Новости характеристика римской семьи агнатическое и когнатическое родство

Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства.

АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование —

Виды родства в римском праве доклад В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.
АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной.
Римская семья. Виды родства. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень).
Римская семья. Состав и структура римской семьи. Агнатское и когнатское родство. Прежде чем приступить к изучению агнатического родства в семейном праве Древнего Рима, следует дать определение понятиям, служащим основой и для римской семьи, и для агнатического и когнатического видов родства.

Семья, браки и родство в Древнем Риме

Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias.

Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это — агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui.

В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата.

Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Понятие агнатического и когнатического родства.

В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья.

Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство.

Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены.

Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.

Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками.

Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян.

В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение.

В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

В этом состоит обычный порядок - ordo judiciorum privatorum, почему и самый этот процесс, как ординарный, противополагается всякому административно - судебному Из книги Всеобщая история государства и права. Общий ход ее образования Несложная и строго формальная система старого цивильного права должна была, разумеется, оказаться недостаточной, когда около половины республики экономическая жизнь Рима начала под влиянием развивающегося оборота существенно изменяться. Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна Из книги Римское право. Общий раздел 1. Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являются граждане Российской Федерации , иностранные граждане и лица без гражданства далее именуемые « физические лица » , которые становятся собственниками имущества , Из книги автора 24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Семья - сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной Из книги автора 14.

Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, Из книги автора 40. Свободные и рабы в Римской республике В 509 г. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две Из книги автора 42. Появилось немыслимое количество рабов, что обесценило труд крестьян и привело к их обезземеливанию. Неизбежным результатом этого процесса 1. Понятие римских видов родства и семьи Родство - это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия.

В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; Родственники по боковой линии linea collaterales - лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Виды семьи: Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: - консорциум consortium был самым первым видом семьи - это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; - патриархальная семья familia сменила консорциум; - когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Понятие и виды брака. Конкубинат Римский законный брак, в свою очередь, так же делился на два вида: -брак с мужней властью cum manu - брак без мужней власти sine manu. Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов. Первый - религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера - «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы.

Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака - покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ - usus - по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu. При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода nomen. Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая Maior , следующая сестра - Secunda - вторая или Minor младшая ,третья - Tersia и т.

При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.

Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак iustum matrimonium. Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий: 1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина. Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Согласием партнера; 4. Наличием половой связи между партнерами в браке.

Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза , переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Условия вступления в брак. Взаимность желания жениха и невесты, желательно при согласии домовладыки. Если согласия не было, то такое разрешение можно было получить через магистрат. Достижение брачного возраста 14 лет для мужчины, 12 - для женщины. Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.

Обязательное условие - отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением инцест. Порядок заключения и прекращения брака Заключение брака в римском праве Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение sponsalia. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций п. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.

С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Способы установления manus. Древнейшие римское право знало три способа установления manus, неразрывная в то время с браком: а confarreatio б coёmptio в usus. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующихся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов- pontifex maximus и flamen Dialis и 10 свидетелей, представлявших, быть может. Древнейшие 10 курий данной трибы. Только человек.

Рождённый от брака. Заключенного рег confarreationem, и состоящий в таком браке. Мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis. Эта « воображаемая» покупка жены мужем была. Пережитком подлинной купли. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов. Произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля. По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так: В присутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали во всякой mancipatio п.

Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путём mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. Из этих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus ещё существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нём как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По- видимому , в начале I в. По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23г. Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества. Coёmpptio, видимо, существовала ещё во времена Гая 1. Менее достоверно, чтобы её считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла Жирар.

Правоспособностью в римской семье обладал только глава семьи, он являлся самостоятельным, ни от кого не зависимым лицом. Все остальные члены семьи не обладали правоспособностью и находились под властью отца. Главе семьи предоставлялось право жизни и смерти, он мог предавать смерти членов своей семьи, но только в качестве дисциплинарного наказания, иначе его действия пресекались публичной властью. Домовладыка был вправе не признать новорожденного ребенка своим, и тогда дитя выбрасывалось. Только признанный отцом ребенок становился членом семьи. Глава семьи мог передать одного или нескольких членов своей семьи третьим лицам для возмещения ущерба, а также сдавать их в качестве рабочей силы. Это право домовладыки было впоследствии ограничено: было запрещено продавать своего сына, члена семьи, более трех раз, в противном случае глава семьи утрачивал свою отцовскую власть над сыном. Власть главы семьи над женой и детьми была абсолютной и практически не отличалась от власти над рабами.

Семейное состояние. Понятие римской семьи

Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец. Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга.

Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять. Отцовская власть patria potestas. Личные и имущественные отношения отца и детей Римскому праву известна была отцовская власть patria potestas , до конца жизни властительная над всем домом - над детьми, внуками, правнуками. По римскому праву в семейных отношениях дети подчинялись только отцовской власти. Древнее цивильное право наделяло полной безграничной властью отца над своими подвластными сыном, дочерью, внуком от сына, женой in тапи. Произвол отцовской власти ограничивался родственным судом, выговорами цензора nota censona , наказаниями жрецов. По законам XII таблиц, если отец патерфамилиас или домовладыка продавал cboci сына трижды, он терял власть над ним. В императорский период отцовская власть стала носить лишь воспитательный характер. Средством признания наличия отцовской власти самим подвластным или третьим лицом служил prae udicium.

