? Регалии царской власти отныне оставались только у Божьей Матери, на Её чудесно обнаруженной иконе. Поэтому она и получила название «Державная», и очень быстро фотографии и списки «Державной» разошлись по всей стране. Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Значение Державной иконы Божией Матери, в чем помогает образ Богородицы. Икона Божией Матери под названием «Державная», согласно исторической справке, была найдена в день отречения Николая II от престола в 1917. Икона Божией Матери под названием "Державная", согласно исторической справке, была найдена в день отречения Николая II от престола в 1917 году.
Икона Богородицы «Державная»
икона державная божья матерь в чем помогает. Икона Божией Матери под названием "Державная", согласно исторической справке, была найдена в день отречения Николая II от престола в 1917 году. Державная икона Божией Матери в Казанской церкви усадьбы Коломенское. Величание Иконе Божией Матери "Державная": Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим. — Икона Божией Матери, именуемая Державная Этот образ, согласно донесению митрополита Московского Тихона (Белавина), был обнаружен 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского, оказавшегося теперь в черте Москвы. История и чудеса святого лика Божией Матери «Державная».
Державная икона Божией Матери: История
- Кто под защитой Богородицы?
- Икона Божией Матери «Державная». - Радио ВЕРА
- Тайна Державной иконы и её истолкование!
- Чудо в день Державной иконы Божией Матери | Орловская митрополия
- Икона Божией Матери именуемая "Державная"
- Содержание
Икона Богородицы «Державная»
ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | О явлении иконы божией матери «Державная». В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. |
Картинки 15 марта день иконы божией матери державная | Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная». О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! |
Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа, где находится оригинал | Пламенная молитва к иконе Пресвятой Богородице «Державная» напечатана на оборотной стороне листа: «О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащего дланию всю вселенную, Царя Небесного! |
Икона Божией Матери "Державная" | ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, один из наиболее почитаемых Рус. православной церковью чудотворных образов Божией Матери. «Державная»; сложилось представление, что Богоматерь приняла верховную власть над Россией. |
Чтим Державный образ святыни Твоея
Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить не только по окрестным храмам, но также по заводам и фабрикам. В Вознесенской церкви икона пребывала только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала в Марфо-Мариинской обители милосердия в Замоскворечье, где ее торжественно встречала игуменья монастыря — великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами обители. Патриарх Тихон призывал православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Он особо вверял Россию Матери Божьей, как истинной Правительнице. Любовь и почитание выразились в акафисте явлению иконы Божией Матери Державной. Повсюду читали акафист и канон, верующие в храмах, домах и монашеских кельях читали перед ней молитву Патриарха Тихона о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений.
Перед Твоей Державною иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И лик Твой Царственный, увенчанный короной, Влечет к себе мой умиленный взгляд. В годину смут и трусости бесславной, Измены, лжи, неверия и зла Ты нам явила образ Твой Державный, Ты к нам пришла и кротко прорекла: Сама взяла Я скипетр и державу Сама Я их вручу опять царю, Дам царству русскому величие и славу, Всех окормлю, утешу, примирю. Покайся ж, Русь, несчастная блудница! Омой в слезах свой оскверненный стыд. Твоя заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит. Сергей Бехтеев 1879 — 1954 Православные о ней не забывали, но в первую очередь она почиталась среди эмигрантов русского рассеяния. Первый храм в ее честь освящается в местечке Шави под Парижем в 1934 году, затем — в Ницце, в Марокко… Уже в 1990-е годы список Державной иконы был снова принесен туда, где икона была явлена, - в Вознесенский храм в Коломенском. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в реставрации. В 1995 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.
В своих руках Матерь Божия держала царские регалии — скипетр и державу. По этому изображению икону и стали именовать «Державной». После обретения икона была обновлена в мастерской московского Алексиевского монастыря. Дело в том, что это произошло именно в тот день — 2 15 марта 1917 года, когда от престола отказался царь Николай II. Народное сознание сразу же связало воедино два этих символических значения, усмотрев в том определенные смыслы. Так, по одному из распространенных мнений, явлением Своего образа в день отречения от престола царя Матерь Божия дала людям знак о том, что теперь Она Сама будет Заступницей России. По другой версии, явление иконы стало предзнаменованием грядущих испытаний для Русской Православной Церкви и всей России. Достаточно скоро с образа стали делать списки, которые стали распространяться по всем храмам России. Саму икону начали почитать как чудотворную. В это время она редко находилась в Коломенском: ее постоянно возили по фабрикам, заводам и другим местам, где простые люди могли к ней приложиться.
