Башкирские национальные праздники 1. Наиболее древний башкирский праздник йыйын народное собрание. Традиционные национальные праздники Существуют 5 основных праздников у башкир, которые празднуются как издревле и так в настоящее время: Ураза-байрам Данный праздник связан с религией мусульманства. Национальные праздники башкирского народа Йыйын. Удивляли башкиры и своей национальной кухней.
Традиционные зимние игры северо-западных башкир «БӘЙГЕ»
НАРДУГАН (нардуған), у башкир традиц. праздник, посв. Национальные праздники башкирского народа Йыйын. Программа праздника включала в себя научно-практическую конференцию “Северо-западные башкиры”.
Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
В Башкирии стартовал флешмоб «День национальных зимних блюд». «Это заранее спланированная массовая акция, в которой шеф-повара республики готовят свои любимые праздничные блюда башкирской кухни», — отмечается в положении о проведении. Женисбек Пиязов специально для праздника подготовил одну из любимых и популярных у башкир песен — «Шаймуратов генерал», в которой воспевается образ Героя России, легендарного командира Башкирской кавалерийской дивизии Минигали Шаймуратова. Народные зимние праздники башкир. Удивляли башкиры и своей национальной кухней.
НАРДУГАН, праздник
Игры отражают жизнь и быт наших предков, их историю и культуру, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На мероприятие были приглашены почетные гости: Член Комиссии Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан по образованию, науке, культуре, спорту, туризму и молодежной политике — Ильгиз Султанмуратов, И. В стартах участвовали молодежь трех родов северо-западных башкир: команда СОШ с.
Башкортостану не занимать опыта в проведении народных праздников, издревле на нашей земле ежегодно проводились и проводятся зажигательные сабантуи, красочные фольклорно-обрядовые действа.
Но фестиваль башкирской лошади в этом ряду стоит особняком: это не просто развлекательное зрелище, а крупный международный проект с многослойной составляющей. Фестиваль проводится по указу Главы Башкортостана. В 2023 году фестиваль обрел международный статус и получил колоссальный импульс для дальнейшего развития и продвижения бренда башкирской лошади на мировой арене.
Это очень серьёзное, многоаспектное мероприятие, которое должно дать новый импульс для развития коневодства — племенного, товарного, спортивного, туристического». По данным, предоставленным « Башинформу » организаторами, в фестивале приняло участие более 1000 лошадей. Из них около около 300 всадников предстали в самой зрелищной части — конном параде.
Всадники для парада прибыли из 30 районов Башкортостана, причем наибольшее число, конечно, оказались представителями районов Зауралья. А в этом году уже получился настоящий конный парад — строем, с колоннами и шеренгами», — пояснил один из организаторов праздника Артур Идельбаев. За два дня территорию фестиваля посетило, по данным МВД, 20 тысяч зрителей.
Выставки осмотрели около 16 тысяч человек. В концерте участвовали около 300 артистов — как профессионалов, так и представителей художественной самодеятельности. В композиции, посвященной диким предкам лошадей тарпанам, — одновременно станцевало 150 танцоров.
На организованной на празднике впервые детской площадке побывало в целом около 600 детей вместе с родителями. Люди, кони и автомобили Самыми яркими и зрелищными моментами праздника, безусловно, стали состязания, связанные с участием лошадей. Призы победителям вручал Глава Республики Башкортостан.
Ключи от автомобилей из рук Радия Хабирова получили абсолютный победитель конных скачек для лошадей башкирской породы от трех лет и старше на 12 км — команда Баймакского района и победитель конных скачек всех пород лошадей на 16 км — команда Оренбургской области. Джигитовка — лихая скачка, во время которой всадники, демонстрируя смелость и искусство управления конём, стреляют в цель на полном скаку, исполняют акробатические упражнения, танцы, поднимают с земли предметы. На фестивале мастерство джигитовки продемонстрировал ансамбль конного клуба имени генерала Бакланова из Волгоградской области.
Воспитанники клуба являются постоянными победителями и призёрами различного уровня соревнований, а сам клуб — ведущей школой в России по джигитовке. На бешеной скорости ребята показывали трюки, в которых требуются немыслимая сила и ловкость, и срывали горячие аплодисменты зрителей. Суть игры «Ылак» в том, чтобы завладеть на скаку тушей козла, удержать тушу, пока ее пытаются вырвать соперники, и доставить ее до определенной точки или забросить в огромный казан.
Кроме того, на празднике выступали чтецы, певцы и танцоры. А вечером проводились игрища для молодежи: юноши и девушки пели песни, водили хороводы и танцевали. По старинной примете, первая встреча на Сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.
Как правило, в этот праздник готовят: татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемяч — пирожки с мясом, особенностью которых является отверстие сверху булочки; баранину, фаршированную яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак — десерт из обжаренных кусочков теста, залитых жидким медом. Сабантуй: современные тенденции и популярность До XX века Сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными традициями. В наши дни его отмечают с тем же размахом, что и в старину, но некоторые обряды претерпели изменения.
Современный Сабантуй — это праздник, сочетающий в себе и традиции народа, и различные нововведения. В некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой. При этом Сабантуй не является религиозным праздником.
Кроме того, на праздник начали награждать передовиков труда и победителей в конкурсах профессий. Также появились новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие. В Татарстане современный Сабантуй проводится в три этапа.
Сначала праздник проходит в селах и деревнях республики, затем — в крупных городах, и заканчивается в Казани, где проходит главный Сабантуй, на который приглашаются почетные гости. Самым популярным состязанием остается борьба куреш. На майдане также соревнуются в подъеме тяжестей, беге, прыжках, устраивают конные скачки и состязания певцов и танцоров, достают ртом монеты из катыка кефир и ловят руками живую рыбу.
С 2001 года в российских городах проходит ежегодный Федеральный Сабантуй, при этом место проведения праздника меняется из года в год.
Пусть дети будут здоровы! После этого разводили костры и сжигали нечисть. В огонь бросали старое тряпье, ненужные вещи, связанные с болезнью, тревогами, так сжигали «несчастья». Могли устроить прыжки через костер. Такой же обряд проводили на Летний нардуган, который приходился с 21 по 23-24 июня. К праздничному столу обязательно пекли круглые лепешки, смазывали их желтым маслом. Они символизировали круглое солнце. Лепешки ели, разламывая руками, нельзя ни в коем случае резать их ножом, ведь это означало ранить солнце, рушить целостность мироздания.
Молодые люди традиционно устраивали хождение по домам для получения у почитаемых старейшин, долгожителей благословения. Устраивали знакомства для молодых, организуя веселые вечера с играми — Аулак. Еще одна важная традиция связана с зимой. В это время старики рассказывали вечерами молодым и детям сказки, предания, эпические сказания, загадывали загадки. Главное условие: голову животного оставляли до весны, потом варили ее и приглашали самых почетных гостей на баш ите — головное мясо. Люди верили, что в голове сосредоточены сила, биогенетическая энергия, жизненные начала, мудрость. Она от зимы до весны соединяла жизненные нити, охраняла род. Как только ее съедали с молитвами в дни весеннего равноденствия, живые получали благословение на новый виток времени, соединялись с новой фазой года. Еще пример — пока не родившей детей невестке запрещалось делать прорубь.
Считали, что она еще ничего не подарила этому роду и была бесправной на «хозяйские» отношения с благами земли, с дарами природы. Обязательно зимой устраивали гадания. Например, когда забивали скотину во время жертвоприношения, брали правую лопатку для мужчины и левую для женщины и по ней определяли судьбу. Какой был Дед Мороз — Был ли у древних башкир Кыш-бабай? Или это уже современный персонаж? Он не любит криков или когда о нем отзываются плохо, жалуются на него. Не нравится ему, когда человек самонадеянно на ночь глядя, собирается в дорогу. Подул сильный ветер — распустил свою бороду Селле-бабай, значит, собери скотину ближе ко двору. Трескаются дрова в печи -— Селле-бабай гуляет по деревне.
Были и другие приметы. Чтобы умилостивить зимний дух, в четырех углах двора выкладывали кашу, кусочки мяса или жира. А еще гадали на судьбу, спрашивая у Суык-бабая, что ждет в будущем. Для этого заходили вечером в хлев, в темноте брали клок шерсти с овцы и на свету его разглядывали. Черная шерсть для девушки означала замужество. Если шерсть была белой — ожидало благополучие. Потом этот клочок вешали во дворе до весны как оберег. Весной нельзя его делать — так считали предки. Потому что в это время года оно посеяно, нельзя соединять с огнем смертью , оно должно дать живой урожай.
Потому в Навруз ели только пророщенные зерна, «в живом виде». Сегодня об этом мало кто помнит, даже наши бабушки. И жарят не ко времени, не к событиям. Традиционно зимой подавали каши, вареное мясо, бишбармак, пекли блины и оладушки, йыуаса — кусочки теста, обжаренные в масле, обязательно — казылык колбаса из конины , который заготавливали впрок. Отправлявшегося в дорогу воина могли пять раз опоясать казылыком. Украшал зимний стол также корот башкирский творог. К сожалению, сегодня мы отошли от наших корней. А ведь любой ритуал, культурное действие — это наша историческая память. Розалия Султангареева родилась 28 марта 1955 г.
В 1978 году окончила Башгоспединститут. Доктор филологических наук. Автор более 450 научных трудов и монографий, исполнительница народных песен-кубаиров.
В Пермском крае состоялся национальный праздник башкир
Игры отражают жизнь и быт наших предков, их историю и культуру, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На мероприятие были приглашены почетные гости: Член Комиссии Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан по образованию, науке, культуре, спорту, туризму и молодежной политике — Ильгиз Султанмуратов, И. В стартах участвовали молодежь трех родов северо-западных башкир: команда СОШ с.
Фото из открытых источников. Мелеуза и Мелеузовского района «Путь Октября». Копирование информации сайта разрешено только с письменного согласия администрации. Издание зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан 26 августа 2015 года. Главный редактор - Елена Анатольевна Мазиева.
После этого засыпать получившую крошку в бульон и варить на медленном огне до готовности. Еще один вариант приготовления аумаля: нужно растопить сметану обязательно густую, деревенскую, с магазинным продуктом такой фокус не пройдет , после чего, постоянно помешивая, всыпать муку, посолить и довести до готовности.
Блюдо само по себе очень сытное и жирное, поэтому на стол его подают с хлебом или отварным картофелем. Это густой, наваристый суп, напоминающий одновременно и похлебку, и мясное рагу. Кстати, а в соседнем Татарстане «элеш» — это большой пирог с мясом и картошкой, а вовсе не первое блюдо.
В праздничном элеше лук подается в полусыром виде. Фото: cooking-24. Не забывайте снимать пену, чтобы бульон был прозрачный.
Через час после закипания бульон надо посолить и убавить огонь, а еще через полчаса — добавить лавровый лист и целую очищенную луковицу для аромата. В отдельной кастрюле нужно сварить 2 крупных моркови и 4 средних картофелины, крупно порезать их, а за 20 минут до окончания варки добавить их в кастрюлю с бульоном. Затем нужно тонко нашинковать около 500 граммов белокочанной капусты и также высыпать в бульон к остальным овощам.
А когда уже все овощи станут мягкими, в кастрюлю надо добавить большую луковицу, порезанную толстыми кольцами. Да-да, лук башкиры предпочитают в блюдах без всякой обжарки, почти в сыром виде — вот такая вот национальная кулинарная особенность. Подают элеш на стол следующим образом: бульон разливают по глубоким пиалам, добавляют кусочки нарезанной говядины и овощей и щедро посыпают рубленой зеленью.
Не менее популярным является блюдо катлама — это рулет из теста и мяса, который отваривается или готовится на пару.
Громкие кликания птиц воспринимались как сигналы наступления нового времени, что и праздновалось как Карга туй. Оставшиеся кости закапывали в землю, которая к этому времени оттаяла. И до сих пор в башкирском языке сохранен фразеологизм — «кости держат землю», а тех, кто хоронил покойника в могилу, называли «спускающиеся к костям». Нардуган и пир головой — Зимнее солнцестояние играло какую-то роль в жизни башкир? Нар в переводе с башкирского — солнце, дуган — родилось. Еще одна версия: на древнетюркском слово «дуган» означало «граница». Зимний нардуган приходится на период с 21 до 25-26 декабря. Башкиры воспринимали это так: солнце повернулось в сторону лета, то есть отмечается граница между зимним и летним временем года. О наличии священного почитаемого духа года у башкир писал еще в IX веке арабский миссионер, путешественник.
Периодом черного солнца, то есть холодного времени считались октябрь, ноябрь и декабрь — до зимнего солнцестояния. В период зимнего солнцестояния совершались обряды, связанные с увеличением сил природы, человека. Обязательно ходили по соседям и произносили благопожелания: «Нар-нар-нардуган! Иди на нардуган, братец мой! Пусть в дом придет благо! Пусть у вас корова отелится! Пусть в ульях много пчел перезимует! Пусть дети будут здоровы! После этого разводили костры и сжигали нечисть. В огонь бросали старое тряпье, ненужные вещи, связанные с болезнью, тревогами, так сжигали «несчастья».
Могли устроить прыжки через костер. Такой же обряд проводили на Летний нардуган, который приходился с 21 по 23-24 июня. К праздничному столу обязательно пекли круглые лепешки, смазывали их желтым маслом. Они символизировали круглое солнце. Лепешки ели, разламывая руками, нельзя ни в коем случае резать их ножом, ведь это означало ранить солнце, рушить целостность мироздания. Молодые люди традиционно устраивали хождение по домам для получения у почитаемых старейшин, долгожителей благословения. Устраивали знакомства для молодых, организуя веселые вечера с играми — Аулак. Еще одна важная традиция связана с зимой. В это время старики рассказывали вечерами молодым и детям сказки, предания, эпические сказания, загадывали загадки. Главное условие: голову животного оставляли до весны, потом варили ее и приглашали самых почетных гостей на баш ите — головное мясо.
Люди верили, что в голове сосредоточены сила, биогенетическая энергия, жизненные начала, мудрость. Она от зимы до весны соединяла жизненные нити, охраняла род. Как только ее съедали с молитвами в дни весеннего равноденствия, живые получали благословение на новый виток времени, соединялись с новой фазой года. Еще пример — пока не родившей детей невестке запрещалось делать прорубь. Считали, что она еще ничего не подарила этому роду и была бесправной на «хозяйские» отношения с благами земли, с дарами природы. Обязательно зимой устраивали гадания. Например, когда забивали скотину во время жертвоприношения, брали правую лопатку для мужчины и левую для женщины и по ней определяли судьбу. Какой был Дед Мороз — Был ли у древних башкир Кыш-бабай? Или это уже современный персонаж? Он не любит криков или когда о нем отзываются плохо, жалуются на него.
Не нравится ему, когда человек самонадеянно на ночь глядя, собирается в дорогу. Подул сильный ветер — распустил свою бороду Селле-бабай, значит, собери скотину ближе ко двору. Трескаются дрова в печи -— Селле-бабай гуляет по деревне. Были и другие приметы. Чтобы умилостивить зимний дух, в четырех углах двора выкладывали кашу, кусочки мяса или жира. А еще гадали на судьбу, спрашивая у Суык-бабая, что ждет в будущем. Для этого заходили вечером в хлев, в темноте брали клок шерсти с овцы и на свету его разглядывали. Черная шерсть для девушки означала замужество.
Новый год по-башкирски
Из национальных праздников башкир особым почетом пользовался сабантуй праздник плуга, который справлялся с языческих времен и сохранился до наших дней. В рамках республиканского конкурса “Трезвое село” сегодня на территории озера Кандрыкуль прошли традиционные зимние игры северо-западных башкир «БӘЙГЕ». Зимний Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля. 17 июня в селе Барда отметили национальный праздник татар и башкир «Барда зиен». Народные зимние праздники башкир. В один из выходных дней в деревне Большой Утяш Зилим-Карановского сельсовета состоялся любимый народный праздник.
В Пермском крае прошел национальный праздник башкир и татар «Барда-Йыйын»
В Башкирии стартовал посвященный национальным зимним блюдам флешмоб Флешмоб «День национальных зимних блюд» стартовал в Башкортостане Фото: Wikipedia В Башкортостане стартовал флешмоб «День национальных зимних блюд». Как уточняет «Интерфакс» со ссылкой на организаторов, посвященное праздничным блюдам национальной кухни мероприятие призвано популяризировать «поварское дело».
В концертной программе прозвучали башкирские народные и эстрадные песни. Гости мероприятия также посетили шатры, оформленные в национальном стиле, поучаствовали в народных играх и спортивных состязаниях. Свою юрту представили и татышлинцы.
Далее гостей праздника ждала насыщенная программа, состоявшая из обрядов, ярмарки мастеров, выставки, игр для детей и взрослых. Ключевым элементом «Барда-Йыйына» стали конные скачки и национальная борьба куреш. Украшением народного праздника стало выступление артистов Нефтекамской государственной филармонии. В концертной программе прозвучали башкирские народные и эстрадные песни.
History is littered with hundreds of conflicts over the future of a community, group, location or business that were "resolved" when one of the parties stepped ahead and destroyed what was there. With the original point of contention destroyed, the debates would fall to the wayside. Archive Team believes that by duplicated condemned data, the conversation and debate can continue, as well as the richness and insight gained by keeping the materials. Our projects have ranged in size from a single volunteer downloading the data to a small-but-critical site, to over 100 volunteers stepping forward to acquire terabytes of user-created data to save for future generations.