Отец патерфамилиас не мог подать иск против своего подвластного в силу существования отношений власти-подчинения и вытекающей из них принудительной силы отца патерфамилиаса над подвластным. Согласно старому цивильному праву полная власть отца патерфамилиаса распространялась не только на саму личность подвласшою, но и на имущество подвластного. Дети, находящиеся под отцовской властью, имели право совершать только мелкобытовые сделки, которые заключались от имени и в пользу отца. В результате таких приобретений отец патерфамилиас мог оставлять своим подвластным какую-либо часть имущества в их личное пользование, то есть пекулий, которое, как и пекулий рабов считался собственностью отца домовладыки. Власть эта - по преимуществу власть отца, и чем более неравенства во взаимных отношениях мужа с женой среди семейства, тем более усиливается, тем строже представляется право и власть отца над детьми: по мере того, как смягчается юридическое начало в отношениях супругов, смягчается оно и в отношении к детям обоих родителей. В строгом браке мать относительно детей своих занимала место немного выше сестры и по смерти мужа могла даже попасть под опеку своего совершеннолетнего сына. В позднейшем римском праве это отношение изменилось: мать или бабка , овдовев, могла быть допускаема к опеке над детьми и внуками. Отцовская власть в Риме приближалась характером к праву собственности: она вмещала в себе право на жизнь и смерть детей; даже в позднейшем римском праве не запрещалось отцу в крайней нужде продавать детей своих. В этом естественном нравственном отношении нет места римскому началу единства личности unitas personarum , в силу коего личность сына совершенно исчезала в лице отца, и между ними не могло быть юридического отношения, какое бывает между отдельными лицами. В противоположность римскому германское начало родительской власти есть начало нравственное, начало защиты, покровительства и попечения mundium.

Притом, по новому понятию, родительская власть принадлежит совокупно отцу и матери. При нормальном действии отношений не может быть речи о том, до каких пределов простирается при отце власть матери; но право матери и в новых законодательствах, несмотря на значительное изменение понятий, есть право ограниченное, сравнительно с отцовским, и второстепенное. Отцу принадлежит решительная власть, а воля матери получает силу лишь в том случае, когда она заступает место отца. Но если мать одна, без отца, власть ее обыкновенно не единоличная, но разделяется с опекунами. Отдельные проявления родительской власти проистекают от этого начала попечения, с одной стороны, и повиновения, - с другой. По новым законодательствам, власть эта, в большей или меньшей мере, относится к следующим предметам. Согласие родителей необходимо при вступлении детей в брак. Родители могут после себя назначать опекунов к детям. Между родителями и детьми возникает взаимное право на вспоможение и содержание. Родители могут лишить детей своих наследства; родители могут в иных случаях, и в некоторых имениях, назначить на будущее время В древнейший период эта власть над детьми была абсолютной, безграничной.

Ей подлежали дети независимо от своего возраста, общественной должности и вида брака родителей. Абсолютное право отцовской власти распространялось как на личность детей, так и на приобретаемое ими имущество. В личном отношении paterfamilias обладал правом жизни и смерти, ограниченным лишь мнением родственников; правом выбрасывать новорожденного ребенка, ограниченным согласием ближайших соседей; правом продажи в рабство на чужой территории, правом манципации кабала внутри государства. В имущественном отношении, будучи подвластными, дети, хотя и обладали гражданской правоспособностью имели ius commcrcii и ius conubii , все, что они приобретали на основании своих прав, становилось собственностью отца. Они имели правоспособность не для себя, а для своего отца. Причем отец не отвечал по обязательствам из сделок подвластных сыновей, отвечая, только по деликтам детей. Однако позже претор стал предоставлять иски против paterfamilias по сделкам подвластных. Ответственность на самих подвластных стала возлагаться тогда, когда они становились persona sui iuris. Постепенно абсолютный характер власти ослабевает: в области личных отношений права paterfamilias ограничиваются, а в области имущественных подвластные дети становятся более независимыми в связи с признанием за ними некоторой правоспособности и дееспособности. Положение подвластных детей меняется с конца республики.

Сначала было запрещено право выбрасывать новорожденных детей, затем право продажи детей остаются случаи крайней нужды и только новорожденных. Согласно Законам XII Таблиц, право продажи сыновей в кабалу ограничивалось троекратной продажей, после чего сыновья освобождались от отцовской власти. Убийство детей стало резко ограничиваться, за него стали карать, а император Константин исключил это право. Император Траян издает указ, согласно которому в случае злоупотребления отцом своими правами сын мог быть освобожден от отцовской власти. Со временем расширяется имущественная самостоятельность сыновей.

Определение семьи familia дал известный римский юрист Ульпиан D. Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле proprio iure и в широком - семью по общему праву familia communi iure. Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". Энгельс определял римскую семью как "хозяйственную организацию известного числа лиц, подчиненную отцовской власти главы семьи". Энгельс указывал на патриархальный характер римской семьи. Сущность патриархальной семьи состоит в том, что она представляет собой большую семейную общину, которая охватывала несколько несколько поколений потомков старшего предка по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами. По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи paterfamilias над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом. Структура внутрисемейных связей родство в патриархальной семье была основана не на кровной общности, а на принципе подчинения старшему мужчине в семье - домовладыке, отцу семейства pater familias. Такую систему родственных связей римские юристы называли агнатской. Формальной основой агнатской семьи являлась система юридического подчинения - "отцовская власть" patria potestas , поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством Гай, 3. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Гай, 1. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Когнатское родство римляне определяли по линиям и степеням.

История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов. Опасные отходы Основы геометрии. Линии и углы. Треугольники Поезда.

Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям — loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Слайд 5 Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего собственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки.

Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство

АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование — Введение 3 Понятие семьи по римскому праву 4 Агнасткое родство 7 Когнатское родство 10 Задача 12 Заключение 15 Список литературы 16.
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак» | Рефераты «Социология» законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности.
Римская семья - какой она была Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.

Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть.

