22 декабря 2022 года, в день Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре города Москвы встретили главный престольный праздник обители. Первый на Москве: Зачатьевский женский монастырь (К 650-летию основания Зачатьевского женского монастыря).
Точное расписание
- В Зачатьевском ставропигиальном монастыре Москвы встретили главный престольный праздник обители
- Завершается реставрация Зачатьевского монастыря
- Адрес зачатьевского монастыря и расписание богослужений
- Архитектура и храмы
- В центре Москвы произошел пожар в корпусе Зачатьевского монастыря
Зачатьевский монастырь в Москве: чудотворные святыни и чудеса чадородия
Правительство Москвы помогает восстановить Зачатьевский монастырь в преддверии празднования 650-летия обители 6 июл 2010 О ходе восстановительных работ в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре в преддверии празднования 650-летия обители в интервью «Российской газете» рассказал префект Центрального административного округа г. Москвы А. Работы по восстановлению Рождественского собора ведутся под руководством настоятельницы обители игумении Иулиании Каледы. В ближайшие дни с куполов собора снимут строительные леса.
Его род издавна владел землями по соседству, и Спасская церковь стала их «домовым» храмом; вплоть до закрытия в 1924 году она была не монастырской, а приходской. Входное крыльцо на галерею первоначально находилось внутри монастырских стен; внешняя двухмаршевая лестница, дошедшая до наших дней, выстроена в 1724 году специально для Римских-Корсаковых [2]. В 1766 году была выстроена церковь над могилами Иулиании и Евпраксии, во имя иконы Божией Матери « Неопалимая Купина » разобрана в 1887 году в связи с включением объёма церкви в придел Аннинского собора. В 1804 году древний собор Зачатия святой Анны был сломан, и на его месте в 1805—1807 годах выстроен новый неоготический собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освящённый лишь в 1813 году. Авторство собора, обычно приписываемое Родиону Казакову [1] , документально не установлено.
В 1812 году при нашествии Наполеона монахини оставались в монастыре, служба не прекращалась. Монастырь в 1882 году с псевдоготическим собором В 1844—1850 годах внутри стен была выстроена богадельня с церковью Сошествия Святого Духа под византийским куполом по проекту Михаила Быковского. В 1912 году по заказу монастыря архитектором Леонидом Стеженским на Никитском бульваре был построен доходный дом. В 1922 году монастырь был разграблен, но продолжал действовать; 16 марта 1925 года здесь отслужил последнюю службу патриарх Тихон , умерший девятью днями позже [3].
Богослужебные песнопения исполнил монастырский хор. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг собора. Затем митрополит Феогност прочитал молитву преподобным Иулиании и Евпраксии у их гробницы.
Поздняя Литургия состоялась в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Разделить радость престольного праздника обители прибыли многочисленные гости. Промыслом Божиим 22 декабря 1992 года игумения Иулиания Каледа с первыми сестрами, тогда еще членами Сестринства в честь Милостивой иконы Божией Матери при храме святого пророка Илии в Обыденском переулке, вселились под кров обители, чтобы остаться здесь на всю жизнь. В Зачатьевском монастыре хранятся святыни, непосредственно связанные с праздником, — в Соборе Рождества Богородицы, воссозданном в 2005—2010 гг. Анны, а также образ Зачатия «в житии» в местном ряду иконостаса.
'+obj.error+'
Религия 2 июня 2023 года, в день отдания праздника Вознесения Господня, день обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря митрополит Каширский Феогност совершил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре города Москвы. В приделе святителя Алексия монастырского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. За Литургией молились настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания Каледа с сестрами, настоятельница Никитского монастыря Балашихинской епархии игумения Капитолина Филиппенко , прихожане и гости обители.
Паломнический тур ежегодно совершают тысячи туристов. Верующие преодолевают большие расстояния для того чтобы поклониться святым ликам. Здесь также функционирует подземный церковно-исторический музей. Он хранит в себе разнообразные элементы церковных построек 16-19 веков, предметы утвари и быта. Полезная информация для верующих Посещение монастыря возможно каждый день.
