Сегодня, 14 марта, православный праздник день святой Евдокии Илиопольской, игумении, преподобномученицы. Святая Евдокия была самарянкой по рождению.
7 важных дел в день святой Евдокии
- Сообщить об опечатке
- Telegram: Contact @nprazdniku
- ВСЁ о 14 марта: Евдокия и Авдотья. Народные традиции и именины сегодня | Пикабу
- Что категорически запрещено делать 14 марта. Народные приметы на день Евдокии и Авдотьи
Приметы на 14 марта: что нельзя делать, чтобы страшное предсказание не сбылось
С этого дня начинали заготавливать варенья да соленья. На день св. Мыло это использовали при купании ребенка-крестника. При этом на Русском Севере приговаривали: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божьего называли имя ребенка , на чистоту его, на красоту его». Вечером при свете свечи или лучины собирались послушать сказки и бывальщины старых опытных людей, повидавших многое на своем веку. Иногда те состязались между собой, рассказывая занятные истории, затейные бывальщины, страшные чудеса. Считается, что отсюда и пошла поговорка: «Мели, Емеля, твоя неделя». Емельяны перезимники см. Ендова Большой широкий округлый сосуд, деревянный, оловянный или медный, с носиком, для разлива вина, пива, браги, меда. В центральных губерниях Европейской России деревянные ендовы делали овальной или круглой формы, на поддоне, с рукояткой и желобком для слива, вырезанным на краю сосуда. Северные ендовы имели круглое тулово со слегка отогнутыми краями, низкий поддон и слив-желобок.
Ендовы, распространенные в губерниях Поволжья, были токарной работы, круглые, с выступающим носиком в виде желоба. Деревянные ендовы, в отличие от металлических, обычно богато орнаментировали. Ендовы, так же как ковши, братины, скопкари, являлись традиционной утварью для русского застолья. В русской деревне ендову почитали как символ гостеприимства: «В поле враг, дома — гость: садись под святые, начинай ендову». Епанча епанечка Нагрудная женская одежда в виде короткого, до талии, плаща без рукавов или с ложными рукавами. На Русском Севере ее шили из шелка или парчи, украшали кружевом из золотых нитей, металлической бахромой. В Сибири ее изготавливали из меха белки, куниц или соболя. Епанча не имела пуговиц, нередко ее завязывали у воротника или прямо у шеи длинными шелковыми лентами. Этим термином обозначали тогда одежду на меху: «... Во 2-й пол.
XIX в. Епанча из меха, распространенная в Сибири, была праздничным нарядом девушек и замужних женщин. Епифан Епифанов день, Рябиновка Народное название дня свт. По народной примете, «если на Епифана утро в красном кафтане» — к пожарам. В народных поверьях Епифан рядился в красный сарафан под цвет рябины, поэтому девушки в этот день надевали красные сарафаны. По древнему обычаю, крестьяне выходили в этот день к рябине и, обращаясь к Епифану, просили его уберечь дома и дворы от огня-пожарища. Старое сказание гласило, что ветка рябины помогает в лесу не заблудиться. Тот, кто с веткой рябины по лесам-болотам ходит, всегда верный путь находит. Рябина охраняет от всяких бесов, несет в себе целебную силу. По народным приметам, земля в этот день покрывается ледяной коркой.
Морозы чаще и сильнее сковывают землю. По русскому поверью, на Ераста зима на пегую лошадку пересаживается. В этот день существовал обычай нищим и сиротам отдавать старую одежду, чтобы в холода не замерзли. Название дня памяти прор. Иеремии связано со словом «ярмо» упряжи для скота. Святой в дни своих пророчеств носил на шее деревянные колодки, по народным понятиям — ярмо. В этот день с помощью подъяремных животных начинались сельские работы — тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для скота. Поскольку эти работы можно выполнить лишь с помощью Божией, то люди обращались к прор. Иеремии, служили молебны и окропляли земледельческие орудия богоявленской водой. По верованиям, в этот день сам прор.
Иеремия запрягает на небе колесницу и засевает хлеб, а иногда и заканчивает за изнуренных людей работу. Посев начинали с молебна св. Крестьяне, выходя в поле, кланялись на восток, юг и запад, с низкими поклонами бросали в каждую сторону по горсти жита и просили у Матери-Земли хорошего урожая. После этого ритуала начинали сев. Во многих губерниях в день сева ни под каким видом не давали чужому человеку ни единого зерна, ни куска печеного хлеба, т. Еремей распрягальник Еремеев день, Ерема Народное название дня мч. К этому времени должен быть закончен посев всех хлебов. В этот день распрягали лошадей, отпускали их на вольный выпас. Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать. Ермолай Ермолаев день Народное название дня свв.
На этот день во многих местах России заканчивали жатву. Крестьяне молились св. Ермолаю о помощи в труде — «Ермолай, последний хлеб убирай». Если не успевали, приглашали соседей помочь. Ермолов Алексей Сергеевич 12. Родился в Тифлисе. Окончил Александровский лицей и Петербургский земледельческий институт. Изучал и собирал народные приметы, связанные с сельским хозяйством опубликовал их в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах», т. Участвовал в работе Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности 1902—05. Считал необходимыми ориентацию сельского хозяйства на внутреннее потребление и более широкое привлечение земств к деятельности в аграрной сфере.
В янв. Николаю II с предложением учредить выборную земскую думу для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. С 1905 член Государственного Совета. С 1913 председатель комиссии по охранению памятников природы при Русском Географическом обществе. Сторонник развития туризма. В 1915 опубликовал работу «Русский туризм и отчизноведение». Ерофеич Водка, настоянная на целебных травах. Считалась целебной при многих болезнях. Орлова от опасной болезни. В лавках продавались в фунтовых бумажных пакетах смеси трав с сушеными померанцами под названием «набор» для приготовления ерофеича.
Ерофей лешегон Народное название дня сщмч. По поверью, на Ерофея лешие дурят в лесу: кричат, хлопают в ладоши, хохочут, ломают деревья, гонят зверье, траву в узлы завязывают, болотные зыбуны вспучивают. Происходит это потому, что св. Ерофей их с земли гонит. Считалось, что в этот день лешие сквозь землю проваливаются и тянут за собой все живое — зверей и птиц, траву и ягоды, грибы и орехи. Если человек попадется — и его с собой утянут. Поэтому ходить в лес в этот день было запрещено — леший нападет. Крестьяне рассказывали: «Леший — хозяин лесов и болот, ничего и никого не боится, кроме Ерофея да еще огня, даже головешки страшится. Только крестным знамением можно от него уберечься. Почувствовав, что леший тебя водит, остановись да перекрестись, зажги ветку да оглянись — путь-то из лесу сразу и увидишь.
А чтобы леший не обошел тебя спереди, сними обувь да стельки поменяй с пятки на носок: леший тогда сам запутается и назад от тебя побежит». Сказка проникла и в лубочные издания. В ней рассказывается, как молодой богатырь Еруслан, достав себе коня, совершает на нем ряд воинских и любовных подвигов. Миллер указывает на влияние сказки о Еруслане Лазаревиче на одну малорусскую сказку об Илье Муромце, а также отмечает одну былину, представляющую яркий пример смешения обеих личностей. Еруслан Лазаревич проник и в малорусский заговор против змеиного укуса: «На осиянском мори стоит дуб, а в том дубе Яруслан Лазаревич. Яруслан Лазаревич! Не будешь ты своего гаду сбирати, из желтой кости зуба вынимати — полевой, меловой, травяной, болотняной — побьет тебя день середа! Ерш Ершович Сын Щетинников, изворотливый, плутоватый герой бытовых русских сказок, в которых высмеиваются дурные общественные порядки, подкупность судей, судебная ябеда и волокита. Представлено озеро, в котором плавают лещ, судьи и свидетели, всего 9 рыб; кругом озера 33 мужика есть и крестьянки , приканчивающие Ерша, о чем и говорят надписи, взятые из стихотворного списка о ловле ерша, а внизу краткое извлечение из «судного дела, как был суд у Леща с Ершом». В это время в русских деревнях девушки начинали готовить пряжу, чтобы сесть за ткацкий стан.
