Лаборатории. Новости. Курс Алексея Житковского по основам сценарного дела. Алексей Житковский, известный российский драматург, сценарист (спектакли в Театре на Таганке, театре Практика, ШДИ, автор сценария фильма "Звезды" 2018) в течение 6 занятий объясняет основы драматургии как жанра. Новости • Афиши • Обзоры • Отзывы • Фото • Инсайды. Назад к новостям. Выпуск новостей. сегодня. 20:19.
Алексей Житковский: «Я делаю свой воображаемый театр»
Друзья выдерживают твою популярность? У меня есть подруги, которые очень устают и порой раздражаются от количества людей, подходящих ко мне за день. Поскольку отказываю я крайне редко, то подруг тревожат довольно часто. По итогу уже отказываются они, и мы переходим на стадию «давайте просто селфи». А откуда твои друзья — школа, универ, тусовки? Питер довольно маленький, поэтому со всеми моими друзьями, а круг общения у меня довольно большой, я познакомился либо на тусовках, либо через друзей друзей. Со школы, как и с университета, я ни с кем не общаюсь, онлайн-знакомствам не доверяю вообще.
Ты так хорошо понимаешь девушек и их «Лукасов», что меня уволят, если не спрошу: это результат общения с подругами, врожденный талант или вторые половинки поспособствовали? Это некое стремление разобраться в психологии обоих полов плюс истории подруг, которым частенько нужно дать трезвую оценку их ситуации. Похоже, тебя реально не заботит, что о тебе думают. Так было всегда или пришлось побороть комплексы? Комплексы, разумеется, есть, как и у всех. Но я с ними спокойно уживаюсь.
А что обо мне подумают, мне и правда все равно. Скажи честно, губы свои? У меня была хейлопластика в 15 лет по медицинским показаниям — очень сильно разбил верхнюю губу по пьяной лавочке. Не помню, было ли больно, потому что находился в крайне алкогольном опьянении. Лег на кушетку, проснулся и ахнул. Губа заживала месяца два, выглядела как ад и напоминала какое-то инородное тело.
Касательно лица: я сделал скуловую часть, височную, заколол жевательные мышцы и контур. Ну и ботокс. Теперь тебе комфортно в твоем теле? Планирую делать нос. Не нравится горбинка, она слабо заметна другим, но главное, что заметна мне. Ты быстро научился краситься?
Ой, мои первые мейкапы вообще ограничивались нанесением тона и легкой помады. Это уже потом, с веянием трендов, макияж стал наслаиваться: скульпторы, хайлайтеры, румяна. Нюансов уйма. Мой бьюти-фейл — это перебор хайлайтера в летнее время, когда вместо «деликатного свечения» лицо превращается в «простите, вы вспотели». Ты как-то сказал в сторис, что родители переживали из-за твоего анорексичного вида. Как сам относишься к худобе?
Почему тебе важно выглядеть «лайк э модэл»? Я похудел на 34 кг, это уже спортивный интерес. Первые 20 кг скинул за месяц путем голодовки, остальное — в течение года. Никакого правильного питания не было, а спорт — да: растяжка, TRX и беговая дорожка. Если я, не дай бог, набираю килограммы, у меня весь «вес» идет в лицо, поэтому постоянно «худею». Сейчас вешу 65 кг при росте 187, но хочу все же дойти до 60 кг.
Чего на твоей бьюти-полке больше — масс-маркета или люкса?
Работаю педагогом в школе искусств, преподаю подросткам основы фотографии, компьютерной графики, видеомонтажа. В городе, в котором живу, я пытаюсь создать иллюзию культурной столицы если не страны, то хотя бы округа. Участник драматургических фестивалей и конкурсов «Любимовка», «Первая читка», «Ремарка», «Действующие лица», «Исходное событие», «Авторская сцена», «Кульминация.
В 2004 году окончил химический факультет Омского государственного университета. В 2016 году документальный фильм "Памятник" вошел во внеконкурсную программу фестиваля " Артдокфест " [5]. В последующие годы Житковский становился победителем и финалистом крупнейших конкурсов и фестивалей драматургии, среди которых: фестиваль молодой драматургии «Любимовка» [6] [7] , конкурс «Евразия» [8] , «Действующие лица» театр Школа современной пьесы [9] , «Первая читка» [10] , «Авторская сцена» Союза театральных деятелей РФ [11] и других.
К сожалению, количество конкурсным показов у нас ограничено, поэтому мы были вынуждены установить порог.
Рассматривались фильмы только до 50 минут. Все что было дольше этого хронометража мы не могли брать во внимание. Многие из них были очень интересны. Но для нас важно создать программу с разнообразными авторскими взглядами. Поэтому от одного автора мы могли взять лишь один фильм. Мастерство и талант режиссера для нас проявляется именно в визуальных образах и решениях фильма. Поэтому особое внимание мы уделяли работам, главной темой которых был Урал, его история и культура.
Драматург из Нижневартовска пожаловался губернатору на преследования силовиков
Марина Брусникина и на фестивале «За! В 2018 году «Горка» была признана пьесой года на конкурсе современной драматургии «Кульминация». Живет в Нижневартовске. Розыгрыши билетов, закулисье, интервью, эксклюзивные материалы или по почте.
Когда мальчику было 4 года, его родители развелись.
В дальнейшем у него появились младшие брат и сестра. Тот образ жизни, который сейчас ведет молодой человек, сложился постепенно. Он не вёл задушевных разговоров об ориентации и самоидентификации с родителями, просто однажды понял, что ему нравятся красивые вещи, потом впервые купил тональный крем и использовал его по назначению, а однотипную школьную форму старался сделать ярче всевозможными аксессуарами. Алексей Жидковский Жидков в раннем детстве Мама Алексея, человек мягкий и тактичный, никогда не перечила сыну.
Лишь иногда спрашивала: «Может быть, это колье сюда — немножечко перебор? В школе у Леши постоянно возникали проблемы из-за поведения: он срывал уроки, учителя отказывались его учить и хотели оставить на второй год из-за отставания по точным предметам. Однажды мама даже заставила Лёшу написать расписку в том, что он обязуется вести себя хорошо в стенах школы. Местные учителя были тактичней, старались уделить юноше больше внимания и подтянуть по учебе.
И их старания принесли плоды, о чем блогер всегда вспоминает с благодарностью. Родители не остались в стороне: с седьмого класса Алексей занимался с репетиторами по русскому и английскому, геометрии, алгебре, химии, физике, русской литературе и обществознанию. Алексей Жидковский в детстве Несмотря на улучшившуюся успеваемость, поведение парня оставляло желать лучшего — уже в 14 лет Алексей пристрастился к алкоголю и весёлым компаниям. Отец старался по-своему влиять на сына: пробовал управлять Лешей, отказывая в финансах, если тот не соглашался изменить внешний вид, поведение, или если отцу не нравились фото и видео, которые парень выкладывал в соцсетях.
Алексей этого не понимал и не принимал: реакция на действия отца была противоположной ожидаемой. Однажды парень напялил на себя рубашку, лоферы, трусики и пиджак и вышел на Невский проспект, чтобы сфотографироваться и затем выложить фото в соцсети в качестве подросткового протеста. В таком же виде он пришел в школу. Узнав об этом, отец вызвал сына на разговор.
Завязалась перепалка. Но Алексей никогда за словом в карман не лез, и в конечном итоге отец снова начал давать ему деньги, хоть и немного урезал их количество. Во время учебы в вузе Алексей вел «клубный» образ жизни, однако успевал не только учиться, но и вести свой блог, который создал еще в школьные годы. Мой первый ролик был, когда я готовился к каким-то школьным экзаменам и просто снял видео, крик души, на десять секунд.
И мои друзья стали отмечать своих друзей, те друзья других друзей, и как-то оно так разошлось.
Алексею ещё нет даже 25, а значит, о пластических операциях говорить рано. Однако он прибегал к косметологическим процедурам: увеличил губы, подправил скулы. Это невооружённым взглядом видно, если сравнить фото Алексея Жидковского до и после пластики.
При этом молодой человек утверждает, что губы у него свои, и филлеры он не колол. Единственное, он делал операцию на губу, когда та у него была разбита. Операция делалась в целях коррекции формы. В будущем Леша хочет сделать ринопластику.
Жидковский до и после пластики Это интересно: Алексей не воспринимает деньги как цель. Для него это средство достижения свободы и лучшей жизни. Он не считает, что в них заключается счастье. Это всего лишь составляющая на пути к нему.
Общественная жизнь Мало какие светские тусовки в Петербурге проходят без Жидковского. Он имеет много знакомств из отечественного шоубиза. Однажды он сыграл охранника в видеоклипе Анны Семенович. Иногда мужчину неадекватно воспринимают в общественных местах.
Алексей привык, что есть такие люди. На их колкости он не обращает внимания. Иногда ему приходится обращаться к администраторам, чтобы те разобрались с зачинателями конфликтов. Опять же, он делает это не в вызывающей и не в скандальной форме.
Известные проекты Алексея Житковского 1. Квартал 95 Самым известным проектом Алексея Житковского является теле- и киностудия «Квартал 95». Житковский является одним из основателей и продюсером этой студии. Благодаря этим проектам Алексея Житковского признали одним из самых успешных продюсеров Украины.
Этот проект стал одним из наиболее успешных в истории российской анимации и завоевал популярность у детей и взрослых во многих странах мира. Это программа о путешествиях по Украине и за рубежом, в которой Житковский рассказывает о разных странах и их культуре. Благодаря своей образовательной и увлекательной форме, «Украина и Мира» завоевала популярность у зрителей разных возрастных групп. Вклад Алексея Житковского в развитие отрасли Одной из главных областей, в которой Житковский оказал значительное влияние, является технологическое развитие.
Он активно пропагандировал использование передовых технологий и инструментов в отрасли, помогая внедрять новые решения и улучшать существующие процессы. Благодаря этому, отрасль получила новые возможности для оптимизации и автоматизации работы, что повысило ее эффективность и конкурентоспособность. Кроме того, Житковский принимал активное участие в формировании и развитии профессионального сообщества. Он активно проводил тренинги, семинары и конференции, на которых передавал свой опыт и знания другим участникам отрасли.
Благодаря этому, отрасль получила новых специалистов, готовых к решению сложных задач и быстрым изменениям на рынке. Особое внимание Житковский уделял исследованиям и разработкам. Он активно поддерживал научно-исследовательские проекты, способствуя росту и развитию отрасли.
Подоляка: Арестович и Залужный готовят остановку конфликта ради обмана России
Алексей адеев — биография, новости, личная жизнь. Алексей жидковский кто такой. В своем литературном дебюте Алексей Жидковский рассказывает об отце и порой непростом детстве, буллинге, стиле и самовыражении. Алексей Витальевич Житковский (род. 29 июня 1982 года, Омск, СССР) — российский драматург, режиссер, сценарист.[1]. Кто такой Алексей Жидковский или Господин Жидковский. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Известный режиссер обратился к сахалинцам перед премьерой его пьесы в Чехов-центре" в ленте новостей на сайте
Новости Республики Коми | Комиинформ
И вдруг я натыкаюсь в одном вашем интервью на то, что вы хотите написать авангардную пьесу, которую никто бы не понял. Главное, наверное, чтобы он сам себя понимал. Меня в драматургии больше интересует другой аспект — это некое исследование, вопрошание той или иной темы, ситуации. Написать авангардную, новую историю. Историю, которой еще не было в театре.
И вторая — противоположная — написать простой и ясный текст о любви. Про любовь у меня пока не получается. Как это получилось? Что-то вас к этому подтолкнуло?
Там был киноклуб, он и сейчас существует. Его ведет замечательная женщина, киновед Ада Бернатоните. Она кандидат искусствоведения, тоже закончила ВГИК. Я стал туда регулярно ходить, заинтересовался кино, много смотрел — тогда была эпоха видеопроката, надо было доставать видеокассеты.
У меня началась двойная жизнь. Днем я учился перерабатывать нефть, а вечерами смотрел Пазолини, Антониони, Бергмана. Конечно, это во мне отпечаток оставило, культурный след. Прошло шесть лет, и я поступил на сценарный во ВГИК.
Там надо было написать какие-то рассказы — я написал. Мастером у меня был Леонид Нехорошев, сейчас его уже нет в живых. Он был в возрасте, восемьдесят лет, тем не менее он очень серьезно с нами занимался, и это была потрясающая школа. И что бы ты ни принес Леониду Николаевичу, он все рассматривал всерьез, и тебе приходилось соответствовать, ты не мог принести ему какую-нибудь поделку.
Он врубался в каждое предложение, вплоть до запятой, все словесные обороты вычитывал, вычеркивал. Это было очень круто. К сожалению, это все кончилось. Леонид Николаевич очень сильно повлиял, я думаю, не только на меня.
Мне нравятся какие-то вещи. Бывает достаточно одной пьесы, чтобы автор стал интересен. Олжас Жанайдаров нравится. Там тоже героиня приезжает на заработки в Москву.
Он несколько раз оказывается счастливчиком в очень несчастливых обстоятельствах. Это дары судьбы, но сам герой их заслужил. Он, когда снимал, все эти вещи смаковал и не мог делать так жестко, как у меня написано, потому что он знает этих людей не так, как я. Для меня эта история фактически придуманная, а для него — личная: он тоже приехал из Ташкента, работал на стройке.
Поэтому он тепло вложил, а должна была быть такая драма-драма. А вышла драммеди, там есть комические моменты. У вас определенная тема?
Много ли времени Вы тратите на Инстаграм? Уходит большое количество времени на обработку фотографий, монтировку видео. Это долгий процесс, но я его люблю. А чем Вы занимаетесь помимо того, что мы можем там увидеть? Как Вы обычно проводите свободное время? Знаете, я живу такой жизнью: проснулся, встретился с друзьями, поел, прогулялся, сходил в кино и все в таком духе… К сожалению, на выставки и в театры не очень люблю ходить, поскольку человек я по натуре очень энергичный, и мне тяжеловато стоять часами у произведений искусства, или смотреть в большинстве случаев «душные» представления.
Для общего развития, конечно, посещаю, но это бывает крайне редко. Жизнь Как Вы учились в школе? Были ли у Вас проблемы с учителями или одноклассниками? Ужасно учился… Мало кто из учителей меня любил, потому что я всегда вступал в пререкания, и были такие довольно натянутые отношения. Помню я матюгнулся, меня выгнали и просто не хотели допускать до урока. И плюс моя успеваемость. Три раза меня хотели оставить на второй год по алгебре, геометрии и физике. У меня вообще с точными науками беда. Что Вы чаще всего слышите, когда Вас узнают на улице?
Как Вы к этому относитесь? Отвратительно, я не очень люблю это. Потом стандартное фото, ну и всё. Было ли у Вас такое, что встреча с подписчиком приятно запомнилась или же наоборот оставила неприятный след? Не было такого ни разу, у меня все адекватные. Мне в этом плане повезло. Часто Вы сталкиваетесь с проблемой восприятия Вас незнакомых мужчин или бабушек на улицах? На удивление такого не было, хоть мы и живём в России. Странно даже… Бывает такое, что в магазинах, ресторанах на меня могут не так посмотреть, начать обсуждать, или ещё что-то, если меня напрягает данный факт, то, конечно, я зову администрацию и директора, поскольку я считаю, если ты представитель сферы обслуживающего персонала, твое дело улыбнуться и обслуживать, а личное мнение, неприязнь и так далее -оставь за порогом рабочего места, или прибереги пару-тройку историй для семейного ужина.
Кто или что послужило на создание того человека, которым Вы являетесь сегодня? Если брать образ, мне кажется, это больше сработал юношеский максимализм. В том плане, что у меня в школе всегда был очень сдержанный дресс-код, нельзя было отклоняться от установленных правил. А после девятого уже был классический свободный стиль, и вот у меня пошло, первое колье, первые джинсы и тыры-пыры. Ни волосы красить, ни пирсинга, ни яркой одежды с косметикой. Поэтому они как высшее получают, так и пошло поехало. Всего и сразу. У меня было примерно то же самое, но в менее вульгарной форме. Что Вы думаете о негативе в комментариях и читаете ли Вы их вообще?
Я читаю комментарии, но редко. Любой комментарий и любой лайк — поднимает тебя выше в рубрике «интересное» поэтому, пожалуйста, пишите, мне всё равно. Я от этих людей не завишу, у каждого есть свое мнение, ну и я в принципе не могу всем нравиться, я же не стодолларовая купюра. Семья Какие у Вас отношения с родителями? Самые хорошие. Я очень благодарен за то, что у меня всегда была свобода выбора и возможность делать то, что я хочу, то есть если я хотел идти в тринадцать лет тусоваться — я шёл и всё. Есть ли такой момент, который бы Вы хотели изменить между Вашими отношениями в семье? У меня настолько гармоничные отношения в семье, что я не могу сказать, что хотелось бы что-то поменять. Все очень хорошо друг с другом общаются.
Бывает в семьях, когда кого-то не понимают, но у меня с этим всё замечательно. Во всех ситуациях мои родители поддерживают меня. Считаете ли Вы, что чувство стиля Вам досталось от мамы? Нет, мы с мамой два разных человека. Она скромная, по образованию, кстати, учитель русского языка и литературы. Мы, конечно, всегда с ней шутим и у нас нет друг от друга никаких секретов, но в обычной жизни, вне дома, она крайне сдержанная, а в любом разговоре — дипломатичная. Я же наоборот, эмоциональный, люблю поорать, поэтому мы с ней совсем непохожи. Личное акой Ваш самый большой страх? Я очень боюсь замкнутого пространства и любых насекомых.
Как только я вижу всяких букашек, меня сразу охватывает панический страх. При этом я не боюсь крыс или змей, а вот именно насекомых, даже мух очень! Всегда ли Вы были так уверенны в себе, и как Вы научились этому? Для того, чтобы быть уверенным в себе — нужно просто себя принять.
Он также сообщил, что сотрудники спецслужб изъяли у него мобильный телефон. Позднее драматург опубликовал запись на своей странице о том, что его супруга вернулась домой, а он продолжает делать спектакль.
Жена дома. Дети в порядке.
У меня есть подруги, которые очень устают и порой раздражаются от количества людей, подходящих ко мне за день. Поскольку отказываю я крайне редко, то подруг тревожат довольно часто. По итогу уже отказываются они, и мы переходим на стадию «давайте просто селфи». А откуда твои друзья — школа, универ, тусовки? Питер довольно маленький, поэтому со всеми моими друзьями, а круг общения у меня довольно большой, я познакомился либо на тусовках, либо через друзей друзей. Со школы, как и с университета, я ни с кем не общаюсь, онлайн-знакомствам не доверяю вообще. Ты так хорошо понимаешь девушек и их «Лукасов», что меня уволят, если не спрошу: это результат общения с подругами, врожденный талант или вторые половинки поспособствовали?
Это некое стремление разобраться в психологии обоих полов плюс истории подруг, которым частенько нужно дать трезвую оценку их ситуации. Похоже, тебя реально не заботит, что о тебе думают. Так было всегда или пришлось побороть комплексы? Комплексы, разумеется, есть, как и у всех. Но я с ними спокойно уживаюсь. А что обо мне подумают, мне и правда все равно. Скажи честно, губы свои? У меня была хейлопластика в 15 лет по медицинским показаниям — очень сильно разбил верхнюю губу по пьяной лавочке. Не помню, было ли больно, потому что находился в крайне алкогольном опьянении.
Лег на кушетку, проснулся и ахнул. Губа заживала месяца два, выглядела как ад и напоминала какое-то инородное тело. Касательно лица: я сделал скуловую часть, височную, заколол жевательные мышцы и контур. Ну и ботокс. Теперь тебе комфортно в твоем теле? Планирую делать нос. Не нравится горбинка, она слабо заметна другим, но главное, что заметна мне. Ты быстро научился краситься? Ой, мои первые мейкапы вообще ограничивались нанесением тона и легкой помады.
Это уже потом, с веянием трендов, макияж стал наслаиваться: скульпторы, хайлайтеры, румяна. Нюансов уйма. Мой бьюти-фейл — это перебор хайлайтера в летнее время, когда вместо «деликатного свечения» лицо превращается в «простите, вы вспотели». Ты как-то сказал в сторис, что родители переживали из-за твоего анорексичного вида. Как сам относишься к худобе? Почему тебе важно выглядеть «лайк э модэл»? Я похудел на 34 кг, это уже спортивный интерес. Первые 20 кг скинул за месяц путем голодовки, остальное — в течение года. Никакого правильного питания не было, а спорт — да: растяжка, TRX и беговая дорожка.
Если я, не дай бог, набираю килограммы, у меня весь «вес» идет в лицо, поэтому постоянно «худею». Сейчас вешу 65 кг при росте 187, но хочу все же дойти до 60 кг. Чего на твоей бьюти-полке больше — масс-маркета или люкса? Как бы пафосно это ни звучало, но я пользуюсь только люксом, поскольку лицо — это не жопа, за штанишками не скроешь.
Житковский Алексей Витальевич
Из соцсетей Алексея Житковского. реклама. В Ханты-Мансийске задержали драматурга Алексея Житковского по подозрению в экстремизме. Алексей Житковский. Драматурги. Сергей Азеев. У фильма будет полноценный саундтрек, который написал музыкант, композитор и педагог из Нижневартовска Алексей Малиновский.
Драматурга из ХМАО подозревают в экстремизме
На нем присутствовали руководители, сотрудники и авторы "Континента", "Русской мысли", "Вестника РСХД", журнала и издательства "Посев", писатели, художники, общественные деятели, друзья и почитатели, многие из которых прибыли из-за границы-например из Швейцарии, Норвегии. Сахарова, "ссыльных" А. Марченко и Л. Помянули покойного и его коллеги в Советском Союзе. На следующий день после его кончины сразу в двух московских театрах - на Таганке и в "Современнике" - в антрактах были устроены короткие митинги памяти Галича. Еще в одном театре - сатиры - 16 декабря после окончания спектакля был устроен поминальный вечер.
Стихи Галича читал Александр Ширвиндт. Последним пристанищем Галича стала заброшенная женская могила на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже. Девять лет спустя в эту же могилу легла и супруга Галича Ангелина Николаевна. Причем ее смерть тоже была трагической и тоже окутана туманом недомолвок. Согласно официальной версии 30 октября 1986 года, будучи в подпитии, она заснула в постели с горящей сигаретой в руке.
Возник пожар, в результате которого Ангелина Николаевна задохнулась от продуктов горения. Вместе с нею умерла и ее любимая собачка Шуша. Однако, как утверждает дочь Галича Алена, когда близкая подруга погибшей по вызову полиции приехала на место происшествия, она не обнаружила в доме некоторых вещей. В частности, кое-каких документов и второй части романа Галича "Еще раз о черте". Кому понадобились эти рукописи, непонятно.
Мать на ее похороны не пустили. В конце 80-х годов имя и творчество Александра Галича вновь вернулись на родину. В том же году был снят документальный фильм о нем - "Александр Галич. Родился 2 15 июля 1908 года на Петромарьевском руднике ныне — Первомайск Луганской области , в еврейской семье. Дебютировал в 1922 году рассказом «Сытые и голодные», который был напечатан в газете «Всесоюзная кочегарка».
Один из создателей объединения пролетарских писателей Донбасса «Забой». Член ВКП б с 1930. В 1930-х был корреспондентом «Правды» в Арктике. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. На общем фоне военной литературы его «Письма к товарищу» 1941-44 «выделяются благодаря личному тону, лирическому пафосу и технике риторических поворотов»[1]; по оценке К.
Симонова, это «вершина публицистики военных лет». Автор романов: «Алексей Гайдаш» неокончен , «Наш город» 1930 , «Ячейка» 1928 ; повестей: «Алексей Куликов, боец…» 1942 , «Моё поколение» 1933 , «Непокорённые» 1943 ; пьес: «Закон зимовки», «Одна ночь», «Юность отцов». За повесть «Непокорённые» в 1943 году был награждён Сталинской премией. Задуманный Горбатвым многотомный роман «Донбасс» 1-й том, 1951 , в котором он возвращается к теме 30-х годов и стахановского движения, остался незаконченным. Написал сценарии кинофильмов «Это было в Донбассе» 1945 , «Непокорённые» 1945 , «Донецкие шахтёры» 1950 , «Дорога на Берлин», «Суд народов».