Он работает с семи часов и закрывается в двадцать часов. В это время заканчивается вечерняя служба. Во время праздников режим работы может быть изменен. Приобрести всю необходимую церковную утварь можно в монастырской лавке. Здесь продаются свечи, книги, иконы и многое другое. Функционирует художественная лавка. Она принимает заказы на рукописные иконы.
Перекусить можно в трапезной. Свежая выпечка и напитки всегда имеются в продаже. Требы можно заказать, прейдя в часовню. Также можно воспользоваться официальным сайтом. Паломнические группы принимаются по предварительной записи. Запрещается в храме осуществлять фото и видео съемку. Заранее уточняйте расписание богослужений и молебен.
Гостиницы рядом Если вы приезжаете в столицу на несколько дней, то рекомендуется позаботится о бронировании. Все объекты находятся вблизи монастырского комплекса. Чудеса, которые происходят в монастыре, известны по всему миру. Молитвы, преклонения к иконам, вера к Богу помогают избавиться от бесплодия, вернуть счастье в дом. Святые мощи обладают целебной силой и избавляют от различных недугов. Монастырь удивляет своими чудесами и в настоящее время. Исцеление объясняется сильной верой в помощь Бога, силу икон.
Обитель в настоящее время является мерилом православной веры. Обитель вернулась к христианам спустя несколько лет. Она проводит регулярно службы во благо людям. Каждый верующий человек может стать участником богослужений. Вопреки всем трудностям люди приходят сюда для того чтобы помолиться. Также при монастыре функционирует богадельня. Здесь находят приют престарелые и больные люди.
Функционируют библиотека, литературное издательство, швейная мастерская, пекарня. Православная литература доступна к продаже оптом и в розницу. Надвратный храм Нерукотворного Образа Спасителя Если вы будете проходить по древней улице Москвы, то перед вами откроется восхитительный вид на монастырь. Здесь с середины 14 века функционирует родник с живительной водой. Нарядный надвратный храм сразу попадается в поле зрения. Он, словно страж, охраняет владения от бурь и невзгод. Святыню построили в конце 17 столетия.
Это старейшее здание территории. С ним связано много таинственных событий, мистических историй, загадочных явлений.
Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей.
Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов.
Религия и планирование Дорогие ББ, всем доброго времени дня Для многих не секрет, что в Москве есть Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь собственно, название говорит само за себя. Каждую субботу в 12. Иоакиму и Анне о даровании чад это родители Богородицы, у них до старости не было детей, но они не отчаивались, продолжали молиться и были услышаны. На сайте монастыря множество чудесных историй успешного зачатия, там же можно попросить сестер монастыря о молитве.
К сожалению, я не уверена, пишут ли туда записочки как к Матроне, но знаю точно, что можно заказать единоразовый молебен о даровании детей когда священник во время молебна прочитает ваши имена и молебен на полгода в этом случае священник читает ваше имя и имя вашего супруга на каждой службе в течение полугода. Я собираюсь поехать в монастырь в эту субботу 22.
Прогулки по Москве. Зачатьевский монастырь: история и окрестности
Как изменился Зачатьевский монастырь после реставрации В Зачатьевском монастыре отреставрировали северный корпус келий и церковь Сошествия Святого Духа с. Главная > Мониторинг СМИ > В Зачатьевском монастыре г. Москвы состоялись заседания монашеского направления XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. 16 мая 2023 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы состоялся престольный праздник в честь основательниц обители преподобных Иулиании и Евпраксии Московских. ближний к Кремлю из уцелевших. Московский Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь празднует двадцатилетие с начала своего возрождения. — Главным подарком для насельниц и всех москвичей станет новый вид монастыря, восстановление собора Рождества Пресвятой Богородицы».