С этого дня, по старинному поверью, по ночам в дом проникает кикимора и начинает вместо девок прясть или ткать. Поэтому родители девушек молили св. Ефимия последить за прялками и ткацким станом и не допустить, чтобы кикимора в пряжу и ткань вплетала свое колдовство. От кикиморы можно и самому избавиться. Когда она за ткацким станом или с веретеном за прялкой ночью сидит, то видимой становится. Обратись к св. Ефимию, осени кикимору крестным знамением — она и исчезнет см. Евфимия Великого, 20 янв. По примете, на Ефима в полдень видно солнце — к ранней весне. По народному обычаю, если в этот день ветер с утра завывал и снега наметал, нужно было выйти на крыльцо и, махая руками, сказать: «Помело метет метлой на Маслену — придет сударыня метельная».
А если не было ветра снежного, то примечали, что Маслена будет тихая и солнечная. Ефименко Александра Яковлевна урожд.
Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. На Евдокию женщины, девицы и дети залезали на крыши амбаров или просто на пригорки и пели: «Весна красна!
Что ты нам принесла? Красное летичко! Преподобномученице Евдокии Илиопольской молятся о здоровье, а также о женском целомудрии, от соблазна и неверности, о семейном счастье. Крестьяне уже всерьез задумывались о будущем урожае, подыскивали работников.
Именно в этот день оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние. Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой.
Звонкую капель можно было услышать перед жарким летом. Южный ветер — лето будет жарким, но дождливым. Западный — просто жаркое. Северный — предстоит столкнуться с холодами. Прилет ласточек на праздник Евдокии — к теплу, короткой и дружной весне.
Прилет грачей к 14 марта — признак дождливого лета. Беличья шерстка поголубела — весна будет ранней, тепло очень скоро вступит в полные права. Веточки можжевельника распрямились — погода будет хорошей. В целом 14 марта, когда приходит Евдокия, приметы оправдывают еще одно название дня — первая встреча весны или Пролетье. Приметы об урожае Заботы о будущем урожае занимали важное место в жизни. Все старались предугадать, какие культуры уродятся, будет голод или нет. Многочисленные народные приметы 14 марта помогали в этом. Солнечная погода в день Евдокии предвещала урожай зерновых и бахчевых, а также большое количество грибов в лесах.
В христианство Евдокию обратил монах Герман. После этого она отдала все свое состояние епископу Гелиопольскому, а сама приняла постриг в женском монастыре, где позже стала настоятельницей. Когда Евдокию увидел наместник Диоген, он был восхищен ее красотой и попытался овладеть ею.
Несмотря на пытки, монахиня сохранила верность своему обету. По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка.
14 марта — день памяти преподобномученицы Евдокии
Женщины в этот день занимались рукоделием. Считалось, что это занятие обладает очищающим и целительным свойствами. Девушки взбирались на крыши домов и звали весну: пели песни, чтобы привлечь солнышко и теплую погоду. В современное время об этом обычае все позабыли, но хорошее настроение и смех никто не отменял. В этот день нужно заниматься благими делами.
Их стоит заменить картофельными блюдами. Сегодня не стоит ходить в лес. В этот день запрещалось кому-то рассказывать о своих проблемах, так как считалось, что от этого они только усугубятся. Когда кто-то шел по важному делу, ему нельзя было отвечать на вопрос, куда он идет. Поэтому давали ответ: на кудыкину гору. В этот день для них устраивали настоящий праздник, в который они получали новые игрушки и сладости. Обычно этой помощью занималась церковь, которая заблаговременно готовилась к данному празднеству.
Но ей не довелось увидеть завершение строительства. Погребение преподобной Евфросинии было совершено при большом стечении народа в указанном ею месте. Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья.
К началу XX века в нем насчитывалось тридцать пять гробниц. В 1929 году основанный княгиней Вознесенский монастырь был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками других великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату Архангельского собора Московского Кремля. Почитание ее как святой утвердилось в Вознесенском монастыре лишь в 1869 году после ряда чудесных исцелений, происшедших у гробницы преподобной.
В 1880 году были опубликованы служба и акафист преподобной Евфросинии. Акафист читался после каждой воскресной Литургии. Праздничным богослужением отмечались как день кончины преподобной, так и день ее пострига. В 2007 году Священный Синод учредил орден и медаль преподобной Евфросинии Московской, которыми награждают женщин за особые заслуги в укреплении духовно-нравственных традиций в обществе и развитии социального служения Церкви.
Память преподобной Евфросинии Московской совершается 30 мая и 20 июля.
Опасаясь обвинений в убийстве, сестры во главе с настоятельницей начали молить Бога о защите. Ночью Евдокии явился сам Господь и велел ей молиться о воскрешении Филострата. Святая подчинилась, и язычник ожил. Пережив такой опыт, он искренне раскаялся и принял крещение. В течение жизни святая Евдокия еще не раз совершала различные чудеса. Около 160—170 годов ее обвинили в колдовстве и казнили без суда путем обезглавливания. Считалось, что в этот день весеннее солнце начинает «плющить» сугробы и наледь, образуя проталины на снегу.
Другое название торжества, Евдокия Свистунья, связано с тем, что в этот день часто завывали и свистели ветра. По другой версии, в это время просыпались от зимней спячки животные, и лес наполнялся свистом, сопением, щелканьем и другими звуками фауны. По старому стилю праздник выпадал на 1 марта — первый день весны. С этого момента зажиточные хозяева начинали подыскивать работников на грядущий посевной сезон. Крестьяне очищали крыши домов от снега и наледи. Чтобы в доме до лета сохранялось тепло, мужчины приносили из леса сучья и растапливали ими печи.
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ / СВЯТОЙ ДНЯ
Приметы на 14 марта: День Евдокии, Авдотьи | 1 июня – день благоверного князя Димитрия Донского и преподобной Ефросинии (Евдокии), великой княгини Московской. |
Приметы на Евдокию 14 марта – история праздника, народные приметы, обряды | В этот день верующие люди вспоминают о преподобной Евдокии Московской. |
Международный день пропавших детей, день филолога и нерпёнка: приметы и праздники 25 мая
30 мая отмечается народный праздник День Евдокии или Евдокия Свистунья. Издревле наши предки сегодня обязательно молились Святой Евдокии и Святому Апостолу Андронику! По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. покровительницы русских государей и рыбалки. Итак, святая преподобномученица Евдокия в первый день месяца марта скончалась от меча о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава с Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. День Евдокии считался началом весны, празднуя его, наши предки зазывали в свой дом тепло, благополучие и счастье.
14 марта: Евдокия Веснянка. Что можно и чего категорически нельзя делать в этот день
По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. Сегодня день святой Евдокии. По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. До того как наступил день Евдокии 14 марта люди не начинают полевых работ, поскольку святая может рассердиться и холода еще дадут о себе знать.
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ / СВЯТОЙ ДНЯ
Чудеса же и исцеления стали совершаться немедленно. В 1547 свт. Евфимий был причислен к лику святых. Память его празднуется 11 марта. Евфросин Псковский, Спасо-елеазаровский Преподобный 1386—15. С юных лет стремился к уединенной жизни, а свой иноческий подвиг начал в Снетогорском монастыре Пресвятой Богородицы, вблизи Пскова. Отсюда он перешел на берег р. Толвы и недалеко от Псковского озера основал Спасо-Елеазаров монастырь. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости.
Причислен к лику святых на Московском Соборе 1551. Память прп. Евфросиния Полоцкая ок. Евфросиния, в миру Предслава, дочь полоцкого кн. Святослава Георгия Всеславича, была очень красива и умна. Она много читала и владела навыками каллиграфии. Много женихов добивались ее руки, но она твердо решила уйти в монастырь и в 12 лет приняла постриг. Михаила Черниговского.
Родители просватали ее за суздальского князя Мину. Это было против воли праведницы, мечтавшей об иночестве. Она только молилась Господу о сохранении ее девства. И ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался. В Суздальском Ризположенском монастыре, преподобная приняла монашеский постриг. В обители княжну не тяготили никакие послушания. После смерти игуменьи прп. Евфросиния возглавила монастырь.