научная статья в помощь для курсовых проектов, эссе, рефератов и контрольных работ, ВКР и дипломных, докладов. законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.

ПРАВОВЫЕ ЧЕРТЫ РИМСКОЙ СЕМЬИ. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО

Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Римская семья: общая характеристика, виды родства (2 уровень). Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны. 3. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).

Агнатское и когнатское родство

Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей- ства, первоначальное родство по римской терминологии — юридическая связь. В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство — кровное родство.

Он полностью обладал также имуществом семьи и распоряжался им по своему усмотрению.

Никакие обстоятельства не освобождали сыновей и внуков от подчинения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья, освободившись от patria potestas своего отца, становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки - под власть своих отцов, над вдовой теперь -- persona sui juris учреждалась опека сыновей. На patria potestas основывалась римская семья и, как уже отмечалось, агнатическое родство, которое, в свою очередь, являлось основанием возникновения права наследований, а также установления опеки над недееспособными. Поскольку римская семья -- это совокупность лиц, подчиненных одной и той же patria potestas, вес они -- агнаты главы семьи; Агнатами являлись не только кровные родственники сын, дочь, внуки , но некровные жена подвластного сына или усыновленный. Причем агнатическое родство возникало по мужской линии.

Так, дочь paterfamilias, выйдя замуж, становилась агнаткой в семье мужа, агнатические связи с семьей отца прекращались. Социальные процессы, следовавшие за развитием экономических отношений, последовательно ограничивавшие patria potestas с одновременным расширением личных и имущественных прав подвластных, привели в конечном счете к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива в этой эволюции принадлежала претору, затем была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана Римское право. Учебно-практическое пособие. В когнатическом родстве различаются линии и степени.

Линия называется прямой восходящей, если речь идет о лицах, происходящих один от другого, от потомка к предку внук, сын, отец , и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку отец, сын, внук. Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка брат и сестра, дядя и племянник. Степень родства, как в прямой, так и в боковой линии определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын находятся в первой степени родства -- их родство возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра -- родственники второй степени, дядя и племянник -- третьей. Боковое родство может быть полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным при общем отце и единоутробным при общей матери От родства отличается свойство, представляющее собой отношение одного из супругов к родственникам другого.

Следовательно, родственники супругов между собой в свойстве не сострят. Степень свойства соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. Так, сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются расторжением брака. Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа.

Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения legitimatio , которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения: 1 представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом; 2 последующим браком родителей; 3 изданием императорского рескрипта. Не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолетние. Власть главы семьи была безграничной и одинаковой по отношению ко всем входившим в ее состав членам. Постепенно эта власть дифференцировалась в виде власти над женой, над детьми и т. В древнейшее время существовало первоначальное родство, так называемое агнатское родство.

Семья в древнейший известный нам период римской истории представляет, законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Термином familiaобозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом — все относящееся к составу домашнего хозяйства: и имущество, и рабочая сила жена, подвластные дети, рабы. Глава семьи и властелин древнейшей семьи — домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит термин, производимый многими исследователями от греческого kueros, власть, т. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством. Агнатское родство возникало по мужской линии.

Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:". Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское. Родство римляне определяли по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого отец и дочь , называются родственниками по прямой линии. По восходящей линии - это родственники от потомка к предку отец, дед, прадед ; по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку прадед, дед, отец.

Лица, происходящие от общего предка дядя и племянник, брат и сестра , называются родственниками по боковой линии. Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным. Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени. Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого свекор, теща, зять. Отцовская власть patria potestas.

Личные и имущественные отношения отца и детей Римскому праву известна была отцовская власть patria potestas , до конца жизни властительная над всем домом - над детьми, внуками, правнуками.

У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи. Договор займа являлся беспроцентным договором, однако проценты могли устанавливаться путем специального указания в договоре или заключения отдельного соглашения. Начисление процентов на проценты в римском праве было запрещено.

В римском праве договор займа мог заключаться как на определенный срок, так и без указания срока, так как срок не являлся существенным условием договора. Заключение договора займа могло происходить в форме сделки ne Виды коллизионных норм Деление коллизионных норм на виды зависит от критериев их классификации и от особенностей их коллизионных привязок, регулируемых коллизий, источников происхождения коллизионных норм, действию коллизионной нормы во времени и пространстве. По способу выражения воли законодателя различают следующие виды коллизионных норм - это императивные, альтернативные и диспозитивные коллизионные нормы. Императивная коллизионная норма— это властное предписание законодателя о применении права только одного конкретного государства, устанавливаемого на основании какого-либо объективного критерия.

Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния. Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей patria potestas pater familiae — специфический институт римского семейного права. Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Все члены семьи считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти даже если сам состоял в браке. Отцовская власть над детьми принадлежала только отцу и только в отношении детей из правильного брака.

Власть над внебрачными детьми считалась принадлежащей тому родителю, кто своим поведением демонстрировал брак. Законные дети — рожденные в браке, но не ранее 182 дней после свадьбы, до 300 дней после прекращения брака. Рожденные ранее 182 дней дети признавались законными, если муж молчаливо признавал свое отцовство, приняв новорожденного на руки. Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство

Общая характеристика римского семейного права Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Агнатическое и когнатическое родство презентация В итоге семья в древнем Риме из агнатической стала когнатической и состояла из мужа и жены, их детей и ближайших родственников, живущих вместе.

Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство

Во- первых, несомненно, та власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas. В этой семье решающим моментом было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias. Все они именуются sui- "свои", тогда как отец семейства- sui iuris- "сам себе господин", "полноправный". Другое отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными- связь когнатическая, но связь юридическая- по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias ,а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей.

Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи.

В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение.

При Юстиниане давался единый интердикт для удержания владения — uti possidetis для защиты владения как движимыми, так и недвижимыми вещами; — interdictum unde vi — по поводу земельного участка. Ответчиком являлся вытеснивший лицо с земельного участка, даже если владение уже было передано им другим. Он обязан был возвратить участок со всеми находившимися на нем вещами, с приращениями за время после отнятия владения и возместить убытки, а через год только возвратить обогащение.

Особенности защиты добросовестного владения Добросовестное владение возникало, когда обладатель вещи не имел права владеть вещью, так как у нее имелся собственник, но не знал, что не имеет этого права. Основание владения, единожды возникнув, не могло измениться: вор не мог стать добросовестным владельцем, даже если собственник вещи не предъявлял претензии или умер. Качество владения было существенно для его правового признания: из незаконного, но добросовестного обладания вещью сформировалось особое вещное право — владение юридическое, в котором соединялось фактическое обладание вещью, стремление удержать эту вещь в своем обладании и признание правом дозволенными таких стремлений в силу полезности оснований возникновения. Основания, по которым незаконное владение признавалось добросовестным, были строго определенными, и перечень их в римском праве был исчерпывающим. Добросовестным считался: — захват брошенного, но неиспользуемого участка земли италийской исторической для Рима , когда собственник неизвестен или слыл отсутствующим по неопределенным причинам; — приобретение вещи без предписанных правом формальностей, если стороны не выдвигали друг другу претензий по поводу сделки между ними, и только отсутствие исполнения строго предопределенных правом условий для данной сделки не делало перед лицом закона происшедшее отчуждение переходом собственности; — владение по причине материального порока вещи, когда приобретший вещь не знал, что приобретает эту вещь у несобственника по общему принципу римского права, в абстрактном виде он не мог приобрести права собственности, поскольку продавший ее был вором или также незаконным добросовестным владельцем. Ситуации, когда возникала необходимость обосновывать добросовестность своего обладания, были связаны со случаями претензий со стороны третьих лиц, прежде всего условных собственников вещи, выпустивших ее из своего фактического владения когда-то и теперь предъявляющих претензию на возвращение вещи или возмещение. Имея в своем основании фактическое господство лица над вещью, владение имело перед лицом права защиты несомненный приоритет: «Любой владелец уже тем, что он является владельцем, имеет больше прав, чем тот, кто не владеет». Презумпция добросовестности и законности вытекала из самого факта владения, и обратное предстояло доказывать заявляющей о своих правах на вещь стороне.

Против посторонних лиц защищалось даже порочное владение: только подлинный собственник вещи имел право предъявить иск о возвращении украденного, а не кто-то третий, случайно узнавший о наличии пропавшей вещи у кого бы то ни было. Юридическое владение было сформировано преторским правом, поскольку нормы квиритского права не создавали предпосылок для защиты несобственников. При условии «нетайного, ненасильственного и не по аренде» обладания вещью претор предоставлял владельцу правовую защиту посредством интердиктов и Публицианова иска actio Publiciana. При приобретении вещи без соблюдения необходимых формальностей что не давало основания для защиты требования о собственности на вещь исками строгого права претор предоставлял защиту, если удавалось доказать полную добросовестность приобретения. Понятие и содержание права собственности. Виды собственности Собственность в римском праве — правовое господство лица над вещью. Элементы права собственности: — dominium — право на законное правомерное господство лица над телесным объектом; — proprietas — право, принадлежащее собственнику, право на принадлежность вещи данному, а не другому лицу. Содержание права собственности: — право владения ius possidendi — условное или материальное обладание лица вещью, начиная с возможности держать в руках до права заявить о принадлежности вещи тебе перед другими лицами, в любой момент потребовать гарантированности этого материального обладания; — право использования ius utendi — употребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, использование как самой вещи, так и приносимых ею плодов, доходов, употребление — как непосредственно личное, так и через других лиц; — право распоряжения ius abutendi — возможность распорядиться вещью по своему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом смысле или в юридическом передав вещь третьему лицу.

Виды собственности: — индивидуальная — обладателем было физическое лицо, обладающее соответствующим правовым статусом; — публичная — обладателем было юридическое лицо — корпорация публичного права или государственная казна находившаяся на особом положении ; — общая condominium — одна и та же вещь была предметом господства нескольких равноправных лиц; 2 от объекта права: — общественная коллективная — распространялась на вещи, которые не могли быть по своей природе и общественному предназначению предметами индивидуального обладания; — частная, когда вещи по своей природе признавались возможными к индивидуальному обладанию; 3 от происхождения и степени обладания: — квиритская — древнейший вид собственности. Субъектом мог быть только римский гражданин. Могла быть приобретена путем манципации или мнимого судебного спора. Объектом могли быть только вещи, способные участвовать в обороте; — преторская бонитарная. Возникала, когда манципируемые вещи отчуждались без обязательной в таком случае манципации. По закону получалось, что, несмотря на передачу вещи и уплату приобретателем ее цены, вещь оставалась в собственности отчуждателя. В некоторых случаях отчуждатель, несмотря на то что он продал вещь приобретателю, заявлял виндикационный иск о возврате вещи, ссылаясь на то, что передача вещи была совершена незаконным образом. В этих случаях претор включал в формулу иска эксцепцию, что вещь должна быть присуждена истцу только при условии, что он не продавал ее ответчику.

