Лауреат Нобелевской премии в области поведенческой экономики и экономист-новатор Даниэль Канеман умер в возрасте 90 лет, сообщает портал The JC.
О когнитивных искажениях, интуиции и счастье – 3 видеолекции Нобелевского лауреата Даниэля Канемана
На 91-м году жизни скончался выдающийся психолог и лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман. Канеман Даниэль (Daniel Kahneman) — Психолог-когнитивист. Американо-израильский психолог и лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман умер на 91-м году жизни, сообщает The Washington Post со ссылкой на приемную дочь. Труд Даниэля Канемана «Думай медленно Решай быстро» — из тех, о которых все как минимум где-то слышали; он не случайно оказался на первой строке в рейтинге самых. Канеман Даниэль (Daniel Kahneman) — Психолог-когнитивист.
В возрасте 90 лет умер лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман
Сейчас мы приезжаем в аэропорт на беспилотном поезде, и нас это не беспокоит, это обычное явление. Когда они только появились, люди боялись в них ездить, — там же не было водителя! И эта трансформация происходит во всех сферах. Мы доверяем рекомендациям искусственного интеллекта — Netflix или Amazon, — потому что они довольно хороши, — не идеальны, но точно лучше тех, что мог бы дать человек. Лишь вопрос времени, когда люди будут полностью доверять ИИ. Если технологии ИИ будут развиваться настолько быстро, насколько мы предполагаем а это под большим вопросом , то нас ждут масштабные социальные потрясения. Множество людей одновременно останутся без работы. При этом роботы заменят не только тех, кто занимается ручным трудом. Под угрозой врачи, адвокаты, профессиональные инвесторы. Уже сейчас роботы успешно заменяют дерматологов, радиологов — это если говорить о медицинских профессиях.
Переход к новому социальному устройству будет очень болезненным. Вы можете все сделать правильно, но из-за чистого невезения все закончится катастрофой. Поэтому разумнее оценивать сотрудников не по результатам — которые зависят от различных обстоятельств, — а по действиям. Руководителям сложно абстрагироваться от результата. Все мы сильны задним умом: если результат плохой, мы оглядываемся на решения, которые ему предшествовали, и думаем: «Какие глупые решения! Чтобы изменить это в себе и научиться оценивать чужую работу не по результату, а по процессу, нужна серьезная самодисциплина. Важно, чтобы сотрудники не боялись принимать на себя риск, когда это нужно. В компаниях, где сотрудников наказывают за плохие результаты, страх перед риском становится чрезмерным. Хорошая стратегия — в случае, когда необходимо принять высокорисковое решение, поручить это группе, а не одному человеку.
По большому счету все, что я говорю, — это очень простые вещи, здравый смысл. Мне даже неловко, что я в каком-то смысле оказался голосом здравого смысла. С другой стороны, иногда люди более охотно верят экспертам, чем тому, что им подсказывает собственный разум. Что почитать, если вы уже читали «Думай медленно, решай быстро» Советы от Даниэля Канемана.
Канеман, автор бестселлера "Мышление быстро и медленно", выступал против представления о том, что поведение людей коренится в рациональном процессе принятия решений, а не в том, что оно часто основано на инстинкте. Работодатель Канемана, Принстонский университет, где израильско-американский ученый работал до своей смерти, подтвердил его смерть в среду в заявлении на своем веб-сайте. В 2002 году Канеман был удостоен Нобелевской премии по экономическим наукам в знак признания его исследований в области психологии и экономики, напоминает The Guardian.
Даниэль Канеман — автор теорий о когнитивных ловушках и принятии правильных решений вне зависимости от эмоциональных факторов. Он стал первым психологом, который получил Нобелевскую премию по экономике, а книги Канемана вошли ТОПы бестселлеров мировых финансовых изданий. Мы расскажем о 6 книгах, которые ученый советует читать тем, кто хочет научится избегать ловушек сознанияи эмоций, и принимать правильные логичные решения в самых стрессовых ситуациях. Но сначала — о книге самого Канемана. Автор объясняет закономерности двух видов мышления — медленного и быстрого. Когда мы осуществляем выбор в новой для нас ситуации, наш мозг «включает» медленное мышление. В привычных ситуациях мозг переключается на быстрое мышление, спонтанное, автоматическое. Именно тогда интуиция часто нас подводит, мы ошибаемся.
Израильско-американский автор, психолог, экономист. Известен своими работами в области поведенческой экономики, за которые он был удостоен в 2002 году Нобелевской премии по экономическим наукам, разделённой с Верноном Л. Опубликованные эмпирические результаты Канемана бросают вызов предположению о рациональности человека, преобладающему в современной экономической теории.
