» коммунистических радетелей о трудовом народе скрывались преступные, хамские и развратные физиономии Сталиных, Хрущевых, Брежневых и т. Коммунистическая идеология была идолатрией, поклонением идолам и именно в этом состоит глубокая безнравственность этого учения и жизни, основанной на нем. Говоря об идолатрии, мы обычно представляем себе изваяния из камня, дерева и металла, которым приносятся различные жертвы. Но идол — это не обязательно истукан. Идолатрией является поклонение любой твари вместо Творца, и может быть, наиболее страшным видом идолатрии, заставляющим сравнивать ее уже со временами антихриста, является поклонение человеку. Весь соблазн в том, что человек, сотворенный по образу Божьему, являющийся венцом Творения, может настолько опьяняться безграничностью своей свободы и творческих потенций, что забывает то, что и он имеет свою жизнь не от себя, а от Бога, что и он тварь и, причем, тварь падшая. На глубочайший запрос человеческого сердца, на тот пьедестал, где душа человеческая ищет Истину и Святыню, коммунисты водрузили свои «святыни»: своих вождей, во всей «красе» грешной человеческой природы, помноженной на бесноватость агрессивного безбожия. В этом и состоит безнравственность идолатрии: осквернение высшей жажды человеческого сердца, жажды Истины, Любви и Красоты.
Его Высокопреосвященству сослужил викарий Чебоксарской епархии епископ Алатырский Савватий... Расстрелы продолжались до 1942 года. В Чувашии, как и по всей стране, проходили расстрелы «по разнарядке». В городах Чебоксары и Алатырь были расстреляны более 600 человек. Расстрелы проходили тайно ночью в подвалах отделений НКВД и сразу же трупы хоронились в общих ямах. Об этом знали несколько человек из начальства Комиссариата внутренних дел и исполнители, давшие подписку о неразглашении.
Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
«Герои XX века. Подвиг новомучеников и исповедников российских» | 20 мая день памяти новомученника протоиерея Бориса Рождаева (Раждаева). 20.05.1938 протоиерей Борис РАЖДАЕВ (Удмуртия — ОЛП-07, Вятлаг). |
Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских и его значение для Церкви | Православная газета | Храм Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе. НОВОСТИ. Объявления. БОГОСЛУЖЕНИЯ. |
СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ | НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. Новомучениками в современной традиции Русской православной Церкви называют людей, пострадавших и погибших от рук безбожной власти за свою преданность вере в 20 веке. |
- учебные материалы | молите Бога о нас! |
Новомученики и исповедники российские - Радио ВЕРА | Святые мученики XX века — великие проповедники веры Христовой. |
Емельянов Н.Е. К вопросу о числе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке
Новомученики и исповедники Российские 20 века: кто такие, собор русской церкви - список | Тропарь, кондак, величание священноисповеднику Российскому XX века. |
Новомученики и исповедники веры XX века. Покров. | Храм Светлого Христова Воскресения | Цикл документальных фильмов «Русская Голгофа» о подвиге новомучеников XX века прошел несколько лет назад на канале «Культура» в рамках авторской программы «Кто мы?». |
Новомученики XX века. - YouTube | Собор новомучеников, в Бутове пострадавших Преподобномученица Евдокия родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ефрема Синицына. |
Новомученики и исповедники Российские | Правмир | В статье рассмотрена жизнь православной Русской Церкви в 20 веке, подвиг новомучеников и исповедников. |
Новомученики и исповедники РПЦ XX века
Деканонизация Святых Новомучеников Российских | Сибирские новомученики и исповедники XX века запечатлены в деянии Юбилейного Архиерейского Собора «о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века»: «1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор. |
Новомученики российские. Церковная мифология XX века: sergeyurich — LiveJournal | Особенности подвига и прославления новомучеников российских. |
НОВОМУ́ЧЕНИКИ | 20 мая день памяти новомученника протоиерея Бориса Рождаева (Раждаева). 20.05.1938 протоиерей Борис РАЖДАЕВ (Удмуртия — ОЛП-07, Вятлаг). |
Новомученики и исповедники российские: описание подвигов и икона, тропарь | Мученик Иоанн Петрович Коротков принадлежит к тому немногому числу мирян Русской Православной Церкви, которые в условиях безбожного государства стали исповедниками Истины Христовой и свидетельствовали свою веру даже до смерти. |
XX век – век новомучеников | Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской празднуется 7 февраля (25 января), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 7 февраля приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате. |
Христианские Новомученики и история России в XX столетии
Христианские новомученики России своим подвигом высветили для нас эту центральную истину советской истории: коммунистическая власть была властью, боровшейся с Богом. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года. Официальный сайт Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского НИКОДИМА. Курс прослеживает жизнь Русской Церкви в период гонений XX века, акцентируя внимание на личном подвиге новомучеников и их верности Церкви, неизменной в условиях постоянно меняющейся политической, экономической и социальной ситуации в советской России. Церковная мифология XX века. Гонения — одна из любимых тем постсоветских церковников, этим оправдывается любой беспредел со стороны РПЦ. XX век стал для России и Русской Церкви кровавым.