Приобретатель становился собственником вещи, вещь прочно закреплялась в его имуществе in bonus ; — провинциальная — распространялась на провинциальные земли, которые принадлежали римскому народу на праве общей собственности по правузавоевания. Одна часть провинциальных земель составляла государственную собственность, другая предоставлялась прежним владельцам. С данной собственности взимались платежи в пользу государства, их оборот регулировался не цивильным правом, а правом народов; — перегринская — собственность, принадлежащая перегринам. Получала защиту в эдиктах перегринских преторов. Институт совместной собственности Совместная собственность сособственность имела место, когда одна и та же вещь принадлежала не одному, а нескольким лицам одновременно сособственникам. Институт совместной собственности предполагал право собственности каждого из сособственников на всю вещь в целом, ему принадлежала не доля вещи, а долевое право на всю вещь. Одновременно существовали собственность на всю вещь в нераздельности и собственность на определенную ее долю, принадлежащую каждому из общих собственников. Право совместной собственности могло возникать: — у товарищей — на материальную прибыль или ценностные вещи, полученные в результате деятельности товарищества; — у наследников — при совместном наследовании; — при смешении вещей.

На вещь, полученную в результате смешения, устанавливалось право совместной собственности лиц, которым принадлежало право собственности на вещи до смешения. Если же были смешаны однородные сыпучие тела например, зерно одного сорта , то каждому собственнику принадлежало право на то количество, которое принадлежало ему до смешения; — при обнаружении клада — у нашедшего и хозяина земли в том числе государства. Если один из сособственников отказывался от права собственности, то право другого участника расширялось и это право начинало осуществляться полностью. Доли каждого из сособственников могли быть неодинаковы. Управление общей вещью производилось с согласия всех сособственников. Всякого рода изменения и улучшения вещи, а также ограничения прав собственности производились с их общего согласия. Доходы и плоды, получаемые от эксплуатации вещи, присваивались сособственниками пропорционально их долям. Каждый сособственник мог самостоятельно распоряжаться своей долей, пользоваться общей вещью поочередно , принимать меры сохранения за общий счет невозмещение понесенных расходов влекло переход права собственности , предъявлять иски о защите права собственности и владения.

Каждый из участников общей собственности мог в любое время потребовать раздела собственности, отчуждать и обременять свою долю. Недопустима была отмена права раздела навсегда, за исключением общей стены, подъезда и колодца. Для раздела сособственности участнику по его просьбе предоставлялся иск. Судебное решение по иску о разделе общего имущества служило способом установления новых прав. Этим оно отличалось от судебного решения по делу о праве собственности. Например, если двое лиц не желали сохранять право сособственности на имущество, полученное в наследство, и не могли в связи с этим договориться о разделе, они имели право обратиться в суд с иском о разделе. Суд обязан был или установить для каждого из них право собственности на конкретную часть их имущества, или при невозможности раздела передать имущество одному из них, возложив на него обязанность возместить другому соответствующую денежную сумму. Это уже новые права собственников.

До суда они имели долю в праве общей собственности, после суда — индивидуальное право собственности на половину имущества. При разделе сособственности судья руководствовался собственным усмотрением, но оценивать делимую вещь должен был по справедливой цене иск о разделе наследства; иск о проведении границ. Способы приобретения права собственности Первоначальные способы приобретения права собственности: — оккупация — захват бесхозной вещи. Вещь, не изъятая из оборота и не имеющая собственника, поступает в собственность того, кто первый ее захватит с намерением себе присвоить; — отыскание клада. Клад в древнем цивильном праве — составная часть вещи, в которой он спрятан, а потому принадлежащая собственнику этой вещи. Начиная со II в. Если самостоятельная вещь присоединяется к другой вещи так, что превращается в ее составную часть, она в силу утраты самостоятельного существования поступает в собственность того, кому принадлежит главная вещь, а собственник основной вещи обязан выплатить собственнику присоединенной вещи ее двойную стоимость. Имеет место при посевах, возведении строений, в случаях намыва земли к берегу публичной реки.

В случае написания на чужом материале скриптура право собственности на вещь принадлежит собственнику материала, а в случае живописи на чужом материале — художнику; — смешение вещей — нельзя указать, какая из вещей поглотила другую. Возникает право общей собственности лиц, имевших право собственности на каждую из вещей до смешения; — спецификация — переработка одной вещи в другую. По праву Юстиниана, если несмотря на переработку вещи можно вернуть ей первоначальный вид, то она принадлежит собственнику материала, если же нет — переработчику с условием возмещения собственнику материала всех убытков; — приобретение плодов. Плоды являются собственностью того, кому принадлежит плодоносящая вещь, за исключением случая узуфрукта; — приобретение по давности владения приобретательская давность — признание собственником лица, фактически провладевшего вещью в течение установленного законом срока. В эпоху XII Таблиц приобретательская давность usucapio была установлена для земельных участков — 2 года, для остальных вещей — год. Условия приобретения права собственности по давности по Юстиниану: добросовестное владение вещью на законном основании, срок владения — 3 года в отношении движимых вещей, 10 и 20 лет — в отношении недвижимых; способность вещи к приобретению по давности, коей не обладали изъятые из оборота и краденые вещи. Производные способы приобретения права собственности: — манципация — форма передачи наиболее ценных манципированных вещей и права собственности на них. Совершалась путем произнесения определенных формул в присутствии 5 свидетелей и весовщика; — in jure cessio — мнимый судебный процесс, где приобретатель якобы истец заявлял о том, что ему принадлежит некая спорная вещь.

Отчуждатель якобы ответчик при этом молчал или соглашался с истцом. Претор констатировал право истца и выдавал соответствующий документ; — традиция — передача одним лицом другому фактического владения вещью с целью перехода права собственности на нее. Элементы: переход владения вещью по воле отчуждателя; право передающего вещь на ее отчуждение; соглашение сторон о том, что владение передается с целью перенесения права собственности на вещь; — по судебному решению; — по предписанию закона. Способы прекращения права собственности Как индивидуализированное право право собственности предопределялось жизненной и правовой судьбой субъекта права, предметом права вещью. Утрата собственности могла происходить вследствие изменения фактически-физических обстоятельств, связанных с материальной судьбой субъекта и объекта права влекущих и правовые последствия , так и вследствие изменения чисто правовых обстоятельств, квалифицирующих положение субъекта, объекта права и собственно режим вещного права. Право собственности прекращалось вследствие: 1 исчезновения субъекта права смерти физического лица, прекращения существования корпорации, прекращения самостоятельного существования государства — влекло прекращение права собственности на конкретную вещь; 2 умаления статуса собственника — гражданского или сословного, причем право собственности не сохранялось, даже если в новом статусе лицо имело потенциальную возможность сделаться собственником по нормам другого, неримского права; 3 ограничения права собственности по содержанию, превращения его в другое вещное право вследствие тех или иных юридических последствий залога, возникновения совместной собственности ; 4 дереликции — добровольного отказа лица от права собственности на вещь например, выбросив вещь ; 5 гибели вещи — как физической, так и юридической. Физическая гибель предполагала полное уничтожение вещи вино выпито, хлеб сожжен или приведение ее в такое состояние, когда она утрачивала свои определяющие качества статуя рассыпалась на куски мрамора — собственность на статую прекращалась, но по праву спецификации возникало новое право собственности на мраморное крошево и т. Юридическая гибель предполагала изъятие вещи из гражданского оборота но решению магистрата или суда; 6 возвращения в естественное состояние; 7 побега диких зверей; 8 соединения вещей — присоединения какой-либо вещи к другой так, что присоединяемая вещь становилась составной частью этой другой вещи, присоединенная вещь поступала в собственность того, кому принадлежала другая вещь например, посевы, насаждения, строения поступали в собственность того, кому принадлежала земля ; 9 передачи права собственности на вещь путем традиции.

Традиция — передача одним лицом другому фактического владения вещью с целью передачи права собственности на эту вещь. Традиция — абстрактная сделка, т. Элементы традиции: — переход владения вещью к приобретателю по воле отчуждателя; — наличие у передающего права на отчуждение вещи таким правом наделен собственник, но иногда и несобственник, например залоговый кредитор ; — согласие сторон на то, что владение вещью передается для перенесения права собственности на передаваемую вещь; — отсутствие запрета на отчуждение у передающего вещь; 10 отчуждения вещи другому лицу в порядке частноправовых сделок например, путем сделки купли-продажи ; 11 изъятия вещи у собственника помимо его воли например, конфискация вещи, физическая потеря вещи, похищение ее, уничтожение вследствие правонарушений со стороны третьих лиц. Защита права собственности Была необходима при утрате владения собственником и при наличии незаконных препятствий в осуществлении права пользования вещью. Способы защиты права собственности: 1 виндикационный иск rei vindicatio основное средство защиты права собственности — вещный иск, применявшийся для возвращения вещи в законное обладание собственником из чужого незаконного владения. Предъявлялся невладеющим собственником владеющему несобственнику по месту обнаружения вещи. Истец заявлял о своем праве собственности на вещь; ответчик не обязывался к обоснованию своего права, он должен был себя заявить только как фактический владелец, и вне зависимости от способа получения вещи в свое фактическое владение ответчик пользовался правовой защитой, т. Виндикационный иск предъявлялся независимо от того, добросовестно или недобросовестно владение.

Добросовестный владелец, который приобрел вещь в добросовестном заблуждении например, кормление забредшей во двор чужой скотины , отвечает за состояние вещи только со времени предъявления иска. Плоды от вещи, потребленные до этого момента, он не возмещает, а возвращает лишь наличные плоды. Ему возвращаются понесенные издержки и затраты на содержание вещи. Недобросовестный владелец отвечает за гибель вещи до начала процесса даже при наличии легкой небрежности, а после начала процесса — независимо от формы вины, если не докажет, что гибель вещи произошла бы и у истца. Плоды от вещи он возмещает не только фактически полученные, но и те, которые мог бы получить собственник при проявлении надлежащей заботливости. Виндикационный иск предполагает доказывание истцом своего права собственности. При недоказанности ответчик мог обвинить истца в намеренном бесчестии со всеми предусмотренными правом последствиями. При доказательстве права собственности на вещь она без специальных судебных распоряжений, но в порядке исполнения судебного решения переходила во владение прежнего собственника; 2 Публицианов иск actio in rem Publiciana — исходивший из фикции, что истец стал собственником по давности, дававшей ему преимущество даже перед собственником.

Доказыванию подлежало лишь добросовестное владение. Применялся для защиты бонитарной собственности. Он не мог применяться против собственника, а против владельца — лишь при наличии старшинства; 3 негаторный иск actio negatoria — иск, отрицающий право ответчика на незаконное посягательство на осуществление права собственника. Применялся для защиты собственником своего права использовать и распоряжаться вещью исключительно по своему усмотрению с соблюдением законных ограничений. Мог предъявляться против любого нарушителя права. Истец обосновывал свое право собственности на вещь, отрицая права других лиц на нее, претендуя на все предоставленные правом и традицией правомочия в отношении этой вещи и отрицая аналогичные права других. Обязанность доказывания правоты своих действий лежит на ответчике. Негаторные иски предъявлялись в связи с претензиями по поводу использования чужих вещей на сервитутом праве.

