Новости кто такой берендей

В Болгарии есть две деревни под названием Беренде, название которых, по словам лингвиста Анны Чолевой–Димитровой, происходит от племени берендеев.[3]. Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом. Барадж берендеи был ли Берендей древняя история захват Булгарии кто такой Берендей покорение Булгарии. Кто такие берендеи? Расскажу о берендеях, о коих мне известно более всего, ибо мой род имеет отчасти и эти корни.

Берендей — кто они и какую роль играли в истории?

Правда, это никак не доказано, но допустим, что историки в данном случае правы. У историков имеется консенсус по поводу того, что берендеи — кочевой народ тюркского происхождения. Правда, объяснить этимологию этого названия они не в состоянии. Но так как берендеев принято отождествлять с торками, а торки, вроде бы, однозначно тюрки, то… Видите, на каких шатких аналогиях основаны порой «бесспорные» исторические сведения! Торки Отличительная черта берендеев, согласно летописям, это служба русским князьям по защите русских пограничных земель от степных кочевников. Получается, это «свои» кочевники. Историки никак не объясняют причин, почему эти племена вдруг стали служить русским против родственных себе племён, а также с чего это вдруг берендеи, перейдя на русскую службу, из кочевого народа сделались оседлым. А берендеи не просто оседлый народ, но и народ, живущий в городах! По летописям, берендеи, торки и чёрные клобуки основали минимум шесть городов Торческ, Изяславль, Саков, Берендеев и др.

Чаще всего этой способностью обладали сильные колдуны, в основном мужчины. Иногда чародей мог заколдовать человека сам или по его просьбе. Если обращение происходит добровольно, колдун дает Берендею предмет чаще всего нож , с помощью которого тот будет принимать нужный облик. В некоторых случаях стать медведем-оборотнем может человек, в сердце которого кипит праведный гнев. Фантастическое существо борется за правое дело и наказывает тех, кто причиняет людям зло. Реже, но встречаются истории, в которых персонаж получал возможность обращаться в животное, накинув его шкуру. Поэтому долгое время люди носили вещи мехом наружу.

Эта языческая традиция сохранилась и в рождественских колядках, когда в толпе обязательно присутствовал человек, наряженный в тулуп, вывернутый наизнанку. Образ жизни мифологических персонажей Берендеи в славянском бестиарии обладают неимоверной силой. Обитают они обычно в лесной чаще, куда редко ступает нога человека. Оборотни строят красивые терема, в которых прячутся от непрошенных гостей.

Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка. Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы.

Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области. После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи. Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе. Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы.

Помимо этой замечательной пьесы, Островский является автором еще нескольких десятков произведений, среди которых видное место занимает романическая стихотворная пьеса «Снегурочка», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1873 г. Именно в этой пьесе берендеи из древних тюркоязычных кочевников превратились в сказочных славян. В пьесе фигурирует «Заречная слободка Берендеевка», её жители — «берендеи», и даже «царь Беренедей». Почему Островский придумал для своего воображаемого народа такое странное скажем прямо, совершенно не подходящее по смыслу название? Не известно.

Они легко могут растворяться в каменных, подземных и подводных лабиринтах, где непосвященный современный человек никогда и ни за что не сможет их обнаружить. Правда, иногда, человек может вступить в общину Берендеев. Ведь, иногда, даже в современном обществе, могут встретиться разумные и нормальные люди. Человек, избранный Берендеями, получает доступ к их самым сокровенным тайнам и сокровищам.

Навсегда оставаясь среди своих новых друзей-Берендеев, такие люди часто находят свою новую судьбу, чтобы вскоре и самим стать могущественными Берендеями, людьми-оборотнями, обладающими несметными богатствами, чудесными способностями и таинственными, волшебными городами и землями.

Кто такие были Берендей: их история и этимология

Согласно мнению ряда историков, наименование племени «берендей» является слегка искажённым произношением названия огузского племени баяндыр, которое входило в состав 24 древнейших огузских туркменских племён. Артамонов упоминает берендеев баяндур , коуи и баятов в числе племён, которые не принадлежали к огузам по происхождению. Ряд авторов включает племя баяндур наряду с баяут баят и каи в число огузских племён, имеющих монгольское происхождение.

И если бы так! Тогда бы кончилась вечная борьба тепла и холода.

Кончились бы муки берендеев. Однако может ли состояться такое соединение? Ведь оно значило бы гибель Снегурочки! Она бы растаяла от жаркой любви сына Ярилы!..

И так надо. В этом и благо. Таков замысел бога Ярилы. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей, что совпадало с древней Ладой, богиней любви и весеннего плодородия.

