Пентагон успешно провел испытания гиперзвуковой ракеты, чья скорость в пять раз превысила скорость звука Об этом сообщается в понедельник на сайте Упр.
Выстрелит откуда не ждут: Почему США обеспокоены появлением новой версии ракеты "Циркон"
Компании Boeing были проданы все результаты испытаний летающей лаборатории по теме «Холод». А последнее испытание, в 1998 году, было проведено на американские деньги. То есть Boeing получила доступ ко всем бесценным материалам. Испытания первого опытного образца, запускаемого с подвески стратегического бомбардировщика В-52, начались в 2010 году.
Третьи испытания, состоявшиеся в 2013 году, были признаны успешными. Ракета развила скорость 5,1 М, пролетев за 6 минут 425 километров. Затем наступила длительная пауза.
Возобновились испытания в марте 2021 года. Однако прежнюю рекордную скорость достичь не удалось. К тому же непонятно, как обстоят дела с управляемостью ракеты, с перегрузочной способностью, то есть с динамикой маневрирования, с точностью наведения на цель.
Так что неясно, когда же в результате испытаний и доработок ВВС США получит долгожданную и работоспособную гиперзвуковую ракету. И когда завершатся испытания «Остроты». В заключение необходимо сказать, что ракеты, создаваемой в МКБ «Радуга», еще нет, но уже выбраны для нее носители.
Их пока два. Ракетоносец Дальней авиации Ту-22М3М.
Обсудить Таким образом, расстояние около 1,600 км ракета пролетит примерно за 10-12 минут, сообщает The Drive. При этом, по данным издания, в числе первых боевых транспортных средств, которые оснастят новинкой, значатся стратегические бомбардировщики B-52H Stratofortress. Стоит отметить, что каждый самолет способен переносить на себе до четырех ракет ARRW.
О скорости «Авангарда» сообщил вице-премьер России Юрий Борисов. Около 27 Махов он набрал скорость», — рассказал Борисов в интервью телеканалу «Россия 24». Он также добавил, что на таких скоростях «Авангард» становится неуязвимым для противоракет. Запуск ракеты прошел в присутствии президента России Владимира Путина. Как сообщает Nation News , пуск был произведен из позиционного района Домбаровский Оренбургской области. Она сумела поразить цель на Камчатке, до которой было примерно шесть тысяч километров.
Как, например, меньшая эффективность воздуха в сравнении с жидким кислородом. Что приводит к высокой сложности его разработки и испытаний. Для решения этой задачи авиационный турбореактивный двигатель ТРД не годился. Из-за чрезмерного увеличения скоростного напора воздуха при скоростях выше 3 М падает эффективность ТРД, поскольку резкое повышение температуры поступающей в камеру сгорания воздушно-топливной смеси существенно снижает кпд. И чем выше температура, тем меньше тяга. Также существует угроза пластической деформации лопаток турбины с их последующим расплавлением. При расчетной скорости, равной 5 М, ракета весила 15 тонн, имела длину 9 метров, размах крыла — 7 метров. Предполагаемая дальность полета составляла 3000 километров. Было совершено несколько испытательных полетов, во время которых устойчиво достигалась скорость от 3 М до 4 М. Но, несмотря на обнадеживающие результаты, в 1992 году проект был свернут в связи прекращением финансирования.
Та же самая участь постигла и разработку московского Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова ЦИАМ. Наивысший результат был получен в 1998 году, когда была достигнута скорость в 6,5 М. Предполагалось достигнуть скорость в 14 М. Разумеется, теоретически.
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации
Однако теперь нужно создавать и комплексы, для которых задача прорыва ПВО, усиленной комплексами радиоэлектронной борьбы, будет ключевой. И такого рода комплексы скоро появятся. Это будут маневренные авиационные ракеты, которые запускаются с авиационных носителей из состава фронтовой и бомбардировочной авиации. И работать они будут по наземным объектам.
Что для них окажется в приоритете? Наши авиационные комплексы получат свой гиперзвуковой арсенал. Он станет своего рода эволюционным развитием тех систем, что мы уже имеем на вооружении.
Примерно так же в свое время получили развитие лазерные комплексы, которые сейчас у нас входят как дополняющая часть в противовоздушную оборону. По-другому гиперзвуковые скорости, пожалуй, и не назовешь. И это в принципе очень правильно потому, что освоение технологий, к которой мы шли почти 50 лет, понятное дело, оказалось очень затратным.
