Кто такие шурави.
Советский спецназ в Афганстане: «шурави», которых «душманы» боялись больше всего
Мы следили за событиями в мире с большим интересом. Китайско-вьетнамское противостояние разрешилось за короткий период времени. Вскоре после этого Афганистан попросил о поддержке. Когда я остался на сверхсрочную службу, у меня было предчувствие, что я окажусь на этой войне: и род войск подходящий, и опыт службы уже был. Так и получилось. После недолгой учебки сержант Санаров оказался в 66-й отдельной мотострелковой бригаде, которая за свои боевые заслуги в этой войне была удостоена звания Краснознамённой Ордена Ленина. С двоими из них Владимиру Санарову довелось служить в одной роте. Он был участником той боевой операции, где погибли эти парни, и хорошо помнит 16 мая 1983 года. Та, в которой был Георгий Демченко, прикрывала спецподразделение, ставящее передатчики, а наша группа должна была поддержать их.
Уже приближаясь к ущелью Гаджал в провинции Кунар, ротный заподозрил неладное, и мы под прикрытием другого взвода стали отходить. А взвод лейтенанта Георгия Демченко попал в окружение. Последнего тяжелораненого бойца командир взвода отнёс в расщелину, а сам стрелял, пока не кончились патроны. Бандитам так и не удалось взять в плен советского офицера: он подорвал себя и врагов оставшейся гранатой. Наших было семнадцать, а душманов — человек 400. Мой взвод находился недалеко, мы и вызвали подкрепление, чтобы забрать раненого и тела своих ребят. Его отцу, который разыскал многих сослуживцев сына, пришлось одиннадцать лет биться, чтобы подвиг Сергея оценили хотя бы посмертно. Владимир готов говорить о бригаде, о заслугах других, но о том, за что он награждён медалью «За отвагу», сказал кратко.
А вот среди ортодоксальных душманов, сражавшихся с теми, кого они считали захватчиками, во времена войны был в ходу враждебный лозунг: «Смерть шурави! В современном Афганистане назвать кого-то «шурави» — все равно что вручить ему медаль за отвагу и храбрость. Шурави, считают афганцы, никогда ничего не боятся. Это звание посолиднее генеральского будет. Есть в этом слове отголосок не свойственной жителям Афганистана сентиментальности, некоторая дань уважения к тому, кто по сути своей является врагом. Точно так же два одинаково сильных зверя, столкнувшихся в смертельной схватке, смотрят друг на друга — с уважением.
Такое отношение свойственно для колоритной страны, где война есть лишь постоянное упражнение духа и тела, где не только умеют драться до последнего, но также ценят широту души, человечность и доброту. Шурави возводили в отсталой стране заводы и госпитали, открывали школы для детей, прокладывали в непроходимых местах дороги. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом. Сюжет боевика прост и сложен одновременно: москвич Николай оказывается в плену. Ни угрозы физической расправы, ни уговоры, ни посулы не могут заставить героя изменить присяге и забыть свой воинский долг. Он вынашивает мысль бежать из заточения, чтобы сообщить своему руководству о планируемом нападении на стратегически важный объект.
И в итоге это ему удается. Шурави и такой сложной ситуации оказался на высоте. Бача: столкновение смыслов А вот история термина «бача» гораздо более сложна. В ряде восточных культур есть традиция воспитывать мальчиков на манер девочек. Для Афганистана, не стряхнувшего с себя путы средневековой эпохи, характерна другая традиция. Здесь нередко воспитывают девочек так, как положено взращивать мальчишек.
Все дело в том, что в этой азиатской стране дети мужского пола по-прежнему ценятся больше, чем девочки. Чтобы как-то повысить свой социальный статус, родители в семьях, где рождаются только девочки, применяют уловку: одна из дочерей становится «бача пош». Что это значит? Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды.
Confident Marcus Всё познаётся в сравнении. После ухода из Афгана шурави прошло более 30 лет, а афганцы в большинстве лучше жить не стали. Я был у тебя без приглашения Не в гостях Я никогда не забуду эту луну… Огромный диск над минаретом И уже никогда не стану другим — Как и призыв муэдзина к намазу, Разносящийся эхом в горах… … Бисмилля-Я у иль раха-А иль рахИм… Я развожу посты по горам.
Сегодня оружие можно не брать: У вас Ураза — Байрам Сегодня никто не будет стрелять Я хотел бы поздравить вас Но не знаю как Ведь я не убийца, я — солдат Но у него в руках автомат И у меня в руках автомат В меня стреляют, и я стреляю Иначе не получается, Брат А помнишь тот царандоевский пост? На дороге из Хайраханы в аэропорт Это даже не пост, а будка из глины И ты просил меня кому-то помочь Я помог. Ты предлагал мне деньги — афгани Но я не брал. И тогда ты достал водку На столе — сушёная соя И мы пили эту водку с тобой Нарушая все наши законы: И твой. И мой. Кабул, Хайрахана, 84-й год… Это я, шурави - лейтенант… Царандой-лейтенант, Ты помнишь тот пост?
Отражение темы "шурави" в культуре Образ "шурави" получил широкое отражение в произведениях культуры: Художественные и документальные фильмы "Шурави", "9 рота".
Песни военных лет "Афганистан", "Время колокольчиков". Литература произведения о войне А. Проханова, В. Кононова и др. Ветеранами афганской войны создаются клубы и музеи, где собираются и экспонируются материалы о "шурави". Это дань памяти всем, кто прошел через эту войну. И в наши дни слово "шурави" остается узнаваемым не только на постсоветском пространстве, но и в самом Афганистане.
Оно является частью устной и культурной памяти о советском присутствии в этой стране. В современном русском языке "шурави" также может употребляться как синоним слова "советский" в историко-культурном контексте либо по отношению к ветеранам той войны.
Кто такие шурави и бача?
Наиболее эффективным средством вооружения стали вертолеты, но вооруженные гранатометами моджахеды часто сбивали их в дневное время, поэтому летать приходилось ночью. Пик военных действий пришелся на середину 80-х годов Разбросанные по территории Афганистана советские военные посты и базы нуждались в постоянном снабжении, осуществляемым автотранспортом. Нападение на военные колонны стало излюбленным средством борьбы душманов. Отличное знание родной земли способствовало использованию ими всех преимуществ горной местности. Крупные военные лагери, развертываемые афганцами в начале войны и уязвимые с воздуха, вскоре сменились небольшими, прячущимися в скалах лагерями. Большое количество добровольных помощников, снабжающих повстанцев информацией и продовольствием, глубокая религиозная убежденность в борьбе против «неверных», неприхотливость делали афганцев трудным противником. Слово «шурави» стало для них лозунгом освободительной борьбы.
Военные действия продолжались более девяти лет и унесли жизни почти миллиона афганцев. Правительство озвучило наши потери цифрой в 15 тысяч человек. В середине лета 1987 года новое правительство Афганистана предложило бунтовщикам мирное решение затянувшегося военного конфликта. По результатам соглашения, подписанного СССР в Женеве, 15 мая 1988 года начался организованный вывод войск с территории Афганистана. Девятью месяцами позднее, 15 февраля 1989 года ее официально покинул последний советский бронетанковый взвод. Эта дата вошла в историю Советского Союза как день окончания Афганской войны.
Эхо войны Некоторые местные жители, мирно настроенные к советским солдатам, и сейчас отмечают положительные следы советского военного присутствия в стране. Что такое «шурави» для них? Люди, принесшие на родную землю материальную и медицинскую помощь, построившие крепкие здания и проложившие хорошие дороги. Люди, которых до сих пор вспоминают добрым словом. Источник Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства.
Кабульскому эмиру тогда подчинялись далеко не все местные племена, но это не мешало ему оказывать отчаянное сопротивление британским вторжениям. Англия тогда считала, что земля горных кланов должна надежно прикрывать от россиян Индию — бриллиант в короне британской империи.
Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг.
Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны. В культуре О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы, написаны песни, книги, патриотические клубы создают музеи. Юрий Шкитун, группа «Каскад» — «Виват, шурави!
В условиях секретности это внесло настоящую сумятицу в стан врага. Моджахеды путались в названиях, удивлялись, чем один Spetsnaz отличается от другого, но особенно пугались количества отрядов специального назначения, которые дислоцировались по всей территории Афганистана. Советские спецподразделения могли за сутки покрывать огромные расстояния и наносить удары в самых неожиданных местах. По признаниям пленных душманов из воспоминаний Александра Лазаренко, командовавшего отрядом «Каскад» , у них порой создавалось впечатление, что они воюют с целой армией спецотрядов. Не числом, но умением На самом деле общая численность бойцов спецподразделений никогда не превышала 3 000 человек. В 1985 году разрозненные отряды объединили в группу, главной задачей которой стал контроль границы и уничтожение караванов из Пакистана. Как отмечает журналист Эдуард Жирарде, немало поездивший по Афгану в годы войны, спецназовцы справлялись с поставленной задачей на отлично, действуя «быстро, тихо и смертоносно».
Для полевых командиров и вожаков караванов встреча со спецназом была смерти подобна. Так за один рейд в декабре 1985 года они уничтожили более 80 и ранили 60 моджахедов.
Я наравне со всеми брал пулемёт, полный эрдэ весом в 40 килограммов. Десантура потому и приравнена к отборным войскам, что здесь каждый должен овладеть особыми навыками. Я ни в коем случае не хочу принизить кого-то из других родов войск. На войне каждый выполняет свою задачу. Кто-то в небе, кто-то на земле, а десантник обучен для близких боёв, в тех же ущельях, куда с техникой не сунешься.
А в соседней был подобный случай. Бригадир приказал его по старинке сквозь строй пропустить. Только не шпицрутенами били, а просто плевали ему в лицо. Подразделение у нас сильное было, может, потому и погибших меньше, чем в других частях. Владимир Санаров пробыл в Афганистане два года и четыре месяца. Не было подходящей замены. После этого он ещё пять лет служил, иногда его знания и опыт использовали для тренировки бойцов, направляемых в горячие точки Анголы и Мозамбика.
Ветеран очень сожалеет, что их, прошедших Афганистан, не задействовали с самого начала чеченской войны. В этой автономной республике были свои ветераны Афганистана, сообща наверняка удалось бы договориться миром решить все спорные вопросы, не поддавшись на провокации чеченских и российских милитаристов, разных внешних подпевал типа Хаттаба. А в заключение фронтовик Афганской войны сказал: — Не верьте, когда нынешние политики говорят, что война была напрасной. Мы там защищали южные рубежи нашей Родины, отстаивали своё право и право рядовых афганцев на нормальную жизнь. Советский Союз был мощью.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Подкаст «Шурави»
- Шурави,что такое Афган
- "Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова
- Кто такие шурави и бача?
Евгений Сатановский: «Шурави» были лучшими врагами Афгана
Позже отремонтировали, однако его по-прежнему именуют «тоннелем шурави». Кто такие шурави в афганистане. Легенда была простой и действенной: шурави — тоже люди, им нужны американские сигареты, которые не завозят в магазины Военторга. 25 декабря 1979 года лет по просьбе правительства Демократической республики Афганистан (ДРА) на её территорию был введен ограниченный контингент Советской Армии. За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. человек, среди которых военнослужащие. На первой странице новости: «Русские требуют для талибов официального открытия представительства в Пакистане» и рядом «Русские предоставили талибам современное оружие и артиллерию». Кто такие шурави и как афганцы называют русских?
Происхождение афганского шурави от тотема
Годы откровенного бандитизма и приспособления к политике дикого капитализма. Новые песни. Новые герои. В малиновых пиджаках. Новые машины. Новое — всё. И ощущение свой ненужности в своей стране. Это — хуже, чем подлость человеческого предательства.
Это — ещё хуже, чем рюкзак, в 50 килограммов, за плечами. Это — падение в пропасть животной свирепости. Когда видишь сытые рожи. Выполняющие обряд празднования даты вывода Советских войск из Афганистана. Прибывающие в парк на элитно дорогих машинах, с затемнёнными стёклами. Потопчутся они по сцене, перед микрофоном — на её середине. Пощебечут, по очереди, бравурно, легковесными фальшивыми словами, об афганском конфликте.
Один из ораторов прилюдно прослезится. Посопит нежданными соплями в носу, хилый трусливый сопляк. Наверное, боязно стало, стыдно, когда разглядел перед собой скопление совести. Как памяти. Обогащённой моральной оценкой происходившего с ними в их жизнях. Мужчин, стоящих тесной толпой. Братство воинов-афганцев.
Внутреннее подтянутых. Постаревших, поседевших. С непокрытыми головами. Многие — в куртках нараспашку. Видны тельняшки — нательное бельё десантников. Заметны в толпе инвалиды, в инвалидных колясках. Которые подкатили к импровизированной трибуне всегдашние надёжные товарищи по службе.
А из радиорубки гремят афганские песни. Самодельные самиздаты. Под гитару. Их писали ребята-афганцы. Обо всём. Но с главным в текстах: о жизни. Она гудит на боковой аллее парка.
Там — солдатские полевые кухни. С дыщащими жаром-паром алюминиевыми котелками. С рассыпчатой солдатской кашей. Слюни текут, такой аппетитный аромат плывёт над парком. Полевой кулеш, с кусочками распаренного мяса, внутри каши. Обязательные боевые 100 граммов водочки. Товарищ, на Родине же мы… Не победа… Да жизнь на кровавые куски исполосована.
Да помянуть же ребят своих надо… Страшное время пережили… Рожи со сцены, кто заметил? Не оглядываясь. Не пошли брататься в афганский народ. Силища есть он, даже и в старости. К мальчишкам в военных формах, утрамбовавшим своими юными, два десятка, от силы, жизнями афганские дороги. Наверное, горы той далёкой, мало известной страны, будут всегда помнить привкус горячей крови наших бесстрашных пацанов. Повезло тем, кто выжил.
Донецкие — тоже были в Афгане. Многие туда уезжали из Донбасса молодыми и здоровыми хлопцами. Часть — вернулись Другие возвратились домой грузом 200. Когда, идя по одной из улиц Донецка, услышала афганскую песню. О той далёкой войне. Пошла на голос мужчины. Который песню эту пел.
Замедлила шаг, соображая: что там, впереди происходит? Мужчина, по возрасту более, чем средний, в современной военной форме, пел.
Это отмечают многие эксперты.
Откуда берутся такие безжалостные «универсальные солдаты»? Мир Украина. Поле химических экспериментов Российское казачество веками стояло на охране рубежей страны, сегодня оно опять объединилось для службы в зоне СВО.
Авторы фильма побывали в расположении батальона «Крым», костяк которого составляют крымские казаки, но есть в нём также бойцы из Краснодарского и Ставропольского краёв и других регионов России. Россия Казаки С 2014 года Донбасс живёт двумя жизнями — военной и мирной. Особенно хорошо это заметно в Донецке.
Один квартал — под украинским обстрелом, а в другом, по соседству, люди гуляют с детьми, идут в магазин или ещё куда-то по делам. Фильмы о Донбассе Война и Мир 22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь была уничтожена фашистами. Жестокую расправу учинили гитлеровцы из штурм-бригады СС «Дирлевангер» и каратели из 118-го батальона вспомогательной охранной полиции, сформированного в Киеве.
Что это значит? Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу. Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами. О нем всегда говорят только с использованием мужского рода. С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности — природу не обманешь, в отличие от соседей которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош».
К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками. И меняют свойственную мужчинам свободу на девичью незаметность, стыдливость и скромность. В самом буквальном переводе «бача» с ударением на последнем слоге означает просто «парень», «пацан». В русском языке смысл слова «бача» был коренным образом изменен, оно получило самостоятельное значение. Оно значило что-то вроде «родной», «брат», «друг». Такое обращение бывших «афганцев» друг к другу стало символом единства и войскового товарищества. Те, кто прошел афганскую школу жизни, понимают друг друга, по возможности поддерживают. И многое прощают. Обращение «бача» стало одной из невидимых нитей, накрепко соединяющей тех, кто имеет право так называться.
Чествуя воинов, прошедших Афганистан, к ним в советских учреждениях и школьных актовых залах упорно применяли слово «ветеран». Но разве подходит этот термин для молодых ребят, которым и до сорокалетнего-то рубежа было далеко? Вот и прижилось в среде молодых ветеранов другое название — «бача». Источник Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к границам этого государства.
Связь понятия шурави с советской властью обозначилась еще в 1920, когда появилась Бухарская народная советская республика тадж. Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» [2] и другие приветствия адресованные советским гостям [3].
Кто такие «Шурави»?
Война глазами «шурави» — Жажда Новостей | 25 декабря 1979 года лет по просьбе правительства Демократической республики Афганистан (ДРА) на её территорию был введен ограниченный контингент Советской Армии. За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. человек, среди которых военнослужащие. |
15 февраля. Кто такие Шурави? | Сегодня, после вывода американских войск из Афганистана, слово «шурави» продолжает оставаться значимым для афганцев. |
"Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова | Россия — уникальная страна, многонациональная и многоконфессиональная, и те, кто совершил теракт в «Крокус Сити Холле», преследуют одну цель — разделить российское общество, нарушить его единство, привести к хаосу и смуте. |
ЭТО НАШИ! ЭТО «ШУРАВИ»! - РЖЕВСКАЯ ПРАВДА | Главная» НОВОСТИ» Аналитика» Чеченские «шурави». |
Война глазами «шурави» | истор. советский человек, советские люди (в речи афганцев) Шурави высоко оценивают этот кишлак! |
Шурави Владимир Санаров
Граждане Союза тогда стали частыми гостями на территории этого мусульманского королевства. Возникла необходимость как-то их называть. Поскольку в СССР было заявлено о формировании нового, советского, народа и это же название употреблялось в официальной переписке , его представители получили у афганцев имя шурави — «советские», от персидского и арабского слова шура, то есть совет. Все время, пока отношения двух стран оставались дружественными, такое понятие в глазах афганцев имело положительный оттенок. Еще бы, ведь шурави помогали им почти за бесплатно. Да и были совсем не такими надменными, как малахольные европейцы и американцы. Но с началом военного вторжения в 1979 году, значение термина поменялось на противоположное. У местных борцов за независимость, моджехедов, даже появился девиз — «Марг бар шурави» или «Смерть Советам». Несмотря на такой негативный смысл, национальное прозвище вполне восприняли и солдаты советской армии, которым вменялось в обязанность поддерживать хорошие отношения с местными. Многие воины-интернационалисты продолжали так себя именовать и «на гражданке».
Слово понравилось еще тем, что оно объединяло всех граждан страны: русских, украинцев, татар, казахов и др. Надо сказать, после распада СССР и забвения коммунистической идеологии, в Афганистане продолжили по старинке называть своих бывших врагов шурави. Правда теперь такое название закрепилось исключительно за гражданами РФ. Ведь узбеки, таджики, туркмены и киргизы — это давние и хорошо знакомые соседи. Собственные имена у них имелись. Война 1979-1989 годов давно забыта, афганцы на русских за нее теперь и не думают обижаться. Поэтому и отрицательный смысл у прежней презрительной клички опять пропал. Шурави — это такие европейцы, которые ведут себя так же, как и азиаты. И они лучше, чем спесивые американцы и англичане, которые не считают другие народы равными себе.
Что означают слова — Шурави, бача, дукан, кишмишевка Салам, шурави! Уверен, что многие не однократно слышали это приветствие или встречали на страницах интернета. Сегодня я хочу вспомнить и рассказать подробности, и как звучит перевод. Ведь не все правильно понимают смысл слов или знают почему именно так прив етствовали жители Афганистана Советских солдат.
Несмотря на приказание, а затем и уговоры, Санька остался там. Навсегда девятнадцатилетним…Благодаря ему оставшиеся бойцы благополучно вышли в расположение своих войск. Я не знал этого парня, но запомнил его навсегда.
Житель с. Гехи Руслан Саралиев в свои восемнадцать лет попал сразу в Афганистан, прослужив зенитчиком ровно два года срочной службы. Он вспоминает, как после тифа он оказался в госпитале, ему предложили комиссоваться. При встрече со своими земляками он рассказал им об этом предложении. Вместе с ним в его части оказались шестеро чеченцев и четверо ингушей. Окончательное решение его было таким: «Я пришел сюда с вами и уйду, даст Аллах, домой вместе с вами». Там же, в госпитале, он познакомился с другим своим земляком, жителем с.
Чишки Саид-Селимом Эскиевым. Это была их первая и последняя встреча. Эскиев проходил службу на отдаленном посту возле населенного пункта Сураби вблизи афгано-пакистанской границы. Когда ему оставалось до конца срока службы два месяца, его отряд вышел на боевое задание. Когда у одного из впереди идущих под ногами раздался шелчок, Эскиев, не раздумывая, оттолкнул его и сам лег на мину, своей жизнью спасая товарищей… Билал Таташов вспоминает, как после его службы в Афганистане туда же, на срочную службу, был призван его младший брат Халил. Однажды во время сопровождения колонны он попал в ту часть, в которой служил Билал и встретил его сослуживца Юсуп-Хаджи из Гудермесского района. Когда я передавал свой ремень Юсупу-Хаджи, на нем было уже пять имен.
После общения с моим братом Юсуп-Хаджи подарил ему тот самый ремень, в свое время подаренный ему мною», — вспоминает Билал Таташов. Необходимо отметить, что спустя всего пять лет, уже во время боевых действий в Чеченской Республике, боевое братство оказалось сильнее политических предрассудков. Известно, что часть чеченских «афганцев» в период боевых действий на территории ЧР входили в состав незаконных вооруженных формирований. Однако это не мешало им поддерживать контакты с «афганцами» из регионов России, которые обращались с просьбами о поиске пропавших без вести солдат, а также военнослужащих, находившихся в плену. Боевое братство оказалось сильнее политических предрассудков. Так, например, ветераны войны в Афганистане с помощью своих боевых друзей-чеченцев оказали содействие в освобождении из плена майора Морозова и его группы из 50 человек. А вот как вспоминает майор Морозов, командир отряда 22-й обр спецназа ГРУ, плененный боевиками 8 января 1995 года в горах вблизи с.
Комсомольское, о встрече с чеченскими «афганцами» в журнале «Братишка» за январь 2010 года: «В первые дни меня допрашивали начальник разведки и начальник контрразведки Шалинского района. Оба в прошлом военные, служили в Афгане. Сидим в камере. Заходят: «Морозов, пошли». Ну, думаю, начинается. Выходим из здания департамента госбезопасности Шалинского района, раньше там милиция была. Они мне так, негромко: «Ты только веди себя спокойно, не дергайся».
А выглядим мы почти одинаково. Все в камуфляже и в черных вязаных шапочках. Я за несколько дней уже оброс. Выходим, пересекаем площадь и заходим в кафе. Садимся за стол.
И так далее. Сейчас ДСНК в руинах.
И, по меткой оценке афганцев, его нынешнее состояние очень напоминает развалины былой дружбы между нашими странами. Почти все связи порваны, вместо сновавших повсюду в Кабуле "шурави" в городе сейчас в великом множестве суетятся представители США и других стран, входящих в "антитеррористическую коалицию". А на улицах города - уже не советские бронетранспортеры, а американские, итальянские, германские и так далее. На мой взгляд, "наши" в свое время все-таки не выглядели столь угрожающе. Все-таки из их люков, как теперь, не выглядывали неподвижные фигуры пулеметчиков. Но, как выясняется, все не так уж однозначно. С говорящими по-русски афганцами во время поездки мне довелось встречаться повсюду - в армии, различных министерствах, ведомствах.
И несколько раз, как много лет назад, некоторые афганцы приветствовали меня фразой: "Здравствуй, товарищ". Она заучена давно, прочно запала в память и автоматически вылетает из уст каждый раз при виде "шурави". Выяснилось также, что немало говорящих по-русски афганцев занимают сейчас высокие посты. И они вовсе не забыли время учебы в СССР. Даже с теплотой. Особенно, если они учились в СССР. Затем училась в аспирантуре в Ленинграде.
Не в Санкт-Петербурге, а именно в Ленинграде, еще в конце 1980-х годов. По специальности она филолог и преподаватель русского языка. Шахир Коргар также учился в Ленинградском государственном педагогическом институте имени Герцена. Получил диплом историка. Сейчас Хосан Бано Газинфор - министр, возглавляет афганское министерство по делам женщин. Она единственная женщина-министр в Афганистане.
Другие страны тоже помогали афганцам, но советская помощь составляла более половины всех иностранных инвестиций. За экономическим влиянием, как водится, следовало влияние политическое: каждый пятый афганский студент, обучающийся за рубежом, учился в Советском Союзе, там же проходили подготовку тысячи военных специалистов. С середины 1960-х годов начала оформляться левая оппозиция, в 1965 году была основана марксистско-ленинская Народно-демократическая партия Афганистана НДПА , в итоге пришедшая к власти.
Но они достаточно быстро поняли: его политика в сущности мало отличается от предыдущего властителя, к тому же он отдает предпочтение не СССР, а западным странам. Не устраивал большинство представителей оппозиции и пуштунский национализм главы государства. НДПА начали планировать захват власти, рассчитывая на поддержку соседей с севера. Напротив, в КПСС старались предупредить союзников, что в столь нестабильной обстановке переворот опасен, — общество все больше поляризовалось, разделяясь на исламистов и коммунистов. Но даже если афганским социалистам не обещали прямой поддержки, им достаточно было знать курс внешней политики Советского Союза: революционеры в Анголе, Эфиопии, Мозамбике и других странах третьего мира получали от большевиков все, что требовалось для установления социалистического режима. Кроме того, о готовящейся революции в СССР знали заранее — но афганские власти этой информации не получили. Радикальные социалисты хотели смены власти насильственным путем, умеренные — мирного переворота. В ходе протестов в 1978 году арестовали всех основных лидеров движения, и возможностей для мирного пути не осталось. Большая часть министров и военных многие из которых обучались в СССР поддержала революционеров.
Дворец Дауда взяли штурмом, президента, его семью и приближенных убили. Через три дня после революции Советский союз признал новое правительство. Тернистый путь к социализму Придя к власти, Тараки объявил, что дальше страна пойдет в светлое социалистическое будущее по пути марксизма-ленинизма. В Москве в тот момент верили в возможность прыжка из феодализма в социализм, поэтому новую политику всячески поддерживали. В Афганистане были открыто сформированы представительства КГБ, в которых работали советские специалисты. Реформы новой власти были типичными для любого коммунистического режима. В рамках борьбы с неравенством государство обрушилось на землевладельцев — не только на крупных, но и на средних, которых среди пострадавших от перераспределения ресурсов было большинство. Специальными декретами упразднили ростовщичество; предоставили женщинам равные права с мужчинами, а это означало совместные школы и отказ от хиджабов; установили минимальный возраст вступления в брак. Коммунисты отменили принудительные замужества и обычай махора выкупа за невесту — традиции, корни которых уходили в века.
Консервативное, бережно хранящее свои традиции население реагировало на перемены ожидаемо и весьма радикально: в первые же месяцы новая власть столкнулась с вооруженным сопротивлением, которое становилось все более жестоким, постепенно перерастая в гражданскую войну. Руководство, фанатично верившее в скорое достижение социализма, отвечало репрессиями, подключая к подавлению восстаний армию. Те афганцы, кто не ушел в горы с оружием, бежали из страны целыми кишлаками — за годы власти НДПА из Афганистана уехало около миллиона человек. Солдаты и офицеры массово переходили на сторону антиправительственных группировок. Те же все увереннее двигались к радикальным исламским позициям, при поддержке из Ирана и Пакистана, деньги на которую выделяли США. Праздник для солдат в афганском Шиндаде, октябрь 1986 Фото: AP Репрессии все больше напоминали сталинский террор: они затронули не только противников власти, но и умеренных социалистов. Бабраку Кармалю, лидеру умеренной фракции, пришлось бежать из страны. Советские деятели поняли, что премьер Хафизулла Амин — опасный и непредсказуемый фанатик, и попытались его устранить руками Тараки, но в результате Амин выжил при покушении, сместил Тараки и организовал его убийство. Гибель афганского коллеги шокировала советское руководство, особенно — Леонида Брежнева.
Продолжая просить у них помощи и ввода войск, он одновременно стал налаживать отношения с Пакистаном, надеясь в итоге изменить курс страны и получить поддержку США. С этим лидеры Советского Союза смириться не смогли. Вскоре после штурма дворца и убийства Амина в Кабул в сопровождении советских танков въехал Бабрак Кармаль , лидер умеренных социалистов и новый глава афганского государства. Одновременно входивший в страну так называемый «Ограниченный контингент советских войск в Афганистане» ОКСВА насчитывал по официальным данным до 108 тысяч солдат. Партизаны Аллаха Местные, измученные гражданской войной, поначалу встретили войска СССР радостно — кое-где их вышли приветствовать с цветами и флагами, — однако такое отношение продержалось совсем недолго. Первый бой афганцы дали уже в начале января — артиллерийский полк в кишлаке Нахрин поднял мятеж и убил советских военных советников. Восстание жестоко подавили — это стало первым, но отнюдь не последним эпизодом из тех, что толкали население на джихад. Племена Афганистана воевали отнюдь не только с иностранными захватчиками — всю историю пуштуны и другие воинственные народности, живущие в этих выжженных солнцем горах, периодически устраивали кровавую резню между собой. Традиции кровной мести и стычек между племенами мешали афганцам как следует объединиться даже тогда, когда против их устоев пошло войной государство с радикальными социалистами у власти.
Однако полноценное вторжение Советского Союза — враждебного не только идеологически, но и религиозно — заставило народные массы сплотиться под черным знаменем джихада, священной войны против неверных.
Советский спецназ в Афганстане: «шурави», которых «душманы» боялись больше всего
«Шурави»: что бывшие «душманы» говорят о советских солдатах | советских солдат – в стране остались микрорайоны с многоэтажками, дороги, электростанции. |
Виват, дорогие мои шурави - Новостной портал | Среди моджахедов был популярен девиз "Марг бар шурави", что означает "смерть Советам". |
Кто такие шурави и бача? | 25 декабря 1979 года лет по просьбе правительства Демократической республики Афганистан (ДРА) на её территорию был введен ограниченный контингент Советской Армии. За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. человек, среди которых военнослужащие. |
Чеченские «шурави»
Как отмечает журналист Эдуард Жирарде, немало поездивший по Афгану в годы войны, спецназовцы справлялись с поставленной задачей на отлично, действуя «быстро, тихо и смертоносно». Для полевых командиров и вожаков караванов встреча со спецназом была смерти подобна. Так за один рейд в декабре 1985 года они уничтожили более 80 и ранили 60 моджахедов. А операция в мае 1987 года аукнулась душманам уже 187 убитыми. При этом сам спецназ потерь почти не нес. А случай 30 ноября 1984 года был и вовсе поразительный. Тогда один из отрядов «Каскад» атаковал пакистанский спецназ — «Черные аисты» — под командованием будущего террориста номер один Усамы бен Ладена.
Попавшие в засаду 23 «каскадера» отбивались всю ночь — до прихода авиаподдержки. Итогом боя стали 372 убитых «аиста» и захваченный арсенал с оружием.
Он по-прежнему именуется местными жителями "тоннелем шурави". Однако американцы начали чистку рядов афганской армии от бывших выпускников советских военных учреждений, заменяя их кадрами, прошедшими подготовку на базах США. США потратили около триллиона долларов на восстановление страны и переоснащение афганской армии. Как отмечают американские СМИ, эти деньги были разворованы афганскими чиновниками, полевыми командирами и наркомафией.
При этом американские военные всячески пытались вытравить из памяти афганцев хорошие воспоминания о пребывании здесь советских войск. Многие россияне, посетившие Афганистан в 2000-х, с сожалением отмечали, что статус "шурави" уже не имеет того значения, как в 1990-х. В 2010 году журналист Равшан Темуриен, работавший переводчикам во время Афганской войны, в интервью информационному агентству "Фергана" отмечал, что после девятилетнего нахождения американских войск в Афганистане можно провести сравнение с аналогичным периодом пребывания в этой стране ограниченного контингента советских войск. И это сравнение, со слов Равшана, почти всегда не в пользу США. Афганцев очень сильно раздражают методы войны, исповедуемые коалицией.
Пленные душманы рассказывали, что за голову Керимбаева «Панджшерский лев» Ахмад Шах Масуд назначил награду в миллион долларов. Тактика бойцов советского спецназа, заимствованная у душманов, на примере последнего боя Амангельды Жантасова состояла в следующем: для уничтожения банды моджахедов спецназовцы заняли высокогорные позиции над тропой, по которой должны были пройти «духи», в несколько ярусов — одна группа над другой. Подобное рассредоточение увеличивало обзор местности и, соответственно, сектор ведения огня. Кроме того, уменьшалась вероятность поражения сразу нескольких спецназовцев от взрыва гранаты или мины — радиус действия их осколков, как правило одноуровневый. Зная об отличной ориентировке душманов в условиях горной местности, Жантасов приказал открыть огонь по группе моджахедов со сравнительно дальнего расстояния.
Ближе, на бросок гранаты, «мусульмане» противника не подпускали. Спецназовцы не позволяли «духам» рассеяться, били в основном одиночными — берегли патроны до подхода основной роты. Когда моджахедов обстреляли два советских МИ-24, душманы стали отходить.
С появлением первых «красных тюльпанов» советские бойцы и офицеры стали носить на постоянке резервную гранату «Ф-1». Весной 1987 года наши контрразведчики узнали, что агенты ЦРУ решившие сначала подсадить воинский контингент «комми» на наркотики, а потом запугать его «красными тюльпанами» назначили встречу группе полевых командиров неподалеку от Джелалабада. К моменту начала совещания первая группа спецназа ГРУ закрепилась на главенствующей над аулом вершине, а вторая перекрыла единственный выезд из селения. В ходе молниеносной атаки бойцы «единицы» перебили 30 моджахедов, а «двойка» сожгла «шмелями» две машины с цээрушниками успевшими драпануть из аула. Прорвавшийся из засады американский джип уничтожил дежуривший «низенько-низенько» «крокодил» Ми-24, оперативно наведенный спецназовцами на особо прыткую цель.
В культуре
- Большая Игра
- Литературные дневники / Стихи.ру
- Предыстория войны
- Салам шурави перевод с афганского - Научные работы на
Кто такой шурави в Афганистане: история и значение
«советский») - разговорное название наших солдат среди местных жителей, часто использовавшееся с уважительной интонацией. Название произведения: Кто такие ШуравИ? Шурави,что такое Афган – 21 просмотр, продолжительность: 03:12 мин. Смотреть. служить или честно трудиться «на гражданке». Несмотря на жестокое противостояние с «шурави», тех из них, кто соглашался стать мусульманином, они легко принимали в свои ряды. Россия — уникальная страна, многонациональная и многоконфессиональная, и те, кто совершил теракт в «Крокус Сити Холле», преследуют одну цель — разделить российское общество, нарушить его единство, привести к хаосу и смуте.
Афганистан: шурави «слабого пола» в горах Гиндукуша покоряли ханов и полевых командиров
О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы («Шурави»[2]), написаны книги[3], патриотические клубы создают музеи[4]. Ещё одна плохая новость и опасность. Шурави. 25-летию вывода советских войск из Афганистана посвящается эфир радио «Комсомольская правда» [аудио]. Парадоксально, но факт: шурави были для миллионов афганцев одновременно противником и другом.
Происхождение афганского шурави от тотема
Шурави что значит с афганского Кто такие шурави и бача 1000vladimir Шурави СССР Средняя Азия Афганистан Афганцы youtube Виват в исполнении легендарной группы Каскад Расскажем афганистане агностики чем суть их взглядов Тест Выбери ты увидела на картинке а мы. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Кто такой шурави в Афганистане: история и значение. Сегодня "шурави" называют себя и ветераны афганской войны, считая, что они до конца честно и в соответствии с присягой, и воинским долгом, делали свое дело. так называли советских солдат, воюющих в Афганистане во время афганского конфликта в 1979-1989 гг. Слово происходит от арабского "совет" - " شورى", произносится как «шура», а также созвучно персидскому "شوروی, šouravī", тоже имеющему значение "советский". служить или честно трудиться «на гражданке». Сервер предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной прозы.