За создание сценария фильма «Донецкие шахтёры» в 1952 году был награждён Сталинской премией. Входил в художественный совет Министерства кинематографии. Был женат на актрисе Татьяне Кирилловне Окуневской. Умер 20 января 1954 года в Москве. Короленко Владимир Галактионович Родился 15 июля 1853 года в Житомире.
По отцу он старого казацкого рода, мать - дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полу-автобиографической повести "В дурном обществе", в образе идеально-честного "пана-судьи", и более подробно - в "Истории моего современника". Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская. Бурная и долгая историческая жизнь оставила здесь ряд воспоминаний и следов, полных романтического обаяния.
Все это, в связи с полу-польским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимую печать на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями - Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность. К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов. Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей гуманностью. В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище.
Незадолго до этого умер идеально бескорыстный его отец, оставив многочисленную семью почти без всяких средств. Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжелую нужду; обедать за 18 копеек в благотворительной кухмистерской он мог себе позволить не чаще одного раза в месяц. В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию. В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключен из академии. Поселившись в Петербурге, Короленко вместе с братьями добывал средства к существованию для себя и семьи корректурной работой.
С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар. После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: "Сне Макара", "Записках сибирского туриста", "Соколинце", "В подследственном отделении". Верный основному складу своей творческой души - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях.
В 1885 году Короленко разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и невежества - и это нашло свое отражение в рассказах Короленко: "На солнечном затмении", "За иконой", "Река играет", в полу-этнографических "Павловских очерках" и особенно в очерках, составивших целую книгу "В голодный год" Санкт-Петербург, 1893. Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практических указаний. Общественная деятельность Короленко за все время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка.
Он стал своего рода "учреждением"; около него сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры. К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое "Мултанское дело", когда, благодаря замечательной энергии Короленко и искусно поведенной защите, были спасены от каторги обвинявшиеся в ритуальном убийстве вотяки. В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести "Без языка" "Русское Богатство", 1895,? С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель "Русского Богатства" - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в "Русской Мысли".
В 1900 году при образовании разряда изящной словесности при Академии Наук, Короленко был в числе первых, избранных в почетные академики, но в 1902 году, в связи с незакономерным кассированием выборов в почетные академики Горького , Короленко вернул свой диплом при письменном протесте. С 1900 года Короленко поселился в Полтаве. Его первая повесть "Эпизоды из жизни искателя" появилась в "Слове" 1879 года. Сам автор, очень строгий к себе и вносивший в им самим изданные собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не включил в них "Эпизодов". А между тем, несмотря на большие художественные недочеты, эта повесть чрезвычайно замечательна, как историческое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскую молодежь 70-х годов.
Герой рассказа - "искатель" - как-то органически, до мозга костей проникнут сознанием, что каждый человек должен себя посвятить общественному благу и ко всякому, кто заботится только о себе и думает о своем личном счастье, относится с нескрываемым презрением. Интерес рассказа в том и заключается, что в нем нет ничего напускного: это не щеголянье альтруизмом, а глубокое настроение, проникающее человека насквозь. И в этом настроении - источник всей дальнейшей деятельности Короленко. С течением времени отпала нетерпимость сектантства, исчезло презрение к чужому мнению и миросозерцанию, и остались только глубокая любовь к людям и стремление доискаться в каждом из них лучших сторон человеческого духа, под какой бы толстой и, с первого взгляда, непроницаемой корой наносной житейской грязи они ни скрывались. Удивительное уменье отыскать в каждом человеке то, что, в pendant гетевскому ewig weibliche, можно было бы назвать das ewig menschliche, больше всего и поразило читающую публику в "Сне Макара", которым, после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютировал в "Русской Мысли" 1885 года.
Что может быть серее, неинтереснее той обстановки и той жизни, изобразить которую задался автор. Почти объякутившийся житель затерянной под полярным кругом сибирской слободы напился на последние деньги отвратительной водки, настоенной на табаке, и поколоченный своей старухой за то, что напился в одиночку, а не разделил с ней омерзительного питья, завалился спать. Что может сниться такому почти потерявшему человеческий образ полудикарю, официально считающемуся христианином, но на самом деле и Бога представляющему себе в якутском образе Великого Тойона? И все же автор успел заметить и в этом скотоподобном облике тлеющую божественную искру. Силой творческой власти он раздул ее и осветил ею темную душу дикаря, так что стала она нам близка и понятна.
И сделал это автор, отнюдь не прибегая к идеализации. Мастерской рукой дав на небольшом пространстве очерк всей жизни Макара, он не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки его, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, отыскивая любящим сердцем все смягчающие обстоятельства и убеждая читателя, что не в испорченности Макара источник его отступлений от правды, а в том, что никто никогда не учил Макара отличать добро от зла. Успех "Сна Макара" был огромный. Превосходный истинно-поэтический язык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе с тем рельефность характеристики лиц и предметов последнее вообще составляет одну из сильнейших сторон художественного дарования Короленко - все это, в связи с основной гуманной мыслью рассказа, произвело чарующее впечатление, и молодому писателю сразу отведено было место в первых рядах литературы. Одна из характернейших сторон успеха, выпавшего на долю как "Сна Макара", так и других произведений Короленко - всеобщность этого успеха; так, не только самый обстоятельный, но и самый восторженный этюд о Короленко написал критик "Московских Ведомостей", Говоруха-Отрок, известный своей ненавистью ко всему "либеральному".
Вслед за "Сном Макара" появился рассказ "В дурном обществе" - тоже одно из коронных произведений Короленко. Рассказ написан в совершенно романтическом стиле, но эта романтика свободно вылилась из романтического склада души автора, и потому блеск рассказа не мишурный, а отливает настоящим литературным золотом. Действие опять происходит в такой среде, где только очень любящее сердце может открыть проблески человеческого сознания - в сборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся в развалинах старого замка одного из волынских городков. Общество - действительно "дурное"; автор устоял против соблазна сделать своих отверженцев протестантами против общественной неправды, "униженными и оскорбленными", хотя сделать это он мог очень легко, имея в своем творческом распоряжении колоритную фигуру пана Тыбурция, с его тонким остроумием и литературным образованием. Все господа "из замка" преисправно воруют, пьянствуют, вымогательствуют и развратничают - и, однако, сын "пана судьи", случайно сблизившись с "дурным обществом", ничего дурного не вынес из него, потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности.
Тыбурций действительно что-то некрасивое совершил в прошлом, а в настоящем продолжает воровать и сына тому же учить, но маленькую, медленно тающую в подземелье дочь свою он любит безумно. И такова сила всякого истинного чувства, что все дурное в жизни "дурного общества" отскакивает от мальчика, ему передается только жалость всего общества к Марусе, и вся энергия его гордой натуры направляется на то, чтобы облегчить, чем возможно, печальное существование Маруси. Образ маленькой страдалицы Маруси, из которой "серый камень", то есть подземелье, высасывает жизнь, принадлежит к грациознейшим созданиям новейшей русской литературы, и смерть ее описана с той истинной трогательностью, которая дается только немногим избранникам художественного творчества. По романтическому тону и месту действия к рассказу "В дурном обществе" близко примыкает полесская легенда "Лес шумит". Она написана почти сказочной манерой и по сюжету довольно банальна: пана убил оскорбленный в своих супружеских чувствах холоп.
Но подробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекрасна картина волнующегося перед бурей леса. Выдающее уменье Короленко описывать природу сказалось здесь во всем блеске. Зорким глазом подсмотрел он не только общую физиономию леса, но и индивидуальность каждого отдельного дерева. Вообще дар описания природы принадлежит к числу важнейших особенностей дарования Короленко. Он воскресил совсем-было исчезнувший из русской литературы, после смерти Тургенева , пейзаж.
Чисто романтический пейзаж Короленко имеет, однако, мало общего с меланхолическим пейзажем автора "Бежина Луга". При всей поэтичности темперамента Короленко меланхолия ему чужда, и из созерцания природы он пантеистически извлекает то же бодрящее стремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляют основную черту его творческой личности. К волынским, по месту действия, рассказам Короленко принадлежат еще "Слепой музыкант" 1887 , "Ночью" 1888 и рассказ из еврейской жизни: "Иом-Кинур". Для художества здесь слишком много науки или, вернее, научных домыслов, для науки - слишком много художества. Поистине благоухающим можно назвать рассказ "Ночью".
Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Такой тон создается только с помощью качества, драгоценнейшего для беллетриста - памяти сердца, когда художник воссоздает в своей душе мельчайшие подробности былых чувств и настроений, во всей их свежести и непосредственности. В рассказе фигурируют и взрослые. Одному из них, молодому доктору, удачно справившемуся с тяжелыми родами, они кажутся простым физиологическим актом. Но другой собеседник два года тому назад при таком же "простом" физиологическом акте потерял жену, и жизнь его разбита.
Вот почему он не может согласиться, что все это очень "просто". И автор этого не думает; и для него смерть и рождение, как и все человеческое существование - величайшая и чудеснейшая из тайн. Оттого и рассказ весь проникнут веянием чего-то таинственного и неизведанного, к пониманию которого можно приблизиться не ясностью ума, а неопределенными порывами сердца. В ряду сибирских рассказов Короленко, кроме "Сна Макара", заслуженной известностью пользуются "Из записок сибирского туриста", с центральной фигурой "убивца". Всепроникающая гуманность автора выразилась здесь с особенной глубиной.
Всякий другой повествователь, рассказав историю, с обычной точки зрения, "справедливого" убийства, в котором невольный "убивец" явился мстителем за ряд злодейств и избавителем от смерти матери с 3 детьми, наверное, на этом бы и успокоился. Но "убивец" - человек необычного душевного склада; он правдоискатель по преимуществу и не удовлетворяет его справедливость, достигнутая путем пролития крови. Мечется в страшной тоске "убивец" и не может примириться с страшной коллизией двух одинаково священных принципов. Та же коллизия двух великих начал лежит в основе небольшого рассказа "В пасхальную ночь". Автор вовсе не имеет намерения осуждать тот порядок, по которому арестантам не дозволяют бежать из тюрем: он только констатирует страшный диссонанс, он только с ужасом отмечает, что в ночь, когда все говорит о любви и братстве, хороший человек, во имя закона, убил другого человека, ничем дурным в сущности себя не заявившего.
Таким же отнюдь не тенденциозным, хотя и всего менее бесстрастным художником является Короленко и в превосходном рассказе о сибирских тюрьмах - "В подследственном отделении". В яркой фигуре полупомешанного правдоискателя Яшки автор, с одной стороны, с полной объективностью отнесся к той "народной правде", пред которой так безусловно преклоняются многие из ближайших автору по общему строю миросозерцания людей. Но, вместе с тем, Короленко любит свою собственную, свободно родившуюся в его чуткой душе, правду слишком живой любовью, чтобы преклониться пред всем, что исходит из народа, только потому, что оно народное. Он благоговеет пред нравственной силой Яшки, но весь душевный облик искателя какого-то "прав закона", прототип мрачных фигур раскола, фанатиков, сжигавших себя во имя защиты обрядности - ему нимало не симпатично. И что же вынес он из этого посещения?
Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью". Короленко всего менее, однако, считает народную мысль действительно уснувшей навеки. Другой рассказ из волжской жизни - "На солнечном затмении" - заканчивается тем, что те же обитатели захолустного городка, которые так враждебно отнеслись к "остроумам", приехавшим наблюдать затмение, прониклись удивлением пред наукой, столь мудрой, что даже пути Господни ей ведомы. В заключительном вопросе рассказа: "когда же окончательно рассеется тьма народного невежества? Вера в лучшее будущее составляет вообще основную черту духовного существа Короленко, чуждого разъедающей рефлексии и отнюдь не разочарованного.
Это его резко отличает от двух ближайших сверстников по писательскому рангу, который он занимает в истории новейшей русской литературы - Гаршина и Чехова. В первом из них обилие зла на земле убило веру в возможность счастья, во втором - серость жизни посеяла невыносимую скуку. Короленко, несмотря на множество личных тяжелых испытаний, а, может быть, как раз благодаря им, и не отчаивается, и не скучает. Для него жизнь таит множество высоких наслаждений, потому что в победу добра он верит не из банального оптимизма, а в силу органического проникновения лучшими началами человеческого духа. К середине 1890-х годов чисто художественная деятельность Короленко достигла своего кульминационного пункта.
Среди написанных им с тех пор произведений есть прекрасные очерки и этюды, в ряду которых особенно нужно отметить "Государевых ямщиков" и "Мороз" из сибирской жизни , но нового для характеристики литературного облика автора они не дают. С 1906 года Короленко начал печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую "Историю моего современника". По замыслу это должно было быть нечто типическое по преимуществу. Автор заявляет, что его "записки - не биография, не исповедь и не автопортрет"; но, вместе с тем, он "стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ее красивыми или яркими чертами правды художественной". В результате "историческое" или, вернее, автобиографическое взяло верх над типическим.
К тому же вышедшие пока 2 части "Истории моего современника", главным образом, посвященные начальному периоду жизни Короленко, центральным пунктом которой является столкновение трех национальных элементов в эпоху польского восстания 1863 года, недостаточно типичны с общерусской точки зрения. Не типичны и те формы крепостного права, которые так поражали молодого наблюдения в быту шляхетской Украины. Очень удались Короленко воспоминания о писателях - Успенском , Михайловском , Чехове, - которые он объединил под общим заглавием "Отошедшие". Среди них поистине превосходен очерк об Успенском, написанный со всей выразительностью чисто беллетристического этюда и, вместе с тем, согретый настоящей личной любовью к писателю и человеку. Блестящее место в литературном формуляре Короленко занимает обширная публицистическая деятельность его - его многочисленные газетные и журнальные статьи, посвященные разным жгучим злобам текущего дня.
Проникновенная публицистика Короленко находится в тесной связи с выдающейся практической его деятельностью.
С конца 70-х годов Короленко подвергается аресту и ряду административных кар. После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей, рядом с типами людей почти озверевших - все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко из сибирской жизни: "Сне Макара", "Записках сибирского туриста", "Соколинце", "В подследственном отделении". Верный основному складу своей творческой души - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях. В 1885 году Короленко разрешено было поселиться в Нижнем Новгороде, и с тех пор все чаще и чаще фигурирует в его рассказах верхневолжская жизнь.
Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и невежества - и это нашло свое отражение в рассказах Короленко: "На солнечном затмении", "За иконой", "Река играет", в полу-этнографических "Павловских очерках" и особенно в очерках, составивших целую книгу "В голодный год" Санкт-Петербург, 1893. Эта книга явилась результатом энергической деятельности Короленко по устройству бесплатных столовых для голодающих в Нижегородской губернии. Газетные статьи его об организации помощи голодающим в свое время дали ряд весьма важных практических указаний. Общественная деятельность Короленко за все время его 10-летнего пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода "учреждением"; около него сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры. К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое "Мултанское дело", когда, благодаря замечательной энергии Короленко и искусно поведенной защите, были спасены от каторги обвинявшиеся в ритуальном убийстве вотяки.
В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести "Без языка" "Русское Богатство", 1895,? С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель "Русского Богатства" - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в "Русской Мысли". В 1900 году при образовании разряда изящной словесности при Академии Наук, Короленко был в числе первых, избранных в почетные академики, но в 1902 году, в связи с незакономерным кассированием выборов в почетные академики Горького , Короленко вернул свой диплом при письменном протесте. С 1900 года Короленко поселился в Полтаве. Его первая повесть "Эпизоды из жизни искателя" появилась в "Слове" 1879 года. Сам автор, очень строгий к себе и вносивший в им самим изданные собрания своих произведений далеко не все им напечатанное, не включил в них "Эпизодов". А между тем, несмотря на большие художественные недочеты, эта повесть чрезвычайно замечательна, как историческое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскую молодежь 70-х годов.
Герой рассказа - "искатель" - как-то органически, до мозга костей проникнут сознанием, что каждый человек должен себя посвятить общественному благу и ко всякому, кто заботится только о себе и думает о своем личном счастье, относится с нескрываемым презрением. Интерес рассказа в том и заключается, что в нем нет ничего напускного: это не щеголянье альтруизмом, а глубокое настроение, проникающее человека насквозь. И в этом настроении - источник всей дальнейшей деятельности Короленко. С течением времени отпала нетерпимость сектантства, исчезло презрение к чужому мнению и миросозерцанию, и остались только глубокая любовь к людям и стремление доискаться в каждом из них лучших сторон человеческого духа, под какой бы толстой и, с первого взгляда, непроницаемой корой наносной житейской грязи они ни скрывались. Удивительное уменье отыскать в каждом человеке то, что, в pendant гетевскому ewig weibliche, можно было бы назвать das ewig menschliche, больше всего и поразило читающую публику в "Сне Макара", которым, после 5 лет молчания, прерывавшегося только небольшими очерками и корреспонденциями, Короленко вторично дебютировал в "Русской Мысли" 1885 года. Что может быть серее, неинтереснее той обстановки и той жизни, изобразить которую задался автор. Почти объякутившийся житель затерянной под полярным кругом сибирской слободы напился на последние деньги отвратительной водки, настоенной на табаке, и поколоченный своей старухой за то, что напился в одиночку, а не разделил с ней омерзительного питья, завалился спать.
Что может сниться такому почти потерявшему человеческий образ полудикарю, официально считающемуся христианином, но на самом деле и Бога представляющему себе в якутском образе Великого Тойона? И все же автор успел заметить и в этом скотоподобном облике тлеющую божественную искру. Силой творческой власти он раздул ее и осветил ею темную душу дикаря, так что стала она нам близка и понятна. И сделал это автор, отнюдь не прибегая к идеализации. Мастерской рукой дав на небольшом пространстве очерк всей жизни Макара, он не скрыл ни одной плутни и ни одной проделки его, но сделал это не как судья и обличитель, а как добрый друг, отыскивая любящим сердцем все смягчающие обстоятельства и убеждая читателя, что не в испорченности Макара источник его отступлений от правды, а в том, что никто никогда не учил Макара отличать добро от зла. Успех "Сна Макара" был огромный. Превосходный истинно-поэтический язык, редкая оригинальность сюжета, необыкновенная сжатость и вместе с тем рельефность характеристики лиц и предметов последнее вообще составляет одну из сильнейших сторон художественного дарования Короленко - все это, в связи с основной гуманной мыслью рассказа, произвело чарующее впечатление, и молодому писателю сразу отведено было место в первых рядах литературы.
Одна из характернейших сторон успеха, выпавшего на долю как "Сна Макара", так и других произведений Короленко - всеобщность этого успеха; так, не только самый обстоятельный, но и самый восторженный этюд о Короленко написал критик "Московских Ведомостей", Говоруха-Отрок, известный своей ненавистью ко всему "либеральному". Вслед за "Сном Макара" появился рассказ "В дурном обществе" - тоже одно из коронных произведений Короленко. Рассказ написан в совершенно романтическом стиле, но эта романтика свободно вылилась из романтического склада души автора, и потому блеск рассказа не мишурный, а отливает настоящим литературным золотом. Действие опять происходит в такой среде, где только очень любящее сердце может открыть проблески человеческого сознания - в сборище воров, нищих и разных свихнувшихся людей, приютившихся в развалинах старого замка одного из волынских городков. Общество - действительно "дурное"; автор устоял против соблазна сделать своих отверженцев протестантами против общественной неправды, "униженными и оскорбленными", хотя сделать это он мог очень легко, имея в своем творческом распоряжении колоритную фигуру пана Тыбурция, с его тонким остроумием и литературным образованием. Все господа "из замка" преисправно воруют, пьянствуют, вымогательствуют и развратничают - и, однако, сын "пана судьи", случайно сблизившись с "дурным обществом", ничего дурного не вынес из него, потому что тут же встретил высокие образцы любви и преданности. Тыбурций действительно что-то некрасивое совершил в прошлом, а в настоящем продолжает воровать и сына тому же учить, но маленькую, медленно тающую в подземелье дочь свою он любит безумно.
И такова сила всякого истинного чувства, что все дурное в жизни "дурного общества" отскакивает от мальчика, ему передается только жалость всего общества к Марусе, и вся энергия его гордой натуры направляется на то, чтобы облегчить, чем возможно, печальное существование Маруси. Образ маленькой страдалицы Маруси, из которой "серый камень", то есть подземелье, высасывает жизнь, принадлежит к грациознейшим созданиям новейшей русской литературы, и смерть ее описана с той истинной трогательностью, которая дается только немногим избранникам художественного творчества. По романтическому тону и месту действия к рассказу "В дурном обществе" близко примыкает полесская легенда "Лес шумит". Она написана почти сказочной манерой и по сюжету довольно банальна: пана убил оскорбленный в своих супружеских чувствах холоп. Но подробности легенды разработаны превосходно; в особенности прекрасна картина волнующегося перед бурей леса. Выдающее уменье Короленко описывать природу сказалось здесь во всем блеске. Зорким глазом подсмотрел он не только общую физиономию леса, но и индивидуальность каждого отдельного дерева.
Вообще дар описания природы принадлежит к числу важнейших особенностей дарования Короленко. Он воскресил совсем-было исчезнувший из русской литературы, после смерти Тургенева , пейзаж. Чисто романтический пейзаж Короленко имеет, однако, мало общего с меланхолическим пейзажем автора "Бежина Луга". При всей поэтичности темперамента Короленко меланхолия ему чужда, и из созерцания природы он пантеистически извлекает то же бодрящее стремление ввысь и ту же веру в победу добра, которые составляют основную черту его творческой личности. К волынским, по месту действия, рассказам Короленко принадлежат еще "Слепой музыкант" 1887 , "Ночью" 1888 и рассказ из еврейской жизни: "Иом-Кинур". Для художества здесь слишком много науки или, вернее, научных домыслов, для науки - слишком много художества. Поистине благоухающим можно назвать рассказ "Ночью".
Разговоры детей о том, как появляются на свет дети, переданы с поразительной наивностью. Такой тон создается только с помощью качества, драгоценнейшего для беллетриста - памяти сердца, когда художник воссоздает в своей душе мельчайшие подробности былых чувств и настроений, во всей их свежести и непосредственности. В рассказе фигурируют и взрослые. Одному из них, молодому доктору, удачно справившемуся с тяжелыми родами, они кажутся простым физиологическим актом. Но другой собеседник два года тому назад при таком же "простом" физиологическом акте потерял жену, и жизнь его разбита. Вот почему он не может согласиться, что все это очень "просто". И автор этого не думает; и для него смерть и рождение, как и все человеческое существование - величайшая и чудеснейшая из тайн.
Оттого и рассказ весь проникнут веянием чего-то таинственного и неизведанного, к пониманию которого можно приблизиться не ясностью ума, а неопределенными порывами сердца. В ряду сибирских рассказов Короленко, кроме "Сна Макара", заслуженной известностью пользуются "Из записок сибирского туриста", с центральной фигурой "убивца". Всепроникающая гуманность автора выразилась здесь с особенной глубиной. Всякий другой повествователь, рассказав историю, с обычной точки зрения, "справедливого" убийства, в котором невольный "убивец" явился мстителем за ряд злодейств и избавителем от смерти матери с 3 детьми, наверное, на этом бы и успокоился. Но "убивец" - человек необычного душевного склада; он правдоискатель по преимуществу и не удовлетворяет его справедливость, достигнутая путем пролития крови. Мечется в страшной тоске "убивец" и не может примириться с страшной коллизией двух одинаково священных принципов. Та же коллизия двух великих начал лежит в основе небольшого рассказа "В пасхальную ночь".
Автор вовсе не имеет намерения осуждать тот порядок, по которому арестантам не дозволяют бежать из тюрем: он только констатирует страшный диссонанс, он только с ужасом отмечает, что в ночь, когда все говорит о любви и братстве, хороший человек, во имя закона, убил другого человека, ничем дурным в сущности себя не заявившего. Таким же отнюдь не тенденциозным, хотя и всего менее бесстрастным художником является Короленко и в превосходном рассказе о сибирских тюрьмах - "В подследственном отделении". В яркой фигуре полупомешанного правдоискателя Яшки автор, с одной стороны, с полной объективностью отнесся к той "народной правде", пред которой так безусловно преклоняются многие из ближайших автору по общему строю миросозерцания людей. Но, вместе с тем, Короленко любит свою собственную, свободно родившуюся в его чуткой душе, правду слишком живой любовью, чтобы преклониться пред всем, что исходит из народа, только потому, что оно народное. Он благоговеет пред нравственной силой Яшки, но весь душевный облик искателя какого-то "прав закона", прототип мрачных фигур раскола, фанатиков, сжигавших себя во имя защиты обрядности - ему нимало не симпатично. И что же вынес он из этого посещения? Точно в душном склепе, при тусклом свете угасающей лампады провел я всю эту бессонную ночь, прислушиваясь, как где-то за стеной кто-то читает мерным голосом заупокойные молитвы над уснувшей навеки народной мыслью".
Короленко всего менее, однако, считает народную мысль действительно уснувшей навеки. Другой рассказ из волжской жизни - "На солнечном затмении" - заканчивается тем, что те же обитатели захолустного городка, которые так враждебно отнеслись к "остроумам", приехавшим наблюдать затмение, прониклись удивлением пред наукой, столь мудрой, что даже пути Господни ей ведомы. В заключительном вопросе рассказа: "когда же окончательно рассеется тьма народного невежества? Вера в лучшее будущее составляет вообще основную черту духовного существа Короленко, чуждого разъедающей рефлексии и отнюдь не разочарованного. Это его резко отличает от двух ближайших сверстников по писательскому рангу, который он занимает в истории новейшей русской литературы - Гаршина и Чехова. В первом из них обилие зла на земле убило веру в возможность счастья, во втором - серость жизни посеяла невыносимую скуку. Короленко, несмотря на множество личных тяжелых испытаний, а, может быть, как раз благодаря им, и не отчаивается, и не скучает.
Для него жизнь таит множество высоких наслаждений, потому что в победу добра он верит не из банального оптимизма, а в силу органического проникновения лучшими началами человеческого духа. К середине 1890-х годов чисто художественная деятельность Короленко достигла своего кульминационного пункта. Среди написанных им с тех пор произведений есть прекрасные очерки и этюды, в ряду которых особенно нужно отметить "Государевых ямщиков" и "Мороз" из сибирской жизни , но нового для характеристики литературного облика автора они не дают. С 1906 года Короленко начал печатать отдельными главами самое обширное по объему из своих произведений: автобиографическую "Историю моего современника". По замыслу это должно было быть нечто типическое по преимуществу. Автор заявляет, что его "записки - не биография, не исповедь и не автопортрет"; но, вместе с тем, он "стремился к возможно полной исторической правде, часто жертвуя ее красивыми или яркими чертами правды художественной". В результате "историческое" или, вернее, автобиографическое взяло верх над типическим.
К тому же вышедшие пока 2 части "Истории моего современника", главным образом, посвященные начальному периоду жизни Короленко, центральным пунктом которой является столкновение трех национальных элементов в эпоху польского восстания 1863 года, недостаточно типичны с общерусской точки зрения. Не типичны и те формы крепостного права, которые так поражали молодого наблюдения в быту шляхетской Украины. Очень удались Короленко воспоминания о писателях - Успенском , Михайловском , Чехове, - которые он объединил под общим заглавием "Отошедшие". Среди них поистине превосходен очерк об Успенском, написанный со всей выразительностью чисто беллетристического этюда и, вместе с тем, согретый настоящей личной любовью к писателю и человеку. Блестящее место в литературном формуляре Короленко занимает обширная публицистическая деятельность его - его многочисленные газетные и журнальные статьи, посвященные разным жгучим злобам текущего дня. Проникновенная публицистика Короленко находится в тесной связи с выдающейся практической его деятельностью. Где бы он ни поселился, он везде становился в центре активной работы, направленной к облегчению народных нужд и бедствий.
Эта практическая деятельность Короленко неотделима от литературной и образует одно слитное целое. Трудно сказать, что, например, в "Голодном годе", или в произведшем огромное впечатление "Бытовом явлении" 1910 есть замечательное литературное явление и что - крупнейшая общественная заслуга. В общем, высокое положение, которое занимает в современной литературе Короленко, - в такой же степени выражение прекрасного, в одно и то же время и задушевного, и изящного художественного таланта, как и результат того, что он рыцарь пера в лучшем смысле этого слова. Случится ли стихийное бедствие, осудят ли невинных людей, учинят ли погром, доведут ли до кошмара, до превращения в "бытовое явление" смертные казни, Короленко уже "не может молчать", по выражению Толстого; ему не боязно говорить об "избитом сюжете". И искренность гуманизма Короленко так глубока и несомненна, что захватывает читателя совершенно независимо от принадлежности к тому или другому политическому лагерю. Короленко не "партиец", он гуманист в прямом и непосредственном смысле слова. Сочинения Короленко пользовались всегда большим успехом на книжном рынке.
Вышедшая в 1886 году 1-я книга его "Очерков и рассказов" выдержала 13, 2-ая книга 1893 - 9, 3-я книга 1903 - 5, "Слепой музыкант" 1887 - 12, "В голодный год" - 6, "Без языка" 1905 - 5, "История моего современника" 1910 - 2 издания. Первым сколько-нибудь "Полным собранием сочинений" Короленко является то, которое приложено к "Ниве" 1914, в 9 томах. Сравнительно полная библиография написанного Короленко дана в обстоятельной книжке княгини Н. Шаховской: "Владимир Галактионович Короленко. Опыт биографической характеристики" Москва, 1912. Шоу Бернард Джордж Бернард Шоу 1856-1950 — английский писатель, драматург, прозаик, эссеист, один из реформаторов театра 20 века, пропагандист драмы идей. Один из учредителей социал-реформистского «Фабианского общества» 1884.
Роман «Социалист-любитель» 1883 , статьи о музыке и театре пропагандировал пьесы Генрика Ибсена как образец новой драмы. Создатель драмы-дискуссии, в центре которой — столкновение враждебных идеологий, социально-этические проблемы: «Дома вдовца» 1892 , «Профессия г-жи Уоррен» 1894 , «Тележка с яблоками» 1929. В основе художественного метода Бернарда Шоу — парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости — «Андрокл и лев», 1913, «Пигмалион», 1913 , традиционности представлений исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», 1901, пенталогия «Назад к Мафусаилу», 1918-20, «Святая Иоанна», 1923. Будучи сторонником социализма, приветствовал Октябрьскую революцию в России, достижения СССР, которые связывал с деятельностью Иосифа Виссарионовича Сталина, разделяя заблуждения части западной левой интеллигенции. Нобелевская премия 1925. Независимый театр Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года, в Дублине. Ирландец по происхождению, Шоу неоднократно обращался в своем творчестве к острым проблемам, связанным с отношениями между Англией и «другим островом Джона Булля», как озаглавлена его пьеса 1904.
Однако родные места он навсегда покинул двадцатилетним юношей. В Лондоне Шоу тесно сблизился с участниками «Фабианского общества», разделяя их программу реформ с целью постепенного перехода к социализму. Принимая участие в пропагандистских кампаниях фабианцев и участвуя в работе муниципалитета одного из лондонских пригородов, Бернард Шоу начинал свою литературную деятельность как автор трактатов, разъясняющих основные установки движения, взявшего имя римского полководца Фабия, который прославился медлительностью и осторожностью, а также романами с откровенной идеологической подоплекой «Неуживчивый социалист», 1887, и другие. К прозе Бернард время от времени возвращался и впоследствии, публикуя новеллы и романы, чаще всего представлявшие собой беллетризированный философский очерк или обозрение понятий и нравов, облеченное в форму занимательного повествования с нетривиальной фабулой. Однако его истинным призванием оказался театр. С 1888 Бернард Шоу постоянно выступал как театральный критик газеты «Стар», где сначала писал о музыкальном театре, а затем и о драме. Рецензии Шоу собраны в трехтомном издании «Наш театр девяностых» 1932.
Основное внимание Шоу-критик уделял новым веяниям на подмостках, сопрягавшимся для него прежде всего с именем Генрика Ибсена. Большая статья «Квинтэссенция ибсенизма» 1891 приобрела характер творческого манифеста самого Шоу, возвестившего о своем неприятии господствовавшей театральной эстетики мелодрама, «хорошо сделанная пьеса» с любовным сюжетом и т. Современная драматургия должна была вызывать прямой отзвук у аудитории, узнающей в ней ситуации из собственного жизненного опыта, и провоцировать дискуссию, которая выходила бы далеко за пределы частного случая, показанного со сцены. Коллизии этой драматургии, в отличие от шекспировских, которые Бернард Шоу считал устаревшими, должны носить интеллектуальный или социально-обличительный характер, отличаясь подчеркнутой злободневностью, а персонажи важны не столько своей психологической сложностью, сколько чертами типа, проявленными полно и наглядно. Обе они, как и ряд других, создавались для лондонского Независимого театра, существовавшего на правах полузакрытого клуба и поэтому относительно свободного от давления цензуры, препятствовавшей постановкам пьес, которые отличались смелостью изображения прежде табуированных сторон жизни и нетрафаретным художественным решением. Цикл, получивший авторское название «Неприятные пьесы» в него входит также «Сердцеед»,1893 , затрагивает темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язва викторианской Англии. Все они написаны в жанре трагикомедии или трагифарса, самом органичном для дарования Шоу.
Путь Бернарда Шоу к славе На сценах больших лондонских, а затем и европейских театров произведения Бернард Шоу начали проникать с конца 1990-х годов, когда он приступил к циклу «Приятных пьес», включающему пьесу о бунте женщины против предустановленности своего жребия образцовой супруги и матери «Кандида», 1897 , за которой в том же году последовал «Избранник судьбы». Целью Шоу и в этих пьесах было «превратить сцену в трибуну пропаганды и арену дискуссий», однако он теперь охотно использовал приемы развлекательного театра, чтобы говорить с публикой на привычном ей языке, не отказываясь ни от значительной и острой проблематики, ни от иронии и пристрастия к парадоксу, во многом определяющим его стилистику. Характер художественных решений принципиально не изменился и в третьем цикле «Пьесы для пуритан», где Шоу строит действие, избегая любовных эпизодов «Ученик Дьявола», 1897, ставший его первым громким успехом, и др. Мировая слава приходит к Бернарду Шоу после того, как в постановках Х. Гренвилл-Баркера на сцене королевского театра Корт за три сезона 1904-07 прошли некоторые из наиболее значительных его пьес, в том числе «Человек и сверхчеловек» 1905 , «Майор Барбара» 1905 , «Цезарь и Клеопатра» 1907. Они окончательно закрепили за Шоу репутацию ниспровергателя мнимых очевидностей, покушающегося на фундаментально важные понятия общепринятой морали и на представления об истории, которые выглядят аксиоматичными. Ирония Шоу, у которого сатирический пафос сочетается со скепсисом, ставящим под сомнение разумность социального устройства и реальность прогресса, является главным отличительным свойством его драматургии, все более отмеченной тяготением к философским коллизиям.
Упреки в «недостаточной серьезности», высказанные по адресу Шоу еще Львом Николаевичем Толстым, повторяются с появлением каждой его новой пьесы, приобретая особенно настойчивый характер в тех случаях, когда предметом язвительных нападок драматурга становятся наиболее укорененные верования его эпохи. Поворот к социализму Воинствующий атеизм сочетался у Бернарда Шоу с апологией «жизненной силы», которая, в согласии с объективными законами эволюции, должна в конечном итоге создать свободного и всемогущего индивидуума, который свободен и от своекорыстия, и от мещанской ограниченности, и от моральных догм ригористического характера. Социализм, провозглашаемый Шоу в качестве идеала, рисовался ему как общество, основанное на абсолютном равноправии и всестороннем развитии личности. Прообразом такого общества Шоу считал Советскую Россию. Не раз заявляя о своей безоговорочной поддержке диктатуры пролетариата и выражая восторг перед Лениным, Бернард Шоу предпринял в 1931 поездку по СССР и в своих отзывах об увиденном грубо исказил реальную ситуацию в угоду собственным теоретическим воззрениям, побуждавшим не замечать ни голода, ни беззакония, ни рабского труда. В отличие от других западных приверженцев советского эксперимента, постепенно убеждавшихся в его политической и моральной несостоятельности, Шоу оставался «другом СССР» до конца жизни. Эта позиция наложила отпечаток на его философские пьесы, обычно представляющие собой откровенную проповедь утопических взглядов Шоу или попытку аргументировать его политические предпочтения.
Престиж Шоу-художника создан преимущественно пьесами иного рода, последовательно осуществляющими его принцип драмы идей, которая предполагает столкновение не сочетаемых представлений о жизни и систем ценностей.
Все что было дольше этого хронометража мы не могли брать во внимание. Многие из них были очень интересны. Но для нас важно создать программу с разнообразными авторскими взглядами. Поэтому от одного автора мы могли взять лишь один фильм. Мастерство и талант режиссера для нас проявляется именно в визуальных образах и решениях фильма. Поэтому особое внимание мы уделяли работам, главной темой которых был Урал, его история и культура. Важно снова повторить!
Мы, как фестиваль, пытаемся выработать свой субъективный подход отличный от остальных смотров.
Жена дома. Дети в порядке. Меня проверяют на экстремизм.
Я делаю спектакль. Пока вся информация», - сообщил Житковский.
В Ханты-Мансийске задержали драматурга Алексея Житковского. Его подозревают в экстремизме
это медийная личность, блогер, который имеет в Инстаграм аудиторию более одного миллиона человек. это медийная личность, блогер, который имеет в Инстаграм аудиторию более одного миллиона человек. Драматург и сценарист из Нижневартовска (ХМАО) Алексей Житковский утверждает, что его проверяют на экстремизм, жену правоохранительные органы вернули домой. Один из самых животрепещущих вопросов — личная жизнь Алексея Жидковского и его ориентация. Алексей Житковский. Добавить в папку.
Алексей Житковский
Они европейских взглядов. Хотя я в Европу ни за что не приехал бы, даже не знаю, о чем с ними разговаривать, они совсем другие. Дедушка иногда задает вопрос в духе: «Что там за маникюр у тебя такой». А все остальные относятся прекрасно. Сестры и братья воспринимают меня как брата, видят во мне опору и поддержку. У нас идеальные отношения с мамой.
На пресс-конференции в Государственном академическом театре драмы им. Савина 16 июня драматург Алексей Житковский рассказал, на чем основывается постановка и с каким настроем нужно заходить зрителю в театр. Как отметили А. Житковский, весь текст построен на рассказах жителей Республики Коми, на документах и свидетельствах. Да, я как драматург должен был написать ремарки и реплики, но ничего подобного не сделал, потому что постановка опирается на ряд документов, к которым нужно относится уважительно. В музеях часто рассказывают об успехах города и его героях, но ничего о быте простого народа, о работающих в шахтах Воркуты женщинах. Именно поэтому "Маньпупунер" не про героев-титанов, а про человечество, которое может быть тривиальным и скучным, но ведь это так важно найти что-то живое в таком пассиве", - высказался драматург. После пресс-конференции режиссер Максим Соколов провел журналистов на малую сцену театра и вместе с актерами продемонстрировал отрывки спектакля.
Ее инсценировка идет в Пятом театре в Омске. Что касается "Посадить дерево", то своим "взлетом" она обязана театральному продюсеру Леониду Роберману. Текст попал к нему волею обстоятельств, продюсер прочитал его и решил ставить, более того — изначально с Михаилом Ефремовым в центральной роли. После сегодняшней премьеры в "Практике" спектакль покажут завтра, 14 января, в Театре им.
Но официально обвинение ему не предъявлено. Главное, чтобы скайп был, зум, ворд. У нас сейчас учебный процесс встал. Может у кого есть ненужный?