Очевидно родство имени Леля с именем матери Снегурочки - Весны, а также родство их «душ». Дочь Весны, Снегурочка испытывает влечение к теплым и трепетным стихиям жизни. В этом и кроется разгадка детской привязанности Снегурочки к пастушку. Снегурочка, сама того не понимая, поступает с Лелем по-детски эгоистично: «Поди от нас, уйди подальше, Лель!

Снегурочка - дитя, которое может играть или не играть со своей любимой игрушкой Лелем , но от других оберегает ее болезненно ревностно: «…с другими девицами водиться перестань, ласкаешь их, а мне сердечко больно, целуешь их, а я гляжу да плачу». Но «Солнца любимый сын» и дочь Мороза не будут вместе, так как разные они не только по своей природе, но и по отношению к жизни. Ледяное сердечко Снегурочки еще не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости, которые свойственны большинству берендеев, в том числе и Лелю. В стране берендеев образуются союзы без любви.

Кажется, что Лель любит Снегурочку, но она холодна, она не может любить. Кажется, что полюбили друг друга Купава и Мизгирь. Но ведь это только кажется, а любви-то нет! Невозможность счастливых союзов обнаруживается при самом их зарождении.

Разрушение наметившихся союзов происходит до наступления торжеств в честь Ярилы. Но все дело не в разрушении, а в соединении! В соединении людей на началах любви. Именно -- на началах любви.

Вот это чудо и должно произойти. Островский творит это чудо. Можно предположить, что союз Леля и Купавы обусловлен даже их именами. Очень давно празднество Ярилы называлось Купальскими праздниками.

Имена Куп-ало Куп-ава обозначали одно и то же плодотворящее божество лета. Значит, «Купава», как и «Ярило», может обозначать «свет», «тепло», «солнце». А Лель? Купава - «солнечная», а Лель - «Солнца любимый сын».

Их союз словно освящен самым языческим божеством, да и породы они одной - берендеевской. Сквозь языческий колорит народной безудержной жизни в «весенней сказке» проходит мысль о христианской любви - любви одухотворенной, в основе которой не страсть, а сострадание и жалость. В старину на Руси говорили: «Жалеет - значит любит» Снегурочка, сердце которой еще не оттаяло, не может понять поступок Леля - принародный поцелуй с Купавой, в основе которого лежит сострадание и понимание чужого горя. Не случаен выбор Морозом Бобылей, для которых счастье в том только, «чтобы в руках богатство было».

Мороз предпочитает худших лучшим, холодные сердца горячим. Ведь Бобылю, «что день - то пир, что утро - то похмелье, - вот самое законное житье! Нельзя ли найти сходство между Снегурочкой и Мизгирем, привыкшим не дарить, а покупать любовь. Он, как и Снегурочка, которая только собирается взять у матушки «немножечко сердечного тепла, чтоб только лишь чуть теплилось сердечко», не знает настоящей любви, хотя красавиц видел много.

То, что он называл любовью, не горячее чувство, а лишь увлечение. Потому, встретив «лучшую красоту», он, не задумываясь, оставляет прежнюю - Купаву: «Любил тебя, теперь люблю другую - Снегурочку». Мизгирь той же породы, что и Мороз: властный, холодный, эгоистичный. Он из тех, кто не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках: «Сердце приказывать привыкло… Вольно ему любить и разлюбить».

Мизгирь готов заплатить за любовь: «Люби меня… Дарами бесценными красу твою осыплю бесценную», «возьми бесценный жемчуг, а мне любовь отдай». Снегурочка для Мизгиря не такая, как все девушки-берендейки, которые и «любят без оглядки», и «обеими руками обнимают», и «весело глядят». Мизгирю нравится необычность Снегурочки: Опущены стыдливые глаза, Мелькнет сквозь них молящий нежно взор… Одной рукой ревниво держит друга, Другой его отталкивает прочь. Обделённые сердечной теплотой, а потому чужие для берендеев Снегурочка и Мизгирь были отторгнуты слобожанами.

Но и в душе Мизгиря впервые пробуждается настоящее, истинное чувство любви. И хотя этому чувству пока нет ответа, так как Снегурочке еще не дано любить, искреннее чувство само по себе для Мизгиря -- высочайшая найграда. Потому что именно оно пробуждает в человеке человеческое. Заключительные сцены «Весенней сказки» показаны на лесной «Ярилиной поляне» в ночь.

Здесь собрались все берендеи. И перед восходом солнца происходят удивительные превращения. Люди объединяются и соединяются в общем веселье. Соединяются душами, сердцами.

Однако соединения эти свершаются не без препятствий и не без драматизма. Происходит особенно страстная, великая борьба за любовь. Огнем, разжигающим эту страсть любви и борений, становится Лель, он находит свою любовь. Любовь ответную, горячую.

Пастух Лель, которого Мураш не допускал до своего порога, нашел искреннюю любовь его дочери -- Купавы. Отец же Купавы, Мураш, искренне рад за любовь своей дочери. Свершилось то, что ранее казалось невозможным. В ней рождается чувство тревожной зависти к чужой любви.

