Если поминки выпали на пост, проводить их можно.
Бриться – грех? Ответы бывалых бородачей
В пост нужно пытаться поменьше потакать своим желаниям, не выставляя красоту напоказ. Почему волосам придают большое значение В соответствии с Библией, первые люди были без волос. До того, как Ева и Адам совершили грех, их головы были покрыты светлым пушком, от которого шло небольшое сияние. Это была связь с космосом и Всевышним. А длинные волосы начали расти лишь после грехопадения. С волосами связано много примет и суеверий. Многие эзотерики считают, что они являются носителями энергии человека. Часто волосы применяются в разных магических ритуалах и обрядах. Это значит, что к ним нужно относиться внимательно и осторожно.
В соответствии с одной из христианских примет, нельзя стричь и красить волосы в воскресенье.
В чем смысл брачного воздержания во время поста? Неужели водка постный продукт? Можно ли во время поста стричь волосы? Как правильно молиться в это время? Почему в молитвах мы говорим «Ты», а не «Вы»?
Как молиться некрещеным? Господь в Евангелии говорит про демонов: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф. Без поста мы не сможем противостоять страстям нашей поврежденной грехом плоти, разжиганию которой наиболее способствует мясная нища. В пост мы отказываемся не только от мяса, но и от любой пищи животного происхождения — яиц, молочных продуктов. Впрочем, больные составляют исключение, если по состоянию здоровья не могут жить без этих продуктов. Но пост ведь не только в качестве пищи, но и в ее количестве.
Можно и постной нищей объестся, некоторые поправляются за дни поста. Поэтому можно просто сократить количество скоромной пищи, если невозможно по объективным причинам отказаться от нее полностью на это время. Детей надо приучать к посту, но делать это разумно, начиная, например, с отказа от лакомств, сладкого, а не от продуктов, необходимых растущему организму.
Никакие другие толкования общецерковного признания не имеют. Зонара, толкуя 21 правило, пишет: «А если остается в своем грехе и не решается на обращение добровольно, то повелевается ему растить волосы по обычаю мирян и не выстригать волос на темени, дабы прежний священник или диакон почувствовал стыд, что изгнан в разряд мирян». Вальсамон пишет: «Тем, которые отстали от греха, за который извержены, например, от блудодеяния, или другого какого-нибудь, правило определяет стричь голову подобно клирикам, то есть иметь так называемое гуменцо и носить одежду клирика». Итак, речь идет о гуменце — выбритой макушке, отличительном знаке клириков.
На Западе такая выбритая макушка именовалась тонзурой. В нем говорится: «Об именуемых пустынниках, которые в черных одеждах и с отращенными власами, обходят грады, обращаясь среди мирских мужей и жен, и безславят обет свой, определяем: Если восхотят, постригши власы, прияти образ прочих монашествующих, то определять их в монастырь, и причислять к братиям. Если же не пожелают сего, то совсем изгонять их из градов, и жить им в пустынях, от коих и именование себе составили». Зонара так толкует это правило: «Были некоторые, кои одевались в черные одежды и не стригли волос, но оставляли их в виде кудрей спускаться на грудь и плеча, и таким образом ходили в городах, были вместе с мирскими мужами и женами, оскорбляя монашеский обет. Таковым сей собор повелевает стричь волосы и идти в монастыри, чтобы жить и подвизаться вместе с монахами; если же они не хотят этого, то изгнать их вовсе из городов, чтобы они проводили жизнь в пустынях, от которых они получили себе имя и называются пустынниками: ибо не от самого дела они взяли название, но ложно присвоили его себе, и одежда и имя их — вымысел». Аристен пишет об этом правиле так: «Носящий черные одежды и неостриженные волосы пустынник, если не острижется и причислится к монастырю, да изгонится из города. Обходящие города под видом пустынников с длинными волосами на голове и в черных одеждах или пусть вступят в монастырь, остригши волосы и приняв вид прочих монахов; или, если не решаются на это, пусть будут изгнаны из городов».
Вальсамон: «Много обольстителей народа ходит по городам в черных одеждах и с неостриженными волосами, лицемерно выставляя на вид свой пост и неопрятность, и обольщая людей более простых и оскорбляя монашеский обет. И одни из них, обращаясь с мирскими мужами и женами, оглашая распутия демонскими учениями, будто бы молятся за народ и проповедуют покаяние. А другие говорят, что они из пустыни пришли в города по определению Божию, чтобы возвестить нечто будущее, и бесстыдно, ради прибыли и платы, людям более простым обещают какие-нибудь блага. Итак, о сих-то сей собор и определяет, чтобы они остригли свои волосы и уходили в монастыри, чтобы проводить в них жизнь монашескую». Самое интересное, что это правило хорошо знает и Кормчая патриарха Иосифа, столь любимая старообядцами. Там говорится: «Се правило о шпынях обманьщиках. Старец власы растя, мняся пустынник быти, аще не острижется ни внидет в монастырь, из града изженется.
Иже грады обходяще, якоже се мнящеся пустынницы, и власы главы своея обростивше и склочивше, и на долзе пустивше, черныя ризы носяще, или вретище носяще, таковии или в монастырь да внидут и власы свои остригут, образ мнишескии не прочее восприимше». И, наконец, есть 96 правило того же Трулльского собора. В нем говорится: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею». Как это правило толкуется в Кормчей патриарха Иосифа? Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися».
То есть речь идет об искусственном украшении. Зонара объясняет: «Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы». И вот тут-то у Зонары, в комментарии, а не в самом каноническом правиле, впервые возникает речь и о бороде. Зонара говорит, что некоторые сбривают юношеский пушок или в более зрелом возрасте остригают бороду, чтобы казаться более юным. Ссылается он при этом и на Второзаконие и на апостола Павла одновременно, говоря, что нельзя впадать в крайности.
Нельзя ни отращивать и завивать волосы, ни стараться казаться юным, дабы не обольщать людей своим видом. Следует отметить, что Зонара местами в своих толкованиях весьма радикален. Стиль Зонары иногда просто памфлетичен. В комментарии на 96 правило он допускает достаточно резкие выражения, обличая не только обычаи своего времени, но и современных ему Константинопольского Патриарха и архиереев. Но и Зонара ничего не пишет о еретичности бритья бороды или об искажении образа Божия, как об этом любили говорить старообрядцы. Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни. То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии.
В самих канонах об этом — ни слова. Смысл 96 правила Трулльского собора — сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению». Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека». Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного.
Важно, чтобы она не становилась самоцелью. Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают — это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни. В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы. Там стрижение бороды — не иначе, как латинская ересь. Что это — вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции.
Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех. Откуда взялась Кормчая книга? Ее составление приписывается св.
Только вчера закончилась Масленица, поэтому хозяйки тщательно намывают посуду, чтобы устранить все остатки жира. Также иногда применяли воду с уксусом, чтобы не было запаха Масленичной еды. Сегодня можно все мыть, стирать, сменять белье, убирать.
Была даже такая традиция, чтобы избавиться от вкуса Масленичной пищи, человек полоскал утром рот с водкой, а потом выплевывал. Работать и в этот, и в другие дни поста можно. Особенно полезно, если труд человека приносит пользу и другим людям. Все же, рекомендуется посетить храм. С этого дня под запретом скоромная пища. В пост человеку нельзя ругаться и злословить.
Ни к чему спорить или обижать ближнего. Также, считается, что отказать в помощи нельзя.
Можно ли во время поста бриться?
Принесение волос в жертву было знаком набожности или покаяния. Можно ли стричься в пост перед Пасхой? Накануне этого праздника православные верующие соблюдают самый длинный и строгий пост в году. Он состоит из четыредесятницы сорока дней, когда мы вспоминаем о сорокадневном посте Иисуса Христа и Страстной седмицы, во время которой мы вспоминаем о «страстях» страданиях Спасителя, его смерти и погребении. У священников было принято подстригаться перед Великим постом, чтобы в течение последующего времени уже этим не заниматься. Однако на мирян подобные правила не распространяются, и стричься в течение поста верующим не возбраняется.
Можно ли стричься в последнюю неделю поста перед Пасхой? Вы можете сделать это в Чистый четверг. У православных верующих именно в этот день принято завершать начатую в понедельник генеральную уборку в домах, мыться и при необходимости стричься. Немало примет связано с подрезанием волос. Малышам в возрасте до одного года их впервые подстригали именно в Чистый четверг.
Бывает, что у священника спрашивают: "Можно ли охотиться на животных в пост? Во-первых, если рассматривать охоту как досуг и развлечение, то следует сказать, что от развлечений в пост следует удаляться ради подготовки к подлинной и величайшей радости - встрече Светлого Христова Воскресения или иного праздника. Охота ведь проходит далеко не только как досуг, но, и это самое главное для многих, в дружеском общении с товарищами по интересам.
И понятно, что азарт и спортивные страсти в процессе охоты могут распаляться очень сильно. Разумеется, с постом такие развлечения сочетать невозможно. Ведь для христианина пост - это не время диеты для снижения веса или укрепления здоровья, а время духовного очищения и нравственного возрастания.
Вербу не выбрасывают весь год: считается, что символ праздника будет приносить здоровье и радость домочадцам. В Вербное воскресенье можно есть рыбу и морепродукты, вареную пищу с растительным маслом, а также пить вино: это единственный день помимо Благовещения во время Поста, когда даются такие послабления, поэтому накрывайте стол и наслаждайтесь вкусным семейным ужином! Что нельзя делать в Вербное воскресенье В этот день надо искренне попросить о зачатии и защите детей, об исполнении мечты Под запретом любые физические нагрузки — стиркой, уборкой, готовкой лучше заняться заранее. Максимально освободите праздничный день, когда полагается отдыхать и уделять внимание близким людям. Также в Вербное воскресенье нельзя ссориться, ругаться и устраивать скандалы — это касается любого дня, но в праздничный особенно важно держать себя в руках, мысленно быть с Богом и любимыми, пребывать в хорошем расположении духа. Шумное празднование будет лишним, а вот тихая камерная посиделка в кругу родных и друзей была бы очень уместна.
Некоторые переживают о том, что в вербное воскресенье нельзя мыть голову, принимать душ и стричься — как же так, ведь хочется привести себя в порядок и хорошо выглядеть в праздник? Читайте также Хабиб Нурмагомедов: «Если бы не вера, я бы сошел с ума после смерти отца» Успокаиваем: все это делать можно. На Руси, чтобы помыться, нужно было воды натаскать, дрова наколоть, баньку организовать — все это отнимало много времени и сил, потому приравнивалось к работе: люди старались накануне закончить все приготовления. Сегодня это уже не актуально: чтобы искупаться, нужно потратить всего несколько минут. К тому же, важно понимать саму суть запретов в любые православные праздники: предполагается, что люди должны выделить этот день для развития своей духовности, а не заниматься привычной бытовухой. При этом помочь человеку, попавшему в беду или выйти на смену, если ты работаешь в пожарной части или скорой — это необходимость, которая не порицается церковью.
Проведать могилы родных и близких на кладбище в Вербное воскресенье тоже не запрещено, но нежелательно, по тем же самым причинам, о которых мы только что сказали: время радоваться, а не печалиться об ушедших.
Читайте также Можно ли сдавать анализы во время Рамадана? Что можно делать в месяц Рамадан? В месяц Рамадан мусульманам запрещается в дневное время есть и пить, курить и дышать табачным дымом, развлекаться, вступать в интимные отношения. Постом верующие проверяют силу своего духа. Во время Рамадана мусульманин может есть и пить лишь дважды в сутки: до рассвета и после заката. Можно ли нарушить пост если заболел? Человек может не поститься в том случае, если он болен или пост будет препятствовать его выздоровлению. Таким людям необходимо восполнить пост в последующем — в другое время года, когда здоровье будет позволять.
Можно ли держать пост при болезни? А вот с точки зрения медицины нельзя держать уразу при сложных формах заболеваний — диабете, язве желудка, хронической сердечной недостаточности, ишемии, болезни сосудов, тромбообразовании. В каком случае нельзя держать пост?
Можно ли бриться в пост в исламе: религиозные аспекты и практическое применение
Дождь в этот день — к отличной всхожести посаженных культур по другой версии — к промозглому лету , а солнце — к сухому и жаркому. Если в этот день ударит мороз — будет хороший урожай яровых. Сильный ветер — к прохладному, зябкому лету. Пасмурная погода в Вербное воскресенье обещает щедрый урожай летом. Птицы поют на рассвете — удачным будет весь год. Сережки на деревьях — осенью удастся собрать много зерна, фруктов и овощей. Другие приметы На Вербное воскресенье подумайте о любимом человеке, и к вечеру или на следующий день он даст о себе знать. Покормите птиц — будете богаты. Посадите с утра цветы — деньги приумножите. Не пейте воду, почерпнутую возле вербы, с этого дня до Пасхи, иначе привлечете нечистых. Постучите по телу веточкой вербы — весь год будете здоровы.
Съешьте почку вербы — придет решение проблемы. Легонько отхлестайте веточкой вербы домашнего питомца — он не будет болеть весь год легонько!!!
Не пишет он и о том, что нельзя отпевать умерших, брившихся при жизни. То есть непосредственно о бороде говорится только в одном-единственном комментарии. В самих канонах об этом — ни слова.
Смысл 96 правила Трулльского собора — сохранение умеренности. Вальсамон пишет об этом четко: «Ибо все верные должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению». Так же толкуется 96 правило и в Кормчей: «Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека».
Получается, что в самой по себе аккуратности нет ничего страшного. Важно, чтобы она не становилась самоцелью. Когда старообрядцев спрашиваешь, как же мог Стоглавый собор сослаться на несуществующее правило Трулльского собора, они обычно отвечают — это, мол, ошибка переписчика, который на самом деле имел в виду 96, а не 11 правило. Но, как мы видели выше, ни в самом 96 правиле, ни в комментарии к нему Зонары нет и в помине нормы, запрещающей отпевать умерших, брившихся при жизни. В Кормчей книге есть еще рассуждения Никиты мниха, пресвитера Студийского, который запрещает стричь волосы.
Там стрижение бороды — не иначе, как латинская ересь. Что это — вселенская норма? Нет, это очень поздняя антилатинская полемика, не имеющая вселенской рецепции. Ну, не опознала Вселенская Церковь в этих текстах нормы, общей для всех. Откуда взялась Кормчая книга?
Ее составление приписывается св. Савве Сербскому. В 1272 году Кормчая получила одобрение церковного собора во Владимире-на-Клязьме. С тех пор употреблялась в разных списках и зачастую с разным содержанием на протяжении столетий. Абсолютны в ней только вселенские нормы.
Всё остальное — дополнения, такого абсолютного значения не имеющие. Было много редакций Кормчей, в них то включались, то исключались различные тексты. Есть ли в Кормчей подлоги? Увы — есть. Например, выдержки из Эклоги, светского византийского закона императоров-иконоборцев Льва и Константина имеют там надписание — «Леона царя премудрого и Константина верного царя главизны».
Странно ведь именовать боровшихся с Церковью еретиков «премудрыми» и «верными», не так ли? Выходит, что и с Кормчей надо быть очень осторожными. Равно как и со Стоглавом. Большой Московский собор 1666—1667 годов определил, что многое из решений Стоглава написано «нерассудно, простотою и невежеством». Обычно такое определение кажется слишком резким.
В самом деле — разве среди отцов собора не было святителя Московского Макария , не было других святых? Но вот приведенные мной примеры из 40-й главы Стоглава заставляют задуматься — а насколько вообще неправы отцы собора 1666—1667 годов? Не в плане клятв на старые обряды, которые давно отменены Русской Православной Церковью. А в плане именно оценки самого Стоглава. Ведь святость конкретных людей вовсе не обязательно делает их тексты истинными.
В ходе дискуссий со старообрядцами относительно существования или несуществования «правил о бороде» поднимаются гораздо более серьезные вопросы, нежели наличие или неналичие на лице волос. Фактически, как считаю, подлоги 40-й главы Стоглава противопоставляются старообрядцами реальному церковному преданию. Получается, что Стоглав мог вести себя чуть ли не как Вселенский собор и даже принимать некие правила от лица апостолов. Ошибка переписчика? Так исправьте на очередном соборе.
А исправить не могут — абсолютизируют Стоглав и поклоняются любой его букве. Полагаю, что такое поклонение возможно только в одном случае — если Русская Церковь воспринимается как Вселенская и самодостаточная на протяжении всей своей истории. И никто ей больше не нужен. Вот тогда ее нормы и даже описки переписчика могут возводиться в абсолют. Однако, конечно, Русская Церковь никогда себя в качестве Вселенской и единственной не воспринимала.
Достаточно вспомнить, что несколько десятилетий спустя после Стоглавого собора, в 1589-1590 годах в ходе интенсивного диалога с другими Поместными Церквами Русская Церковь наконец-то получила официальное признание своей автокефалии и заняла пятое место в диптихе Поместных Церквей. В связи с поднятым собором РПСЦ вопросом «о бороде» хочется высказать еще одно недоумение. Как мы видели, стрижение-нестрижение волос для старообрядцев имеет как бы сакральное значение, они при разговоре об этом используют понятия «грех» и «ересь». Но если мы берем свод канонического права Православной Церкви, то видим, что борода там упоминается только в одном комментарии Зонары. Нужно сказать, что в Кормчей этого комментария просто нет, Стоглав к нему тоже не обращается.
В дискуссиях последних дней часто звучит имя византийского канониста XIII века Матфея Властаря , составителя алфавитной Синтагмы, справочника по церковному праву. Мол, он очень свят для старообрядцев, а в Синтагме есть место, куда включен комментарий Зонары. Но Синтагма также не упоминается в 40-й главе Стоглава, не стала она и частью Кормчей книги.
Мы составили примерное меню на неделю в соответствии со всеми правилами, состоящее из простых, но вкусных и сытных блюд. Понедельник холодные блюда : завтрак: ржаной тост с авокадо; обед: постный свекольник, капустные котлеты; ужин: фасоль с овощами. Среда холодные блюда : завтрак: ржаной тост с домашним хумусом и овощами; обед: холодный борщ, салат из моркови с клюквой; ужин: голубцы с рисом и грибами. Четверг горячие блюда : завтрак: печёные яблоки с орехами и мёдом; обед: щи с грибами, постные пирожки с картофелем; ужин: постный плов, салат из свежих овощей. Пятница холодные блюда : завтрак: овсяная каша с яблоками и мёдом; обед: томатный суп гаспачо, картофель с грибами; ужин: нутовые котлеты, свежие овощи. Суббота горячие блюда с растительным маслом : завтрак: картофельные драники; обед: овощной суп-пюре, ржаная картофельная галета; ужин: кускус с овощами. Воскресенье горячие блюда с растительным маслом : завтрак: банановые панкейки; обед: чечевичный суп, капустный салат с морковью и яблоками; ужин: овощное рагу с картофелем, винегрет.
Что можно и нельзя делать в пост? Существуют также и некоторые запреты. Поговорим об этом подробнее. Что разрешается делать в пост: читать духовную и художественную литературу лучше отдать предпочтение классикам, а не чисто развлекательным произведениям ; заниматься спортом, за исключением тех дней, когда действуют самые строгие ограничения в питании; исповедоваться и причащаться; ходить в гости, если это не шумная вечеринка и не гастрономический ужин. В то же время в пост запрещено следующее: жениться и венчаться; переедать, злоупотреблять алкоголем и курить; ссориться, злиться и завидовать; слишком много времени проводить в Интернете и социальных сетях; в Страстную пятницу запрещено делать уборку в доме: этим лучше заняться накануне, в Чистый четверг. Раз в месяц сообщаем о всех важных событиях и собираем лучшие материалы из блога вам на почту. Подписывайтесь на рассылку , чтобы ничего не пропустить! Как правильно выйти из поста? Но врачи рекомендуют быть осторожными и следовать этим советам: В первую очередь вводите в рацион кисломолочные продукты. В Пасху съешьте не более одного яйца.
Сначала верните в рацион рыбу, затем — птицу, и только после этого — мясо. Выбирайте нежирные сорта мяса, приготовленные на пару.
Рыбный день: в этот день разрешен кусочек рыбы отварной или поджаренной на растительном масле - 7, 8 можно есть рыбную икру , 9 апреля. Ни в коем случае не употреблять алкоголь, за исключением кагора, который можно пить в небольших количествах в воскресенье и в важные праздничные даты. Откажитесь от курения - это считается грехом. В этом время не стоит связывать себя узами и брака. Супруги и возлюбленные не должны вступать в интимную близость.
Нельзя много времени уделять развлекательным мероприятиям. Нельзя грустить, печалиться, выносить планы мести. Нельзя поддаваться агрессии, ссориться, сплетничать. Ни в коем случае не переедайте, чревоугодие - это грех.
Можно ли бриться во время поста
Великий пост ежегодно сопровождается многочисленными спорами о том, что можно и что нельзя есть, как одеваться и так далее. Можно ли пить пиво и вино во время Великого поста? Можно ли брить бороду, краситься, наносить помаду, стричь ногти во время Рамадана? Можно ли в пост слушать музыку, играть в игры, смотреть телевизор?
Традиции и обряды
- Вопросы о посте
- Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник
- Можно ли пить, курить и заниматься сексом в пост: неожиданные ответы священника
- Можно бриться в пост Рамадан и почему?
Что можно и что нельзя делать в Великий пост?
Можно ли брить бороду, краситься, наносить помаду, стричь ногти во время Рамадана? Во время поста, особенно если он связан с религиозными обрядами, многие люди избегают бриться или стричься. Из поколения в поколение миряне передают друг другу рассказы о том, что можно делать во время Великого поста, а что строго запрещено. Можно ли смотреть в пост новости? Для верующих, которые держат Великий пост, в этот день делается послабление – в рацион можно добавить рыбную икру.
Вопросы о посте
Честныи отче, что мне делать в таких ситуациях, на Ваш взгляд? Отвечает иерей Иоанн Курбацкий. Вы избрали путь неуклонного соблюдения установленных в Церкви постов. Это необходимое средство спасения, но на этом пути всегда будут искушения. Но не надо бояться, будьте верны Господу и избранному узкому пути. Вот как говорит святое Писание: Сын мой!
Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению Сир. И апостол Павел говорит, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает Рим. Каждый из нас, кто учился в светском вузе или работал на светской работе, встречался с подобными трудностями. Правда, мужчинам в этом смысле легче: все вопросы снимались на стадии знакомства, когда объяснялась причина ношения бороды. Все остальное уже не вызывало недоумений.
Да, могли быть насмешки, шутки и т. Вот Вы говорите о фарисействе. Фарисейство не в том, что люди знают о том, что мы постимся или молимся, а в лицемерстве, в том, что человек делает все напоказ ради славы людской. Есть ли это у вас? Подумайте, а не подаете ли вы соблазн другим людям своим малодушием, когда нарушает посты?
Когда возникают описанные Вами случаи, надо кротко с любовью пояснить, что сегодня постный день, так и так, не надо из-за меня расстраиваться, что-то предпринимать. Как правило, люди относятся с пониманием. Здесь надо быть готовым еще и к тому, что люди начнут задавать вопросы о вере, о смысле постов, и важно грамотно на них ответить. Кстати, если Вы сами для себя четко будете знать, для чего поститесь, то Вам будет гораздо легче и самой соблюдать посты и отвечать на распространённое возражение против постов мол, не то сквернит человека, что входит в уста, что, мол, главное «Бог в душе» и т. А за тех, кто позволяет себе греховные речи, надо в душе помолиться: «Господи, прости им, они не ведают, что творят».
Мне кажется, что это не самое худшее поведение. Хуже, когда человек вообще равнодушен ко всему. И помните, непременное отторжение всегда вызывает, если человек превозносится своим благочестием и смотрит на всех свысока, с осуждением. Вот это уже фарисейство и такой пост Богу неугоден. Да укрепит вас Господь.
Отче, допускается ли беременной ослабить пост включая Великий? Можно ли вкушать молочные продукты, яйца; при необходимости мясо? Что важнее: четкое соблюдение ограничений и запретов или здоровье будущего ребенка? Отвечает иерей Иоанн Севастьянов. Могу сказать из опыта моей жизни.