Когда в 1238 татаро-монголы во главе с ханом Батыем ворвались в Суздаль, там сохранился только Ризоположенский монастырь, так как сильна была молитва о нем преподобной. После ее преставления от гроба святой совершались чудеса исцеления болящих. Евфросинии отмечается 25 сент. Егорий вешний Народное название дня вмч. Георгия Победоносца 23 апр. Этот день считался началом весны. Георгия Победоносца весна, так и зябкий мужик шубу с плеч долой! Пуд 15 апр.
Если выдастся 23-й день апреля теплый и ясный, быть, по примете, девятому дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом — Никола с кормом! Этот день, заставлявший мужика сбросить с плеч полушубок, был отмечен особо в конском обиходе: на него примешивали в корм лошадям кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на четвертой — Крестопоклонной, Средокрестной неделе Великого поста. Это должно, по поверью, охранять коня-пахаря от голодного хищника- волка на весеннем подножном корму. С Егорья Вешнего, выгоняли пастухи наголодавшийся за зиму домашний скот на луга; но все это делалось неспроста, а с оглядкой. Старые люди строго-настрого наказывали детям-внукам блюсти уклад крестьянской жизни, сжившиеся с ней обычаи. Выгонять скот на первую пастьбу — на «Юрьеву росу» — советовали не иначе, как освященной вербой, хранящейся в коровнике с Вербного Воскресенья. Последняя, по уверению знающих людей, давала коровам богатый удой и делала их тучными и здоровыми. Роса представлялась воображению русского — язычника пролитым за ночь на землю молоком небесных коров; потому-то ей и приписывались чудесные свойства.
Старики советовали окроплять впервые выгоняемое на весеннюю пастьбу стадо святой водой. В некоторых местностях на выгоне, за околицей, служили в этот день молебны о благополучном для скота пастбище «с Юрья — до Васильева дня». По народному крылатому слову: «Юрий да Влас — всему серому мужицкому богачеству глаз! Выгонит пастух с подпасками стадо, а там на первом привале было готово для них угощение, «снаряженное» в складчину «всем миром». Несли туда бабы-девки «мирскую яичницу» и водку. За угощением пастухи молили Егория Вешнего, чтобы оберегал он, Храбрый, новое пастбище от всякого лиха, а скотину крестьянскую от лютой «помахи» мора , ото всякой напасти. По народному поверью считалось, что в ночь с Лукова 22 апр. Считалось также, что в канун Егорья Вешнего бродят ведьмы по крестьянским дворам, отворяют ворота, срезают с них стружки и варят их в подойниках.
Эта порча отнимает у сельских коров молоко. От такого ухищрения нечистой силы можно оберечь свой двор молитвой Егорию Вешнему, а также замазать оставленные ведьмами нарезки набранной у воротной притолоки грязью. О Егории Вешнем ходило у крестьян много заговоров. Вот один из них: «Встретил наш скот — милой живот — святой великомученик Егорий на белом коне; в рученьках у него, Егорья- света, щит огненный. Бьет он — побивает всех колдунов и колдуниц, воров и вориц, волков и волчиц! По преданию, он перед своим вешним днем садился на коня и объезжал все леса, собирая зверей. Каждому зверю шел от него особый приказ: чем кормиться, где промышлять добычу. Она обрекалась на жертву зверю; ее резали, отрубленную голову и ноги бросали в поле, а остальное мясо жарили-варили для самих себя и для угощения пастухов.
Егории как волчьем хозяине ходило по Руси немало разнообразных преданий. В одном из них велась речь о том, как шел через лес некий не почитавший Бога и угодников Божиих злой пастух; шел он к роднику — напиться водицы. Идет пастух и видит: стоит старый коренастый да ветвистый дуб, а вся понизь вокруг него прибита к земле, вся утолочена. Егорий, а вслед за ним целая стая волков бежит. Ни жив, ни мертв сидит пастух на дубу, шелохнуть веточку боится. А Егорий подъехал к утолоченному месту, остановился под дубом и начал отдавать свои наказы волкам: рассылает их, серых, на все стороны света белого, говорит кому чем питаться весной красной, знойным летечком, вплоть до ненастной осени. Шло время, всех волков разослал, всех наделил краюшками хлеба заботливый волчий хозяин; вдруг видит пастух тащится из лесной заросли старый-престарый хромой волк. Егорий, — вон на дубу сидит!