Праздники и памятные дни
- Зачатьевский монастырь: расписание богослужений и молебнов о даровании чад на текущую неделю
- Зачатьевский монастырь
- Разместите свой сайт в Timeweb
- В Зачатьевском ставропигиальном монастыре Москвы встретили главный престольный праздник обители
Зачатьевский женский монастырь в Москве
Московский Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь празднует двадцатилетие с начала своего возрождения. 16 мая 2023 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы состоялся престольный праздник в честь основательниц обители преподобных Иулиании и Евпраксии Московских. Помещение в доходном доме Зачатьевского монастыря в Москве выставили на аукцион. 22 декабря 2022 года, в день Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре города Москвы встретили главный престольный праздник обители.
Адрес зачатьевского монастыря и расписание богослужений
Вера, Надежда, Любовь "Вера, Надежда, Любовь": Зачатьевский ставропигиальный монастырь Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь расположен в самом центре столицы, близ улицы Остоженка. Он был основан в 1360 году митрополитом Московским Алексием, и стал первым девичьим монастырем в городе. Каждый день в обитель приходят паломники — у многих благодаря молитвам к чудотворной иконе Богородицы "Милостивая" и святым ее родителям Иоакиму и Анне рождаются дети, восстанавливается мир в семье, находится работа, устраивается личная жизнь.
Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Поминовение усопших. Неделя 4-я Великого поста. Иоанна Лествичника. Марии Египетской.
Потому что я поехала на совет, а сестрам сказала, чтобы они читали акафисты один за другим, пока не позвоню. И вот на седьмом акафисте все решилось благополучно. Потом был еще градсовет, где от Патриархии присутствовал архиепископ Арсений, а Юрий Михайлович Лужков в заключение сказал, что раз Патриарх благословил, то мы не можем спорить, и наконец было принято положительное решение. Кто же ваши идеи воплотил? Она сама архитектор-реставратор и смогла, используя свой опыт в реставрации, спроектировать такой собор. В жизни монастыря складывалось так, что один собор горел, строили другой. Какие-то приделы упразднялись, освящались новые. Главный престол посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, как это было в последнем соборе. Второй придел посвящен святителю Алексию , основателю обители, в соборе конца XVI века, и преподобному Алексию, человеку Божию , потому что наш монастырь первоначально носил название Алексиевский в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя святителя Алексия. Далее — придел святых праведных Иоакима и Анны , небесных покровителей обители, так как монастырь с XVI века именуется Зачатьевским. Точно так же мы восстановили старое посвящение приделов Казанской иконе Божией Матери и «Неопалимой Купине» — эти престолы связаны с памятью о наших преподобных основательницах игумений Иулиании и монахини Евпраксии. По преданию, именно на месте их погребения был построен храм сначала в честь Неопалимой Купины, а потом, так как он был маленький, не отапливаемый, алтарь разобрали, церковь увеличили, соединили с собором и освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2001 году наши матушки-основательницы были канонизированы в лике преподобных жен, и ныне один из приделов посвящен им, как первоначальницам монашеского жития и нашим покровительницам. Еще один придел посвящен священномученику Киприану и мученице Иустине , в связи с тем, что пять лет назад нам с Кипра привозили мощи этих угодников Божиих и частичка святыни у нас осталась. Тогда митрополит Неофит, возглавлявший Кипрскую делегацию, высказал пожелание, чтобы мы, может быть, какую-нибудь часовенку освятили или придел во имя святых Киприана и Иустины. Святые угодники очень полюбились сестрам и народу, люди всё время приходят, раз в две недели в обители совершается молебен перед иконой с мощами. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла решено было посвятить придел этим святым. Есть еще два престола, которых не существовало ранее в истории монастыря. Первый из них посвящен великомученику Димитрию Солунскому , небесному покровителю нашего главного благодетеля, на средства которого в основном и построен весь собор. Второй придел посвящен благоверной княгине Иулиании Вяземской, удивительной святой, которую сестры очень почитают, и она помогает нам в строительстве. Это моя небесная покровительница. Сестры очень желали, чтобы во имя нее тоже был придел, и Патриарх дал благословение. В подклете находится придел во имя преподобных отцев и матерей, в подвизе поста и молитвы