Во время нашествия Наполеона икона была спрятана в Коломенском, где осталась забытой. Напомнила об этой святыне Богородица Сама, явившись несколько раз во сне крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, и сказала: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь к настоятелю Николаю Лихачеву. Выслушав рассказ женщины, он показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок, нашли большую старую чёрную икону Божией Матери.
Державная икона Божией матери: 8 фактов из истории
Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса. В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и акафист, составленный с участием патриарха Тихона. Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России.
Явление Богородицы Долго думала крестьянка над сном и не решалась отправиться в путь, пока Богоматерь не пришла к ней еще один раз, уже восседающей на белоснежном Престоле. Приснодева показала Евдокии и храм, где находится образ, который надлежит отыскать. Крестьянка помолилась и отправилась в Коломенское. Узрев храм Вознесения Господня, она обрадовалась: именно его она видела во сне.
Она обратилась к настоятелю храма, отцу Николаю, с просьбой отыскать «черную» святыню. Настоятель со всей серьезностью отнесся к словам Евдокии и приказал обыскать храм. Икону нигде не обнаружили, пока кому-то не пришла в голову мысль заглянуть в подвал. Там и нашелся почерневший от времени, грязи и паутины образ Богоматери. Это событие произошло 15 марта 2 марта по старому стилю. В этот день, вследствие Февральской революции, отрекся от престола российский государь Николай II. Но главные потрясения были еще впереди… Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время — в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови… Икону бережно очистили от пыли столетий и узрели строгий и скорбный лик Богородицы и Христа, восседающего на коленях у Пресвятой матери.
Иконе отслужили акафист, а весть ее о чудесном обретении разнеслась далеко за пределы Коломенского. Икону постарались восстановить, но сделали это несколько неумело: нижняя часть образа оказалась безнадежно испорченной. Мастера со страхом ожидали кары за такое святотатство, но возмездия не последовало — Божья Матерь всемилостива. Икону же стали возить по городам, где она творила чудеса исцеления. А крестьянка Евдокия ходила по домам прихожан и собирала деньги, чтобы заказать для святыни достойный ее драгоценный оклад. Однако Богородица остановила сбор средств: она снова явилась Евдокии с пророчеством. Она повелела вернуть деньги прихожанам и не делать ризу, ведь вскоре церковное имущество все равно будет разграблено, но со временем образ все равно обретет достойное обрамление. В конце концов образ попал в Москву, в женский монастырь, настоятельницей которого была великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из самых набожных и в то же время просвещенных женщин России. Елизавета Федоровна всегда тяготела к религии и милосердию.
После гибели от рук террориста мужа, великого князя Сергея Александровича, она удалилась от мира в организованную ею же Марфо-Мариинскую обитель. Ныне Елизавета Федоровна причислена к лику святых.
В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х. На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца Рождества Богородицы в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 15 марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности.
Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17. В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.
Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери.
Богоотец убо Давид Твою славу написует, Дево, и Тебе тварей Царицу явленно пророчествует, предстоящую одесную, Всенепорочная, Бога отец наших. Царица всех, пришедши святою иконою Своею, Небесный кров на славу нам устави, имже спасаемся от невидимых враг нахождения, к Сыну Ея вопиюще: благословен Бог отец наших. Яко жениха Тя красный чертог, яко Владычню палату одушевленну, яко порфиру всезлатую, яко краснейшее обителище Христово, Владычице всех, умоляющаго Тя спаси мя. Отчаявся помощи всякия, к Тебе, Пренепорочная, Державной Хранительнице и Покрову, притекох: не отрини убо мене от Божественнаго покрова Твоего. Кто не воспоет Тя от земнородных, Нескверная, Чистая Голубице, Ты бо родила еси нам Свет великий, жизни богатство, Иисуса Спаса, Егоже поем, хваляще яко Господа, и превозносим во вся веки.
Тебе, светлому Избавителя свещнику, прекрасный сплетше лик, поем: вся дела Господня, пойте непрестанно Деву Марию и превозносите Ю во веки. Ты — дверь Царя Небес и храм славы Его, Дево Всепетая, отверзи нам двери милосердия и введи ны молитвами Твоими в жилище Небесныя славы. Мати Пресвятая, Еяже молитвами род человеческий присно соблюдается, поклонися Отцу, умоли Сына, призови Святаго Духа и умилостиви Бога, в Троице Единаго, о множестве грехов наших, да, Тобою помиловани бывше, Творца и Тебе благословим отныне и до века. Речем Твоих устен, Всечистая, последующе, Тя ублажаем, с Тобою бо воистину величия сотворивый Господь возвеличи Тя и истинную Божию Матерь, рождейся из чрева Твоего, показа. Предъизбранная от всех родов, услыши глас наш и даруй прощение душ наших, избавление страстей и болезней, вся могущая, яко Мати Божия. Приими еже от души моление мое, Пречистая Владычице, Яже Бога рождши плотию, к Тебе бо прибегох, к державней помощи, да не погрешу надежды моея.
Светилен Владычице, всех Владычица и всех вышшая, всех же превосходящая Горних воинств, простри руку державну и сохрани мир, священники благослови, Тебе священнодействующия, монахи же прости, молящияся Тебе, отечество наше соблюди, Святая Богородице. И ныне нас сподоби видети Небесное Царство и райскую дверь, егда сядет Судия судити вселенней во втором и Страшном Судилище, Владычице Ангелов. Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Державная» Кондак 1 Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Владычице, о явлении нам чудныя иконы Твоея «Державныя». Ты же, яко Всемилостивая Заступница всех с верою к Тебе притекающих, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго. Икос 1 Ангелом радость приимшая, благоволила еси, Владычице, возвестити старице благочестивей радость о явлении иконы Твоея честныя «Державныя», юже и обретше по указанию Твоему, яко знамение милости Божией к нам, грешным, благодарственно вопием Ти сице: Радуйся, воли Господней тайны нам открывающая; радуйся, гнев Его праведный, на ны движимый, умягчающая. Радуйся, зловерия нечестивых обличение; радуйся, гордыни их низложение.
Радуйся, веры христианския утверждение; радуйся, почитания святых икон освящение. Радуйся, тихое пристанище спасения душ наших; радуйся, Всемилостивая Заступнице наша у престола Святыя Троицы. Радуйся, от бед и скорбей наше избавление; радуйся, Церкве Православныя утверждение. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианского. Кондак 2 Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Твою «Державную», да вси христолюбивии людие усердно молятся пред нею, вопиюще Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разуму нашему просвещение свыше исходатайствуй, Пресвятая Богородице, да познаем, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная, и сердце направи, еже со усердием творити ю, Тебе же, Всемилостивая Заступнице, непрестанными гласы восхваляти: Радуйся, явлением честныя иконы Твоея тьму лютых обстояний от нас отгоняющая; радуйся, лучами чудес всех просвещающая.
Радуйся, душевными и телесными очами ослепших прозрение; радуйся, омраченных смыслов просвещение. Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; радуйся, всех уповающих на Тя непостыдная надеждо. Радуйся, вдов и сирот надежный покрове; радуйся, алчущих Питательнице. Радуйся, духовных сокровищ Подательнице; радуйся, богомудрых премудрая доброто. Радуйся, пресветлая, Божественная красото; радуйся, обоняние Христова благоухания. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго.
Кондак 3 Силу Божественныя благодати даруй нам, Пресвятая Богородице, во еже неуклонно и непреткновенно ходити нам спасительным путем Христовых заповедей, сердцем же и устами непрестанно воспевати Всемогущему Богу: Аллилуиа. Икос З Имуще Тя, Богоизбранная Заступнице рода христианскаго, яко зарю светлую, просвещающую душ наших темноту и разгоняющую мрак сердечнаго неведения нашего, припадаем к честней иконе Твоей «Державней» и с умилением вопием Ти сице: Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещавшая; радуйся, прославляющих Тя прославляющая. Радуйся, к Сыну Твоему и Богу нашему молитвы верных приносящая; радуйся, благодать Твою иконам Твоим честным даровавшая. Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озарившая; радуйся, премудрости Божия приятелище. Радуйся, Божественныя благодати Подательнице; радуйся, яко Тобою от вечныя смерти свобождаемся. Радуйся, яко Тобою безконечныя жизни сподобляемся; радуйся, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим.