Она хочет вернуть к себе Леля, вернуть во что то ни стало; Она всюду преследует Леля, умоляет вернуться к ней. Однако, муки Снегурочки--не от потерянной любви. Ее, любви, не было и нет. Она не способна любить.

И страсть ее поэтому -- не любовная. И страсть, и муки, и действа ее -- от ума, а не от сердца, от оскорбленности, от ущемленности ее самолюбия. Отчаяние, вспыхнувшее вместе с прозрением, гонит Снегурочку к матери Весне. Чтобы выплакать горе, чтобы вымолить любящее сердце.

Родимая, в слезах тоски и горя Зовет тебя покинутая дочь.

Расколдовать такого оборотня мог либо сам колдун, наложивший оборотническое проклятье, либо смерть этого колдуна. Скорее всего, легенды и мифы о берендеях являются отголоском медвежьих действ может быть наличие «медведя»-человека в вывернутом тулупе в составе ряженых на зимних святках и на Масленицу. Берендеи — древнейшая Русская община, проживающая на северных землях Великой Руси. Берендеи — люди-оборотни, способные превращаться в огромных медведей, неимоверная сила которых до сих пор упоминается в Русских преданиях и сказаниях.

В стародавние времена Берендеи проживали на территории, окружающей современный город Москву, который тогда носил название Маска-Град. Сегодня, отъезжая на север от Москвы, можно найти озеро Берендеево, питающее реку Нерль.

Вооруженные и экипированные берендейские дружины были основой военной мощи Древней Руси. Они эффективно применяли тактику ближнего боя, использовали щиты, доспехи, мечи и копья. Берендеи были элитой воинов, которые прошли сложную подготовку и считались образцом для последователей. Значимость берендеев для военной культуры заключается в том, что они не только формировали и организовывали военные отряды, но и влияли на морально-психологический климат в армии.

Они показывали пример борьбы и подвига, вдохновляли воинов на подвиги и героические поступки. Берендейские инициативы в образовании и науке Берендейские инициативы в образовании и науке имеют большое значение для Древней Руси. Берендеи играли активную роль в развитии образования и науки, способствуя распространению знаний и идей. Одной из основных задач берендеев было обучение молодых людей, в том числе и регентов. Берендейские училища предлагали широкий курс изучения различных предметов, включая литературу, историю, математику и естественные науки. Эти образовательные учреждения сыграли важную роль в распространении знаний и воспитании нового поколения ученых и интеллектуалов.

Берендеи также проводили исследования и эксперименты, способствуя развитию науки. Они изучали астрономию, математику, медицину, а также занимались созданием новых научных инструментов и аппаратов. Важным достижением берендеев было создание первого обсерватории на Руси, которая стала основой для дальнейших научных открытий и исследований. Особую роль берендеи играли в сохранении и передаче знаний и традиций. Они создавали библиотеки и архивы, где хранились древние рукописи, книги и другие ценные источники информации. Берендеи также активно писали и публиковали свои собственные работы, распространяя знания и идеи.

Берендей - кто это такой? Царь Берендей.

И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев — те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси. Берендеи способны оборачиваться в огромных, бурых медведей, обладающих неимоверной Берендеи в таинственных, глубоких лесах на севере Великой Руси. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам.

КТО ТАКИЕ БЕРЕНДЕИ?

Ваш адрес успешно подписан на рассылку новостей нашего сайта. Берендей — кто они такие? Берендеи — это группа животных, принадлежащих к отряду грызунов и семейству щекачковых, которая обитает в различных уголках планеты. Когда – то племя берендеев было кочевым, но потом они поселились на дальних землях Руси, свято храня свои обычаи и обряды, сохранившиеся еще с древних времен. Старый берендей уверенно повёл отряд через брод, время от времени оглядываясь: все ли идут, не отстал ли кто. Берендеи отличались от обычных наемников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам.

Кто такие берендеи в сказке. Берендеи. Значение слова берендеи

На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. В борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским князем Всеволодом Ольговичем в 1139 году на помощь киевскому князю пришло 30 тысяч берендеев, якобы посланных венгерским королём. Плетнёва предполагает, что это была та самая орда , которую Владимир Мономах изгнал из Руси в 1121 году. Ярополк предоставил орде для пастбищ земли в Поросье , и с тех пор берендеи стали союзниками Руси. Около 1146 года образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков в него вошли берендеи, торки , печенеги и другие , ставшее «вассалом» Руси.

В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого 1155 до 1157 года во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев. Уцелевшие отправились в степь за помощью, подошли к Киеву и попросили князя, чтобы тот приказал наёмникам вернуть пленных, но те отказались: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность». Данные топонимии свидетельствует о том, что часть берендеев была переселена во Владимиро-Суздальскую землю слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.