Ответственность заключалась в обязательстве прекратить незаконные действия, препятствующие осуществлению собственником своих прав. Имущественные права на чужие вещи: понятие и виды Имущественные права на чужие вещи имели место, когда право собственности на вещь принадлежало другому лицу и несобственник имел ряд прав в отношении данной вещи. Это были права на вещи, принадлежащие лицам, не являющимся собственниками этих вещей. Лицо, имеющее право на чужую вещь, не могло иметь таких обширных правомочий, как собственник, поэтому права на чужие вещи называли ограниченными вещными правами. Виды прав на чужие вещи: 1 сервитут — вещное право на пользование в определенных пределах чужой вещью либо запрещающее такое использование другим лицам, в том числе собственнику. Установление сервитута не исключало полномочий собственника, а лишь ограничивало их использование. Свойства сервитута: — обязанность, связанная с вещью, когда любой собственник земельного участка был обязан терпеть известные действия или подчиняться запрету делать что-либо со стороны хозяина господствующего участка; — принципиальная неделимость — нельзя сделать объектом обязательства часть права проезда, прохода, прогона, водопровода, так как пользование ими неделимо; 2 узуфрукт — личное право лица на пользование чужой вещью и получение от нее плодов с сохранением в целости сущности вещи. Сущность узуфрукта — одному лицу узуфруктарию принадлежали отдельные, связанные с потребительской стоимостью вещи полномочия собственника, тогда как титул и право распоряжения оставались у ее собственника.

Объект узуфрукта — любая плодоносящая и непотребляемая вещь. Выгодополучатель присваивает плоды от такой вещи и имеет право пользоваться ею, не меняя ее хозяйственного назначения; 3 квазиузуфрукт — личное обязательство перед собственником наследником. Легатарий должен был гарантировать собственнику наследнику восстановление такого же количества таких же вещей после своей смерти или умаления правоспособности. Он получал право собственности на вещи, которыми мог располагать по своему усмотрению. Наследодатель мог ограничить продолжительность вещного права легатария. Конструкция квазиузуфрукта давала возможность преодолеть такие свойственные праву собственности ограничения, как недопустимость конечного срока или резолютивного условия; 4 право пользования usus — право пользоваться вещью, но без права пользования ее плодами право жить в доме habitatio , право пользования рабочей силой раба или животного operae servorum vel animalium. В остальном режим права пользования похож на узуфрукт; 5 суперфиций — отчуждаемое и передаваемое по наследству право возведения строения на чужой городской земле, а также право пользоваться этим строением; 6 эмфитевзис — отчуждаемое и передаваемое по наследству право долгосрочного пользования и извлечения плодов из недвижимого имущества за определенную плату; 7 залог — право пользования и при определенных условиях распоряжения чужой вещью. Цель залога — обеспечение исполнения обязательства.

Сущность залога — кредитор, которому была заложена вещь, имел право в случае неисполнения должником своего обязательства распорядиться этой вещью независимо от того, принадлежит ли данная вещь еще должнику или нет, и преимущественно перед другими требованиями иных лиц. Сервитуты: понятие и виды, способы установления и прекращения, защита сервитутного права Сервитут — вещное право пользования чужой вещью. Виды сервитутов: 1 предиальные от слова preadium — имение , или земельные. Их назначение — восполнить недостающие участку блага и свойства. Устанавливаются на земельный участок. Обязательное условие — существование двух участков: господствующего и служащего. По общему правилу господствующий и служащий земельные участки должны быть соседними, но в позднейшем праве достаточно того, чтобы фактически пользование одним участком происходило в интересах другого. Виды предиальных сервитутов: — городские — устанавливаемые в пользу застроенных участков.

Виды: положительные — право пользования служащим строением в качестве подпоры для господствующего право опереть балку о стену соседа или вделать ее в стенку соседа, право возводить коптильню рядом с двором соседа, отвод дождевой воды на крышу или двор соседа ; отрицательные — имевшие своей целью не допустить изменений в служащем участке, которые сделали бы пользование господствующим участком менее удобным или менее приятным; — сельские — устанавливаемые в пользу полевых, незастроенных участков. Виды: дорожные iter — право переходить и проезжать через соседний участок; via — право провозить тяжести; actus — право прогонять скот и проезжать ; водные aquae ductus — право провести воду с соседнего участка; aquae haustus — право черпать воду на соседнем участке ; пастбищные сервитуты; 2 личные — принадлежащие определенным лицам персонально: — узуфрукт — право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целостности сущности вещи. Может быть пожизненным или на определенный срок. Он не передается по наследству, не отчуждается, допускается сдача внаем, но после смерти держателя сервитута право нанимателя прекращается. Узуфруктуалей обязан пользоваться вещью в соответствии с ее хозяйственным назначением, принимать меры к сохранению вещи; — узус — право пользования вещью без права пользования ее плодами. Разрешалось использовать столько плодов, сколько необходимо пользователю для удовлетворения своих личных потребностей; — habitatio — право пожизненного проживания в чужом доме или его части; — право пользования рабочей силой раба или животного. Способы установления сервитута: — по воле собственника служащей вещи как односторонним актом воли, так и по договору; — по суду; — по давности. Сервитут утрачивается: — с гибелью вещи, которая служит ее предметом.

К физической гибели приравнивается юридическая. В случае разделения земельного участка на части предиальный сервитут связывается с каждой частью, т. Если разделен служащий участок, то сервитут обременяет каждый из образованных участков; — со смертью субъекта только личные сервитуты ; — если сервитут соединяется с правом собственности; — вследствие отказа от него; — в случае неосуществления в течение 10 и 20 лет. Сервитутное право защищается абсолютным иском actio confessoria , противоположным собственническому негаторному иску. Эмфитевзис и суперфиций Эмфитевзис и суперфиций относились к числу прав на чужие вещи и представляли собой вещные, отчуждаемые, передаваемые по наследству права долгосрочного пользования чужой землей. Оба эти права сходны с сервитутами в том отношении, что как сервитуты, так и суперфиций и эмфитевсис являлись правами пользования чужой вещью. Однако отличительным критерием суперфиция и эмфитевзиса от сервитутов служила широта содержания и долгосрочность их действия. Эмфитевзис emphyteusis от слова «насаждать» — долгосрочная наследственная аренда земельного участка, право пользования чужой сельскохозяйственной землей для ее обработки.

Этот институт развился в период империи как форма использования пустующих земель. От предиального сервитута эмфитевзис отличался широтой содержания, от личного — наследственным характером. Эмфитевта обязан платить оброк vectigal, canon без сбавки при случайном ухудшении объекта или недороде и подати, содержать участок в надлежащем состоянии. Эмфитевзис устанавливался путем договора аренды на 100 и более лет аренда на срок до 99 лет не создавала на дальнейшее ограничений правам номинального собственника легата и давности. Прекращался при несоблюдении обязанностей эмфитевтой нанесение большого ущерба, неуплата 3 года оброка или налогов , причем последующее исполнение не могло предотвратить выселения, при отказе и при погасительной давности. Собственник имел actio emphyteuticaria иск в защиту собственника земли. Суперфиций superficies — наследственное и отчуждаемое право пользования чужой городской землей для возведения на ней строения, право бессрочного пользования земельным участком, на котором была произведена застройка, либо по договору с собственником, либо если собственник не оспорил в свое время неправомерности застройки его участка. По существу это был городской вариант эмфитевзиса, поскольку обязанность использования участка под сельскохозяйственную обработку предполагалась только для сельской местности.

Суперфициарий обязан уплачивать собственнику земли solarium плату за землю с ответственностью за предшественников и подати. Он имел право закладывать вещь и обременять ее сервитутами, не нарушая интересов собственника земли, а отчуждать — с согласия собственника. При прекращении суперфиция сохранялось право собственности на строительные материалы, строение же поступало в пользу собственника земли. Суперфиций охранялся владельческими интердиктами и петиторными исками utiles rei vindicatio. Если суперфиций принадлежал нескольким лицам, они были уполномочены на иск, аналогичный иску о разделе общей собственности. Суперфиций устанавливался договором, легатом и давностью. Для передачи суперфиция требовалась традиция. Суперфиций прекращался путем истечения срока, невзноса платы, отказа, слияния и погасительной давности.

Родство по прямой линии определяется количеством рождений, отделяющих агната от его отца семейства. По этому определению сын становится агнатом отца первой степени, внук - агнатом деда второй степени. Когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Собственно, когнатическое родство в какой-то мере присутствовало и в агнатическом так как в нем присутствовало кровное родство по мужской линии , и из него же потом и развилось. Следуя из вышесказанного, можно определить, что в когнатическом родстве была установлена кровная связь родственников по линии матери, что свидетельствует о том, что рассматриваемый на данный момент тип родства становился полным по крови. Соответственно, после появления этого типа родства в семейном праве Древнего Рима изменялось положение женщин, вступивших в семейство своего мужа под власть его домовладыки и их детей - с этого момента и она, и её потомки считались юридически родственными её родителям, братьям и сестрам. Само полное кровное родство по своей сути являлось куда более сильным союзом в отличие от предшествующего ему типа родственной связи между членами одной familia. Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке. Проявление власти отца семейства в когнатическом родстве Одной из важных особенностей когнатической родственной связи является изменение власти отца семейства над его женой и детьми в зависимости от типа брака, в котором состояли муж и жена. Если их союз был узаконен, то его власть распространялась и на жену, и на потомков.

Если же вместо законного брака они состояли в конкубинате, то власть домовладыки мужа не распространялась на его жену и детей, так как они юридически не являлись членами того семейства, в которое он входил. Исходя из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что власть отца семейства при этой родственной связи ограничивалась, при этом оставаясь фундаментом римской семьи. Проявление когнатического родства в современном семейном праве Постепенное развитие семейного права Древнего Рима как целой отрасли заключалось в осуществлении весьма закономерного процесса - вытеснения агнатического родства когнатическим. Весь этот процесс был связан с умалением власти отца семейства над теми, кто был ему подвластен. Соответственно, агнатическая родственная связь теряла своё влияние в обществе - в связи с изменением политических и экономических условий жизни людей в Риме большую роль стала играть кровная принадлежность людей, вступающих в наследование, к тому семейству, в котором они становились наследниками. Таким образом, агнатическое родство полностью исчезло из семейного права Древнего Рима, заменившись на кровное родство. Именно когнатическое родство было заимствовано правовыми системами многих мировых государств, послужив, как и в древнеримском семейном праве, основанием для определения наследников по закону. Этим принципом все современные государства пользуются до сих пор.

Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.

Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. Явившееся следствием развития производственных отношений разложение патриархальной семьи привело к тому, что все большее значение приобретало родство по крови, так называемое когнатическое родство. Это приближало римскую семью к ее современной модели.

Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть pater familias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И, во всяком случае, юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агиатическая.

В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям , братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так, сын — агнат отца первой степени, внук — агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявших каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Род gens. Но если agnati — это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы когда-то, несомненно, значительно более сильного влияния другого, более обширного союза, также основанного на единстве власти рода — gens.

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; — патриархальная семья familia сменила консорциум; — когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма. Понравилась статья?

Классический юрист Модестин определял брак как «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права». Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву. Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке. Первым видом был брак cum manu mariti, т. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа. Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть- по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею. По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали. Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа. Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили, безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового «брак» между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин. Согласием партнера; 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным; 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз; 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйству, живут вместе и т. Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства. Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus. Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака.

21.Понятие римской семьи. Агнатское и когнатское родство.

Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству. 3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По. Римское право признавало два вида родства — агнатическое и когнатическое. которое следует из общности крови.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий