Масленица – 2023: как отметить праздник и испечь самые вкусные блины. С 11 по 17 марта в нашей стране проходит масленичная неделя. Городская библиотека №3 рассказала, как правильно провести первый день Масленицы - «Встреча». Анна Маркс Председатель Совета местного отделения Движения Первых Карасукского района поприветствовал гостей и поблагодарила за активное участие. Масленица была «сдвинута» во времени, чтобы она, во-первых, не совпадала с языческим празднованием и, во-вторых, не попадала на христианский пост, когда праздновать запрещено.
Масленичная неделя... День первый - Встреча
Главная» Лента новостей» Общество» Встречаем первый день Масленичной недели. Один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России – это Масленица, она отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. В последний день масленичной недели проводился ритуал проводов Масленицы с обязательным сожжением чучела Масленицы. Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Самые интересные народные приметы на Масленицу собраны в этой статье. Масленица была «сдвинута» во времени, чтобы она, во-первых, не совпадала с языческим празднованием и, во-вторых, не попадала на христианский пост, когда праздновать запрещено.
Самое читаемое
- Блины как неотъемлемая часть праздника
- Первый день Масленицы
- Главные новости
- Ранняя масленица. » Пятый канал-официальный сайт
- Масленица: история, обряды и обычаи
Масленичные гуляния прошли в селе Атнары
Почему после Масленицы не приходит весна? | Самая ранняя Масленица приходится на конец января — начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя — на конец февраля — начало марта. Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже исключалось из пищи. |
Как отметили Масленицу в России и за рубежом — все новости | Первый день Масленицы: Встреча масленичной недели в понедельник. |
Масленичная неделя... День первый - Встреча
Но за день до этого тёща должна была обеспечить зятя всем для угощения - вплоть до сковороды, кадки и черпака для приготовления блинов. В субботу — «золовкины посиделки». Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.
Последний день Масленицы - «прощеное воскресенье», или «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.
После бурного веселья последней перед Великим постом недели обычай просить прощения помогал ощутить переход к серьезным духовным задачам, к строгим семи неделям, продолжающимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе. Казалось бы, что может быть проще, чем испечь блины. Но как бы не так!
Главному угощению на Масленицу всегда придавалось особое значение. Приготовление блинов было настоящим таинством, и каждая хозяйка хранила свои секреты. Истинно русские блины всегда готовились из дрожжевого теста , и их приготовление занимало немало времени.
И сейчас каких только блинов не пекут хозяйки. Здесь и толстые блины и тонкие ажурные блинчики, блины с припеком и блины с различными начинками. Не остаются в стороне воздушные оладьи, баранки, медовые пряники и, конечно же, любимые всеми пироги.
Сегодня мы используем и другие способы приготовления блинов с добавлением в тесто соды, кисломолочных продуктов, сыворотки и т. Готовят блины из разного вида муки и часто из смеси нескольких ее видов. Это блины пшеничные, гречишные, пшенные и тому подобное.
Вот несколько вариантов приготовления блинов, которые пришли к нам из старинной русской кухни. Блины пшеничные красные Потребуется 4,5 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока, 25 г дрожжей, 25 г сливочного масла, 100 г сливок, 2 яйца, 2 ч. Половину муки, дрожжи, масло растворить в молоке, дать подойти.
Тесто взбить, добавить остальную муку, соль, желтки, растертые с сахаром, вновь взбить, ввести взбитые белки и сливки, дать подойти и затем печь. Блины пшенные Потребуется 1 л воды, 400 г пшена, 400 г пшеничной муки высшего сорта, 400 г гречневой муки, 25-30 г дрожжей, 2 ч. Пшено промыть 5-7 раз в кипятке, залить водой, сварить жидкую кашицу, хорошо разварив пшено, остудить.
Объем кашицы должен быть равен 1 л.
Часть персональной информации может быть предоставлена банку или платежной системе, в случае, если предоставление этой информации обусловлено процедурой перевода средств платежной системе, услугами которой Пользователь желает воспользоваться. Сайт прилагает все усилия для сбережения в сохранности личных данных Пользователя. Личная информация может быть раскрыта в случаях, описанных законодательством, либо когда администрация сочтет подобные действия необходимыми для соблюдения юридической процедуры, судебного распоряжения или легального процесса необходимого для работы Пользователя с Сайтом. В других случаях, ни при каких условиях, информация, которую Пользователь передает Сайту, не будет раскрыта третьим лицам.