Образ жизни мифологических персонажей Берендеи в славянском бестиарии обладают неимоверной силой. Обитают они обычно в лесной чаще, куда редко ступает нога человека. Оборотни строят красивые терема, в которых прячутся от непрошенных гостей. Мифологические создания прекрасно себя чувствуют на глубине озер, в пещерных лабиринтах. Даже если Берендей находится в зверином обличье, в воде он всегда отражается, как человек.

Понять, что перед вами не обычный медведь, а оборотень, можно также по тени, которая принимает человеческие очертания. У фантастических существ практически нет врагов из-за их могущества и силы. Так кто же мы — берендеи? Перелистаем летописи, заглянем и в дощечки новгородских волхвов, послушаем старые предания… Древнейшие сведения о берендеях есть в «Велесовой книге». И они показывают, что наш корень уходит не только на Волгу.

Древнейшие летописные сведения о берендеях относятся ко временам Русколани — царства, процветавшего более тысячи лет назад в Причерноморье и у северных отрогов Кавказа, также на Азове.

На закомаре Дмитровского собора есть рельеф князя Всеволода с сыновьями. На руках Юрий Всеволодович, князь легендарного Китеж-града, ушедшего в озеро Светлояр.

Последнее летописное упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 г. Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки. И замечу, что именно из-под Галича Костромского происходят все мои родственники по линиям Высоцких и Горских, да и Асовы — костромские волжане.

Здесь следует напомнить историю нашего края, поскольку не все знают, что ведическая традиция продолжала жить здесь и после Крещения Руси. Берендеи в Поволжье Области берендеев и старинных обитателей края в Поволжье образовали в начале I тыс. Тогда же был построен и град Малый Китеж, тот, что ныне — город Городец на Волге.

XVII, с. А само древнее Берендеево княжество стало тогда именоваться Городецким княжеством. Тогда и град Китеж стал невидим.

А известная по летописям языческая Пургасова Русь столицей коей почитается град Алатырь на юге Нижегородчины была разделена между Нижегородским княжеством, а также Золотой Ордой, после сражений с князем Пургасом в 1229 году, по Лаврентьевской летописи. Нижегородское княжество, объединенное с Русью Пургасовой и землями берендеев Городецким княжеством , и потом сохраняло ведическую веру наравне с православной. Ведическая вера объединяла волжан тогда в союз с единоверной Золотой Ордой, вплоть до принятия татарами ислама в 1312 году.

После сего союз распался. К тому же Золотая Орда ослабла под ударами среднеазиатского тирана Тамерлана. Нижегородское княжество с подвластными язычниками-русами из родов пургасов на юге, берендеев на севере и иных откололось от Золотой Орды и номинально перешло под власть князя московского 1392 год.

Но это не помешало нижегородцам отразить поход московских ратей в 1410 году, кои желали утвердить новую власть и крестить «поганых». Окончательно же пургасы, берендеи с нижегородцами вошли в Московскую Русь только после разгрома Золотой Орды Иваном Грозным в 1552 году. Последующая отмена вечевой власти, закрепощение отмена Юрьева дня при Борисе Годунове , а также христианизация края, сопровождавшаяся переводом многих угодий, священных лесов в собственность церкви, а также отписанием целых деревень монастырям, — привели к восстаниям, разинщине, а затем и пугачевщине.

Разгром повстанцев и последующий погром капищ, вырубка священных рощ, истребление жречества подорвали основу существования средневековой ведической культуры в том числе и ведорусской литературы в крае. Но это был уже XVII век. И потому очень знаменательно, что именно благодаря берендеям по сию пору сохранилась ведическая православная традиция Руси.

Мы знаем города берендеев, но не слышали об их кочевьях. Как можно называть берендеев даже полукочевниками, если мы знаем их лишь как городских жителей и профессиональных воинов. Мы знаем, что отряды берендеев нанимали не только русские князья, но и другие государства, к примеру, тот же венгерский король. Степняков нанимали очень редко. Вот скифов — тех да, а степняков, из-за их непостоянства — нет! Берендеи, следовательно, были надежны. Это были профессионалы. Потому то в повестях и летописях берендеи всегда представляли собой отряд определенной численности, весьма не малой.

Один этот отряд определял победу в бою, и об этом мы видим упоминание в источниках, где сказано, что киевские князья смело вступали в бой и побеждали даже в меньшинстве, если имели отряд берендеев. Именно берендеев боялись враги, а не киевских князей. Следовательно, берендеи были профессиональными наемными воинами, имевшими непререкаемый авторитет именно в военном деле. По характеру их деятельности мы можем смело провести аналогию берендеев со скифами. Скифов тоже пытаются представить кочевниками, не смотря на то, что они жили в городах, имели лучшее в мире вооружение и лучшую в мире армию, их мастера изготавливали прекрасные золотые украшения. О городах берендеев Теперь о желании берендеев жить в городах… Какие ещё степные племена хотели жить в городах? Да никакие! Включая завоевавших полмира монголов, принимавших послов других государств в степи, в специально организованном стойбище.