просиявших, которого не только никогда не было, даже не предполагалось в первоначальном плане воссоздаваемого собора. Однако и архитекторы, и иконописцы единодушны в том, что проект иконостаса необходимо делать при проектировании храма, иначе могут возникнуть серьезные проблемы. У вас все благополучно? Кто пишет иконы и ставит иконостас? Хотя архитекторы и высказывали мнение, что сначала нужно построить собор, тогда будет видно пространство и станет возможно проектировать иконостас. Но мне, как говорится, не терпелось. И мы параллельно со строительством, хотя это, может быть, рискованно, начали проектировать иконостас главного алтаря. Этот проект разработал Алексей Борисович Котов, архитектор-реставратор, в свое время работавший в Кремле, принимавший участие в реставрации Сретенского монастыря. Его пригласили именно на проектирование иконостаса. Мы очень долго думали, в каком стиле нам подобрать иконостас, объездили различные храмы и решили делать в едином стиле с собором, то есть в стиле конца XVI — начала XVII века. Иконостас в соборе пятиярусный, плюс пядничный ряд. Декор выполнен из литья с применением слюды и покраски. В XVI веке достаточно часто применяли оловянное литье, его или серебрили, или золотили. Металлические тябла, покрашенные разноцветной эмалью, покрывали слюдой, а сверху накладывали литье. Такой иконостас сохранился в Благовещенском соборе Кремля. Мы долго этот вопрос изучали, смотрели, как делать... Ведь у нас высота иконостаса около 15-ти метров, а ширина 21 метр. Встречались и со специалистами по оловянному литью, но поняли, что при таком литье к 650-летию иконостас закончен быть не может, а только, может быть, лет через десять. В одной из мастерских нам предложили интересную технику, близкую к древней, но применимой в наших условиях. Мы согласились и начали реализовывать проект. Иконы для иконостаса начали писать непосредственно здесь, в монастыре, около двух лет назад. Иконописцы — наши прихожане, под руководством Ларисы Николаевны Шеховцевой, многие из них обучались в мастерских Троице-Сергиевой лавры. Самые большие иконы в иконостасе — деисусного ряда, высотой около трех метров. Это было просто непонимание или провокация? Защитники Москвы видели фотографии обители с последним собором, и казалось само собой разумеющимся, что надо восстанавливать именно такой храм. Тем более что он действительно очень редкий по архитектуре. Но напряжения давно уже нет, ситуация изменилась.
Любовь к брату побудила посвятить обитель его небесному покровителю — прп. Алексию, человеку Божию. Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения принадлежавшие московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. На этом-то месте, принадлежавшем свт. Алексию по праву митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 г. Первый деревянный храм обители был освящен во имя прп. Алексия, человека Божия, почему и именовалась обитель Алексиевской. Позднее была построен соборный храм в честь Зачатия св. Анной Пресвятой Богородицы. По соборному храму монастырь стал именоваться Зачатьевским. А по старшинству над возникшими вслед за ним в Москве другими женскими обителями — стародевичьим. Монастырь имел общежительный Устав, по примеру Лавры прп. Сергия Радонежского, славился строгостью жизни и добродетельностью насельниц и послужил образцом для устройства других женских обителей. Первой игуменией в нем, по благословению свт. Алексия, стала Иулиания. Верной помощницей прп. Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Преподобные матушки всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным — всем, кто приходил под кров святой обители. Во время бед на земле Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении преподобные сестры соделывали свое спасение. Все труды по устроению обители они несли вместе. Через год умерла и ее сестра монахиня Евпраксия. В годы гонений и сегодня В 1925 г. В 1934 г. На месте собора была построена школа. Ныне древняя обитель восстановлена — в самом центре Москвы, недалеко от храма Христа Спасителя, находится, как и раньше — Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Возле входа в него гостей встречает бронзовая фигура свт. В главном соборе обители покоятся мощи прпп.
Зачатьевский монастырь в Москве: чудотворные святыни и чудеса чадородия
Зачатьевский монастырь в Москве древний, основан в 1360 году митрополитом Московским Алексием. Статьи Завершается реставрация Зачатьевского монастыря. Зачатьевский монастырь сложно назвать архитектурным шедевром – там мало что сохранилось, но если на Остоженке и осталось что-то от старомосковского колорита, то это благодаря ему.
Престольный праздник в Зачатьевском монастыре
Быковского с храмом Сошествия Святого Духа. Закрытие в советский период Монастырь был закрыт в 1927 году. Некоторые иконы монастыря были перенесены в храм пророка Илии. В 1930-х годах собор, колокольня и храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были полностью разрушены и на их месте выстроено типовое школьное здание, до неузнаваемости был перестроен храм Сошествия Святого Духа, стены, окружавшие обитель, были частично разрушены. В 1960-е годы проведена внешняя реставрация надвратного храма, яркого образца стиля « московское барокко ». Восстановление В 1991 году сестричеством в честь иконы Божией Матери «Милостивая» начаты труды по возрождению обители. В 1993 году в ней были возобновлены богослужения.
В 1995 году указом Священного Синода сестричеству дан статус ставропигиального женского монастыря.
Одна из первых каменных церквей монастыря с престолом в честь Зачатия Св. Анны была построена Алевизом Фрязиным в 1514г. Большой Московский пожар 1547 года полностью уничтожил монастырь. И в 1584 году царь Федор Иоаннович и царица Ирина Годунова по благословению святителя Иова восстановили Зачатьевский монастырь. В народе к тому времени обитель прославилась помощью в чадородии. В 17-18 веках обитель достраивалась и украшалась, на рубеже 18-19 веков строительными работами руководил Матвей Казаков.
Во время войны 1812 года Зачатьевский монастырь был разорен, но довольно быстро восстановлен. В 1934 собор и колокольню взорвали, другие строения перестроили. На месте собора была построена школа… Священнослужители и сестры, как и многие тысячи духовных лиц, претерпели гонения, писать о которых в короткой публикации невозможно. Восстановление обители началось в 1991 году.
Поскольку целью монашеской жизни всегда было пребывание с Богом, то неизменным по своей сути остается и ответ монашества на вызовы времени. Вместе с тем докладчик счел целесообразным более конкретно обозначить глобальные вызовы, которые в настоящее время представляют угрозу человеку как творению Божиему, созданному Господом по Его образу и подобию, но повредившему свою природу грехопадением. Среди них — тенденция секулярного мира к вытеснению религиозных представлений из жизни общества, утверждение о том, что вера в Бога — сугубо личное дело каждого человека, что истин много и можно выбрать для себя любую из них, что фактически означает признание греха добродетелью. Желая спасения, монашествующие удаляются именно от такого мира, который не ставит своей целью спасение души. Однако и удаляясь от мира, иноки продолжают воздействовать на него силой своей молитвы и своего духовного подвига, соприкасаясь с которыми многие люди меняют свое отношение к Церкви и Богу.
Далее митрополит Исидор напомнил, что в России именно монастыри с первых десятилетий существования Руси несут обществу свет Христовой Истины и что даже во времена разделения на мелкие княжества Русская земля была объединена общей верой, а источником общественного сознания всегда являлись и продолжают оставаться наши святые обители. Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий в докладе «Богопознание и богообщение как свободный выбор монашествующего» рассмотрел главные условия, исполняя которые иноки узнают Христа и приобщаются к Нему. Такими условиями являются любовь к Богу и любовь к ближнему. Но если любовь к Богу люди могут проявлять по-разному кто-то в посте, кто-то в молитве, кто-то в пении , то любовь к ближнему должна, по мнению митрополита Амвросия, выражаться в конкретных поступках и словах. Если мы видим, что брат или сестра чем-то расстроены, найдем хотя бы пару слов, чтобы их утешить и приободрить. Если мы видим, что кому-то тяжело нести свою ношу, даже если она дана по послушанию, подставим свое плечо». Митрополит Амвросий описал также препятствия, возникающие на пути к богопознанию и богообщению. Идущих этим путем иноков архиерей призвал не путать цель и средства ее достижения, не надмеваться над ближними, беречь единство братии, удаляясь от осуждения и дурных помыслов, слушаться во всем игумена, более следить за собственным подвигом, чем за благочестием брата и не забывать слова преподобного Силуана Афонского: «Чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь». Епископ Можайский Иосиф , наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь , раскрывая в докладе «Современные «ловушки» в духовном возрастании монаха» тему чтений, посвященную глобальным вызовам современности и духовному выбору человека, подчеркнул, что светский мир в настоящее время насквозь пропитан «неуместными и неуемными свободами»: свободой чувствований, свободой волеизъявлений, свободой самопроизволения… В этой атмосфере и монаху, живущему в крупном монастыре, при общении с паломниками неизбежно приходится соприкасаться с веянием времени.