«Думай медленно... Решай быстро»: ключевые идеи бестселлера Даниэля Канемана
Известного психолога и обладателя Нобелевской премии Даниэля Канемана не стало на 91-м году жизни. Смотрите видео онлайн «Нобелевский лауреат Даниэль Канеман сказал» на канале «Портал в Науку! /. Даниэль Канеман — лауреат Нобелевской премии, который исследует, как люди принимают экономические решения в условиях неопределенности. Даниэль Канеман внес огромный вклад в развитие поведенческой экономики и психологии. В своём бестселлере лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года Даниэль Канеман рассказывает о причинах принятия неверных решений и как этого избежать.
Умер экономист Даниэль Канеман
Умер израильско-американский психолог и экономист, основоположник поведенческой экономики и лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман. But to be a successful leader, Daniel Kahneman suggests maintaining a healthy suspicion of your own intuition. До исследований психологов Даниэля Канемана и его коллеги Амоса Тверски считалось, что на финансовых рынках и в экономической жизни люди принимают решения, руководствуясь. В своём бестселлере лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года Даниэль Канеман рассказывает о причинах принятия неверных решений и как этого избежать.
«Думай медленно… Решай быстро», Даниэль Канеман: как повысить качество принимаемых решений
Но когда автор перешел от психологии к экономике, мне стало скучно. Люблю цифры, статистику и анализ, но написано занудно и поэтому последняя треть книги мне далась тяжело.
Так, как это сделал сам Канеман во время своей службы в ЦАХАЛ — ученый разработал систему отбора будущих офицеров, в основе которой были личностные профили кандидатов — и это повысило предсказуемость результатов их службы примерно втрое. Алексея Меринова Ошибки и результаты «В делах государственных надо обращать внимание не столько на то, как должен был бы князь поступать по указаниям разума, но на то, как он, вероятно, поступит по природе и привычкам своим; ведь князья часто делают не то, что должны, а то, что им кажется нужным; кто думает о них иначе, может жестоко ошибиться», — писал флорентийский политик Франческо Гвиччардини в середине XVI века. Даниэль Канеман с Гвиччардини бы согласился, ведь главное, что он предложил нам — отказаться от прогнозирования и анализа исходя из «как бы в такой ситуации поступил разумный человек» и сосредоточиться на вопросе, «как мы реально принимаем решения» и почему мы ошибаемся. Так, в статье «Hawkish Biases» «ястребиное поведение» , написанной в соавторстве с политологом Джонатаном Реншоном, Канеман объяснял, что практически все предубеждения, выявленные им за годы исследований, подталкивают человека к конфликту, а не к компромиссу. Причем эти предубеждения не имеют прямого отношения к политике, но политики тоже люди — и предвзятость в пользу ястребиных предпочтений сильно влияет на содержание политических решений. Решения намного важнее результатов, а хороший прогноз не тот, который сбылся, а тот, который был сделан с учетом всей доступной на момент прогноза информации. В то же время само по себе качество решений, принимаемых людьми, не определяет конечный результат их действий, говорил Канеман, — вы можете принять очень хорошее решение и получить в итоге плохой результат из-за невезения. Вы можете принять плохое решение и получить хороший результат — так сложились обстоятельства.
Его самая известная работа, «Думай медленно... Эта книга не только оказала значительное влияние на академическое сообщество, но и заставила массы людей далеких от науки задуматься о том, как человек обдумывает и принимает решения. Работа описывает два компонента человеческого мышления: «Систему 1» — быструю и интуитивную, и «Систему 2» — более медленную, осмысленную и логичную. Канеман был награжден множеством премий за свои научные достижения. Нобелевскую премию по экономике он получил не за экономическую теорию в ее традиционном понимании, а за вклад в понимание поведения участников рынка и развитие экономической психологии. Это награда стала признанием его работы в сфере расширении границ экономической науки.
Как мы помним, этот режим мышления не умеет управляться с неоднозначностью, поэтому нередко использует самый простой выход из ситуации, то есть просто избавляется от нее, стараясь приводить все последующие впечатления в соответствие с самым первым. В психологии это когнитивное искажение получило название эффекта ореола — этим термином описывается наша склонность сразу формировать мнение о человеке, воспринимать всё, что он делает, в соответствующем свете и приписывать ему черты, которые кажутся нам сообразными. Сам автор столкнулся с ним в своей преподавательской деятельности, при проверке студенческих работ. В какой-то момент он осознал, что, хотя в теории все задания должны в одинаковой мере влиять на оценку, на деле очень многое зависит от самого первого. Если студент выполнял его правильно, то автоматически записывался Системой 1 в категорию «хорошо подготовленных»: все дальнейшие ошибки казались негрубыми или случайными, а спорные моменты чаще решались в его пользу. Если же кто-то плохо справлялся с первым заданием, то остальные промахи как бы служили подтверждением недостаточности его знаний. Таким образом, две одинаковые по качеству работы могли получить разные оценки. Важным обстоятельством здесь является еще и то, что в борьбе с чрезмерной эмоциональной когерентностью Система 2 нам не помощник — или, вернее сказать, помощник в значительно меньшей степени. Обычно она выступает в роли пассивного наблюдателя и критика по запросу, однако когда речь идет об эмоциональном отклике, Система 2 превращается в защитника. Она идет на поводу у Системы 1, отбирая те факты и доводы, которые согласуются с существующими убеждениями, а не ставят их под сомнения. В общем, мы очень и очень не любим менять сложившееся отношение к чему бы то ни было. Значит ли это, что выхода нет? Есть, но он косвенный. Самое эффективное средство против эффекта ореола — устранение корреляции ошибок, то есть сбор информации из многочисленных независимых источников. Усредненное мнение о личности, предмете или явлении обычно оказывается значительно ближе к объективной истине, чем наша первая оценка. Соответственно, если Система 2 займется анализом и привлечением дополнительных сведений, то это поможет избавиться и от фактологических, и от эмоциональных искажений Эффект предшествования В нашем мозгу хранится огромный объем самой разнородной информации — образов, знаний, воспоминаний, убеждений и так далее. Большинство из них в каждый конкретный момент времени находится в пассивном резерве, однако какая-то часть активируется в процессе взаимодействия с окружающей действительностью. Мы сталкиваемся с чем-то, что вызывает в сознании определенную идею, которая через механизм ассоциативной памяти пробуждает другие, имеющие с ней какую-то связь. Этот сеть активированных идей составляет своего ближайший контекст для нашей внутренней жизни — и именно к ней в первую очередь обращается Система 1 в своей работе. Это значит, что на все наши решения и умозаключения в некоторой степени влияет то, что мы воспринимали и испытывали непосредственно до этого. Посмотрим на эти две картинки: Вряд ли у кого-то возникнут затруднения с восприятием того, что здесь написано, и вряд ли кто-то с первого раза заметит, что средние символы на обеих картинках одинаковы и могут быть прочитаны двояко. Глядя на первую картинку, мы активируем сеть «буквы», глядя на вторую — сеть «цифры», и, исходя из контекста, молниеносно решаем, как именно интерпретировать центральный символ. Эффект предшествования, или прайминга, срабатывает во всех сферах жизни и это открывает огромные возможности для манипуляции через подачу нужных стимулов. Так, один из неожиданных эффектов прайминга обнаружился при исследовании результатов выборов: в некоторых округах люди намного чаще поддерживали образовательные инициативы по той простой причине, что выборы проводились в зданиях школ. Корреляция с этим параметром оказалась даже выше, чем с процентом родителей среди избирателей. Подобная ситуация сложилась случайно, но нечто подобное вполне можно было бы подстроить и умышленно.
Умер нобелевский лауреат Даниэль Канеман, автор бестселлера «Думай медленно… Решай быстро»
Советы, которые дает Даниэль Канеман, универсальны. В США в возрасте 90 лет скончался лауреат Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман, экономист и психолог, автор трудов по поведенческой экономике. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман объясняет, почему мы подчас совершаем нерациональные поступки и как мы принимаем неверные решения. Даниэль Канеман рассказывает о современных исследованиях благополучия и тех результатах, которые ему и его коллегам удалось получить за последнее время. Советы, которые дает Даниэль Канеман, универсальны. Daniel Kahneman, a psychologist whose work casting doubt on the rationality of decision-making helped spawn the field of behavioral economics and won him a Nobel Prize, has died.
11 цитат Даниэля Канемана, которые научат вас понимать мысли и чувства других
Даниэль Канеман — психолог, нобелевский лауреат, один из основоположников психологической экономической теории и поведенческих финансов объясняет. О смерти Даниэля Канемана Критическое мышление, Научпоп, Даниэль Канеман, Некролог. From Daniel Kahneman's book, "Thinking, Fast and Slow, one of Kahneman's most frequently cited ideas posits that the future is not as unpredictable as commonly assumed. Daniel Kahneman: There are some conditions where you have to trust your intuition. До исследований психологов Даниэля Канемана и его коллеги Амоса Тверски считалось, что на финансовых рынках и в экономической жизни люди принимают решения, руководствуясь. Даниэль Канеман – один из самых авторитетных опровергателей теории рациональности принятия решений человеком.