А берендеи просят киевского князя: «Коль хочешь нас отблагодарить, так дай нам города». Но они и сами строили города, в которых жили. Названы 6 городов и указано, что были и другие… Ничего себе степное племечко, не помещавшееся в 10-ти, а то и в 20-ти городах? Это больше напоминает отдельное государство с многочисленным населением, сравнимым с населением всей Руси! Но жить в городах — полдела…. Берендеи умели строить города! Желание жить в городах, умение их строить и самое главное — умение ими управлять…. Всё это свидетельствует о владении берендеями знаниями государственного устройства и управления.

Ведь любой город — это уже государство, так как он обладает всеми его признаками: централизованной властью, организацией порядка, собиранием налогов, содержанием дружины для военных и полицейских функций, организацией производства и торговли, ведением переговоров с другими городами. Земли берендеев Берендеи — это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья Москвы , Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края. Народ этот славянского происхождения, и возможно одни из основных предков, родоначальников русского народа. Были предприняты в исторической науке неимоверные усилия по вычищению упоминаний этого славного народа и введению на всякий случай дезинформации о берендеях, как народе тюркского происхождения.

Значение слова «берендей»

таинственное и загадочное племя, которое заселяло Кавказ и Прикавказье еще задолго до прихода русских. Ваш адрес успешно подписан на рассылку новостей нашего сайта. Кто такие берендеи. «#эдуардгеоманский #берендей #сергейберендей #berendeitv» от автора Berendei_Official с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Berendei_Official).

Берендеи в Древней Руси: история и значение

Так, например, в «Повести временных лет» сообщается, что в 1105 году знаменитый половецкий хан Боняк ходил походом на торков и берендеев. О результатах этого похода ничего не сообщается, однако факт противостояния торков и берендеев с одной стороны, а половцев с другой уже весьма показателен. Во-вторых, в Повести временных лет упоминается некий торчин, овчарь то есть слуга, отвечающий за сохранность поголовья овечьего стада князя Святополка Изяславича. Этот торчин то есть человек из племени торков оказался главным действующим лицом в деле ослепления князя Василька Теребовльского. Именно он орудовал ножом, выкалывая Васильку глаза. Этот торчин назван по имени — звали его Берендей.

То есть слово «берендей» могло выступать не только этнонимом, но и личным именем. Из этого можно заключить, что беренеди могли быть не отдельным народом, а некой этно-политической группой, получившей название по имени предводителя-основателя. Подобным образом получили свой этноним ногаи, чье наименование связывают с золотоордынским беклербеком Ногаем, жившим в XIII в. То есть, такая практика в рамках тюркской цивилизации существовала, следовательно, могла быть реализована и в случае с берендеями. Изначально берендеи жили на юго-западных границах Руси, поэтому особенно часто они фигурируют в междоусобных столкновениях южно-русских князей.

Впрочем, мобильность кочевого войска позволяла им легко перемещаться в разных направлениях. В 1146 году они принимали участие в захвате Киева представителем Мономаховой ветви рода Рюриковичей — Изяславом Мсиславичем. Поскольку русские князья часто использовали военные силы берендеев и других кочевых народах в своих войнах, часть кочевников была расселена по берегам реки Рось. Все вместе они стали именоваться «Черными клобуками». Слово «клобук» сейчас означает монашеский головной убор, но по-древнерусски так называлась любая шапка.

Очевидно, такое наименование возникло оттого, что кочевники, в самом деле, носили черные головные уборы. Данные топонимики свидетельствуют о том, что в дальнейшем часть берендеев опять же, как важный военный ресурс была переселена Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским на территорию Северо-Восточной Руси. Память об этом хранит, например, название села Берендеево в Ярославской области. После монголо-татарского нашествия имя берендеев исчезает из летописи. Очевидно токри и берендеи, продолжавшие вести степной, кочевой образ жизни, были вовлечены в формирование татарского населения Золотой Орды, а те, кто оказался в глубине русских территорий, постепенно растворился в славянской массе.

Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы. Помимо этой замечательной пьесы, Островский является автором еще нескольких десятков произведений, среди которых видное место занимает романическая стихотворная пьеса «Снегурочка», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1873 г. Именно в этой пьесе берендеи из древних тюркоязычных кочевников превратились в сказочных славян.

В пьесе фигурирует «Заречная слободка Берендеевка», её жители — «берендеи», и даже «царь Беренедей». Почему Островский придумал для своего воображаемого народа такое странное скажем прямо, совершенно не подходящее по смыслу название? Не известно. Скорее всего, его к этому подтолкнуло звание упомянутого села близ исконно русского старинного города Ярославля. Кстати, оно находится всего в трехстах километрах от его усадьбы Щелыково.

Не знал писатель, что среди русских названий ярославской земли оно совершенно инородно. А может и знал, Островский был прекрасно образован, но его привлекло само слово, от которого веет древностью и сказкой. Особенную популярность история, придуманная Островским, получила после того, как в 1968 году замечательный советский актер и режиссер Павел Петрович Кадочников, снял фильм-сказку «Снегурочка», которую не по разу смотрели все советские дети. Сам Кадочиков сыграл в фильме мудрого царя Берендея. Красочные декорации, талантливая игра актеров, все это произвело больше впечатление на зрителей.

Таким образом и закрепился в общественном сознании яркий, но ошибочный образ «сказочных славян берендеев». Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Обращает на себя внимание один из поэтических сказочных образов стихотворений - царь Берендей. Для поэта в его попытках изображения «берендеева царства» оказались важны традиции весенней литературной сказки А. Островского «Снегурочка».

Ключевые слова: Н. Тряпкин, А. Островский, волшебная сказка, традиция. TRYAPKIN Tradition of literary interpretation of Russian fairy tales in Tryapkin"s lyric poetry is represented by various magic characters and images, and multiple examples of poems evidence it. One of the brightest examples of poetic myth images that had drawn attention of this study was Tzar Berendey.

The poet found it important in his attempts to represent the «Berendey tzardom» to follow tradition of literary variation by A. Ostrovsky of the spring fairytale «The Snow Maiden». Key words: N. Tryapkin, A. Ostrovsky, Berendey, fairy tale, tradition.

Поэзия Н. Тряпкина представляет собой сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Тряпкине продолжателя русской классической поэзии А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф.

Тютчева, Н. Некрасова и восприемника опыта старших современников М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рубцова, Н.

Заболоцкого, Я. Сме-лякова , ставили его лирику в непосредственную связь с достижениями русской поэзии конца XX в. Слуцкого, В. Соколова, Ю. Но был еще один, не менее важный для Тряпкина, источник его поэтического вдохновения - русское народное творчество.

Это подтверждают многие его высказывания, свидетельства современников и творчество поэта: художник ищет и находит народную мудрость , расшифровывает и творчески подходит к ней в своих произведениях, обращаясь к различным фольклорным жанрам: былинам, песням, частушкам, сказкам. В лирике Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Например, в стихотворении «Кострома» 1958 древнейший русский город предстает перед читателем в сказочном свете: Там рыжие лоси в большой снегопад На дровнях по школам развозят ребят, Там царь Берендей на проспекте живет, А сказки, что бабки, сидят у ворот. Обращает на себя внимание один из поэтических образов стихотворения - царь Берендей. Вообще «берендеи» - дикие кочевники, кочевое племя тюркского происхождения - упоминаются в русских летописях с 1097 г.

Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г. Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву. Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов.

Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина. Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства. Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру. Берендеево царство Островского имеет свою географию, свои законы, свой собственный отсчет времени.

Оно абсолютно и самодостаточно. Это мир не идеальный, но счастливый. Нравы и быт берендеев просты. У Островского берендеи ведут образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель. Одна из главных героинь пьесы Островского - Весна, как Сила Природы - говорит о берендеях: «они беспечны»; «частые игры и празднества» - обычное явление в их жизни.

Берендеи не знают, что такое междоусобные войны, любовь оберегают как святыню. В лирике Тряпкина «берендеево царство» - эта «угрюмая страна», с ее «могучей природой», похожей на Россию, зима здесь именно такая, как где-нибудь в лесу средней полосы: За синие своды, Зовут меня детские сказки природы, На белую гору, к метельному бору, Отвесить поклон старику Зиморогу. Я слушаю тайную флейту природы, Иду через дремы, очнуться не смея, К прогалинам детства, в страну Берендея... В европейской литературной традиции лес - символ человеческих заблуждений. В русской - источник помощи, которая вдруг придет, когда ее неоткуда ждать, средоточение таинственных сил.

Считается, что имя «Лель» принадлежало одному из божеств в языческом пантеоне славян, его отождествляли с Купидоном. У Островского образ Леля несет в себе и реальное в «сказке» драматурга юный Лель - пастух , и сказочное начало, хотя не обнаруживающее себя так, как в образе Снегурочки.

Не отпускает чудовище. Задумался Берендей. Всё ему знакомо в его царстве, и он согласился. Получил желанную свободу и уехал.