Кондак 4 Буря житейскаго моря сокрушает духовный корабль наш волнами мирских попечений, и мир убогих душ наших мятется. И где обрящем тихое пристанище спасения? Токмо на Тя возлагаем надежду, Владычице; имущи бо державу непобедимую, от всяких бед, глада, скорбей и болезней избави нас, верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше православнии людие повеление Твое, Владычице, молитися пред образом Твоим «Державным», со умилением сердечным прибегают к Твоему всесильному заступлению у престола Всемогущаго Бога и благоговейно вопиют Ти сице: Радуйся, горняго мира украшение; радуйся, дольняго мира заступление. Радуйся, демонския полки побеждающая; радуйся, враги спасения человеческаго посрамляющая. Радуйся, яко волею Твоею сокрушаются еретические главы; радуйся, яко вернии Тобою сподобляются славы.
Радуйся, телес наших безмездная Целительнице; радуйся, душ наших к Царствию горнему Путеводительнице.
Празднество «Державной» иконѣ Пресвятой Богородицы (Явленіе 2 марта ст. ст.).
Как и при каких обстоятельствах это произошло и почему этот образ стал столь почитаем в материале «Фомы». Жительница слободы Перерва крестьянка Евдокии Андриановой во сне услышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». В следующий раз ей приснился белый храм, в котором величественно восседала Царица Небесная. Когда Евдокия пришла в Коломенское, сразу узнала явленную во сне Вознесенскую церковь.
Настоятель священник Николай Лихачев с вниманием выслушал ее рассказ и через некоторое время икона была найдена заброшенной в подвале храма. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить не только по окрестным храмам, но также по заводам и фабрикам.
Мастера со страхом ожидали кары за такое святотатство, но возмездия не последовало — Божья Матерь всемилостива.
Икону же стали возить по городам, где она творила чудеса исцеления. А крестьянка Евдокия ходила по домам прихожан и собирала деньги, чтобы заказать для святыни достойный ее драгоценный оклад. Однако Богородица остановила сбор средств: она снова явилась Евдокии с пророчеством. Она повелела вернуть деньги прихожанам и не делать ризу, ведь вскоре церковное имущество все равно будет разграблено, но со временем образ все равно обретет достойное обрамление.
В конце концов образ попал в Москву, в женский монастырь, настоятельницей которого была великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из самых набожных и в то же время просвещенных женщин России. Елизавета Федоровна всегда тяготела к религии и милосердию. После гибели от рук террориста мужа, великого князя Сергея Александровича, она удалилась от мира в организованную ею же Марфо-Мариинскую обитель. Ныне Елизавета Федоровна причислена к лику святых.
После Октябрьской революции княгиня, вместе с другими членами царской фамилии, была насильственно вывезена в Екатеринбург, а затем — в Алапаевск. Их ожидала страшная участь: люди были сброшены в шахту живыми. Шахту взорвали, забросали бревнами и засыпали землей. Свидетели этого зверства утверждали, что еще несколько дней из-под земли доносились стоны и слова молитв.
А когда шахту вскрыли, вместе с телами была обнаружена и икона Божией матери, исколотая штыками. В 90-х годах прошлого столетия вера в Бога в России постепенно начала возрождаться. Отстраивались храмы, увеличивалось количество прихожан, восставали из небытия, казалось бы, утраченные святыни. Ныне он пребывает в церкви иконы Казанской Богоматери, возле правого клироса.
Подлинность образа установлена независимой экспертизой. Вознесенский храм в Коломенском, где был обретен чудотворный образ, восстановлен и освящен, так что не исключено, что икона вернется на свое исконное место. Согласно преданию, это будет началом возвеличивания возрожденной России. Ее с огромным восторгом и почитанием встречали православные во всех странах мира, где она побывала.
Известные списки иконы Ныне списки прославленной иконы имеются практически в каждом православном храме. Даже восстановление грандиозного храма Христа Спасителя в Москве началось со строительства часовни, освященной в честь Державной Божьей Матери. Храмы, посвященные этому образу, есть во многих странах мира, но больше всего их, разумеется, в России.
