Посмотреть перевод проблем пэйдж, определение, значение транскрипцю и примеры к «Problem page», узнать синонимы, антонимы. Перевод РАСПРОСТРАНЁННАЯ ПРОБЛЕМА на английский: common problem. На нашем сайте вы можете прочитать Главу 53 Манхва Lost in translation [restart (Трудности перевода перезапуск)|Трудности перевода перезапуск (Lost in translation restart)] онлайн. Похожая проблема с адаптацией сленга на русский язык возникла с переводом культового романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин». признает, что отсутствие надлежащего жилья является одной из насущных проблем в борьбе за искоренение крайней нищеты, особенно в городских районах в развивающихся странах.
Трудностей перевода не будет
Можно ли ее примирить с версией Москвы и хоть как-то перевести обе версии на один дипломатический язык. Думается, что нет. Оттого, собственно, и все сложности. С другой стороны сложности, конечно же, не от этого.
Не оттого, что кто-то кого-то недопонимает или понимает превратно, а оттого, что одни и те же вещи одним делать позволено, а другим нет. И никакой, даже самый точный и адекватный, перевод этой ситуации не изменит. Сейчас принято сравнивать ситуацию в Закавказье с событиями в Косово и Чечне.
Если первый пример использует в основном Россия, то второй — ее оппоненты. Причем оппоненты явные, не стесняющиеся в выражениях и брезгующие эвфемизмами, предпочитая называть вещи своими именами. Ведь смотрите, что получается.
Начиная и первую, и вторую чеченскую кампанию российские власти оперировали понятиями государственного суверенитета и восстановления территориальной целостности страны. Точно так же, как грузинские власти, начиная южноосетинскую кампанию. И тут дело даже не в том, что все эти обвинения можно прекрасно повернуть в обратную сторону.
За чеченскую кампанию Россию кто только не обругал на Западе, осетинскую кампанию Грузии постарались вовсе не заметить. Операция по отделению Косова от Сербии прекрасно вписалась в рамки «гуманитарной операции по предотвращению геноцида», аналогичную операцию по отделению Южной Осетии и Абхазии от Грузии предпочли назвать аннексией и оккупацией. Все это известные политико-дипломатические штучки, старые, как мир, и столь же двусмысленные.
От них никуда не деться, на них глупо жаловаться и еще нелепее ими возмущаться.
В этом смысле Интернет — в чисто техническом смысле «электронное» СМИ — по своим жанровым характеристикам тяготеет к газетно-журнальной прессе. Понятно, что своими особыми жанрами обладают и радио, и телевидение, особенно последнее, где наличие зрительного ряда невероятно расширяет возможности передачи информации и возможности воздействия на аудиторию. Помимо общих для всех СМИ но совершенно особо преломляющихся и воплощающихся жанровых типов, телевидение обладает такими жанрами, как фильм документальный и игровой , ток-шоу в записи и в прямой трансляции , телепортрет, теледебаты, прямая трансляция с места события и т.
Иначе говоря, коммуникативно-функциональная эквивалентность перевода текстов СМИ не менее важна, чем его перевода семантическая эквивалентность. Особенности языка массовой коммуникации и проблемы перевода Помимо особенностей, характерных для языка каждого жанра текстов СМИ и отличающих, например, текст аналитической статьи от текста политического комментария или спортивных новостей, можно очертить круг особенностей, свойственных языку СМИ в целом. Поскольку эти особенности во многом и определяют специфику перевода в сфере массовой коммуникации, переводчик должен иметь о них представление еще до того, как он приступает собственно к переводу. Одной из важных особенностей текстов СМИ практически всех жанров является сочетание в них элементов сообщения и воздействия.
Хотя главной функцией массовой коммуникации принято считать передачу информации, эта передача довольно редко бывает полностью нейтральной, то есть абсолютно свободной от элементов воздействия на аудиторию. В большинстве случаев передача информации сопровождается прямым или завуалированным выражением оценки, языковыми средствами и речевыми приемами, побуждающими аудиторию к определенной реакции на передаваемую информацию, средствами привлечения внимания к информации или к точке зрения, выражаемой в сообщении. Разные жанры текстов СМИ характеризуются разным соотношением и воплощением элементов сообщения и воздействия, разным удельным весом собственно информации и экспрессивных средств. По-настоящему профессиональный переводчик должен не просто осознавать это соотношение в каждом переводимом им тексте, но и уметь адекватно передать его в переводе.
Примеры из англоязычной прессы: A rather pretentious restaurant devoted to the consumption of caviar; his initial reserve began to evaporate; his politeness was extraordinary; keeping marauding publishers at bay; he was hilarious as the title character in... Примеры из русскоязычной прессы: Всероссийская перепись населения; жители Замоскворечья; панельные дома; «хрущевские пятиэтажки»; Союз писателей; маршрутное такси; «спальный район»; коммунальная квартира; «самиздат»; «ревизские сказки»; «души мужеского пола»; земские начальники; «безбожная пятилетка»; Бернская конвенция; Лев Толстой — гений, классик, да еще чего-то там зеркало; Аннушка из коммуналки, которая масло пролила... Примеры из русскоязычной прессы: Запахло сенсационным разгромом фаворита; можно, конечно, фыркать на ляпы, которые есть в «Онегине» о фильме ; с книгами сейчас, слава Богу, проблем нет; если пробежаться глазами по прилавкам, глаза заболят от обложек веселеньких расцветок;... Ты-то что-нибудь сделал?
Oh, really? Примеры из русскоязычной прессы: От вездесущих папарацци такого шила не утаишь; сериальные режиссеры нашли нехоженые детективные тропы за кулисами театра; ее новый фильм стерли в порошок; девушки-специи о группе «Спайс герлз» в полном финансовом порядке; тюльпаны «новым голландцам» были ни к чему; потом все трое отойти на обочину исторического процесса; чтобы «заесть» свои многочисленные страхи, Хичкок нуждался в сладких пилюлях в виде наград и премий; наш девиз — «каждому здоровому духу — здоровое тело» и т. Примеры из русскоязычной прессы: Ставка на свежие лица; этот суперпопулярный актер еще и сногсшибательно красив; обширные имения пошли с молотка; доставшийся за бесценок клочок Нью-Йорка; совестливый читатель, не желающий вламываться в чужую жизнь; «документальный» человек своей эпохи; жесткое вплетение музыки в ткань фильма; кто все-таки открывает эту форточку в Европу? Примеры из русскоязычной прессы: Русские подсластили пилюлю; Кто на Рублевке живет?
Очевидно, что такие заголовки, как и многие другие из приведенных здесь экспрессивных элементов, нельзя переводить буквально. В качестве переводческого «ответа» на каламбур в исходном тексте в идеале хотелось бы видеть значимый каламбур в тексте перевода. Иногда достичь этого удается. Примером подобного рода может служить перевод на английский язык заметки о современных коллекционерах киноафиш времен немого кино.
Хотя в английском языке и существует малоупотребительное слово «cadres» персонал, работники , оно не имеет параллельного значения, связанного с кино. Поэтому буквальный перевод этого заголовка не имел бы для англоязычного читателя ни связи с кино, ни вообще никакого понятного ему смысла. Если подобного решения проблемы найти не удается что бывает довольно часто , лучше изменить заглавие полностью, сделав его нейтральным, но зато понятным по смыслу и связанным с темой текста. Список таких примеров можно было бы продолжать до бесконечности, но приведенных иллюстраций вполне достаточно, чтобы понять: с точки зрения переводчика все эти особенности текстов СМИ представляют собой проблемы, требующие профессионального решения.
В большинстве подобных случаев буквальный, дословный перевод невозможен, и для подбора наилучшего эквивалента переводчику помимо обычных профессиональных качеств требуются прекрасное чувство языка, изобретательность и находчивость. Если в переводимом тексте превалируют клишированные сочетания нейтрального характера, то аналогичные языковые средства следует использовать и в переводе. Тем более что для многих журналистских клише, используемых, например, в англоязычной прессе а также, возможно, и в прессе на других европейских языках , нетрудно подыскать смысловые и стилистические соответствия среди такого же рода выражений русского языка, столь же характерных для текстов СМИ.
Кризис, подобный пандемии, может выявить как недостатки, так и потенциал, которые уже присутствуют в системе. С одной стороны, меньшее количество поездок на автомобилях и самолетах означает улучшение качества воздуха и сокращение выбросов углерода, что является потенциальной возможностью решить еще одну большую неразрешимую социальную проблему. Историк и романист Ада Палмер отметила, что это первая пандемия в истории человечества, когда у нас было понимание болезни и правил гигиены, когда мы действительно знали, что нам нужно делать, чтобы сдерживать ее достаточно долго, чтобы разработать вакцину, сделав социальное дистанцирование реальной стратегией, даже если это переворачивает всю нашу жизнь.
Разумеется, при условии, что переводчик в нужной степени владеет профессиональными навыками и соответствующими рабочими языками. Хотя вышесказанное можно в той или иной степени отнести к переводу и других видов текстов, все же вне сферы художественной литературы, наверно, нигде нет такого многообразия и богатства экспрессивных средств, какими обладают тексты из сферы массовой коммуникации. Перевод и понимание К названным выше условиям успешной работы переводчика необходимо добавить еще одно — пожалуй, не менее важное, чем все остальные, вместе взятые. Это — понимание.
Понимание переводчиком исходного текста, его общего смысла, смысла каждого его элемента, каждого слова — причем понимание на всех уровнях текста: от уровня отдельных слов через уровни предложений и сверхфразовых единств до уровня всего текста. Без адекватного понимания не может быть адекватного перевода. Переводчик не должен: — судить о смысле слова в исходном тексте по его основному значению или тому единственному значению, что ему известно либо по первому значению, выделенному в словаре; — безоговорочно доверять двуязычным словарям, особенно при переводе на иностранный язык в этом случае необходимо проверять значения, коннотации к реальное употребление слов по надежным толковым словарям данного языка ; — оставлять непроверенными «сомнительные» случаи и смысловые «неувязки»; — полагаться только на догадки и интуицию там, где можно проверить их правильность; — переводить буквально выражения и словосочетания, если их буквальный перевод звучит непонятно, неуклюже или вне связи с контекстом исходного материала такие выражения могут оказаться неизвестными переводчику устойчивыми, идиоматическими единицами. Понятно, что некоторые из этих рекомендаций могут быть выполнены только при переводе письменных текстов, однако большинство из них вполне доступны и, безусловно, полезны и для устных переводчиков. Важным залогом верного понимания исходного текста является осознание того, что так называемые «словарные эквиваленты» двух языков нередко обладают разной смысловой структурой. Практически только в одном значении — «предмет мебели, на который кладут или ставят что-то при работе, еде и т. И то с оговоркой, что словосочетанию «письменный стол» в английском языке соответствуют слова «desk» и «writing-desk». Причем, как видно даже из немногих иллюстраций, несоответствия смысловых структур характерны прежде всего для наиболее употребительных слов с большим кругом значений, употреблений и контекстуальных коннотаций. Очень часто случаи неверного перевода объясняются именно тем, что переводчик не учитывает разницу в смысловых структурах и в сочетаемости слов, а также позволяет ввести себя в заблуждение так называемым «ложным друзьям переводчика» или же грешит неоправданным буквализмом, который столь же нежелателен, как и неоправданная вольность перевода. Как буквализм, так и чрезмерная вольность перевода могут быть следствием того, что понимание переводчиком текста или его внимание к переводимому материалу ограничивается каким-либо одним или несколькими но не всеми!
Так, буквализм часто бывает следствием того, что переводчик уделяет все свое внимание уровню слов и понимает или думает, что понимает, смысл отдельных слов, переводя их именно как отдельные слова, а не часть органически связанного целого, каковым является текст. В чрезмерно буквальном, дословном или «пословном» переводе почти не может не быть смысловых, стилистических или иных ошибок, так как переводчик, работающий подобным образом, что называется, «за деревьями леса не видит», то есть не ощущает взаимного влияния слова и контекста, в котором оно живет. Неоправданная вольность перевода, в свою очередь, нередко происходит от недостатка понимания переводчиком лексического уровня текста, уровня слов и словосочетаний или от недостатка внимания к словам и словосочетаниям, составляющим ткань текста. В этом случае, передав общий смысл текста, переводчик может «растерять» в ходе перевода различные, в том числе и важные, нюансы смысла, стилистические и экспрессивные характеристики текста, исказить его коммуникативную задачу и другие признаки, отличающие исходный текст от иных возможных текстов на данную тему. За примерами различного вида «неадекватностей» перевода, что называется, далеко ходить не надо. Наше телевидение, демонстрирующее огромное количество зарубежных теле- и киноматериалов, является неиссякаемым источником переводческих ошибок, вызванных подобными причинами а также нередко и полным отсутствием профессионализма, недостаточным знанием иностранного языка и бедностью фоновых знаний переводчиков. В переводе герой говорит: «По-моему, мы опять вернулись в квадрат номер один». Буквальный перевод этой фразы если не искажает ее смысла, то по крайней мере его затемняет. Выражение «to be back to square one» означает «вернуться туда, откуда начали» и, конечно, не должно переводиться как простая последовательность отдельных слов. Thanks to fine weather, the Saturday meeting gate was reasonably good спортивный комментарий.
Речь в этом материале идет о скачках, поэтому очевидно, что слово «meeting» нельзя переводить с помощью его «привычных» эквивалентов — «встреча», «собрание», «совещание», поскольку ни одно из этих слов в отношении конного спорта в русском языке не употребляется. И далее. Простое слово «gate» означает здесь совсем не то, что в контекстах типа «the garden gate was locked» или «he walked though the gate». Речь здесь идет о количестве проданных билетов то есть о количестве людей, прошедших через вход с билетами или купивших билеты при входе на скаковой круг — отсюда метонимическое употребление слова «gate» , то есть о том, сколько зрителей посетило субботние скачки, о том, какой сбор был сделан их устроителями. Переводчик, который никогда раньше не встречался с таким употреблением слова «gate», разумеется, не обязан его знать никто не может знать всех слов или всех возможных контекстуальных употреблений слов — ни в родном, ни тем более в иностранном языке. Но действительно профессиональный переводчик обязан почувствовать, что привычный эквивалент здесь не подходит и что здесь имеется в виду что-то иное, нежели просто «калитка», «ворота» или «вход».
Денис Иконников: «Запустили новую радиопередачу „Трудности перевода“»
В связи с его быстрым развитием, в новостных статьях в настоящее время можно встретить различные фразеологические единицы, разговорную лексику, неологизмы, которые в последствии закрепляются в лексическом составе языка. Новые лексические единицы, с одной стороны, модернизируют язык, способствуя развитию его уникальности, но с другой стороны межкультурная коммуникация и глобализация могут негативно повлиять на этот процесс и привести к лишению идентичности языков или к их смешиванию. Принимая во внимание особенности перевода статей новостных Интернет-СМИ, стоит отметит то, что это непростая задача. Чтобы правильно передать информацию, оказать определенное воздействие на читателя какой-либо культуры, переводчику необходимо владеть языком на высоком уровне, быть осведомленным о культурных особенностях целевой аудитории. На основании характера переводимых текстов, их жанрово-стилистической классификации лингвисты выделяют особый тип перевода, информативный, характеризующий перевод именно специальных текстов. Информативный перевод обычно ничем не отличается от других типов. Важной задачей все также остается применение различных языковых средств. Именно поэтому переводчик может столкнуться с лингвистическими проблемами передачи содержания оригинального текста, связанного чаще всего с особенностями употребления определённых лексических единиц или выражений в двух языковых системах, а также с различиями в семантическом строении. Сложность также заключается не только в том, чтобы передать фактически точную информацию новостной статьи, а также в необходимости донести все эмоциональные элементы, содержащиеся в тексте оригинала. Более того, переводчик иногда редактиррует информацию, причем значительно, в первую очередь для того, чтобы сделать текст более экспрессивным и доступным для читателя. Особые трудности вызывают лексические особенности, так как лексика средств массовой информации довольно ярко выраженная и экспрессивная.
Тексты СМИ могут включать как разговорные, так и просторечные жаргонные элементы. Следовательно, перед переводчиком встает важная задача — адаптировать текст для определённого читателя — представителя культуры языка перевода.
Попробуйте повторить операции через пять минут». Поделиться Между своими счетами операции проходят. Трудности с переводом возникают у пользователей старых и новых версий приложения. UPD: Кратковременный технический сбой был оперативно устранён.
Хорошим примером является часто цитируемое высказывание бихарского политика Лалу Прасада Ядава. Силач из Бихара привлек внимание всей страны в 1980-х годах, когда он прокомментировал: «Хум бихар ки садак ко хема малини ке гаал ки тарха чикна кар денге…» невозможно перевести это на английский язык. Теги :.
Мы должны больше интересоваться проблемами окружающей среды. В чем разница? Problem мы используем, когда говорим о любом предмете или ситуации, которые являются причиной нашего беспокойства и сложностей.
Например, у нее были проблемы на работе. Trouble используем чаще всего, когда говорим о том, что что-то работает не так как должно.
Трудности перевода с английского языка на русский
N Перевод ews — это особая область знаний,, которая включает в себя перевод для государственных печатных и электронных СМИ. Применение в каждом языке есть множество слов, которые имеют несколько значений. Простое слово, такое как ложь, означает «изрекать ложь» в одном употреблении и «покоиться в горизонтальном положении» в другом употреблении.
Часть операций может проходить медленнее или их потребуется повторить через некоторое время», — заявил ЦБ.
Регулятор пообещал, что проблемы в работе СБП «никак не влияют на сохранность средств», а оператор системы «Национальная система платежных карт» уже «взаимодействует с телеком-провайдерами по текущей ситуации». В онлайн-приложении Московского кредитного банка появилось сообщение о том, что переводы по СБП временно недоступны по не зависящим от банка причинам.
Не вижу, не слышу, но люблю психология повседневность комедия драма романтика ГГ женщина ГГ мужчина Мин Гын Су - популярный манхвака, пытающийся всеми силами выкарабкаться из бедности, в одночасье теряет зрение, работу и возможность исполнить свою мечту.
Все что его теперь ждет - это жизнь полная темноты, отчаяния и безнадежности.
Выявление смыслового соответствия слов Правила перевода текста с английского на русский предполагают учет специфики обоих языков. В процессе толкования отдельных слов или выражений важно правильно выявить соответствия. Иногда значения лексических единиц в двух языках полностью соответствуют друг другу: «seven» — «семь», «June» — «июнь».
В более сложных случаях значение английского слова может описываться на русском по-разному. Например, «variability» может переводиться как «непостоянство» или «изменчивость» в зависимости от контекста. Некоторые английские слова не имеют эквивалентов в русском, поэтому они могут переводиться описательно. Например, «facilities for studies» может обозначать «учебные помещения» или «время, необходимое для занятий».
Это «ложные друзья» переводчика — внешне они похожи на русские слова, но значение у них другое. Чтобы не делать ошибок при переводе с английского языка на русский, нужно проверять все незнакомые слова по словарю. Иногда сложности могут возникать с множественным числом существительных, в котором они приобретают новые оттенки значения. Например, «development» в единственном числе означает «развитие, участок, микрорайон», а «developments» в множественном числе — «события».
Другие сложности перевода текстов Синтаксис английского языка отличается от русского, поэтому при переводе нередко приходится менять порядок слов.
Сложности синхронного перевода
ЦСКА не без проблем рассчитался за новичка из «Пахтакора» — Трудности перевода. А именно, здесь можно найти перевод (значение) «notice the problem» на русском языке, синонимы, антонимы, краткое определение слов: notice, the, problem. Перевод NEWS на русский: новости, вестей, известия, нового, хорошие новости Переходите на сайт для просмотра полного списка переводов с примерами предложений. Врожденный порок перевода: что такое непереводимость текста и почему бессмысленно с ней бороться. Школа советского синхронного перевода началась с Московского государственного лингвистического университета, где преподают 37 иностранных языков. — крупнейшая бесплатная почта, быстрый и удобный интерфейс, неограниченный объем ящика, надежная защита от спама и вирусов, мобильная версия и приложения для смартфонов.
Sponsored Content
- Трудности перевода. Как работают переводчики на больших саммитах и международных встречах
- Ключевые слова
- Новости РБК
- Трудности перевода стали главной проблемой тренеров ЕС в обучении военных ВСУ - Ведомости
- Трудности перевода: шутка Путина не дошла до адресата
- COOKIE ВАШЕГО БРАУЗЕРА:
Трудности перевода: разбираем со специалистом
Похожая проблема с адаптацией сленга на русский язык возникла с переводом культового романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин». As a Brit living in Venice, the tourist tax is the least of my problems. как правильно перевести словосочетание "to carry the case" с английского на русский.
Проблема перевода текстов ограниченной длины
Момент перевода — это момент преодоления барьера, когда всадник подскакивает, отрываясь от спины лошади, и перелетает над преградой, а лошадь в это время пробегает под ней. Они разделяются на одно мгновение, но, когда всадник приземляется на спину лошади по ту сторону барьера, это уже другая лошадь, удачно подставленная ему переводчиком. В хорошем переводе смысл перелетает препятствие, грациозно приземляется на спину иностранной лошади и, оставив позади лошадь-оригинал, продолжает скачку. На деле смена языка не всегда происходит гладко, и иногда всадник тяжело плюхается на спину явно не подходящей ему лошади, а то и вовсе промахивается и кубарем катится с поля. Чтобы этого не произошло, в случае того же «надрыва» переводчику на, скажем, французский язык не остается ничего, кроме как быстренько слепить копию с приближающейся лошади и подставить падающему смыслу форму «nadryv»; ни одна исконно французская лошадь такого не вывезет. Именно так поступил святой Иероним со словом «осанна», так поступаем мы со словами «телефон», «интернет» и другими скачущими на нас заморскими реалиями. Но как быть, если всадник слишком сильно вцепился в лошадь и не может как следует подпрыгнуть над барьером, то есть смысл слова слишком прочно слит с его графическим или фонетическим обликом?
Именно это происходит в авторском стиле, а еще в поэзии и игре слов— двух ярчайших примерах непереводимости. Роман Якобсон в своей работе «О лингвистических аспектах перевода» объединял их в один жанр, непереводимый из-за того, что в первую очередь стремится доставить читателю эстетическое удовольствие, а значит неприкасаемый для перевода в другой языковой код. Поэтический образ может чуть ли не всецело зависеть от рифмы, ритма и размера — всадник, неразлучный со своей лошадью. Еще Данте писал, что поэзия непереводима: если кто-то и продолжит скачку после преодоления барьера, это будет не просто новая лошадь, но и переменившийся до неузнаваемости всадник, растерявший всю свою «сладость и гармонию». Можно, конечно, в поисках «правды» отмести весь «словесный бархат» — что и сделал Владимир Набоков, адепт буквализма и автор крайне неоднозначного перевода «Евгения Онегина» на английский язык. Он с безжалостной точностью перевел строчку за строчкой, пожертвовав изящностью, стилем, ясностью и даже грамотностью изложения, и произвел на свет нечитабельный, но «верный оригиналу» подстрочник.
В каком-то смысле Набоков преодолел знаменитую пушкинскую непереводимость: пусть всадник и потерял сознание в прыжке, его лошадь если верить англоязычным критикам, еще и хромая , продолжила скачку. Если слово одного языка не покрывает слова другого, то тем менее могут покрывать друг друга комбинации слов, картины, чувства, возбуждаемые речью; соль их исчезает при переводе; остроты непереводимы. Александр Потебня, «Эстетика и поэтика» Далее следует непереводимая игра слов Наконец — непревзойденная игра слов, заставляющая расписаться в собственном бессилии большинство переводчиков. Такая игра построена на экспериментах со всеми уровнями языка семантическим, графическим, фонетическим, морфологическим и использует омонимию, паронимию, многозначность и двусмысленность, глубоко укорененные в языке оригинала. Читая или слушая фразу на родном языке, мы достраиваем в уме ее логическое завершение, а каламбур производит эффект как раз потому, что обманывает наши ожидания. Ни «Глубокоуважаемый Вагоноуважатый!
Это объясняет и то, почему самой «непереводимой» считается игра слов именно «с использованием местных идиоматических выражений»: идиомы и фразеологизмы настолько закреплены в языке, что нарушение их формы усиливает эффект неожиданности, а местный колорит еще больше сужает круг тех, кто поймет шутку. По пути к иностранному читателю такой каламбур развалится и не произведет должного эффекта. Эффект здесь — ключевое слово, именно на него и ориентируются переводчики, которые все же принимают вызов. Вот стоят перед немецким переводчиком какие-нибудь пелевинские «гробы после вождя», бьют копытом, отказываются перепрыгивать препятствие. Переводчик видит, что ему пришлось бы не только обыграть советское прошлое и бандитские девяностые чужой страны, но и отыскать в немецком устойчивый эквивалент «грибов после дождя». Лучшее, что здесь можно предложить — это новый всадник на новой немецкой лошади, способный вызвать у немецкого читателя тот же спектр эмоций, что и у целевой аудитории Пелевина.
Современные школы перевода сходятся во мнении, что «непереводимая» игра слов вполне переводима с функциональной точки зрения. Ведь в конце концов, пусть всадник сменит одежду, национальность или даже пол — главное, чтобы зритель на трибуне продолжал, затаив дыхание, следить за скачкой. И всё-таки можно быть счастливым Понятие непереводимости вместе со всем вложенным в него трагизмом оказывается по сути мыльным пузырем; в это легко убедиться, если попытаться сформулировать, что конкретно оно значит. Патетическое отрицание перевода утвердилось в эпоху, когда преклонение перед оригиналом и стремление к абсолютной верности ему и, как следствие, мгновенное разочарование было частью европейской культурной и даже общественно-политической повестки. Со временем идея недостижимости оригинала сменилась увлечением «непереводимыми» культурами, а затем — спокойным пониманием, что так или иначе переводится все. Вопрос в том, что понимать под переводом.
Шутка, переведенная другой шуткой, — это перевод или уже нечто другое? Одним словом, либо все непереводимо, либо все переводимо — это как посмотреть. Проблема в том, что первый подход бесплоден. Второй подход предлагает признать, что любой перевод искажает оригинал, и начать говорить о том, в какой степени он его искажает. В некоторых сферах перевод чрезвычайно эффективен, в других — вроде поэзии и игры слов — неизменно ведет к потерям. В современном переводоведении говорят скорее об относительной переводимости и о «степенях энтропии», подразумевая, что все тексты с разной силой сопротивляются переводу.
Говоря о чем-то «непереводимом», мы почти всегда говорим о неком результате, то есть об уже свершившемся переводе.
Основная масса таких текстов заканчивается на этом самом откровении выводом «надо делать хорошо и не делать плохо». Но есть некоторое количество учебных материалов, в которых авторы дают рекомендации по разрешению тех или иных трудностей в виде «если…, то». Как «трудности перевода» делают жизнь переводчиков труднее Пока все эти классификации «трудностей» и рекомендации просто делать хорошо остаются где-то там на страницах журналов, которые пишутся и издаются для целей, никак не связанных с реальной жизнью и работой переводчика, это ок — это теории, которые нужны теоретикам для их теоретических дел и задач.
Но все меняется, когда переводчик седлает концепцию «трудностей перевода» в надежде научиться бороться с этими самыми трудностями. Нет, я, безусловно, могу согласиться с авторами всех этих сотен и тысяч идентичных текстов про «трудности»: переводчикам, действительно, может быть сложно — разобраться, где искать термины и как выбрать единственно правильный из пары десятков, предлагаемых словарями, — понять, как не выпадать из дискурса узуса при переводе — когда одни говорят, что пассивный залог надо поменять на активный, а другие настаивают, что ни в коем случае нельзя; — определиться, как поступать с аббревиатурами и сокращениями — когда оставить как есть, когда перевести, когда расшифровать; — выбрать подход к переводу имен людей и названий всего на свете, или понять, когда вообще не переводить — какой-нибудь Apple или Samsung, например; — и т. А вот с чем я категорически не согласна — это с искаженными представлениями о переводе как процессе и профессии в целом, которые — внезапно — вырастают из концепции «трудностей перевода» и опоры на эту концепцию при обучении переводу. Эти закономерности в подавляющем большинстве случаев зависят от типа и вида текста или целей и задач перевода.
А «трудности перевода», как правило, рассматриваются применительно к тематикам или языкам перевода и сосредоточены вокруг чисто языковых элементов текста типа слов иероглифов, если хотите , строения предложений или грамматики — это, на минуточку, вообще уже прошлый век с т. Если в постижении переводческого ремесла идти от «трудностей перевода» и готовиться к встрече с ними по готовым ответам вида «если…, то…», то нужно учиться решать каждую конкретную задачу отдельно, а потом ждать, когда она встретится в работе и вот тут уж вы с ней расправитесь. Нет, конечно, когда-то, когда решенных задач в арсенале будет очень много, закономерности станут очевидны сами при наличии общих знаний о языке, правда. Но это очень долго и контрпродуктивно.
Потребность в контекстуальной замене возникает тогда, когда в языке перевода отсутствуют соответствия для единицы оригинала. В следующем примере мы сталкиваемся сразу с двумя англоязычными реалиями black Friday и Black Wednesday, которые переданы на русский язык при помощи приема калькирования «черная пятница» и «черная среда». George Soros, writing in the Guardian, said that a Brexit vote would spark a «black Friday» for the UK, but the devaluation of sterling would bring none of the benefits to the economy that it enjoyed after it dropped out of the ERMon 16 September 1992 — Black Wednesday [14]. В своей статье в той же The Guardian Сорос написал, что голосование за «Брексит» спровоцирует «черную пятницу» в Великобритании, но на сей раз, в отличие от «черной среды» 16 сентября 1992 года, когда страна покинула ERM, девальвация фунта не принесет британской экономике никаких выгод [15]. Анализируемый пример содержит еще одну значительную современную политическую реалию «Brexit» the withdrawal of the United Kingdom from the European Union , представленную лексической единицей, образованной из двух слов «Britain» и «exit» путем сращения. При передаче на русский язык переводчик использует прием транскрибирования, так как данное политическое событие, которое и называет данная реалия, получило своё устоявшееся название в средствах массовой информации. Благодаря СМИ за короткий период времени в языке закрепились такие производные политические реалии, как «Brexiteer» стороник Брексита , «hard Brexit» жесткий сценарий Брексита , «soft Brexit» мягкий сценарий Брексита : Стоит отметить, что, если политическая реалия «Brexit» достаточно хорошо известна русскоязычному читателю, то политическая реалия-неологизм «Polexit», образованная аналогичным образом от «Poland» и «exit» , является малоизвестной. В приведенном примере реалия «Polexit» передана комплексной трансформацией, включающей прием транскрибирования Полексит и внутритекстового переводческого комментария выход Польши из ЕС , в котором описывается называемая данной политической реалией ситуация, что позволяет читателю легко проследить общую идею статьи. Заслуживающим внимания также является перевод аббревиатур в общественно-политических текстах СМИ: The importance of the GOTV effort cannot be understated [18]. Не стоит также недооценивать важность предвыборной кампании «Отдай свой голос» [19].
GOTV «Get Out The Vote» относится к американской электоральной системе и обозначает ряд мероприятий, проводимых для привлечения избирателей на выборы. При трансляции данной реалии на русский язык переводчик, во-первых, применил прием калькирования, расшифровав аббревиатуру «отдай свой голос» , а, во-вторых использовал прием смыслового развития, подчеркнув, что данное мероприятие проводится непосредственно перед выборами «предвыборная кампания». Рассмотрим особенности перевода еще одной мало известной для русскоязычного читателя политической реалии «K-Street»: «This guy came to office with virtually no K Street constituency, which is virtually unheard-of in the modern era, and so everybody was in a rush to hire people with connections to him», said Ivan Adler, a principal at the McCormick Group in Washington who recruits lobbyists [20]. При трансляции данной реалии К-Street в тексте перевода был применен комплексный подход с использованием приема транслитерации и экспликации с конкретизацией значения — сторонники-лоббисты на Кей-стрит. Данные приемы позволили сохранить внешнюю форму реалии и одновременно раскрыть ее значение. Следует особо подчеркнуть, что выбирая прием, который наиболее подойдет для перевода общественно-политических реалий, особое внимание обращается на подачу незнакомого элемента действительности в переводимом тексте. Русскоязычный реципиент может быть не знаком с реалиями, которые используются для номинации языковых явлений, касающихся англоязычной культуры. Подводя итог, можно сказать, что выбор переводчика применять тот или иной способ перевода будет зависеть от того, к какой группе относится реалия. Реалии, относящиеся к общим фоновым знаниям, то есть реалии, которые в результате глобализации не представляют больше сложности для восприятия, передаются, как правило, с помощью приемов транскрибирования, транслитерации, посредством прямых словарных соответствий и калькирования. Приемы транскрипции и транслитерации при передаче английских реалий на русский язык позволяют передать звуковой или графический облик слова, но не приводят к увеличению объема текста.
Если смысловое содержание лексической единицы для иноязычного читателя остается нераскрытым, то переводчик прибегает к дополнительной экспликации в тексте перевода. При недостаточности фоновых знаний у читательской аудитории перевод общественно-политических реалий требует комплексных переводческих трансформаций: экспликации, описательного, контекстуального перевода, опущения, смыслового развития, использования функционального аналога, переводческий комментарий. Сопоставительный анализ показал высокую частотность экспликативных способов перевода реалий. Список литературы 1. Верещагин Е. Язык и культура.
И наконец, власти США смогут налагать санкции на лиц, вкладывающих в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 миллионов долларов за год или 1 миллион долларов "за раз". И все-таки, уверены эксперты "РГ", в любом из запретов можно отыскать лазейки, которые позволят нашим и зарубежным компаниям продолжить взаимовыгодное сотрудничество. В них оказался пробел, позволивший западным компаниям до сих пор помогать нашей стране в разработке нефтяных месторождений.
Все дело в том, что под запретом оказалась помощь в разработке так называемых "сланцевых резервуаров". Однако кроме них в России есть еще много самых разных форм труднодоступных месторождений. Названия которых, скажем так, гораздо менее "раскручены".
Есть новости по моей проблеме?
Просмотр содержимого документа "Проблемы перевода сокращений с английского на русский язык (на материале научно-технических текстов)". Трудности перевода: Directed by Sofia Coppola. Со Скарлетт Йоханссон, Биллом Мюрреем, Акико Такешита, Кадзуеси Минамимагоэ. Драма, комедия. Режиссер: София Коппола. В ролях: Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, Джованни Рибизи и др. Стареющий американский актер знакомится со скучающей девушкой среди токийских небоскребов. Инди-мелодрама Софии Копполы. Время: 1:42:00. Язык: EN. перевод "news" с английского на русский от PROMT, новости, новостной, сообщение, good news, news agency, bad news, транскрипция, произношение, примеры перевода, грамматика.
Трудности перевода больше не страшны
За примерами различного вида «неадекватностей» перевода, что называется, далеко ходить не надо. Наше телевидение, демонстрирующее огромное количество зарубежных теле- и киноматериалов, является неиссякаемым источником переводческих ошибок, вызванных подобными причинами а также нередко и полным отсутствием профессионализма, недостаточным знанием иностранного языка и бедностью фоновых знаний переводчиков. В переводе герой говорит: «По-моему, мы опять вернулись в квадрат номер один». Буквальный перевод этой фразы если не искажает ее смысла, то по крайней мере его затемняет. Выражение «to be back to square one» означает «вернуться туда, откуда начали» и, конечно, не должно переводиться как простая последовательность отдельных слов. Thanks to fine weather, the Saturday meeting gate was reasonably good спортивный комментарий. Речь в этом материале идет о скачках, поэтому очевидно, что слово «meeting» нельзя переводить с помощью его «привычных» эквивалентов — «встреча», «собрание», «совещание», поскольку ни одно из этих слов в отношении конного спорта в русском языке не употребляется. И далее. Простое слово «gate» означает здесь совсем не то, что в контекстах типа «the garden gate was locked» или «he walked though the gate». Речь здесь идет о количестве проданных билетов то есть о количестве людей, прошедших через вход с билетами или купивших билеты при входе на скаковой круг — отсюда метонимическое употребление слова «gate» , то есть о том, сколько зрителей посетило субботние скачки, о том, какой сбор был сделан их устроителями. Переводчик, который никогда раньше не встречался с таким употреблением слова «gate», разумеется, не обязан его знать никто не может знать всех слов или всех возможных контекстуальных употреблений слов — ни в родном, ни тем более в иностранном языке.
Но действительно профессиональный переводчик обязан почувствовать, что привычный эквивалент здесь не подходит и что здесь имеется в виду что-то иное, нежели просто «калитка», «ворота» или «вход». А далее должны включиться интуиция, сообразительность, умение мысленно «увидеть» описываемую ситуацию и представить себе, о чем здесь может идти речь. И конечно, по возможности, нужно проверить свою интуитивную догадку по словарю — или же сразу обратиться к нему в поисках решения проблемы хотя не во всех сложных случаях словари могут помочь и не всегда есть возможность ими воспользоваться. The festival hall at Wartburg Castle was restored to its medieval glory из документального ТВ-сериала «Знаменитые замки Европы». В переводе прозвучало: «Реставрация вернула фестивальному залу вартбургского замка его средневековое великолепие». В целом предложение переведено хорошо, за исключением того, что слово «фестивальный» никак не соответствует средневековому контексту. В средние века фестивали в том смысле, в котором это слово употребляется в современном русском языке не проводились. Зато проводились различные празднества, пиры и т. Поэтому в данном контексте подошло бы, например, словосочетание «парадный зал» или «пиршественный зал», но никак не «фестивальный зал». Переводчик думал здесь об отдельном слове, но не о контексте, в котором оно употреблено.
Вообще, отсутствие исторических и культурологических знаний у переводчиков, их вольное или невольное пренебрежение к культурно-историческому фону служат частыми причинами переводческих ошибок. Как, например, в следующем случае: 4. Princess Golitzyne has spent most of her life in emigration из документального фильма. В переводе слышим: «Принцесса Голицына провела большую часть жизни в эмиграции». Все хорошо, кроме того, что знаменитый русский род Голицыных не был ни царской, ни тем более королевской крови что предполагает титул принцессы. Это старинный княжеский род, и женщину, о которой идет речь, по-русски нужно было назвать в крайнем случае княгиней, а точнее, княжной Голицыной будучи дочерью, а не женой князя Голицына, эта дама не могла называться княгиней Голицыной — но таких подробностей переводчик действительно «имел право» не знать. В данном случае для относительно правильного перевода переводчику хватило бы самого поверхностного представления о русской истории и культуре, но он либо не имел даже такового, либо предпочел вообще не задумываться о верности своего перевода, механически выбрав первый же «эквивалент», который пришел ему в на ум благодаря простому созвучию слов «Princess» и «принцесса». Elizabeth I was highly intelligent, acutely political and a brilliant linguist из журнальной статьи на историческую тему. Понятно, что «intelligent» означает не «интеллигентный», а «умный», что «political» здесь нельзя перевести как «политический», a «linguist» — как «лингвист».
Студенты и преподаватели этого вуза работали синхронными переводчиками на Нюренбергском процессе в 1945 году, а также на Токийском международном трибунале годом позже. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.
Точно так же, как грузинские власти, начиная южноосетинскую кампанию. И тут дело даже не в том, что все эти обвинения можно прекрасно повернуть в обратную сторону. За чеченскую кампанию Россию кто только не обругал на Западе, осетинскую кампанию Грузии постарались вовсе не заметить. Операция по отделению Косова от Сербии прекрасно вписалась в рамки «гуманитарной операции по предотвращению геноцида», аналогичную операцию по отделению Южной Осетии и Абхазии от Грузии предпочли назвать аннексией и оккупацией. Все это известные политико-дипломатические штучки, старые, как мир, и столь же двусмысленные. От них никуда не деться, на них глупо жаловаться и еще нелепее ими возмущаться. Их надо воспринимать как данность и использовать в своих собственных интересах. В том числе и в смысле подачи двусмысленных ситуаций западной, а лучше мировой общественности. Как легко разрушается аналогия с чеченской и осетинской ситуацией! Тут даже можно обойтись без всякой терминологической путаницы, одним лишь указанием на то, что чеченские сепаратисты первыми перешли к агрессии, напав на Дагестан, и лишь после этого Россия была вынуждена начать ответную военную кампанию, дабы защитить и собственное население, и собственный суверенитет. Ни Абхазия, ни Южная Осетия на Грузию не нападали — напротив, сами подверглись нападению и были вынуждены защищаться. Багапш и Кокойты не посылали смертников взрывать многоэтажки в Тбилиси и захватывать школы в Батуми — Масхадов с Басаевым открыто бравировали своими террористическими акциями против России. Различия двух ситуаций вполне исчерпываются этими примерами, и возвращаться к этому более не стоит. С Косово еще проще. Потому что Косово — уникальная ситуация, отмечают наши оппоненты, и рассматривать ее в качестве прецедента нельзя. Вполне с вами согласны, отвечает Медведев, каждая территориальная проблема по-своему уникальна, но каждая решается лишь одним из двух способов: либо восстановлением власти центрального правительства, либо окончательным отделением. Кто окажется сильнее, тот и будет прав.
Кризис, подобный пандемии, может выявить как недостатки, так и потенциал, которые уже присутствуют в системе. С одной стороны, меньшее количество поездок на автомобилях и самолетах означает улучшение качества воздуха и сокращение выбросов углерода, что является потенциальной возможностью решить еще одну большую неразрешимую социальную проблему. Историк и романист Ада Палмер отметила, что это первая пандемия в истории человечества, когда у нас было понимание болезни и правил гигиены, когда мы действительно знали, что нам нужно делать, чтобы сдерживать ее достаточно долго, чтобы разработать вакцину, сделав социальное дистанцирование реальной стратегией, даже если это переворачивает всю нашу жизнь.