Коммуникация После того, как Пользователь оставил данные, он получает сообщение, подтверждающее его успешную регистрацию. Пользователь имеет право в любой момент прекратить хранение информации о себе на сайте, о чем он должен отправить соответствующий запрос на e-mail rtishevolib yandex.
Парни надевали крытые шубы; за отсутствием своей даже брали напрокат, потом отрабатывали. Старшие собирались смотреть на катающуюся молодежь, беседовали. Катанье, как и хоровод, было окружено определенной атмосферой внимания старших, в которой формировалось общественное мнение. В Тамбовской губернии материалы Борисоглебского уезда катанье на лошадях также было принято в течение последних трех дней масленичной недели. Местами оно делилось на две части: сначала разъезжали отдельными упряжками или поездами из нескольких саней; потом совершался общий съезд в каком-либо местном центре.
Так, в Ильинской волости Ростовского уезда Ярославской губернии , где Масленицу праздновали с понедельника, кататься начинали в четверг: молодежь и мальчишки запрягали по очереди лошадей в розвальни и, ввалившись целой ватагой в сани, с песнями ездили по соседним деревням. Здесь, как и повсеместно, обязательным было участие молодоженов в масленичном катанье. Сани с молодыми встречная толпа останавливала по нескольку раз в каждой деревне и «заставляла здороваться, то есть целоваться». Вторая часть катанья наступала в последнее воскресенье Масленицы —«прощальное», в середине дня: в селе Ильинском собиралась молодежь со всей волости. Те, кто имел хороших лошадей и нарядную упряжь, разъезжали по селу, а те, кто не имел, водили хороводы с песнями и под гармошку. Катанье на лошадях, как и все гулянье приезжей молодежи в селе, проходило только днем и заканчивалось внезапно, как бы по сигналу. Сигналом служил первый удар колокола к вечерне.
После него, как писала в Тенишевское бюро сельская учительница Краснораменская, все «буквально бросаются из села и гонят обыкновенно как на пожар, так что в какие-нибудь 5—10 минут в селе не остается ни души, и наступает такая тишина, как в Великий пост». Поспешность разъезда была вызвана тем, что вечером «прощеного» воскресенья катанья, как и хоровод, считались уже. Для молодежи эта гонка из села по домам составляла острый заключительный этап праздничного катанья на лошадях, содержавший и элементы спортивного состязания. В пределах Ярославской губернии бытовал и иной вариант масленичного катанья, который отличался чисто женским составом катающихся. По материалам Пошехонского уезда он описан так: «в последние дни масленой недели после завтрака запрягаются тройками, парами и одиночками розвальни, пошевни, и в них бабы и девки, засевши целыми кучами, чуть не одна на другую, разряженные и приглаженные, катаются нередко с песнями». В Череповецком уезде Новгородской губернии, где Масленица праздновалась только три дня пятница — воскресенье , и кататься начинали только в пятницу. Хозяева запрягали лошадей в сани, сажали множество желающих покататься — детей или молодежи — и разъезжали вдоль селения.
Для многих из молодежи масленичное развлекательное катанье на празднично убранных лошадях соединялось с поездкой в гости в другие деревни. В частности, молодые, повенчанные в последнее межговенье от Рождества до Масленицы , обязательно должны были уехать в гости к родным жены, где та оставалась гостить всю первую неделю Великого поста. Надо сказать, что сроки гостеваний вообще в крестьянской этике были достаточно четко определены традицией: кому и когда уместно приезжать в гости. В Тульской губернии материалы села Верхотишанка молодые на первой после своей свадьбы Масленице катались вместе с молодицами и девицами своего семейства. В четверг вечером или в пятницу утром их брали в дом к родителям молодой, где они гостили три дня, постоянно выезжая с песнями посещать других родственников. В Костромской губернии так же, на фоне катания всей молодежи от одной деревни к другой, новобрачные ездили на лошадях в гости к родственникам. Катанье на лошадях по улицам с песнями на Масленицу отмечено и в сообщениях из Воронежской губернии.
По материалам Тюменского уезда прослеживается четкая возрастная смена катающихся в течение дня: открывалось оно «катаньем детишек самого малого возраста, иногда грудных»,— детей закутывали в шубы, тулупы, одеяла, вожжи давали тоже мальчику. Позднее выезжала молодежь, среди которой центральное место занимали молодожены. Затем катались «большаки, кондовые и богатые крестьяне». С заходом солнца катанье прекращалось. Местами катанье на лошадях было принято и на Крещение. Так, в описании 1854 года, относящемся к слободам Петровка, Михайловка, Александровка и Воронцовка Павловского уезда Воронежской губернии, рассказано: на Крещение здесь запрягали с утра по паре, а иные крестьяне и по тройке лошадей, и «с колокольчиками под дугой» катались до вечера. Санное катанье на украшенных лошадях компаний нарядной молодежи, сопровождавшееся песнями, шутками, состязаниями в скорости, демонстрацией удальства прыжки в сани на ходу , было одной из ярчайших форм русской традиционной праздничной культуры.
Оно было воспринято от крестьянства всеми слоями населения, нашло отражение в лубке, народной и профессиональной живописи, вошло в фольклор и литературу. Уходившая корнями в далекое прошлое традиция праздничного катанья на лошадях вошла и в относительно поздний обычай проводов рекрута. В Пермской губернии район Верхней Камы , «... Некрут в середине, и поют. Едут верхами... При этом принято было петь рекрутские, солдатские и мужские протяжные песни. Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера.
Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице. Так, из Воронежской губернии село Архангельское, или Голышовка Каратоминского уезда в 1854 году сообщали в Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках. А описывавший быт русских колымчан 20-х годов XIX века путешественник Ф. Врангель с удивлением отмечал: «На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду». Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губернии большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов.
Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно. Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с «перекладками» поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега.
Новгородской губ. Хозяева запрягали лошадей в сани, сажали множество желающих покататься — детей или молодежи — и разъезжали вдоль селения. Для многих из молодежи масленичное развлекательное катанье на празднично убранных лошадях соединялось с поездкой в гости в другие деревни. В частности, молодые, повенчанные в последнее межговенье от Рождества до Масленицы , обязательно должны были уехать в гости к родным жены, где та оставалась гостить всю первую неделю Великого поста. Надо сказать, что сроки гостеваний вообще в крестьянской этике были достаточно четко определены традицией: кому и когда уместно приезжать в гости. В Тульской губ. Верхотишанка молодые на первой после своей свадьбы Масленице катались вместе с молодицами и девицами своего семейства. В четверг вечером или в пятницу утром их брали в дом к родителям молодой, где они гостили три дня, постоянно выезжая с песнями посещать других родственников. В Костромской губ. Катанье на лошадях по улицам с песнями на Масленицу отмечено и в сообщениях из Воронежской губ. По материалам Тюменского у. Позднее выезжала молодежь, среди которой центральное место занимали молодожены. Затем катались «большаки, кондовые и богатые крестьяне». С заходом солнца катанье прекращалось. Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор: от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице. Так, из Воронежской губ. Архангельское, или Голышовка, Каратоминского у. А описывающий быт русских колымчан 1820-х путешественник Ф. Врангель с удивлением отмечал: «На Масленице также веселятся и обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и льду». Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к Масленице большие искусственные горки. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного общения молодежи. В Архангельской губ. Четыре столба с настеленными досками и залитым водою снегом составляли верх горы — гузно. Скат — катище — делался тоже из досок, державшихся на подпорках с «перекладками» поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище продолжалось «улицею» раскатом , проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда «улицей» служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и «улицы» втыкали в снег елки. В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем. Катались здесь с горы на салазках, шкурах и рогожах. На санях — по одному, два, а иногда и по три человека. Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий — между ними. На кожах и рогожах скатывались по 4 — 10 человек. Парни катались также на коньках кониках и просто стоя — несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром. Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи постоянных пар — парня и девушки. Местами катанье парами считалось уместным в течение всей зимы, а не только на Масленицу. Из Орловского у. На скамейке катаются парень с девушкой. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Тем не менее, как писал житель с. Неделина Калужской губ. В Юрьевском у. Как только утром кто-либо появлялся на горе, на него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег. Во многих русских селениях Тверской губ. С первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня — «от мала до велика».
Активисты местного отделения Движения Первых провели праздник «Семейная масленица»
Масленичная неделя началась в России | Ранее при советской власти в стране масленица никогда не праздновалась. Инициатива и абсолютно полная заслуга в рождении этого праздника принадлежала Владимиру Ивановичу Немировскому. |
Марина Громыко. Масленица. Мир русской деревни. История России. Библиотека. | Порфирий Поздний откроет Масленичную неделю: первый блин есть самому запрещено. |
Масленица 2023: как ее провести правильно, что надо сделать, а что делать не стоит
Марина Громыко. Масленица. Мир русской деревни. История России. Библиотека. | По обычаю, в масленичный понедельник выпекали первый блин и мастерили чучело Масленицы. |
Масленица 2023: традиции, история, рецепты блинов | Масленица – один из самых веселых славянских праздников. В этом году масленичная неделя продлится с 11 по 17 марта. |
✅ Первая Масленица в СССР была проведена 19 марта 1967 г. | Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы. |
Масленица 2022: самое интересное о празднике
один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. Само название Масленица — это народное название Сырной седмицы, последней недели перед Великим постом. А также в последний день масленичной недели обязательно проводился ритуал проводов Масленицы с обязательным сожжением чучела Масленицы. Масленичная неделя проходит в два этапа: первые три дня отмечается узкая Масленица, последние четыре — широкая. Масленица пообещала помочь, а также просила передать жителям деревни, чтобы те готовили кушанья и ждали ее с хорошими новостями.
Широкая Масленица - 2023: история и традиции празднования
Оксана Головко Чучело масленицы: сжигать или не сжигать? На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний. Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психолог Екатерина Бурмистрова и протоиерей Максим Первозванский. Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен.
Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет — с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие. Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни. И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.
Тут есть ряд и других моментов. Если дети-дошкольники делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают — это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики. Для школьников вообще эта акция — бессмысленное действо на грани хулиганства, сродни поджиганию мусорных бачков и скамеек. Дохристианские времена прошли.
Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху. Екатерина Бурмистрова семейный психолог Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов. В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это — символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы — это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни.
Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как ни называй его — «Проводы зимы», «Сжигание зимы», — все равно это будет языческий обряд. Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют. Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае — что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма… Протоиерей Максим Первозванский Татьяна Ивашкова Масленица в христианскую эпоху После принятия христианства оказалось, что традиционное время праздника выпадает на Великий пост.
Поскольку праздничное разгулье противоречило духу поста, Масленицу пришлось сместить на последнюю предпостовую седмицу, смирившись с тем, что встреча весны теперь нередко приходится на лютую зимнюю стужу. В церковной традиции масленая седмица именуется сырной или мясопустной — поскольку в воскресенье происходит заговенье на мясо. В то время как улицы гудят весельем, церковные службы постепенно принимают постовой характер: так, в среду и пятницу не служится литургия, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, в воскресенье вспоминается Адамово изгнание из рая и совершается чин прощения. Считается, что эти семь дней должны быть посвящены не разгулу и обжорству, а примирению с ближними, прощению обид и подготовке к посту. Тем не менее, главными атрибутами народного праздника являются застолья и гулянья. Прощаясь на семь недель со скоромной пищей, за семь дней праздника люди стараются впрок наесться молочными продуктами, яйцами, рыбой — и, разумеется, главным блюдом, блинами.
Каждый день Масленицы имеет свое название и свое содержание. Впрочем, отсчет начинается еще в субботу — «малую Масленку». В этот день дети собирали по деревне старые лапти, подкарауливали на дороге возвращающихся с базара и били лаптями тех, кто не «вез Масленицу» — не запасся продуктами. Воскресенье посвящали визитам, в частности, тесть звал зятя «доедать мясо». Татьяна Ивашкова Гуляния на масленичной неделе Понедельник называется «встреча». В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости.
Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму Марена вместе с Ярилой ушли в отставку , с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник — «заигрыш». Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые. В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины. Четверг — «разгуляй», веселье достигает апогея.
В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу «тещины вечерки» чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу «золовкины посиделки» молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок. В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу — до следующего года.
Для организации праздника в Новосибирском Академгородке был создан целый штаб, было задействовано множество людей. Был подготовлен и спектакль «Левша». Необходимо было построить и ледяной городок и ледяную горку, поставить киоски с традиционными блинами и напитками, договориться о катании в санях на тройках, украсить улицы, подготовить разного рода соревнования и поставить само действие так, чтобы оно развивалось стремительно, чтобы было весело, интересно, забавно.
Масленица — это не просто дни, когда пекут блины. Многие люди сегодня и не подозревают, насколько глубока символика и семиотика этого праздника. Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Однако с принятием на Руси христианства все изменилось. Наши предки почитали Солнце, как божество, дающее Жизнь, и их праздники основывались на солнечном календаре, по которому Комоедица ныне - Масленица наступала в день Весеннего равноденствия, в 2015 году — это 20-21 марта. А потому логично встречать астрономическое начало весны именно в этот период, а не месяцем ранее, отталкиваясь от периода православного поста. Славяне не только прощались с Зимой и сжигали чучело Марены Зимы , именно в этот праздник славяне встречали новую жизнь, радовались новому солнцу, дню, когда земля оживает, и снег сходит с полей. Никто не заметил подмены? Ныне Масленица сырная седмица — это один из четырех праздников Русской православной Церкви, введенных христианами взамен прежних языческих великих солнечных праздников. Масленица была «сдвинута» во времени, чтобы она, во-первых, не совпадала с языческим празднованием и, во-вторых, не попадала на христианский пост, когда праздновать запрещено. Так как День весеннего равноденствия попадает на христианский Великий пост, Масленица сдвинута церковниками на последнюю неделю перед Великим постом и, по сути, утратила связь с космосом, природой, утратила свой древний смысл торжественной встречи астрономической весны.
А седьмой, самый важный день - Прощеное воскресенье. Верующие просят прощения друг у друга, а в храмах после вечерней службы совершается церковный чин прощения. В воскресенье еще разрешено употреблять продукты животного происхождения, а всю оставшуюся непостную еду необходимо доесть или раздать бедным. В завершение праздника сжигают соломенное чучело, прощаясь с зимними морозами. Чем сильнее пламя - тем скорее и теплее будет весна.
Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины
Первые три дня недели называются «Узкой Масленицей», а четыре остальных — «Широкой Масленицей». Масленица — один из самых популярных праздников, который возник во времена язычества, но сохранился до сих пор. Самая ранняя масленица. По обычаю, в масленичный понедельник выпекали первый блин и мастерили чучело Масленицы. От чего зависит день начала Масленичной недели, и как определить дату прихода Масленицы?
Дни Масленичной недели: названия и значения
- Смотреть сериал Праздники в хорошем качестве онлайн на сайте
- Масленица в Никола-Ленивце
- Масленичные гуляния прошли в селе Атнары
- Когда Масленицу празднуют в 2024 году
14 марта - Празднование Широкой масленицы
Соблюдение этой приметы позволяло сохранять достаток в доме. Также в первый день Масленичной недели нужно было заниматься хозяйственными делами, чтобы успеть к проводам зимы всё закончить. В 2024 году 11 марта совпадают два праздника первый день Масленичной недели и День Порфирия Позднего, потому накладываются друг на друга приметы и запреты. Нельзя будет заниматься следующими вещами: переедать, иначе настигнет длительная болезнь; пить спиртное и буянить, а то будут преследовать беды; ругаться матом, а то на языке вырастит болезненный типун; дотрагиваться до вербы, чтобы не пришла преждевременная смерть. У каждого дня Масленичной недели свои индивидуальный запреты.
Однако дарованный славянами-пращурами глубокий смысл празднования Масленицы все же сохранился. В последний день Масленичной недели, в воскресенье, проходили настоящие проводы Зимы, который в разных губерниях России заключался в сожжении соломенного чучела Масленицы Марены - в славянской мифологии богини зимней стужи, вечного сна, ночи и смерти. О древности Мары свидетельствуют и наши привычные слова "обморок" люди верили, что Мора садится на грудь человеку и вызывает дурные сны, а вместе с ними и удушье , "морочить", "марево", "мрак", "сумрак", "мор", "уморить", "смерть". В весенних обрядах западных славян Марена Морена, Мара — это воплощение смерти мора и зимы, чучело которого топили, сжигали, что призвано было обеспечить урожай и уничтожить холод, смерть. Чучело Масленицы везли участники масленичного «поезда».
В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу блины, яйца, лепёшки. Многовековой опыт предков дожил до наших дней и подарил нам возможность правильно встретить весну, новую жизнь, обрести новые надежды, пусть и нетерпеливо - на целый месяц раньше. Как мы уже сообщали, по всей Калуге пройдут масленичные гулянья с песнями , играми, танцами и угощением. Приобщитесь к одному из самых древнейших и веселых славянских праздников. Справка Второе название славянской Масленицы - Комоедица. Это сейчас такое слово вспоминают только в отдалённых деревнях Белоруссии, а раньше комами называли медведей. Косолапый считался родоначальником всех людей, олицетворял бога скота Велеса, и в Комоедицу ему преподносили подарки.
Блины из натуральных алтайских продуктов гости фестиваля могли попробовать не только с традиционными сметаной и мёдом, но и с алтайским сыром, вареньем, грибами и даже мясом марала. Кроме того, в день базовых рецептов посетители выставки продегустировали блины по традиционным рецептам: манные, овсяные скоромные, «ажурные», опарные, с припёком и многие другие. Одновременно гостям рассказали о богатых традициях Масленицы и, конечно, объяснили, почему первый блин непременно выходит «комом». Да нет: что значит — не получился первый блин? Да просто плохо смазали сковородку и недостаточно её раскалили. А вообще в древней мифологии был бог Велес, который мог принимать облик медведя, а тот, в свою очередь, скатывался с горы кубарем — комом. А Масленица в древности называлась Красная горка, и каждая хозяйка, когда пекла блины, то первый из них клала на подоконник как подношение предкам.
Женихи присматривали себе невесту. Если родители договаривались о браке, то свадьбу играли после Пасхи, на Красную горку. Среда — лакомка. В этом году будет 22 февраля. Зять идет на блины к теще. Заканчивается Узкая Масленица. Четверг — разгуляй. Выпадает на 23 февраля. С этого дня начинается Широкая Масленица с народными гуляниями. Работу по дому следует отложить. Настает время для катания на санях, кулачных боев, прыжков через огонь. Пятница — тещины вечерки.
Комментарии в эфире
- Комментарии в эфире
- Что обязательно надо сделать в первый день Масленицы: традиции «Встречи»
- Масленичная неделя
- Масленица: история, обряды и обычаи
- Масленица на Руси: история и традиции
Что обязательно надо сделать в первый день Масленицы: традиции «Встречи»
С понедельника по среду принято хозяйничать по дому, готовиться к гуляниям, а с четверга по воскресенье идет широкая Масленица. По обычаю, в масленичный понедельник выпекали первый блин и мастерили чучело Масленицы. Во вторник - смотрины. В среду теща угощала зятя блинами. В четверг начинались гуляния: кулачные бои, хороводы, катания на лошадях.
Масленица: от «Встречи» до «Разгуляя»!
Доброе утро. Фрагмент выпуска от 11.
Ну, и осуждение соседей, конечно же.
День 5. Тещины вечерки В пятницу уже зятю было положено со всеми почестями принять тещу. Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя. Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними, за какого хорошего парня выдала свою дочку.
День 6. Золовкины посиделки В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам — сестрам и родственницам мужа. Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать. Кроме золовок приглашали и подруг, и свою родню, причем, если сестры мужа были замужем, то подруг приглашали замужних, и наоборот.
Доброй приметой считалось сделать всем пришедшим в гости какие-то небольшие, но приятные подарки. Это интересно Православная церковь в масленичную субботу празднует Собор всех преподобных отцов — в этот день почитают всех, кто заслужил место среди святых своим монашеским подвигом. День 7. Проводы, или Прощеное воскресенье Самый важный день всей Сырной седмицы.
В воскресенье совершалось заговенье перед Великим постом. Верующие просили прощения друг у друга, а в ответ слышали «Бог простит, и я прощаю». В этот день было принято поминать усопших и посещать кладбища. Прощеное воскресенье — последний день, когда в пищу можно было употреблять продукты животного происхождения.
День открытия: встречающий понедельник Семейные узы и взаимоотношения были очень важными для общества. Поэтому, после свадьбы, молодожены переезжали к родителям мужа, чтобы продолжать родовую линию и укрепить семейные связи. Этот переезд означал новую главу в жизни молодых, новые обязательства и ответственность. В первый день Масленицы, свекровь вместе с невестой отправлялись в гости к родителям невесты.
Это было символическим жестом, означающим принятие невесты в новую семью и поддержку ее родных. Такой визит также служил возможностью для обмена поздравлениями и пожеланиями новобрачным.
"Ишь ты, Масленица!": сегодня - первый день масленичной недели
В самом по себе трепетном ожидании весны трудно заподозрить что-то богопротивное, и никто из самых закоренелых поклонников Масленицы не видит в блинах символ солнца, если ему специально об этом не напомнить. Изначально Масленица была языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который в древние времена также отмечали целую неделю. Масленица была «сдвинута» во времени, чтобы она, во-первых, не совпадала с языческим празднованием и, во-вторых, не попадала на христианский пост, когда праздновать запрещено. Вся неделя Масленицы делится на два периода: узкая Масленица и широкая Масленица. Масленица – один из самых ярких российских праздников.