И если опытные монахи строгостью жизни и с Божией помощью способны «обходить» подобные «капканы свобод», то новоначальные иноки нередко оказываются в очень уязвимом положении. Воспитанные миром, они еще не успели возненавидеть грех с его услаждениями и под благовидными предлогами принимают и осваивают «допустимые», на их взгляд, и «невинные» свободы, чем уступают миру свое время и сердца. Далее епископ Иосиф описал «ловушки», встречающиеся на пути возрастания современного монаха. Среди них — подобострастное отношение паломников к обладателям черной одежды, от которого насельники монастырей попадают в зависимость от одобрений и похвалы и начинают искать новых встреч с мирянами; чрезмерное уважение к духовенству со стороны кающихся, которое нередко провоцирует возникновение такого явления как младостарчество; близкие личные отношения монашествующих со светскими людьми, порождающие многозаботливость, стяжание, и в конечном итоге обмирщение. Причиной последнего особенно часто становится наличие мобильных телефонов со свободным выходом в Интернет. Попадая в подобные ловушки, инок рискует совсем оставить монашеское делание и поддаться праздности, открывающей двери души «неуместным свободам». В завершение выступления епископ Иосиф напомнил игуменам и игумениям слова старца Зосимы из романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» о том, что от «кротких и жаждущих уединенной молитвы выйдет, может быть, еще раз спасение земли Русской», призвал быть внимательными к возникающим на пути спасения опасностям и не забывать о том, что дело инока — отдать Господу всего себя без остатка. По завершении пленарного заседания состоялось вручение представлений на право реализации базового богословского образования для монашествующих Русской Православной Церкви, а также документов об аккредитации уже действующих курсов.
Мероприятие провел и прокомментировал игумен Петр Еремеев , доктор богословия, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. Представления на открытие курсов были вручены Курской, Тобольской, Новосибирской, Барнаульской, Омской духовным семинариям, центрам подготовки церковных специалистов Брянской и Волгоградской епархий, Успенскому мужскому монастырю города Красноярска, Вознесенскому Оршину женскому монастырю Тверской епархии и женскому монастырю Владимирской иконы Божией Матери села Пиксур Яранской епархии. Документы об аккредитации действующих курсов получили Белгородская духовная семинария, Успенский Святогорский мужской монастырь Великолукской епархии и Коломенская духовная семинария Московской епархии. Игумен Петр особо подчеркнул, что Синодальный отдел по монастырям и монашеству приветствует обращения епархий с предложениями открытия образовательных курсов, в том числе с опережением существующего плана. Курсы, открываемые благодаря решению Святейшего Патриарха, дают возможность монашествующим совместно изучать Священное Писание, историю Церкви, сближают их с игуменами и игумениями.
А у нас, когда открыли останки одной из монахинь, кто-то из сестер произнес: «Золотенькая монахиня». Действительно, золотого цвета косточки, янтарные, медовые. Множество праведниц здесь подвизалось, молитвами, слезами, потом которых стоял монастырь многие века и сейчас восстанавливается. В настоящее время, по благословению почившего Патриарха Алексия и ныне здравствующего Патриарха Кирилла, в подклете собора устраивается храм во имя всех преподобных отцев и матерей, в подвиге поста и молитвы просиявших. Ведь так хочется почтить память всех, кто здесь когда-то подвизался, а имен их мы в основном не знаем.
И это новый, очень интересный проект. Кто здесь автор идеи и как долго вы работали над этим проектом? У меня ни на минуту не было сомнений. Несмотря на то, что кто-то нас, видимо по старой памяти, «врагами народа» называл, окурки бросали в окна, камнями угрожали побить... За всю историю монастыря на территории обители было четыре собора разной архитектуры. Первым был деревянный храм, построенный при святителе Алексии. Первый каменный храм Зачатия святой Анны был построен в 1514 году усердием великого князя Василия III по проекту известного итальянского архитектора Алевиза Фрязина, который возводил Архангельский собор в Кремле. К тому времени он пришел в обветшалое состояние, был разобран, а вместо него воздвигли новый, уже в другом стиле — собор Рождества Богородицы. Его авторство приписывают выдающемуся архитектору М. Этот храм просуществовал до 1933 года, а затем его взорвали.
Во время проведения археологических работ были обнаружены фрагменты фундаментов всех соборов. Последний собор был построен в неоготическом стиле, потому многие думали, что мы будем восстанавливать такой же. Но, честно говоря, мне всегда хотелось построить храм именно в древнерусском стиле, чтобы он органично вписался в облик монастыря. Древнейшая девичья обитель в Москве , собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы... Хотелось, чтобы он действительно был такой легкий, стремящийся ввысь, светлый, отражающий девственную чистоту Матери Божией. Но очень многие тогда говорили, что никто не разрешит возводить новый храм в другом стиле. В какой-то момент я даже подумала: «Ну, хотя бы такой, хотя бы готический. Лишь бы только собор был». И вот, когда разобрали школу, однажды поздно вечером я прогуливалась по территории монастыря, остановилась около трапезного корпуса и огляделась. У обители уже был совершенно другой вид, пространство переменилось, монастырь как будто расправил плечи.
А я смотрела в сторону надвратного храма и настоятельского корпуса это самые древние строения монастыря , и вдруг увидела кусочек старой Москвы, и ощутила однозначно, что здесь надо строить в традиционном древне московском стиле. Когда я на следующий день кому-то об этом сказала, то никто не поверил, что это возможно. Но я поняла: если Царица Небесная благословит, все устроится. Призвав на помощь Пресвятую Владычицу, я пошла за благословением к Патриарху, взяв фотографию последнего собора и миниатюрную гравюру предыдущего, того, что конца XVI века, и представила все Первосвятителю. Его Святейшество очень внимательно рассматривал фотографии последнего собора, а потом вдруг посмотрел на меня и задал такой вопрос: «Матушка, а где мы с вами живем? В ответ слышу: «Матушка, значит, надо в древнерусском стиле строить, что же нам с вами строить еще? Вместе с экономом, монахиней Евпраксией, стали обдумывать проект. Объездили огромное количество храмов в Москве и Московской области, каждый вечер у нас работало «архитектурное бюро». Наездимся, нафотографируем, насмотримся, потом начинам рисовать. Сколько было вариантов!
Сестры-келейницы обычно в 2-3 часа ночи уже жаловались, говорили, что уже очень поздно, завтра рано вставать, может, в другой раз, и т. А мы с Евпраксией все рисовали, клеили, стирали, замазывали, вешали на стенку, смотрели, примеряли. Потом мы уже встречались с архитекторами и рассказывали, что хотим. Долго искали, кому можно такой проект доверить, многократно проходили бесконечные согласования. Сначала все в один голос говорили, что это невозможно построить. В конце концов «на семи акафистах» мы прошли один из главных советов, который принял решение, что все-таки можно строить здесь собор в древнерусском стиле. Почему на семи акафистах? Потому что я поехала на совет, а сестрам сказала, чтобы они читали акафисты один за другим, пока не позвоню. И вот на седьмом акафисте все решилось благополучно. Потом был еще градсовет, где от Патриархии присутствовал архиепископ Арсений, а Юрий Михайлович Лужков в заключение сказал, что раз Патриарх благословил, то мы не можем спорить, и наконец было принято положительное решение.
Кто же ваши идеи воплотил? Она сама архитектор-реставратор и смогла, используя свой опыт в реставрации, спроектировать такой собор. В жизни монастыря складывалось так, что один собор горел, строили другой. Какие-то приделы упразднялись, освящались новые.