Что ждало царя дома Сказка о Берендее Жуковского продолжается. На крыльцо вышла его встречать царица с хорошеньким младенцем на руках. Закручинился Берендей. Теперь понял царь, о чём он не знал и с кем ему предстоит расстаться. Никому не рассказал Берендей о своём обещании, только всё время ждал, что придут и отнимут ребёночка, и потому был всё время печален. Но шло время, царевич подрастал, никто за ним не приходил, и царь стал забывать историю у колодца.

Вырос Иванушка красавцем и поехал в лес на охоту. Приключения царевича Мы продолжаем сказку о Берендее. В чаще из дупла вылез к царскому сыну старичок недобрый с зеленной бородой и зелёными глазами и велел царевичу ехать к отцу да напомнить о долге. Задумался Иванушка и поехал обратно. Рассказал царю-батюшке о встрече и странных словах. Тут Берендей заплакал и открыл сыну свою страшную тайну.

Сел на коня и поскакал неведомо куда. Встретилось ему озеро. На нём плавали 30 уточек, а на берегу лежали тридцать белых рубашек. Взял одну из них царевич спрятался с ней в кустах. Наплавалась уточки вышли на берег и превратись в прекрасных девушек. Быстро оделись в свои сорочки и исчезли.

Только одна жалобно покрикивает у берега, бьёт крылышками. Жалко стало её Иванушке, и вышел он к ней. Она ему и говорит: «Отдай мое платье, я тебе потом пригожусь». Сел Иван в кустики, отвернулся, а тут подходит к нему девушка неописуемой красоты и звонким голосом рассказывает, что она и ещё ее 29 сестёр — дочери Кощея бессмертного, который владеет подземным царством. Топнула она ножкой, и оба спустились под землю. Появление царевича во дворце Кощея и первые задания Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея, опустился перед троном на колени.

Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом рассмеялся. Сказал, что если Иван отслужит ему три службы, то получит свободу. Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе. Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами. Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами. Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка.

Она превратилась в Марью-царевну. Ей и рассказал Иванушка о своей беде. Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось. Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам.

Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта.

Обращает на себя внимание один из поэтических сказочных образов стихотворений - царь Берендей. Для поэта в его попытках изображения «берендеева царства» оказались важны традиции весенней литературной сказки А. Островского «Снегурочка». Ключевые слова: Н. Тряпкин, А. Островский, волшебная сказка, традиция. TRYAPKIN Tradition of literary interpretation of Russian fairy tales in Tryapkin"s lyric poetry is represented by various magic characters and images, and multiple examples of poems evidence it. One of the brightest examples of poetic myth images that had drawn attention of this study was Tzar Berendey.

The poet found it important in his attempts to represent the «Berendey tzardom» to follow tradition of literary variation by A. Ostrovsky of the spring fairytale «The Snow Maiden». Key words: N. Tryapkin, A. Ostrovsky, Berendey, fairy tale, tradition. Поэзия Н. Тряпкина представляет собой сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Тряпкине продолжателя русской классической поэзии А.

Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова и восприемника опыта старших современников М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого, Я.

Сме-лякова , ставили его лирику в непосредственную связь с достижениями русской поэзии конца XX в. Слуцкого, В. Соколова, Ю. Но был еще один, не менее важный для Тряпкина, источник его поэтического вдохновения - русское народное творчество. Это подтверждают многие его высказывания, свидетельства современников и творчество поэта: художник ищет и находит народную мудрость, расшифровывает и творчески подходит к ней в своих произведениях, обращаясь к различным фольклорным жанрам: былинам, песням, частушкам, сказкам. В лирике Тряпкина русская сказочная традиция представлена разнообразными сказочными типами и образами, о чем свидетельствуют многочисленные примеры стихотворений поэта. Например, в стихотворении «Кострома» 1958 древнейший русский город предстает перед читателем в сказочном свете: Там рыжие лоси в большой снегопад На дровнях по школам развозят ребят, Там царь Берендей на проспекте живет, А сказки, что бабки, сидят у ворот. Обращает на себя внимание один из поэтических образов стихотворения - царь Берендей.

Вообще «берендеи» - дикие кочевники, кочевое племя тюркского происхождения - упоминаются в русских летописях с 1097 г. Островский в своей пьесе «Снегурочка». Осенью 1848 г. Нигде не сказано, каким путем Берендей пришел к власти, но, несомненно, владел ею по праву. Царство берендеев находилось, согласно народным преданиям, на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого, на острове, сохранились остатки древнего городища. Таким образом, драматург это название «подсмотрел» в летописи или взял его из топонимов. Представляется интересным сравнить структуру «берендеева царства» в пьесе Островского «Снегурочка» и в стихотворениях Тряпкина. Для своей пьесы драматург избрал форму поэтической весенней сказки, структурная организация которой такова, что в ней имеют место два царства.

Одно то, с которого начинается повествование. Другое то, которое противопоставлено реальному миру.

Хорошо, если никто не будет вас отвлекать. Поэтому старайтесь выбрать место, где мало людей и сами никого с собой не берите. Подберите с земли лист осины, березы или липы и загадайте на своего любимого. Это будет гадание на листочке «любит или нет». Только хорошо сосредоточьтесь, закройте глаза и представьте его ее лицо очень явно, подумайте о ваших отношениях как можно более подробно. Затем напишите углем или мелом на выбранном листе его ее имя и подбросьте лист как можно выше. Понаблюдайте за ним. Если листик поднялся высоко - будьте уверены, ваше желание исполнится, ваш избранник любит и думает о вас.

Если лист поднялся низко , быстро полетел в сторону - вас ждет небольшая ссора, но отношения наладятся. Если он полетел высоко, а опускаясь, вертится в воздухе - вы будете счастливы вместе. Плохое предзнаменование - если лист быстро упал и остался лежать на одном месте. Но если он сдвинулся и покатился в сторону, все наладится. Берендеи обладали тайными магическими знаниями. Они считали окружающую их природу живым существом, обладающим душой. Деревья, цветы и другие растения были для них друзьями. К ним обращались за советом и с помощью гаданий по листьям растений узнавали ответы. Прислушайтесь и вы к их тихим голосам. Другие гадания с помощью растений До крещения Руси наши предки землю почитали как мать и растущим на ней растениям приписывали магические свойства.

Они верили, что растения способны предсказать судьбу и дать ответ на волнующий вопрос. В эти дни гадали по листьям растений, по цветам ромашки , которую древние считали упавшей с неба звездой. Гадания на листочках на любовь очень простые. Лепестки ромашки отрывали, задавая вопрос: Любит, не любит? Последний оставшийся лепесток и был ответом. Также на любовь гадали с помощью травы зверобоя. Из него плели венок и клали на крышу дома вечером. Если утром венок оказывался на земле, значит в этом году девушка выйдет замуж. Если венок оставался на крыше, значит сидеть ей в девках еще год. Еще срывали цветок зверобоя и сильно его скручивали, чтобы выступил сок.

По его цвету девушки гадали на любовь молодого человека. Если выступил прозрачный чистый сок, то он не любит. Если сок красный - девушка, безусловно, любима. На русалочьей неделе собирали букет из полевых трав. Каждый из членов семьи выбирал себе цветок и загадывал желание. Букет оставляли ночью во дворе, а утром выходили смотреть. Чьи цветы не завяли и остались свежими, весь год будут здоровы и бодры. Желание их непременно исполнится. Ну а у кого цветы завяли, оставляли исполнение желания на следующий год. О различных предсказаниях, в том числе о гаданиях по листьям растений можно рассказывать долго.

Гаданий существует великое множество, например гадание с лавровыми листами на любовь и другие. Главное, когда захотите узнать судьбу с помощью гадания, ищите ответ на вопрос, когда он стал очень важным. Не задавайте один и тот же вопрос дважды, даже если первый ответ вам не понравился. Вернитесь к нему через некоторое время. Не пытайтесь обмануть судьбу. Вторично полученный ответ будет обманчив и только больше запутает реальный ход событий. Название в летописях исчезает к XIII в. Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Некоторыми также считаются предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав один из будущих центров запорожского казачества , а также то, что на Южной Руси принципиально возможно было только полукочевое скотоводство на зиму скот должен находиться в зимовьях , поэтому характер жизни этих людей должен был отличаться от жизни кочевников Средней Азии или Каспия. Однако полукочевым скотоводством занимались все наиболее известные из осевших в западной части Дешт-и-Кыпчак степняков: торки черкасы , кыпчаки половцы , козари бродники.

Берендеи отличались от других наёмников и русских федератов большей жестокостью по отношению к половцам одно из названий половцев — поганые — стало нарицательным негативным украинским обозначением , что указывает на возможную их месть за утрату былых кочевий из-за половцев, которые скорее всего захватили их земли, как это не раз встречалось в истории южнорусских степей. Во вражде черных клобуков с половцами берендеи проявили себя больше торков — эта вражда, продлившаяся несколько веков и проявившаяся в большом количестве взаимных набегов, нашла отражение в летописях и во множестве фольклорных произведений. Одним из исторических городов берендеев является Бердичев, имевший прежде название Берендичев. Свою столицу берендеи называли Переяслав -ль. Когда произносится слово «Берендеи», большая часть жителей нашей страны представляет что-то обобщенно-древнерусское, сказочное. То ли племя какое-то вроде вятичей или радимичей, то ли что-то связанное с русскими народными сказками. К традициям русской культуры апеллировал и вокально-инструментальный ансамбль «Берендеи», образованный Московском лесотехническом институте в начале 70-х гг.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий