Московский музыкальный театр рискнул и сделал ставку на Родиона Щедрина и его некогда знаменитую "Не только любовь".
Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
Тем более, что оно было стимулировано заказом Гергиева. Так же совершенно закономерно посвящение оперы 60-летию Валерия Абисаловича. Это посвящение на титульном листе партитуры подкреплено музыкальной анаграммой, составленной из букв его фамилии и имени. Об этом Щедрин сказал во время стихийной пресс-конференции, состоявшейся прямо за сценой после окончания спектакля. В этот ряд сочинений о «духовной брани» героя органично вписывается хоровая опера «Боярыня Морозова» 2006 г. Щедрин — один из очень немногих композиторов, кто не боится крупной формы.
Но важно другое: что она у него получается. Такая форма — фирменный стиль Щедрина. Поначалу этот стиль показался слишком узнаваемым, временами даже тяжеловатым, но к концу первого акта это ушло. Мастерство оркестрового письма композитора восхищает. Щедрин не ограничился стандартным составом оркестра, а ввёл в него дудук, жалейки, домры, баян.
Партитура содержит все оркестровые краски: от эпических и мощно экспрессивных в сцене морской бури, до тончайшей лирики в финале оперы. От дворцовой английской галантности, в которой можно различить интонации Генделя, и русского царского двора, до грустного народного напева «Реченька Тулица, ты чего хмуришься». Вообще тема Тульской губернии имеет для Щедрина особое значение. Ведь его родословная связана с этим краем: дед композитора был священником в городе Алексин Тульской губернии.
В Музыкальном театре им. Несмотря на переход в раздел оперной классики, о чем говорит и возраст партитуры, и количество к ней обращений, никто из постановщиков не решился отстраниться от колхозной темы. Разве что Кузин, освобожденный от театрального пространства, сделал действие более условным. Хотя партитура Щедрина, которая сплавляет частушку с отменно усвоенной оперной традицией, открывает для этого перспективу. От Варвары Васильевны — по силе чувств, разумеется, не характеру поступков — один шаг не столько до Татьяны Лариной, сколько до Катерины Измайловой.
Да и в Володе вот-вот мелькнет Сережа. Да и сама тема одиночества, неслучившейся любви, тема морального выбора может выйти далеко за пределы колхоза. Впрочем, Писарев и Обрезков все же попытались отразить одну из тем этой оперы: незажившие раны войны. Отсюда, как кажется, скорее суровая, чем лирическая синева сценографии. Где могла зеленеть трава и колоситься рожь — иссиня-черная земля и уходящие вдаль мачты ЛЭП. Там, где у Щедрина оттепельный дождь вспомним фильмы Хуциева , здесь — темные тучи.
На мировой премьере в Новосибирске оно откровенно провалилось, не лучше был прием и в Большом театре в Москве, несмотря на то, что главную героиню пела сама Ирина Архипова, а за дирижерским пультом ворожил Евгений Светланов. Лишь спустя десятилетие первым верный подход к материалу нашел Борис Покровский — с этой удачи и началась история его Камерного музыкального театра 1972.
С тех пор к этой опере периодически обращаются театры, ставилась она и в МАМТе в 1981-м, однако назвать ее репертуарной и очень популярной, хорошо знакомой публике, было бы большим преувеличением. Все годы советской власти, начиная с революционных лет, перед композиторами компартией ставилась задача создания современного, актуального оперного репертуара: такого, в котором и сюжеты, и сама музыка были бы не про богов и королей, как в старой опере, а про строителей коммунизма, про советских людей. На этом пути было наломано немало дров вспомним хотя бы знаковые всесоюзные «погромы» 1936 и 1948 годов , хотя и удачи тоже случались. Казалось бы, Щедрин взял самую что ни на есть актуальную советскую тему — про колхоз, про советскую деревню послевоенной поры, и раскрыл ее, вслед за Сергеем Антоновым автором рассказов — литературных источников либретто Василия Катаняна тоже очень по-советски: главная героиня оперы председатель колхоза Варвара Васильевна, несмотря на любовные терзания, вышла у него натурой очень цельной и в итоге разрешающей нравственную коллизию в строгом соответствии с Моральным кодексом строителя коммунизма — общественное превыше личного. И музыкальный язык композитора соединял фольклор частушку с серьезным вокально-симфоническим мышлением очень высококачественного уровня — все строго по Глинке, который, как известно, говорил, что музыку создает народ, а композиторы ее только аранжируют. Однако оперу не поняли и не восприняли. Правда, Щедрин тут был не первым — и до него многих советских композиторов обвиняли в разных грехах: то в неверном выборе сюжетов, то в неправильном их раскрытии, то в чрезмерном усложнении музыкального языка, то, напротив, в его чрезвычайной легкомысленности для такого серьезного жанра, как опера. Возможно, злую шутку тут сыграло и то обстоятельство, что, требуя на оперной сцене актуальных сюжетов, на самом деле ни сами партийцы, ни широкая публика не были готовы видеть на ней современников — а все больше жаждали египетских принцесс и романтических страстей.
Так же как за сто лет до того не принимали «Травиату» и «Кармен» из-за их злободневности, так и «Не только любовь» слишком уж резала глаз и ухо своей откровенной реалистичностью. Через тридцать лет после заката советской власти, когда колхозные реалии от нас стали примерно так же далеки, как и египетские принцессы с их романтическими грезами, «Не только любовь» все больше получает право на свое законное место в оперном репертуаре: удачные постановки по ней в обозримом прошлом сделаны в «Санктъ-Петербургъ Опере» и Мариинском театре, теперь дошла очередь и до Москвы. Лучшая опера Щедрина и, безусловно, одна из лучших опер ХХ века, произведение остро экспериментальное — ни до Щедрина, ни после него никто не отважился притянуть в оперу частушку.
Программа Сцена из мюзикла «Не только любовь». Фото: spbopera. Для режиссера Юрия Александрова центральной темой спектакля является любовь, вечная и актуальная, независимо от того, в какой обстановке изображается.
Не только любовь
Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в. В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в 2014 году стала значительным событием, сам композитор назвал ее лучшей постановкой своего произведения.
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ
«Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. лирическая опера "Не только любовь"» на канале «Мастерство и Личное Искусство» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 8 сентября 2023 года в 17:33, длительностью 01:37:01, на видеохостинге RUTUBE. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в. 11 октября в большом зале Дворца культуры «Химик» состоялся показ лирической оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», написанной в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова в исполнении Театра-школы оперы МГИМ им. 12.10.2023. Городской округ. подробная информация, 12+. Мариинка представляет первую оперу Родиона Щедрина, увидевшую свет в 1961 году.
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь" Впервые в Мариинском театре будет исполнена опера Родиона Щедрина "Не только любовь" 23. В основу либретто Василия Катаняна положен рассказ советского писателя Сергея Антонова «Тетя Луша», повествующего о послевоенной жизни. Свое сочинение молодой композитор построил на частушечных напевах, некоторые из которых стали отдельными концертными выступлениями.
Метрика» и «Google Analytics», IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве тип, производитель, модель ; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.
Исполнительница партии Варвары Лариса Поминова выполнила все формальные требования, ответственно отработала спектакль, но многогранный образ героини, похожей сразу и на Кармен, и на Татьяну Ларину, и на Любашу, и даже на Нонну Мордюкову в кинофильме «Простая история» и Екатерину Фурцеву министра культуры СССР , передать не удалось. Весьма рыхло артистка прозвучала в первой картине, когда унимала драку и влюбилась в Володю. Была более органична в неожиданном для всех и для себя самой участии в художественной самодеятельности, удачно выстроив трансформацию образа от неприступного начальника до звезды сельского клуба.
И совсем неудовлетворительным в актёрском плане стал финал, где трагические сцены смятения, к сожалению, выглядели комично. Скованность и плохая пластика были свойственны почти всем участникам постановки. Хотя это можно объяснить, например, стилизацией или желанием передать именно такие черты советского народа. Одноплановую партию Наташи, невесты Володи, спела Евгения Кравченко. Образ простой и непритязательной девушки, беспечно влюблённой в чудаковатого парня, показался убедительным. Горе, постигшее Наташу, чувствующую предательство, певица достаточно правдиво передала в песне из третьей картины. Володя Гаврилов — «балаболка душистая», жертва любви Варвары. Он имеет только неприличное нахальство и «городскую» спесь.
Владислав Мазанкин Володя эффектно изобразил приезд своего героя в деревню, был идеально глуп и нерасторопен при знакомстве с Варварой. Снискал шквал аплодисментов в издевательской «Песне про ёлочку» «В лесу родилась ёлочка, в лесу она жила, потом влюбилась в мальчика и в город с ним ушла». По совету разведёнки Катерины в блистательном исполнении Натальи Кочубей Володя пригласил на танец Варвару Васильевну.
Ничего не выходило.
Первый делал Тышлер художник. Ничего не вышло. Дирижер был Светланов. И ничего не получалось.
Плохое либретто». Кстати с тех пор, сочиняя музыку на сюжеты кого бы то ни было из великих, Щедрин либретто пишет сам. Картина дня.
Не только любовь
В рамках гастрольного тура труппа Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» 7 ноября представит в Казани лирическую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в 2014 году стала значительным событием, сам композитор назвал ее лучшей постановкой своего произведения.
Статьи | Премьера
Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре | В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь). |
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»: история успешного феномена | Купить билеты на оперу «Не только любовь» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». |
Премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" состоялась в МАМТе | Премьера первой оперы Родиона Щедрина прошла в 1961 году в Большом театре и была провальной. |
Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина | Опера Щедрина "Не только любовь", написанная в 1961 году, и по сей день остается довольно сложной музыкой ХХ века. |
Опера «Не только любовь»
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь», охарактеризованная самим автором как лирическая, давно вошла в репертуар оперной студии нашего института, став одной из его жемчужин. Тихо и незаметно в Петербурге, на камерной сцене особняка на Галерной, состоялась премьера оперы Родиона Щедрина Не только любовь в постановке режиссера Юрия. И вот теперь в «Санктъ-Петербургъ Опере» премьера спектакля по раннему опусу— «Не только любовь». 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова. «Левша», новая опера Щедрина, написанная по заказу Мариинского театра, впервые прозвучит 26 июня в концертном исполнении на его новой сцене. Автор стремился написать камерную оперу с волнующими переживаниями обычных людей.
Опера Родиона Щедрина "Не только любовь" в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко
По словам Щедрина, причина провала в том, что опера опередила своё время. В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь). Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в.