Short Joke in E for Harp(арфы) and Ondes Martenot(волны мартено). Short Joke in E for Harp(арфы) and Ondes Martenot(волны мартено).
Мариинский театр затопит Волнами Мартено
Мариинский театр затопит Волнами Мартено | Солист группы Волны Мартено читает острополитический стих на празднике "Уголка". |
Что такое волны Мартено? | Как известно, характерной и самой, пожалуй, примечательной деталью Волн Мартено была нить, служившая «неразрывной» связью между музыкантом и инструментом. |
Танцы с волнами — Юлия Бедерова — Искусство и культура Почитайте — | Телармониум, терменвокс и волны Мартено: история приручения электричества музыкантами. |
Интервью с Сесиль Лартиго | Этот электронный музыкальный инструмент — своеобразный гибрид фортепиано и скрипки — настолько впечатлил Джонни, что он стал использовать его и в студии (волны Мартено звучат. |
Волны Мартено выплеснулись в Зарядье
Именно Жанна Лорио на долгие годы станет бессменной исполнительницей солирующей партии волн Мартено в грандиозном опусе Мессиана «Турангалила-симфония». С ее участием были сделаны шесть записей симфонии. В «Турангалиле» Жанна Лорио солировала и на сцене Большого зала Ленинградской филармонии в ноябре 1974 года. Целиком опус исполнят в этом зале многие годы спустя — в 2010-м под управлением Николая Алексеева.
Как и картины Пикассо. И чтобы наловчиться играть на таком инструменте, нужно быть как минимум первоклассным гитаристом. Эта мастеровая гитара была изготовлена в 1984 году по заказу рукастого джазового гитариста Пэта Метени Pat Metheny. В погоне за отличным саундом и совершенствованием своей игры, он попросил гитарного мастера Линду Манзер Linda Manzer сделать гитару с максимальным количеством струн. Потратив на это около двух лет своей жизни, она смастерила очень необычную гитару, и при этом она отлично звучит и обладает отменной акустикой.
Три грифа расположены спереди корпуса гитары: два их них — 12-ти струнных, оставшийся — стандартный с шестью струнами. А четвертый прикреплен к задней части корпуса, обтянут двенадцатью струнами и больше смахивает на гусли. В деке гитары проделаны два акустических отверстия для большей глубины саунда. Правда про эргономичность с такой-то гитарой можно забыть, да и струны придется менять очень часто. Но Пэта Метени это не сильно напрягало, и ему удалось хорошо освоить новый инструмент.
И весить будет примерно также. Как раз с них и срисовывался? И это не преувеличение — порой формы некоторых этих гитар заставляли плакать и страдать. В Советском Союзе они быстро получили большое распространение. Её саунд на корню рубил любую композицию.
Бас издавал совершенно плоские и невыразительные звуки, которые были напрочь лишены сустейна и глубины. А если дело доходило до каких-то закрученных риффов, то половина нот просто превращалась в какой-то невменяемый лязг. Практически все музыканты, начиная от участников Машины Времени и заканчивая каким-нибудь диким lo-fi авангардистами из Звуки Му, сперва постигали основы музыки на этих монстрах, дешевых и сердитых. Цифровые инструменты — давно не новость для музыкантов. Цифровые клавишные, электронные ударные установки уже заняли место и на многих концертных стэйджах, и на крупных звукозаписывающих студиях.
И плюсов у них действительно много — сразу стабильный и выравненный по громкости звук, большая гибкость в плане звучания будь то сильно закомпрессированная бас-бочка для поп-хита или теплое глуховатое звучание рабочего барабана в джазе. Ну и главное, выражаясь простым языком, намного меньше геморроя при накрутке баланса и сведении всей аранжировки. Понятно, что вслед за этим руки мастеров-инженеров дошли и до гитары. Правда взяться за переложение живого резонанса струн на цифровой лад мало кто осмелился — штука то достаточно абсурдная. Потому что динамика любого трека во многом зависит от того, как сильно и с какими штрихами бить по струнам.
А электронный звук, как ни крути, не может передать все тонкости игры музыканта. По его замыслу, новый инструмент должен сильно расширить возможности электрогитары, сделав её главным аккомпаниатором не только живой, но и электронной музыки. А заодно и всех гитаристов приобщить к цифровым звукам. То есть, в принципе, теперь главным пределом творчества музыканта остается лишь его фантазия. На этом инструменте полностью отсутствуют струны — на грифе вместо них расположены небольшие кнопки, имитирующие их.
Здесь напичкано порядка сотен видов звуков — от доброго лампового перегруза до каких-то совершенно инопланетных тонов.
Гитара эта весит намного тяжелее обыкновенного баса или гитары, все-таки почти цельный кусок дерева. И чтобы играть на ней стоя, понадобится ещё в уикенды и тягать не менее легкие гири. Поэтому большинство музыкантов играют на ней сидя, положив её на ноги как электруху. Или положив на колени, как все те же гусли, или поставив вертикально, как контрабас. А чтобы овладеть техникой игры, надо будет набраться терпения и усидчивости. Нет, никто не отменял игру медиатором или пальцами.
Просто этот инструмент не для этого предназначен. Вернее, не только для этого. Второе название уорровского чуда — тэп-гитара, то есть играть на ней нужно пальцами обоих рук сразу. На грифе. Делается это так — пальцем правой руки надо нажать на струну, а пальцем левой - нажать эту же струну, только на другом ладу. В идеале надо довести до того, чтобы четыре пальца обеих кистей поочередно нажимали на струны. Звучание гитары Уорра тоже отличается от обычных 6-ти струнных: в ней больше мягкости и плавности.
И, к тому же, её саунд хорошо ложится под многие эффекты вроде фуза и wah-wah. Среди знаменитых исполнителей этот инструмент не очень популярен. Во-первых, чтобы научиться на ней играть, нужно не раз стереть в кровь пальцы, во-вторых эта гитара очень объемна, и постоянно таскать её с собой тяжело. А в-третьих, к гитаре Уорра придется покупать ещё и специальный усилитель — ведь гитарные комбики плохо воспроизводят низкие частоты, а басовые — высокие. Поэтому играют на этом инструменте в основном экспериментаторы и музыканты-новаторы. Но это все не помешало нескольким музыкантам заиметь в арсенале детище Уорра. Звуков , который и внедрил этот инструмент в музыкальную среду.
И как ни странно, некоторые авангардные металл-команды, у которых есть гитарист-умелец, растягивающий пальцы на тэп-гитаре. Яркий пример - басист ChaotH из Unexpect. Изобрел такую гитару инженер и немного музыкант Марк Уорр в начале 90-х. Прототипом его инструмента стал стик Чепмена — своеобразный гитарный гриф без корпуса. На нем играют только тэппингом по-другому то и не получится , и на нем сразу можно играть партию баса и гитары — на широком грифе также натянуты и басовые и обычные гитарные струны. Обычной акустики ему показалось мало, и он разработал инструмент, который предназначен исключительно для тэппинга. И, наверное, чтобы уделать всех гитаристов и басистов разом.
Стик до сих пор остается популярным разве что в прог-металле и роке: из именитых музыкантов свободно на нем играют все тот же Трей Ганн, Тони Левин Tony Levin - бас-гитарист King Crimson, прим. Гитара Пикассо Гитарами с двумя грифами или 24-мя струнами сейчас мало кого удивишь. Да, они достаточно громоздки, а чтобы издавать из них красивые мелодии, нужно как следует набить руку и пальцы. Но потраченные на это часы стоят того.
Звучание этого уникального инструмента можно услышать во многих фильмах тех лет, в том числе таких, как «Доктор Стрейнджлав», «Дожди Ранчипура», «Подземная битва», а также на альбомах PinkFloyd, Tangerine Dream и Артура Брауна. Позже Лев Термен загорелся идеями синтеза искусств. Микс музыки, движения танца и света он пытался воплотить в Терпситоне. Но, увы, этот инструмент не удалось реализовать до конца.
Но прототипы его сохранились. В 1928 году французский изобретатель Морис Мартено создал клавишный электромузыкальный инструмент Волны Мартено. На фортепианной клавиатуре играют правой рукой, за счёт колебания клавиши производят эффект вибрато. Перемещение руки с надетым специальным кольцом на палец позволяет делать плавный не темперированный переход от ноты к ноте. Левая рука регулирует громкость и атаку звука, изменения тембра. То есть в этом инструменте заложены принципы работы, подобные тем, что разработал Л. Волны Мартено широко использовались в музыке французских композиторов 1930—1940-х гг. Мессиан например, классическая пьеса «Празднество прекрасных вод» , Д.
Мийо, Э. Нельзя не вспомнить созданный русским инженером-акустиком Андреем Володиным в 1935 году одноголосый клавишный инструмент Экводин, который имитировал звуки инструментов и моделировал синтезировал новые звучания. И, конечно, Эмиритон — уникальный шумовой инструмент, разработанный в 1932—1935 гг. Римским-Корсаковым совместно с инженерами А. Ивановым, В. Крейцером и В. Путевку в жизнь инструменту дал сам Д. В 1940-х гг.
В 1935 году американский инженер Лоуренс Хаммонд создал инструмент, значение которого трудно переоценить в истории современной музыки — это электромеханический орган «Hammond». К основным тонам могли прибавляться дополнительные призвуки, а так же эффекты хорус, дилэй, ревер и т. В сущности, Хаммонд стал первым аналоговым синтезатором. И наконец просто необходимо рассказать о ещё одном важнейшем изобретении.
В Доме Радио представят новую барочную программу и премьеру «В эфире»
Однако существуют источники, утверждающие, что встреча их произошла в первый раз в 1923 году. Именно это подтолкнуло французского музыканта к созданию собственного электроинструмента. Устройство Классические волны Мартено по сути являлись монофоническим синтезатором и имели 7-октавную клавиатуру. Инструмент отличался необычным способом извлечения звуков. Они создавались с помощью электрической схемы, которая собрана была на транзисторах и управлялась нажатием клавиш. Затем через усилитель звук передаевался в систему громкоговорителя. У исполнителя была возможность управлять амплитудой и длиной волны сигнала. В левой части инструмента находились деревянная кнопка, вызывающая его голос, и специальные переключатели режимов, регулирующие громкость и тональность звучания. С этой же целью на указательном пальце правой руки исполнителя фиксировалось кольцо с прочной натянутой нитью. Приближая или удаляя руку от инструмента, можно было менять тональность с разнообразной динамикой: от эффекта вибрато звукового взлета до глиссандро скольжения звуков.
Эволюция С момента изобретения волны Мартено претерпели ряд изменений. Первая модель инструмента стала оригинальной и резонансной в мире музыки. Однако конструкция ее имела некоторые недостатки. Играть на инструменте было довольно сложно, и от исполнителя требовалась наивысшая степень мастерства. В окончательном варианте, разработанном Морисом Мартено, нить с кольцом натянули перед клавишами, а под ней расположили выемки для пальцев. Их разметили черным и белым цветом, в соответствии с музыкальным хроматизмом. Фото волн Мартено, сохранившиеся до настоящего времени, демонстрируют новшество. Для создания вибрирующих эффектов клавиши стали двигаться из стороны в сторону.
История инструмента берёт свое начало в период окончания Первой мировой войны, когда молодой французский радист Морис Мартено открыл для себя удивительную возможность музыкальных экспериментов с прибором, для этих целей, казалось бы, совершенно не предназначенным, а именно — с военной радиостанцией.
Его внимание привлёк необычайно чистый звук, производимый лампами оборудования, к тому же частотой этих колебаний можно было с лёгкостью управлять, извлекая мелодии своеобразным, «поющим» звуком. Вернувшись с войны, Мартено вплотную приступил к работе. На исследования и разработку инструмента ушло девять лет. После презентации Ondes Martenot в 1928 году инструмент произвёл фурор в среде исполнителей и композиторов различных направлений. Его богатые возможности открывали бесконечное пространство для экспериментов, а необычайной красоты звук, напоминающий человеческий голос и одновременно хранящий в себе нечто таинственное, не от мира сего, завораживал слушателей.
Вотерфон Watеrphone Что это Музыкальный инструмент, изобретенный американским художником Ричардом Уотерсом в 1968—1969 годах. Вотерфон состоит из резонаторной чаши из нержавеющей стали которую можно наполнять водой — отсюда и название и бронзовых стержней разной длины и диаметра.
На вотерфоне можно играть смычком, палочками, постукивать по нему пальцами и так далее — зависит от вашей фантазии. Количество воды в резонаторной чаше инструмента позволяет регулировать его звучание, добиваясь тем самым разнообразных эффектов. Как звучит В зависимости от способа игры инструмент может издавать как нежные «эмбиентные» звуки, так и жесткий индустриальный скрежет. Где можно услышать С конца 1970-х годов вотерфон используют в озвучке хорроров и фантастики — от «Звездного пути» 1979 и «Полтергейста» 1982 до «Чужих» 1986 и «Матрицы» 1999. Бластер-бим Blaster Beam Что это Созданный в начале 1970-х годов американским художником Джоном Лазеллом струнный электрический инструмент с длинным металлическим корпусом от 3,5 до 5,5 метра , на который натянуты струны с магнитными датчиками как на электрогитаре. Играть на бластер-биме можно как пальцами, так и любыми подручными средствами. Как звучит Богатый спектр глубоких и атмосферных звуков бластер-бима вызывает ассоциации с чем-то жутким и гигантским — например, с обитателями водных глубин или движением звезд и планет.
Где можно услышать Несмотря на то что бластер-бим создал Джон Лазелл, популяризировал инструмент музыкант Крейг Хаксли, который в 1970-х годах получил патент на необычное устройство.
У москвичей по большей части не принято улыбаться — так иногда ведут себя западные оркестры. В то же время звук, баланс, артикуляция и в целом манера Уральских филармоников, если обобщать, ведут скорее к теплому звучанию старых российских оркестров, чем к современной западной традиции.
Но звук оркестра, позволивший высветить в хитросплетениях Мессиана больше их сумасбродную, живую и стройную красоту, нежели интеллектуализированную форму, стал для уральско-московской «Турангалилы» прекрасным инструментом и большим украшением. Так что можно было не сильно огорчаться из-за стеклопластикового звука фортепиано под пальцами Роже Мюраро — аккуратная игра некогда одного из любимцев публики на конкурсе Чайковского контрастировала с оркестровой магией своей виртуозной прозаичностью в Екатеринбурге за роялем был Пьер-Лоран Эмар, но Москве так уже не повезло , но в целом дела не портила. В той фовистской оркестровой манере, которая здесь позволяла превращать музыку о беспредельной, смертельной любви и бесконечности жизни в нечто вроде странной-странной сказки в стиле русского модерна, все же не красота, а надежность солиста была, пожалуй, важнее.
Однако уральское время симфонии текло как по волшебству не долго, не коротко, что еще больше усиливало впечатление сказочности — и симфонии, и события.
Топ-6 удивительных музыкальных инструментов, о которых вы могли и не знать
Самый удивительный из таких – “Волны Мартено”. волны мартено скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. В исполнении опуса, написанного для смешанного хора, будет задействован необычный для академической музыки состав: электроника, перкуссия, волны Мартено и четыре контрабаса. Главная» Новости» Новости в россии в мире на сегодняшний день. Впрочем, рад признать, что чертовы Волны Мартено не намного более продвинутый инструмент.
Нотный архив Бориса Тараканова
Инструмент Волны Мартено сконструировал французский музыкант Морис Мартено. Впервые он прозвучал с Эйфелевой башни в 1928 году, когда исполнялась симфония Турангалила ее написал композитор Оливье Мессиан. Как рассказывает Жанна Лорио первая исполнительница партии Волн Мартено в Турангалиле, новый «инструмент привлек Мессиана необычайной музыкальностью и неземным звуком, парящим надо всем оркестром... Мессиан был католиком, и примерно такой звук ожидал услышать на небесах».
Во-вторых, они одними из первых связали рок и электронную музыку, попутно раздвинув границы того, что принято считать «попсой» в англоязычной традиции. Прямо и косвенно ссылаясь на гениев прошлого: Чарльза Мингуса, Джона Колтрейна, Майлза Дэвиса — они, вопреки критике фанатов «черной» музыки, свели в своем творчестве джаз, эмбиент, техно, панк, краутрок и многое другое.
Сейчас на них равняются поп-звезды. Она не терпит пассивного ожидания. Поэтому группа так блекло звучит на авторадио. Их лучшие песни вообще не попадают в ротацию.
Но лучше по порядку. Гитара Уорра похожа на обычную электрогитару, но с гораздо большим размером корпуса, грифа и количеством струн. На ней располагаются как обычные гитарные, так и басовые струны. В общем, то, что надо для избавления от любых комплексов. Если приноровиться, то научиться играть на инструменте Уорра не сложно. Главное — хорошенько размять пальцы и плечо. Гитара эта весит намного тяжелее обыкновенного баса или гитары, все-таки почти цельный кусок дерева. И чтобы играть на ней стоя, понадобится ещё в уикенды и тягать не менее легкие гири. Поэтому большинство музыкантов играют на ней сидя, положив её на ноги как электруху. Или положив на колени, как все те же гусли, или поставив вертикально, как контрабас. А чтобы овладеть техникой игры, надо будет набраться терпения и усидчивости. Нет, никто не отменял игру медиатором или пальцами. Просто этот инструмент не для этого предназначен. Вернее, не только для этого. Второе название уорровского чуда — тэп-гитара, то есть играть на ней нужно пальцами обоих рук сразу. На грифе. Делается это так — пальцем правой руки надо нажать на струну, а пальцем левой - нажать эту же струну, только на другом ладу. В идеале надо довести до того, чтобы четыре пальца обеих кистей поочередно нажимали на струны. Звучание гитары Уорра тоже отличается от обычных 6-ти струнных: в ней больше мягкости и плавности. И, к тому же, её саунд хорошо ложится под многие эффекты вроде фуза и wah-wah. Среди знаменитых исполнителей этот инструмент не очень популярен. Во-первых, чтобы научиться на ней играть, нужно не раз стереть в кровь пальцы, во-вторых эта гитара очень объемна, и постоянно таскать её с собой тяжело. А в-третьих, к гитаре Уорра придется покупать ещё и специальный усилитель — ведь гитарные комбики плохо воспроизводят низкие частоты, а басовые — высокие. Поэтому играют на этом инструменте в основном экспериментаторы и музыканты-новаторы. Но это все не помешало нескольким музыкантам заиметь в арсенале детище Уорра. Звуков , который и внедрил этот инструмент в музыкальную среду. И как ни странно, некоторые авангардные металл-команды, у которых есть гитарист-умелец, растягивающий пальцы на тэп-гитаре. Яркий пример - басист ChaotH из Unexpect. Изобрел такую гитару инженер и немного музыкант Марк Уорр в начале 90-х. Прототипом его инструмента стал стик Чепмена — своеобразный гитарный гриф без корпуса. На нем играют только тэппингом по-другому то и не получится , и на нем сразу можно играть партию баса и гитары — на широком грифе также натянуты и басовые и обычные гитарные струны.
Первым из таких элементов было одеваемое на палец кольцо с нитью-смычком, с помощью которой исполнитель мог контролировать электрические колебания. Также «волны» были оснащены специальной кнопкой с мембраной, акцентирующей те или иные звуки, — например, легким касанием пальца музыкант мог превращать еле слышимый писк в резкий медвежий рык. Несмотря на очевидную сложность управления, представленный в 1928 году инструмент пришелся весьма по нраву французским композиторам и исполнителям, а затем, во многом благодаря своей оригинальности, завоевал и любовь избалованной местной публики. Самым знаменитым пользователем «волн» стал композитор Оливье Мессиан, даже специально написавший для инструмента свою «Турангалила-симфонию». Морис Мартено, будучи прежде всего изобретателем и музыкантом, никогда не задумывался о получении прибыли или тем более серийном производстве «волн», поэтому после его кончины развитие инструмента практически прекратилось, а собранные им при жизни немногочисленные копии заняли свое место в музеях и частных коллекциях. В апреле 2001 года «волны» получили второе рождение благодаря группе Radiohead. Использовав инструмент в записи альбома «Kid A», клавишник коллектива Джонни Гринвуд всерьез опасался за сохранность старинного инструмента во время концертного тура, благодаря чему заказал проектирование современного аналога «волн» Роберту Уилльямсу из компании Analogue Systems, известной своими модульными синтезаторами. Кроме звучного названия «французский связной», реплика получила не только стандартные элементы управления клавиатуру и нить с кольцом , но и дополнительный интерфейс — джойстик. Как звучит Наглядная демонстрация звучания одного из оригинальных музейных экспонатов В начале века волны Мартено называли «поющим» инструментом. Сегодняшняя версия устройства звучит очень похоже, но в отличие от своего предка, из современных «волн» можно извлекать очень разные звуки — от все того же мягкого завывания и свиста до рычащего синтетического баса, вызывающего ассоциации скорее со Скриллексом, нежели с музыкой начала прошлого века. Мягкое электроакустическое звучание «волн» можно услышать и у многих современных музыкантов, например, у Тома Уэйтса, Яна Тирсена, Daft Punk , Брайана Ферри и т. Как уже было сказано выше, особую любовь к французскому аппарату продемонстрировала группа Radiohead , на одном из своих живых выступлений использовавшая сразу шесть инструментов одновременно. История Собственно техническая концепция траутониума была разработана немецким физиком-экспериментатором Фридрихом Траутвайном, в честь которого и был назван этот инструмент. Другое дело, что реализоваться именно в музыкальном плане траутониум вряд ли бы смог, если бы не своевременное вмешательство тогда еще начинающего композитора-экспериментатора Оскара Залы, разглядевшего творческий потенциал этого неприглядного «ящика с транзисторами». Лаборатория Траутвайна находилась на территории Берлинского университета, куда и поступил юный Зала; в будущем изучение физики поможет ему в совершенствовании этого хитроумного музыкального устройства и создании его новых моделей.
Жанна Лорио
- Другие статьи
- Тернистый путь эволюции синтезаторов: забытая история революционных изобретений / Хабр
- Энергетика вокруг
- Волны Мартено (электрофон) .A. V. Oxenuk listen online
История музыкального инструмента Волны мартено, кто его придумал и когда
Волны Мартено довольно быстро набрали популярность и стали использоваться многими композиторами, особенно полюбились Оливье Мессиану. Волны Мартено вдохновили на создание многих электронных инструментов и технически, и художественно, но ни один из них не обладает такой отзывчивостью в каждом параметре звука. Для её исполнения нужно собрать огромный состав оркестра, двух солистов: фортепиано и волны Мартено. Классические волны Мартено по сути являлись монофоническим синтезатором и имели 7-октавную клавиатуру. Впрочем, рад признать, что чертовы Волны Мартено не намного более продвинутый инструмент. «Изюма» в фестиваль добавит приезд в Петербург редкого электронного музыкального инструмента Волны Мартено.
Волны Мартено выплеснулись в Зарядье
Как известно, характерной и самой, пожалуй, примечательной деталью Волн Мартено была нить, служившая «неразрывной» связью между музыкантом и инструментом. Партию волн Мартено на концертах Уральского филармонического оркестра исполнит профессор Парижской консерватории Натали Форже. Солист группы Волны Мартено читает острополитический стих на празднике "Уголка". Классические волны Мартено по сути являлись монофоническим синтезатором и имели 7-октавную клавиатуру. Самые актуальные новости за сегодня в сфере экономики, общества, политики, спорта и культуры.
Уральцы едут в Петербург
Кровавое ликование звезд состоялось | Музыкальная жизнь | Жанна Лорио, игравшая на ондесе мартено, редком электронном инструменте, известном своим навязчивым воем, скончалась в возрасте 73 лет. |
Волны Мартено выплеснулись в Зарядье | Телармониум, терменвокс и волны Мартено: история приручения электричества музыкантами. |
Космическое звучание. "Волны Мартено" накроют "Площадь искусств"
Юность композитора проходила в Санкт-Петербурге на рубеже веков в атмосфере, сотканной из ницшеанских идей и мистических умонастроений. Символистская тяга к сверхъестественному повлияла на мировоззрение музыканта. Ученик и последователь Вышнеградского композитор Брюс Матер вспоминает: «У него была другая концепция времени, — он считал, что наше краткое пребывание на земле есть лишь крохотный отрезок вечности» [7, с. Вышнеградский был не первым композитором, кто сделал метафизические ориентиры основой своего творчества. Он продолжал идеи главного космиста в музыкальном искусстве того времени — Александра Николаевича Скрябина, чьё творчество было основано на своеобразном сплаве философских и эзотерических учений, нити которых шли от эстетики символизма и частично сплетались с индийской философией. Скрябин считал музыку синтетическим искусством, а самого себя — Демиургом. Как в ритмическом, так и в гармоническом плане, а также — в плане духовном» [7, с. Для воплощения своих философских идей он обратился к микротоновой звуковысотной организации, в которой, подобно расщеплению атома, тон разделяется не на привычные полутоны, а на ещё более мелкие звучности — ультрахроматизмы. Открытие нового пространства между звуками композитор назвал «континуумом» или «всезвучием» [6]. Первые опыты в микрохроматике Вышнеградский осуществлял в Петрограде на заре своего пути в 1918 году. Однако формат дуэта композитора не устраивал — для воплощения нового звукового «континуума» Вышнеградскому требовалось создание специального рояля.
В поисках решения этого вопроса в 1920-х годах композитор покинул Петроград. Встречаясь с ведущими производителями фортепиано в Париже и Берлине, он нашёл своего единомышленника — чешского композитора Алоиса Хабу, в той же степени увлеченного идеями четвертитоновой музыки. Вместе они приступили к созданию нового трехмануального рояля, в котором традиционный строй совмещался с четвертитоновым. Иван Вышнеградский и его четвертитоновое фортепиано. Париж, 1929. Фотопортрет с дарственной надписью поэту Рою Кэмпбеллу.
Небольшое описание предстоящего перформанса многократно записывается, воспроизводится и снова перезаписывается на магнитофонную плёнку, улавливая резонанс от стен и превращаясь из речи в музыку. Элвин Люсье, Music for Solo Performer Корпус идей Люсье до сих пор остается актуальным и разрабатывается современными композиторами.
Кейдж и Люсье заставляют нас по-новому слушать пространство, включая в понятие «музыка» весь слышимый мир. Однако это еще не электронная музыка в современном смысле. Когда же началась эпоха освоения синтезаторов? Дело электронного инструментостроения не остановилось: в 1930-х Термен на пару с американцем Генри Коуэллом создает свое второе — менее известное — детище под названием ритмикон. Демонстрация ритмикона В России наиболее успешный экспериментальный инструмент создал изобретатель Евгений Мурзин. Из авангардистов, оставшихся после революции, электронной музыкой занимались только Авраамов , Шолпо и их приближенные. Шолпо еще в 1917 году сочиняет фантастический рассказ, где описывает механический оркестр, в 1930-м он вместе с Авраамовым пытается записать звук на 35-миллиметровую кинематографическую пленку. Еще через 8 лет находится изобретатель, способный объединить идеи обоих композиторов и создать легендарный синтезатор АНС , названный в честь композитора Александра Николаевича Скрябина.
Хроместезия — отличительная особенность некоторых композиторов, в том числе и Скрябина. В его сознании звуки вызывали определенные цветовые образы — это привело его к созданию цвето-музыкальных произведений, где партия света была выписана наравне с инструментами. В первом синтезаторе световой поток порождал звуковой сигнал — почти как в сознании Скрябина. При участии музыкантов Евгений Мурзин создает инструмент внушительных размеров, который больше похож на вычислительную машину. Именно это свойство АНСа позволяет Мурзину убедить военное начальство финансировать его создание: помимо музыки синтезатор способен зашифровывать сообщения. Интригующие связи ранней электронной музыки и разведки — ресурс для вдохновения композиторов. И Термен, и Мурзин работали на военных, достижения первого в области разведовательной аппаратуры стали достоянием общественности, а синтезатор Мурзина — одним из самых дорогостоящих музыкальных инструментов, созданных за счет военной казны. АНС использовали и в академической, и в прикладной музыке , к которой можно отнести многочисленные саундтреки к фантастическим фильмам.
Лекция о синтезаторе АНС, посвященная 95-летию со дня рождения его создателя Главным электронным композитором Советского Союза можно смело назвать Эдуарда Артемьева : начиная с рождения инструмента Артемьев пишет корпус электронных произведений, часть которых известна многим из нас по фильмам Тарковского, Михалкова и многих других. В области киномузыки композитор работает до сих пор, последним в его фильмографии числится «Герой» Юрия Васильева. Дитер Кауфман, «Акусматическая симфония», скерцо Штокхаузен, «Космические пульсы» Была ли эта волна однонаправленной разработкой новых проблем? Скорее наоборот. Ксенакис и Лигети были заинтересованы погружением во внутренние пространства звука — рассматривание звука как бы под микроскопом и изучение его спектра. Кауфманн скорее, наоборот, пытался записать весь мир в музыку, по заветам американских коллег, но их всех объединяла эра освоения космоса, которая не могла не сказаться в произведениях. Более всего фантазиям на эту тему был подвержен Штокхаузен, а самые известные его произведения имеют «звездные» имена. Сам Штокхаузен нередко предается размышлениям о внеземном происхождении человека и считает себя уроженцем Сириуса.
Карлхайнц Штокхаузен, «Сириус» Неудивительно, что Стэнли Кубрик в работе над фильмом «2001 год: Космическая одиссея» использует одно из произведений пионеров электронной музыки — Дьёрдя Лигети. Несмотря на то что «Атмосферы» написаны для хора с оркестром, они создают ощущение космического размаха, которого добивались многие композиторы. Освоив возможности электроники, Ксенакис перенес ее характерные особенности на акустические инструменты и создал более убедительный космический образ, чем его коллеги-электронщики.
Сконструирован в 1928 году во Франции виолончелистом и педагогом Морисом Мартено [1]. Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка. Звук производится генератором электрических колебаний, который управляется с клавиатуры, через усилитель подаётся на систему громкоговорителей. Для извлечения звука музыканту необходимо нажать клавишу на клавиатуре либо натянуть нить до соответствующей позиции и нажать левую кнопку. Сила нажатия на неё управляет атакой и громкостью.
Волны Мартено использовались и в киномузыке, в том числе в ряде известных фильмов "Лоуренс Аравийский", «Моя левая нога» , «Охотники за привидениями» , «Амели» и десятках других , в творчестве ряда поп и рок-групп. Группа "Radiohead" включила этот инструмент в несколько своих песен. Вместе с тем, Волны Мартено ныне становятся всё более экзотическим инструментом. По словам известного музыкального журналиста Алекса Росса, научились профессионально играть на инструменте с момента его создания не более 100 человек, а всего в мире насчитывается около 80 оригинальных образцов инструмента. Последние записи:.
Резервуар с нефтепродуктами горит на Таманском полуострове
Третий концерт, запланированный на 21 декабря День зимнего солнцестояния под названием «Бессонница» пройдёт в полной темноте, все произведения в нем будут исполняться attaca Без перерывов на аплодисменты и объявлений , а имена исполнителей и названия произведений останутся неизвестными для слушателей до конца концерта. Специально к этому концерту, будет произведён композиторский конкурс «Бессонница», произведение победителя которого будет исполнено на концерте. Репина, РАМ им. Федорова и др.
Не мог бы ты прояснить, что имел в виду? Ведь оркестровка и волны Мартено куда более старомодны. В принципе, ты отметаешь для себя все как устаревшее. Или относишься ко всему одинаково. Я выбираю второе. Наверно, я просто хотел сказать, что сейчас стало обычным явлением собирать гитарную группу. Они еще не дошли до уровня групп формата диксиленд форма джаза , но все идет к этому. Посмотрите на обложки журнала Melody Maker от 20-ых, 60-ых годов и NME сейчас — и что мы видим: банджо, гитарные группы... Может, на самом-то деле нет другого варианта написания крутой живой музыки для небольших групп, ведь все начинается с игры на гитаре да на ударных в комнате - и от этого реально ловишь кайф.
Впрочем, рад признать, что чертовы Волны Мартено не намного более продвинутый инструмент. Так что... Caribou невероятны, в особенности как группа, - можно делать новые и хорошие вещи с теми, кто к этому стремится. Адам Бакстон: Как думаешь, в музыке есть доля юмора? Его лирика является ярким подтверждением того, что доля юмора точно есть. Когда последний раз на ней играл? Мы практиковались в школе Ларкмид в Абингтоне. Помню, как был впечатлен чистым звучанием струнных, наполняющим всю комнату в отличие от школьных оркестров. Заметьте, я вскоре положил этому конец, сидя в последнем ряду.
Я просто удачно вписался, это помогло, так как я тогда играл на ненавистной мне скрипке. Руководитель постоянно нас заставлял играть Сибелиуса, и я до сих пор часто слушаю его музыку. Думаю, концерты для скрипки идеально подходят, чтобы познакомить ребенка с классической музыкой.
Фото волн Мартено, сохранившиеся до настоящего времени, демонстрируют новшество.
Для создания вибрирующих эффектов клавиши стали двигаться из стороны в сторону. Теперь музыкант мог имитировать грозный рык или жужжание комара. Отдельного внимания заслуживает комплект звукоусилителя. Он включал три элемента: Principal обычный громкоговоритель , Palme резонансный диффузор со 12 струнами и Metallique громкоговоритель с металлическим тембром.
В 70-х годах инструмент французского музыканта-изобретателя был модернизирован на базе полупроводниковых элементов, а в 90-х годах он стал цифровым. Теперь при нажатии клавиш специальный контроллер волн Мартено преобразует их в цифровые команды и передает внешним устройствам например, компьютеру. По такому же принципу работают современные электронные гитары и ударные установки. С самого начала у Мориса Мартено не было цели пускать инструмент в серийное производство.
Он понимал, что в создании его необходим ручной подход. Поэтому после смерти музыканта выпуск остановился. Сегодня насчитывается около 50 экземпляров волн, несколько из них были сохранены сыном Мартено. Звучание Во время презентации на выставке в Париже в 1928 году волны Мартено были названы «поющим» инструментом.
Современная его версия звучит практически так же, как и классическая. Исполнитель может создавать музыку, напоминающую свист, мягкое завывание и даже рычащий бас. Современное электроакустическое звучание во многом напоминает музыку диджея Скриллекса с тонким мяуканьем струн и резким раздуванием динамиков. Музыка же, исполняемая на классических волнах Мартено, ассоциируется больше с оперным пением.
При этом хранит в себе нечто таинственное, даже мистическое.
В традиционных культурах он используется и по сей день. Звуки из инструмента можно извлекать, дергая или ударяя по струне или водя по ней палочкой или тростиной. Чтобы звук был громче, в качестве резонатора можно использовать, например, высушенную тыкву, полый глиняный сосуд или, на худой конец, собственную голову: для этого один из концов лука нужно взять в рот, как показано на фото вверху. Примечательно, что простейшие однострунные инструменты такого рода, хотя и не в форме лука, появлялись в разное время в самых разных частях света. Так, в Японии аналогом можно считать итигенкин. Музыкант Луйоло Ленга рассказывает, как устроен современный музыкальный лук с резонатором из бутылочной тыквы калабаса , а затем на отметке 3:00 демонстрирует, как он звучит.
У представителей народа шона такие инструменты пользуются большой популярностью: играя на них в ходе религиозных церемоний, те организуют связь с потусторонним миром «дзавадзиму» можно перевести как «голос предков». В таких инструментах источником звука является сам предмет или его часть а не струна или мембрана, как у барабана, скажем. В данном случае играющий нажимает или дергает за язычки из-за них такой инструмент и все прочие имеющие язычки, называются ламеллафонами , закрепленные на резонаторе из панциря черепахи, дерева или тыквы. Язычки, которых может быть до трех десятков, изначально делались из дерева или бамбука, а примерно 1300 лет назад стали изготавливаться из тонкого металла. Появилась мбира не менее 3000 лет назад в Африке, в районе реки Замбези нынешние Зимбабве и Мозамбик , и с тех пор распространилась по всему континенту южнее Сахары, а вместе с рабами попала, например, и на Кубу, и в другие страны Центральной и Южной Америки. Играют на ней и сегодня: мбира также известная как калимба используется и как музыкальный инструмент, в основном для аккомпанемента при пении и танцах, и как атрибут духовных практик. При этом мбира имеет весьма широкий диапазон — он низких дребезжащих звуков до высоких, напоминающих музыкальную шкатулку.
Мбира — один из самых распространенных, но далеко не единственный ламеллафон. К числу последних относится также традиционный китайский инструмент коусянь и хорошо известный в России варган. Правда ни тот ни другой, в отличие от мбиры, не имеют корпуса или резонатора — в этом качестве при игре на них выступает голова играющего. Африканский музыкант исполняет зимбабвийскую народную песню, аккомпанируя себе на мбире. Когда создавался этот барельеф в соборе Св. Иакова в испанском Сантьяго-де-Компостела 1188 г.
Мариинский театр затопит Волнами Мартено
Наиболее активно использовал волны Мартено в своих сочинениях Оливье Мессиан, среди которых «Празднество прекрасных вод» для секстета волн Мартено (1937). Классические волны Мартено по сути являлись монофоническим синтезатором и имели 7-октавную клавиатуру. интеллектуальный журнал.
Куда идем: планы на неделю с Татьяной Троянской
- Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде — ROCK FM
- Уральский оркестр исполнил в "Зарядье" программу французской музыки
- Уральский оркестр исполнил в "Зарядье" программу французской музыки
- Поющее электричество — Территория L
- Мариинский театр затопит Волнами Мартено
- Хор musicAeterna представит мировую премьеру в Доме Радио 10 июня
Уральский оркестр исполнил в "Зарядье" программу французской музыки
Жена Мессиана, Ивонн Лорио, говорила, что звучание волн Мартено для Мессиана буквально передавало звучание божественного космоса: «Мессиан был католик, и точно такие звуки. Волны Мартено использовались в кинематографе, например, в таких картинах как "Лоуренс Аравийский" и "Амели". «Изюма» в фестиваль добавит приезд в Петербург редкого электронного музыкального инструмента Волны Мартено. Боль, Волны Мартено - Украина и другие музыкальные треки в хорошем качестве (128-320kbps).
Куда идем: планы на неделю с Татьяной Троянской
- Экспериментальные музыкальные инструменты
- Новости, которые вас могут заинтересовать
- Пять самых страшных музыкальных инструментов
- Фестиваль “Притяжение” пройдет в Московской консерватории
- Подробная история появления музыкального инструмента «Волны Мартено»