Теперь эти затраты должны себя оправдать. И оправданными они могут быть только в качестве надежного защитника российского суверенитета. И пламенный мотор Одним из моментов, на который специалисты, рассказывая о гиперзвуковых новинках, обращают внимание, это двигатели ракет, изготовленные в Тураевском машиностроительном конструкторском бюро «Союз» из корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
В частности, речь идет о так называемом «изделии 71» — прямоточном воздушно-реактивном двигателе ракеты «Острота». Почему разработку «изделия 71» отмечают отдельно и в чем ее принципиальное отличие от предыдущих? До недавних пор гиперзвуковые скорости обеспечивали исключительно ракетные двигатели.
Еще в советские времена конструкторы, которые двигали вперед авиационные технологии на основе проводимого моделирования, утверждали, что нужно создавать прямоточный двигатель. То есть такой, который работает за счет набегающего потока воздуха. Далее воздух, попав во входное устройство, проходя через различные камеры — сгорания, форсажа, — раскручивается, создает соответствующие потоки, благодаря чему тяга движка увеличивается, и он получает возможность толкать изделие с гиперзвуковой скоростью.
Поэтому у нас при создании двигателя для гиперзвуковых комплексов в первую очередь и пошли по пути ракетной технологии. Только потом, когда на этой основе получили результаты успешных испытаний новых изделий с технологией управляемого гиперзвукового полета, когда появились новые материалы — вся эта экспериментальная база способствовала продвижению уже более сложной авиационной технологии. Дальше за счет различных контуров, лопаток скоростной поток на выходе увеличивается.
То есть на входе он как бы немного затормаживается, чтобы не сорвать пламя, а затем увеличивается. Потому у обычных авиационных турбореактивных двигателей был предел скоростей. Он колебался в районе 3—4 чисел Маха.
А дальше нужно было совершить прорыв. И наши конструкторы его совершили. У нас теперь появился детонационный двигатель, испытания которого прошли в 2019—2020 годах.
Это стало как раз той самой необходимой компонентой для создания прямоточного двигателя, на который больше не действуют прежние скоростные ограничения. Кстати, тогда же было сразу заявлено, что он будет использоваться в гиперзвуковых технологиях. Почему именно прямоточный воздушно-реактивный двигатель?
У ракетного двигателя это обычно можно сделать два раза. Допустим, в начале лететь на малой скорости, а потом резко ее увеличить до гиперзвуковой. У этого двигателя есть такие режимы полета.
Здесь же в новом прямоточном двигателе, скорее всего, будут осуществляться более сложные режимы, когда двигатель несколько раз сможет менять свои параметры, но при этом они всегда будут оставаться в рамках гиперзвуковых скоростей.
Продолжается отработка критических технологий, обеспечивающих увеличение скорости полета более 10М на траектории , дальности, точности наведения", - отметил он, добавив, что работы проводятся «широким фронтом». Ранее глава России Владимир Путин рассказал, что российские оружейники работают над созданием гиперзвуковой ракеты «Циркон» наземного базирования. Ни в одной стране мира нет гиперзвукового оружия вообще, а гиперзвукового оружия континентальной дальности тем более», - приводит ТАСС слова Путина. Он отметил, что скорость гиперзвуковых ракет «Циркон» составит около девяти скоростей звука, а дальность - более 1 тыс. Ранее ракеты этого типа можно было разместить только на кораблях, так как подобное оружие наземного базирования нарушило бы Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности ДРСМД , который был расторгнут в августе этого года из-за выхода США из соглашения. Но еще до расторжения договора российский президент поддержал инициативу главы Минобороны России Сергея Шойгу, который предложил начать разработку новых наземных комплексов в качестве зеркального ответа американцам. Как отмечал глава государства, гиперзвуковая ракета «Циркон» важна для сохранения стратегической стабильности. Путин добавил, что темпы роста боевых возможностей военно-морского флота зависят от того, насколько в соответствии с планом эти ракеты будут поступать на вооружение фрегатов ВМС и подводных лодок.
Это на 1 тыс. Судя по показаниям, все задачи были выполнены», — говорится в отчете военных. По словам представителей ВВС США, ракета создана для быстрого поражения неподвижных и высокоприоритетных целей в зоне боевых действий: ракетных установок, радиолокационных станций, средств ПВО, инфраструктуры и вражеских штабов.
В потенциале она способна развивать скорость в 20 Махов. Испытания «Стрелы» ведутся с апреля 2021 года, но из-за серии неудач, во время которых происходило возгорание носителя, военные заказчики поставили программу под вопрос.
При этом ракетные удары проводятся по странной траектории. Как сообщает ТГ-канал «Военкоры Русской весны», удары вызывают панику уместных жителей. Так, ракеты в полете меняют направления. Авторы со ссылкой на заявления ВСУ пишут, что запущенные из Черкасской области боеголовки направлены в сторону Киевского региона, из Хмельницкой области — на запад.
От «Икса» до гиперзвука: какие ракеты есть у России и в чем их особенность
Разработка гиперзвуковой ракеты с требуемым уровнем характеристик и приемлемой надежностью является весьма трудной задачей. Максимальная скорость ракеты в 12-13 раз превышает скорость звука, достигая 14-15 тысяч километров в час. Скорость, точность, а главное дальность гиперзвукового оружия могут быть увеличены в самое ближайшее время. Гиперзвуковой летательный аппарат (ГЗЛА) 4202 предназначен для установки вместо традиционных боеголовок на перспективные межконтинентальные баллистические ракеты.
15 самых быстрых ракет в мире: скорость, фото
По сравнению с аэробаллистической гиперзвуковой ракетой “Кинжал”, которая развивает скорость в 10-12 Махов, ракета “Циркон” имеет предельную скорость в 8 Махов, а ее стоимость равняется около 60 миллионов рублей. Перехватить гиперзвуковую ракету существующая система ПРО морского базирования АУГ ВМС США не в состоянии. На ракете установлено 10 боевых блоков, каждый — по 750 килотонн в тротиловом эквиваленте (в сумме мощность заряда — больше полумиллиона «хиросим», 8 мегатонн). И у них минимальное подлетное время — они летят с гиперзвуковой скоростью. Вероятно, крылатая ракета. 2 ракеты на юге Хмельницкой области курсом западным. В США признали возможность применения ВСУ ракет ATACMS для ударов по Крыму. Перехватить гиперзвуковую ракету существующая система ПРО морского базирования АУГ ВМС США не в состоянии.
Выстрелит откуда не ждут: Почему США обеспокоены появлением новой версии ракеты "Циркон"
Идем далее. Характерная скорость истечения газов из сопла РДТТ известна, это порядка 2600... Не нужно много ума, чтобы прикинуть по формуле И. Это предел, это максимум. Схема полета АРК Кинжал. А теперь посмотрим на схему полета. У прототипа были две топливных шашки и они получали такую скорость. Плюс довесок. Вот и всё, Карл! Откуда взяты 1 300 км, а тем более 2 000 км автономного полета ракеты?
Нет двигателя на борту. Народ, это ненаучная фантазия. Не получается с дальностью. Ну и о чем шумите вы, народные витии? О каком гиперзвуке, о какой дальности? Боеголовка любой МБР перед возвращением в атмосферу имеет скорость порядка 20М и скорость приходится быстро сбрасывать, чтобы не сгореть подобно метеору. Носятся со словом гиперзвук, как дурни с писаной торбой, хотя гиперзвуковыми считаются любые ракеты, со скоростью более 5М. Американская ракета «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM имеет скорость 4M, а если добавить скорость 2M несущего ее истребителя, то вот вам и 6М - гиперзвуковое оружие, о котором столько кричат российские медиа и "военные эксперты" всех мастей. На самом деле термин "гиперзвук" является бессовестным пропагандистским штампом.
Да потому что любая МБР гиперзвуковая. Так что ничего прорывного и принципиально нового в нашем АРК Кинжал нет - ракета АРК «Кинжал» это обычная баллистическая твердотопливная ракета, что и у прототипа. Разберемся с возможностью маневрирования ракеты "Кинжала", именно это ее делает "неуловимой". За счет чего? Смотрите картинки внешнего облика. Для маневрирования нужен аэродинамический профиль и крылья, но ничего этого нет! Вы когда-нибудь пробовали крутануть руль машины хотя бы на скорости в 150 км? Здесь такие же проблемы, только еще хуже. Элементарные расчеты показывают, что для изменения вектора скорости ЛА, летящего со скоростью в 6 М нужен громадный импульс силы за доли секунды, нужен мощный двигатель с управляемым вектором тяги американцы так и управляли своей второй ступенью , так что сказка про "газодинамические микродвигатели маневрирования" не выдерживает никакой критики.
Нет никакого маневрирования, можно провести коррекцию газовыми рулями как у Фау-2 , если они есть. И не надо забывать, что при управлении по гироскопу будут большие накопленные ошибки при такого рода "маневрах".
Продолжается отработка критических технологий, обеспечивающих увеличение скорости полета более 10М на траектории , дальности, точности наведения", - отметил он, добавив, что работы проводятся «широким фронтом». Ранее глава России Владимир Путин рассказал, что российские оружейники работают над созданием гиперзвуковой ракеты «Циркон» наземного базирования. Ни в одной стране мира нет гиперзвукового оружия вообще, а гиперзвукового оружия континентальной дальности тем более», - приводит ТАСС слова Путина. Он отметил, что скорость гиперзвуковых ракет «Циркон» составит около девяти скоростей звука, а дальность - более 1 тыс. Ранее ракеты этого типа можно было разместить только на кораблях, так как подобное оружие наземного базирования нарушило бы Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности ДРСМД , который был расторгнут в августе этого года из-за выхода США из соглашения. Но еще до расторжения договора российский президент поддержал инициативу главы Минобороны России Сергея Шойгу, который предложил начать разработку новых наземных комплексов в качестве зеркального ответа американцам. Как отмечал глава государства, гиперзвуковая ракета «Циркон» важна для сохранения стратегической стабильности. Путин добавил, что темпы роста боевых возможностей военно-морского флота зависят от того, насколько в соответствии с планом эти ракеты будут поступать на вооружение фрегатов ВМС и подводных лодок.
И, как показали последующие испытания, с маневрированием на гиперзвуке всё было совсем плохо. Даже в линейном полёте нагрузки на конструкцию запредельные, а маневрирование при этом смертельно опасно. Любое повреждение теплозащиты — и самолёту конец. Но может, и не нужно это маневрирование? Проект многорежимного гиперзвукового грузового самолёта от Rolls Royce Различные режимы полёта многорежимного гиперзвукового грузового самолёта от Rolls Royce Пусть манёвры происходят на меньших скоростях, а на гиперзвуке полёт идёт только по прямой. Однако ракетные двигатели для этого совсем не подходили — с контролем скорости у них всё было плохо, а сделать реактивный двигатель для подобного полёта никак не выходило. Сначала вообще думали о многорежимном, способном эффективно работать на любых скоростях. Но создание такого двигателя для цэрэушного А-12 , с максимальной скоростью всего в 3,2 М, оказалось предельно сложной задачей.
Двигатель J58 был вершиной инженерного искусства и почти пределом развития в своём классе. Схема работы воздухозаборников А-12 и двигателя J58 на различных скоростях Использование специальных гиперзвуковых прямоточных двигателей ГПВРД выглядело куда перспективнее. Да, появились бы проблемы с полётами на меньших скоростях, но решить их можно было, например, просто установив дополнительные турбореактивные двигатели. Однако создание ГПВРД, казавшееся на бумаге не самой сложной задачкой, обернулось множеством проблем. Непросто было вообще направить поток воздуха в воздухозаборник двигателя на гиперзвуковых скоростях, ведь это требовало достаточно необычной конструкции фюзеляжа, с серьёзной теплозащитой. Были проблемы и с топливом — при сверхзвуковой скорости потока в двигателе оно должно было успеть прореагировать с воздухом. Подходящих вариантов имелось немного, почти все они были не самыми разумными. Например, пентаборан — одно из опаснейших веществ на земле.
Оно не только крайне токсично, но и воспламеняется при почти комнатной температуре. А значит, пришлось бы создавать эффективную систему охлаждения на борту серьёзно нагретого самолёта, и весила бы она слишком много. Проект пассажирского гиперзвукового самолёта от Bell По сути, единственный реальный метод получить работоспособный гиперзвуковой аппарат в то время — это построить ракету с крыльями, которая могла бы летать по прямой, эдакую увеличенную версию Х-15. Именно по этому пути собирались пойти в ЦРУ. Спутники-шпионы в то время были ещё не самого лучшего качества, фотографировали плохо и ждать плёнок с орбиты приходилось долго.
Срок эксперт Центра военно-политической журналистики Владимир Орлов, назвал очень коротким, нам надо двигаться дальше, в том числе создавать противогиперзвуковое оружие уже сейчас и времени очень мало. Вот об этом сегодня и поговорим и что создается, что уже теоретически может сбить гиперзвуковую ракету.
Выстрелит откуда не ждут: Почему США обеспокоены появлением новой версии ракеты "Циркон"
СМИ напоминают, что среди китайских гиперзвуковых ракет имеются DF-26, скорость которых, по некоторым данным, в 18 раз может превышать скорость звука. Новейшая иранская твердотопливная ракета Fattah с гиперзвуковой головной частью способна поражать цели, находящиеся на расстоянии 1400 км, при этом максимальная скорость полета может достигать 15000 километров в час. По сравнению с аэробаллистической гиперзвуковой ракетой “Кинжал”, которая развивает скорость в 10-12 Махов, ракета “Циркон” имеет предельную скорость в 8 Махов, а ее стоимость равняется около 60 миллионов рублей. Йеменские хуситы провели испытание твердотопливной гиперзвуковой ракеты с высокой поражающей способностью. МиГ-31К с макетом гиперзвуковой ракеты «Кинжал». Высокую гиперзвуковую скорость развивали ракеты 53T6 советского противоракетного комплекса А-135, скорость которых в атмосфере, по разным данным, достигала М = 13–18.
Что известно о российском и американском гиперзвуковом оружии
Также по теме «Скрыть неудачи»: почему в Пентагоне заявили об отсутствии планов догнать Россию в сфере гиперзвукового оружия В США не планируют ликвидировать отставание от России и Китая в области разработки гиперзвукового оружия. Об этом заявила замминистра... В октябре 2021 года стало известно о новом успехе в испытаниях ракеты — «Циркон» был впервые запущен с борта подводной лодки. Стрельба была произведена по условной морской цели в акватории Баренцева моря», — сообщили 4 октября в пресс-службе Минобороны. В военном ведомстве тогда отметили, что полёт ракеты соответствовал заданным параметрам и она поразила условную цель. Вскоре после этого стало известно, что «Цирконы» начнут поступать на вооружение российского флота в 2022 году.
Об этом в начале ноября 2021 года в рамках совещания по оборонной тематике сообщил Владимир Путин. В ходе тестирования она точно, в полном соответствии с заданием, поразила как наземные, так и морские цели из подводного положения и с надводных кораблей. Уже со следующего года эти ракеты начнут поступать на оснащение Военно-морского флота России», — подчеркнул президент. Позднее стало известно, что российские военные провели не менее 12 успешных запусков новой ракеты как с надводного корабля, так и с подводной лодки. Универсальное оружие В разговоре с RT директор Музея войск ПВО в Балашихе, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что на сегодняшний день нет средств обнаружения и перехвата гиперзвуковых ракет, подобных «Циркону».
Но даже если такую ракету можно было бы обнаружить, то с момента её обнаружения до попытки взять на сопровождение зенитно-ракетным комплексом работное время пройдёт, и цель уже будет поражена», — пояснил эксперт. Такой диапазон применения делает ракеты универсальным оружием, которое в состоянии поразить любой объект на максимальной дальности, которая заложена в характеристики «Циркона», — рассказал военный эксперт. Он добавил, что в дополнение к установке этих ракет на надводных кораблях ВМФ России оснащение «Цирконами» многоцелевых подлодок «Ясень-М» станет прорывом с точки зрения обеспечения обороны страны, так как ракеты смогут наносить удары по целям в глубоком тылу вероятного противника.
Это не первый успешный испытательный полёт китайского гиперзвукового аппарата. Об успешных запусках сообщалось ещё в 2019 году, а в 2021 году мир потрясённо узнал о запуске Китаем гиперзвукового «глайдера», к чему на Западе оказались не готовы. Испытания американских гиперзвуковых ракет пока находятся на стадии неудачных прототипов. Но это уже другая история. Вечерний 3DNews Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Например, фрегат «Адмирал Горшков» свой боезапас уже получил. Это сообщение кого-то может озадачить. Ведь фрегат «Адмирал Горшков» с «Цирконами» на борту сразу после Нового года вышел на боевую службу. Он уже миновал Ла-Манш и даже провел учения по поражению цели в Атлантике. На Западе наши «Цирконы» уже во всю боятся, а мы почему-то только принятие на вооружение анонсируем. Дело в том, что первым кораблем, для которого «Цирконы» станут штатным оружием, станет не «Адмирал Горшков», а другой фрегат этого же проекта — «Адмирал Головко», он пока проходит заводские испытания. А на «Горшкове» гиперзвуковые ракеты установили в переоборудованные шахты из под «Калибров». Но фрегат уже провел несколько испытаний, стрелял из Баренцева моря в Белое, топил условные корабли врага, которые находились за 1000 и даже больше километров… В общем, наше новейшее гиперзвуковое оружие уже показало себя в самом выгодном свете на море. Так что нынешний дальний поход «Адмирала Горшкова» можно считать презентационным. Корабль пройдет по всему Атлантическому океану, пересечет океан Индийский и войдет в Средиземное море. На протяжении всего пути запланированы маневры, в том числе и с использованием «Цирконов».
Многие конспирологи считают, что столь масштабные работы просто не могли закончиться ничем, и на самом деле гиперзвуковой разведчик под кодовым наименованием Aurora всё же был создан — а власти просто скрывают это достижение. С тех пор Aurora стала одни из главных героев конспирологии — сначала в США, а потом и во всём мире. Дискуссия о возможности существования этого проекта идёт и по сей день, но как бы нам ни хотелось обратного, фактов «против» куда больше, чем фактов «за». Существует и противоположенное мнение — что шумиха вокруг «недостижимого» гиперзвука была специально создана для маскировки реальных работ над технологиями «стелс». Одна из фантазий на тему гиперзвукового разведчика Aurora И снова гиперзвук Окончание холодной войны и развал СССР серьёзно замедлили работы по гиперзвуку. Например, высокий износ материалов двигателя, из-за которого он, по сути, становится одноразовым; малая живучесть ракеты с большой вероятностью разрушения её в полёте, необходимость использования ракетного ускорителя для разгона до скорости в 5 М. Из-за всех этих проблем разработку гиперзвуковой крылатой ракеты в США свернули. Гиперзвуковая ракета Х-51 Waveraider разрабатывалась в США в рамках программы Prompt Global Strike, которая обеспечивала вооружённым силам возможность нанесения удара по любой цели на Земле через час после принятия решения В нашей стране идёт разработка гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон» , почти аналогичной американской ракете Х-51. Информации в свободном доступе об этом проекте очень мало для каких-либо оценок. Несмотря на бравурные заявления о первых успешных испытаниях в 2018 году, есть сомнения, что «Циркон» не столкнётся с теми же проблемами, что и Х-51, и не повторит её судьбу. Внешний вид ракеты «Циркон» неизвестен, потому реконструируют его обычно как «брата-близнеца» Х-51 Другим путём развития гиперзвука в текущий момент являются гиперзвуковые планирующие боевые блоки ракет. По сути любая современная баллистическая ракета развивает гиперзвуковую скорость этот факт использовали, чтобы назвать гиперзвуковым оружием обычную ракету воздушного базирования «Кинжал» , и вопрос тут только в маневрировании. Боевые блоки ещё в 70-е годы научились ограниченно маневрировать в горизонтальной плоскости — теперь пришло время для вертикального манёвра и продолжительного горизонтального планирования. Схема применения гиперзвукового планирующего боевого блока У нас и в Китае подобные боевые блоки разрабатываются для МБР, а в США, судя по всему, делают ставку на оснащение такими блоками ракет малой и средней дальности. Из всего возможного гиперзвукового вооружения это семейство ближе всего к принятию на вооружение. Но планирующий боевой блок стоит максимально далеко от гиперзвуковой авиации — у него куда более слабые требования по теплозащите, он не использует своего двигателя для создания тяги. Разве что опыт маневрирования на гиперзвуке мог бы пригодиться для проектов гиперзвуковых самолётов. Итоги достаточно неутешительны. Разговоров о создании гиперзвуковых самолётов даже не ведётся — всем понятно, что это дело не самого близкого будущего. И неясно, возможно ли вообще создание материалов нужных характеристик для конструирования подобных аппаратов. У гиперзвуковых крылатых и противокорабельных ракет по-прежнему существуют достаточно серьёзные проблемы, перспективы их совсем не очевидны.