В 1908 году Маяковский решил стать членом РСДРП и часто пропагандировал социалистические догматы среди населения. Просто Маяковский для меня был в молодости культовым поэтом, я несколько лет исследовала его биографию, творчество. 1927, г. Москва.
Детские годы
- Маяковский Владимир Владимирович
- Please wait while your request is being verified...
- Брюсов. «Творчество»
- Владимир Маяковский - биография, новости, личная жизнь
- Детство, юность, семья
Биография Владимира Маяковского
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП. он был найден мертвым в своей "квартире-лодочке" на Лубянке. Маяковский В Молодости 50 шт. Владимир Маяковский молодой. Стесненный в средствах в молодости, Маяковский находил разные способы обратить на себя внимание.
Маяковский — ставка равная жизни в 36 лет.
Владимир Маяковский в молодости Владимир Маяковский в молодости. В 1910 году молодой поэт вышел из заключения и сразу же покинул партию. ский фильме "Не для денег родившийся". Владимир Маяковский фото в молодости.
Взлеты и падения Маяковского
Маяковский поэт - 88 фото | Органичность Маяковского в роли хулигана была очевидна и зрителю, и картина была так популярна, что ее несколько раз возвращали в прокат. |
Владимир Маяковский: биография, карьера и личная жизнь поэта — 07.07.2023 — Статьи на РЕН ТВ | А Маяковский в одежде прежде всего ценил качество и удобство. |
Владимир Маяковский и муза его юности: vsegda_tvoj — LiveJournal | Уже в юности Владимир Маяковский начал интересоваться марксистской литературой. |
Цех историков
88 лет назад, 14 апреля 1930 г. трагически оборвалась жизнь знаменитого поэта Владимира Маяковского. 19 июля 1893 года в Грузии – в селе Багдади родился Владимир Маяковский. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, сатириком, кинорежиссером, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов. Вследствие этого у Владимира Маяковского развилась бактериофобия, с которой он так и не справился.
Маяковский юность
Маяковский Владимир Владимирович (Изображение: Один человек, автор). Недостаток улик и несовершеннолетие Маяковского позволили родным добиться его освобождения из тюрьмы до суда. 1927, г. Москва. Изменения писателя Владимира Маяковского, его биография в фото, путь от детства, юности, молодости до популярности и славы. Владимир Маяковский в своем творчестве постоянно бросал вызов старым порядкам.
Владимир Маяковский: главный бунтарь русской литературы
Правда, в жизни Маяковского были еще красивые истории любви, которые случались в перерывах отношений с Лилей. Не успели они пройти вместе пяти минут, как Маяковский рухнул на колени перед Яковлевой и начал страстно клясться ей в любви. Высокие и статные, они были красивой парой. Самые красивые отношения длиною в сорок дней. Он уехал, оставив крупную сумму в одной из парижских оранжерей. И каждое воскресенье, даже после смерти поэта, Таня получала от Владимира цветы.
Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след... Она стала его переводчицей и тайной женой, а плодом их недолгого романа стало рождение дочери, которую назвали Еленой Патрицией. Элли записала девочку на фамилию супруга, и роман так и остался тайным. Этого требовала девушка: «Давай сохраним наши чувства только для нас». Владимир Маяковский только однажды увидел свою дочь в Ницце в 1928-ом году.
Поэт ухаживал за юной красавицей, но признавался ей, что любит Лилю Брик.
Детство и юность Маяковского Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в Грузии — в селе Багдади, неподалеку от Кутаиси. Его отец, лесничий Владимир Константинович Маяковский, происходил из запорожских казаков. Мать, Александра Алексеевна, была кубанская казачка. В семье росли еще две дочери — Люда и Оля. С четырех лет Володя любил, чтобы ему читали, особенно стихи. И мать читала ему Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. А когда она не могла откликнуться на его просьбу, плакал.
То, что ему нравилось, легко запоминал и потом выразительно декламировал наизусть. РИА Новости Когда подрос, стал залезать в пустые чури — большие глиняные кувшины для вина — и читал стихи оттуда. Кувшины резонировали, и голос звучал громко, гулко. В 1898 году к своему дню рождения, который совпадал с днем рождения отца, Володя выучил стихотворение Лермонтова "Спор" и выступил перед многочисленными гостями. К этому времени относится и его первый экспромт, связанный с приобретением фотоаппарата: "Мама рада, папа рад, Что купили аппарат". Два этажа. Верхний — наш. Нижний — винный заводик.
Раз в году — арбы винограда. Они пили.
Он был и будет оставаться загадкой даже для самых искренних почитателей его творчества. Что касается его биографии, то «белых пятен» в ней практически нет, но его духовный мир, повлиявший на творчество и превратности судьбы, до сих пор является загадкой. Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в Кутаисской губернии, в небольшом грузинском селе Багдади. Оба родителя были прямыми потомками запорожских казаков.
Отец великого поэта — Владимир Константинович — был наследственным дворянином, а работал лесничим. Мать, Павленко А. События детских и юношеских лет во многом определили его дальнейший жизненный путь. В период с 1902 по 1906 год будущий поэт обучался в гимназии Кутаиси, где, вероятно, ему и удалось познакомиться с либерально-демократической интеллигенцией. В 1905 году он даже принимал участие в крупной демонстрации русской и грузинской молодежи. Его отец фактически умер от укола иглой, что в результате привело к заражению крови.
Вследствие смерти отца у Маяковского появилась фобия подхватить какую-либо болезнь, поэтому он все время имел при себе мыльницу и постоянно мыл руки. После неожиданной смерти отца семья в 1906 году переехала в Москву. В столице он поступил в пятую классическую гимназию. В четвертом классе его одноклассником был Шура Пастернак — родной брат великого русского писателя и поэта. Материальное состояние было довольно сложным, поэтому в 1908 году Владимира Маяковского исключили из московской гимназии, поскольку у его матери не было средств на дальнейшую оплату обучения. Тем не менее, благодаря таланту к изобразительному искусству, его приняли на обучение в Строгановское училище.
Но и здесь учеба будущего поэта не проходила гладко из-за его политических взглядов. В молодые годы его трижды арестовывали. В 1908 году Маяковский из-за его политических убеждений попал в тюрьму. Арест поэта был вызван революционной агитацией, которую он проводил среди представителей рабочего класса и в связи с подозрением в деятельности подпольной типографии. Выпустили как несовершеннолетнего под присмотр родителей. Второй арест был по причине подозрений в сотрудничестве с анархистами.
Третьим взятием под стражу стало участие в организации побега женщин-политкаторжанок из тюрьмы. Тогда он провел в тюрьмах, в том числе и знаменитой «Бутырке», 11 месяцев. Затем его отпустили за недостаточностью улик. После того как очередное заключение, проходившее в Бутырской тюрьме, закончилось, Маяковский прекратил принимать активное участие в работе партии. Первые стихи он начал писать в юности, находясь в тюремном заключении, они потом были отобраны тюремными служителями.
Через четыре года умер от заражения крови его отец, уколов палец иголкой. Вследствие этого у Владимира Маяковского развилась бактериофобия, с которой он так и не справился. В 1906 году он с матерью и сестрами переехал в Москву, где продолжил обучение в гимназии, но через два года его исключили из-за неуплаты за учебу.
Живя в Москве, Маяковский завел много знакомств с революционно настроенными студентами. Свое первое стихотворение он напечатал в тогда нелегальном журнале «Порыв». За революционную деятельность его неоднократно арестовывали, он побывал в нескольких тюрьмах, где писал стихи, которые ему самому в итоге не нравились. Но именно с них началось его активное творчество. После освобождения Маяковский совмещал литературу с живописью и в 1912 году легально опубликовал первое стихотворение — «Ночь».
Маяковский фото
Владимир Маяковский - биография поэта, жизнь и смерть | Позднее им была написана трагедия «Владимир Маяковский», в постановке которой автор был режиссером и главным героем. |
Владимир Маяковский: биография, карьера и личная жизнь поэта — 07.07.2023 — Статьи на РЕН ТВ | Друг молодости и соратник В. Маяковского: Маяковский того времени – еще не знаменитый поэт, а просто необычайно остроумный, здоровенный парень лет 18–19, учившийся живописи, носил длинные до плеч черные космы, грозно улыбался. |
Взлеты и падения Маяковского | Лучшее. О проекте. Новости. |
130 лет со дня рождения Владимира Маяковского: 10 неожиданных фактов о поэте
Весной бывшими коллегами по «ЛЕФу», а также партийным руководством была проигнорирована созданная Владимиром Владимировичем выставка, в которой он подвел итоги своей двадцатилетней деятельности. Это стало для него жестоким ударом, нанесшим ему глубокую рану. В этом году он много болеет, глубоко переживает свое одиночество, страдает от нападок, которые сыпались на него со всех сторон. Воспоминания: каким он был? Лучшие высказывания о поэте: Темой его стихов почти всегда были собственные переживания. Это относится и к «Нигде, кроме как в Моссельпроме». Он не только других агитировал, он и сам не хотел покупать у частников. Поэтому многие его стихи «на случай» и сейчас живы и читаются нами с грустью или радостью, в зависимости от этого «случая». Корней Чуковский, писатель, литературный критик В комнате танцевали, шумели, играли на рояле, а Маяковский тут же, положив листок бумаги на крышку этого самого рояля, записывал только что родившиеся строфы стихотворения. Он сперва глухо гудел их себе под нос, потом начиналось энергичное наборматывание, нечто сходное с наматыванием каната или веревки на руку, иногда продолжительное, если строфа шла трудно, и, наконец, карандаш его касался бумаги.
Петр Незнамов, поэт-футурист, участник творческой группы «Левый фронт искусств» Он брал слово в раскаленном докрасна состоянии и, не дав ему застыть, тут же делал из него поэтическую заготовку. Он всегда в этой области что-нибудь планировал, накапливал, распределял… Петр Незнамов, поэт-футурист, участник творческой группы «Левый фронт искусств» Иногда он останавливался, закуривал папиросу, иногда пускался вскачь, с камня на камень, словно подхваченный бурей, но чаще всего шагал, как лунатик, неторопливой походкой, широко расставляя огромные ноги в «американских» ботинках и ни на миг не переставая вести сам с собою сосредоточенный и тихий разговор. Так он сочинял свою новую поэму «Тринадцатый апостол», и это продолжалось часов пять ежедневно. Пляж был малолюдный. Впрочем, люди и не мешали Маяковскому: он взглядывал на них лишь тогда, когда потухала его папироса и нужно было найти, у кого прикурить. Однажды он кинулся с потухшей папиросой к какому-то финну-крестьянину, стоявшему неподалеку на взгорье. Тот в испуге пустился бежать. Маяковский за ним, ни на минуту не прекращая сосредоточенного своего бормотания. Это-то бормотание и испугало крестьянина.
Корней Чуковский, писатель, литературный критик Для Маяковского же всякая схоластика, грамматика, даже поэтика с ямбами и хореями была невыносима. И все же как терпеливо повторял он за мной: «Dem Kalbe, des Kalbes»… К счастью, здравый смысл и жалость к бедному моему «шюлеру», как называл себя Маяковский, заставили меня плюнуть на … грамматику и принести томик стихов Гейне. Успех был необычайный. Рита Райт, советская писательница, переводчик А работать с Маяковским было одно веселье! Попутно придумывались смешные рифмы, каламбуры, просто великолепные нелепости стиха, которые и были настоящей подготовкой к большой работе. Иногда мы, наполовину закончив работу, уставши до отупения, садились сыграть «только три партии». Глядишь, ночь на дворе, «в тесноте да не обедали», и приходится дальнейшую работу переносить на завтра. Тогда Маяковский брал клятву, чтобы к двенадцати часам — «вы слышите, Колядка! К двенадцати часам ровно!
И не дай бог опоздать хоть на две минуты. Маяковский встречал зверем: «Вы что ж это? Кофеи распиваете, а я за вас трудись, как пферд». Но гнев сменялся на милость, когда рукопись была на столе. Шли в издательство, там читалось написанное, как-то стремительно одобрялось со всеми последствиями гонорарного порядка. Николай Асеев, поэт-футурист, переводчик Вообще Маяковский был всегда зачинщиком. В перерывах вокруг него собирались ученики. Шутник был страшный, всегда жизнерадостный, острит, рассмешит всех.
Возможно, это его и погубило. Не высокая, сутуловатая, рыжеволосая, с тяжёлой нижней челюстью, карими «горячими до гари» глазами и фигурой подростка она не была красавицей в каноническом смысле. Но в Лиле было столько женского магнетизма, что мужчины буквально теряли голову в её присутствии. В 13 лет Лиля влюбилась в старшего брата своего подруги, 17-летнего Осипа Брика, который, ка жется, больше всего привлек её тем, что остался равнодушным к её чарам. Позже ей всё-таки удалось добиться взаимности и выскочить за него замуж. Но, вероятно, эта холодность темперамента позволяла ему спокойно относиться к многочисленным интрижкам жены на стороне. Во многом Осип и Лиля были единомышленниками. Оба разделяли интерес и любовь к современному искусству. В их доме собирались передовые художники, поэты, писатели. Он вроде даже отвечал ей взаимностью, но влюблённость Маяковского закончилась в тот момент, когда он увидел Лилю. В тот вечер он читал свои лучшие, но малопонятные многим стихи, а когда получил одобрение, тут же посвятил их Лиле. Позже он взахлёб рассказывал Чуковскому, что встретил самую необыкновенную, чудесную и единственную женщину. Они взяли его под своё покровительство. Владимир был выходцем из обедневшей дворянской семьи, но Лиля считала его мужиковатым. Она заказала Маяковскому новую одежду: вместо вытянутых свитеров и брюк появились костюмы, английское пальто, галстук. Заставила его подстричься и отвела к дантисту. Осип называл Маяковского «наш Володя» и на свои деньги опубликовал его поэму «Облако в штанах». Эти вложения окупились сторицей — очень скоро гонорары поэта оказались главным источником доходов в семье Бриков, полноправным членом которой стал Маяковский. Когда он официально переехал к Лиле и Осипу, это шокировало даже продвинутую богему. На двери их маленькой квартирки появилась табличка: «Брики. Лиля уверяла, что на тот момент они с Осипом были уже просто друзьями, а не супругами. Хотя позже признавалась: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне.
Родился он на территории современной Грузии, недалеко от Кутаиси. Сейчас это город Багдати. В биографии Маяковского упоминается, что одно время его одноклассником был Александр Пастернак, родной брат знаменитого Бориса Пастернака , которого в СССР активно травили. Его исключили из пятого класса школы, потому что у его родителей не нашлось денег для продолжения оплаты обучения. В юности Владимира Маяковского арестовывали трижды, за подпольную типографию, связь с анархистами и помощь в побеге заключённых с женской каторги. Но доказать ничего так и не смогли. Маяковский в юности Поэт во время следствия просидел в одиночной тюремной камере около полугода. Но вёл он себя шумно и агрессивно, и его часто переводили из одной тюрьмы в другую. По-грузински Владимир Владимирович научился говорить раньше, чем по-русски. Всю жизнь Маяковский панически боялся иголок, булавок и тому подобных острых предметов. Эта фобия развилась у него после того, как отец его укололся иглой для сшивания бумаги и вскоре умер от заражения крови.
Скудной пенсии не хватало на жизнь. Чтобы дети могли продолжать учение, мать сдавала комнату, готовила обеды для жильцов; Володя и сёстры за гроши выжигали и разрисовывали коробочки, рамки и другие вещи. Жили трудно, но дружно. Для Маяковского это было время первых жизненных испытаний, быстрого созревания характера, формирования гражданского самосознания. Не по годам выросший, возмужавший; он сблизился с революционно настроенными студентами, которые жили у Маяковских, увлёкся философией, политэкономией, естествознанием, начал изучать марксистскую литературу, и скоро сам принял непосредственное участие в революционной деятельности. Товарищи по партии не знали, что энергичному, политически подготовленному, умевшему отстаивать свои убеждения юноше, тогда ещё не было 15 лет. В ту пору партия находилась в глубоком подполье. Ссылки и аресты вырвали из её рядов многих революционеров. Недолго довелось работать и «товарищу Константину», под этим именем Маяковский выступал в качестве пропагандиста и был введён в состав Московского комитета РСДРП. Недостаток улик и несовершеннолетие Маяковского позволили родным добиться его освобождения из тюрьмы до суда. За юным революционером был установлен полицейский надзор. Первые несколько дней Володю держали в части на Басманной. Однако он так бушевал и скандалил там, что начальство испугалось беспокойного арестанта и постаралось от него избавиться. Маяковского перевели в Мясницкую часть и посадили в отдельную камеру. Политзаключённым сразу пришелся по душе новый товарищ. Он был смелый забияка, умел весело острить, и всегда заступался за обижаемых. И когда стали выбирать старосту, все заключённые в один голос закричали: «Маяковского, Пусть Маяковский будет старостой! Новый староста проверял — из свежей ли крупы варится суп для заключённых, чисто ли убрано в камерах, все ли выведены на прогулку. Он тыкал надзирателю в нос грязную швабру, он скандалил с караульными, он узнавал кто как себя ведёт на допросах, и устанавливал связи с волей. Словом, это был ужасно неудобный и беспокойный арестант. С некоторого времени петушиные нотки в его голосе почти исчезли, и у Володи образовался густой бархатистый бас, очень похожий на отцовский. Володе это ужасно нравилось. Было приятно рявкать на смотрителей и видеть, как от его голоса они бледнеют и теряются. За один организованный Маяковским инцидент, по распоряжению охранки, его переводят в одиночную камеру Бутырской тюрьмы.
Владимир Маяковский. Фотогалерея
Беру рулетку и с разрешения работников ГММ измеряю расстояние от закрытой двери комнаты Маяковского до парадной двери коммунальной квартиры — всего лишь 3 м 12 см! От парадной двери — вся малюсенькая передняя буквально как на ладони. Держа в руках старый план дома 1920—1960-х годов, вместе со служащими ГММ мысленно прикидываем, где раньше были туалет, ванная и кухня. Убеждаюсь, что теснота ужасная, все расположено рядом, все обозревается! Скобина и девочка Левина, отлично видно часть общего коридора, куда открываются двери ванной и туалета, половину площади передней и даже край двери в комнату Маяковского. От момента выстрела все это длилось не более 5—10 секунд. Это если учитывать только временные характеристики. А если иметь в виду и пространственные условия — размеры и планировку квартиры, — совершение убийства по версии Скорятина также абсолютно нереально. Преступник теоретически еще мог за спиной Полонской, направляющейся к парадной двери, заскочить в комнату и выстрелить в Маяковского. Но, выскочив из комнаты обратно в переднюю, он обязательно должен был наткнуться на Полонскую и бежавших к передней соседей.
Однако ни актриса, ни молодые соседи Маяковского никого не видели. Кроме того, как мог преступник незамеченным попасть и свободно расхаживать по коммунальной квартире, прятаться в туалете? Стал бы преступник, тем более такой опытный человек, как Агранов, в таких сложных условиях планировать и совершать убийство: тесная квартира с большим количеством жильцов, оба пути отхода после совершения преступления отрезаны через парадную дверь должна уходить Полонская, а черный ход отрезан громко разговаривающими на кухне соседями? В частных беседах я уяснил: из научных сотрудников ГММ, а это — все знающие и опытные маяковеды, никто не верит в убийство поэта! В заключение хотелось бы привести замечательные слова директора ГММ С. Зачем надо было убивать Маяковского в коммунальной квартире, в присутствии соседей. Несмотря на то, что это исследование выполнено еще в 1991 году, оно или замалчивается, или подвергается сомнению сторонниками версии убийства. Поэтому считаю своим долгом поподробнее остановиться на нем. Экспертное исследование было выполнено в НИИ судебной медицины комиссией в составе профессоров А.
Маслова судебно-медицинского эксперта высшей категории , Э. Сафронского специалиста по судебно-баллистической экспертизе и И. Кудешевой эксперта по исследованию следов выстрела. Все трое являлись наиболее крупными в нашей стране специалистами в своей области. Чтобы избежать необъективности, экспертам не было сообщено, чью рубашку они исследуют. Вначале идентифицировали полученную из ГММ рубашку с рубашкой, которая запечатлена на посмертных фотографиях Маяковского. На специально увеличенных фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, на рубашке хорошо различимы рисунок ткани, фактура, форма и локализация пятен крови, огнестрельного повреждения. Полученную из ГММ рубашку сфотографировали в том же ракурсе, с тем же увеличением и произвели фотосовмещение. Абсолютно все детали совпали, то есть научными методами было установлено, что именно эта рубашка была на Маяковском в момент выстрела.
Экспертам предстояла трудная работа — найти на рубашке следы выстрела более чем шестидесятилетней давности и установить его дистанцию. В судебной медицине и криминалистике принято различать три дистанции: выстрел в упор, выстрел с близкого расстояния и выстрел с дальнего расстояния. Если будет установлено, что 14 апреля 1930 года в комнате Маяковского прозвучал выстрел с дальней дистанции, значит, кто-то стрелял в поэта. Были обнаружены характерные для выстрела в упор линейные повреждения крестообразной формы они возникают от действия отражаемых от тела газов в момент разрушения ткани снарядом. Не полностью сгоревших следов пороха, копоти и следов опаления как в самом повреждении, так и на участке ткани, прилегающем к нему, обнаружено не было. Это также характерно для выстрела в упор. Большое значение имело использование современного диффузно-контактного метода. Для того чтобы результаты были доказательными и наглядными, эксперты выполняют оттиски-контактограммы, на которых проявляется распределение продуктов выстрела, в частности металла, вокруг повреждения. При выстреле из канала ствола вылетает раскаленное облако, струя, которая сопровождает пулю, окутывает ее.
На некотором расстоянии они летят вместе. А затем пуля начинает опережать это облако и улетает дальше, а струя тормозится. Если выстрел произведен с дальней дистанции, то облако не долетает до объекта, если было небольшое расстояние между преградой в данном случае рубашкой и оружием, то тогда газо-пороховое облако оседает на этой рубашке. При использовании высокоэффективного диффузно-контактного метода определения сурьмы были получены точные и достоверные результаты. Метод был внедрен в 1987 году профессором С. Сурьма является компонентом капсюльного состава. Важно, что она мало распространена в природе. Было установлено, что вокруг повреждения на рубашке располагается обширная зона отложения сурьмы, имеющая очень характерную для выстрела в упор топографию. Отложение сурьмы носило секторальный характер — признак того, что дульный срез был прижат к рубашке под углом, так называемый боковой упор.
Интенсивная металлизация в левой части — признак того, что выстрел был произведен справа налево, почти в горизонтальной плоскости, с небольшим наклоном книзу. Обнаружение следов выстрела в боковой упор дульный срез прижат к поверхности не по всей окружности, а лишь частью ее , отсутствие следов борьбы и самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой! Повреждение на рубашке В. Это означает, что человек стрелял в себя сам. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потеков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В. Это означает, что Маяковский не падал лицом вниз, на грудь, и не мог разбить лица при падении; выводами заключения закончен спор о положении тела Маяковского после выстрела. Он лежал действительно на спине на полу, как и указано в протоколе следователя. Еще одно свидетельство в пользу самоубийства и доказательство того, что Маяковский произвел выстрел правой рукой, а не левой, как ошибочно считали некоторые после вскрытия. Журналисты спрашивали ведущего эксперта, профессора А.
Можно подойти и выстрелить в упор. Можно инсценировать один, два, пять признаков. Но весь комплекс признаков фальсифицировать невозможно. На первый взгляд кажется, что капли крови на рубашке могли возникнуть как следы кровотечения из раны, — пояснял далее А. Но они не связаны с основным источником пропитывания — пятном крови на рубашке поэта округлой формы, не имеют вокруг себя брызг. Следовательно, капли крови падали с небольшой высоты с какого-то окровавленного предмета — руки, оружия на них кровь попала вследствие одномоментного выброса из раны. Эксперты тщательно изучили расположение капель крови — по дуге, то есть после выстрела рука, державшая оружие, опускалась книзу, а не отдергивалась от тела, как бывает при выстреле из оружия, произведенного посторонней рукой. Но никто не мог в 1930-м предположить, что спустя 60 лет рубашку будут изучать на распределение сурьмы методом, открытым лишь в 1987 году. Именно сопоставление расположения сурьмы и капель крови, падавших с малой высоты, и стало вершиной этого исследования, позволило ответить на самые сложные вопросы.
Таким образом, факт самоубийства В. Маяковского доказан научно. Судебно-медицинское вскрытие тела было произведено в ночь с 16 на 17 апреля в одной из комнат клуба ФОСП Федерации объединений советских писателей на улице Воровского, где с 15 апреля проходило прощание с покойным. Сутырин, так как по Москве поползли упорные слухи, что Маяковский покончил жизнь самоубийством из-за сифилиса. На 17 апреля были назначены похороны и кремация. Владимира Александровича осенило, что если назавтра тело будет кремировано, то сплетня о люэсе Маяковского может остаться навсегда. Вскрытие проводил авторитетнейший специалист патологической анатомии профессор В. Талалаев со своими помощниками. Сохранилась фотография этой печальной процедуры: идет начало аутопсии — осмотр области головы и шеи; хорошо видно темное пятнышко на груди слева — огнестрельная рана сердца.
Чекиста Якова Агранова больше волновал вопрос судебно-криминалистический, и он с нетерпением ждал окончания аутопсии. Художник Н. Оказалось, что пуля прошла с левой стороны и застрелиться он мог только левой рукой. Действительно, Маяковский прекрасно владел и левой, и правой рукой. Но современные исследования показали, что Владимир Владимирович застрелился правой рукой. Нет его и в архивах ГММ. Оказалось, что маяковсковеды его не могут найти до сих пор. Основная версия такова: Акт вскрытия хранился вместе с другими подобными документами в архиве кафедры патологической анатомии, который размещался в подвале Патологоанатомического института медицинского факультета МГУ с июня 1930 года — ММА им. В дальнейшем произошла авария водопровода, все документы залило водой, и они превратились в бумажную кашу.
Все же, мне кажется, нужно продолжить поиски Акта вскрытия в других архивах ММА им. Возможно, на профильных кафедрах патологической анатомии, судебной медицины московских медицинских вузов хранятся какие-то выписки из этого акта, воспоминания участников аутопсии и другие подобные документы, имеющие первостепенный интерес. Поскольку Акт вскрытия до сих пор еще не обнаружен, сложным является вопрос о характере раневого канала. Однако мы имеем протокол осмотра трупа врачом Рясенцевым, а также ценные воспоминания М. Презента и Н. Денисовского, которые получили сведения от Я. Агранова и других лиц, имеющих полную информацию об аутопсии. Абсолютно ясно то, что входное огнестрельное пулевое отверстие, диаметром всего лишь 0,67 см, располагалось по левой срединно-ключичной линии на 3 см выше левого соска. Огнестрельное ранение Маяковского являлось слепым, то есть выходного отверстия не было.
Для Рясенцева и следователя Синева было несомненным то, что указанное инородное тело является пулей. Таким образом, пуля застряла в подкожной клетчатке правой поясничной области на уровне 11 и 12 ребер. Скорятин установил, что медицинская бригада прибыла очень быстро: через 6 минут после выстрела и через 5 минут после вызова. Однако реанимационные мероприятия не проводились, медицинская бригада лишь осмотрела смертельно раненного и зафиксировала смерть. Михаил Яковлевич жил в Кремле и в 1930 году являлся литературным секретарем Демьяна Бедного, знал многих влиятельных лиц и в своем дневнике из первых уст записал важные сведения об обстоятельствах гибели поэта. Почти вся информация подтверждается другими документами, а следовательно, дневнику Презента можно доверять. Так вот, М. Таким образом, ориентировочный ход раневого канала был следующим: пистолетная пуля вошла в левую половину грудной клетки по срединно-ключичной линии, поразила сердце и левое легкое, а затем ушла вниз, кзади и вправо и, поранив правую почку, застряла в подкожной клетчатке правой поясничной области. Таким образом, раневой канал имел нисходящее направление.
При таком ходе раневого канала, по законам элементарной логики, возникает предположение, что Маяковский держал пистолет в левой руке. Так, к примеру, считали Я. Однако современная судебно-медицинская экспертиза сохранившихся вещественных доказательств, в частности, рубашки поэта, с применением новых, высокоточных и эффективных методик, например, диффузно-контактного метода определения сурьмы, убедительно и достоверно показала, что Маяковский застрелил себя правой рукой. Очевидно, произошел рикошет от ребер, скорее всего, от нижнего края 3-го ребра, что и придало пуле нисходящее направление. Маяковский, таким образом, получил сквозное огнестрельное ранение сердца, а также предположительно левого легкого, диафрагмы, верхнего полюса правой почки и мягких тканей правого забрюшинного пространства. Летальный исход наступил от сквозного огнестрельного ранения сердца с острой тампонадой сердца и его остановкой. Оно как бы документально удостоверяет намерение поэта покончить с собой. Сторонники версии насильственного устранения Маяковского объявляют письмо то фальшивкой, то вообще в природе не существующим. А между тем оно есть и хранится в ГММ.
Внимательно рассматриваю письмо. Написано оно простым карандашом, почти без знаков препинания и с орфографическими ошибками, размашистым почерком, очень крупными буквами, на двух сложенных листах трех страницах писчей бумаги в линейку. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Эта часть предсмертного письма заняла ровно две страницы. Именно к этим допискам, как правило, придираются отдельные литераторы, обвиняя поэта в несерьезности, мелочности письма. В любом случае основная, наиболее важная часть письма написана 12 апреля, и затем поэт, колеблясь, оттягивая роковой выстрел, ходил с готовым письмом еще два дня.
Вспомнил о вапповцах, Ермилове и сделал дописки в письмо; у него был долг перед фининспектором, поэтому он сделал в заключение финансовые распоряжения. Вот и журналист В. А следовательно, письмо писал совсем не он. Его, мол, сочинили враги поэта, гэпэушное окружение Бриков. Написали 12 апреля, но не сумели убить поэта ни 12-го, ни 13-го. Особенно В. Скорятину не понравился… карандаш Маяковского. Заполучить ручку поэта даже на короткое время было невозможно. А уж сам почерк — сущий пустяк для профессионалов из ведомства Я.
Но почерковеды хорошо знают, что подделать почерк карандашом так же трудно, как и авторучкой! В ГММ у ведущих специалистов я поинтересовался, только ли авторучкой писал поэт?
В факте самоубийства поэта комсомольская молодежь видела вопиющее противоречие со взглядами Маяковского, призывавшего в своих произведениях к жизни и любви к ней. Сделать жизнь значительно трудней. И вот сейчас совершил то же самое. В последние дни В. Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада и ничто не предвещало катастрофы.
Сегодня утром он куда-то вышел и спустя короткое время возвратился в такси в сопровождении артистки МХАТа N. Скоро из комнаты Маяковского раздался выстрел, вслед за которым выбежала артистка N. Этой артисткой N являлась 21-летняя актриса Московского Художественного театра Вероника Витольдовна Полонская, дочь популярного киноактера Витольда Полонского, поляка по национальности, умершего в 34-летнем возрасте. Вероника была последним человеком, который видел поэта живым. По ее словам, из комнаты Маяковского она торопилась на репетицию, которую проводил очень строгий, не выносивший опозданий В. Литовцева под руководством В. Поведение Полонской на первый взгляд кажется странным.
Она не выказывала скорби и отчаяния. У умирающего Маяковского пробыла самое короткое время. Полонская указала медикам квартиру. Прибывшая бригада — врач К. Агамалов, фельдшеры А. Константинов и А. Ногайцев — лишь констатировала смерть, осмотрев поэта, не проводя реанимационных мероприятий.
Однако репетировать в этот день она не смогла, и репетиция сорвалась. Полонскую через какое-то время нашли на квартире матери, у которой она давно не жила, и возвратили на Лубянку, в дом, где погиб Маяковский. Здесь она дала первые путаные показания. Допрашивали ее в этот день дважды. В последующие дни она с покойным так и не простилась, на похороны и кремацию не явилась, впоследствии объяснив последнее тем, что ей отсоветовала это делать Л. Брик также полагала, что любопытство обывателей к фигуре Полонской может породить ненужные инциденты. По ходу пьесы ее обвиняют в убийстве, она отвечала истерично, с большим подъемом.
Свое поведение после смерти Маяковского Вероника впоследствии объясняла невменяемостью, страхом и возникшим затем ощущением полнейшего равнодушия. Из друзей Маяковского одним из первых прибыл на место трагедии художник по плакатам Николай Денисовский, извещенный телефонным звонком. В передней он встретил только соседку Маяковского по коммунальной квартире, больше никого не было. Его левая нога была на тахте, правая слегка спустилась, а корпус тела и голова были на полу. На полу был браунинг. На письменном столе — записка, написанная его рукой. А на спинке стула, около стола, висел его пиджак1.
Известный журналист Михаил Кольцов также был одним из первых посетителей квартиры Маяковского. Это была фотография Маяковского, распростертого, как распятого, на полу, с раскинутыми руками и ногами и широко раскрытым в отчаянном крике ртом. Эту квартиру Владимир Владимирович получил в 1926 году и пригласил Бриков поселиться вместе. Комнату в коммунальной квартире по Лубянскому проезду дом 3, кв. Дома, в Гендриковом переулке, была только домработница, так как Л. Брики были за границей, в Лондоне. Они навещали маму Лили Юрьевны, которая работала в торгпредстве.
Квартира стала заполняться убитыми горем друзьями Владимира Владимировича и приятелями Бриков. Переодевал покойного Н. Но мне снять с него старую было уже трудно. Пришлось разрезать. На сердце с левой стороны было пятнышко, рана запеклась кровью. Одеть его я не знал как. В 20 часов 14 апреля научные сотрудники Института мозга извлекли мозг поэта.
В то время была мода на изучение головного мозга великих современников. Это происходило вскрытие черепа, чтобы изъять мозг. Мы слушали в тишине, полной ужаса. Затем из комнаты вышел человек в белом халате и сапогах — какой-то медицинский помощник… и этот человек нес таз, покрытый белым платком, приподнявшимся посередине и чуть образующим пирамиду, как если бы солдат в сапогах и халате нес сырную пасху. Мозг Маяковского весил 1700 граммов, что значительно больше нормы — 1330 граммов. Сотрудники института мозга заявили, что по внешнему осмотру мозг не имеет отклонений от нормы. Полные результаты исследований, осуществленных большим коллективом ученых под руководством академиков С.
Саркисова и И. Филимонова, были опубликованы лишь в 1997 году7. Они показывают, что по своему макроскопическому строению, цитоархитектонике, размерам коры в целом и ее отдельных полей мозг В. Маяковского представляет собой высокоорганизованный ассоциативный мозг. Площадь коры в левом полушарии мозга составила 88 тыс. Выявленные особенности макроскопического строения прецентральной области мозга были обусловлены тем, что поэт прекрасно владел и правой, и левой рукой. Интенсивное развитие лобной и нижнетеменной областей коррелировало с исключительными способностями мышления и поэтическим даром этого человека.
Необычная структурная организация речедвигательных областей в обоих полушариях являлась одним из структурных базисов ораторского искусства поэта. Особенности сочетания атипичного, редко встречающегося строения прецентральной, нижнетеменной и затылочной областей обусловливали его выдающиеся способности как художника. Это уголовное дело не могли найти более 60 лет. Куда только не обращались ведущие литературоведы — исследователи биографии и творчества великого поэта, руководство Государственного музея В. Все было тщетно. Маяковского ГММ в Москве, и с ним может ознакомиться любой желающий исследователь биографии пролетарского поэта. Первым в серо-зеленой папке лежит пожелтевший протокол осмотра места происшествия.
Осмотр проведен следователем Синевым в присутствии врача-судмедэксперта Рясенцева. Лежит головою к входной двери выделено нами. Левая рука согнута в локтевом суставе, лежит на животе. Правая, полусогнутая, — около бедра. Голова несколько повернута вправо, глаза открыты, зрачки расширены, рот полуоткрыт. Трупного окоченения нет. Окружность раны в незначительной степени испачкана кровью.
Выходного отверстия нет. С правой стороны на спине в области последних ребер под кожей прощупывается твердое инородное тело незначительное по размеру пуля. Труп одет в рубашку желтоватого цвета. На левой стороне груди соответственно описанной ране на рубашке имеется отверстие неправильной формы, диаметром около 1 см. Ни одного патрона в револьвере не оказалось. При входе в комнату напротив двери имеется одно окно, выходящее во двор дома. При осмотре места происшествия следователь обратил внимание на то, что в комнате и на теле потерпевшего нет следов борьбы и сопротивления: мебель аккуратно расставлена, предметы и вещи не разбросаны, ковер перед диваном расстелен, рубашка не порвана.
В ящике письменного стола и висящем на стуле пиджаке Владимира Владимировича следователем были обнаружены: 2500 рублей денег, золотые перстень и кольцо. Это исключало убийство с целью ограбления. Как известно, в 1938 году В. Полонская сдала в ГММ свои воспоминания, в которых по многим вопросам взаимоотношений с Маяковским пытается оправдаться. Уголовное дело, как догадывалась Полонская, было засекречено, поэтому деталей самоубийства Маяковского никто не знал, и ее не могли обвинить во лжи. Вечером 11 апреля они в очередной раз поссорились. На следующий день под вечер между ними по инициативе Маяковского произошло решительное объяснение.
Владимир Владимирович составил план разговора из 16 пунктов и по каждому пункту объяснился с возлюбленной. Я сказала, что буду его женой. Брики с 1912 года официально состояли в браке и не собирались разводиться. Одновременно Лиля Юрьевна считалась гражданской женой Владимира Владимировича, хотя в последние годы сексуальных отношений между ними уже не было. Маяковский же, который обладал сильной половой конституцией и нередко влюблялся в очень красивых женщин, желал создать обычную, традиционную семью. Полюбив Веронику Полонскую, он с января 1930 года предлагал ей развестись с мужем артистом Михаилом Яншиным и выйти замуж за него. Полонская же всячески оттягивала решение вопроса.
С одной стороны, ей нравилось быть рядом со знаменитым человеком и неплохим сексуальным партнером, с другой стороны, муж ее, Яншин, был намного моложе поэта, жили они дружно, без конфликтов, понимали друг друга. Яншин к тому же не был ревнив, что устраивало красавицу Веронику, имевшую много поклонников и кроме Маяковского еще одного любовника — артиста МХАТа Бориса Ливанова. Вечером 13 апреля, по воспоминаниям Полонской, Маяковский и она встретились на вечеринке у писателя Валентина Катаева. Владимир Владимирович, несмотря на то, что Вероника пришла с мужем, продолжал приставать к ней, объясняться. Выяснение отношений между Маяковским и Полонской продолжалось, когда гости, простившись в 3 часа ночи с Катаевым, компанией шли по ночной Москве. Проводив Полонскую и мужа ее Яншина до их дома, Маяковский в 9 часов утра на такси приехал за Вероникой Витольдовной и привез ее в свой рабочий кабинет на Лубянке, где с 10 часов в течение приблизительно 15 минут они находились одни и продолжали выяснять отношения. Полонская сидела на диване, Владимир Владимирович располагался у ее ног, прямо на полу.
Он сидел, становился на колени, плакал. Это видел книгоноша Ш. Локтев, который принес Маяковскому книги в разгар их беседы. Через несколько минут прозвучал роковой выстрел. В воспоминаниях В. Полонская утверждала, что Маяковский в комнате умолял ее бросить Яншина, развестись с ним и зарегистрировать брак с поэтом. Потом он запер дверь на ключ и требовал, чтобы она навсегда осталась жить с ним в этой комнате, бросила театр и не ходила больше к Яншину.
Буду с ним. Но не могу остаться здесь сейчас. Я знаю, что мой муж Яншин меня любит и не перенесет ухода в такой форме… Я пойду в театр. Потом домой. Скажу все Яншину. Но, по свидетельству Полонской, как только она вышла за дверь и прошла несколько шагов по коридорчику, раздался выстрел. Полнейший абсурд!
А ведь почти все историки литературы почему-то это утверждение Полонской принимают на веру, не затрудняя себя доказательствами и размышлениями. Таким образом, показания Яншина сразу разоблачают Полонскую в том месте воспоминаний, где она утверждает, что не могла перейти к Маяковскому, не известив об их отношениях мужа. Оказывается, Яншин уже давно был в курсе дел: знал об отношениях Маяковского и Полонской, о желании поэта жениться на Веронике. А сейчас приведем выдержки из показаний самой гражданки Полонской В. Способна ли была Полонская в принципе на ложь, обман, недостойные поступки? Однако анализ документов показывает, что Полонская нередко лгала и обманывала, совершала необдуманные и легкомысленные поступки. Она говорила Маяковскому, что занята в театре на репетиции, а сама в это время ходила в кино с Б.
Ливановым или М. Она 13 апреля солгала Владимиру Владимировичу, что не пойдет в гости к В. Катаеву, и Маяковский поймал ее на лжи, зайдя к писателю. Следователю И. Сырцову Вероника солгала, заявив, что не жила половой жизнью с Маяковским, но соседи поэта по коммунальной квартире выдали ее, показав обратное.
Поэт в 1912 г. Во время одной из таких прогулок и родились знаменитые строки. Софья писала в воспоминаниях: «Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?.. Значит, это необходимо, чтоб каждый вечер над крышами зажигалась хоть одна звезда? Потом говорит: «Получаются стихи. Только не похоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду». Владимир Маяковский в 1913 и 1915 гг. Богемная жизнь настолько увлекла девушку, что она почти забыла об учебе. Вскоре об этом узнали ее родители, и ей пришлось вернуться в Минск.
Недавно в Сети появилась колоризация фотографии Маяковского, сделанной в 1912 году — поэту на ней всего 19 лет. Пользователи Сети не сразу узнали любимого поэта — в блузе с огромным бантом, с пышными тёмными волосами он напомнил им художника или артиста: «Совершенно не похож», «Ого, совсем по-другому, чем черно белый», «Похож на Цискаридзе», «На Конкина молодого», «По мне, так на Олега Шепса из битвы экстрасенсов», «Это Каспарян из группы "Кино", "Чем-то на Цискаридзе похож", — прокомментировали подписчики редкий снимок. В 1909—1910 годах его несколько раз арестовывали, и после двух передач матери «на поруки» посадили в тюрьму. Во время «11 бутырских месяцев» поэт сочинял стихи, которые позднее были отобраны охранниками и утрачены. Владимир также прочёл в тюрьме множество книг, разрабатывая идею «нового искусства».
Биография Владимира Маяковского
У Маяковского есть торопливо написанные стихи, в которых он пренебрегал точностью ради интонации, ради эффектов. Уже после смерти Маяковского в 1940 году Анна Ахматова, говоря о литературном салоне Бриков и его значении для Маяковского, напишет: «Это была его любовь, дружба, ему там все нравилось. У Маяковского было 2 сестры, а 2 его брата умерли, еще будучи детьми. Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в Кутаисской губернии, в небольшом грузинском селе Багдади. РИА Новости, 18.09.2013.