А волк сел под дубом; сидит, а сам кверху на пастуха смотрит да зубами щелкает. Сидит волк день, сидит серый другой день — все ждет, что слезет пастух; ждет-подождет, а тот не слезает, не хочет волку в зубы попасть. Пустился на хитрость серый: взял схоронился в кусты. Посидел-посидел пастух на дубу, пронял беднягу голод; огляделся он по сторонам — нигде не видать волка: слез — и бежать со всех ног. А волк — тут как тут: выскочил из своей засады, кинулся на пастуха, тому на этом месте и смерть пришла. Малорусский сказ как бы дополняет это предание. Жили-были двое братьев на белом свете, — ведется повесть, — жили-были: один богатый, другой — голь- нищета, бедный. Однажды «злиз бидный брат на дуба ночуваты, колы так о пивночи бачыть: якыйсь чоловик гоныть сылу звиря, а позаду другый человик ииде на вози.
То булы лисун леший и св. От прыгнав лисун звиря, да як раз — пид того дуба, де сидив чо- ловик; а св. Юрий почав раздиляты окрайцы хлиба, що булы на вози». Раздал-разделил св. Егорий привезенный хлеб своему волчьему стаду, смотрит — одна краюшка осталась лишняя. Отдал ее угодник Божий бедняку, отдав говорит: «Се тоби Господь дав счастя! Юрия, разжился бедняк: «окрайця того никак не можно зъисты; що ни поидять, а назавтра вин и стане таким, як був: усе приростае! Видит это богатый брат — видит, и взяла его зависть лютая.
Пошел он к тому дубу, влез на верхушку зеленую. И снова пошло все, как по писаному: опять начал оделять св. Юрий краюшками хлеба свое волчье стадо. Да только конец не на ту стать вышел: не хватило у волчьего хозяина одному волку краюшки, и дал наказ угодник Божий — съесть богача завидущего вместо краюшки. Зависть лютая и здесь, как в первом приведенном сказании, была наказана, и голодный волк нашел свою волчью сыть. По всей Руси в Егорьев день служили молебны на пашнях. В Тульской губ. Кто по Юрьевой росе покатается, будет, — гласило поверье, — «силен и здоров, что Юрьева роса».
Наберется деревня силы от Юрьевой росы, а наутро — за яровой сев. Свойства у этой росы считались чудесными, еще в н. Эта же роса, по орловскому поверью, просу на пользу идет: «На Егорья роса — будут добрые проса! Таков был, напр. Молодежь шла в поле, оглашая воздух припевами, обращенными к св. Трижды обходили девушки и парни засеянные поля. Потом разводили на перекрестке межников небольшой костер — в виде кольца, посреди которого клали на землю принесенный пирог «моленник». Все пришедшие садились с песнями вокруг костра и делили пирог: каждому должно было достаться хоть по малому кусочку.
Кому из девушек доставалось в пришедшемся на ее долю куске больше всех начинки, та выйдет до осени замуж. Доев пирог, молодежь возвращалась по своим дворам, приплясывая и припевая: Мы вокруг поля ходили, Мы Егора-свет водили, Мы Егорья кликали... На Егория Вешнего в белорусских и малороссийских селах закапывали на полевых межниках оставшиеся от «свяченой» пасхальной снеди кости поросят и барашков. Закапывание это производилось с особыми причетами, взывающими все к тому же Егорию. Это, по старинному поверью, должно было оберегать посевы «от градобоя и бурелома». На Егория Вешнего крестьяне считали, что нельзя работать с шерстью.
В Черногорском Приморье украшают ветками двери и окна, в Македонии ветки прикрепляют к изголовью постелей [2]. В Болгарии женщины метут дом и двор, жгут мусор, прыгают через костёр, чтобы не покусали змеи и чтобы в доме не было блох, приговаривая: «Вон, блохи, входи, Марта! Другие формулы отсылают нечисть насекомых, ящериц, мышей и волков в другое село, лес, в воду, в «штаны к цыгану, молодухе», к собакам и кошкам. Первомартовские костры должны были «развеселить», то есть сжечь или подпалит бабу Марту.
В Банате болгары выражают пожелание: «Баба Марта, я тебя грею сегодня, а ты меня завтра», а когда все перепрыгнут через костёр, кричат: «Дед Алия, выпьем тёплой ракии ». В Родопах обязанность раскладывать огонь возлагается на молодых женщин и мужчин. В Златоградском округе все окуривают друг друга: мужчин, «чтобы раскрылась ширинка», и женщин, чтобы задрали юбки. Но в доме огонь разжигать запрещено, иначе все побьёт град и в поле будет головня [2]. В восточной Болгарии, чтобы расположить к себе бабу Марту, женщины бросают красные пояса или косынки на забор или деревья, чтобы «встретить бабулю красным», «чтобы баба Марта рассмеялась», при этом строго запрещено выносить белое бельё и белую одежду. В Родопах этот день празднуют от болезней, особенной опасности подвергаются в этот день глаза. В Смоленском округе все встают затемно, чтобы «Марта не написала им в глаза», так как считается, что «она принесёт сонливость» то же у бессарабских болгар. В Страндже Марту угощают разваренным зерном, которое бросают за окно ср. В Софийском округе протирают глаза «мартиным цветком» в Стружском округе Македонии это собранный с утра кукуряк , заклиная: «Пусть у Марты глаза болят, а у меня не болят». В восточных Родопах говорят, что «баба Марта оставляет отметки на глазах и лбу».
В южной Болгарии считают, что первое мартовское солнце опаляет лица девушек и детей [2]. Сербы 1 марта нередко называли Летником.
Они могли быть разными: «с Евдокей до Егорья» или «с Евдокей по Петров день». У гусятников с этого дня начинались разговоры о гусиной охоте и о назначении дней, когда пускать гусей на бой. Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой.
В этот день нельзя строить планы, задумывать и просчитывать те или иные дела — всё задуманное не осуществится, постоянно будет что-то мешать. Лучше даже не думать ни о чём важном. Нельзя делать крупные покупки квартира, машина, бытовая техника, электроника — не прослужит долго, придёт в негодность, сломается, доставит немало проблем.
Благодаря ему и прихожанам Свято-Никольского Храма, там всегда чистота и порядок. За 30 лет со дня смерти Дуняши к ней на могилку пришло более полмиллиона человек. Так кто же она, Евдокия Ивановна Кудрявцева?
Отец ее служил в царской жандармерии. Сама она, до 18 лет, была такая же, как все. Разве что отличалась необыкновенной красотой, статью и добротой. Был у нее жених, по имени Вячеслав. Но на накануне свадьбы ей было видение: так и остаться на роду венчанной девой… С самого начала XX века, около 80 лет, она несла свой Крест — Христа ради юродивой. У нее не было ни кола, ни двора, ни семьи, ни угла.
Родители ее, Иоанн и Агафья, погибли, когда Дуняша была совсем маленькой. В смутные времена неверия и богоборчества Евдокию признавали «психически не здоровой, запрятывая ее в «психушку». Но слава о ней, как о необыкновенной прозорливице, молитвеннице и целительнице, распространялась из уст в уста. Сами врачи в лечебнице приходили к ней с поклоном за помощью. Никому Матушка не отказывала. Многие, после излечения, обретали Веру.
Нo не любила Евдокия людей льстивых, старалась отойти от них. Говорила: «Бойтесь людей, хвалящих Вас». Тех же кто ругал и бранил ее, наоборот, ласково привечала.
Приметы на Евдокию 14 марта – история праздника, народные приметы, обряды
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЕВДОКИИ ЧУДИНОВСКОЙ | Свято-Казанский женский монастырь | Святая Евдокия Кроме этого 14 марта стал днем памяти святой преподобной мученицы Евдокии, отмечаемый православной церковью. |
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ / СВЯТОЙ ДНЯ | По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. |
Народные приметы на 14 марта: что нельзя делать в День Евдокии Свистуньи — ЯСИА | Традиции и обычаи 30 мая на Евдокию Свистунью На Руси этот день прозвали Евдокией Свистуньей, так как ветер очень сильно дует, напоминая свист. |
ЕВДОКИЯ ИЛИОПОЛЬСКАЯ / СВЯТОЙ ДНЯ | День памяти святой Евдокии по старому стилю выпадал на 1 марта, т.е. открывал весну, а в Древней Руси был первым днем Нового года, поэтому с ним связано много обычаев, традиций и примет. |
Народные приметы 14 марта
Прозвище Евдокии — Свистунья связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Авдотью прозвали Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки.
Каждый христианин может узнать памятью какого подвижника освящен день его рождения. Молитва святому покровителю Евдокии С установлением христианства стало традиционным называть ребенка в честь святого, приобретая, тем самым, в их лице покровителей и молитвенников. Именно этот подвижник Божий помогает ребенку, будет молитвенно отвечать за него перед Господом. Во многих семьях молятся и с особым почитанием относятся к какому-нибудь святому и хотят назвать в его честь ребенка.
Такое стремление только приветствуется.
День памяти святой Евдокии Илиопольской в 2024 году — что можно и нельзя делать В день памяти святой Евдокии верующим рекомендуется посетить церковь или помолиться дома. Считается, что молитва у образа преподобномученицы помогает укрепить дух и обрести силы для борьбы с различными болезнями и жизненными трудностями. Кроме того, следует помнить, что с 11 по 17 марта длится Сырная седмица — период подготовки к Великому посту. В эти дни православным следует исключить из рациона мясо, при этом запрет на молочные продукты и жирную пищу еще не действует.
Что нужно знать о последнем пророке Ветхого Завета и самом почитаемом после Богородицы святом Согласно народным поверьям, в день святой Евдокии нельзя отказывать в помощи нуждающимся, иначе проявивший равнодушие рискует потерять весь достаток. На Руси в этот праздник избегали ссор, так как вспыхнувший конфликт мог затянуться надолго. Чтобы защитить детей от болезней, матери не стирали вещи малышей и не мыли полы в комнате, где спит ребенок. После захода солнца в деревнях старались не выходить из дома без веской причины, чтобы не столкнуться с проявлением темных сил. Хорошей приметой в день святой Евдокии считалась помощь бездомным животным.
Люди верили, что тот, кто покормит кошку или собаку на улице, убережется от материальных проблем. День памяти святой Евдокии Илиопольской в 2024 году — приметы В день святой Евдокии на Руси внимательно следили за погодой, пытаясь предугадать, какими будут предстоящие сезоны. Метель в праздник обещала затяжную весну и скудный урожай, ясное небо сулило погожее лето, а теплый ветер предвещал сырость в летние месяцы. На ранний приход весны указывали куры, пьющие из луж во дворе.
Женщина была богатой красавицей и в какой-то момент решила посвятить себя служению Господа. Она раздала свое состояние бедным и Церкви, и постриглась в монахини.
Настоятельница православного Монастыря исцеляла больных и помогала путешественникам. Эксперты подчеркнули, что на Евдокию Илиопольскую есть поверья, относящиеся исключительно к представительницам прекрасного пола: 1. Женщины в этот день занимались рукоделием.
Народные приметы на 14 марта: что нельзя делать в День Евдокии Свистуньи
14 марта день Святой Евдокии: что категорически нельзя делать в этот день | По народному календарю отмечаем праздник — День Евдокии Свистунья. |
День Евдокии Свистуньи: что можно и чего нельзя делать 14 марта | Сегодня день святой Евдокии. По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — на начало весны. Этот праздник на Руси праздновали весело и торжественно, а святая получила прозвище Весновка. |
День Евдокии Свистуньи: что можно и нельзя делать 30 мая | В народе этот день называется «День Евдокии»: ранее он считался не только началом весны, но и началом нового года, поскольку у наших предков год начинался с 1 марта (14 марта по новому стилю). |
14 марта: Евдокия Веснянка. Что можно и чего категорически нельзя делать в этот день
Преподобной Евдокии, в инокинях Евфросинии, великой княгини Московской (1407). История праздника. В 1392 году на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной церкви Евдокия Димитриевна построила каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Куликовской битве, которая произошла в этот день в 1380 году. День Памяти апостолов Петра и Павла, Рождество Иоанна Предтечи, День памяти святых покровителей семьи Петра и Февронии — это далеко не все праздники, которые православная церковь отмечает в июле 2023 года.