Ослабление поста для беременных и кормящих допускаю, так сказать, на одну ступень. Если по уставу пища без растительного масла — я позволяю есть с маслом, если с маслом — то разрешаю есть с рыбой. Но в Великий Пост рыбу не разрешаем, кроме двух двунадесятых праздников. Что касается здоровья малыша, то советую Вам не забывать, что подает его Милосердный Господь. Только от Него зависит, будет ли наш малыш здоров и родится ли он вообще.
Не от продуктов, не от нашей правильной подготовки, а от Его Благого Промысла. Сам Господь повелел нам соблюдать пост. Ведь не может Он противоречить Себе. Поэтому желаю Вам не ослабевать в своем постном подвиге и надеяться на помощь Божию. Что можно делать в пост, а что нет?
Нельзя допустить ухудшение самочувствия. Но воздержание в еде не главное, чего должен придерживаться верующий в этот период. В первую очередь, следует обогащаться духовно, молиться, посещать храм, совершать добрые поступки, призывать людей к добру, очищаться от злых помыслов. Многие в Великий пост занимаются благотворительностью, всеми силами помогают нуждающимся, обязательно подают милостыню. И, конечно же, не забывают заботиться и о родных людях: помогать по дому, поддерживать словом и делом, проводить больше времени с семье, вместе ходить в церковь. Существует ряд запретов, которые ни в коем случае нельзя нарушать: Нельзя завидовать, быть высокомерным, включать гордыню и относиться к людям эгоистично; Ругаться матом, создавать конфликтные ситуации, отвечать злом на зло; Запрещено курить, употреблять горячительные напитки, иметь половые связи; Нельзя лениться, грустить, погружаться в депрессию, мыслить негативно; Обманывать, осуждать, поучать тоже нельзя.
Не только с точки зрения религии, но и с точки гигиены, усы всегда должны быть аккуратно подстрижены и уложены. Совершенно неприятно бывает, когда за обеденным столом наблюдаешь, остатки пищи на усах своего соседа. Бороду так же следует держать в аккуратном состоянии, так как неухоженный и лохматый внешний вид нарушает заветы Аллаха. Как и многие другие религии, Ислам имеет ответвления, поэтому каждая ветка трактует свои правила ношения усов и бороды, подтверждая какими-либо доказательствами.
Господь в Евангелии говорит про демонов: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф. Без поста мы не сможем противостоять страстям нашей поврежденной грехом плоти, разжиганию которой наиболее способствует мясная нища. В пост мы отказываемся не только от мяса, но и от любой пищи животного происхождения — яиц, молочных продуктов. Впрочем, больные составляют исключение, если по состоянию здоровья не могут жить без этих продуктов. Но пост ведь не только в качестве пищи, но и в ее количестве. Можно и постной нищей объестся, некоторые поправляются за дни поста. Поэтому можно просто сократить количество скоромной пищи, если невозможно по объективным причинам отказаться от нее полностью на это время. Детей надо приучать к посту, но делать это разумно, начиная, например, с отказа от лакомств, сладкого, а не от продуктов, необходимых растущему организму. Перед Великим постом мы просим друг у друга прощения. Впервые эта традиция возникла у египетских монахов, которые на все время поста уходили из монастыря в пустыню, где жили по одному. Окружающий животный мир был очень жесток, вернется ли монах в монастырь или нет было неизвестно. Поэтому они просили друг у друга прощения как перед смертью. И мы ведь не знаем, когда завершится наш жизненный путь. Поэтому всегда нужно жить в мире друг с другом.
Можно ли бриться в церковные праздники? Актуальный ответ священника может удивить!
Можно ли играть свадьбу во время Петрова поста. – Часто ли прихожане спрашивают, как правильно соблюдать пост? Многие верующие люди часто задаются вопросом, можно ли в церковные праздники работать?
Можно ли во время поста бриться?
Не менее популярный вопрос о том, можно ли проводить обряды крещения в период поста. Можно ли бриться во время поста Рамадан, запреты и ограничения в этот период. Подскажите пожалуйста можно ли во время Великого Поста причащаться? Рыба в Великий пост разрешается только дважды – в праздник Благовещения (7 апреля) и Вербное воскресение (28 апреля). Стричься и бриться, а также совершать остальные косметические процедуры можно и в иной день.