Миновала первая седмица Великого поста, когда во всех храмах Бузулукской епархии совершались ежедневные богослужения утром и вечером. И как благодатно сказывается это моление каждый чувствует на собственном христианском опыте. Мы молились Господу Богу, чтобы Он даровал нам зрение наших грехов, молились о том, чтобы Господь даровал нам не осуждать ближнего своего, молились о том, чтобы избавил Господь от всех тех страстей и грехов, что мы выявили в своей душе. И конечно Он даровал нам это, ибо с нами Бог. Сегодня Святая Церковь прославляет икону, именуемую «Державная».
Эта икона явилась ровно 105 лет назад в 1917 году, в день отречения от престола царя Николая Второго. Отречение было вынуждено ради спасения Святой Руси.
Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя.
В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова.
Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери». Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя. Точнее, не одного, а целых двух: как выяснилось, поверх первозданного образа лежат еще два слоя изображений.
Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное. В верхней части удалось раскрыть лик благословляющего Саваофа тонкого письма. Но, пожалуй, сильнее всего нас порадовала «обновившаяся» держава, которую прижимает левая длань Божией Матери, — рассказывает заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры Наталья Алдошина.
Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности.
Чудо в день Державной иконы Божией Матери
начало XIX века. Именно владыка Тихон благословил составить «акафист акафистов» в честь иконы Божией Матери «Державная», текст которого был собран частями из акафистов другим чудотворным образам Богородицы, явленным в России. картинки ко дню празднования в честь чудотворного образа с надписями и анимацией. Державную икону Божией Матери называют "главной святыней монархистов России", пишет "Фома" приводит воспоминания священника Сергия Булгакова, которого выслали за границу в 1922 году. Пламенная молитва к иконе Пресвятой Богородице «Державная» напечатана на оборотной стороне листа: «О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащего дланию всю вселенную, Царя Небесного!
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Список XXI в. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима Нечаева и архимандрита Иннокентия Просвирнина икона, согласно личному распоряжению директора музея К. Левыкина, была негласно перенесена в Издательский отдел Московского Патриархата , где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в своё время масло было наложено на голую древесину, без грунта.
Нижняя часть обветшала. Икона нуждается в реставрации.
Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя. Точнее, не одного, а целых двух: как выяснилось, поверх первозданного образа лежат еще два слоя изображений.
Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное. В верхней части удалось раскрыть лик благословляющего Саваофа тонкого письма. Но, пожалуй, сильнее всего нас порадовала «обновившаяся» держава, которую прижимает левая длань Божией Матери, — рассказывает заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры Наталья Алдошина.
Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности. Консультирующим реставраторов членам научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации докторам искусствоведения Льву Лифшицу и Андрею Баталову только предстоит определить, какие элементы нижнего красочного слоя и в каком объеме следует восстановить и явить миру, а также каким в итоге будет внешний вид иконы. Параллельно продолжается изыскательская работа в архивах. Затем иконостас заменили — как раз тогда икона временно исчезла. Похоже, в тот момент она была к тому же и несколько длиннее вероятнее всего, нижнюю часть позднее опилили из-за разрушения древесины.
Надеемся, ученым еще удастся найти документальные сведения, подтверждающие или опровергающие эти предположения. Пока же по результатам фотоснимков и визуального обследования иконы под бинокулярным микроскопом, а также с помощью исследований в ультрафиолете, инфракрасных лучах и рентгеноскопии у нас есть основания осторожно надеяться, что отнюдь не весь первозданный красочный слой руинирован. Невысокое качество поздних записей позволяет как минимум усомниться в том, что их выполняли в монастырской мастерской в 1917 году, а если и выполняли, то, вероятно, наспех, в условиях острого цейтнота, — считает протоиерей Леонид Калинин. Прецедент именно научной реставрации памятника, внесенного в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, особенно важен. В будущем понадобится реставрировать другие иконы, и Церковь вправе заявить, что она с этим отлично справляется.
Жестких сроков реставраторам никто не ставит, подгонять их не нужно.
Более того, во сне Евдокии было видение некой белой церкви, на престоле которой восседала Матерь Божия с Богомладенцем Христом. Эта белая церковь была похожа на Вознесенский храм в селе Коломенское, и потому Евдокия рассказала о своих видениях настоятелю именно этого храма, и тот разрешил ей искать образ. В подвале церкви, среди старых икон Евдокия и отыскала похожий на явленный ей во сне образ — на иконе было изображение Богородицы, Которая восседала на престоле с Богомладенцем Иисусом Христом на коленях. В своих руках Матерь Божия держала царские регалии — скипетр и державу. Именно по этому изображению икону и стали именовать «Державной».
После обретения иконы она была обновлена в мастерской московского Алексиевского монастыря. Достаточно скоро с образа стали делать списки, которые начали распространяться по всем храмам России. Саму икону верующие почитали как чудотворную. Стоит отметить, что в это время она редко находилась собственно в Коломенском: ее постоянно возили по фабрикам, заводам и другим местам, где простые люди имели возможность к ней приложиться. В Коломенском она пребывала только по воскресным и праздничным дням. Иконе были написаны служба и акафист, в составлении которых непосредственное участие принимал Святейший Патриарх Тихон.
Именно по его распоряжению из частей акафистов уже почитавшихся в России икон Божией Матери, было составлено славословие «Державной» иконе, которое получило название «Акафист акафистов». Еще одну службу составил В. Сам святой патриарх Тихон бывший тогда еще митрополитом , в своем донесении Священному Синоду по поводу чуда обретения иконы писал следующее: «По сведениям, данным Членом Комиссии от Церковно-Археологического отдела при Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения — протоиереем Страховым: икона не древняя, приблизительно конца 18I века не старше , по форме вверху овальная иконостасная, средняя, из третьего пояса пророческого. Икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Вероятно,она осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего и об этом иконостасе известный археолог И. Снегирев сообщает, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря ».
Уже после чудесного явления образа в Вознесенском женском монастыре Москвы по записям в местных архивных книгах было установлено, что икона Божией Матери «Державная» принадлежала прежде именно этой обители.
По мнению ряда православных толкователей, например, митрополита Макария, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, и в частности, по мнению Михаила Димитрука, за нарушение Соборной клятвы 1613 года ; но сама Богородица, по мнению Сергея Фомина, хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства. В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния». Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москве, в день отречения государя императора Николая II от престола.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
«Державная» икона Божией Матери была обретена в самом начале лихолетья в России – 2-го (по новому стилю – 15-го) марта 1917г., в монаршем селе Коломенское, в подвальном помещении храма в честь Вознесения Господня. Икона Божией Матери под названием "Державная", согласно исторической справке, была найдена в день отречения Николая II от престола в 1917 году. «У чудотворного Державного образа Божией Матери особенная история.
Чудо в день Державной иконы Божией Матери
Картинки с иконами Божией Матери "Державная": открытки на праздник 15 марта | начало XIX века. |
БМ24 рассказывает. Державная икона Божией Матери | Икона Божьей Матери «Державная» была написана не ранее конца XVIII века на доске с полукруглым верхом и находилась в третьем поясе (пророческом) в иконостасе одной из церквей Вознесенского женского монастыря Московского Кремля. |
Державная икона Божией Матери: явление в памятный день в истории | Державная икона Божией Матери (ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском). |
Державная икона Божией матери: 8 фактов из истории / Слово Божие | Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, — в селе Коломенском. |
Державная Икона Божьей Матери ~ история обретения, кому помогает, как молиться | «Державная» икона Божией Матери была обретена в самом начале лихолетья в России – 2-го (по новому стилю – 15-го) марта 1917г., в монаршем селе Коломенское, в подвальном помещении храма в честь Вознесения Господня. |
Кто под защитой Богородицы?
«Державная» икона Божией Матери выглядит следующим образом: прямо посреди бумажного полотна рукотворно изображен царский трон, на котором восседает Божья Матерь, держа на своих коленях новорожденного Иисуса Христа. Державная икона Божией Матери. Чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола императора Николая II. Икона Божией Матери «Державная» была явлена русскому православному народу 2 (15) марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отречения царя-мученика Николая II от престола. Киринейскаго, образа Божией Матери «Державныя». К иконе потянулось множество богомольцев, ее стали возить по московским храмам, появились списки с новоявленного образа, при активном участии святителя Тихона была составлена служба и акафист в честь образа Державной Божией Матери.
День иконы Божией Матери «Державная» в 2024 году — обретение образа
- Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа
- Чудо в день Державной иконы Божией Матери | Орловская митрополия
- На страже земли Своея
- День иконы Божией Матери «Державная» в 2024 году: чем известен образ
- ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
Что нужно и категорически нельзя делать в день Державной иконы Божией Матери 15 марта
Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества». Архиепископ РПЦЗ Аверкий Таушев несколько раз в разных своих проповедях писал о значении иконы, например: «Что это так и что Матерь Божия не отняла окончательно Своего покрова над Русской Землёй, об этом видимо свидетельствует дивное явление поздней чудотворной иконы Её в самый день отречения от престола Государя Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Божией Матери Державной. Эта икона представляет Божию Матерь в царской короне, со скипетром и державою в руках, в красной, как бы пропитанной кровью одежде, со взглядом очей, выражающим скорбь. Что может значить это, как не то, что Матерь Божия Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть над Русской Землёй, после того как обезумевшие русские люди отвергли своего Государя — Помазанника Божия?
Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия».
В 1990 году образ был передан домовому храму Издательского отдела Патриархии, где хранился год. Пока шло строительство, совершались богослужения в специально выстроенном деревянном храме-часовне в честь «Державной» иконы. Позже этот образ специально провезли по Русскому Зарубежью как явный символ духовного единства. Самые почитаемые из них находятся в храме Вознесения Господня г.
Что интересно: Евдокия, которая поспособствовала обретению образа, тоже была родом из Перерв! Предполагается, что ее спасали от войны в 1812 году, и тогда поместили в подвал Вознесенского собора.
Если бы не видение Евдокии, о иконе, скорее всего, никогда и не вспомнили. Пожалуй, это самый царственный из всех изводов Богородицы: это читается как по выражению лица Богородицы, так и по ее одеянию. В правой руке Божьей Матери находится скипетр, в левой — держава, но без традиционного креста, характерного для символов власти русских самодержцев. Некоторые богословы усматривают в этом предвестие многих десятилетий безбожия. На коленях матери, по центру, восседает младенец Иисус. Пальцы его правой руки сложены в традиционном благословении, однако другая рука указывает налево: там, по христианским верованиям, будут стоять грешники во время Страшного суда.
Считается, что жест Спасителя предзнаменует наступление эпохи безбожия и попрания святынь. Однако он не отрекается от грешников: каждый раскаявшийся может пойти по пути Спасения. Икона написана темными, тревожно-траурными красками на деревянной доске. Арочный верх, где находится изображение Саваофа, благословляющего Мать и Младенца, указывает на то, что перед нами образ, предназначенный для храмового алтаря. Перервинский список существенно отличается от первообраза. Он написан в более светлой и дарящей надежду палитре.
Лицо Пресвятой Богородицы доброжелательно и умиротворенно, а на державе имеется традиционный крест. Когда празднуется день иконы День иконы празднуется ежегодно, 15 марта, в день обретения. В это время совершаются крестные ходы, читаются красивейшие акафисты, тысячи прихожан съезжаются в храмы, чтобы поклониться державной и религиозной святыне. Наибольшее паломничество наблюдается, конечно, у первообраза, в храме Казанской Божией Матери. Кстати, там отмечают и местный праздник: 27 июля, когда чудотворный образ был возвращен в Коломну. В чем помогает икона Божией Матери «Державная» Вседержавная икона — это символ единства всех русских земель.
Несмотря на десятилетия гонений, сопровождавшихся осквернением святынь и утерей веры в Бога, Всемилостивая не оставляет наш народ и остается его верной защитницей. Ныне она является символом нашей государственности и стремления к духовности. Иконе молятся о самом сокровенном.
Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду - на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках отчего и произошло название: "Державная". На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.
В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня. Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. И о ней в монастыре забыли. Всю Россию облетело известие о том, что в день отречения государя-императора Николая II под Москвой произошло чудесное явление новой иконы.
Тайна Державной иконы и её истолкование!
Арсения, еп. Тверского (1409), иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров и накануне полиелейное богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы. Державная икона Пресвятой Богородицы была явлена чудесным образом 2 марта (15 марта по новому стилю) 1917 года, в день отречения от престола царя Николая II. На этой иконе, обретенной в подмосковном селе Коломенском (уже давно вошедшим в черту города). картинки ко дню празднования в честь чудотворного образа с надписями и анимацией.