Новости воссоединение украины с россией в 17 веке

мирное объединение России и Украины в 17 веке История РоссииПодробнее. Интерпретация факта: воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство. Воссоединение с Украиной стало важнейшей внешнеполитической акцией Российского государства. Большая часть Украины в первой половине XVII века входила в состав Речи Посполитой.

Процесс воссоединения Украины с Россией

История России (XVI‒XVII вв.). Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств: освободило народ Украины от национального и религиозного гнета, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации. После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.

ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654

Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки. В результате, присоединение Украины к России стоило русским не только добрососедских отношений с Польшей, но и целой армии, которая была уничтожена из-за предательства Юрия Хмельницкого. Интерпретация факта: воссоединение православных Украины, живших под гнетом католиков, с православными России в единое государство. Воссоединение Украины с Россией в XVI-XVII веках сделало возможным присоединение большей части казацкого гетманства к Российскому государству.

Воссоединение Украины с Россией в XVII веке

В конечном итоге воссоединение Украины с Россией было одним из факторов, повлиявших на свержение монархии в Российской империи. Обусловленный историей путь к воссоединению Нарастание национального и религиозного гнета православного малороссийского населения со стороны польской шляхты и католической церкви мощно подпитывал стремление к обособлению от угнетателей. Постоянно вспыхивали мятежи и поднимались восстания, жестоко подавлявшиеся войском Речи Посполитой. В 1638 году польские паны вынудили казачью старшину подписать невыгодный для них договор.

Напротив, перейдя во власть ВКЛ они оказались защищены, пусть и частично, от татар. Большую часть населения ВКЛ тогда составляли русские, господствующей религией было православие. Даже законодательство было на старорусском языке Статуты 1566 и 1588 г. В 1385 году в Креве была заключена личная уния между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Положение коренным образом изменилось во время Ливонской войны. Условия унии — помимо создания нового государства, Речи Посполитой — предполагали переход Подляшья, Волыни, Подолья и Киевского воеводства в состав Польского королевства.

Взамен Польша начала оказывать активную помощь Литве в войне с Россией. Как следствие этого, началось «ополячивание» населения вышеуказанных территорий. Земли в Южной Руси получали польские землевладельцы, которые вносили сюда свои порядки. Местная аристократия также начала вводить на подконтрольных землях польские обычаи. Широкое распространение получило крепостное право. Украинское население превращалось в зависимое. Вместе с поляками на эти земли пришло католичество, которое послужило причиной большого числа конфликтов поляков с местным населением. С начала XVII века католичество стали принимать и многие землевладельцы русского происхождения. Религиозный конфликт разрастался.

Эту проблему попытались решить в 1596 году — проводя Брестскую унию католической и православной церквей. Так, многие православные обряды сохранялись, сохранялось и богослужение на церковнославянском языке, но церковь теперь подчинялась папе Римскому. Уния была встречена людьми отнюдь не единодушно. Часть украинского населения стала униатами, а другая часть и притом большая стала горячими противниками унии. Таким образом, попытка снять религиозную проблему в стране лишь её обострила, хотя Владислав IV и предпринимал меры по борьбе с ней об этом подробнее будет сказано ниже. Помимо религиозной, назревали социальная и национальная проблемы. Большинство землевладельцев усиливало социальный и экономический гнёт крестьян, повышало размеры повинностей. Немало земель Украины принадлежало польско-литовской знати и шляхтичам, которые расценивали украинцев как людей «третьего сорта». Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян.

Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям. Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы. Например, Ю. Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ.

Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания.

Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом.

Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов.

Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились.

Всё тяжелее и тяжелее становилось положение крестьян. Костомаров в книге «Богдан Хмельницкий» отмечает крайне тяжёлое положение украинских крестьян, как с социальной, так и с религиозной точек зрения: «рядом с утеснением народа шло поругание православной веры». Вместе с тем Костомаров отмечает различие в положение и православных-дворян и православных-крестьян: дворяне в меньшей степени подвергались религиозным притеснениям.

Советский историк К. Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы. Например, Ю.

Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом.

В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни.

Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением.

Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт.

Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя».

Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание. Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого.

Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином. Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем. Но, так или иначе, в январе 1648 года началось восстание Хмельницкого, самое крупное из казацких восстаний XVII века в Речи Посполитой. Ещё до начала восстания польский король Владислав IV, который лояльно относился к казакам, совместно с канцлером Оссолинским подготовил проект по усилению в Речи Посполитой монархии. Надо заметить, что власть короля в Польше была в тот момент очень слаба.

Действовало право liberum veto — любой шляхтич мог наложить veto на любое решение короля. Это тормозило развитие страны, делая любые реформы практически невозможными. Владислав IV планировал начать масштабную войну с Османской империей, где были бы задействованы и казаки, с помощью которых король ограничил бы политическую власть шляхты. Но этим проектам не было суждено осуществиться. Вскоре после начала восстания, 20 мая 1648 года, король умер. Надо сказать, что во время своего правления он поставил печать под «Статьями успокоения обывателей короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию».

Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Речи Посполитой. Костомаров пишет, что Владислав осознавал религиозную проблему и даже создал проект усиления в государстве монархи при поддержке казаков, но он не был осуществлён. Оспиов также пишет о замыслах короля усилить свою власть. Бобржинский отмечает деятельность Владислава IV по примирению православной, униатской и католической церквей. Поводом к восстанию Хмельницкого послужил случай, который является ярким примером отношений католиков и православных, поляков и украинцев и Речи Посполитой того времени. Польский по другим источникам — литовский шляхтич Даниил Чаплинский отнял у Хмельницкого его хутор Суботов.

Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малои Росии войска запорожского» [5]. Согласно «мартовским статьям», украинская казацкая старшина, шляхта и духовенство сохраняли право владения наследственными землями, а городское население — права самоуправления Магдебургское право [5]. Малороссы получили от Москвы все, что они просили. Казачеству предоставлено было все, о чем оно «било челом». Реестр казачий сохранен и увеличен до небывалой цифры — 60.

Разрешено было принимать и иностранные посольства. В «мартовских статьях» подчёркивались права и привилегии гетмана, войскового писаря, полковников, судей, сотников, шляхты, казаков, зажиточных слоев городского населения. Все доходы с городов и сел Малороссии оставались в гетманской казне. Даже за короткое пребывание воевод в некоторых украинских городах, правительство не поживилось ни одним рублем из местных сборов — все шло на военные нужды Малороссии [5]. Приходилось нередко посылать туда кое-что из московских сумм, потому что казачье начальство совершенно не заботилось о состоянии крепостей [5].

На территории освобождённой Украины в результате освободительной войны было полностью уничтожено господство польских панов и магнатов. Тяжёлый гнёт вызвал переселение на протяжении всей второй половины XVII в. Левобережная Украина и Слобожанщина за несколько десятилетий превратились в густозаселённый край, где украинские переселенцы совместно с русскими жителями распахивали степи, луга, развивали сельское хозяйство, занимались ремеслом, промыслами, успешно вели совместную борьбу против турок и татар [5]. На Левобережье быстро росла добыча железа, селитры, поташа, соли, развивалось ремесленное производство. Украинские купцы вывозили в Россию поташ, селитру, кожи, лошадей, овец, шерсть, пеньку, табак, вино.

Русские купцы привозили на Украину железные и деревянные изделия, выделанные кожи, меха, шубы, сёдла и предметы домашнего обихода. На Украине широко распространялась литература, издаваемая в Москве [5]. Что приобрела Россия? Согласие о принятии Украины в состав Московского государства было тяжелым и мучительным решением Земского Собора 1653 года [7]. Все понимали, что принятие Украины «под высокую руку» русского государя означает войну с Речью Посполитой.

На Соборе бояре, думные и служилые люди дали согласие «битися не щадя голов своих» с польским королем, торговые люди «ответили», что они будут воевать и обеспечат войну «вспоможением» [7]. Россия, не оправившаяся от последствий Смуты [7] , вынуждена была вступить в 13 летнюю войну 1654—1667 гг. Вступление России в войну с Речью Посполитой Основная статья: Русско-польская война 1654—1667 Ещё рассматривая просьбу Войска Запорожского о российском подданстве, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Русская дипломатия нашла выход из сложившийся ситуации. По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королем Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости , украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков [7].

Уже 23 октября 2 ноября 1653 г. В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек. Войска Хмельницкого и корпус Шереметьева , выступившие против поляков и татар, в январе 1655 года были окружены под Охматовом.

Вы точно человек?

Стырь, к северо-востоку от Львова. По Белоцерковскому договору 18 сентября 1651 г. Под властью гетмана оставалось только Киевское воеводство, он лишался права сношений с иностранными государствами, в том числе с Крымским ханством; должен был подчиняться власти польского коронного гетмана. Положение украинского народа в конце этого и первой половине следующего года было очень трудное. Выручила Россия, правительство которой разрешило свободно и беспошлинно покупать хлеб и соль, помогло Хмельницкому вооружением. В конце мая 1652 г.

Польская армия перестала существовать. Шляхта бежала с Украины. Все Правобережье оказалось во власти повстанцев. По полководческому искусству, мужеству армии современники сравнивали победу Хмельницкого под Батогом с победой Ганнибала под Каннами в 216 г. Восстание на Украине вспыхнуло с новой силой.

Отряды повстанцев действовали уже на собственно польской территории. В начале октября 1653 г. Сюда же пришел Хмельницкий с 60-тысячным войском. Гетман окружил врага. И снова измена крымского хана спасла польскую армию от полного уничтожения; в ней осталось 50 тыс.

Жванецкий договор восстановил условия Зборовского мира. К этому времени Земский собор, созванный в Москве, вынес 1 октября 1653 г. Все участники Рады приняли присягу: «Быти им з землями и з городами под государевою высокою рукою навеки неотступным». На Украине сохранялись выборное гетманское управление, военно-административные местные органы во главе с полковниками. Численность казацкого войска определили в 60 тыс.

Все управление Украиной подчинялось верховной власти царя. Объединение двух братских народов освободило значительную часть Украины от национального и религиозного гнета польских магнатов, шляхты, от угрозы со стороны Турции. Русские и украинцы объединяли свои силы в борьбе с внешними врагами.

Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Речь гетмана Богдана Хмельницкого Переяслав, 8 по ст. С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей.

В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б. Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России.

Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан. Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже 6 лет живем мы без государя, в беспрестанных бронях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя жить нам без царя. Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтобы вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый царь — турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй — хан крымский; третий — король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый — есть Православный Великой России государь, царь Великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже 6 лет беспрестанными молениями себе просим. Тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий — басурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане, греки беду терпят и в каком живут от безбожных утеснений; крымский хан — тоже басурман, которого мы, по нужде в дружбу приняли, какие нестерпимые беды испытывали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: вы сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианин великий государь — восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело Церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа.

Это великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной Церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений не презревши, теперь милостивое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царской милостию своею прислать изволил. Если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его великой царской руки, благотишайшего пристанища не обрящем. Если же кто с нами не согласен, то куда хочет — вольная дорога. Тут весь народ завопил: — Волим под царя восточного православного! Лучше в своей благочестивой вере умереть, нежели ненавистнику Христову, поганцу достаться!

Идея была не нова — до гетмана с просьбами принять население Малой Руси в русское подданство обращались епископ Исайя Копинсий и митрополит Иов Борецкий. Впрочем, на все эти обращения однозначного ответа не было. В очередной раз Хмельницкий обратился к Алексею в 1653 году, опасаясь поражения. Казак просил принять запорожцев в подданство и защитить их от Речи Посполитой.

Тогда просьбу предводителя запорожского войска решились рассмотреть, хотя и понимали, что это приведет к ожесточенным конфликтам с поляками. Тем не менее Земский собор в октябре 1653 года постановил принять Левобережную Украину в состав России. А 22 марта 1654 года посольство Хмельницкого прибыло в Москву с Переяславским договором. По нему часть территорий входила в состав Русского государства на правах автономии.

Здесь на острове Хортица возникла казацкая «столица» — Запорожская Сечь позже она переносилась на другие острова Днепра. Сюда стекались недавние беглые, молодые неженатые казаки женатых казаков — «сидней», как и женщин, в Сечи не было. В Сечи находилось обычно тысячи три народа. Когда же что-то затевалось, взметалось все Запорожье. Военное братство — кош — выбирало кошевого атамана, есаулов, судью и писаря, и казацкое войско, разделенное на отряды — курени — с выборными куренными атаманами во главе, выступало в поход.

После Смоленской войны Владислав IV решил пресечь бегство крестьян в Запорожье и приструнить казаков. В 1630-е гг. Гетман Потоцкий подавил эти восстания. Часть восставших ушла в Россию. Русское правительство не только не выдало перебежчиков, как требовал польский король, но велело воеводам выделить переселенцам «государево жалованье», хлеб и земли. Запорожский герб 2. Под командованием выбранного ими гетмана Богдана Хмельницкого запорожцы перебили польский гарнизон в Запорожье и двинулись в глубь Украины. Союзником казаков выступил крымский хан Ислам-Гирей, приславший на подмогу конницу. Вскоре польский гетман Николай Потоцкий получил печальную весть: его сын Стефан со всем своим войском погиб 6 мая 1648 г.

А 16 мая уже армия Потоцкого была разгромлена у Корсуни. Попавших в плен Потоцкого и его помощника М. Калиновского выдали татарам. Победы запорожцев вдохновили всех православных жителей Речи Посполитой. Восстали крестьяне почти всей Малороссии. В трехдневном бою под Пилявцами на Волыни сентябрь 1648 г. А 15 августа 1649 г. При посредничестве хана Речь Посполитая пошла на переговоры. Зборовский договор 1649 признал автономию Украины.

Власть гетмана Хмельницкого распространялась отныне на Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства. На государственные должности здесь назначались лишь православные шляхтичи. Зборовский договор вполне удовлетворял православную шляхту, примкнувшую к восстанию.

Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад

В XVII веке процесс воспринимался именно как воссоединение – воссоединение территорий, воссоединение этноса, который несколькими столетиями ранее оказался разделён монгольским нашествием с востока и литовским – с запада. Речь Посполитая признала воссоединение Левобережной Украины с Россией, однако Белоруссия оставалась под ее владычеством. Воссоединение Украины с Россией — переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году.

Вы точно человек?

В момент воцарения династии Романовых население нашей страны было даже меньше, чем подданных польского короля — менее 9 миллионов у нас и свыше 10 миллионов под властью поляков в 1613 году. Только к середине XVII века в годы царствования Алексея Михайловича население обоих государств сравнялось по численности. Но и тогда вопрос о принятии казаков Богдана Хмельницкого в российское подданство долго обсуждался в 1653 году на Земском Соборе — не все в Москве считали, что Россия уже созрела для большой войны с еще могущественными и боеспособными поляками. Лишь после сложных дискуссий, 1 октября 1653 года русский парламент принял решение помочь восставшим запорожским казакам, «потому что паны и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить». Россия наконец решилась вступить в войну на сокрушение с польской сверхдержавой, которая тогда владела не только всей Украиной с Киевом, всей современной Белоруссией, но и большинством западных русских земель, включая Смоленск.

Однако для начала необходимо было выработать и утвердить договор русского царя с восставшими против поляков запорожцами. Казачье посольство привезло «Переяславский договор» — ещё в январе 1654 года в городе Переяславе ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области на левом берегу Днепра запорожские казаки присягнули на верность русскому царю, и теперь предстояло выработать окончательные условия соглашения о вхождении Запорожского войска, представлявшего тогда всю Украину, в подданство Русского царства.

Обсуждение деталей договора происходило на территории Кремля, в избе Казенного приказа, расположенной возле Успенского собора, где совместно молились московские представители и казачьи послы. Уже на следующий день запорожцы и московские аристократы составили окончательный проект договора о вхождении Украины в состав России, как бы сказали сегодня, на правах широкой автономии. Ещё через день, 24 марта 14 по старому стилю 1654 года царь Алексей Михайлович утвердил подробный договор из 23 статей. Запорожское войско отныне признавало подданство российского монарха «Служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Твоему Царскому Величеству будем вовеки…» , но оставалось автономным во внутреннем самоуправлении «В начале изволь, Твое Царское Величество, подтвердити права и вольности наши войсковые, как из веков бывало в Войске Запорожском… Где три человека козаков, тогда два третьего должны судити…». Одновременно этот договор предусматривал начало совместной войны России и Запорожского войска против Речи Посполитой. Отдельной статьёй предусматривалась и совместная оборона русских войск, запорожцев и донского казачества от набегов Крымского ханства. Результаты мартовского договора 1654 года сказались почти сразу — уже летом того года русские войска, пользуясь тем, что силы поляков были отвлечены борьбой с казаками Хмельницкого, с боем вернули город Смоленск.

Режиссёр — В. Фильм повествует о сложной жизни украинского народа в XV веке, и о его стремлении к свободе и независимости в борьбе за единство с русским народом. Кадры фильма рассказывают о восстании украинского народа в 1648 году, под предводительством Богдана Хмельницкого, и о воссоединении Украины с Россией в 1654 году.

Он сразу проявил себя лидером, способным повести за собой запорожское казачество, дабы освободить Украину от польского ига.

Он заявил запорожцам: «Хватит нам терпеть этих поляков, дайте соберем раду и будем защищать церковь православную и Землю Русскую! Было принято решение идти войной на Польшу. Запорожцы с радостью приняли эту новость, так как их мечтой было сбросить с их родной земли польский гнёт. У многих из них была большая обида на поляков за те беды, которые они принесли им, их предкам, родственниам, друзьям, да и всему православному народу.

К тому же казаки были очень энергичными людьми, им нужны были приключения, война была их "хлебом", да и на роль врага больше всего подходила католическая Речь Посполитая. Из Запорожья Хмельницкий отправился в Крым, где заручился обещанием от крымского хана. У Хмельницкого под рукой было семь тысяч воинов, силы поляков были несоизмеримо больше, но они были разбросаны по всей Польше, а организация у них была довольно слабой, собирались они медленно. Благодаря чему, столкнувшись с поляками в 1648 году, гетман Богдан Хмельницкий, несмотря на своё достаточно небольшое войско, одержал три крупные победы.

Первая из них — в битве при Жёлтых водах. За ней последовала победа при Корсуни. Третья же победа была под Пилявцами, где поляки в панике бежали от казаков. Но в том же 1648 умер польский король Владислав.

Его сменил энергичный Ян-Казимир. Со временем поляки лучше подготовились к войне и начали возвращать себе утерянные позиции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий